NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о деятельности детских библиотек Муниципального бюджетного учреждения


2.4.6. Работа с одаренными детьми.

Особое внимание в библиотеках уделяют этой категории читателей. К ним относятся учащиеся школы искусств, дети, которые занимаются в различных клубах, кружках, секциях. Эти дети – читатели наиболее общительны, контактны. Они первые помощники библиотекарей при проведении больших праздничных мероприятий.

Ко всем нашим читателям стараемся найти индивидуальный подход. Ребятам, участвующим в различных олимпиадах, конкурсах подбираем максимально полный дополнительный материал, помогаем в оформлении работ.

2.4.7. Социальное направление деятельности библиотеки. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, воспитанниками детских домов.

Дети-инвалиды – это особая категория читателей, которых обслуживает библиотека. Обеспечить равный для всех доступ к книжным богатствам – основная цель любой библиотеки.

Имеем тесную связь с органами социальной защиты, Специального отдела в библиотеке для детей-инвалидов нет, обслуживаем их вместе со всеми детьми, и не ограничиваем в общении со сверстниками, но при этом со всеми ведется индивидуальная работа.

Активная работа с воспитанниками детских домов ведется по программе «Азбука закона и права» (См в разделе 2.4.10. Правовая культура).
Библиотека – филиал №9

Дети из многодетных семей, посещающие социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних, стали активными участниками проведенных для них мероприятий: конкурсно – игровая программа «А ну – ка, девушки!», познавательно – игровая программа «Космические приключения», занимательная викторина «Знаешь ли ты?», морской калейдоскоп «В подводном царстве Нептуна» и другие. Всего проведено 7 мероприятий, на которых присутствовало 88 детей. В центре был организован пункт выдачи литературы. Читателями его стали 23 ребенка. Они два раза в месяц знакомились с новыми периодическими изданиями, детскими книгами.
2.4.8. Работа с родителями. Работа с женщинами, ожидающими ребенка.
Детская библиотека – культурно-образовательный и досуговый центр. Только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи достигается успех в приобщении детей к чтению, и понятию рейтинга книги в жизни детей и в семье. Поэтому работа с родителями является одним из направлений работы библиотеки. На тематическом комплексе литературы «Мир читающей семьи», представлена литература по проблемам семьи и семейного чтения, воспитанию детей, ЗОЖ. Цель: оказание помощи родителям в их педагогическом самообразовании, как подготовить ребенка к школе и помочь успешно учиться.
Дайджесты: «Искусство быть читателем» и «Игры для всей семьи», выпускаемые библиотекой, пользуются спросом. Беседы и обзоры книг «Мудрость общения», «Как научить ребенка читать» «Сказкотерапия детских проблем», «Как быть вместе», «Семья и книга», «Готов ли ребенок к школе», «Обойдемся без капризов» «Как говорить с детьми» и др., помогают родителям выбрать книги по воспитанию детей. С родителями, как и с детьми, ведется индивидуальная работа. Родителей знакомят с новинками литературы. Родители – активные участники клуба семейного чтения «Читает семья», а также и других мероприятий, проводимых библиотекой.

Очень часто младший читальный зал посещают родители с детьми. Что очень радует нас, как сотрудников библиотеки. Здесь полная свобода выбора! Красочные книжки с замечательными иллюстрациями и крупным шрифтом, книжки-игрушки и книжки-малышки. Заботливые мамы и папы приводят сюда своих малышей с раннего возраста. Нашему самому юному читателю всего 1,5 года.

Со своей стороны мы оказываем помощь в подборе вспомогательной литературы по воспитанию детей. Предлагаются книжки – малышки по развитию речи, памяти и др. Такая форма работы необходима, так как родители вместе с детьми посещают библиотеку и ребенок, уже с более раннего возраста, учится выбирать любимые книжки самостоятельно. А родители в свою очередь получают необходимые рекомендации: «Как воспитать у детей интерес к чтению».

Женщины, ожидающие ребенка и имеющие новорожденных детей, не остаются без внимания. Для них оформлена выставка «Здоровье ребенка в ваших руках», выписываются журналы «Мой ребенок», «Мой маленький», «Мой кроха и Я». Им рекомендуется следующая литература:

  1. Настольная книга молодой мамы. (От рождения до школы).

  2. 1000 советов. Уход за ребенком от рождения до 3 лет.

  3. Белоглазов Д.Н. Здоровье вашего ребенка.

  4. Полянина А.Ю. « Мать и дитя».

  5. Красикова И. « Лечебная гимнастика и массаж для детей первого года жизни», и др.

Наши усилия не проходят даром - в последние годы отмечено повышение интереса со стороны родителей к чтению детей и библиотеке.


Библиотека – филиал №9

При посещении родителями библиотеки, сотрудники помогают подобрать для чтения ребенку необходимую книгу в соответствии с его интересами; также проводятся индивидуальные беседы, консультации по темам: «Как развивать интерес к чтению?», «Беседуем о прочитанном», «Книга лечит» и т. д..


      1. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми.


Мероприятия Детской библиотеки (см в разделе 2.4.10. Правовая культура)
Библиотека – филиал №9
Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.

Увлекательное путешествие в страну «Здравушка» с элементами театрализаии проведено с учащимися 2-х классов. Принимая участие в занимательных играх, конкурсах «Веселая расческа», «Красивая улыбка», «Мастер мыльных пузырей» и других дети показали тетушке Грязнуле, какие они ловкие и умелые, а с царицей Гигиеной пришли к выводу, что соблюдение личной гигиены – обязательный компонент режима дня школьника, что содержать свое тело и одежду в чистоте и опрятном виде необходимо каждому человеку. Мероприятие проведено 5 раз, присутствовало 98 человек.

Работа с трудными детьми в библиотеке сводится к доверительным индивидуальным беседам по различным темам (взаимоотношения со сверстниками, проблемы поведения, отношение к учебе и другие) с целью помочь им разобраться в той или иной жизненной ситуации. Также стараемся выявить их интересы и привлечь к чтению книг. Всего библиотекой пользуются трудных детей.


      1. Правовая культура.


Одно из важнейших условий развития нашего общества – воспитание граждан, обладающих высокими нравственными качествами, знающих и уважающих законы своей страны. Целью государственной политики в области воспитания подрастающего поколения является создание условий для реализации и обеспечения прав на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции РФ. Мероприятия Детской библиотеки, проводимые в рамках выше названных направлений, призваны сформировать у подрастающего поколения систему ценностей и гражданское самосознание. Активное вовлечение подростков в сферу права и его основных незыблемых принципов – справедливости, законности – позволит осознать каждому свою личную ответственность за будущее России, сформирует желание строить гуманное государство для Человека, в котором базовыми ценностями будут культура, закон, уважение к правам человека.

Литературу, имеющуюся у нас в наличии, мы активно демонстрируем читателям через организацию книжных выставок, а так же проводим разные познавательные мероприятия.

В 2013 году детская библиотека продолжила работу по программе «Азбука закона и права» для школьников 5-9 классов.

Цель программы «Азбука закона и права»:

-продолжать формировать у школьников правосознание, убежденность в защите своих прав и стремление к выполнению обязанностей;

-участие через реализацию программы в гражданском и нравственном воспитании молодежи;

-формирование активной личности, знающей и реализующей свои права и обязанности.

Программа по правовому воспитанию «Азбука закона и права» актуальна и востребована подростками, так как школьники хотят знать:

- свои права, чтобы знать свои законные требования,

-законны ли требования, которые к ним предъявляют учителя, родители, общество,

-меру ответственности за противоправные действия.

Знание своих прав и обязанностей, по мнению подростков, - это щит, прикрывающий их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правовыми знаниями дает им возможность само реализоваться, раскрыться как личность, развивает умение строить взаимоотношения в коллективе.

На занятия по правовому воспитанию приглашаются учащиеся 5-9 классов общеобразовательных школ города и воспитанники Детского дома «Аистенок».

Сотрудники библиотеки, учитывая психологические особенности подросткового периода, знакомят детей с законами в доступной форме: беседы, дискуссии, совместное прочтение статей законов, комментирование их. В процессе общения школьники усваивают законодательные акты, осознают значимость их исполнения, учатся доказывать свою точку зрения, выслушивать мнение сверстников. Все занятия по программе «Азбука Закона и Права» сопровождаются наглядным материалом. Книжные выставки, составленные из литературы по правоведению и художественных произведений, в которых рассматриваются проблемы нравственности, слайд - презентации помогают подросткам лучше понять законы. К занятию готовится и печатная продукция: буклеты, дайджесты, информационные листы, которые распространяются среди подростков.

На занятиях «Конвенция - ваши права и обязанности», «По лабиринту права», «Права юным» и т. д. подростки знакомятся не только с российскими законами, в которых прописаны правами и обязанности маленьких россиян, но и с международными документами: Декларацией о правах ребенка и Конвенцией о правах ребенка, рассуждают об их значимости и актуальности в современном мире. Любой военный конфликт, по мнению подростков, - нарушение прав и свобод человека. Слайд - презентации «Герои сказок и их права» закрепляют знания детей о правах, о том, кто и какие права может нарушить.

Час информации «Я гражданин», проходивший 22.10. для 7 класса «б» (21чел), познакомил подростков с Конституцией РФ. Изучая статьи Конституции РФ, подростки узнали: кто является гражданином России, наличие преимуществ у гражданина России перед тем, кто не имеет гражданства, как можно получить российское гражданство. Во время беседы выяснили, что понятие «гражданин» неразрывно связано с понятием «патриот» и «патриотизм». В толковом словаре находим толкование указанных слов. Вспоминаем великих граждан страны, их заслуги перед Отечеством: М. И. Кутузов, А. В. Суворов, Г. К. Жуков и др. Книжная выставка «Почетные граждане нашего города» познакомила подростков с горожанами, внесших вклад в развитие и процветание нашего города. Итогом часа информации, по мнению школьников, стало: у гражданина больше обязанностей, чем прав, что почетное звание дается человеку за огромный труд на благо отечества, города.

Проведенные мероприятия по программе «Азбука закона и права» способствовали правовому просвещению подрастающего поколения, профилактике правонарушений. В начале 2013 года администрация Детского дома «Аистенок» попросила детскую библиотеку проводить занятия по правовому воспитанию со своими воспитанниками. Дети поступили в детский дом из неблагополучных семей. Родители воспитанников лишены родительских прав за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей: прав в семье у детей на достойное проживание не было. Взаимоотношения в таких семьях основаны на силе и наказании. Модель семейных взаимоотношений дети перенесли в детский дом. Поэтому необходима была работа, помимо работы коллектива детского дома, по коррекции поведения детей со стороны других структур. Воспитанники с интересом читали статьи Конвенции о правах ребенка, обсуждали свои права, учились вести диалог, не оскорбляя и унижая собеседника. По окончании занятия «Толерантность» дети самостоятельно сделали вывод, что благодаря знаниям, терпению и умению общаться, нежели грубости и физической силе, можно достичь в жизни большего.

Администрация детского дома в городской газете «Калтанский вестник» неоднократно выражала благодарность сотрудникам детской библиотеки за проводимую работу. Воспитанники, по мнению воспитателей, стали менее агрессивны, более сдержанными, доброжелательнее, больше читать художественную литературу.

Мероприятия по программе «Азбука закона и права» в 2013 году посетили 233 читателей.

Одегова, Т. С. Подросток и общество : дайджест для подростков [Текст] / Т. С. Одегова. – Калтан : Детская библиотека, 2013. – 4 с. – 9 экз.

Одегова, Т. С. Подросток и закон : дайджест для подростков [Текст] / Т. С. Одегова. – Калтан : Детская библиотека, 2013. – 4 с. – 6 экз.
Библиотека – филиал №9
В читальном зале библиотеки оформлена стационарная выставка литературы для учащихся 1-х – 4-х классов «Твое право – твой долг». У выставки проводились беседы, обзоры. Всего было обслужено 47 читателей и выдано им 63 экземпляров книг.

С учащимися 1 – 2-х классов проведена литературно – правовая викторина «Шаг к закону». Дети вспомнили сказочных героев, нарушающих чьи – либо права, а так же в игровой форме вспомнили свои права и обязанности.


      1. Другие актуальные направления


Библиотека – филиал №9
Воспитание морально – нравственных принципов.

В течение года по данному направлению проведены: круглый стол «Спешите делать добро», дискуссия «Поговорим об этикете» в клубе «Любознайки», час откровенного разговора «Вирус сквернословия и как с ним бороться», фольклорно – игровая программа «Пришла маслена неделя» и другие.

Познавательно – игровая программа «Бабушки и внуки» проведена с учащимися 3-го класса (24 человека). Мероприятие проходило в читальном зале, где был накрыт стол в традиционно русском стиле с самоваром, баранками и вареньем. В гости к детям пришли их бабушки и дедушки. Разговор шел о забытых традициях, играх и забавах из детства старшего поколения. Вспомнили пословицы, отгадывали загадки. В конкурсах: «Бабушкины помощники», «Узнай родные руки», «Фанты» и других, бабушки соревновались со своими внуками. В финале мероприятия дети поздравили гостей с наступающим праздником, а от библиотеки были вручены подарки. Мероприятие прошло на доброй и светлой волне и как напоминание, что рядом с нами живут люди, нуждающиеся в нашей заботе.

Познавательно – игровая программа «Мамины помощники» проведена с учащимися 2-го класса (20 человек) и с членами клуба «Любознайки» (12 человек). Учащиеся 2-х – 4-х классов с нежностью и гордостью рассказывали о своих мамах, читали стихи, активно участвовали в конкурсах: «Я самый аккуратный», «Чистота», «Открытка для мамы» и др., в словесной игре «Цветок для мамы». В заключение поговорили о том, какие сюрпризы можно приготовить для мамы к празднику.

Литературная композиция «Добрым словом, низким поклоном» (встреча с Е. Шкаевой – местной поэтессой) проходила в читальном зале библиотеки. Учащиеся 8-х – 10-х классов (28 человек) познакомились с биографией и творчеством Е. Шкаевой. Звучали стихи в исполнении самого автора, а так же детей и библиотекарей о природе, любви к родному краю, о человеке труда и простых людях. Никого не оставила равнодушным поэзия духовного содержания. Ученики, заинтересовавшись услышанным, активно задавали вопросы. Всех присутствующих порадовало выступление барда Александра Бабарыкина, исполнившего песни на стихи Е. Шкаевой и на свои собственные. Так он поздравил всех женщин с Днем матери, сказав самые добрые, светлые и приятные слова. В заключение мероприятия учащиеся выразили свою благодарность организаторам и участникам встречи, они были приятно удивлены, что рядом с ними живут такие талантливые, творческие люди.

Всего в течение года по данному направлению проведено 21 мероприятие, на которых присутствовали 367 человек.

Воспитание эстетических вкусов. Популяризация художественной литературы.

Выставка – просмотр «Радостное чтение» на младшем абонементе знакомит дошкольников и учащихся 1-х классов с яркими, интересными изданиями, а внутриполочные выставки «О дружбе, правде, чести», «Веселые рассказы», «О путешествиях и путешественниках» и другие помогают маленьким читателям ориентироваться в фонде при выборе книг. Просмотр литературы «Чтение как увлечение» для учащихся 5-х – 8-х классов оформленный на абонементе, знакомит читателей с интересными книгами по темам: «Детский детектив», «Романы для девочек», «Тайны, приключения, мистика».

Принимая участие в викторинах: «Сказочник на все времена», «Дядя Степа и другие» (К 100-летию со дня рождения С. Михалкова), «Наш любимый Н. Носов» (К 105-летию Н. Носова); обзорах «Незнайкины друзья», «Поэт В. Федоров» (К 95-летию со дня рождения поэта), которые проводились на абонементе и в читальном зале, учащиеся 2-х – 7-х классов знакомились с биографией, основными произведениями авторов.

Всего в течение года проведено 14 мероприятий, присутствовало 263 читателя.
2.4.12. Поддержка и популяризация чтения.
В целях привлечения читателей в библиотеку и пропаганды детской и юношеской литературы детской библиотекой реализуются литературные программы «Большое чтение маленьких дошколят», «Детские писатели детям», «Листая классики страницы», написанные для разных возрастных категорий читателей.

Сотрудники Детской библиотеки принимали активное участие в семейных вечерах отдыха «Калтан – читающий город», на котором библиотекари устраивали читальные залы на воздухе, буккроссинг, где каждый желающий мог подобрать себе понравившуюся книгу или журнал для чтения дома. Для маленьких жителей были проведены мастер-классы «Оригами», разнообразные викторины и конкурсы. Разноцветные журавлики, лошадки, кораблики и многое другое, изготовленные детскими руками, разлетелись по всей площади. Ребята с гордостью показывали родителям и бабушкам свои поделки. Ребята отвечали на вопросы про литературных героев и по истории города, собирали паззлы с видами Калтана.

Огромное значение в приобщении к чтению имеют акции, так традиционно к Общероссийскому дню библиотек в ДБ прошла рекламно-библиотечная акция «Читательское предпочтение» Цель акции – привлечь внимание горожан к библиотеке, книге, чтению. А также для того, чтобы проинформировать пользователей о профессиональном празднике и о самой библиотеке

Акция проходила на открытом воздухе. Сотрудники библиотеки вышли на улицы города с разноцветными воздушными шарами. Каждый цвет обозначал определенный вид литературы: желтый – периодика, зеленый – энциклопедии, розовый – сказки и т.д. Библиотекари побывали возле образовательных учреждений и всем ребятам и взрослым предлагали взять шарик того цвета, какой литературе они отдают предпочтение. Выяснилось, что больше всего юных читателей 1-5кл привлекают сказки и энциклопедии, а более старших – фэнтези. Кроме того поздравляли всех читателей с праздником чтения, рассказывали об услугах ДБ, раздавали всем печатную продукцию, приглашали записаться и стать читателем детской библиотеки, одновременно с акцией провели литературное рандеву «На скамейке у фонтана». Украшенные шарами, расположенные у фонтана уличные скамейки с книгами отлично заменили стеллажи, красивые с отличным настроением библиотекари привлекали внимание. Акция встретила большое одобрение и позитивное отношение к библиотеке. В праздничном мероприятии приняли участие 152 человека.
Библиотека – филиал №9
Акция «Лето с книгой» (см. в отд.2.4.5.)

Для привлечения к чтению, ознакомления с библиотекой было проведено посвящение первоклассников в читатели «Побывайте в книжном царстве». Мероприятие проводилось в читальном зале, красочно оформленном. В ходе беседы с детьми ведущая узнала, любят ли дети книги, умеют ли читать. Дюдюка – вреднюка, неожиданно появившаяся без приглашения, стала всем мешать и утверждать, что дети совсем не читают и им это не надо. Веселые и занимательные конкурсы «Угадай героя», «Потеряшки», «Картинки из книжки», «Блиц – опрос» показали, что они уже много прочитали. После этого Дюдюке захотелось подружиться с детьми и стать читателем. Ведущая познакомила всех с правилами пользования библиотекой. Вместе с Дюдюкой первоклассники произнесли клятву читателя и узнали, как записаться в библиотеку. После проведенных мероприятий в библиотеку было записано более 70 читателей. Мероприятие проведено 5 раз, присутствовало 124 первоклассника.

Праздник книги и чтения был проведен с учащимися 2-х классов (52 человека) на празднично оформленной площади у библиотеки и посвящен Дням славянской письменности и культуры. Дети приняли активное участие в интересных играх, занимательных викторинах и конкурсах. На станциях «Юбилейная», «Сказочная», «Игровая» и «Литературная» дети показали свою эрудицию и смекалку. Судя по радостным и счастливым лицам учеников уверены, что праздник запомнится детям надолго.


    1. Индивидуальная работа с читателями - детьми.


Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказаний помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками.

Знаменитый принцип: «Каждому читателю – нужную книгу в нужный момент», особенно актуальный в работе с детьми, предполагает хорошее знание книги, другого информационного материала и прекрасное знание читателя, особенностей его развития, личности. Ошибочно считать, что индивидуальная работа – это только рекомендательные беседы и планы чтения. На самом деле – это весь комплекс работы читального зала, включающий в себя и выставочную работу, и расстановку фонда открытого доступа, и справочно-библиографическое и информационно-библиографическое обслуживание, и просто общение с читателем, пусть даже и не несущее в результате рекомендацию книги.

В индивидуальной работе с читателями использовались следующие методы: рекомендательные беседы (при записи в библиотеку и о прочитанных книгах). В течение года делались отметки в формулярах об особенностях чтения, о запросах читателя. Во всех библиотеках постоянно составлялись списки задолжников и передавались в классы через активных читателей, педагогов, также производились телефонные звонки домой.
В течение года в библиотеке собираются отзывы на прочитанные книги «Прочитай сам, посоветуй другу». Впервые путешествуя по залам книжного дома, дети знакомятся с правилами пользования библиотекой на примере книжной выставки «Книга просит помощи». Совершая поход по младшему абонементу, читальному залу дети знакомятся с красочно оформленными, иллюстрированными книжными выставками, журналами, детскими энциклопедиями. Первое знакомство с библиотекой надолго остается в памяти детей, и поэтому сотрудники детских библиотек стараются сделать его увлекательным и интересным, С целью привлечения детей в библиотеку в течение года проводились Дни открытых дверей, в программу которых были включены презентации книжных выставок:  В библиотеке ведется тетрадь спроса на литературу, она позволяет информировать читателя, когда в библиотеку сдана интересующая его книга.

Индивидуальный подход применяется к обслуживанию, как детей, так и родителей. Родителям постоянно оказываются консультации в выборе книг по проблемам воспитания.
Библиотека – филиал №9
Проводится при записи читателей в библиотеку, во время выдачи и возврата книг, у книжных полок, у выставок. Беседы проводятся с целью ознакомления детей с правилами пользования библиотекой и книгами, выявления читательских интересов, отношения к прочитанному. Консультации у книжных полок и каталога помогают читателям ориентироваться в фонде открытого доступа, у выставок – лучше понять тему, содержание книг. В отчетном году у выставок проведены индивидуальные беседы, викторины, обзоры: блиц – опрос «Школьная карусель», «Русские поэты об осени», «Нет – океану мусора», «Незнайкины друзья» и т. д. Всего индивидуальной работой было охвачено около 500 читателей – детей. Так же индивидуальная работа по привлечению читателей проводится на детских площадках во время работы «выездного читального зала». Нередко первое знакомство ребенка и его родителей с библиотекарем происходит именно здесь, вне стен библиотеки, когда ребенок увлеченно просматривает детские журналы, принимает участие в играх, отвечает на занимательные вопросы, а затем записывается в библиотеку.


страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: