Программа по технологии 5 класс пояснительная записка
(приложение к рабочей программе)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Формы организации учебной деятельности. | Планируемые универсальные учебные действия. | Дата проведения | |
план. | факт. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Технология создания изделий из древесины 20ч | ||||||
1 | 1 | Вводное занятие. Инструктаж . | Введение новых знаний. Содержание курса «Технология. 7 класс». | Знать: содержание курса; правила безопасного поведения в школьной мастерской | | |
2 | 2 | Физико-механические свойства древесины | Введение новых знаний | . Знать: древесные материалы; физические и механические свойства древесины; о правилах определения влажности и плотности древесины; правила сушки и хранения древесины. Уметь: определять плотность и влажность древесины Ответы на вопросы. Лабораторная работа | | |
3–4 | 3-4 | Конструкторская и технологическая документация. Технологический процесс | Комбинированный урок | Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Конструкторская документация. Технологическая документация. Сведения о технологическом процессе. Знать: конструкторские документы; основные технологические документы. Уметь: составлять технологическую карту Ответы на вопросы. Контроль выполнения практического задания | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5–6 | 5-6 | Заточка деревообрабатывающих инструментов | Комбинированный урок | Знать: инструменты и приспособления для обработки древесины; требования к заточке деревообрабатывающих инструментов; правила безопасной работы при заточке. Уметь: затачивать деревообрабатывающий инструмент Ответы на вопросы. Сообщение «Инструменты и приспособления». Контролькачества заточки инструмента | | |
7–8 | 7-8 | Настройка рубанков и шерхебелей | Комбинированный урок | . Знать: устройство инструментов для строгания; правила настройки рубанков и шерхебелей; правила безопасности работы. Уметь: настраивать инструменты для строгания древесины Разгадывание кроссворда «Инструменты». Ответы на вопросы. Контролькачества выполненной работы | | |
9–12 | 9-12 | Шиповые столярные соединения. Разметка, запиливание шипов и проушин. | Комбинированный урок | . Знать: область применения шиповых соединений; разновидности шиповых соединений и их преимущества; основные элементы шипового соединения; Фронтальный письменный опрос. Контроль качества выполнения. Уметь: выполнять шиповое соединение; изображать шиповое соединение на чертеже. | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
13– 14 | 13-14 | Соединение деталей шкантами, нагелями и шурупами | Комбинированный урок | .Виды соединения деталей из дерева. Сборка деталей шкантами, шурупами и нагелями. Склеивание деревянных деталей Знать: инструменты для выполнения деревянных деталей; виды клея для их соединения; последовательность сборки деталей шкантами, нагелями и шурупами; правила безопасной работы. Уметь: выполнять соединения деревянных деталей шкантами, шурупами, нагелями Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения соединений деревянныхдеталей | | |
15– 16 | 15-16 | Точение конических и фасонных деталей | Комбинированный урок | Устройство токарного станка и приёмы работы на нём. Технология изготовления конических и фасонных деталей из древесины. Контроль размеров и формы детали. Знать: приёмы работы на токарном станке; инструменты и приспособления для выполнения точения; технологию изготовления конических и фасонных деталей; способы контроля размеров и формы Ответы на вопросы. Контроль качества практической работы | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | Правила безопасной работы обрабатываемой детали; правила безопасной работы. Уметь: читать технологическую карту; точить детали конической и фасонной формы; контролировать качество работы | | |
17– 18 | 17-18 | Художественное точение изделий из древесины | Комбинированный урок | Художественное точение как вид художественной обработки древесины. Технология изготовления . Правила безопасной работы Знать: породы деревьев, наиболее подходящие для точения; правила чтения чертежей; последовательность изготовления изделий точением; правила безопасной работы. Уметь: подбирать материал и необходимые режущие и измерительные инструменты; читать чертёж и технологическую карту; размечать заготовки; точить деталь на станке; контролировать качество выполняемых изделий Ответы на вопросы. Контроль качества практической работы. Сообщение учащихся «Использование древесины в народном хозяйстве» Народные художественные промыслы.Разработкаизделия декоративно-прикладного назначения. Построение чертежа детали | | |
19– 20 | 19-20 | Мозаика на изделиях из древесины | Комбинированный урок | Мозаика как вид художественной отделки изделий из древесины. Способы выполнения мозаики на изделиях из дерева. Знать: способы выполнения мозаики; виды узоров; понятие орнамент; инструменты для выполнения мозаики; технологию изготовления мозаичных наборов; Ответы на вопросы. Сообщение учащихся о народных промыслах, Художественные достоинства разных узоров. | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | Виды узоров. Инструменты для выполнения мозаики. Правила безопасной работы приёмы вырезания элементов мозаики; правила безопасной работы. Уметь: подбирать материалы и инструменты для выполнения мозаики; делать эскиз с элементами мозаичного набора; выполнять мозаичный набор связанных с обработкой древесины. Контроль качества практической работы | | |
Технология создания изделий из металлов26ч | ||||||
21– 22 | 1-2. | Сталь, её виды и свойства. Термическая обработка стали | Комбинированный урок | Металлы и сплавы. Виды сталей и их свойства. Маркировки сталей. Термическая обработка сталей. Основные операции термообработки Знать: виды сталей, их маркировку; свойства сталей; виды термообработки стали; основные операции термообработки. Уметь: определять операции термообработки и свойства стали | | |
23– 24 | 3-4 | Чертёж деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках | Комбинированный урок | Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Сечения и разрезы Знать: понятия сечение и разрез; графическое изображение тел вращения, конструктивных элементов; виды штриховки; правила чтения чертежей. Уметь: выполнять чертежи; измерять детали; читать чертежи Ответы на вопросы. Проверочная работа по маркировкам стали | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
25– 26 | 5-6 | Назначение и устройство токарно-винторезного стан- ка ТВ-6 | Введение новых знаний | Токарно-винторезный станок ТВ-6: устройство, назначение. Профессия – токарь Знать: назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6; инструменты и приспособления для работы на токарном станке; специальности, связанные с обработкой металла. Уметь: составлять кинематическую схему частей станка; читать кинематическую схему Ответы на вопросы. Составление кинематической схемы. | | |
27– 30 | 7-10 | Технология токарных работ по металлу | Комбинированный урок | . Организация рабочего места токаря. Виды и назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции токарной обработки . Контроль качества. Правила безопасности при работе на станке Знать: виды и назначение токарных резцов, их основные элементы; приёмы работы на токарном станке; правила безопасности. Уметь: подготавливать рабочее место; закреплять деталь; подбирать инструменты; устанавливать резец; изготовлять детали цилиндрической формы Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы | | |
31– 32 | 11-12 | Устройство НГФ-110Ш | Введение новых знаний. | Устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110Ш. Виды фрез. Приёмы работы на станке. Знать: устройство и назначение настольного горизонтально-фрезерного станка; приёмы работы на нём; виды фрез; правила безопасности. Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения. | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | Правила безопасности труда. Уметь: составить кинематическую схему частей станка; подготавливать станок к работе; выполнять на станке операции по обработке деталей; контролировать качество работы практической работы. | | |
33– 34 | 13-14 | Нарезание наружной и внутренней резьбы | Введение новых знаний | . Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в отверстиях; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Изображение резьбы на чертежах. Нарезание резьбы на токарно-винторезном станке. Основные технологические операции изготовления резьбы на стержнях и в отверстиях. Правила безопасности труда Знать: назначение резьбы; понятие метрическая резьба; инструменты и приспособления для нарезания наружной и внутренней резьбы; правила изображения резьбы на чертежах; приёмы нарезания резьбы вручную и на токарно-винторезном станке; правила безопасной работы. Уметь: нарезать наружную и внутреннюю резьбу. Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 10 | 11 |
35– 36 | 15-16 | Художественная обработка металла (тиснение по фольге) | Комбинированный урок. | Фольга и её свойства. Инструменты и приспособления для обработки фольги. Ручное тиснение. Последовательность операций. Правила безопасной работы Знать: виды и свойства фольги, инструменты и приспособления для её обработки; технологическую последовательность операции при ручном тиснении; правила безопасной работы. Уметь: готовить инструменты; подбирать рисунок; выполнять тиснение по фольге Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы Народные художественные промыслы. Использование для ручного тиснения вторичного сырья | | |
37– 38 | 17-18 | Художественная обработ- ка металла (ажурная скульптура) | Комбинированный урок. | Виды проволоки и область их применения. Инструменты и приспособления для обработки проволоки. Приёмы изготовления скульптуры из металлической проволоки. Правила безопасности труда. Знать: виды проволоки; способы её правки и гибки; инструменты и приспособления для обработки проволоки, их устройство и назначение; приёмы выполнения проволочных скульптур; правила безопасной работы. Уметь: разрабатывать эскиз скульптуры; выполнять правку и гибку проволоки; соединять отдельные элементы между собой. Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы. | | |
39– 40 | 19-20 | Художественная обработка металла (мозаика с металлическим контуром) | Комбинированный урок | . Накладная филигрань как вид контурного декорирования. Способы крепления металлического контура к основе. Инструменты для выполнения накладной Знать: особенности мозаики с металлическим контуром и накладной филиграни; способы крепления металлического контура к основе; инструменты для выполнения накладной филиграни; Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы Народные художественные промыслы. | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | филиграни. Правила безопасной работы. Уметь: разрабатывать эскиз художественной обработки изделий металлической контурной мозаики; выполнять накладную филигрань различными способами | | |
41– 42 | 21-22 | Художественная обработка металла (басма) | Комбинированный урок | Басма – один из видов художественной обработки металла. Инструменты и приспособления для выполнения тиснения. Способы изготовления матриц. Технология изготовления басмы Знать: особенности басменного тиснения; способы изготовления матриц; технологию изготовления басменного тиснения; правила безопасности. Уметь: выполнять технологические приёмы басменного тиснения Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы | | |
43– 44 | 23-24 | Художественная обработка металла (пропильный металл) | Комбинированный урок | История развития художественной обработки листового металла. Техника пропильного металла. Инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла. Последовательность выполнения техники пропильного металла. Правила безопасности труда Знать: инструменты для выполнения работ в технике пропильного металла; особенности данного вида художественной обработки металла; приёмы выполнения изделий в технике пропильного металла; правила безопасной работы. Уметь: выполнять изделия в технике пропильного металла Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы Полирование. | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
45– 46 | 25-26 | Художественная обработка металла (чеканка на резиновой подкладке) | Комбинированный урок | Чеканка как вид художественной обработки листового металла. Инструменты и приспособления для чеканки Технология чеканки. Правила безопасности труда Знать: инструменты и приспособления для выполнения чеканки; технологию чеканки; правила безопасной работы Уметь: подготавливать инструмент и материал к работе; подбирать и наносить на металл рисунок; выполнять чеканку Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы. | | |
Технология ведения дома (ремонтные работы)-6ч | ||||||
47– 48 | 1-2 | Основы технологии оклейки помещений обоями | Комбинированный урок | Назначение и виды обоев. Виды клея для наклейки обоев. Инструменты для обойных работ. Технология оклеивания обоями. Правила безопасности Знать: назначение, виды обоев и клея; инструменты для обойных работ; последовательность выполнения работ при оклеивании помещения обоями; правила безопасности. Уметь: выбирать обои и клей; выполнять оклеивание помещений обоями Ответы на вопросы. Контроль выполнения заданий Выбор обоев с учётом назначения и размеров помещения. | | |
49– 50 | 3-4 | Основные технологии малярных работ | Комбинированный урок. | Общие сведения о малярных и лакокрасочных материалах. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ. Технология проведения малярных работ. Правила безопасности труда Знать: о видах малярных и лакокрасочных материалов, их назначении, инструментов для малярных работ; последовательность проведения малярных работ; правила безопасной работы. Уметь: выбирать малярные и лакокрасочные материалы и инструменты; Ответы на вопросы. Контроль выполнения задания | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
51– 52 | 5-6 | Основы технологии плиточных работ | Комбинированный урок | Виды плиток для отделки помещений. Способы крепления плиток. Инструменты и приспособления для плиточных работ. Правила безопасности труда Знать: виды плиток и способы их крепления; инструменты, приспособления и материалы для плиточных работ; последовательность выполнения плиточных работ; правила безопасности труда. Уметь: подбирать материалы для плиточных работ; подготавливать поверхность к облицовке плитками; резать плитку и укладывать её Ответы на вопросы. Контроль качества выполнения практической работы. | | |
Творческий проект. 12ч | ||||||
53– 62 63-68 | 1-12 4 | Творческий проект. Этапы проекта. Выполнение творческого проекта. Защита проекта Резервное время | | Практическое занятие. Тематика творческих проектов. Эвристические методы поиска новых решений. Этапы проектирования и конструирования.методы определения себестоимости изделия. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов. Знать: этапы работы над творческим проектом; виды проектной документации; методы определения себестоимости; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь: самостоятельно выбирать изделия; формулировать требования к изделию и критерии их выполнения; конструировать и проектировать изделие; изготавливать изделие; оформлять проектную документацию. Работа над творческим проектом. Презентация проекта | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8 класс.
1. Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программой по направлению «Технология. Технический труд» на основе программы, разработанной авторским коллективом под руководством профессора В. Д. Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2010 г. Рабочая программа профориентационного курса разработана на основе учебно-методического комплекса и методических рекомендаций доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера», на основе Муниципальной программы профориентационного курса «Мои профессиональные планы».
2. Данный учебный предмет «Технология» направлен на достижение следующих целей:
– освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
– развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
– воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости,
– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;
- формирование у учащихся представления о многообразии, художественной самобытности и взаимосвязи традиций художественной культуры Липецкого края от истоков до современности.
Изучение предмета «Технологии» способствует решению следующих задач:
- приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, истории и современном развитии местных народных художественных промыслов и ремесел, элементах машиноведения, технологии обработки конструкционных и поделочных материалах.
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости.
- осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию Липецкого края.
Цели профориентационного курса «Мои профессиональные планы»:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе профессиональных проб; развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных экономических условиях.
Задачи курса: повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности .
3. Данная программа содержит темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Основными разделами программы являются: «Семейная экономика», «Краеведение», «Художественная обработка материалов», «Мои профессиональные планы», «Профессиональные пробы». Предусмотрен вводный урок.
Из программы исключен раздел «Электротехнические работы» из-за отсутствия материально-технических условий для проведения уроков по этому разделу. Количество часов по данному разделу передано в раздел «Краеведение» для ознакомления учащихся с промыслами Липецкого края.
4. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект: 1. Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. /Под ред. Симоненко В.Д. Технология. 8 класс. – 3-е изд. – М.: Вентана-Граф, 2007.
2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват.учреждений / М.С.Гуткин, П.С. Лернер и др.; Под ред. С.Н.Чистяковой 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009
5. Учебный предмет «Технология» изучается в первом полугодии 8 класса, рассчитан на 36 часов (2 часа в неделю). На изучение профориентационного курса «Мои профессиональные планы» в 8 классах выделяется 28 часов по 2 часа в неделю. Курс изучается на уроках технологии. Курс состоит из двух частей: теоретической – 16 часов и практической (профессиональные пробы) - 12 часов. Проведение практической части профессиональных проб планируется после изучения теоретической части.
6. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
Основными формами организации учебного процесса при изучении профориентационного курса «Мои профессиональные планы» являются: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы..
Основными видами контроля знаний учащихся являются:
- тематический контроль (устные ответы, практические и самостоятельные работы, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя, доклады и сообщения;
- промежуточный (тестирование, защита проекта).
требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Должны знать:
Цели и задачи семейной экономики, общие правила ведения домашнего хозяйства;
Семья и её функции. Уровень благосостояния семьи. Понятие «потребность». Понятия «бюджет», «доходы», «расходы», «акция», «накопления», «сбережения», «дивиденды», «кредит».
Источники дохода семьи. Роль школьников в увеличении доходной части бюджета
Принципы организации труда в семье. Обязанности и права каждого члена семьи;
Основные этапы выполнения проектов. Материалы, инструменты и оборудование для выполнения проектов.
Историю зарождения культуры и народные промыслы Липецкого края.
Содержание, характер и условия труда в данной сфере деятельности;
Требования, предъявляемые к профессиональным качествам работника;
Общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
Технологию выполнения профессиональной пробы;
Инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере профессиональной пробы.
Должны уметь:
Анализировать семейный бюджет. Определять прожиточный минимум семьи, расходы на учащегося;Анализировать рекламу потребительских покупок, уметь совершать правильно покупку. Осуществлять самоанализ своей семейной экономической деятельности;
Разрабатывать эскизы, технологическую последовательность изготовления новых изделий в соответствии с потребностями членов семьи и собственными умениями и навыками работы.
Использовать язык декоративно-прикладного искусства и художественные материалы на уровне своего возраста при создании творческих работ.
Выполнять простейшие технологические операции;
Пользоваться инструментом, материалом, документацией;
Выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
Соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.
учебно-тематический план.
№/п | Последовательность изучения разделов и тем | Количество часов |
1 | Семейная экономика. | 10 |
| | |
2 | Художественная обработка материалов. Краеведение. | 26 |
3 | Мои профессиональные планы. Теоретическая часть. | 16 |
| | |
4 | Профессиональные пробы. Краеведение. | 12 |
| Резервное время | 4 |
| Итого | 68 |
| | |
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: