NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Практикум по управленческому анализу Учебное пособие




Л.А. Маматова

Г.И. Вовненко

А.А. Кострова

Практикум

по управленческому анализу
Учебное пособие


Ярославль 2007

Федеральное агентство по образованию

(Рособразование)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова


Л.А. Маматова

Г.И. Вовненко

А.А. Кострова
Практикум

по управленческому анализу
Учебное пособие

Ярославль 2007

Практикум по управленческому анализу: Учеб. пособие / Л.А. Маматова, Г.И. Вовненко, А.А. Кострова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2007.
Практикум подготовлен для студентов экономического факультета Ярославского государственного университета имени П. Г. Демидова, обучающихся по специальностям, специальность 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", 080507 «Менеджмент организации», 080102 «Мировая экономика» для всех форм обучения для работы по одноименному курсу.

В практикум включены типовые задачи по всем основным разделам учебного курса по управленческому анализу, а также сквозная задача, предусматривающая проведение студентами на основе предоставленной информационной базы самостоятельного комплексного экономического анализа деятельности предприятия.

Практикум предназначен для проверки полученных в ходе занятий знаний и формирования у студентов практических навыков проведения управленческого анализа.

Содержание
1. Типовые задачи

1.1. Анализ в системе планирования деятельности организации

1.2. Анализ в системе маркетинга

1.3. Анализ производства и реализации продукции

1.4. Анализ состояния и использования основных средств организации

1.5. Анализ состояния и использования

материальных ресурсов организации

1.6. Анализ состояния и использования

трудовых ресурсов организации

1.7. Анализ себестоимости продукции

1.8. Маржинальный анализ в системе принятия управленческих решений
2. Сквозная задача по основным направлениям управленческого анализа

2.1. Анализа объема производства и реализации продукции

2.2. Анализ использования основных фондов средств

2.3. Анализ использования материальных ресурсов

2.4. Анализ труда и заработной платы

2.5. Анализ себестоимости продукции
3. Приложения: информационная база для решения сквозной задачи ( множественное число как то не согласуется)
Использованная литература

1. Типовые задачи
1.1. Анализ в системе планирования деятельности организации
1. Предприятие выпускает два вида продукции А и Б. Составьте смету объема продаж и смету объема производства по следующим исходным данным:

а) предполагаемый объем продаж в натуральном выражении (тыс. шт.):

по продукции А 528;

по продукции Б 280.

б) предполагаемые максимальный и минимальный уровни цены единицы продукции (руб.):

по продукции А 9,90; 7,26;

по продукции Б 16,50; 14,30.

в) необходимая величина запасов готовой продукции на конец года (тыс. шт.):

по продукции А 80;

по продукции Б 60.

г) фактическая величина запасов готовой продукции на начало года (тыс. шт.):

по продукции А 88;

по продукции Б 48.

Сформулируйте выводы.
2. Оцените степень выполнения бизнес-плана по производству товарной продукции и объему реализации. Решение выполните в таблице 1. Сформулируйте выводы.

Таблица 1

Показатели

Фактиче-
ски за
предыду-
щий год,
тыс. руб.

По бизнес-плану
на отчетный год

Фактически
за отчетный год

в абсо-
лютной
величине,
тыс. руб.

в % к
прошлому
году

в абсо-
лютной
величине,
тыс. руб.

в %

к бизнес-
плану

к преды-
дущему
году

1.

Товарная продукция (ТП)



















2.

Реализованная продукция (РП)





















3. Выявите влияние отдельных факторов на отклонение фактического объема реализации продукции от бизнес-плана. Для расчета рекомендуется заполнить таблицу 2. Сформулируйте выводы.

Таблица 2


п/п

Показатели

По бизнес-плану, тыс. руб.

Факти-чески, тыс. руб.

Отклонение

абсолютное

%

1

Остатки товаров отгруженных (ТО):
















а) на начало года
















б) на конец года













2

Остатки готовой продукции (ГП) на складе:
















а) на начало года
















б) на конец года













3

Выпуск ТП за год













4

Объем РП за год














1.2. Анализ в системе маркетинга
4. а) Используя исходные данные (см. табл.3), рассчитать прогнозное значение объема продаж на следующий 13-й месяц:

1) методом трехуровневой скользящей средней;

2) методом среднего абсолютного прироста;

3) методом математической экстраполяции по эмпирической формуле.

б) Какой из указанных методов более предпочтителен в условиях данной задачи?

Сформулируйте выводы.

Таблица 3

Месяцы

Объем продаж (тыс. шт.)

Январь

10

Февраль

8

Март

14

Апрель

15

Май

12

Июнь

20

Июль

17

Август

23

Сентябрь

23

Октябрь

27

Ноябрь

25

Декабрь

32


5. На основании данных таблицы 4 рассчитайте следующие показатели, необходимые для построения матрицы БКГ:

1) темпы роста (снижения) объема продаж по каждому виду продукции;

2) коэффициент лидерства (Клид.) на рынке по каждому виду продукции;

3) долю продукции в общем объеме продаж.

Результаты расчетов оформите в таблице 5. При необходимости выполните дополнительные расчеты. На основании полученных результатов заполните матрицу БКГ. Сделайте выводы. Какие виды продукции можно рекомендовать включить в ассортиментную программу организации X на данном этапе?

Таблица 4

Характеристика рыночной ситуации по конкретным видам продукции, выпускаемой организацией X (года нужно исправить)

Вид про-дук-ции

Объем продаж в сопоставимых ценах организации X, тыс.руб.

Емкость рынка в 2003 году, тыс.руб.

Объем продаж конкурента в 2003 году, тыс.руб.

Доля рынка в 2003 году, %

2002

2003

организации

сильнейшего конкурента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5800

1180

180

3700

560

120

1160

1960

1800

5000

1298

260

4810

896

200

696

1372

800

14706

3933

5200

43727

5973

20000

1740

8575

40000

2500

826

364

3935

597

1400

313

1372

800

34

33

5

11

15

1

40

16

2

17

21

7

9

10

7

18

16

2



Таблица 5

Вид продукции

Темпы роста (снижения) объема продаж, %

Клид.

Доля продукции в общем объеме продаж, %

1

2













6. Разработайте ценовую политику по изделиям, которые рекомендуется включить в ассортиментную программу по данным, полученным при решении предыдущей задачи (см. табл. 6).

Сформулируйте вывод о предполагаемом уровне цен реализации продукции, исходя из возможной ценовой политики:

а) вытеснение конкурентов с рынков сбыта;

б) получение максимальной прибыли;

в) сохранение стабильного положения на рынке при достаточной норме прибыли;

и др.

Таблица 6

Вид продук-ции

На анализируемом предприятии

На предприятиях – сильнейших конкурентах

Средне-взвешен-ная цена

Цена, тыс.руб.

Коли-чество, шт.

1

2

3

Цена, тыс.руб.

Коли-чество, шт.

Цена, тыс.руб.

Коли-чество, шт.

Цена, тыс.руб.

Коли-чество, шт.










12

21

4

29

2400

800

4010

600

15

21

7

29

2000

780

2500

570

9

23

6

30

2100

750

3100

530





7. Выполните анализ конкурентоспособности новых моделей микроволновых печей (модели 1 и 2) на основании данных таблицы 7. Срок службы трех моделей – 10 лет. Норма дисконта – 0,1. Результаты расчетов оформите в таблице 7.

Сформулируйте выводы о конкурентоспособности рассматриваемых моделей по сравнению с базовым образцом и друг с другом.

Таблица 7

Показатель

Оцениваемая модель

Базовый образец

q1

q2

ai

Q1

Q2

1

2

Технические параметры

Выполнение основных функций

Удобство использования

5,5
5

7
5,5

6
4,5
















Дизайн

4,5

4,5

4
















Итого

























Экономические параметры

Цена, у.е.

Эксплуатационные расходы, у.е./год

120

3

100

1,5

130

2
















Итого полные затраты на приобретение и эксплуатацию за весь срок службы (Цпотр.)


























1.3. Анализ производства и реализации продукции

1.3.1. Анализ объема и динамики производства и реализации продукции
8. Выполните анализ динамики объема ТП. Рассчитайте базисные и цепные темпы роста. Определите среднегодовой темп роста. Изобразите динамику ТП графически. Сформулируйте выводы и дайте прогноз возможного объема ТП на 2007 г. Исходные данные представлены в таблице 8.

Таблица 8

Год

ТП в сопоставимых ценах, тыс.руб.

2001

90200

2002

92400

2003

93800

2004

94100

2005

96300

2006

97800


9. Определите плановые и фактические темпы роста производства продукции за последние четыре года. Для решения задачи используйте аналитическую таблицу 9. Сформулируйте выводы.

Таблица 9

Годы

По бизнес-плану

По отчету

в сопос-
тавимых
ценах,
тыс. руб.

в % к
преды-
дущему
году

в % к
первому
году

в сопос-
тавимых
ценах,
тыс. руб.

в % к
преды-
дущему году

в % к
первому
году

Первый



















Второй



















Третий



















Четвертый




















10. По исходным данным (см. табл.10) определите общий объем выпуска тетрадей в условно-натуральном выражении. Сформулируйте выводы.
Таблица 10

№ п/п

Виды изделий

Объем выпуска

(тыс. шт.)

1

Тетрадь школьная 12 листов

700

2

Тетрадь школьная 36 листов

380

3

Тетрадь школьная 96 листов

420



11. По исходным данным (см. табл.11) определите степень выполнения плана по выпуску продукции одного из цехов предприятия, используя метод условно-натурального измерения. Сформулируйте выводы.
Таблица 11

Изделия

Количество изделий (шт.)

Трудоемкость единицы (нормо-часы)

по плану

фактически

1

120

140

150

2

220

230

420

3

500

490

610



12. По данным таблицы 12 рассчитайте:

а) как изменился объем реализации в мае по сравнению с апрелем в относительном выражении?

б) как изменился объем реализации в мае по сравнению с мартом, если дополнительно известно, что индекс динамики объема всей продукции в сопоставимых ценах в апреле по сравнению с мартом составил 1,350?

Сформулируйте выводы.

Таблица 12

Виды продукции

апрель

май

цена единицы (руб.)

продано (ед.)

цена единицы (руб.)

продано (ед.)

А, шт.

Партия 1

Партия 2

Партия 3













400

500

480

580

600

300

640

310

700

200

910

60

Б, т

Партия 1

Партия 2













1000

200

1200

500

800

300

870

500

В, м

2500

1000

3000

800

Г, м3

-

-

1200

3000


13. На основе данных таблицы 13:

а) рассчитайте коэффициенты соотношения валовой продукции (ВП) и валового оборота (ВО), товарности, отгрузки и реализации;

б) выполните факторный анализ изменения объема реализованной продукции (РП) по максимально возможному числу факторов;

Сформулируйте выводы.

Таблица 13

№ п/п

Показатели

По плану

Фактически

1

ВО

8975

9081

2

ВП

6851

6905

3

ТП

6795

6702

4

Отгруженная продукция (ОП)

6703

7323

5

РП

6627

7184


14. По данным таблицы 14 определите:

а) объем ТП предприятия (в тыс. руб.);

б) изменение остатков полуфабрикатов на складах предприятия;

в) ВП предприятия (двумя способами).

Сформулируйте выводы.

Таблица 14

№ п/п

Цеха

Изменение остатков НП

Валовый выпуск изделий

Передано полуфабрикатов и услуг другим цехам

Отпущено на сторону

к.-п.

мех.

сбор.

1

кузнечно-прессовый (к.-п.)

-

100

-

80

15

2

2

механический (мех.)

+2,5

202,5

3

-

180

15

3

сборочный (сбор.)

-0,5

399,5

-

-

-

410

4

ремонтно-инструментальный

-

100

60

25

5

10


15. По данным таблиц 15 и 16 определите, была ли у предприятия в отчетном периоде производственная деятельность, то есть, относится ли данное предприятие к производящим или простаивающим? Сформулируйте выводы.
Таблица 15

Выписка из Формы №1 «Бухгалтерский баланс»

№ п/п

Показатели

(тыс. руб.)

на начало

отчетного периода

на конец

отчетного периода

1

Затраты в незавершенном производстве (НП)

4280

3190

2

ГП и товары для перепродажи

30

70

3

Товары отгруженные

5090

3455

Таблица 16

Выписка из Формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»

№ п/п

Показатели

(тыс. руб.)

За отчетный период

1

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

6200

2

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

4520

3

Коммерческие расходы

600

4

Управленческие расходы

140


16. По данным таблицы 17 дайте оценку динамики номинальной и реальной выручки. Ежегодный прирост уровня инфляции в течение всего периода сохранился постоянным и равным 10% в год. Сформулируйте выводы.
Таблица 17

Годы

Выручка от продаж номинальная

(тыс. руб.)

1

12000

2

15600

3

16848

4

25272


17. По исходным данным (см. табл.18) рассчитайте выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции. Сформулируйте выводы.
Таблица 18

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

А

1

800

850

2

800

750

3

600

700

Б

1

500

500

2

1200

1050


18. Используя метод цепных подстановок, рассчитайте влияние на изменение объема продажи изменения остатков ГП на начало и конец года, выпуска продукции, остатков ТО на начало и конец года и прочих поступлений. Данные для расчета представлены в таблице 19. Сформулируйте выводы.


Таблица 19

Показатели

План, тыс.руб.

Факт, тыс.руб.

1.Остатки ГП на начало

2130


2280

2. Выпуск ТП

21200

21430

3.Остатки ГП

3260

3580

4.Отгрузка продукции

20070

20130

5.Остаток ТО на начало года

1720

1390

6. Остаток ТО на конец года

1600

1200

7 Прочие поступления




+200


19. Рассчитайте прирост продукции за счет ликвидации потерь рабочего времени и потерь времени работы оборудования по исходным данным (см. табл.20). Сформулируйте выводы.

Таблица 20

№ п/п

Показатели

Значение

1

Потери рабочего времени (чел.-ч)

35

2

Потери времени работы оборудования (маш.-ч)

165

3

Среднечасовая выработка одного рабочего (руб.)

11,2

4

Среднечасовая выработка единицы оборудования (руб.)

8

страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: