NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г

6. Гимнастика и общая физическая подготовка каратиста.

Важнейшим средством физической подготовки юных спортсменов являются гимнастические упражнения с отягощениями и без них. Эти упражнения должны быть разнообразными, воздействуя на различные группы мышц, суставов и связок.

В учебно-тренировочных занятиях целесообразно использовать больше тех упражнений, которые, решая задачи общей физической подготовки, способствовал бы развитию групп мышц, принимающих непосредственное участие в передвижениях, атакующих и защитных действиях, т.е. они должны быть специально подготовительными. Многие из этих упражнений являются подводящими, т.к. способствуют развитию координации движений каратиста.

Разминочный комплекс вполне отвечает всем вышеперечисленным требованиям и соответствует анатомо-динамическим характеристикам технических действий в каратэ (позиции, перемещения, атаки, защиты) и выполняется на каждом занятии, постепенно видоизменяясь и усложняясь в зависимости от разрядных требований учебной программы. Кроме того, специально подобранные общеразвивающие упражнения на осанку, формирующие навык правильной структуры, упражнения, которыми можно развить силу и быстроту мышц, принимающих участие в том или ином техническом действии, обязательно включаются в раздел общей физической подготовки учебно-тренировочного урока. Ниже приводится примерный перечень различных упражнений, на основе которых можно формировать комплексы ОФП для различных возрастов и возможностей занимающихся, для развития отдельных групп мышц:

1. Трехглавая мышца голени - ходьба и прыжки на носках.

2. Передняя большеберцовая мышца - спортивная ходьба.

3. Двуглавая мышца бедра - разгибание туловища из наклона вперед (ноги прямые в коленях), приседания, ходьба в полуприседе, имитация техники спарринга в положении приседа.

4. Четырехглавая мышца бедра - бег, бег с высоким подниманием бедра, прыжки и др. легкоатлетические упражнения.

5. Ягодичные мышцы - вращение бедра наружу и внутрь, наклоны таза.

6. Косые мышцы живота - наклоны туловища вперед и в стороны, ходьба с поворотами туловища с шагом разноименными ногами, доставание руками носков противоположных ног.

7. Широчайшая мышца спины - движение рук назад-внутрь, подтягивание на перекладине и др. Гимнастических снарядах, круговые движения руками, движения руками назад.

8. Трапецевидная и расположенная под ней ромбовидная мышца - движение прямых рук, согнутых под прямым углом в локтевых суставах в стороны-назад в горизонтальной плоскости, повороты головы в стороны и отклон назад, подъем плечевого пояса вверх (руки вниз или в стороны), подъем прямых рук через стороны вверх.

9. Длинная мышца спины - разгибание туловища и его вращение.

10. Передняя зубчатая мышца - выпрямление рук вперед, в стороны, вверх и вниз, скрещивание прямых рук в горизонтальной и вертикальной плоскости.

11. Дельтовидная мышца - движение прямых рук в стороны-вверх до горизонтального положения.

12. Передняя часть дельтовидной мышцы - движение прямых рук вперед-вверх.

13. Большая грудная мышца - движение согнутых рук вперед-внутрь в горизонтальной плоскости, круговые вращения рук вперед, приведение рук к туловищу.

14. Трехглавая мышца - упражнения в упоре, жим штанги, разгибание предплечий.

15. Двуглавая мышца - подтягивание на перекладине, подъем штанги вверх силой рук.

16. Грудино-ключично-сосцевидная мышца - движения, связанные с наклоном головы вперед и с поворотом головы.

Применяя упражнения нужно следить за тем, чтобы трудные упражнения чередовались с легкими, и нагрузка равномерно переходила с одной группы мышц на другую.

Вот примерный комплекс ОФП:

- упражнения для развития мышц ног;

- упражнения для развития и овладения ударной техникой, мышц плечевого пояса, рук, туловища;

- то же, выполняемых при перемещениях;

- упражнения для развития мышц брюшного пресса;

- упражнения с отягощениями и сопротивлением.

При составлении комплексов упражнений нужно следить за тем, чтобы в каждом комплексе было по одному упражнению из четырех первых групп, а из пятой группы (упражнения общего воздействия) не менее двух.

Упражнения со штангой рекомендуется применять не более одного раза в неделю. Упражнения с отягощениями желательно выполнять в конце основной части каждого учебно-тренировочного урока, затрачивая на это не более 10 минут.

После каждого упражнения с отягощениями юношам рекомендуется проделать несколько движений на расслабление и дыхательные упражнения, а после всего комплекса силовой подготовки проводится так называемая «заминка».

Поскольку большинство движений каратиста связано с работой мышц передней части туловища, в конце занятия должны преобладать упражнения на разгибание туловища. Рекомендуется проделать гимнастику в положении виса, особенно после комплекса со штангой и работы на боксерском мешке. Эти упражнения лучше всего выполнять, используя гимнастическую стенку.
Базовая техника Каратэ-до.

Начальный курс включает в себя изучение базовой техники или азов каратэ-до, где основное внимание направлено на овладение техникой стоек (дачи-ваза), перемещений и поворотов (тэншин, тай-сабаки), атакующих действий (цуки, учи, гэри-ваза), защитной техникой (уке-ваза), сочетаний всех элементов базовой техники (кихон, ката).

Следующий этап обучения заключается в изучении техники сочетаний вышеперечисленных разделов в статических положениях и в режиме перемещений. Эта техника сгруппирована в специфические технические комплексы кихон и ката, которые на каждой разрядной ступени кю отличаются объемом и степенью сложности входящих в них элементов.

Наконец, третий этап изучения базовой техники направлен на реализацию ранее изученной программы в парной работе с партнером и непосредственно в спаррингах кумитэ. Эта техника также строго регламентирована по степени сложности составных элементов и по объему нагрузок при ее отработке. Возрастание и усложнение техники кумитэ подчинены основному принципу постепенности - от простого к сложному, и рассчитаны на несколько лет изучения и отработки, начиная с 8, 7 кю до высших ступеней мастерства. В программе изучения базовой техники кихона и ката имеет место строгая постепенность, основополагающие принципы которой аналогичны для каждой из этих дисциплин.

Не вдаваясь в детали исполнения каждого элемента базовой техники, обозначим принципиальные моменты, отталкиваясь от которых строится процесс освоения каждого элемента и движения каратэ.

1. Вначале изучаются и отрабатываются фиксированные положения в пространстве составляющих каждого элемента базовой техники. Причем, необходимо отметить, что в каждом стиле каратэ-до эти положения строго канонизированы как по ориентации в пространстве, так и по динамике исполнения, что и является основной отличительной особенностью каждого стиля и каждой школы каратэ-до.

2. Затем изучаются и отрабатываются траектории перемещений каждой части тела и всей структуры в целом при исполнении того или иного технического действия.

3. Далее, при правильном усвоении траектории движений и перемещений конечностей и всей структуры, корректируют конечные фиксированные положения каждой части тела по одному из принципов:

- снизу-верх, сверху-вниз, от периферии к центру, от центра к периферии.

Например, если проверка происходит по правилу снизу-вверх, то:

- проверяют длину и ширину стоек,

- правильность положения стоп в каждой из стоек и распределение веса тела на каждой из стоп,

- правильное положение голеней и бедер в стойках,

- структуру тазобедренного пояса и позвоночника,

- положение плеч и локтей,

- правильность положения предплечий и кистей,

- конструкцию кулака сейкен или кисти сюто, пальцев,

- положение головы и направление взгляда.

4. И только после практически идеального освоения фиксированных положений и траекторий перемещений приступают к динамическому и энергетическому насыщению каждого технического действия кихона и, в особенности, ката и кумитэ.
Техника кумитэ.

Задачи изучения техники спарринга.

В настоящее время литературы и информации по изучению вопросов развития и совершенствования бойцовских качеств каратэки, таких как боевое мышление, быстрота движений и реакции, ловкости, внимания, взаимосвязи технико-тактических навыков с физической и психологической подготовкой существует ничтожно мало, то на этих моментах в программе освоения техники кумитэ следует остановиться более подробно.

Соревновательный спарринг, кумитэ, складывается из разнообразных и подчас очень сложных действий. Каратист, маневрируя по площадке и применяя те или иные ложные действия, подготавливает атаки и контратаки, молниеносно проводит их и затем или развивает успех или выходит из опасной зоны. Одновременно с этим он постоянно стремится избежать атакующих действий противника, используя различные защитные приемы.

Чтобы научиться грамотно спарринговать, спортсмену нужно овладеть всем арсеналом боевых действий, которые проводятся с большой скоростью. Недостаточно научить каратэку технике и тактике этих действий, нужно развить у него физические и психологические качества, которые требуются для успешного осуществления подготовительных действий, атак, контратак и защит. О физических качествах речь шла ранее. Здесь будут обсуждаться методы воспитания психологических качеств, тесно связанных с функциями нервной системы и нервно-мышечного аппарата. Необходимо выработать у учеников быстрое восприятие всех положений, движений и действий соперника, улучшить устойчивость, распределение и переключение внимания, выработать быстроту и точность реакции, создать богатый запас зрительно-двигательных представлений о боевых ситуациях и ответных действий на них.

Для обучения каратэки подготовительным действиям к атаке и контратаке, следует научить его технике передвижений, ложным действиям в атаке руками и ногами, обманным движениям туловища, выработать умение оценивать дистанцию до противника, а также очень четко контролировать технику ограниченного контакта в соревновательном спарринге. Для подготовки атаки спортсмен должен научиться быстро замечать открытые места в защите соперника, мгновенно устанавливать моменты его неготовности к контратаке и тотчас выбирать собственное атакующее действие. Для подготовки контратаки каратисту необходимо научиться быстро воспринимать начало атакующих действий соперника, моментально распознавать их и сразу выбирать собственные контратакующие действия. Обучая учеников подготавливать атаки и контратаки, тренер обязан выработать у них также готовность мгновенно защищаться от внезапных и неожиданных атак противника.

Для обучения спортсмена непосредственно атакующим и контратакующим действиям необходимо выработать у него быстроту и координацию атакующих и защитных движений и их сочетаний на разных дистанциях, «автоматизировать» наиболее удобные для него атакующие комбинации рензоку. Проведя атаку или контратаку, каратист должен уметь выйти из опасной зоны или по иному сценарию развивать дальнейшее атакующее действие. Для этого его следует научить различным способам выхода из опасной боевой ситуации, дальнейшему развитию атаки или контратаки из другой позиции, защитам от контратак противника, последующей собственной контратаке или выходу из боевой ситуации. Для выбора дальнейших действий после атаки и контратаки спортсмена надо научить внимательно различать и оценивать ответные действия партнера и мгновенно реагировать на них. Чтобы быстро опознать и выбрать собственные ответные действия, ученик должен заучивать наиболее важные характерные спарриноговые ситуации.

Для овладения защитными действиями, которые переплетаются с подготовительными, атакующими и контратакующими, следует выработать у учеников координацию защитных движений, различную на разных дистанциях, обучить их технике избирательных и автоматизированных защит, совершенствовать умение мгновенно распознавать атаки различного типа: прямые - цуки, мае; боковые - ёко, круговые - маваши; по нижнему или верхнему уровню - гедан, дзёдан; рукой или ногой - цуки, учи, гэри. Кроме того, распознавать ложные и действительные атаки, уметь мгновенно переключать свое внимание от собственных атак к защитам от контратак противника и моментально выбирать защитное действие, соответствующее конкретной боевой ситуации.
Методика обучения технике и тактике кумитэ.

В практике каратэ-до применяется ряд общепринятых методических приемов, позволяющих обучать юного спортсмена различным средствам техники и тактики в определенной последовательности, с учетом их сложности. Обычно, в каждом уроке ученик сначала повторяет и совершенствует ранее изученную технику и тактику, а затем уже овладевает новым материалом. При повторении пройденного преподаватель напоминает обучаемым правильность выполнения того или иного технического действия, а потом указывает на характерные ошибки, допущенные учениками.

Обучение новому материалу преподаватель начинает с объяснения тактического назначения упражнения и технического действия, затем он рассказывает об особенностях упражнения (взаимодействие частей тела, распределение его веса и т.д.). Одновременно с объяснением показываются и возможные ошибки в выполнении. Новый материал ученики выслушивают, находясь в строю или размещаясь около преподавателя. Сначала ученик овладевает исходным положением для перемещения, атакующего или защитного действия, упражняясь на месте. Затем он отрабатывает технику перемещений, атак и защит непосредственно, на месте. После этого он разучивает технические действия в сочетании с различными способами перемещения.

Преподаватель может использовать следующий методический прием: провести атакующее действие в направлении группы, расположенной в строю, на что ученики отвечают мгновенной защитой или контратакой. Преподаватель делает поправки, задерживая учеников в конечной фазе движения. По сигналу тренера ученики могут также выполнить атаку или защиту, перемещаясь в определенных направлениях. После этого они могут проделывать упражнения самостоятельно, не нарушая строя, что дает возможность легче наблюдать за ними и делать необходимые поправки и замечания. После изучения технических действий в атаке или защите без партнера следует перейти к работе в парах.

Упражнения в парах - основные в процессе обучения практике кумитэ в каратэ-до. Обычно при изучении техники и боевых действий сначала даются упражнения в шеренгах, а затем пары произвольно передвигаются по залу. Рекомендуются сначала упражнения в шеренгах на месте - каратэки шеренги тори проводят в направлении другой шеренги уке то или иное атакующее действие в верхний уровень дзедан или средний уровень чудан. Упражнения на месте помогают лучше освоить боевую стойку, способы перемещения, правильно поставить технику атакующего действия и изучить основные детали защиты. После этого элементы базовой техники кумитэ осваиваются в перемещениях - одна шеренга атакует, другая защищается сначала без контратакующих действий, а затем применяя ответные или встречные контратаки. Преподаватель подает команду к началу атакующих действий и регулирует темп упражнений и скорость применяемой техники. Он может задерживать учеников в исходном или конечном положении и проверить, правильно ли выполнено атакующее или защитное действие. Чтобы ученики более быстро и правильно овладели базовой техникой кихона, ката, кумитэ, ритмом и амплитудой отдельных движений, следует ставить наиболее техничного и опытного направляющего, а остальных учеников расставить через одного, чередуя более подготовленных или успевающих с менее подготовленными. Это позволяет лучше использовать подражательную способность детей и подростков.

Рекомендуется разучивать элементарные упражнения в парах сначала в движении вперед-назад, затем по кругу и уже потом в разных направлениях. На более позднем этапе обучения, после того как ученики овладели основами техники, новым технико-тактическим действиям обучают сразу в парах и с разнообразными способами перемещений. В упражнения в парах обычно один из партнеров только атакует, а другой только защищается, затем защищающийся уке сочетает защиту с контратакующими действиями. По прошествии определенного времени в данной части урока задания меняются.

Для разучивания новых упражнений, а особенно при повторении пройденного материала, рекомендуется в некоторых случаях ставить более опытных учеников в пары с новичками с тем, чтобы первые могли подсказывать и исправлять ошибки своих менее опытных партнеров. В других случаях, наоборот, нужно подбирать пары, одинаковые по технической оснащенности и физическим данным. Следя за правильностью упражнений в парах, преподаватель должен обращать внимание на то, чтобы спортсмены выбирали нужную дистанцию - каждый каратэка должен атаковать, контратаковать и применять защиту на наиболее удобной для него дистанции, излишне не разрывая ее, и не сближаясь чрезмерно с партнером. Иппон-кумитэ, дзю-иппон-кумитэ - такие упражнения с партнером, в которых спортсмены спаррингуют по определенному заданию с ограниченным выбором боевых средств. Условный спарринг может быть односторонним, когда один только атакует, а другой только защищается или же, защищаясь, контратакует. В двустороннем условном спарринге дзю-иппон-кумитэ оба бойца могут вести бой, одновременно выполняя одинаковые или различные задания. В условном бою усваиваются простейшие технико-тактические действия, и все изученные спортсменом средства техники закрепляются в обстановке, приближающейся к условиям свободного боя, дзю-кумитэ.

В начале обучения дзю-иппон-кумитэ служит средством, подводящим юныхкаратэк к свободному спаррингу. Кроме того, в условном бою ученик проявляет во многом свои бойцовские навыки и качества. Наблюдая за спортсменами во время практики дзю-иппон-кумитэ, тренер может выявить их индивидуальные особенности, которые в дальнейшем в свободных спаррингах проявляются еще более ярко. Тренер обязан постоянно контролировать учеников во время условного спарринга, не допуская применения грубой силы и высокой скорости атакующих и контратакующих действий. В уроке упражнения иппон-кумитэ выполняются одновременно всеми обучаемыми, которые размещаются в шеренгах или свободно парами по всему залу. Количество времени иппон-кумитэ зависит от подготовленности группы и от сложности задания.

В свободном спарринге дзю-кумитэ спортсмены без каких-либо ограничений в технике и тактике применяют весь арсенал технических действий пройденного материала. В этих тренингах проявляются и в то же время формируются основные физические, моральные и волевые качества бойца, его тактические навыки и техническое умение. По действиям во время дзю-кумитэ и по тому, как боец переносит нагрузку и темп боя, можно судить о его подготовленности к соревнованиям.

В свободном спарринге бойцы обязаны действовать легко, не позволяя себе применения грубой и бесконтрольной техники атакующих и защитных действий. Ученики должны понять, что в ходе поединка они продолжают свое обучение и овладевают техникой и тактикой поединка. Необходимо требовать, чтобы новички действовали в поединке разумно и решали в ходе его определенные тактические задачи. В кумитэ тренер должен сдерживать излишнюю горячность учеников. Во время спарринга между не равными по весу, силе и технической оснащенности партнерами ни в коем случае нельзя допускать, чтобы более сильный спортсмен злоупотреблял своим преимуществом. В продолжение поединка преподаватель указывает на существенные ошибки и может сделать другие замечания, которые, однако, не должны мешать бойцу самостоятельно вести бой. Основные же указания спортсменам тренер делает в коротких перерывах между спаррингами. В конце занятия нужно рассказать ученикам о положительных и отрицательных сторонах их техники, тактики, манеры поединка в целом. Необходимо добиваться, чтобы спортсмены легко передвигались, правильно сочетали атакующие действия с перемещениями, держались правильной и собранной позиции кумитэ-камае, быстро и четко проводили атаки руками и ногами, пользовались разнообразными защитами и ложными действиями перед атакой или в промежутках между активными действиями. Обучая учеников различным способам техники и тактики, преподаватель должен выделять в дзю-кумитэ дополнительные задания, связанные с изучаемым материалом, например, передвигаясь в различные стороны, вести поединок преимущественно руками или ногами, применять определенные способы защит, использовать конкретные контратакующие действия и т.п.

Чтобы подготовить спортсмена к встрече с различными по технике и тактике противниками, можно давать ему в каждом поединке различные задания. Эти задания следует давать как одному, так и другому спаррингпартнеру. Например, одному вести поединок в атакующей манере, а другому защищаться и переходить от защиты к контратаке; или одному держать партнера на дальней дистанции, другому стремиться сблизиться для проведения атакующего действия с ближней дистанции. Больное значение имеет умелый и разнообразный подбор партнеров, смена которых вынуждает юного бойца быстро изменять тактику поединка и быстро находить средства и способы, чтобы противостоять действиям соперника. При подготовке к турнирам и соревнованиям партнеров следует менять особенно часто, так как предстоят встречи с самыми различными противниками.

Упражнения в ударах по спортивным снарядам даются в уроке после программы спаррингов. Упражнения на боксерском мешке позволяют спортсмену овладеть техникой атакующих действий руками и ногами, и если удары наносятся с большой силой и в высоком темпе, способствуют развитию силы определенных групп мышц и выносливости. Атаки по мешку укрепляют связки рук и ног каратэки. Упражняясь с мешком, ученик может разучивать самые разнообразные одиночные атаки руками и ногами и сериям из их сочетаний в различных комбинациях по разным уровням. Подвижность мешка позволяет бойцу атаковать стоя на месте, а также передвигаясь в различных направлениях, сочетать передвижения с различными способами атак во всех направлениях, как руками, так и ногами. Все атакующие действия боец должен выполнять из правильного и устойчивого положения, контролируя взаимодействие отдельных частей тела и обязательно страхуя открытые участки тела. Атаки по мешку ученик должен проводить с естественным и активным выдохом, что приучает спортсмена не задерживать дыхания во время специальных упражнений и в поединке с партнером. Кроме того, атаки по мешку ученик должен наносить резко и отрывисто, а не толчками, которые раскачивают мешок. Это требование касается как отработки ударной техники руками, так и ногами. Нанося удары по мешку, бойцу надо следить за правильностью формирования и положения атакующей конечности при контакте с поверхностью мешка, и после атаки мгновенно возвратить руку или ногу - хики-тэ, хики-гери - в исходное положение камае.

Упражняясь в ударах по мешку, следует находить правильные исходные положения на нужной дистанции для того, чтобы провести акцентированную атаку рукой или ногой. Такие исходные положения создаются с помощью шага, подскока или отскока назад и в сторону, отклонения туловища в сторону и т.п. Отталкивать от себя мешок не рекомендуется.

Упражнения с насыпной грушей позволяют развить точность и резкость атаки, чувство дистанции. Кроме одиночных атак руками и ногами, по груше можно наносить легкие и быстрые серии атак руками с акцентом на одном из ударов. Грушу для упражнений нужно подвешивать на высоте, соответствующей росту спортсмена. Не рекомендуется подвешивать ее на длинном шнуре, так как из-за раскачивания груши будет трудно наносить серии атак и комбинации ударных действий.

Упражнения с надувной грушей служат для совершенствования прямых и боковых атак руками - одиночных, двойных и непрерывно повторяющихся. Эти упражнения развивают мышцы плечевого пояса, разгибатели рук и ряд других. Систематические упражнения с надувной грушей развивают быстроту, точность, резкость атаки, вырабатывается умение наносить короткие удары без замаха, что является принципиально важным моментом в технике кумитэ. В процессе упражнений боец приобретает способность замечать малейшие изменения в колебании и направлении движения груши и мгновенно менять направление атаки, что развивает у него быстроту реакции. Удар по груше следует наносить в конечной фазе ее движения резко и отрывисто. Здесь также нужно обращать внимание на то, чтобы в момент атаки кулак был правильно сформирован - сейкен, а рука после атаки мгновенно расслаблялась и возвращалась в исходное положение.

Упражнения с боксерскими лапами и на макиварах широко используются в обучении и тренировке как средство, позволяющее тренеру тщательно анализировать технику учеников и давать им во время самого упражнения указания, как исправить те или иные недостатки; упражнения с лапами помогают совершенствовать технику атакующих действий, тактику поединка и физические качества спортсмена. В упражнениях с макиварами можно изучать новые атакующие комбинации, закреплять и совершенствовать пройденный материал. В этих упражнениях тренер добивается от ученика правильного акцентированного атакующего движения, разучивает способы активных действий на различных дистанциях, учит развивать атакующие комбинации и т.д. Тренер должен ставить перед учеником, упражняющимся на макиваре, определенные тактические задачи, например, он может отступать с тем, чтобы ученик преследовал его, проводя различные атакующие действия, сочетая их с перемещениями, страховкой, чередуя различные атаки руками и ногами по верхнему и среднему уровню, подготавливая атаки ложными действиями. Тренер может наступать на ученика, как бы атакуя его, а тот применяет заданную или произвольную защиту, контратакует, передвигаясь назад, влево, вправо. На разных этапах обучения, в зависимости от возраста спортсмена, его индивидуальных особенностей и подготовленности, от задач урока, распределение упражнений - в парах, в условном и свободном спарринге, в работе на снарядах - и их количество могут изменяться.

Особенности спарринга на разных дистанциях.

Соревновательный спарринг - это сложное сочетание передвижений, атакующих и защитных действий, выполняемых на разных дистанциях. Дистанция, на которой противники ведут боевые действия, во многом определяет особенности техники, физических и волевых качеств спаррингпартнеров. Поединок на каждой дистанции проходит в разных условиях, имеет свои закономерности, которые должны быть известны каждому тренеру и спортсмену. Научить своих питомцев спарринговать на всех рабочих дистанциях - важнейшая задача тренера. Прохождение полного курса школы каратэ позволит ученику овладеть техникой поединка на каждой из дистанций. Каждый спортсмен, пройдя такую школу, получит разносторонний арсенал боевых средств, сможет тактически правильно вести поединок с любым соперником. Кроме того, у каратиста сформируется свойственная ему манера боя на излюбленной дистанции.

Расстояние между соперниками определяет время для атакующего и защитного действия. Чем короче боевая дистанция, тем быстрее и незаметнее атака доходит до цели и тем труднее защищаться от нее партнеру. И наоборот, чем длиннее дистанция, тем легче спортсмену защититься от атаки соперника. Для каждой дистанции имеется свой лимит времени, определяющий возможность защититься от атак. У бойца больше возможности защититься на дальней дистанции, чем на средней, а на средней больше, чем на ближней. Хотя времени для действий на дальней дистанции больше, чем на средней, все же действия «дистанционера» исчисляются долями секунды. Нужно иметь достаточно быстрые реакцию и движения, чтобы суметь вовремя отреагировать на действия партнера, даже находясь на дальней дистанции поединка. Этот самый лимит времени на разных дистанциях и определяет для каратиста соответствующую технику и тактику, требует различного уровня развития быстроты реакции и мышления, быстроты и координации движений, внимания и других качеств.

О ложных действиях в свободном спарринге (дзю-кумитэ).

Ложные действия и финты - неотъемлемый элемент искусства поединка. При помощи различных способов маневрирования боец вводит в заблуждение и сковывает противника, разгадывает его намерения, притупляет бдительность или выводит его из состояния психически-эмоционального равновесия, держа его в напряжении и подготавливая собственную атаку или контратаку, навязывая конкуренту невыгодные и неудобные условия ведения поединка. Применение ложных действий значительно обогащает тактику поединка, развивает боевое мышление, быстроту и внимание каратэки. Овладев финтами, спортсмен становится более хладнокровным и сдержанным и в то же время более смелым и уверенным, вырабатывает у себя состояние расслабленности и непринужденности в движениях.

По форме движения и по технике выполнения ложные действия мало чем отличаются от обычных атак, защит, контратак и перемещений. Ложные действия перед проведением основной атаки выполняются при помощи показа различных активных действий, отвлекающих внимание противника от основных атак или защит. Иногда ложное атакующее действие производится умышленно вяло и медленно. Их цель - притупить бдительность противника, отвлечь его внимание, произвести впечатление медлительности. Для привлечения внимания соперника некоторые обманные ударные движения выполняются с утрированным замахом, на более длинных амплитудах. Эти атаки привлекают внимание противника, и он обычно, применяя определенную защиту, раскрывает защиту той части тела, в которую должна проводиться последующая атака.

Ряд финтов наносится на малой амплитуде в виде укороченных быстрых ударных движений. В этом случае спортсмену следует сохранять устойчивость для следующих активных действий. Обычно быстрые короткие ложные действия рукой или ногой проводятся для того, чтобы отвлечь внимание противника от дальнейших основных намерений и дополнительно сковать его активность.

Некоторые каратисты для своих ложных действий применяют мягкие эластичные движения, тем самым, усыпляя бдительность противника. Другие наоборот, предпочитают быстрые ложные атаки, стараясь искусственно запугать соперника, сковать его действия. Бойцы высокого класса чередуют быстрые ложные действия с медленными и по ходу поединка комбинируют их. Чтобы сковать действия противника, отчасти запугать его и создать у него неблагоприятные эмоции, некоторые бойцы умышленно в качестве ложных действий применяют умышленно агрессивные атакующие движения, которые направляют в защищенные места (в те зоны, в которые правилами соревнований разрешено проводить атакующие действия - т.н. зачетные зоны), сопровождая атаку громким гортанным выкриком кенсей. Более ловкие спортсмены с этой же целью широко используют различные изменения боевой позиции кумитэ-камае. Они спаррингуют то в закрытой позиции, то - несколько раскрывая ее, изменяют уровень стойки, ведут поединок с фронтальным положением туловища и делают уходы в сторону, также меняют левостороннее положение на правостороннее и обратно. Все эти движения должны сочетаться с всевозможными атакующими и контратакующими действиями.

Иногда опытные, хорошо подготовленные бойцы в поединках умышленно искажают технику, имитируя неловкость в движениях, изменяют мимику лица, притворяясь вялыми, робкими и боязливыми, а потом внезапно и резко атакуют или контратакуют потерявшего бдительность противника. Избирательно и разнообразно применять различные варианты обманных действий могут только хорошо подготовленные спортсмены, отлично знающие технику каратэ. Во время стремительного и горячего спарринга боец должен предвидеть все, что может предпринять соперник и уметь отличать реальные намерения от ложных.

Установлено, что бойцы, которые предпочитают контратакующую манеру ведения поединка, более внимательно относятся ко всем действиям партнера и более тонко анализируют их, а также правильно и критически оценивают собственные действия и возможности, чем это делают спортсмены атакующего стиля. Обычно бойцы с контратакующей манерой боя предпочитают, чтобы их соперники атаковали первыми. Чтобы вызвать противника на атаку такие бойцы часто переносят вес тела на переднюю ногу, туловище наклоняют вперед, умышленно оставляют ту или иную часть туловища или голову открытой, опуская одну руку. У противника создается впечатление незащищенности зон партнера, что заставляет его начать атакующее действие в открывшуюся зону. В данном случае достаточно провести грамотную контратаку с целью перехвата инициативы в конкретной ситуации поединка.

Обучение техническим действиям на дальней дистанции.

Для техники спарринга в каратэ характерно ведение поединка именно на дальней дистанции. Более того, система соревнований на ученических разрядных ступенях по правилам WKC, WKF предусматривают спарринг преимущественно одиночными атаками руками и ногами, или их небольшими комбинациями с дальней дистанции. Техника же ближнего боя, которая включает в себя применение и бросковых приемов осваивается на старших ступенях, поэтому целесообразно ограничиться отработкой техники поединка на дальней и средней дистанции.

На дальней дистанции бойцу всегда труднее начать атаку, т.к. находясь вне сферы досягаемости, противник относительно легко воспринимает начальное движение и успевает отреагировать на него защитными действиями. Чтобы атака или контратака застала соперника врасплох, боец, подготавливая атакующее действие, должен отвлечь от него внимание постоянной сменой дистанции и ложными действиями. Если противник отреагирует на них защитами, боец внезапно проводит атакующее действие в открывшуюся зону. Если же в ответ на финт противник начнет предполагаемую атаку, каратэка опережает ее контратакой. В обоих случаях каратист стремится к тому, чтобы его действия были неожиданными для противника.

Тонкая и сложная сеть ложных и подготовительных действий, вводящих противника в заблуждение, легкие и непринужденные передвижения, сочетание быстрых атакующих действий с искусными защитами делает спарринг на дальней дистанции красивым и содержательным.

Для поединка на дальней дистанции характерен свой стиль. Находясь в устойчивом и достаточно мобильном положении, легко перемещаясь в разные стороны, боец всегда готов быстро и непринужденно переходить от атаки к контратаке, менять способы передвижений и расстояние до противника. Умение пользоваться ложными действиями и прямыми атаками в сочетании с виртуозным владением техникой перемещений за счет быстрых и сильных ног - вот характерные черты хорошего бойца-дистанционера в каратэ.

Однако искусное владение техникой поединка дзю-кумите требует от каратэки вполне определенного комплекса психологических качеств и способностей. Прежде всего, чтобы предпринимать атакующее, защитное или контратакующее действие, боец должен видеть все действия и движения партнера и уметь их различать. Процесс мгновенного различения действий и движений партнера является частью сложной двигательной реакции, которая в поединке на дальней дистанции должна быть быстрой и многообразной - боец реагирует на очень большое количество исходных положений и движений. Чтобы видеть и различать самые разнообразные исходные положения, начальные движения противника и быстро организовывать собственные ответные действия на них, боец должен обладать отличной двигательной памятью. Немедленная оценка разнообразного количества передвижений, атак и защит партнера невозможна, если каратист не обладает большим объемом внимания. Однако он не сможет защититься от атак противника и не сумеет успешно провести боевое действие, если не будет в состоянии распределять внимание одновременно на свои атакующие и контратакующие действия и на ударные действия соперника.

Велика роль чувства дистанции, позволяющего каратисту находиться на нужном расстоянии от противника, не пропуская его атакующих движений, найти то расстояние, на котором свои атаки будут достигать цели, изменять дистанцию «вне удара» на дистанцию атак и контратак и наоборот.

Постоянное изменение боевых положений на дальней дистанции, маневрирование возможны, если ученики умеют стремительно передвигаться по площадке. Обучение боевым действиям в программе кумитэ начинается с боевой стойки кумитэ-камае и отработки техники стандартных перемещений. Позиция кумитэ-камае - это исходное положение, наиболее удобное для подготовки и осуществления боевых замыслов. Из этого положения боец может проще всего передвигаться, защищаться, атаковать и контратаковать, наилучшим образом воспринимать действия противника и распределять на них свое внимание. Обучаясь базовой технике и спаррингуя, каждый каратэка вырабатывает характерную для себя боевую позицию, которая зависит от его конституции, физических и психологических качеств. Однако, основополагающей является типовая стойка кумитэ-камае, которая может видоизменяться в конкретных ситуациях спарринга. Очень важно, чтобы при изучении и отработке позиции кумитэ-камае неработающие мышцы ученика были максимально расслаблены - это позволит бойцу не утомляться, избегать внутренней психологической напряженности и быть готовым к любым мгновенным действиям.

Боевая позиция кумитэ-камае изучается одновременно с техникой передвижений и поворотов. Основные способы передвижений бойца во время поединка - это одиночные и слитные шаги, скачки, подскоки и перескоки. Передвигаясь одиночными шагами вперед, боец делает вышагивание передней стопой, а затем подтягивает к ней заднюю, сохраняя между ними то же расстояние, что и в исходном положении кумитэ-камае. При передвижении назад сначала делается шаг задней стопой, при перемещении влево - левой, а вправо - правой. В технике каратэ различают несколько разновидностей одиночных шагов, применяемых в спаррингах. Одиночные шаги могут сочетаться в слитные - двойные и тройные. Однако в этих случаях в типовой технике все последующие слитные скользящие шаги все время повторяют одиночный шаг, причем после каждого промежуточного шага стопы бойца всегда сохраняют положение, характерное для позиции кумитэ-камае.

Другой способ передвижения - подскок и скачок тоби-аши, применяемые для более стремительного перемещения и преодоления большего расстояния. Передвигаясь при помощи подскоков вперед или влево, ученик делает вышагивание вперед или влево левой ногой и скользящим движением подтягивает сзадистоящую правую стопу. Далее он вышагивает левой стопой вперед в длинную переднюю позицию зенкутсу-дачи для проведения атакующего действия и вновь возвращается в положение кумитэ-камае. Скачок отличается от подскока тем, что вместо повторного вышагивания передней стопой выполняется стремительный скачок вперед для преодоления большего расстояния в конкретной боевой ситуации. По завершении атакующего действия при помощи любого из способов перемещения всегда желательно сохранять боевую позицию кумитэ-камае. Передвигаясь назад или вправо из левосторонней позиции кумитэ-камае, боец первое вышагивание делает правой стопой и скользящим движением подтягивает левую. После этого, делая дополнительный шаг правой в том же направлении, он снова возвращается в позицию кумитэ-камае. Повторяя такой полуторный шаг несколько раз, спортсмен передвигается как бы подскоками. В спаррингах подскоки и скачки применяются также при движении по кругу. Тот или иной способ передвижения в спарринге применяется в зависимости от конкретно создавшегося положения. Позиция кумитэ-камае принимается из положения хачидзи-дачи шагом вперед левой стопой или назад правой (для спортсмена-левши), повернуться вполоборота вправо на передней части стопы. Вес тела распределяется на обе ноги, слегка согнутых в коленях, причем центр тяжести может быть слегка смещен вперед (реже назад, в зависимости от боевой ситуации). Опора приходится на передние части стоп, больше на внутреннюю их сторону. Пятка сзадистоящей стопы приподнята над полом. Колено и стопа впередистоящей ноги может быть немного развернуты внутрь, прикрывая паховую область. Руки согнуты в локтях, локти всегда направлены вниз и не расходятся в стороны. Кулак передней руки защищает верхнюю левую зону, локоть - левую среднюю зону туловища. Локоть правой руки защищает правую нижнюю зону туловища, а кулак - среднюю зону туловища или верхнюю правую зону. Необходимо следить, чтобы, принимая положение кумитэ-камае, новички не становились излишне напряженными и скованными. Следует постоянно напоминать о том, чтобы ученики расслабили мышцы, опустили плечи, свободно держали руки с опущенными локтями, стараясь держать себя непринужденно и естественно. После правильного освоения позиции кумитэ-камае ученикам нужно дать самостоятельно поупражняться в поворотах, в перемещениях веса тела вперед и назад, влево и вправо, чтобы они научились свободно распределять вес своего тела. Далее переходят к технике перемещений. Ребятам показывают одиночные шаги вперед, назад, влево, вправо и способы распределения веса и сохранения устойчивости. После любого шага ученики должны возвращаться в исходную боевую позицию кумитэ-камае. Основные ошибки при занятии этой позиции - широко расставленные стопы, излишний вес на впередистоящей ноге, излишне согнуто колено передней ноги, а задняя стопа далеко отставлена назад; правая стопа слишком близко приставлена к передней левой; стопы стоят на одной линии по отношению к оси перемещения или правая стопа заходит за эту ось. После отработки одиночных приступают к разучиванию перемещений несколькими шагами вперед, назад, в стороны.

Следующий этап - это проработка перемещений подскоками и скачками. Данной технике следует уделять значительно больше внимания и времени, чем подшагам, т.к. соревновательный спарринг-кумитэ как правило проходит именно в этой прыжковой манере и подавляющее большинство технических действий в кумитэ производится из динамического состояния прыжков.
Чтобы ноги были подвижными и сильными нужно ежедневно много упражняться в технике передвижений и выполнять упражнения, укрепляющие мышцы ног. И новички, и более опытные каратисты должны на каждом занятии в практике кумитэ как можно больше упражняться в прыжковых упражнениях для развития чувства дистанции. Первые 2-3 занятия, посвященные изучению техники кумитэ, следует специально выделить для отработки боевой позиции кумитэ-камае и техники перемещений, после этого переходить к освоению атакующих, контратакующих и защитных действий в боевой стойке.

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: