Отчет о деятельности детских библиотек Кемеровского муниципального района Кемеровской области в 2013 году
Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система
Кемеровского муниципального района
ОТЧЕТ
о деятельности детских библиотек
Кемеровского муниципального района
Кемеровской области
в 2013 году
2013
Содержание
1. Сведения о МБУ «ЦБС», сеть детских библиотек 3
2. Работа с читателями – детьми 4
2.1. Основные цифровые показатели
2.2. Читательский портрет современного ребенка 5
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность 6
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания,
информационно - досуговой деятельности 10
* Комплексные формы работы 10
2.4.1 Работа с дошкольниками 14
2.4.2 Краеведение 15
2.4.3 Экологическое просвещение.
Год охраны окружающей среды 19
2.4.4 Гражданско-патриотическое направление 21
2.4.5. Работа в дни каникул 25
2.4.6. Работа с одаренными детьми 29
2.4.7. Работа с детьми, имеющими ограниченные
возможности здоровья 30
2.4.8 Работа с родителями 32
2.4.9 Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Формирование информационной среды,
противодействующей асоциальным явлениям 34
2.4.11. Правовая культура 38
2.4.12. Популяризация чтения 39
2.4.13 Другие направления. 42
2.5. Индивидуальная работа с читателями-детьми 45
2.6 Кружки, клубы по интересам
2.7. Выставочная деятельность 47
3. Основные направления и формы работы с руководителями
детского чтения 49
4. Работа с детьми в сельских библиотеках 51
5. Библиотечные фонды Детский отдел 55
6. Справочно-библиографическое и информационное 57
7. Организационно-методическая работа 61
8. Библиотечные кадры 66
9. Работа по связям с общественностью, рекламная и
издательская деятельность 67
10. Перечень информационных продуктов и услуг 69
12. Карты инноваций 70
13. Приложение 74
Сведения о МБУ «ЦБС»
Название ЦБС (точно по Уставу) | Муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная библиотечная система Кемеровского муниципального района» |
Адрес: | |
почтовый индекс | 650503 |
район | Кемеровский |
населенный пункт | п.Ясногорский |
улица, дом | ул.Центральная, 10а |
сайт библиотеки | www.kem-cbs |
электронная почта (e-mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Калинина Наталья Анатольевна 8-384-2-609-629 (факс) |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | |
Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | Григорьева Ольга Степановна 8-384-2-609-112, 8-384-2-609-629 (факс) |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | 8-384-2-609-112 |
Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом) | Макеева Анна Николаевна 8-384-2-609-112 |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | |
Зав. отделом культуры (ФИО, тел. с кодом) | начальник УКС и МП Креков Анатолий Геннадьевич 560101 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
1.1. Какие изменения произошли в 2013 году:
Изменений в сети библиотек в 2013 не происходило
1.2. Материально-техническая база детского отдела.
Здание и помещение находятся в хорошем состоянии
Ремонтных работ не производилось
1.3. Приобретено (за счёт каких средств):
мебели; -
техники; - МФУ, ПК -2 (спонсоры)
оборудования -
другое.
2. Работа с читателями-детьми.
Структурных изменений в 2013 году не было, регламентирующая документация не изменялась.
Координация работы с социальными партнерами
Социальными партнерами библиотек по воспитанию духовно-творческой личности в первую очередь выступают педагогические коллективы общеобразовательных школ, детских домов, школ-интернатов, детских садов, творческие коллективы сельских домов культуры, музыкальных школ, домов творчества.
В тесном контакте работают библиотеки с сельскими администрациями, Советами ветеранов, инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми, центрами социальной защиты населения, медучреждениями.
Изменившиеся времена принесли и новые формы сотрудничества. Библиотекари налаживают контакты с добровольными объединениями детей и подростков, созданными на базе спортивных школ, с воскресными школами и религиозными организациями, с представителями уличных комитетов, волонтерскими группами.
2.1. Основные цифровые показатели детского отдела Центральной библиотеки п.Ясногорский
Заполните таблицу
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет п.Ясногорский | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК |
. | 1 | 2937 | 433 | 1208 | 123 | 1208 |
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2012 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.
Количество читателей не изменилось. Детский отдел охватывает своим обслуживанием 4 населенных пункта Ясногорской территории. Количество проживающих на Ясногорской территории (п.Ясногорский, с.Мазурово, д.Камышная, рзд.Буреничево) детей – 743, количество читателей – детей- 900 (посещают библиотеку девочки-подростки Губернаторской школы-интерната, учащиеся школы п.Пионер). Читательского резерва нет.
Для привлечения новых читателей в библиотеку больше внимания стало уделяться совместной работе с детскими дошкольными учреждениями, выступлениям на родительских собраниях с обзором предоставляемых услуг.
2.1.2. Книгообеспеченность одного жителя – 14,8
книгообеспеченность одного читателя - 11,3
2.1.3. Средняя дневная посещаемость – 14,6 (дети), 11,7
2.1.4. Обращаемость фонда -2,4
2.2. Читательский портрет современного ребенка
Состав читателей по возрастам
| Детский отдел | |
Дошкольники | 51 | |
По классам: | | |
| 1 | 72 |
2 | 99 | |
3 | 103 | |
4 | 122 | |
5 | 105 | |
6 | 119 | |
7 | 113 | |
8 | 116 | |
9 | 57 | |
10 | 47 | |
11 | 33 | |
Студенты | 9 | |
Работающая молодежь | 7 | |
Безработная молодежь | 12 | |
РДЧ | 58 | |
Прочие | 85 | |
ИТОГО | 1208 |
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей новинки (не более 5)
Д. Медоус. серия «Феи радуги»
З. Серебрякова. серия «Маленькая фея»
Е.Усачева. Серия «Любовь под знаком Зодиака»
Е.Матюшкина. Ага, попался.
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Фонд детского отдела соответствует читательскому спросу. Выполнять сложные запросы помогает Интернет и фонд взрослого отдела.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
2.3.1. Проекты.
Сколько всего разработано проектов в 2013 году? В каких грантовых конкурсах вы участвовали в отчетном году? Какие проекты были поддержаны финансово, какова выделенная сумма?
Наиболее удачные реализованные проекты.
С ноября 2010 работа МБУ «ЦБС» велась в рамках долгосрочной целевой программы «Культура Кемеровского муниципального района» (2010-2013гг).
Кроме этого МБУ «ЦБС» работает в рамках комплексной программы «Патриотическое воспитание граждан Кемеровского муниципального района на 2011-2015гг», комплексная программа «По профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних граждан Кемеровского муниципального района на 2011-2015 гг»
В 2013 году МБУ «ЦБС» работала по 3 проектам: «Кузбасс литературный», «Стань природе другом» (экологической направленности на 2013), «Передай добро по кругу» (работа с социально-незащищенной категорией на 2013).
Проект «Кузбасс литературный»
Срок реализации 2011-2013
Цели и задачи – знакомство подрастающего поколения с творчеством кузбасских писателей и поэтов, пропаганда произведений кузбасских и местных авторов, выявление молодых талантливых авторов
Формы и методы: организация и проведение творческих встреч, литературных вечеров, выпуск сборников стихов местных авторов, информационных буклетов о жизни и деятельности кузбасских авторов.
В грантовых конкурсах в 2013г МБУ «ЦБС» не участвовала.
Но принимала активное участие во многих районных конкурсах «Эколидер» (описание в отчете по экологии), «Ландшафтный дизайнер», «Новогоднее оформление», «Лето со смыслом» (описание в отчете «Летние каникулы»)
2.3.2. Сколько всего библиотечных программ в ЦБС? Сколько из них ориентировано на детей?
В МБУ «ЦБС» всего-11 программ, для детей- 7
Чаще всего библиотеки разрабатывают проекты, преимущественно краткосрочные, ориентированные на запросы пользователей, педагогов, администрации.
Программы:
Название: «Портив зла – все вместе» методико-библиографический отдел Центральной библиотеки
срок реализации: 2012-2013 гг
краткое содержание программы: Программа профилактики зависимости от вредных привычек и отклоняющегося поведения для младших школьников
цели и задачи программы: распространение информации об основах здорового образа жизни, его компонентах, принципах и информации о вредных зависимостях, как о формах аддиктивного и девиантного поведения, о физиологических, социальных и правовых последствиях данных форм поведения
организация системы профилактической работы на базе культурных и образовательных учреждений
создание досуговой альтернативы для детей
формы и методы реализации программы: просветительская, культурная работа (проведение культурно-эстетических, профилактических мероприятий)
*обновление и распространение учебно-методической литературы
*разработка, организация и проведение культурно-массовых мероприятий
* разработка учебных пособий и методических рекомендаций по методологии формирования системы здорового образа жизни
*формирование и пополнение базы данных сценариев
полученные результаты: снижение уровня социальной дезадаптации и досуговая занятость детей, сформирована база данных сценарных материалов, создание в библиотеках клубов и кружков различной направленности, увеличение количества мероприятий.
Программа экологического образования и просвещения «В союзе с природой» детский отдел п.Ясногорский
Срок реализации программы – 2013 – 2014 г.
Цели и задачи программы: углублять знания детей о проблемах экологии, о многообразии растений и животных, об изменениях в жизни растений по сезонам, прививать любовь к природе, понимание взаимосвязей между человеком и природой.
Формы и методы реализации программы: уроки, беседы, слайд-презентации, экскурсии, акции.
Ожидаемые результаты: обеспечение непосредственного участия пользователей в организации и проведении массовых мероприятий экологической направленности, преимущественно в акциях.
Программа: «Мы здесь живем и край нам этот дорог» библиотека д.Мозжуха
срок реализации: 2009-2013
краткое содержание программы: краеведческая программа
цели и задачи программы:
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому, формирование активной гражданской позиции
формы и методы реализации программы или проекта,
беседы, информационные часы, экскурсии, встречи, митинги, уроки памяти и др.
полученные результаты: Активизировалась краеведческо-поисковая работа, собран материал о деревне и односельчанах, оформлены папки, буклеты.
Программа: «Стану я природе другом» библиотека д.Черемушки
срок реализации 2012-2013
краткое содержание программы или проекта: программа поможет приобрести детям опыт взаимодействия с окружающим миром, который составит необходимую базу для формирования экологической культуры
цели и задачи программы: активизировать работу библиотеки в экологическом направлении, повышение уровня экологической грамотности, культуры
формы и методы реализации программы: акции, уроки, экскурсии
полученные результаты: непосредственное участие пользователей в проведении массовых мероприятий экологической направленности, чаще всего акциях.
Программа по краеведению «Здесь Родины моей начало» библиотека п.Новостройка
срок реализации: 2012-2014
цели и задачи программы: приобщение читателей к изучению истории Кемеровской области и Кемеровского района; осуществлять сбор информации по истории, экономике, культуре, экологии Кузбасса, Кемеровского района, развитие сервиса информационно - библиографических услуг в области краеведения; активизация рекламно - издательской деятельности библиотеки
формы и методы реализации программы: более широкое ознакомление населения с краеведческими материалами через организацию выставок, вечеров, бесед, уроков
полученные результаты: Повышение интереса к истории, художественной литературе родного края, налажено сотрудничество с областным домом литераторов.
Финансирования для реализации программ не поступало.
2.4. Основные направления библиотечного обслуживания, информационно-досуговой деятельности библиотеки (опишите наиболее интересное и актуальное)
Комплексные формы работы.
Неделя детской книги
Неделя детской книги – праздник всех читающих ребят, независимо от того, посещают они библиотеку или нет, праздник детства, праздник для писателей, издателей и библиотекарей. Праздник любознательных детей и взрослых, влюбленных в книгу, праздник веселых приключений, новых литературных открытий, встреч с интересными людьми.
В этом году неделя детской книги в библиотеках района преимущественно была посвящена творчеству писателей-юбиляров и книгам-юбилярам.
День открытия Недели детской книги в детском отделе п.Ясногорский прошел под названием «Нам книга праздник подарила». В актовом зале библиотеки дошколят и родителей встретила Королева Книга и предложила всем отправиться в увлекательное путешествие по Книжному королевству. Дети с радостью окунулись в мир литературных героев, где экскурсоводом вызвался быть Домовёнок Кузя. Почетным гостем на празднике стал Почтальон Печкин. Он пришел не с пустыми руками, а с поздравительными телеграммами от литературных персонажей. Неожиданное появление Бабы-Яги немного насторожило ребят, но ей не удалось запутать их своими вопросами: на все загадки они ответили без запинки. А потом каждому ребенку была подарена закладка со списком книг для чтения вместе с мамой. Всю неделю проходили конкурсы, викторины, игры, просмотры фильмов и, конечно, громкие чтения полюбившихся книг.
Неделя детской книги «Поэт родом из детства» в библиотеке с.Ягуново была посвящена 100-летию со дня рождения С. Михалкова. К праздничному открытию Недели были привлечены ребята из подготовительной группы детского сада «Колосок». Дети заранее выучили стихи, прочитали произведения писателя, нарисовали рисунки. В библиотеке работали две выставки: выставка-развал «Дядя Степа Михалков» и выставка детских рисунков «Я карандаш с бумагой взял». Для конкурса чтецов «Мы с приятелем вдвоем» ребята учили наизусть стихи С. Михалкова. А слайд-викторина «В веселой и доброй стране Михалкова» помогла определить самого внимательного читателя произведений.
Неделя детской книги «Как хорошо уметь читать!» (с. Елыкаево) была ориентирована на младших школьников, развитие их кругозора, более глубокое знакомство с отраслевой и художественной литературой. Для привлечения внимания ребят к отраслевой литературе в читальном зале библиотеки была оформлена книжная выставка «Мир в вопросах и ответах», проведены обзоры литературы.
Весенняя неделя добра
В конце апреля в Кузбассе проходила Весенняя неделя добра, где каждый день был наполнен разными делами: «Книжкин день» -ремонт книг, «Уроки добра» -рассказы о меценатах и людях, бескорыстно помогающих больным детям, «От сердца к сердцу»-визиты на дом к пожилым людям, одиноким пенсионерам, «Чистота вокруг»- уборка памятников павшим воинам.
В рамках «Недели добра»в библиотеке с.Елыкаево совместно со школой прошли акции «Открытка ветерану» и «Подарок ветерану», в ходе которых ребята мастерили своими руками поздравительные открытки и сувениры, которые вручались ветерану П.Кравцу и труженикам тыла на торжественном митинге 9 мая, а также во время визитов на дому.
Неделя здоровья
Мероприятия Недели здоровья были нацелены на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ. Проводимые тематические беседы, видеолектории, познавательно- игровые программы дают школьникам большой объем теоретических знаний, а конкурсные программы, викторины, акции, спортивные состязания, турниры позволяют не только проверить полученные знания, но и правильно организовать досуг.
Областная Неделя жизни
В рамках «Недели жизни» в библиотеке п. Новостройка прошел час досуга «Я и мир вокруг».
Никогда так сильно не ощущалось в обществе дефицита доброты и милосердия, как в последние годы. О том, что же такое доброта и как важна она в нашей повседневной жизни, говорили библиотекари и ученики средних классов. В ходе мероприятия прозвучали афоризмы, мудрые мысли философов, писателей, ученых о добре; пословицы и поговорки русского народа. Прочитали стихи русских поэтов о милосердии, доброте. Библиотекари прочитали статью из журнала «Юный натуралист» «Осторожно, жизнь!» о том, как важно с детства понимать важность и ценность живой природы, бережно и трепетно относиться к растениям и животным. Каждый из подростков рассказал о случае из своей жизни, когда он сделал доброе дело, или ему помогли в трудной ситуации.
На мероприятии можно было познакомиться с сайтом «За добро. ру». В его виртуальном пространстве могут встретиться те, кто нуждается в помощи и те, кто готов её оказать.
Тематические дни
В течение года в библиотеках района проходило множество тематических дней: это и единые тематические дни посвященные календарным праздникам («День матери», «День дружбы», «День героев Отечества», «день России», «День космонавтики», «День солнца», и др.), а также дни, посвященные юбилейным датам: «95-летие ВЛКСМ», «день Конституции-20лет», «день памяти героев Сталинградской битвы» и др.
В рамках празднования Дня Земли в библиотеке с.Ягуново совместно с учащимися Ягуновской СОШ прошел ряд мероприятий. Была оформлена выставка-развал «Эта хрупкая планета земля», организован конкурс рисунков «Наш дом земля». С ребятами 3 класса проведен информационный час «Земля – наш общий дом» и экологическая викторина «Знатоки природы». Ребятам рассказали о том, какие проводятся акции ко Дню Земли, обсудили глобальные проблемы окружающей среды, поговорили о правилах поведения на природе. В заключении мероприятия дети выступили с ответным словом и пообещали не только сами беречь природу, но и призывать к этому других. Каждый ребенок получил закладку-памятку.
В «День космонавтики» в библиотеке СОШ п.Кузбасский ходе беседы «Путь во Вселенную» ребята познакомились с достижениями и открытиями в области космонавтики, рассказали о вкладе русских ученых, космонавтов в развитие космического пространства, приняли участие в выставке рисунков « Мой космос». в библиотеке п.Черемушки во время познавательно –игровой программы «Приглашает космодром» Ведущий пригласил ребят совершить заочное путешествие в космос. Участники выяснили, что для этого требуются такие качества как внимание, смелость, ловкость, смекалка, знания. Но прежде чем отправиться в полет, участникам нужно было пройти теоретическую подготовку: отвечали на вопросы о космосе, космонавтах. Для полета каждая команда нарисовала себе ракету и выполнив все задания взлетной комиссии, вывела корабли на орбиту. Чтобы хорошо ориентироваться в космическом пространстве, путешественники приняли участие в конкурсе «Компас» - решали примеры, и записывали ответы в порядке возрастании, а потом подставляли буквы и читали получившиеся слова. Также участникам путешествия довелось встретиться с инопланетянами, которые поинтересовались кто же населяет планету Земля, как люди общаются друг с другом и т.д.
В «День дружбы» малышей из летнего оздоровительного лагеря п.Ясногорский пригласили принять участие в игровой программе «Будем крепко мы дружить! Будем дружбой дорожить!». После краткого сообщения о международном дне Дружбы, дети рассказали о своих друзьях, о хороших и плохих качествах, вспомнили пословицы о дружбе, поиграли в командные игры на сплоченность и взаимовыручку.
В «День народного единства» детский отдел п.Ясногорский пригласил школьников совершить виртуальное путешествие по времени «Навеки в памяти народной», на котором они прослушали историческую справку о народном ополчении, о тех, кто возглавил народное движение и победил польских захватчиков. Кроме этого ребята узнали и о других героических событиях в истории нашей Родины: о войне 1812 года и о Бородинском сражении, вспомнили о победе в Великой отечественной войне. Ребята сделали вывод о том, что только в единстве наша сила.
Пушкинский день России
В игре-викторине «На солнечной поляне Лукоморья» (п.Ясногорский) принимали участие дети младшего школьного возраста. Ребята успешно справились с вопросами всех туров и активно проявили себя в конкурсах. Дети ловили золотых рыбок, изображали морскую фигуру, запасали «картошку» старику и старухе на зиму, удачно отвечали на все вопросы викторины.
Путешествие по сказкам «Сказочный денек» (д.Усть-Хмелевка) началось для команд с интеллектуальной викторины по биографии писателя. Телеграмма от царя Додона заставила ребят задуматься над мудреными и шуточными вопросами по сказкам А.С.Пушкина. самым интересным и веселым получился последний этап путешествия «Театральное представление» -команды показывали отрывки из сказок А.С.Пушкина.
Ежегодно в сентябре библиотека с.Ягуново совместно с коллективом школы проводит День здоровья в форме общешкольного туристического слета. Главные цели этого мероприятия - укрепление физического и психического здоровья и поддержание хорошего настроения, привитие учащимся навыков организации интересного активного отдыха, развитие и пропаганда массового школьного туризма, повышение туристического мастерства учащихся и учителей, проверка туристических навыков и умений, сплочение школьного коллектива.
На турслете «В здоровом теле – здоровый дух» ребята не только состязались в спортивных эстафетах, но и демонстрировали свои туристические навыки. В этот день проводились конкурсы визиток команд, походного блюда, разжигания костра, умения вязать туристические узлы и др. Во всех соревнованиях ребят поддерживали их учителя и родители. После оздоровительной части слета команды приняли участие в конкурсах, которые приготовили для них библиотекари: начальные классы делали поделки из природного материала, ребята 5-9 классов рисовали листовки на тему «Мы за здоровый образ жизни».
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: