Протокол № от И. В. Ролдугина Руководитель школьного мо приказ № от
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62
Г. ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании школьного МО Директор МБОУ СОШ № 62
учителей ОБЖ, технологии г.Липецка
протокол №______ от________ __________ И.В. Ролдугина
Руководитель школьного МО Приказ № _______ от__________
__________ (Дегтева О.А.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основам безопасности жизнедеятельности
для 8 класса
Составитель: педагог-психолог
МБОУ СОШ №62 г. Липецка
Ярцева Е.И.
2013-2014 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62
Г, ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании школьного МО Директор МБОУ СОШ № 62
учителей ОБЖ, технологии г. Липецка
протокол №______ от________ __________ И.В. Ролдугина
Руководитель школьного МО
__________ __(Дегтева О.А.) Приказ № _______ от___
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по основам безопасности жизнедеятельности
для 8 класса
на 2013-2-14 учебный год
педагог-психолог: Ярцева Е.И.
Пояснительная записка
1. «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 8 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». и на основе программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-11 классов» (основная школа, средняя (полная школа): под редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О, соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года), М.: Просвещение, 2009г.
2. Данный учебный предмет имеет своей целью:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует решению следующих задач:
1) усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;
2) о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
3) о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
4) об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
5) о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
6) развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
7) развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления.
3. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
4. Для достижения поставленной цели и в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект:
1. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Москва «Просвещение» 2009г.
5. Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 34 часа. Количество учебных часов в неделю – 1час. в том числе на практические занятия - 3 часа.
6. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных его уровнях;
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
- научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения.
Формами организации и их сочетание.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в парах, деловые игры, лекции, рассказ и другие.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах
Учащийся должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социалного характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.
Учащийся должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
| .Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. (11 часов) | | | |
1 | Пожарная безопасность | 3 | 3 | |
2 | Безопасность на дорогах | 3 | 3 | |
3 | Безопасность на водоемах | 3 | 3 | |
4 | Экология и безопасность | 2 | 2 | |
| Черезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность. (12 часов) | | | |
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия | 9 | 9 | |
6 | Организация защиты населения от ЧС техногенного | 3 | 3 | |
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (11 часов) | | | |
7 | Основы здорового образа жизни | 8 | 7 | 1 |
8 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 34 | 31 | 3 |
Содержание учебной программы
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. (11 часов) Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Безопасность на дорогах. (3 часа)
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Безопасность на водоемах. (3 часа)
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность. (2 часа)
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность (12часов)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия.
(9 часов)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 часа)
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)
Основы здорового образа жизни. (8 часов)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.
(3 часа)
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Учебно-методические средства обучения включают:
1. А.Т.Смирнов Б.О.Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Москва «Просвещение» 2009г.
2. Ю.Л. Воробьев«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс. Москва «АСТ» 2003г.
3. Журнал «ОБЖ».
4. Правила дорожного движения.
При подготовке к занятиям используется другая популярная литература на данную тему, различные плакаты, видеофильмы, мультимедийные презентации.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса используется информация и материалы следующих Интернет-ресурсов:
- http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.-Министерство образования РФ;
- http://www.kokch.kts.ru/cdo/.- Тестирование online: 5–11 классы:
- http://teacher.fio.ru. –Педагогическая мастерская,:
- http://www.school.edu.ru –Российский образовательный портал.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8 класс (35ч.)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Формы организации учебной деятельности | Планируемые универсальные учебные действия | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения |
I . Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11 часов) | ||||||
1. | 1 | Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | Урок-изучение | Знать причины, классификацию, условия возникновения пожара Уметь называть способы тушения пожаров. Умение работать с учебником, выделять главное. | 09.09. | |
2. | 2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | Опрос | Знать условия возникновения пожаров. Навыки действий при пожаре. Уметь соблюдать меры пожарной безопасности. | 16.09. | |
3. | 3 | Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. | Тест | Знать права и обязанности в области пожарной безопасности. Уметь пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре. | 23.09. | |
4. | 4 | Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей | опрос | Знать причина ДТП, травматизм. Уметь применять правила безопасного поведения на дорогах . | 30.09. | |
5. | 5 | Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров | задание | Знать общие обязанности водителя. Уметь соблюдать правила поведения на дорогах. Умение работать с учебником. | 07.10. | |
6. | 6 | Велосипедист – водитель транспортного средства. | Проверочная работа | Знать общие обязанности велосипедиста. Уметь работать с учебником, выделять главное. | 14.10. | |
7. | 7 | Безопасность на водоемах. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | Урок новый материал | Знать правила поведения у воды. Уметь соблюдать правила безопасности при купании. | 21.10. | |
8. | 8 | Безопасный отдых на водоемах. | Проверочная работа задание | Знать и уметь соблюдать меры безопасного поведения на воде | 28.10. | |
9. | 9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | | Знать правила оказания первой помощи на воде. Уметь оказывать помощь терпящим бедствие. | 04..11. | |
10. | 10. | Экология и безопасность. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека | Опрос | Знать загрязняющие вещества и меры борьбы с ними. Уметь соблюдать правила по сохранению здоровья. | 11.11. | |
11. | 11. | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | | Знать правила поведения при неблагоприятных условиях. Уметь работать с учебником и выделять главное. | 18.11. | |
II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения ( 12 часов) | ||||||
12. | 1. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | тест | Знать классификацию ЧС, последовательность действий при возникновении ЧС Уметь соблюдать меры безопасности при ЧС. | 25.11. | |
13. | 2. | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия | § 5.2 | Знать возможные последствия аварий на радиационно опасных объектах. Уметь применять полученные знания. | 02.12. | |
14. | 3. | Обеспечение радиационной безопасности населения | § 5.3 Опрос | Знать основные способы оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации. Уметь применять основные способы, действия при радиоактивных авариях | 09.12 | |
15. | 4. | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | § 5.4 Опрос | Знать понятия: аварийно -химически опасные вещества и ХОО (химически –опасные объекты) Уметь называть крупнейших потребителей АХОВ. Систематизировать знания. | 16.12. | |
16. | 5. | Обеспечение химической защиты населения. | § 5.5 | Знать основные правила поведения при авариях на ХОО. Уметь применять ИСЗ, КСЗ, противогазы, респираторы. | 23.12. | |
17. | 6. | Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | § 5.6 | Знать причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов. Уметь называть последствия взрывов. | 13.01. | |
18. | 7. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | § 5.7 тест | Знать основные причины возникновения пожаров и взрывов. Уметь называть причины перерастания возгорания в пожар. | 20.01. | |
19. | 8. | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | § 5.8, 5.9 | Знать классификацию гидродинамических сооружений. Уметь применять правила поведения по сигналу об угрозе затопления и затоплении.. | 27.01. | |
20. | 9. | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. | | Знать меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при аварии. Уметь применять правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | 03.02. | |
21. | 10 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера. | | Знать схему действия в ЧС, вызванных крупными производственными авариями на блажащих предприятиях. Уметь применять схему действий школы в ЧС, | 10.02. | |
22. | 11. | Эвакуация населения | § 6.2 | Знать организацию защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах. Уметь ориентироваться в плане эвакуации учреждения, пользоваться средствами индивидуальной защиты. | 17.02. | |
23. | 12. | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера | | Знать перечень мероприятий по инженерной защите от ЧС Уметь работать с учебником и выделять главное. | 24.02. | |
| III. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов) | |||||
24. | 1. | Основы здорового образа жизни. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. | § 7.1 Пров. раб. | Знать организацию защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах. Уметь соблюдать ЗОЖ | 03.03. | |
25. | 2. | Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность | § 7.2 | Знать общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Уметь беречь свое здоровье, его физическую, духовную и социальную сущность. | 10.03. | |
26. | 3. | Репродуктивное здоровье –составляющая здоровья человека и общества. | § 7.3 Тест | Знать, что репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. Уметь пользоваться знаниями. | 17.03. | |
27. | 4. | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | § 7.4 Проверочная работа | Знать, здоровый образ жизни -как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Уметь соблюдать ЗОЖ | 24.03.. | |
28. | 5. | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | § 7.5 Тест | Знать условия здорового образа жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Уметь соблюдать меры профилактики против неинфекционных заболеваний. | 07.04 | |
29. | 6. | Вредные привычки и их влияние на здоровье. | § 7.6 Тест | Знать вредные привычки и их влияние на здоровье. Уметь противостоять вредным привычкам. | 14.04. | |
30. | 7. | Профилактика вредных привычек. | § 7.7 опрос | Знать профилактика вредных привычек. Уметь противостоять химической зависимости. | 21.04. | |
31. | 8. | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | § 7.8 | Знать правила ЗОЖ Уметь вести ЗОЖ. | 28.04. | |
32. | 9. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение | конспект Опрос | Знать общие характеристики различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Уметь оказать первую медицинскую помощь. | 12.05. | |
33. | 10. | Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. | Практическое занятие | Знать правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком. Уметь применять основные правила оказания ПМП, признаки жизни, признаки смерти | 19.05 | |
34. | 11. | Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении. | опрос | Знать средства оказания первой медицинской помощи при травмах. Уметь пользоваться средствами помощи. | 26.05. | |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: