Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г
Подавляющее большинство атакующих действий в спортивномкумитэ производится прямыми атаками руками (реже ногами) - мае-кен-цуки и гяку-цуки. Искусны те спортсмены, которые в совершенстве овладели этими атаками и умеют хорошо от них защищаться. Эти атакующие действия применяют в поединке с разными тактическими целями. Боец может неожиданно атаковать или контратаковать противника одиночной прямой атакой передней рукой - кизами-цуки, мае-кен-цуки, ой-цуки, делая шаг, подскок или скачок вперед, или же при помощи этой контратаки остановить соперника, находясь на месте, а также сдерживать его натиск, отходя или отскакивая. Мае-кен-цуки может применяться как повторныйрэн-цуки или входить в комбинацию атак типа: рука-рука - рен-цуки, нидан-цуки; рука-нога, нога-рука - рензоку. При помощи ложных атак передней рукой боец раскрывает защиту соперника, отвлекая его от действительных атакующих действий, подготавливая очередную собственную атаку рукой или ногой, или какое либо контратакующее действие. Пользуясь техникой мае-кен-цуки, каратэка в спарринге проводит разведку, составляя представление о способах защиты, манере поединка, быстроте реакции противника и вызывая его на атаку или контратаку. Атакующие действия дальней рукой типа гяку-цуки применяются на дальней и средней дистанции для атаки и контратаки противника. Успешно используются они и как финты при подготовке атаки передней рукой - мае-кен-цуки, ногой - мае-гери, маваши-гери, или атакующей комбинации - рендзоку, начинающейся с пердней руки - мае-кен, или передней ноги - мае-аши.
Атаки дальней рукой гяку-цуки реже применяются как одиночные атаки без подготовительных или ложных технических действий. Они чаще входят в сочетания двойных и тройных атакующих действий - рензоку. Гяку-цуки чаще используются в контратаках как встречные удары, которыми разрушают атакующие намерения противника и останавливают его напор.
Выполнение мае-кен-цуки в движении шагом или подскоком вперед производится из исходной позиции кумитэ-камае с места или с прыжков. Вес тела переносится на заднюю ногу, слегка согнутую в колене, и, не задерживаясь, толчком стопы тело посылается вперед, одновременно разворачивая его в сторону атаки. Главная ось вращения тела проходит через стопу толчковой ноги и разноименное плечо. Выполняя движение нельзя наклоняться вперед и в стороны, не терять равновесия. Перед атакой плечо должно быть свободно опущено, рука расслаблена. Моменты воображаемого касания кулаком цели и опоры стопы о пол должны совпадать. Другой вариант - моменты воображаемого касания кулаком цели и выпрямления колена толчковой ноги также могут совпадать, а непосредственно атака производится несколько раньше, чем передняя стопа коснется пола. Последний вариант исполнения мае-кен-цуки чаще применяется при атаке способом рен-цуки - последовательная атака передней и дальней рукой. При этом нога, которая должна опуститься на пол, соприкасается с его поверхностью передней частью стопы, а не всей стопой, что позволяет бойцу занять более устойчивое положение и в то же время свободно передвигаться дальше. В конечной фазе атаки движение руки резко ускоряется, затем расслабленная рука мгновенно возвращается - хики-тэ - в положение камае-тэ. Очень важно, чтобы при выносе руки во время атаки, предплечье двигалось вдоль туловища с опущенным локтем, а после выполнения атакующего действия оно не опускалось, а возвращалось в исходное положение камае по траектории выброса руки.
Поскольку техника гяку-цуки является основной и наиболее сложной в практике кумитэ, то на его изучение и овладение им в практике уделяется значительно больше внимания и времени. Гяку-цуки выполняется на месте и в перемещении. Для проведения его боец из исходной позиции кумитэ-камае, опираясь правой стопой о пол, поворачивает туловище справа налево до фронтального положения плеч. Одновременно он делает шаг вперед левой ногой и правую руку резко выбрасывает вперед по прямой линии. Как только передняя часть левой стопы коснется пола, выполняется атака правым кулаком. После проведения атакующего действия рука мгновенно возвращается в исходное положение кумитэ-камае и дальнейшее развитие боевых действий зависит от конкретной ситуации.
Основные ошибки при выполнении гяку-цуки:
- недостаточно или неправильно поворачивают туловище;
- раньше времени опираются левой стопой о пол и поворачивают туловище, перенося вес тела на эту ногу;
- излишне сгибают ноги в коленях во время атаки;
- опускают предплечье после атаки, не возвращают его в исходное положение;
- наклоняются вперед, не подтягивают правую стопу или напротив подтягивают ее слишком близко.
Кроме того, ученики после атаки не всегда возвращаются в правильное исходное положение, не принимают боевую позицию кумитэ-камае. Чтобы исправить эти ошибки, необходимо также постепенное изучение этой атаки по частям: вначале сделать на месте «перекачку» веса тела с ноги на ногу и, поворачивая туловище справа налево, в момент переноса веса тела на левую ногу. Это же упражнение следует выполнять в перемещениях вперед и назад, отталкиваясь передней частью стопы от пола. Далее, при повороте туловища и шаге вперед, выпрямляют правую руку и переносят вес тела с правой ноги на левую. Затем постепенно ускоряют движение. После этого приступают к отработке техники гяку-цуки в рабочих перемещениях:
- с вышагиванием левой ногой вперед аюми-аши, оставляя на месте правую;
- с вышагиванием вперед левой, подтягивая правую стопу ери-аши до положения кумитэ-камае;
- несколько последовательных шагов вперед, назад - аюми-аши, тсуги-аши;
- с отшагом правой ногой назад – уширо-аюми-аши;
- отшагивая правой назад, подтягивая левую - хики-аши;
- с боковым шагом вправо и поворотом туловища справа налево.
Обучая атакующей и контратакующей технике руками в движении и защит от них, тренер должен требовать от учеников не только правильной формы боевых движений, но и быстроты и легкости выполнения этой техники. Внимание учеников следует направить на точность действия и на правильность определения той дистанции, с которой атакующее действие может достигнуть цели, а защита будет своевременно применена.
После успешного овладения определенной техникой ученики должны научиться применять ее в условиях полусвободного дзю-иппон-кумитэ и свободного дзю-кумитэ и спортивного спарринга, при активном противодействии партнера, когда необходим мгновенный выбор действий, т.к. молодые спортсмены пока еще не могут правильно рассчитать дистанцию, оказываясь, то слишком далеко, то слишком близко к сопернику; не умеют выбрать удобный момент для атаки, теряются и не знают, как действовать дальше. Не умея правильно защищаться, они непроизвольно раскрываются во время своих или партнера технических действий. Особенно часто неопытные бойцы разрывают дистанцию и, находясь друг от друга на слишком большом расстоянии, пытаются проводить атакующее действие, но их атаки как рукой, так и ногой не достигают цели. Поэтому, обучая спортсмена атаке и контратаке, преподаватель должен не только развить у него правильные технические навыки, но и научить его правильно рассчитывать дистанцию и выбирать моменты для атаки и контратаки.
Главная задача - научиться скрытно и незаметно для соперника подготавливать различные технические действия, выбирать момент, когда их можно успешно применить и своевременно защититься. Чтобы атака была успешной, необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, нужно уметь раскрыть соперника при помощи обманных движений и маневрирования, страхуясь от неожиданных атак; во-вторых, незаметно приблизиться на дистанцию собственной атаки; в-третьих, мгновенно провести атакующее действие и отойти на необходимую безопасную дистанцию, не пропустив контратаки. Для успешной контратаки бойцу следует достаточно убедительно вызвать партнера на атаку, сближаясь с ним на дистанцию, с которой тот может начать атаку; создать готовность к немедленному «перехвату» его атаки (отличив ее в свою очередь от финта) заранее выбранной защитой и мгновенной контратакой. При защите от контратаки бойцу очень важно уметь моментально переключиться от своего атакующего движения - к защитному. Новичок потому не находит удобного момента для атаки и контратаки, что не умеет подготовить их во время предварительного маневрирования, не применяет обманных действий. Нужно показать ученикам, как, передвигаясь по площадке в различных направлениях, можно приближаться к сопернику или отходить от него, как создавать положения, при которых противник окажется наиболее раскрытым, как оттеснять отступающего соперника к краю площадки дзёгай, как использовать маневрирование для подготовки удобного момента начала атаки и контратаки (определить время, дистанцию, открытую зону соперника и т.д.).
Чтобы научить спортсменов основным тактическим действиям и развить в них такие качества, как внимательность, двигательная память, быстрота реакции, тренер должен подобрать большое количество подводящих и специальных упражнений. Все они должны быть построены по принципу постепенного усложнения заданий.
Обучение атакующим и контратакующим действиям в соревновательном поединке-кумитэ.
Поединки с применением комбинационных прямолинейных атак руками значительно сложнее спаррингов с применением одиночных атак рукой или ногой - усиливается угроза атаки (необходимо следить за обеими руками партнера), выше темп атакующих и контратакующих действий, труднее рассчитывать дистанцию до партнера и т.д. кумитэ с применением мае-кен-цуки, ой-цуки, гяку-цуки и разнообразных защит предъявляет большие требования к качеству боевого мышления, быстроте, сложной реакции, вниманию и воле бойца. Чтобы ученики лучше овладели этими качествами и умением успешно спарринговать, целесообразно постепенно усложнять боевые ситуации и задания в них.
Обучение атаке и контратаке следует начинать с упражнений без применения ложных действий и финтов. В этих упражнениях каратэка учится различать атаки соперника левой или правой рукой, их взаимосвязь; определять уровни действия атак - дзёдан или чудан, определять дистанцию своих атак и контратак; привыкает реагировать в сравнительно легких ситуациях защитами, маневрированием или контратаками. Например: на атаку мае-кен-цуки, гяку-цуки следует только защита; на те же атаки следует защита и контратака; то же, но контратаки варьируются по уровням; полусвободный спарринг с применением всех вышеперечисленных действий. Далее, в тех же упражнениях атакующий - тори, прежде чем провести атаку, применяет ложное атакующее действие рукой или ногой. Данная техника вводится в программу обучения на средних разрядных ступенях, когда спортсмены приступают к освоению комбинационной техники кумитэ-кихона, рензоку-кихона, рензоку-кумитэ.
Следующий этап - обучение контратакам с предварительным ложным вызовом противника на атаку. Защищающийся уке провоцирует контратаку соперника при помощи своей ложной атаки. Уке делает ложный «вызов» соперника на атаку при помощи ложного открытия отдельных участков зачетных зон туловища или головы. В качестве упражнений в вызовах на атаку путем ложных раскрытий пользуются финтами туловищем и «игрой» ног, вхождением в зону атак противника и мгновенным выходом из нее, провоцируя партнера на атаку. Выбрав благоприятный момент и дистанцию для атаки или контратаки, боец тотчас проводит ее. Угроза получения ответной контратаки гяку-цуки делает эти упражнения более острыми и рискованными, и требуют от спортсмена большой быстроты и решительности.
Следующая группа упражнений включает задания, в которых спаррингпартнеры применяют постепенно усложняющиеся действия в атаке и контратаке с финтами и без них; атаки, контратаки и защиты, как во встречной, так и в ответной форме - один только атакует, другой защищается и контратакует (специальные упражнения - «круг тори», «круг уке»).
И, наконец, когда ученики овладеют и этими упражнениями, можно приступать к тренировкам в дзю-иппо-кумитэ, дзю-кумитэ, где один из партнеров имеет право атаковать и контратаковать, произвольно выбирая те или иные технические действия, а также с применением атак ногами, в зависимости от создавшегося положения. Однако поединки следует ограничивать известными требованиями - вести его применяя только изученную технику; не атаковать без подготовительных действий, маневрирования и финтов; страховаться от контратак партнера; не проводить атакующих действий с максимальной скоростью и силой, особенно при применении техники ног; тщательно и грамотно защищаться; в конечном итоге, следовать все тому же основному принципу - постепенности. Рекомендуется также давать ученикам в спарринге тактические задания: провести разведку, применяя ложные действия; раскрыть защиту противника; ввести его в заблуждение ложными действиями и т.д.
Совершенствование техники и тактики кумитэ.
После прохождения курса базовой техники каратэ, ученики овладели основами техники спарринга кумитэ. Изучая технику атак, защит, контратак спортсмены развили в известной степени боевое мышление, узнали тактическое назначение тех или иных атакующих действий, защит и их различных сочетаний, овладели простейшими финтовыми атакующими и контратакующими движениями. Восприятие спортсменов стало острее, а внимание - устойчивее; они уже свободнее держатся во время спарринга, воля их укрепилась.
Естественно, что юные каратисты, прошедшие этот курс, овладели еще только азами каратэ, да и то, чем они овладели, еще далеко до совершенства. Это объясняется тем, что при начальном обучении основное внимание было направлено на овладение непосредственно техникой: стойки - дачи-ваза, перемещениями - теншин, атаками и контратаками - цуки-, гери-, учи-ваза, защитами - уке-ваза, отдельными комбинациями - рендзоку. Теперь же, при совершенствовании каратэки основное внимание должно направляться на качественную сторону технических действий, особенно в технике спарринга - кумитэ.
Взаимосвязь техники, тактики, физических и психологических качеств.
Совершенствование в технике и тактике невозможно без одновременного развития быстроты, ловкости, выносливости, внимания, реакции, боевого мышления, воли. Техника, тактика, физические и психологические качества всегда взаимосвязаны.
Так, если у бойца не развита быстрота боевого мышления, он не сумеет мгновенно анализировать боевую обстановку. Не обладая быстротой движений и быстротой простой и сложной реакции, спортсмен не сумеет своевременно принять и осуществить в поединке то или иное решение. Недостаточно выносливый боец не сможет сохранить внимательность, быстроту, точность, не сможет избрать и применить необходимые действия. Боец с недостаточно развитыми волевыми качествами не сумеет преодолеть трудностей, возникающих в соревновательном поединке, не говоря о поведении в экстремальной ситуации. Невысокий уровень развития физических и психологических качеств препятствует повышению технико-тактического мастерства. При совершенствовании спортсмена в непосредственной работе над техникой и тактикой, тренер должен направлять его внимание на быстроту действий, точность и своевременность атак и защит, необходимость решительно проводить то или иное техническое действие.
Для искусной победы в спарринге необходимо уметь преодолевать сопротивление различных противников на той или иной дистанции поединка, пользуясь самыми разнообразными подготовительными, защитными, атакующими и контратакующими действиями.
Совершенствование подготовительных действий.
Встречаясь с одними спаррингпартнерами, боец может одержать победу, применяя одиночные атакующие или контратакующие действия с дальней дистанции, подготавливая их различными способами маневрирования. При встрече с другими соперниками атакам и контратакам должна предшествовать более разнообразная подготовка. Неумение готовить атаку и контратаку, сочетать маневрирование, финты, защитные движения, и координировать их для того, чтобы сделать наступательное действие эффективным и, вместе с тем, безопасным для наступающего, отличает многих спортсменов различных уровней подготовки.
Подготовительные действия - важная сторона мастерства спарринга в каратэ и им следует уделять специальное время и внимание в тренировочных занятиях. Неумение готовить наступательное действие особенно заметно в поединках с партнерами, строящими бой на контратаках, или с очень подвижными спортсменами, умело маневрирующими и атакующими с дальней дистанции, при грамотном использовании техники атак ногами. Часто бойцы, продвигаясь вперед и пытаясь сблизиться с противником, пропускают встречные атаки или контратаки, разрушающие их наступательные действия. Это происходит потому, что каратэки пренебрегают, а, скорее всего не владеют защитами и финтами, не умеют пользоваться ими во время подготовительных действий.
Для ведения искусного поединка боец должен овладеть не только маневрированием, чтобы избрать необходимую для активных действий дистанцию, и удобный момент времени для атаки или контратаки, но и ложными действиями - чтобы раскрыть соперника, или отвлечь его внимание от действительной цели атаки, или же вызвать его на необходимые для атакующего действия, сковыванием на невыгодной для себя дистанции (передвижением, подставками рук или ног, захватами, имитацией подсечек) с целью обезопаситься от контрдействий противника; ограничением противника в свободе действий, оттесняя его в угол площадки или непосредственно за лицевую линию площадки - дзегай.
Подготовительным, а затем и атакующим или контратакующим действиям должны сопутствовать защиты, обеспечивающие непрерывность подготовительных, а затем и контратакующих действий. Все эти элементы следует научиться применять в зависимости от боевых особенностей соперника и складывающейся обстановки поединка.
В подготовительных действиях бойца сочетаются маневрирование по площадке и финты, маневрирование и защиты, финты и защиты, наконец, все эти элементы в различных сочетаниях и последовательностях. Опытный боец должен готовить атаку более сложными средствами, чем новичок, более грамотно готовить и использовать маневрирование для проведения атаки раскрытием противника (сменой дистанции, перемещениями в разные стороны, заставляя соперника ошибаться при выборе дистанции и атакующих действий). Кроме того, опытные каратэки в свободном спарринге и дзю-кумитэ должны свободно пользоваться разнообразными финтами не только руками, но и ногами и туловищем, применяя как одиночные, так и комбинационные ложные действия, уметь сковывать действия противника повторными угрозами, оттеснять его к лицевой линии или в угол площадки, отслеживать открытые зоны, сближаясь с противником, пользуясь маневрами в перемещениях. Основная задача этих действий - отвлечь внимание соперника, запутать и усыпить его бдительность и в момент его неготовности к контрдействиям, застав его врасплох, стремительно провести успешную атаку. Однако, перед проведением собственной атаки, боец должен быть внимательным и готовым к защите от неожиданных контрдействий партнера. Боец должен тонко чувствовать различие между подлинной «неготовностью» оппонента и мнимой, чтобы самому не попасться «на удочку». Для этого необходимы быстрота перемещений и маневрирования, острое восприятие, быстрая реакция, развитое чувство дистанции и времени в соизмерении с дистанцией, устойчивое внимание при быстром его переключении, хладнокровие, чтобы не поддаваться на ложные действия противника, а также решительность для проведения собственных атак и контратак. Все качества опытного бойца особенно остро проявляются в подготовительных действиях. При проведении атаки или контратаки, как правило, доминирует быстрота движений и решительность спортсмена.
Совершенствование атак, контратак и защит.
Продвинутый боец каратэ должен уметь более грамотно и разнообразно атаковать. Для этого необходимо постоянно увеличивать арсенал атакующих действий - различные комбинации в сочетании с ложными действиями и финтами. Бойца следует научить ряду эффективных, мастерских атак руками, ногами и их сочетаний, при безукоризненной технике владения основным базовым атакующим и контратакующим действием - гяку-цуки. Это позволит сделать атаки более разнообразными, неожиданными и успешными.
Особенно важно обратить внимание на совершенствование защитных и контратакующих действий, т. к. в них ярко проявляются и формируются наиболее важные для спортсмена боевые качества, как быстрота реакции и движений, точность защитных и атакующих действий, быстрота мышления, внимательность, самообладание. Специфика искусного спарринга особенно ярко выражена именно в защитных и контратакующих действиях. Надо научить юного спортсмена правильному тактическому использованию защитного действия от атаки и контратаки, для входа на наиболее выгодную дистанцию и сохранения её. Таким образом, защита перестаёт уже быть элементарной. Необходимо отрабатывать сложные защиты в сочетании с различными перемещениями и поворотами, уходами и уклонами; несколько защит соединяют вместе, что увеличивает их надёжность и прочность и страхует бойца от неожиданных атак. Каратэка совершенствует серии защит, которыми парирует атаки серией ударов. Соединять можно самые разнообразные защиты, которые будут дополнять друг друга и обеспечат бойцу большую безопасность и возможность для успешной контратаки.
Следует также постоянно нарабатывать разнообразные контратакующие и ложные действия для подготовки контратаки. Тренер должен показать, какими способами можно спровоцировать соперника на неподготовленную атаку, как наиболее естественным образом сделать ложное открытие отдельных участков туловища, чтобы соперник поверил в эту уловку, как сковывать действия рук и ног противника, производя захваты далеко выставленной руки; как и когда выполнить подсечку далеко выставленной вперед ноги противника, или изменить дистанцию с тем, чтобы побудить спаррингпартнера к атаке и чтобы самому не пропустить активного действия.
Необходимо также совершенствовать всевозможные начала атаки, развитие её при удачном начале, мгновенное прерывание атаки в случае её неудачи. Надо научить спортсмена останавливать напористого противника встречными эффективными контратаками. Особенно сложно контратаковать партнера, который сам проводит контратаку. Бойцу следует владеть умением демонстрировать начало атаки, чтобы заставить соперника контратаковать и затем самому перехватить вызванную контратаку противника. Ложная атака, как говорилось выше - одно из важнейших средств противостояния грамотно контратакующщему сопернику.
Развитие боевого мышления.
Необходимо развивать и совершенствовать боевое мышление каратиста. Оно складывается из умения наблюдать и правильно реагировать на действия соперника, принимать мгновенные решения, выбрав правильное контрдействие, бороться за осуществление своих решений, преодолевать трудности, возникающие в ходе поединка, а в случае необходимости изменять принятое решение на более целесообразное.
Прежде всего, боец должен научиться мгновенно оценивать реальные возможности соперника, каковы его излюбленные способы атаки, защиты, ложные действия, манера спарринга, физическая подготовленность, сильные и слабые стороны его техники и тактики.
В ходе всего тренировочного процесса, из года в год, спортсмены должны знакомиться с различными видами тактики, встречающимися в кумитэ, учиться противодействовать им, строить план поединка, учитывая собственные возможности, особенности противника и конкретную обстановку, а в случае необходимости изменять его по ходу поединка. Преподаватель разъясняет ученикам, как ложными действиями, раскрытиями и легкими атаками можно выявить излюбленные способы атаки партнера; ставит перед подопечными задачу вести разведку в начале и в продолжение поединка, предлагает ученикам выполнить ряд заданий по разведке действий спаррингпартнера в условиях, наиболее часто встречающихся в спарринге. Вначале задания должны быть простыми и разнообразными и по мере их усвоения, усложняться.
Учась вести разведку, боец становится наблюдательным, внимательным и осторожным, готовым ко всяким неожиданностям, он также запоминает те наиболее типовые ситуации, которые необходимо мгновенно узнавать.
Особенно важно, чтобы спортсмены научились применять разумные и правильные контрдействия против партнеров с различной манерой поединка. Ученикам надо знать как вести спарринг невысокому против высокорослого, придерживающегося атакующей или контратакующей манеры поединка, и наоборот - что делать высокому спортсмену с коренастым бойцом, ведущим поединок комбинациями, работающему по верхнему или по нижнему уровням.Необходимо изучить тактику поединка с быстрым, подвижным противником, с работающим в левосторонней боевой стойке, с бойцом, ведущим атаки комбинациями или предпочитающим одиночные атакующие действия и обманные финты руками, ногами или туловищем. Следует научить спортсменов быстро распознавать манеру боя партнера, принимать самостоятельно те или иные решения, а также по ходу поединка менять их. В процессе обучения надо воспитывать у юного спортсмена способность к длительному наблюдению за действиями противника и их сменой в течение боя.
Постоянное наблюдение, принятие и осуществление правильных решений, их изменение в случае необходимости, развивают у бойца быстроту реакции, устойчивость внимания, гибкость мышления, воспитывает волевые качества.
В упражнениях на внимание тренер выполняет те или иные атакующие действия, а ученики, находящиеся в строю на расстоянии, применяют заданные защиты (программа кихон-иппон-кумитэ). Упражнения на внимание одновременно развивают быстроту реакции, чувство дистанции и времени, быстроту движений. Эти упражнения также отрабатываются в парах в более сложных комбинациях - дзю-иппон-кумитэ.
В тренингах на быстроту реакции при переключении внимания ученик должен постоянно переходить от одних действий к другим, в зависимости от изменений ситуации спарринга. Поскольку изменения мгновенны, бойцу приходится постоянно реагировать в то время, когда его внимание занято осуществлением того или иного действия. Так, при подготовке атаки или контратаки маневрированием или финтами, когда внимание бойца занято определением момента активных действий и выбором нужной дистанции для них, неготовности противника (его исходное положение, неудобное для проведения встречных и ответных атак), каратэка должен мгновенно переключить внимание и отреагировать защитой в случае неожиданной атаки или контратаки партнёра.
Также в моменты собственной атаки или контратаки и при выполнении противником встречной атаки, боец должен немедленно переключиться на защитные действия от опережающей контратаки противника. Помимо этого необходимо также быстро переключить внимание на активные действия партнёра и после успешного проведения собственной атаки, т. е. моментально подстраховаться защитным действием во избежание неприятных неожиданностей со стороны соперника. Чтобы научиться быстрее переходить от одних действий к другим, молодых спортсменов следует познакомить с различными возможными противодействиями спаррингпартнёра, научить распределять внимание на контрдействия, на которые (в случае необходимости) следует переключиться. Задания в таких тренингах усложняются по принципу постепенности.
Кроме того, упражнениям на быстроту переключения внимания должны сопутствовать упражнения на расслабление и быстроту действий. Необходимо также применять тренинги на частое чередование движений различного характера - перемещения, атаки, защиты, их сочетания. Таким образом, за мыслью и мгновенным переключением внимания тотчас должна включиться в работу мышечная структура бойца (своевременно напрягаться, расслабляться и снова напрягаться и расслабляться). Нужно научить каратэку умению проводить атаку и защищаться, не напрягая тех мышц, которые не задействованы в работе, научить также, быстро переходить от одного характера работы к другому. Боец излишне напрягает мышцы в основном при проведении атакующего действия, особенно комбинационной атаки. Это объясняется тем, что в ударе активно участвуют почти все группы мышц, а при проведении комбинационной атаки их необходимо быстро координировать. Часто боец не успевает также и быстро переходить от атакующих действий к защитам, поскольку излишне напрягает при атаках мышцы, которые не должны участвовать при проведении данного действия, а также не успевает мгновенно расслаблять работающие группы мышц. Излишне напрягаясь при выполнении ударных действий, включая в это действие и дыхательные мышцы, боец, кроме того, «задерживает» дыхание, что приводит к очень быстрому утомлению.
Ученик должен научиться проводить атаки (особенно используя технику ног) совершенно не напрягаясь, внимательно следя за тем, чтобы не напрягались в конечной фазе атакующего движения дыхательные мышцы. При проведении атакующего движения, особенно при использовании техники ног, следует использовать инерцию поступательного и вращательного движений. В качестве упражнения на способность быстро напрягать и расслаблять конечности после атакующего действия можно использовать технику нанесения ударов руками, сидя на полу. В этом случае ученики будут выполнять упражнения без опоры ног и быстрее скоординируют движения, которые должны выполняться за счёт мышц плечевого пояса и спины, а также реверсивного движения руками.
При выполнении комбинационной атаки с использованием техники ног, следует осваивать эти движения без напряжения мышц живота. Это приучит спортсмена контролировать расслабление и правильное дыхание.
Кроме упражнений в атаках, ученики должны постоянно на каждом занятии отрабатывать технику чередования атак и защит, защит и контратак. Этой цели и служат программы рэндзоку-бункай-кумитэ.
Индивидуализация совершенствования каратиста-бойца.
В росте спортивного мастерства и непрерывном совершенствовании спортсмена серьёзную роль играет индивидуальная работа с ним. Чтобы правильно решить эту задачу, преподаватель должен уметь наблюдать за учеником, всесторонне оценивать его качества, технику и тактику. Он должен хорошо знать, что умеет делать его подопечный, что у него не получается, что он уже знает, чего ещё не усвоил и, исходя из особенностей бойца, находя наиболее выгодные для него способы действия в условиях соревновательного спарринга, пополнять запас его умений и навыков. При выполнении общеразвивающих и специальных упражнений, условных и свободных спаррингов, выступлений на соревнованиях тренер, наблюдая за учениками и выявляя личные особенности каждого, выявляет следующие моменты:
1. Физические качества, присущие спортсмену - быстр он или медлителен, какова координация его движений, способность к релаксации, выносливость, какими психологическими особенностями отличается - внимателен ли, смел, хладнокровен или излишне возбуждён во время поединка, какова быстрота его реакции и мышления.
2. Каковы технико-тактические особенности бойца, в какой дистанции ему удобнее действовать, какими атаками и защитами он предпочитает пользоваться, какие приёмы удаются ему лучше других.
3. Какая манера поединка более свойственна данному бойцу, успешнее пользуется он одиночными атаками или комбинациями, успешнее применяет технику рук или ног. В соответствии с этой основной характеристикой и строится индивидуальный план обучения и тренировки юного каратиста. Этот план должен содержать:
- перечень технических действий, которыми должен овладеть ученик;
- перечень упражнений /или характер их/, которые должны способствовать развитию тех или иных
качеств бойца;
- перечень тактических приёмов и действий, над которыми должен работать каратэка;
- список партнёров для условного и свободного спарринга, подобранных в соответствии с поставленными перед бойцом задачами;
- календарное расписание с указанием содержания каждого отдельного занятия.
Получая в процессе работы новые данные, отмечая новые появившиеся черты в технике и тактике учеников во время практики кумитэ, тренер ставит перед ним новые задачи, а иногда и полностью изменяет общее направление работы с тем или другим спортсменом.
Очень важно учитывать психологические особенности спортсмена. Этот вопрос тренеру нужно постоянно иметь в виду, т. к. часто ученик не усваивает какое-либо тактическое действие - не из-за слабой техники, а из-за причин чисто психологического характера (недостаточная уверенность в своих силах, излишняя возбудимость, невнимательность, замедленные реакция и мышление). Совершенствуя мастерство каратиста-бойца, тренер должен устранять недостатки в его психике и способствовать развитию качеств, которые помогут ему быстро и успешно овладеть техникой и тактикой каратэ-до в целом и кумитэ в частности.
Прежде всего, ученик обязан сознательно усваивать конкретную технику стиля каратэ-до. Неоднократно разъясняя основы техники школы и комментируя её, тренер добивается, чтобы ученик не только правильно повторял показанное ему, но и мог грамотно объяснить любую деталь совершенствуемого приёма, а затем самостоятельно упражняться в нём. Вначале упражнения выполняются под наблюдением тренера или старшего ученика и сопровождаются необходимыми разъяснениями и указаниями. Позднее, когда ученик усвоил структуру движения, он может продолжать занятия самостоятельно. Ученик должен многократно повторять совершенствуемое движение - сначала в равномерном и небыстром темпе, затем, ускоряя его и, наконец, в заданном или произвольно изменяемом темпе - варьировать условия, в которых выполняется и с которыми сочетается данное техническое действие.
Стандартные упражнения повторяются постоянно из занятия в занятие в течение длительного времени. Работать с учениками нужно в определённой последовательности, постепенно увеличивая трудность материала. Так, при совершенствовании техники ударного движения, вначале внимание уделяется общей структуре движения в имитационных упражнениях без партнёра /кихон, ката/, далее с партнёром /различные программы кумитэ/, затем усиливая сопротивление партнёра, прежде элементарное в базовых программах кумитэ, потом при помощи более сложной техники: например, если раньше он только защищался, то теперь дополняет защитные действия контратаками. Наконец, ученики практикуются в свободном спарринге, в котором партнёр вначале оказывает /по задания тренера/ слабое сопротивление, а потом более активное. Всё это делается для того, чтобы закрепить правильную структуру того или иного движения, умение своевременно выполнить их, избирать удобные моменты для атаки и контратаки и правильно рассчитывать дистанцию. Пользуясь такой последовательностью в упражнениях от занятия к занятию, спортсмены переходят к применению изучаемых действий в свободном спарринге дзю-кумитэ. Если же, в усложнённых условиях, движения искажаются, становятся неправильными или боец утрачивает чувство времени и дистанции, нужно возвратиться к предыдущим упражнениям в более простых условиях и с менее быстром темпом. Для закрепления того или иного технического действия в условиях свободного спарринга нужно применять:
- ослабленное /по заданию тренера/ сопротивление спаррингпартнёра;
- упражнения с более слабым спаррингпартнёром;
- с постоянным /на определённый период/ партнёром - привычные условия;
- с более сильным партнёром;
- с частой сменой спаррингпартнёров - разнообразие условий.
Многократное повторение и «шлифовка» техники в постепенно усложняющихся условиях позволяют развить до высокой степени необходимые каратисту быстроту и непринуждённость движений, чувство времени и дистанции, быстроту реакции и восприятия происходящего, устойчивость и правильность распределения внимания и, таким образом, довести технику школы каратэ до совершенного исполнения в условиях свободного боя - дзю-кумитэ, и в соревновательном спарринге.
Список литературы:
Плескачев А. 5дан Шотокан карате. - М.: ВНИИФК.
Флиндт Д. Программа Сето Кан каратэ (6 Дан). - Германия, 1998.
Карпман В.Л. Спортивная медицина (учебник для институтов физической культуры). – М., 1987.
Озолин Н.Г. Настольная книга тренера.– М., 2004.
Планирование и управление спортивной тренировки единоборцев – К.Т. Булочко / Сборник научно-методических статей. – М.: РГАФК, 1996.
Теория и методика физического воспитания (учебник институтов физической культуры) /Ю.Ф. Курамшин. – М., 2003.
Учебно-методическое пособие/ Ю.Ф. Подлипняк, доктор педагогических наук, профессор.
Интернет-источники:
Кендзи Токицу. История Каратэ-До (http://www.tokitsu.com)
Материалы Интернет-сайта Нижегородского ДЮКФП «Спортивная школа каратэ».
Философия Каратэ (http://www.shotokan-karate-overath.de/philosophie/philosophie.html)
Список литературы для учащихся:
Биджиев С.В.Каратэ Сето Кан. – М., 1994.
Флиндт Д. Программа квалификационных экзаменов Сето Кан каратэ. – Германия, 1998.
Лапшин С.А. Каратэ-до. Ката для начинающих и мастеров. – М., 1996.
Программу составил
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Л.В. Метелкин
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: