Отчет работы детских библиотек г. Юрги Сведения о цбс
С 1 по 7 ноября 2011 г. в дни осенних каникул, библиотеку-филиал №5 ежедневно посещали юные читатели, отвечали на вопросы викторин, рисовали, играли в шахматы, шашки и настольные игры, а так же делились друг с другом впечатлениями от прочитанных книг и журналов (См Приложение Папка 14).
3 ноября ко Дню Народного Единства была оформлена выставка-викторина «Мы один народ - у нас одна страна! Читатели совершили путешествие в историю, узнали, почему мы празднуем День народного единства именно 4 ноября, о том, как появился Казанский храм на Красной площади. Узнали о подвиге патриарха Гермогена и защитников Троице-Сергиевой лавры, о памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
- К началу летних каникул в библиотеке-филиале №8 была разработана летняя программа «Разноцветные недели»- цикл книжных выставок на летние месяцы «Вся акварель живет в названьях книг». 12 цветных недель -6 цветов: «Белая страница», «Синяя страница», «Желтая страница», «Красная страница», «Золотая страница» и «Зеленая страница».
Что же такое – цветные недели? Это четырнадцать дней, которые соответствуют определенному цвету, запечатленному в незаслуженно забытых книгах.
Цель цикла – вспомнить и популяризировать забытые и малоизвестные произведения (стихи, рассказы, сказки).
- См. Летняя программа библиотеки «Летние встречи с книгой» (Приложение 1)
- «Лес встречает нас с тобой!». Летнее шоу-ассорти.
- «В погоне за летом». Детектив – шоу.
- «Ах, эта дивная пора». Путешествие к лету.
2.4.6. Работа с одаренными детьми
В библиотеке-филиале №8 для одаренных детей были проведены следующие мероприятия:
- «Глаза боятся – руки делают». Выставка поделок.
- «Наши руки не для скуки». Иллюстрированная книжная выставка. Обзор.
- «Войдем в мир книги вместе». Выставка-совет. Обзор.
2.4.7. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Библиотекарь, работающий с детьми, это и педагог, и психолог, и артист, да еще и мама: ведь часто дети приходят в библиотеку или обращаются к библиотекарю за теплом и общением.
Четыре года назад библиотекари библиотеки-филиала №8 начали сотрудничать с юношеской библиотекой №2 по работе в Юргинском обществе слепых. Определяющим стал тот фактор, что среди членов этого общества есть ребятишки дошкольного и младшего школьного возраста. Мы, расширив наши планы работы, по заявкам руководителей общества стали регулярно посещать их и проводить с ними различной формы мероприятия.
Вся наша деятельность ориентирована на читателя, а на таких читателей в особенности, потому что мы понимаем: от того, какое впечатление произведем, как себя покажем, получат ли они от нас помощь и ответы на свои вопросы, зависит большая часть успеха нашей работы.
Например, мы информируем их о новых разработках, о новых поступлениях, оказываем посильную помощь в подборе материалов. Советуя ребенку прочесть ту или иную книгу, мы дополняем информацию собственным комментарием – рассказываем о своем отношении к рекомендуемому произведению и сопровождаем доброжелательным обслуживанием.
Дети особой заботы, как и все дети на свете любят сказки, приключения, рассказы и повести о своих сверстниках. Поэтому нами подбираются для них новые, доступные материалы по библиотерапии, сказкотерапии.
Главное для нас в нашей работе – чтобы наши особые читатели знали, что мы существуем, мы рядом и всегда готовы оказать методическую и «книжную» помощь!
- «Дадим шар земной детям!». Программа- ассорти ко дню защиты детей.
- «В первый погожий сентябрьский денек». Капустник.
- «Улыбайтесь жизни!». Позитив-час.
2.4.8. Работа с родителями. Работа с женщинами, ожидающими ребенка
Библиотека подобно магниту притягивает к себе не только юных читателей, но и их родителей, именно поэтому работа с родителями тоже является одной из главных задач деятельности библиотеки-филиала №8. Работники библиотеки умеют и могут по-настоящему увлечь папу или маму, дедушку или бабушку, предложив им активные и полезные формы расширения познаний своих ребят, и формы времяпрепровождения вместе со своими детьми.
Вся работа библиотеки строится на трех главных «китах»:
1. привлечение малыша к книге, формирование у него основ литературного вкуса.
2. использование игровых форм, развивающих все стороны личности ребенка: и любопытство к окружающему миру, и способность воспринимать самую разнообразную информацию, обрабатывать ее, и умение общаться не только с родителями, но и со сверстниками.
3. обязательное участие родителей в подготовке, проведении массовых мероприятий; их участие в самих конкурсах и играх. Чувствуя поддержку взрослого, дети осваиваются в библиотеке за рекордно короткое время, самоутверждаются увереннее и быстрее.
– Стараемся контактировать с родителями своих читателей, для того, чтобы иметь хоть маленькую нить, связывающую нас и дающую понять нам, что же мы можем подсказать, что посоветовать, как поступить. Для этого проводятся мини – опросы, анкетирования, и просто индивидуальные беседы. В «Уголке читателя» для родителей оформлен уголок, в котором постоянно ведутся рубрики для них, издаются различные памятки, закладки, буклеты. Темы - самые разнообразные.
Замечено, что если родители не мыслят свою жизнь без книг, активно сами читают, то их дети, как правило, быстро приобщаются к печатному слову. Чтение в семье – это самоосвобождение, порыв, поддержанный старшими, оно дает самостоятельного, свободного, раскованного, воспитанного человека.
Основной «воспитатель» настоящего читателя - это полная семья плюс хорошая, в тему, книга.
Вся работа библиотека взаимосвязана с этой темой. См. все подразделы.
Для родителей были проведены следующие мероприятия:
- «Родительское бюро. 7 вопросов и ответов». Методическая книжная выставка.
- «Войдем в мир книги вместе». Книжная выставка-совет. Обзор.
- «О жизни, любви и семье». Тематическая выставка – просмотр.
- «Вместе с книгой». Фотоконкурс.
- «Вот какая, моя мама!». Выставка-стенд.
2.4.9. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с трудными детьми
Мероприятия в библиотеке-филиале №8 по этой тематике проводятся в целях предупреждения правонарушений и повышения уровня правовой культуры детей.
Библиотекари, стараются строить свою работу так, чтобы читатели в полной мере в дальнейшем могли выполнять определённую социальную роль в самостоятельной, «взрослой» жизни. То есть, готовят читателей к конкретным жизненным обстоятельствам, относящимся к различным сферам деятельности: семейно-бытовой, культурно – досуговой, социально – политической, трудовой.
На мероприятиях стараются помочь ребенку не остаться наедине со своими проблемами, вместе с ним ищат ответы на важнейшие вопросы, пытаются научить отличать добро от зла. Серьезный и доверительный разговор с подростком о его правах и обязанностях в стенах библиотеки помогает формировать правильные жизненные ориентиры.
Были проведены следующие мероприятия:
- «Я – будущий школьник», познавательная программа о правилах поведения в общественных местах.
- «Что неверно сделал я?», познавательная программа.
- «Дорожная грамота», час рассказа.
2.4.10. Формирование информационной среды, противодействующей асоциальным явлениям, формирование у детей позитивного отношения к жизни и собственному здоровью.
Всем нам очень хочется, чтобы наш ребенок рос счастливым, веселым и здоровым малышом. И начиная уже с раннего детства, некоторые родители начинают задумываться, можно или нельзя обойтись без закаливания ребенка. Оказывается, нельзя! Ведь каждую зиму, когда приходит сезон простуд, все мечтают, чтобы ребенок не болел и при этом больше гулял на свежем воздухе. В связи с этим в читальном зале библиотеки была оформлена выставка – просмотр «Мое здоровье в моих руках». Известно, что основные средства закаливания нам подарила сама природа. Это солнце, воздух и вода. В материалах выставки родителям было показано и рассказано о пользе хождения босиком, о том, как важны прогулки на свежем воздухе в любую погоду. В разделе «Мама, я плыву!» рассказывалось об огромной пользе походов в бассейн – вода, плавание, физические упражнения очень способствуют повышению иммунитета у ребенка.
Обязать ребенка быть послушным, уважать мнения окружающих, не курить, не употреблять наркотики – нельзя! А что же делать? Убеждать!!! Гневаться, но справедливо, без оскорблений и с любовью. Для малышей это должно быть полезным уроком, а не опасной болью!
Мы очень надеемся, что и ребятишки и их родители извлекут полезные уроки из мероприятий о вреде курения, проведенных в нашей библиотеке. Поднимая те «болезни» общества, с которыми нужно бороться всем миром, мы оформили выставку стенд «Даже не пробуй!».
В библиотеке-филиале№8 были проведены следующие мероприятия:
- «Жизнь дана на добрые дела». Позитив-час.
- «Девочки, книги для вас!». Тематическая выставка-просмотр.
- «Веселая ярмарка». Фольклорный утренник.
- «Вместе дружно мы растем». Урок здоровья.
- «Где блины, там и мы». фольклорная радуга.
- «Занавес открывается…». Час рассказа о театре.
- «Волшебная пасха». Внутриполочная выставка.
- «У Лукоморья». Виртуальное путешествие.
- «Новый год у ворот!». Выставка-коллаж.
- «Разукрасилась зима!». Конкурсно-развлекательная программа.
- «Шалун уж отморозил пальчик». Познавательно-игровое занятие.
В ЦДБ в клубе «Веселый совенок» прошел познавательный урок «Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит». Дети вместе с доктором Айболитом совершили необычное путешествие по загадочным городам Глазограду, Ухограду и Зубограду, прослушали поучительные истории о том, как ухаживать и оберегать от болезней уши ,глаза и зубы. Познакомились с гимнастикой для глаз, участвовали в играх: «Логическая цепочка», «Непопадись лисе» и др., в викторине «С секретом».В конце мероприятия доктор Айболит поощрил отличившихся ребят витаминами. Также прошел час полезной информации «Чай пить - долго жить» (см. клубная работа).
«Советы Айболита» - так называлась игра-путешествие, которая была проведена для детей школы детского сада №33 Центральной детской библиотекой.
Как остаться здоровым и не болеть? Ребята уже знают основные правила гигиены, знают, чем опасны микробы. Они прекрасно отвечали на вопросы и загадки, узнали, где находиться сердце, и сами слушали свое дыхание и биение сердца через фонендоскоп. Дети узнали много нового и полезного.
На познавательную игру «Путешествие по доброму здоровью» пришли в библиотеку-филиал №5 ребята из д/с №16. Детям была раскрыта тайна здорового образа жизни, как сохранить свое здоровье. В гости к ребятам пришел доктор Айболит. Добрый лекарь порадовался за читателей библиотеки, ведь они всегда соблюдают режим дня, знают правила гигиены, и могут противостоять всем болезням. Дети приняли участие в игре «Уроки мойдодыра», отгадывали загадки, давали правильные ответы на «вредные советы».
15 ноября в библиотеке-филиале №5 для учащихся 6 класса школы №2.прошел час здоровья «Сигареты – это яд, для больших и для ребят» (См Приложение папка 3). Пропаганда здорового образа жизни среди подростков – цель проводимого мероприятия. Библиотекарь рассказала ребятам, об истории возникновения табака, о вреде курения, и его разрушающих жизнь человека последствиях, о тех болезнях, которые появляются у людей, которые курят. Обратила библиотекарь внимание читателей на стенд «Брось курить», который заинтересовал ребят. В ходе беседы библиотекарь отметила, что здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. И чтобы сохранить его, нужно придерживаться правильного образа жизни, избегать пагубных привычек, заниматься спортом.
2.4.11. Правовая культура
ЦПИ работает в ЦДБ с 2008 года, расположен в читальном зале ЦДБ. Имеется специально отведенное место. Здесь расположен стеллаж с книгами, документами центра, стенд о работе ЦПИ, ящик для вопросов с обращением: Ребята вы можете задать вопросы в письменном виде. Ответ на них вы найдете в папке. «Юрист отвечает». Постоянно действует выставка «Дети. Общество. Закон» В 2011году выписываем 1 журнал правовой тематики «Сто советов юристов». Вся необходимая информация о работе центра представлена в Уголке Правовой информации. В 2011году прошел ряд мероприятий в рамках деятельности ЦПИ и библиотечной программы «Мы граждане России»:
1. 19.012011г «С малой Родины моей начинается Россия» - краеведческий урок.
Цель урока - правовое патриотическое воспитание.
Целевая группа - воспитанники подготовительной группы детского сада №33(16чел)
Дети познакомились с историей малой Родины, ее природными особенностями, богатствами. Узнали многое о промышленном развитии края и его культурной жизни. Познакомились с символикой Кузбасса, его административно-территориальным делением.
Итоги:
Расширились знания ребят о родном крае, они знают, чем могут гордиться жители Кузбасса.
2.24.02.2011г. Конкурсная программа «А ты защитишь отечество?»
Цель мероприятия: воспитание гражданской позиции
Целевая группа: учащиеся 3кл. гимназии(31чел)
Мероприятие проводилось в канун Дня защитника отечества. Ребята познакомились с историей вооруженных сил России, со славными и героическими страницами Великой Отечественной войны. Они узнали о проведении призывных компаний. Кто может и должен служить в Армии. Участие в конкурсах и викторинах позволили показать ребятам силу, выносливость, смекалку.
Итоги:
Учащиеся получили новые знания, которые помогут им в дальнейшей жизни, почувствовали себя причастниками к истории.
3. 22.03.2011г. Краеведческий час» Слово о Юрге».
Цель урока-знакомство с историей и культурой родного города, знакомство с деятельностью ЦПИ .
Целевая группа - воспитанники детского дома «Радуга»(12чел)
Ребята познакомились с историей города: познавательной частью программы было знакомство с книгами, материалами краеведческих тематических папок» «Узнайте много нового и интересного о Юрге и юргинцах», «Любовь сильнее смерти: Юрга и Кузбасс литературные», «Герои Даманского», «Дети войны» и др. Иллюстративной частью мероприятия стала видеопрезентация: «По улицам родного города»
Итог: ребята получили новые знания о своем городе, узнали о ЦПИ и его работе.
4. с13.03 по 18.04.2011г. Цикл познавательных уроков «Путешествие к звездам».
Цель цикла - воспитание патриотизма, гражданской позиции
Целевая группа - воспитанники детского дома «Радуга», гимназии, школы№3,14,Юргинского детского дома инвалидов (ЮДДИ) (более200чел)
Цикл открылся книжной выставкой «Космос зовет» Подготовлена большая познавательная программа о космосе, сопровождающаяся демонстрацией фрагментов документальных фильмов, показам моделей земли и солнца, фотографий и значков Космодрома «Байконур», знакомство с биографией первого космонавта планеты.
Итогом хорошей подготовки мероприятия стало массовое желание посетить мероприятие
Итог: ребята получили знания о начале и развитии космической эры, о роли России в освоении звездного пространства. Растим граждан на достойных для подражания примерах.
5.12.05.2011г. Выпускной праздник в ЦПИ «Ежели вы вежливы».
Цель: итоговое занятие по программе «Юные граждане России» с подведением итогов, воспоминаниями о проделанной работе, показом детьми своих знаний в области права и правового воспитания.
Целевая группа: учащиеся 3б класса гимназии.
Ребята вспомнили, чему они научились в ЦПИ и детской библиотеке; отвечали на вопросы сказочных героев, участвовали в конкурсах и викторинах, демонстрировали свои знания и благодарили тех, кто помог им ориентироваться в современном правовом поле:
библиотекарей, учителей. Вспомнили занятия о Конвенции по правам ребенка, государственную символику страны; Конституцию, права и обязанности ребят по отношению друг к другу, семье, государству.
Итогом двухлетней работы стало понимание, что правовые знания необходимы сегодня не только взрослым, но и детям. Важно учить детей жизни в правовом гражданском обществе
2.4.12. Поддержка и популяризация чтения.
Привлечь к книге и чтению, воспитать художественный вкус у юных читателей - работа сложная, кропотливая и повседневная. Арсенал средств и форм работы используемой в работе с детьми, весьма широк: от книжных выставок до вечеров, праздников и встреч с писателями и поэтами.
Традиционно в дни весенних каникул в библиотеках прошла Неделя Детской Книги (См Приложение папка 5).
Книга – это самое лучшее, что когда-либо создавал человек, потому что она нас и учат, и воспитывает, и ведет по жизни. 24 марта в 10.00 часов в библиотеке-филиале №5 состоялось торжественное открытие «Недели детской и юношеской книги. В торжественном открытие приняли участие дети подготовительной группы школы №15. вместе со сказочными героями известных детских книжек Буратиной, Королевой Книгой, Бабой Ягой, совершили сказочное путешествие по литературной стране. Дети читали стихи, говорили о бережном отношении к книге, представляли библиотеку в будущем. Пользуясь познаниями, почерпнутыми из книг, всем присутствующим предстояло разгадать загадки о литературных героях, сказках, преодолевать препятствия в игре с Бабой Ягой. В заключении ребята посмотрели кукольный спектакль «Петрушка озорник» и чудесный танец восточной красавицы. Всю неделю, каждый день в библиотеку-филиал №5 приходили мальчишки и девчонки, чтобы встретиться с любимыми книгами и их героями. Юные читатели принимали участие в викторинах «Угадай меня дружок», конкурсах «Моя любимая книга», «Выборы литературного героя». На книжных выставках «Почитай меня – я веселая!, «По дорогам сказки» были представлены книги любимых писателей К.Чуковского, С. Маршака, Э. Успенского, Г. Остера и др.
Акция «Запиши друга в детскую библиотеку»
Цель акции: формирование у детей и подростков интереса к книге, чтению, привлечение в библиотеку новых читателей. Наиболее активные читатели приводили в библиотеку своих друзей, знакомых, родственников. Тому, кто привел нового читателя, выдается лотерейный билет, участвующий в розыгрыше призов. Акция беспроигрышная – призы получили все. Итоги были подведены 1 июня в День Защиты детей. Во время проведения акции заметно увеличилось число посещений и книговыдачи на младшем и старшем абонементе.
Особо хочется обратить внимание на мероприятия, которые проходили в рамках летних чтений. Это: Летняя акция «Читайка приглашает», «Будем читать», театрализованное представление «Путешествие к доброй книге», экскурсия «В мир книг открыта дверь», «Книги – ждут вас ребята», показ мультфильмов «Волшебный мир Диснея», викторина «Летняя мозайка», литературно-игровая программа «Я читаю, ты читаешь, мы читаем», книжный калейдоскоп «Лето с книгой», игровая программа «Поиграем угадаем», беседа у книжной выставки «Лето с книгой», которая является непосредственной и очень эффективной иллюстрацией к массовым мероприятиям. Достаточно много детей проявили заинтересованность и приходили впоследствии в читальный зал, чтобы взять книги с выставки.
Игры и конкурсы проводятся так, чтобы все присутствующие были не только зрителями, но и полноправными участниками происходящего. На мероприятиях дети проявляют свои литературные способности, фантазию, приобретают навыки общения.
Одна из задач библиотеки-филиала №5 приобщение пользователей к лучшим образцам классической отечественной и зарубежной литературы, оказывать позитивное влияние на формирование его литературного вкуса.
Для этого применяются различные формы проведения массовых мероприятий, например:
Музыкальное развлечение по творчеству К. Чуковского «Будем весело шагать»
Беседа по творчеству В. Чаплиной « Мама всех звериных малышей»
Литературная игра по произведениям Г. Остера «О пользе вредных советов»
Книжная выставка к 300-летию М. Ломоносова «Гений русского народа»
Книжная выставка по творчеству Е.Дубро «Вернусь звездопадом»
Воплощая новые идеи и замыслы в реальные дела, библиотекари библиотеки-филиала №8 стараются не только способствовать воспитанию духовно и интеллектуально развитого молодого поколения, но и получать удовлетворение от своей работы, от достигнутых результатов. Одна из самых важных проблем в работе – повышение престижа чтения. Проводимые в библиотеке-филиале№8 социологические исследования дают большой материал и для действенной помощи юным читателям и для совершенствования всей системы обслуживания. (См. «Мы не гости на планете!» Отношение родителей к проблеме экологического воспитания с помощью книги и чтения).
В поддержку чтения в библиотеке ежегодно составляются «Летние программы» (См. «Летние встречи с книгой»).
Реализуя мероприятия данной программы, библиотекари стремятся открыть юному читателю привлекательность чтения. В процессе работы применяются игровые формы, стирающие грань между понятиями «чтение» и «удовольствие».
Развивая интерес к чтению у ребят, библиотекари наладили тесный контакт с воспитателями дошкольных учреждений. Постоянно информируют их о новинках методической литературы, знакомят с новыми поступлениями книг.
Учитывая то, что подростку всегда хочется выделиться, чем-то обратить на себя внимание, библиотекари предложили им удивить сначала своих родителей. Чем?
Ответ на этот вопрос содержался в названии книжной выставки «Удиви родителей – прочитай книгу!». А какие книги библиотекари могли предложить читателям – они узнали, прослушав обзор «Новинки! Есть о чем поговорить!». Для того чтобы узнать, каковы впечатления от прочтения той или иной предложенной книги, работники библиотеки-филиала№8 вложили в каждую книгу карточку, которую предложили заполнить после прочтения. Обязательным было уточнение своего возраста и сообщение, кому бы именно хотелось порекомендовать эту книгу.
Отрадно, что ответной реакции не пришлось долго ждать. Ребята очень быстро разобрали книги, и вот эта активность ребят на предложенный призыв к чтению – огромный плюс в нашей работе.
Хочется конкретнее рассказать о фотоконкурсе «Вместе с книгой». После объявления конкурса библиотекари стали собирать приносимые читателями фотографии. Сначала дело шло вяло, но потом читатели расшевелились. Рассортировав фотографии, подобрав необходимые материалы, отзывы, стихи, библиотекари оформили стенд по итогам конкурса. Получилось замечательно! Каждая фотография несла частичку тепла семейного очага, каждый участник хотел, как бы рассказать окружающим свои семейные истории, выразить свое отношение к таинственному, иллюстрированному чуду, которое взрослые называют книгой.
Стенд получился красочный, авторы сопроводили свои снимки стихотворным текстом, благодаря чему дети на фото словно ожили. Мы узнали, как их зовут, что больше всего любят, какие книжки читают или просто просматривают. Создавалось впечатление, что и мы с ними рядышком, на одном диванчике обсуждаем темы прочитанных книг.
Вот два мнения участников конкурса о роли книги в семье:
Для нас ведь книга – не просто книга,
А мир надежды и красоты!
И мы читаем за книгой книгу,
И исполняются вдруг все мечты.
Мы друзей здесь находим и не теряем,
Об окружающем нас узнаем,
Кто есть Чуковский, теперь мы знаем
И гимн Кузбасса семьей поем.
- «Ясновидящий таинственных сил». Тематическая выставка.
- «Талант веселый и добрый». Тематическая выставка к юбилею А. Барто.
- «Книжкины прогулки». Час общения.
- «К далеким берегам». Познавательная программа.
- «Говорил енот еноту…» Час рассказа о творчестве Э. Гольцмана.
- «Я в помощники возьму книгу добрую мою». Экскурс.
- «В первый раз». Экскурсия.
- «Побывайте в книжном царстве». Утро-удивление. И т.д.
2.4.13. Другие актуальные направления
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: