NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет о деятельности детских библиотек Муниципального бюджетного учреждения


5.8. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность в Детской библиотеке.

Обеспечение сохранности документного фонда - одна из основных функций, без надлежащего выполнения которой библиотеки со временем не только не смогут в полной мере удовлетворять запросы читателей, но и реально столкнутся с угрозой частичной или полной их утраты. Сохранность документов является необходимым условием обеспечения доступности информации для пользователей библиотеки. Обеспечить сохранность того, чем мы располагаем сегодня, - лучший способ удовлетворить запросы потенциальных пользователей будущего. Сохранность фонда сегодня – это комплекс специальных мер по обеспечению необходимого уровня безопасности, а именно: поддержание стабильного режима хранения, нормативное размещение фондов, соблюдение правил использования документов и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Детская библиотека расположена на первом этаже жилого дома, подвал которого является не благополучным. Весной подвал затапливается грунтовыми водами, поэтому весной и осенью в помещении повышена влажность. В библиотеке два книгохранилища площадью 25,9 кв.м., в которых находится 18850 книг, что превышает нормы. На двери книгохранилища весит памятка гигиенического режима. В книгохранилищах установлены вентиляторы принудительной вытяжки воздуха, которые ежедневно включаются. Из контрольно-климатических приборов в книгохранилищах имеются - термометры. Прямой солнечный свет не падает на документы. Нормы расположения стеллажей и расстояния от стен и бытовых приборов соблюдены. Поражения документов насекомыми и грызунами не обнаружены. Аварийных ситуаций за отчетный период не было. Ежегодно делается косметический ремонт книгохранилищ. В библиотеках установлена пожарная сигнализация, разработаны документы, регламентирующие проведение работ по спасению фондов при аварийных ситуациях, инструкции по противопожарной безопасности. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных условий хранения и использования документов, включенных в библиотечный фонд, а так же охраной их от порчи и расхищений. С целью обеспыливания фонда 1 раз в месяц проводится санитарный день: Проводится выборочный просмотр фонда с целью выявления поврежденных книг: «Книге – вторую жизнь». В уголке ремонта книг: «Книжкина больница» проводился мелкий и средний ремонт книг активными читателями: «Будь здорова, Книга!».

В целях воспитания аккуратного, ответственного читателя в течение года проводим индивидуальные  беседы с читателями: Знакомство читателя с «Правилами пользования библиотекой», говорим о бережном отношении к книжным фондам: «Забывчивость – плохой друг читателя». Проводилась работа  с задолжниками, устные звонки – напоминания. Проведение «Дней для рассеянных», месяцев прощения стало традицией. Один раз в месяц передаются списки должников классному руководителю. На каждом мероприятии ребятам напоминают правила пользования библиотекой и проверяют задолжность.
Мероприятия по сохранности фонда в библиотеке-филиале № 9
Особое внимание уделяется своевременному возврату книг в библиотеку. Работа с должниками в течение года включала: напоминание по телефону всего – 66, возвращено книг – 48, ликвидировано задолжников – 31.

Акция «Приведи задолжников в библиотеку». Активным читателям давали списки должников в классе. Дети проводили с ними соответствующую работу и приводили в библиотеку. Всего было списков – 23 (43 читателя), ликвидировано задолжников – 19. Акция проводилась 1 раз в квартал.

В отчетном году своевременно проводилось обеспыливание фонда (1 раз в месяц): было отремонтировано 144 книги.

Аварийных ситуаций не было.


  1. Справочно – библиографическое и информационное обслуживание.

Формирование и совершенствование справочно-библиографического аппарата библиотек является залогом эффективной и оперативной работы по предоставлению пользователям разнообразной информации.

Ведение СБА – важнейшее направление деятельности библиографа.
6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки (изменения в СБА) Информационные ресурсы, в т.ч. электронные (БД, ЭК) - название, объем, регулярность пополнения, частота использования.

Справочно-библиографический отдел ДБ возглавляет библиограф В.В.Кочева. СБА библиотеки представлен алфавитным и систематическим каталогами и различными картотеками. Вся периодика расписывается и систематизируется в СКС и тематические картотеки текущего и перспективного спроса. В 2013 году детские библиотеки продолжали редакцию картотек и каталогов. Также в библиотеках проводили расстановку и изъятие карточек из картотек и каталогов.

В методической картотеке введена рубрика «Проблемы воспитания детского чтения».

Также пополняются тематические картотеки: «Меню красоты», «Мир детства», «Искусство быть здоровым», «Город, в котором я живу».

В связи с проведением Олимпиады Сочи 2014г была создана картотека опережающего спроса «Олимпиада: история и настоящее», в которой собирались материалы по истории Олимпийских игр, Параолимпийских играх, знаменитых спортсменах.

Учитывая запросы руководителей детского чтения и юных читателей, создана и целенаправленно пополняется картотека методических разработок, в которой широко представлена библиография сценариев по актуальным темам, в том числе связанных с учебными программами, а также подготовкой к различным праздникам.

Всеми картотеками постоянно пользуются как читатели – дети, так и читатели – взрослые (воспитатели, педагоги, методисты, работники культурных учреждений) и сами библиотекари. Пополняются они по мере поступления материала.

В библиотеке – филиале №9 Справочно библиографический аппарат библиотеки представлен алфавитным и систематическим каталогами, систематической картотекой статей и краеведческой картотекой «Кузбасс: история и современность». Изменений в СБА не было.

6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей
Детская библиотека

Виды справок

Выполнено справок.

Количество

консультаций

Темати

ческие

уточняющие

адресные

фактографические

Всего


в т.ч. виртуал

в т.ч. краевед.

1738

2259

1403

1523

6923




1028

131


Библиотека-филиал № 9


Виды справок

Выполнение справок

Количество

Темати-ческие

Уточняю-щие

Адрес-ные

Фактогра-фические

Всего

В т.ч.

виртуаль-ных

В т.ч. краеведч.

Консультаций

757

160

7

12

936

-

87

5


6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)


Наименование библиотеки

Индивидуальное

информирование

Групповое информирование

Всего

абонентов

тем

абонентов

тем

абонентов

тем

ДБ

23

22

9

11

32

33

Библиотека-филиал № 9

11

9

4

7

15

16

Итого

34

31

13

18

47

49


В городе 5 школ и 7 дошкольных учреждений, дом детского творчества, школа искусств, музыкальная школа, поэтому круг пользователей библиографического информирования разнообразен – это воспитатели дошкольных учреждений, педагоги, родители, методисты, библиотекари школьных библиотек, работники учреждений культуры, учащиеся и др. Библиотека информирует о своих планах работы, программах. Абоненты высказывают свои предложения, запросы по интересующим темам занятий, бесед или обзорах литературы.

Платных договорных отношений с абонементами информирования не существует. Учет абонентов происходит по картотеке.

6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:

Фронтальное информирование – это один из самых доступных и актуальных способов пропаганды фонда документов и в информирования о новых поступлениях. Фронтальное информирование позволяет довести библиографическую информацию до самого широкого круга потребителей. В библиотеках используются разные формы массового библиографического информирования.

Применяются разные формы массового информирования литературы для всех читателей это: информационные списки (бюллетени), выставки новых книг «В мире книг», «Знакомьтесь, мы новенькие», выставка периодических изданий «Что принес нам почтальон?», «За страницами учебников». Выставки – просмотры пользуется большим успехом.

Из информации, помещенной на стендах, пользователи узнают всех изменениях и новинках библиотеки. Также библиотекари активно распространяют среди читателей закладки, информационные листовки, бюллетени, памятки. Приобретая новые книги, мы хотим, чтобы о них узнали наши читатели, поэтому печатается «Бюллетень новых поступлений», который раздается непосредственно в школы, детские сады, дом детского творчества, вывешивается на информационном стенде в библиотеке. Бюллетени печатаются по мере поступления литературы. В этом году было издано 10 бюллетеней:

  • «Занимательные книжки для малыша и малышки»- красочные издания энциклопедического характера для дошкольного возраста

  • «Прикольный детектив» - захватывающие и смешные приключения юных детективов для ребят среднего школьного возраста;

  • «Только для девочек» - красивые истории о любви для девочек среднего и старшего школьного возраста;

  • «Принцессы со всего мира» - красивые и трогательные сказки для маленьких;

  • «Библиотечка школьника» - лучшие художественные произведения для школьников;

  • «Узнай мир» - школьные путеводители универсального характера для маленьких эрудитов;

  • «Энциклопедия знатока - красочные издания энциклопедического характера для младшего школьного возраста;

  • «Колдовские миры» - книги о магии и волшебниках для подростков и юношества;

  • «Азбука классики» - лучшие произведения известных классиков для подростков и юношества;

  • «Темная любовь - книги с мировой известностью о мистике и магии и не только для юношества;

  • выставки новых поступлений, выставки-просмотры (161);

  • библиографические обзоры; - 12

  • дайджесты – 6

  • бюллетень новых поступлений – 10

  • рекомендательные списки литературы – 3

  • памятка – 2

  • программа – 1

  • буклет - 1

Дни, недели информации – 1.
Библиотека – филиал №9

выставки новых поступлений, выставки – просмотры – 9

- библиографические обзоры – 10

- библиографическая продукция – нет

- Дни, недели информации – нет

6.5. Формирование основ информационной культуры.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности


Наименование библиотеки

Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии

(познавательные)

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

кол-во уроков

кол-во человек

кол-во экскурсий

кол-во человек

Дни библиог-рафии

(кол-во)

Информины, конкурсы, игры и др.

(кол-во)

кол-во

посети

телей

Детская библиотека

20

522

32

887




4

57

Библиотека-филиал № 9

11

222

4

78

-

-




Всего

31

744

36

965

_

4

57



6.5.1. Имеется ли в библиотеке программа занятий по формированию основ информкультуры (если да, то какие новые темы были введены в программу в 2013 году).
В детских библиотеках проводилась активная работа по обучению юных

пользователей базовым основам информационной грамотности. Формы и методы передачи библиотечно-библиографических знаний чаще носили традиционный характер – это экскурсии по библиотеке, библиотечные уроки, библиографические игры, Дни библиографии. В большом объеме эта работа проводилась в Детской библиотеке по разработанной программе библиотечно-библиографических уроков «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам», для школьников 1-9 классов, проведено 20 занятий; Были оформлены книжные выставки: «О словарях разнообразных», «Умные книги».

Библиотечные уроки сопровождались библиографическими играми: «Приглашение в Книгоград для девчат и ребят», «Великие скитания по справочным изданиям»

Дни библиографии: «Волшебство русского языка», «Пытливые умы, или Путешествие по энциклопедиям».

В библиотеке имеется план проведения занятий по формированию основ информационной культуры с учащимися 1-х – 6-х классов, скоординированный со школьной библиотекой. Новые темы в план в 2013 году введены не были.
6.5.2. Опишите новые формы и методы работы по формированию основ информкультуры.
В нашем городе функционируют две школы. Библиотека помогает учащимся в изучении школьной программы, оказывает помощь педагогам в поиске литературы при подготовке к проведению предметных олимпиад, недель, занимается устной пропагандой СБА. Проводит библиотечно-библиографические уроки. 

Для старшего возраста была оформлена книжная выставка «За страницами вашего учебника». Под таким же названием прошел День информации для учащихся среднего школьного возраста.

Подбирали книги по списку для внеклассного чтения; а также литературу для летнего чтения.

На уроках ББЗ знакомим ребят с культурой чтения, правилами бережного отношения к книге, знакомим с периодическими изданиями для разных возрастов, справочно-библиографическим аппаратом библиотеки. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы библиотекаря: экскурсии по библиотеке; библиотечные уроки, индивидуальные и групповые консультации и т.д. Основной вид деятельности библиотекаря по формированию информационной культуры личности обучающихся — библиотечные уроки. Основная форма проведения занятий – беседы с элементами тренинга. Предлагаются также и другие формы с активным участием школьников

Сентябрь – это начало учебного года в школах и детских садах. Детская библиотека открыла двери своим новым юным читателям, приглашая всех на экскурсии. Ученики 1-х классов шк. №18 (56чел.) познакомились с библиотекой, посмотрели книги и журналы. Веселая викторина и загадки создали непринужденную атмосферу. А воспитанников д/с (8 групп – 185чел.) встречала Василиса Премудрая с волшебным клубочком. Она знакомила ребят с библиотекой, загадывала загадки, проверяя эрудицию ребят, играла с ними в игры.

С учащимися 3 классов был проведен библиотечный урок «Твои первые энциклопедии». Ребята познакомились с сериями: «Я познаю мир», «Что есть что», «Детская энциклопедия», «Все обо всем», «Детская энциклопедия Росмэн», «Почкмучкины книжки», «Твоя первая знциклопедия». Узнали, как пользоваться энциклопедиями, попытались найти нужную энциклопедию для ответа на вопрос.
Для учащихся 2 классов был проведен библиотечно-библиографический урок «Структура книги». Они познакомились с элементами книги, узнали, для чего нужна обложка, как называется первый лист, что можно узнать из оглавления. В конце урока все желающие смогли выбрать книгу, и попытаться объяснить из каких элементов она состоит. В результате получился практический урок».
6.5.3.Координация работы с образовательными учреждениями.
Программа «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» проводится для учащихся с 1 по 8 классы. Библиотекари школьных библиотек и руководство школ оказывают содействие и приводят ребят на библиотечные уроки.
6.6. Сервисные библиографические услуги




п/п

Наименование услуги

Единица измерения

Стоимость услуги (руб.)

1.

Аналитико-синтетическая переработка информации

1 документ

15-00

2.

Составление обзоров, дайджестов, бесед

1 лист

15-00

3.

Составление библиографических списков: с просмотром текстов источников

без просмотра



1 описание

1 описание



4-00

3-00

4.

Составление библиографических описаний документов к рефератам, курсовым, дипломным и пр.

1 описание

5-00

5.

Проведение занятий по основам информационной культуры

- индивидуальное

- групповое (с человека)

1 час



100-00

20-00




  1. Справочно-библиографическое обслуживание.



В справочно-библиографическом обслуживании пользователей в течение года проблемы не возникали.

Электронные технологии не использовались.

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8


скачать

Другие похожие работы: