Отчет о деятельности детских библиотек Кемеровского муниципального района Кемеровской области в 2013 году
2.5. Индивидуальная работа с читателями-детьми
Индивидуальное библиотечное обслуживание ориентировано на удовлетворение информационных запросов конкретного читателя. В задачи индивидуального обслуживания входят: удовлетворение информационных потребностей читателя, содействие повышению уровня культуры чтения и информационной культуры читателя, организация сотрудничества читателя и библиотекаря на всем протяжении пользования читателем библиотекой. Индивидуальная работа с юным пользователем (индивидуальная беседа при записи, при возврате книг, индивидуальное информирование, индивидуальная рекомендация и др.) помогает самораскрытию, самопознанию, самовыражению пользователя во всех сферах его деятельности: учебной, досуговой и др.
Ориентирующая беседа при записи в библиотеку чрезвычайно важна для ребенка, впервые познакомившегося с библиотекой. В ходе беседы происходит ознакомительная экскурсия по библиотеке, читателя знакомят с возможностями, информационными ресурсами, правилами пользования библиотекой.
Рекомендательная беседа строится так, чтобы читатель захотел взять книгу, заинтересовался темой, творчеством автора.
Беседа-диалог о прочитанном способствует расширению круга чтения, помогает сориентировать читателя на отраслевую литературу.
Изучив читательские предпочтения библиотекарь по запросу читателя проводит индивидуальное информирование.
Все чаще школьники начальных классов видят в библиотекаре собеседника, с которым можно обсудить не только прочитанное, но и интересующие его вопросы. Поэтому приходиться порой быть психологом и учиться не только самому находить правильное решение, но и объяснить детям, как лучше поступить или что сделать в сложившейся ситуации.
На наш взгляд индивидуальная работа является залогом успешного воспитания грамотного читателя, коммуникабельного человека и успешной личности. Нас очень радует, когда спустя много лет к нам приходят повзрослевшие читатели, чтобы поделиться своими успехами в жизни и сказать, что всегда с большой теплотой вспоминают библиотеку своего детства.
2.6. Работа кружков, клубов по интересам для детей (Название клуба/кружка, направление деятельности, категория читателей, наиболее интересные мероприятия).
Кружки и клубы в библиотеках в 2013 году
название | Направление деятельности | Категория читателей |
Клуб «Мой друг компьютер» п.Новостройка | познавательное | подростки |
Кружок «Рукодельница» д.Мозжуха | Развитие творческих способностей | подростки |
Кружок «Почемучки-умелые ручки» д.Береговая | Информационно-познавательный | дети |
Клуб «Олененок» ДО п.Ясногорский | экологический | дети |
Клуб «Мой друг компьютер» ДО п.Ясногорский | Информационно-познавательный | дети |
Студия детского творчества «Город мастеров» ДО п.Ясногорский | Развитие творческих способностей | дети |
Клуб «Видеолицей» ДО п.Ясногорский | Информационно-познавательный | дети |
Клуб «Моя малая Родина» ЦБ п.Ясногорский | Информационно-познавательный | подростки |
Клуб «Кузбасс литературный» ЦБ п.Ясногорский | Информационно-познавательный | подростки юношество |
В Детском отделе п.Ясногорский прошел познавательный час «Трели звонкие поют» в рамках клуба «Оленёнок», посвященный Международному дню птиц. Дети узнали, что птиц на земле столько, что не хватит целой жизни, чтобы их пересмотреть. Библиотекарь прочла стихи о птицах, рассказ Евгения Пермяка «Мать-мачеха» о кукушке и её кукушатах, загадала загадки и поиграла в игру «Назови лишнюю птичку». Дети с любопытством рассматривали многочисленные виды птиц, удивлялись яркому, красивому их оперению и экзотическим названиям. В заключение мероприятия все с особым вниманием посмотрели мультфильм «Оранжевое горлышко» о жизни куропаток.
Студия детского творчества «Город мастеров» (Руководитель рукодельница Светлана Анатольевна Мазакова) первый год работает с бисером. Начиная с азов девочки учатся истинному мастерству бисероплетения, от малюсеньких поделок до настенных панно и объемных композиций.
2.7. Выставочная деятельность
Общее количество выставок для детей, виды выставок. Опишите самые интересные выставки (на примере 2-3 выставок), их актуальность, наглядность, полноту раскрытия заявленной проблематики, соответствие читательским потребностям, новизну форм.
Зная, что в восприятии детьми окружающего мира огромную роль играет наглядность, стараемся, чтобы выставки были красочными, яркими, добавляем сказочных персонажей, игрушки, иллюстрации.
Общее количество выставок оформленных для детей Детским отделом в 2013 году- 15 .
Виды выставок: семейная книжная выставка, выставка – обзор, выставка одной книги, выставка одного автора, выставка – рекомендация, выставка – игра, выставка детского рисунка, выставка справочно-энциклопедических изданий, выставка – сказка, внутриполочная выставка, выставка книжных новинок, выставка-фантазия из природных материалов.
Побродить по книжной выставке «Путешествуем по сказкам Шарля Перро» (ДО п.Ясногорский) пригласил ребят Кот- в сапогах. Дети могли полистать, почитать и нарисовать иллюстрацию к поправившему произведению.
Выставка-викторина «Певец родной природы», посвящённая 140-летию со дня рождения М.М. Пришвина (п.Ясногорский), давала ребятам возможность познакомиться с книгами и сборниками рассказов замечательного русского прозаика, а также найти в них ответы на вопросы викторины «Про хвосты, усы и лапы».
Для малышей п.Ясногорский была оформлена выставка –игра «Моя Вообразилия» по творчеству М.Заходера. Мягкие игрушки -прототипы героев книг предлагали детям почитать веселые стихи, забавные истории.
В библиотеке с.Елыкаево оформлена выставка – рекомендация «Литературный круиз» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выставка – рекомендация состоит из четырех разделов:
1 раздел «В кругу друзей из книг» - здесь представлены сказки, рассказы для ребят начальных классов;
2 раздел «Маленькие книжные радости» - в этом разделе ребята увидят свои любимые произведения в мини формате – «книжки - малютки»;
3 раздел «Стихокарусель» - юные любители стихотворного жанра найдут в представленном разделе свои любимые стишки;
4 раздел «Сказки малютки на 2-3 минутки» - этот раздел для самых юных пользователей, которые посещают библиотеку с мамами и бабушками.
Выставка привлекает внимание ребят не только пользователей младшего возраста, но и ребят постарше, ведь они самостоятельно могут подобрать литературу для своих младших братьев и сестер.
Очень много в библиотеках оформляется информационных выставок-стендов, посвященных календарным праздникам.
Для того чтобы пользователи детского отдела с. Елыкаево смогли оценить всю красоту зимнего пейзажа была оформлена выставка-вернисаж «Природа в белом». На выставке представлены изображения зимнего леса, калины под снегом, деревьев в белом убранстве, озера, ледники. Ребята и взрослые пользователи библиотеки с удовольствием просматривали выставку, ведь белый наряд природы очаровывает и завораживает. Выставку -вернисаж «Природа в белом» (с.Елыкаево) дополняли не только репродукции картин известных мастеров, но и фотоработы юных читателей библиотеки.
В библиотеках д.Мозхужа, п.Щегловский, с.Березово, п.Ясногорский были оформлены тематические полки «Новогодняя открытка», «Новогодняя игрушка», просмотрев которые пользователи могли проследить за эволюцией новогодней открытки и игрушки.
Выставка - просмотр «Рождественская сказка» (п.Щегловский) состояла из книг, журналов, повествующих о зиме, о рождественском празднике. Кроме художественных произведений ребятам была предложена литература из серии «Мастерим сами», просмотрев которую школьники мастерили поделки и приносили их на выставку.
Дни стоят погожие и сухие, а в полдень через облачные гряды проглядывает солнышко, разливая короткое, прощальное тепло. Шелестит бронзовая метель листопада, шуршат под ногами опавшие листья, но куда ни взгляни – живописный карнавал красок и неповторимое очарование осени. Проникнуться и полюбоваться красотой осенней природы приглашает книжно-иллюстрированная выставка «Но так сумасшедше прекрасна недолгая эта пора!» с.Елыкаево, на которой представлены лучшие произведения советских и зарубежных писателей-натуралистов, журналы «Свирелька», осенние иллюстрации и картины.
В библиотеке оформлен тематический стенд «В золотом наряде вновь пришла к нам осень», где можно прочитать стихи про осень, узнать осенние приметы, отгадать загадки.
В библиотеке с.Барановка была оформлена выставка рисунков «В гостях у сказки». Каждый ребенок должен был нарисовать понравившуюся ему сказку и поместить книгу с ней на выставку.
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения.
В первую очередь для педагогов, воспитателей выделен и оформлен раздел в книжном фонде с учетом интересов и информационных потребностей читателей этой категории.
Эффективному информационному обеспечению также способствует СБА библиотеки: тематические картотеки «Картотека сценарного материала», «В помощь педагогу», электронные ресурсы «База данных сценариев», «Методические разработки к календарным праздникам», тематические папки.
Информационно-библиографическое обслуживание руководителей детского чтения можно разделить на индивидуальное, групповое и массовое, хотя вся работа осуществляется в комплексе.
Абонентами индивидуального информирования являются учителя-предметники, воспитатели. Информационные списки для индивидуального информирования включают документы не только из фондов наших библиотек, но и благодаря ЭБК и других библиотек тоже.
Групповая и массовая работа включает в себя наглядные формы информирования: тематические стенды «Изучаем историю», «Скоро экзамены» и информационные выставки «Для вас, предметники», «Экологическое образование», «Педагогика», выставки новинок и экспресс – выставки периодики «Выписываем для вас», «Мы новенькие».
На выставках -просмотрах демонстрируются не только новые книги, но и книги не потерявшие своей актуальности: «Ребенок. Подросток. Взрослый», «Семейная педагогика», «Семья и я».
Первоочередной задачей в рамках сотрудничества с педагогами, библиотекари видят своевременное информирование о новой литературе. Дни информации и дни специалиста проходят для воспитателей и педагогов начальных классов. Эти комплексные мероприятия предусматривают информирование о новой литературе, поступившей в библиотеку, посредством тематических выставок, библиографических обзоров, бесед. Так, во время дня информации «Особенности развития детей различных возрастных групп» воспитатели с большим интересом прослушали информацию о новых книгах по психологии и педагогике, задавали психологу много вопросов, касающихся воспитания разных категорий детей. Для более углубленного изучения проблемы взяли книги домой.
К календарным праздникам библиотекари проводят праздничные мероприятия.
Стало доброй традицией празднование Дня Учителя ветеранами педагогического труда в библиотеке п.Щегловский . Тема нынешнего «педсовета» была «Мой первый урок».И смешное и грустное вспоминали педагоги, своих учеников, коллег, поздравляли друг друга. Библиотека встречала педагогов пирогами и памятными сувенирами.
Учительские посиделки «Все цветы и нежные слова» собрали в библиотеке п.Звездный воспитателей, педагогов, наставников, тренеров и других людей, чья профессия — образование и развитие других. На посиделках читали стихи, звучали песни для всех. После поздравлений проходили конкурсы, проводились игры.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках.
4.1. Соответствует ли фонд сельской библиотеки потребностям ее пользователей (в частности детей и подростков)?
Проанализировав полученные данные о составе и использовании детского и справочного фонда, можно сделать вывод, что фонды сельских библиотек не соответствуют читательскому спросу. Не достаточно произведений современных авторов для детей и подростков. В большинстве сельских библиотек мало справочных изданий для детей.
4.2. Сколько и какие газеты и журналы выписывают сельские библиотеки для детей и подростков? Укажите библиотеки-филиалы, в которых не выписано ни одного названия газет и журналов для детей и подростков в 2013 году и на 1 полугодие 2014 года.
Наименование сельской библиотеки | Количество, наименование журналы |
библиотека с.Адреевка | 3- Веселый колобок, Смешарики, Феи |
библиотека с.Барановка | 4- Веселые картинки, Маруся, Свирелька, Юный эрудит |
библиотека с.Березово | 4 -Юный краевед, Веселый колобок, Маруся, Веселые картинки |
библиотека д.Сухая речка | 1- Веселый колобок |
библиотека с. Верхотомское | 1 -Солнечный зайчик |
библиотека д.Сухово | 1 -Смешарики |
библиотека с.Елыкаево | 5- «Детская газета»,«Мистер Самоделкин», «Нафаня», «Мой друг компьютер», «Волшебный» |
библиотека п.Звездный | 4- Веселые уроки, Миша, Веселые картинки, Свирелька |
библиотека п.Черемушки | 3 -Веселый колобок, Солнечный зайчик, Принцесса |
библиотека п.Кузбасский | 3 -Маруся, Смешарики, Принцесса |
библиотека с.Мазурово | 1- Веселые уроки |
библиотека д.Мозжуха | 5- Веселый колобок, Свирелька, Юный эрудит, Волшебный ключик, Незнайка |
библиотека п.Металлплощадка | 2 -Солнечный зайчик, Веселые уроки |
библиотека с.Силино | 2 -Веселый колобок, Веселые уроки |
библиотека д.Старочервово | 5- «Веселый колобок» «Веселые картинки, Миша, « Чудеса и тайны», «Юный эрудит» |
библиотека п.Новостройка | 4 -Веселый колобок, Маруся, Принцесса, Свирелька |
библиотека д.Упоровка | 4- «Геоленок, Веселый колобок, Принцесса, Маруся |
библиотека д.Усть-Хмелевка | 4: «Тошка и компания», «Смешарики», «Веселый колобок», «Маруся» |
библиотека п.Пригородный | 3 -Волшебный, Смешарики, |
библиотека д.Береговая | 5- Юный эрудит, Веселый колобок, Маруся, Простоквашино, Мурзилка |
библиотека п.Щегловский | 5 -Маруся, Принцесса, Мурзилка, В мире животных, Веселые уроки |
библиотека с.Ягуново | 3 -Веселый колобок, В мире животных, Простоквашино, Маруся |
библиотека п.Благодатный | 5 -Веселый колобок, Мишуткины сказки, Непоседа, Сказочный мир, Волшебный, |
библиотека д.Камышная | 1- «Солнечный зайчик» |
библиотека п.Разведчик | 2 -Веселый колобок, Маруся |
библиотека п.Успенка | 2 названия «Волшебный», Веселые картинки |
библиотека д.Сосновка 2 | 1 Веселые картинки |
На 1 полугодие 2014 года во все библиотеки периодика выписана
4.3. Какие темы и формы работы с детьми в сельской библиотеке наиболее актуальны и почему?
Работа с детьми в сельских библиотеках практически ничем не отличается от работы в городских округах. Нравятся детям литературные гостиные (приглашаются новые интересные люди), информационно-познавательные часы (получают полезную информацию), громкие чтения (дети младшего возраста больше любят слушать, чем читать сами, поэтому такие формы работы востребованы с дошкольниками и 1-2-м классами), конкурсно-игровые программы, творческие мастерские, акции (интересно, весело, необычно, что нравится детям любого возраста).
Наиболее актуальные темы: «Читаем всей семьей», «Мир вокруг нас», «Интересное, полезное чтение».
4.4. Напишите населенные пункты, которые не имеют стационарной библиотеки; не обеспечены библиотечным обслуживанием детей (перечислите эти села и количество жителей в них, в том числе количество детей до 14 лет включительно).
Цифровые показатели
Читатели дети – 6491
Посещения- 99504
Книговыдача -188347
Статистика – 2013
по жителям сельских поселений Кемеровского муниципального района,
не охваченных библиотечным обслуживанием
| жители | дети | стационарная библиотека | примечание |
ПО РАЙОНУ | 46034 | 8142 | | |
АРСЕНТЬЕВСКАЯ | | | | |
п.Бердовка | 13 | 0 | | - |
п.Вотиновка | 80 | 13 | | учатся в п.Разведчик, посещают библиотеку п.Разведчик |
п.Ровенский | 108 | 17 | | учатся в п.Разведчик посещают библиотеку п.Разведчик |
п.Сосновка | 31 | 3 | | - |
д.Дмитриевка | 30 | 2 | - | обучаются в п.Успенка |
с.Нижняя Суета | 60 | 9 | | - |
п.ЮгоАлександровка | 11 | 0 | - | - |
БЕРЕГОВАЯ | | | | |
п.Смирновский | 94 | 19 | | учатся в Береговая |
д.Смолино | 354 | 35 | | передвижка |
п.Ленинградский | 408 | 101 | | учатся в п.Кузбасский |
д.Маручак | 57 | 10 | | |
БЕРЁЗОВСКАЯ | | | | |
д.Пугачи | 172 | 18 | | учатся в с.Березово |
ЕЛЫКАЕВСКАЯ | | | | |
п.Панинск | 9 | 0 | - | - |
п.Привольный | 140 | 23 | | расположен рядом с г.Кемерово |
д.Александровка | 8 | 3 | | - |
д.Тебеньковка | 222 | 37 | | передвижка |
д.Вознесенка | 4 | 0 | - | - |
д.Журавлёво | 102 | 26 | | учатся в с.Елыкаево |
д.Жургавань | 83 | 21 | | учатся в с.Елыкаево |
д.Урманай | 0 | 0 | - | - |
д.Солонечная | 147 | 19 | | учатся в с.Елыкаево |
д.Илиндеевка | 4 | 0 | - | - |
д.Воскресенка | 142 | 17 | | учатся в с.Елыкаево |
д.Малиновка | 1 | 0 | - | - |
д.Ляпки | 140 | 24 | | учатся в д.Старочервово |
д.Осиновка | 224 | 22 | | передвижка |
п.Михайловский | 0 | - | - | - |
ЗВЁЗДНАЯ | | | | |
д.Денисово | 16 | 0 | | |
д.Крёково | 25 | 1 | | |
п.Семёновский | 6 | | | |
СУХОВСКАЯ | | | | |
ЩЕГЛОВСКАЯ | | | - | |
д.Новая Балахонка | 215 | 31 | | учатся в п.Щегловский |
п.Новоподиково | 87 | 4 | | - |
д.Пещерка | 189 | 20 | | передвижка |
п.Известковый | 25 | - | - | - |
д.Подъяково | 160 | 24 | | учатся в д.Усть-Хмелевка |
п.Солнечный | 205 | 33 | | передвижка |
д.Старая Балахонка | 105 | 10 | | учатся в д.Барановка |
д.Сутункин Брод | 1 | - | - | - |
ЯСНОГОРСКАЯ | | | | |
рзд.Буреничево | 201 | 26 | | передвижка |
ЯГУНОВСКАЯ | | | | |
д.Заря | 103 | 16 | | учатся в с.Ягуново |
п.Мамаевский | 140 | 32 | | учатся в с.Ягуново |
п.Новоискитимск | 1028 | 151 | | расположен вблизи г.Кемерово |
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: