Практикум по информатике и информационным технологиям. /Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003г
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тамбовский политехнический колледж»
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(методические рекомендации)
Тамбов 2008
Автор-составитель:
Толстых Н.Б. – преподаватель информатики I категории ФГОУНПО ТПК
Методические рекомендации содержат общие сведения о технологии обработки числовой информации, возможностях табличного процессора, примерное поурочное планирование (проект) по изучению табличного процессора в курсе информатики средних профессиональных учреждений, приведены примеры лабораторных работ, заданий к зачету.
2
Литература
Макарова Н.В. Информатика. /Учебник. М.: Финансы и статистика, 1999г.
Макарова Н.В. Информатика. /Практикум. М.: Финансы и статистика, 1999г.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. /Учебник для 10-11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003г.
Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. /Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003г.
Симонович С.В. Специальная информатика: /Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2002 г.
Симонович С.В. Общая информатика: /Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2002г
Симонович С.В. Практическая информатика: /Учебное пособие. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2002 г.
Сафронов И.К. Задачник практикум по информатике. Санкт-Петербург: БХП-Петербург, 2002г.
Информатика. Задачник-практикум. Т.1 /Под ред. Семакина И.Г., Е.К.Хеннера, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002г.
Информатика. Задачник-практикум. Т.2 /Под ред. Семакина И.Г., Е.К.Хеннера, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002г.
Информатика. 10 класс /Под ред. Семакина И.Г., Е.К. Хеннера, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002г.
Информатика. 11 класс /Под ред. Семакина И.Г., Е.К. Хеннера, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002г.
Могилев А.В. и др. Практикум по информатике: Учеб.пособие для студ.высш.уч.заведений / Под ред.Е.К.Хеннера. – М.: Изд.центр «Академия», 2002г.
Могилев А.В. Информатика: Учеб.пособие для студ.пед.вузов / Под ред.Е.К.Хеннера. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд.центр «Академия», 2004г.
38
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Для хранения и автоматизации расчета данных, представленных в табличной форме, используются табличные процессоры. Такие как например АБАК, Варитаб-86, Суперплан, Мультиплан, SuperCalc, Lotus 1-2-3, QuattroPro, Excel. Последний завоевал наибольшую популярность и мы рассмотрим работу в нем.
Документы, созданные в среде Excel, называются рабочими книгами и записываются как файлы с расширением .xls. Интерфейс среды Excel с рабочей книгой имеет вид:
Рабочая книга может содержать расположенные в произвольном порядке листы, которые служат для организации и анализа данных. Можно вводить и изменять данные на любых листах, выполнять вычисления на основе данных из нескольких листов. При создании диаграммы ее можно поместить с соответствующими данными или на отдельный лист диаграммы. Имена листов отображаются на ярлыках в нижней части окна книги. Для перехода с одного листа на другой достаточно щелкнуть мышью по соответствующему ярлыку.
3
Рабочее поле Excel – это электронная таблица, состоящая из столбцов и строк. Названия столбцов – буква или две буквы латинского алфавита. Каждая строка пронумерована. Размер таблицы фиксирован: число столбцов – 256, строк – 16384.
Пересечение столбца и строки образует ячейку. Местоположение ячейки задается адресом, образованном из имени столбца и номера строки. В электронную таблицу можно вносить текст, число и формулу. Аргументами в формулах могут быть: текст, числа, даты, функции или ссылки. Ссылки определяют адрес ячейки, где находится нужное значение.
Различают относительные (А6, Н12), абсолютные $R$7, $W$2) и частично абсолютные (смешанные) ($U4, G$9) ссылки. Абсолютная ссылка позволяет определить местоположения нужного значения в данной ячейке, адрес которой остается фиксированным при любых операциях с таблицей. Относительный адрес ячейки определяет не только местоположение ячейки, но и относительное взаиморасположение ячеек. Функциональное различие абсолютной и относительной ячеек проявляется при переносе формулы в другую ячейку рабочего листа. При этом в формулах абсолютные ссылки не меняются, а относительные изменяются так, что на новом месте относительное взаиморасположение ячеек-аргументов и ячейки с формулой сохраняется.
Правила работы с таблицей.
Чтобы выполнить какое-либо действие с данными, помещенными в ячейки (ввод, копирование, удаление, форматирование и т.д.), необходимо их выделить. После выделения необходимой области нажимается правая кнопка мыши, вызывая контекстное меню, которое позволяет выполнить ряд команд: Вырезать, Копировать, Вставить и т.п.
Изменение данных проводят прямо в ячейке. Перемещение или копирование содержимого ячеек можно осуществить перетаскиванием их с помощью мыши. Чтобы скопировать (а не переместить), нужно держать нажатой клавишу <Ctrl>.
Для обработки числовой или текстовой информации применяются функции и формулы.
Функции – переменная величина, значение которой зависит от аргументов. В качестве аргументов могут быть использованы
4
Номер варианта соответствуют номеру компьютера, за которым Вы выполняете задание.
-
№ варианта
Отрезок
Шаг
Функция
1
[0;2]
Δ 0,2
sin2x + cos2 (x + 1)
2
[2;5,3]
Δ 0,3
sin2(x +1) + cos2x
3
[-2;1,2]
Δ 0,4
3*sinx + 0,35 x – 3,8
4
[0;3]
Δ 0,2
2*cosx + 1,5 x – 2,3
5
[-3;1]
Δ 0,4
0,25 х3 + х – 1,2502
6
[10;20]
Δ 0,5
3,5 х4 – х2 + 25,2
7
[0;12]
Δ 0,6
3 х – 4 sinx2
8
[-3;6]
Δ 0,9
-2 х2 + 2 cosx
9
[0;3]
Δ 0,3
0,1 х2 – х * cosx
10
[-2;3,2]
Δ 0,4
1,3 х-2 – sinx + 1
11
[1;4]
Δ 0,3
2х *sinx – cosx
12
[-2;2]
Δ 0,2
3х * cosx + sinx
37
3. Привести пример абсолютной ссылки, указать особенность использования абсолютной ссылки в формулах.
4. Какие значения будут храниться в ячейках С2 и С3 при копировании в них формулы из ячейки С1?
С2 ___________
С3 ___________
5. Напиши содержимое ячеек В3:В5 после копирования в них содержимого В2:
В3 ___________
В4 ___________
В5 ___________
6. Как будет выглядеть формула в ячейке А5, при записи ее с использованием стандартных функций?
7. Укажите диапазон данных, по которым построена диаграмма:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ЗАЧЕТУ
Протабулируйте функцию на заданном отрезке с указанным шагом и постройте ее график на этом отрезке.
Найдите минимальное, максимальное и среднее значение функции.
36
числовые или текстовые данные и ссылки на ячейки, в которых хранится информация. Например: СУММ(12;В1:В10;С6) – результатом обработки функцией СУММ указанных аргументов будет суммирование числа 12, всех чисел, содержащихся в ячейках в диапазоне с В1 по В10, и числа, находящегося в ячейке С6.
Формула – последовательность символов, начинающаяся со знака «=» и состоящая из знаков арифметических операций, числовых данных, ссылок на ячейки и функций. Например: =(7+D5/0,5)*(СУММ(A1:A5)-3). После ввода в ячейку такой формулы Excel прибавит к числу 7 результат деления числа, хранящегося в ячейке D5, на число 0,5 затем вычислит с помощью функции сумму, отнимет от нее число 3 и, наконец, выполнит умножение.
Очень удобна команда Автосумма (кнопка ). С помощью этой же кнопки можно вычислить и другие функции.
Подобный сервис есть и при оформлении дизайна таблицы. Вручную оформление проводят
стандартным способом. Выделяют ячейку или диапазон, а затем выбирают команды из контекстного меню форматирования. Автоформат позволяет оформить сразу весь текущий лист по шаблону, который выбирается командой Автоформат в меню Формат.
Если при вводе формул допущены ошибки, в ячейке появится одно из сообщений:
Ошибка | Причина | Пояснение |
#ЗНАЧ! | Используется недопустимый тип аргумента или операнда | =А1+А2 при этом в А1 находится число, в А2 - текст |
#ИМЯ? | Excel не может распознать имя, используемое в формате | =А1+А А не является именем ячейки |
#ДЕЛ/0! | В формуле делается попытка деления на 0 | =А1+А2 При этом в А2 содержится 0 |
#ССЫЛКА! | Используется недопустимая ссылка на ячейку | =А1+5 после удаления ячейки А1 появляется ошибка #ССЫЛКА!+5 |
# # # # # # | Видимое числовое значение не умещается в ячейке | Необходимо просто расширить столбец |
5
Табличный процессор Excel содержит развитое средство деловой графики – Мастер диаграмм.
Диаграмма – это средство графического изображения количественной информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и т.п.
Большинство диаграмм строятся в прямоугольной системе координат. По горизонтальной оси Х откладываются значения независимой переменной (аргумент), а по вертикальной оси Y – значения зависимой переменной (функции). На один рисунок может быть вынесено одновременно несколько диаграмм.
При графической обработке числовой информации следует:
указать область данных (блок ячеек), по которым будет строиться диаграмма;
определить последовательность выбора данных (по строкам или столбцам) из выбранного блока ячеек.
При выборе по столбцам Х-координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока ячеек. Остальные столбцы содержат Y-координаты диаграмм. По количеству столбцов определяется количество строящихся диаграмм. При выборе по строкам самая верхняя строка содержит Y-координаты диаграмм.
Табличный процессор Excel содержит целый ряд типов и видов диаграмм:
6
С2 ___________
С3 ___________
5. Напиши содержимое ячеек В3:В5 после копирования в них содержимого В2:
В3 ___________
В4 ___________
В5 ___________
6. Как будет выглядеть формула в ячейке А5, при записи ее с использованием стандартных функций?
7. Укажите диапазон данных, по которым построена диаграмма:
Вариант 2
Закончить определение:
Табличный процессор – это программное средство, предназначенное для _______________________________________________________.
2
35
. Какие действия возможно выполнять в MS Excel, если мышь принимает вид ?
Просчитать сумму начислений работника за 20 рабочих дней, 21 рабочий день, за год (считая количество рабочих дней в месяц в среднем 21). В таблице должны быть предусмотрены следующие данные:
Построить диаграмму любого вида для данных этой таблицы на отдельном листе.
5. На научный семинар собрались ученые и обменялись друг с другом визитными карточками. Всего было роздано 210 визиток. Сколько ученых приехало на семинар, если известно, что их было не более 20?
Математическая модель задачи: Пусть X - ученых, каждый ученый раздаст по Х-1 карточек, всего роздано Х*(Х-1)
Приложение 4
(к занятию 5)
Тест
«Табличный процессор MS Excel»
Вариант 1
Закончить определение:
Табличный процессор – это программное средство, предназначенное для _______________________________________________________.
2. Какие действия возможно выполнять в MS Excel, если мышь принимает вид ?
3. Привести пример относительной ссылки, указать особенность использования относительной ссылки в формулах.
Какие значения будут храниться в ячейках С2 и С3 при копировании в них формулы из ячейки С1?
34
МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
Планы занятий по теме: «Технология обработки числовой информации» носят ориентировочный характер. При подготовке к урокам преподаватель должен сам выбрать конкретный тип табличного процессора, учесть количество доступных обучающимся персональных компьютеров (от этого зависит объем выделяемого обучающимся машинного времени), цели уроков и общую продолжительность занятий по данной теме.
Я предлагаю для изучения табличный процессор из интегрированного пакета Microsoft Office – MS Excel, на изучение темы – 5 часов. Более глубокое освоение программы может осуществляться на занятиях кружка, на индивидуальных занятиях.
При подготовке преподавателя к занятиям по данной теме необходимо:
освоить выбранный табличный процессор;
распределить учебное время для освоения обучающимися этой программы;
предусмотреть варианты заданий для обучающихся;
подготовить необходимый дидактический материал.
Ниже приводятся проекты уроков по данной теме.
Содержание темы
№ урока | Наименование темы урока | Уровень усвоения знаний |
28 | Назначение и основные возможности табличного процессора. | I |
29 | Создание и заполнение таблицы постоянными данными и формулами. Редактирование структуры таблицы. | II |
30 | Построение, редактирование и форматирование диаграмм. | II |
31 | Решение задач при помощи электронных таблиц. | III |
32 | Зачет. | III |
7
Проект учебного занятия №1
Тема учебного занятия: | Назначение и основные возможности табличного процессора | |
Тип урока | комбинированный | |
Цели обучающегося: |
| |
Этапы учебно-го занятия: | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося |
I. Организации-онный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку; отмечает отсутствующих; формулирует цели урока | Готовятся к восприятию материала |
II. Актуализация познавательной деятельности | Обеспечивает повторение знаний, полученных на предыдущих уроках. Вопросы по материалам графического и текстового редакторов. | |
III. Изучение нового материала | Формулирует тему урока. | Записывают тему урока в тетради |
Формирует понятия табличного процессора, электронной таблицы, табличного курсора, строки, столбца, ячейки, ее адреса. | Записывают определения в тетрадь: Табличный процессор – программа, предназначенная для обработки и хранения информации в табличном виде. ТП Excel – книга состоящая из рабочих листов (элек-тронных таблиц). Электронная таблица сос-тоит из строк и столбцов. Пересечение строки и стол-бца называется ячейкой. У каждой ячейки есть свой адрес (имя). | |
Прививает навыки внесения данных в ячейки электронной таблицы в прикладной среде MS Excel | Работают за ПК: изменение ширины столбца, расчет сто-имости покупки нескольких карандашей, тетрадей и ручек, изменение данных в ячейках, сохранение файла. |
8
Пояснения: Для удобства расчета в колонке Количество в случае покупки ставить 10, в противном случае - 0. Ссылка на ячейку В2 должна быть абсолютной.
2. Рассчитайте расходы предприятия на командировки сотрудников за указанный период времени:
Пояснения: Все расходы в таблице приведены в долларах. Ссылка на ячейку В7 – абсолютная.
3. Билеты в театр можно купить по разным ценам: первые ряды портера - по 70 руб, последние ряды портера - 50 руб, балкон - 35 руб. Вычислите сумму выручки от продажи билетов за каждый день и за неделю в целом. Количество билетов, проданных на указанные места, приведены в таблице:
4. Рассчитать сумму начислений, которую выплачивает работник государству (пенсионный фонд, медицинское страхование, фонд занятости, социальное страхование) в месяц (22 рабочих дня). Час рабочего времени стоит 18 рублей, длина рабочего дня - 8 часов. Каждый рабочий отчисляет государству в общей сложности 38,5% от величины заработной платы.
33
В Ехсеl используются встроенные функции - математические, статистические, логические, текстовые и т.д. Ввести функцию в ячейку можно с помощью Мастера Функции, который вызывается командой Вставка, Функция или кнопкой ƒх.
ЗАДАНИЕ
Решить предлагаемые задачи.
1. Профессиональный лицей решил закупить 10 персональных компьютеров. Взяв на фирме, торгующей ПК, прайс-лист обратили внимание на то, что цена указана в $. Скомплектуйте компьютер на свой вкус и просчитайте общую стоимость 10 ПК в рублях.
32
IV. Закрепление изученного материал. (Фронтальная работа) | Формулирует вопросы для закрепления изученного материала. Примерные вопросы:
| Отвечают на поставленные вопросы: 1. Рабочая книга, состоящая из отдельных рабочих лис-тов (электронных таблиц). 2. Адрес ячейки складывается из имени столбца и номера строки (А3, Н12). 3. Значение ячейки, содержащей формулу будет пересчитано. 4. Формула записывается на английском языке и начина-ется со знака «равно». 5. При изменении содержимого какой-либо ячейки происходит автоматический пересчет всей таблицы. | ||
V. Подведение итогов. Домашнее задание. | Выставление оценок. Домашнее задание. Угринович, с.362-368 | Записывают домашнее задание в тетрадь | ||
Список учебных элементов содержания | № | Название учебного элемента | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Табличный процессор Электронная таблица Строка Столбец Табличный курсор Ячейка Адрес ячейки Данные ячейки Текст Число Ф 9 ормула | |||
Логическая структура содержания темы | | |||
Методы обучения | Название | Обоснование | ||
Лекция-диалог Практическая работа | Позволяет передавать информацию за короткий временной интервал Отработка навыков и умений обучающихся | |||
Виды контроля | Стимулирующий | |||
Что контроли-руется? | Знания понятий: табличный процессор, электронная таблица, табличный курсор, строка, столбец, ячейка, адрес ячейки. Навыков ввода данных в ячейки ЭТ. | |||
Приемы контроля | Наблюдение | |||
Ожидаемые результаты | Сформированные знания понятий табличного процессора, электронной таблицы, табличного курсора, строки, столбца, ячейки, адреса ячейки. Сформированные навыки ввода данных в ячейки электронной таблицы |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: