Основная образовательная программа для детей с овз (VIII) вид муниципального образовательного бюджетного учреждения «Цвиллингская средняя общеобразовательная школа»
МУЗЫКА И ПЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
Задачи образовательные:
· формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
· формировать музыкально-эстетический словарь;
· формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
· совершенствовать певческие навыки;
· развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
· помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
· способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
· содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
· активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
· корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
· корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:
· музыкальными инструментами (фортепиано или электронно-музыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);
· техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор);
· музыкально-дидактическими пособиями (аудиои видеозаписи, компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых группах, подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в коллективных видах деятельности.
Содержание рабочей программы по музыке и пению.
1 класс (2 ч в неделю)
ПЕНИЕ
· Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.
· Певческий диапазон (ре1 — си1).
· Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.
· Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.
· Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.
· Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.
· Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.
· Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.
· Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
· Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
· Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.
· Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.
· Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.
· Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.
· Развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.
· Игра на музыкальных инструментах.
· Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).
музыкальный материал для пения
Первая четверть
· Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
· Во поле береза стояла. Русская народная песня.
· Савка и Гришка. Белорусская народная песня.
· Веселые гуси. Украинская народная песня.
Вторая четверть
· Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.
· Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).
· К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.
· Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.
Третья четверть
· Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
· Песня друзей. Из Мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.
· Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Четвертая четверть
· По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
· Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.
· Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.
Музыкальные произведения для слушания
· И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.
· К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок».
· Е. Крылатов — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».
· Д. Кабалевский. Клоуны.
· М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
· И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.
· А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.
· М. Глинка. Полька.
· П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».
· Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
· Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
· На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
· Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
· Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· характер и содержание музыкальных произведений;
· музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).
Учащиеся должны уметь:
· петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
· выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
· одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;
· правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
· правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1;
· различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
· различать песню, танец, марш;
· передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
· определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).
2 класс (1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
· Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
· Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.
· Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания на всем диапазоне.
· Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
· Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание исполнения.
· Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
· Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.
· Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и длительности (долгие — короткие).
· Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии в музыкальных произведениях.
· Формирование представлений о различных музыкальных коллективах: ансамбль, оркестр.
· Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: орган, арфа, флейта.
· Игра на музыкальных инструментах.
· Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение игре на металлофоне.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
· На горе-то калина. Русская народная песня.
· Каравай. Русская народная песня.
· Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
· Огородная-хороводная. Музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой.
Вторая четверть
· Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка И. Иорданского.
· Новогодняя. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с украинского М. Ивенсен).
· Новогодняя хороводная. Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева.
Третья четверть
· Песня о пограничнике. Музыка С. Богославского, слова О. Высотской.
· Песню девочкам поем. Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой.
· Мамин праздник. Музыка Ю. Гурьева, слова С. Вигдорова.
· Улыбка. Из мультфильма «Крошка Енот». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Четвертая четверть
· Бабушкин козлик. Русская народная песня.
· Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
· На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.
Музыкальные произведения для слушания
· К. Сен-Санс. Лебедь. Из сюиты «Карнавал животных».
· Л. Боккерини. Менуэт.
· Ф. Мендельсон. Свадебный марш. Из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
· С. Прокофьев. Марш. Из симфонической сказки «Петя и Волк».
· П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома».
· А. Спадавеккиа — Е. Шварц. Добрый жук. Из кинофильма «Золушка».
· Рамиресс. Жаворонок.
· С. Рахманинов. Итальянская полька.
· Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
· Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
· Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
· Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
· Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
· Когда мои друзья со мной. Из кинофильма «По секрету всему свету». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· Песенка Деда Мороза. Из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· высокие и низкие, долгие и короткие звуки;
· музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта);
· характер и содержание музыкальных произведений;
· музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Учащиеся должны уметь:
· исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
· различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
· исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
3 класс (1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
· Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
· Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.
· Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
· Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
· Развитие умения контролировать слухом качество пения.
· Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
· Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
· Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
· Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
· Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
· Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
· Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне.
· Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
· Веселые путешественники. Из одноименного кинофильма. Музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова.
· Песенка Крокодила Гены. Из мультфильма «Чебурашка». Музыка В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.
· Первоклашка. Из кинофильма «Утро без отметок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
· Дружба школьных лет. Музыка М. Парцхаладзе, слова М. Пляцковского.
Вторая четверть
· Снежная песенка. Музыка Д. Львова-Компанейца, слова С. Богомазова.
· Почему медведь зимой спит? Музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова.
· Новогодний хоровод. Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко.
Третья четверть
· Стой, кто идет? Музыка В. Соловьева-Седого, слова С. Погореловского.
· Праздничный вальс. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
· Песня Чебурашки. Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
· Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова З. Александровой.
Четвертая четверть
· Пойте вместе с нами. Музыка и слова А. Пряжникова.
· Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.
· Чунга-Чанга. Из мультфильма «Катерок». Музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина.
· Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
· Кашалотик. Музыка Р. Паулса, слова И. Резника.
Музыкальные произведения для прослушивания
· Ф. Шуберт. Аве Мария.
· Дж. Бизе. Ария Тореадора. Из оперы «Кармен».
· Дж. Верди. Триумфальный марш. Из оперы «Аида».
· В. Моцарт. Аллегро. Из «Маленькой ночной серенады», к. 525.
· М. Теодоракис. Сиртаки.
· П. Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Щелкунчик».
· Е. Крылатов. Крылатые качели. Из телефильма «Приключения Электроника».
· Ф. Шуберт. Музыкальный момент. Соч. 94, № 3.
· Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
· Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· Прекрасное далеко. Из телефильма «Гостья из будущего». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
· Бу-ра-ти-но. Из телефильма «Приключения Буратино». Музыка А. Рыбникова, слова Ю. Энтина.
· Облака. Музыка В. Шаинского, слова С. Козлова.
· Кабы не было зимы. Из мультфильма «Зима в Простоквашино». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная);
· музыкальные инструменты и их звучание (виолончель, саксофон, балалайка).
· Учащиеся должны уметь:
· выделять мелодию в песне и инструментальном произведении;
· сохранять при пении округлое звучание в верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
· распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками;
· сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;
· воспроизводить хорошо знакомую песню путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
4 класс (1 ч в неделю)
ПЕНИЕ
Закрепление певческих навыков и умений на материале.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
· Работа над кантиленой.
· Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
· Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
· Развитие умения определять сильную долю на слух.
· Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
· Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
· Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
· Развитие умения различать марши (военный, спортивный, праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго, хоровод).
· Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха, релаксации).
· Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и др.
· Игра на музыкальных инструментах.
· Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
· Обучение детей игре на фортепиано.
Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
· Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова и Л. Кондрашенко.
· Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.
· Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
· Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.
· Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.
Вторая четверть
· Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
· Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.
· Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка А. Флярковского, слова А. Санина.
· Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.
· Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Третья четверть
· Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.
· Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.
· Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.
· Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.
Четвертая четверть
· Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.
· Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.
· Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.
· Во кузнице. Русская народная песня.
· Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
· Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.
Музыкальные произведения для слушания
· В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».
· Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».
· К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».
· Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».
· Монте. Чардаш.
· В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331.
· Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».
· П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».
· М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
· Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».
· Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
· Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.
· Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.
· В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
· Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.
· Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· современные детские песни для самостоятельного исполнения;
· значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);
· народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
· особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
· особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Учащиеся должны уметь:
· петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
· ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;
· исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
· различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 ... страница 29страница 30
скачать
Другие похожие работы: