NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г

2. Текущее планирование.

Построение и содержание плана круглогодичной тренировки, помимо соответствия требованиям общего физического развития и спортивной подготовленности, должно еще исходить и из условий школьного режима (подготовка к экзаменам, непосредственно экзаменационный период, каникулы и т.д.). Поэтому, прежде чем приступить к планированию учебного материала в текущем плане, необходимо составить годовой календарный план режима каратиста-школьника, предусмотрев в нем все школьные и спортивные мероприятия текущего года. Это даст возможность выявить загруженность спортсменов в школе и в секции каратэ и лучше спланировать их спортивную подготовку в течение года.

Планирование учебного процесса первого этапа обучения не связано с делением его на отдельные циклы и подготовку к соревнованиям, поэтому весь учебный материал должен быть равномерно распределен в течение года с учетом постепенного перехода от простых действий к более сложным и последовательного обобщения его в упражнениях типа кихон и кумитэ.

Схема недельного цикла при трех занятиях в неделю имеет следующий вид:

- первое занятие - изучение и совершенствование техники и тактики каратэ, выработка быстроты и ловкости;

- второе занятие - то же, что и в первом;

- третье занятие - изучение и совершенствование техники и тактики, выработка выносливости и силовых качеств.

В конце первого этапа занятий юные спортсмены не только продолжают овладевать техникой и тактикой каратэ и физически развиваться, но и начинают выступать в соревнованиях по различным дисциплинам - ката и кумитэ (в зависимости от возраста учеников). В течение года проводится несколько соревнований, таким образом, годовой план учебно-тренировочной работы будет состоять из нескольких циклов.

Годовой план технической подготовки отличается от перспективного большей детализацией. Весь намечаемый учебный материал распределен по циклам, каждый из которых насчитывает три периода - подготовительный, соревновательно-экзаменационный и переходный.
А) Подготовительный период состоит из этапов общей и специальной подготовки. Назначение первого этапа - создать предпосылки для становления спортивной формы. При решении этой задачи используется разнообразные физические упражнения (до 60-70% общего времени занятий).

На этапе общей подготовки решаются задачи:

- повышения общей физической подготовленности занимающихся,

- изучение новой и совершенствование ранее пройденной базовой техники,

- развитие психологических качеств юных спортсменов.

На учебно-тренировочном этапе подготовки каждого цикла решаются задачи:

- повышение функциональной деятельности организма юныхкаратэк,

- совершенствование техники и тактики,

- совершенствование физических и психологических качеств.

На данном этапе значение общей физической подготовки снижается и соответственно возрастает удельный вес специальной подготовки. Технико-тактическая подготовка этого периода должна соответствовать реальным условиям поединка (кумитэ). Технические навыки совершенствуются, как правило, в парных упражнениях с партнером - кихон-иппон-кумитэ. Тактическая подготовка достигается постановкой различных задач в условных спаррингах типа дзю-иппон-кумитэ, а также за счет частой смены партнеров в полусвободных и свободных спаррингах дзю-кумитэ по правилам спортивных соревнований - себу-санбон-кумитэ.

Схема недельного цикла на учебно-тренировочном этапе при трех занятиях в неделю следующая:

- первая тренировка - совершенствование техники и тактики каратэ в базовых комплексных программах кихона и ката, а также в условиях спарринга - иппон-кумите, кихон-иппон-кумитэ,

- вторая тренировка - то же, что и в первой,

- третья тренировка - совершенствование техники и тактики каратэ в свободных спаррингах - дзю-иппон-кумитэ, дзю-кумитэ, а также воспитание волевых качеств

От правильного чередования недельных циклов в подготовительном периоде во многом зависит успешное закрепление умений и навыков в технике каратэ, а также правильное развитие физических качеств. Рациональное чередование занятий в цикле обеспечивает не только лучшее изучение материала, но и подготавливает организм к перенесению все возрастающих нагрузок, которые должны в свою очередь соответствовать возрасту и уровню подготовленности занимающихся.
Б) Соревновательно-экзаменационный период начинается с первого дня соревнований или экзамена и продолжается до их окончания.

Данный период, как правило, предваряется учебно-тренировочным семинаром, на котором подробным образом воспроизводится вся базовая техника данной школы каратэ-до, повторяется вся техника каждой из разрядных ступеней, по которым будут проводиться классификационные испытания, детально прорабатываются все нюансы основной техники ката и кумитэ, по которым будет проверяться уровень технической подготовленности экзаменуемых.

По завершении экзаменов, обычно на следующий день, начинаются соревнования по ката и кумитэ с целью определения уровня как технической, так и тактической подготовленности спортсменов, а также корректировки и совершенствования выявленных недостатков в технике и тактике на последующий период обучения.
В) Переходный период завершает тренировочный цикл и одновременно связывает его с очередным циклом. Начинается он после окончания соревнований. Продолжительность его зависит от масштабности данных соревнований и от количества поединков, проведенных спортсменом в программе кумитэ. Но независимо от этого, если в подготовительный период спортсмены имели большие по объему и интенсивности нагрузки, полноценно тренировались, то в переходном периоде им должны быть созданы условия для отдыха и завершения восстановительных процессов после напряженных тренировок. Основное содержание периода - активный отдых, переключение на менее интенсивный режим тренировок с включением в них элементов других видов спорта. Однако, на занятиях в небольших дозах можно применять и некоторые специально подготовленные упражнения для поддержки специальной тренированности и устранения отдельных технических недостатков.
3. Оперативное планирование.

При распределении технических и физических упражнений в каждом уроке, анализ материала, пройденного на предыдущем занятии, позволяет тренеру лучше подобрать упражнения для нового занятия.
Физическая подготовка каратистов.

Содержание и объем физической подготовки юных каратистов должны определяться их возрастными особенностями.

Обычно в детском и подростковом возрасте школьники, не занимавшиеся ранее спортом, физически недостаточно развиты и обладают несовершенной координацией движений. Поэтому, с самого начала обучения следует по возможности разнообразить средства физической подготовки, особенно общей, стараясь на занятиях увлекательно использовать общеразвивающие упражнения. Новички, как правило, проявляют повышенный интерес лишь к специальным упражнениям прикладной техники каратэ, основной причиной чего в настоящее время является чрезмерное количество печатной и видеопродукции жанра «боевиков», что резко деформирует правильное восприятие традиционной техники и методов изучения каратэ-до. В этой связи от педагога требуется умение настойчиво и ненавязчиво разъяснять своим питомцам разницу между истинным и воображаемым в каратэ-до.

К средствам общей физической подготовки, применяемым в процессе обучения базовой технике каратэ, относятся - гимнастические упражнения, элементы акробатики, упражнения на гимнастических снарядах и со скакалкой, различные виды бега, прыжковые упражнения, подвижные игры и эстафеты, а также различные специальные упражнения в процессе тренировки, способствующие правильному усвоению программной техники каратэ. Значительная часть гимнастических упражнений подбирается так, чтобы они с одной стороны были в какой-то мере схожи по структуре с основными техническими действиями данного стиля каратэ и содержали одинаковые с ними элементы, а с другой - способствовали развитию тех качеств, которые помогают успешному применению защитных и атакующих действий, а также передвижениям спортсмена. Для решения вышеперечисленных задач рекомендуется применять единый стилевой разминочный комплекс, который должен быть законченным и целостным, максимально адаптирован для различных возрастных групп, строиться по одному из принципов разминки структуры спортсмена:

- проработку суставов;

- растяжки сухожилий и связок;

- элементы базовой техники стиля;

- упражнения общей физической подготовки.

Кроме этого, юным спортсменам следует рекомендовать 1-2 раза в неделю индивидуально заниматься основной гимнастикой, легкой атлетикой (в особенности кроссами), плаванием, туризмом, а в зимнее время - лыжами и хоккеем. Занятия этими видами спорта имеют задачу повысить функциональные возможности организма подростков, привить вкус к разносторонней физической подготовке, создать базу для дальнейшего всестороннего физического развития, расширить запас двигательных навыков и т.д.
К средствам специальной физической подготовки относятся программы кихонов, ката и кумитэ.

Особое внимание следует уделять развитию у занимающихся быстроты движений, ловкости, гибкости, формированию правильной структуры.

1. Развитие быстроты.

Повышенная возбудимость юных спортсменов и большая подвижность их нервных процессов позволяет использовать средства общей и специальной физической подготовки для развития быстроты.
1.1 Развитие общей быстроты.

Развитие общей быстроты необходимо для разносторонней физподготовки на первом этапе обучения и более успешного развития специальной быстроты на старших курсах. Особенно важно обращать внимание на развитие у подростков и юношей быстроты естественных движений - бега, прыжков, метания, толкания, бросков, различных изменений положения тела и его частей, быстроты реакции на движущиеся предметы, на передвижения партнеров в игровых упражнениях, на команды тренера. Например, на сигналы или команды тренера, обучаемые должны мгновенно менять направление и скорость передвижения, положение тела в пространстве (подпрыгивая, приседая, наклоняясь, ложась на пол и т.д.), темп и амплитуду движений, степень мышечного напряжения.
Развитию быстроты способствуют рывковые движения руками и туловищем при ходьбе и на месте, ускоренные вращения, сгибание и наклоны туловища, быстрые махи руками и ногами с большой амплитудой, кратковременное выполнение в быстром темпе циклических движений типа рензоку, чередование напряженных движений с расслабленными. Полезны также резкое перебрасывание набивных мячей, быстрые подтягивания в висе на перекладине, движения в упорах, отжимания от пола.

Особенно важны для развития общей быстроты и ловкости спортивные и подвижные игры, эстафетные игры с бегом, преодолением препятствий с прыжками, подлезанием, лазанием, ударами, игры с выталкиванием партнера из круга. Игры лучше проводить в конце урока потому, как если их проводить вначале - игры могут или перевозбудить или переутомить учеников, что отрицательно скажется на усвоении ими основной техники кихона и ката на уроке. Игры в занятиях должны тщательно контролироваться преподавателем.
1.2 Развитие специальной быстроты.

После проработки базовой техники на первом этапе, совершенствования точности движений в кихоне и ката, постановки структуры каратэки, характерной для каждой школы каратэ, приступают к развитию специальной быстроты, которая включает в себя и предусматривает:

- быстроту реакции при атакующих и защитных действиях,

- быстроту движений в одиночных (иппон) и комбинационных (рендзоку) атакующих и защитных действиях, в перемещениях.
1.3 Развитие реакции при атаках и защитах.

Быстроты реакции при атаках и защитах вырабатывается во время имитационных упражнений в ката и парных упражнениях типа кихон-иппон-кумите, санбон-кумите на месте и в перемещениях, а также при отработке техники бункай кумите-ката.

Атаки и защиты при перемещениях с партнером выполняются с этой целью на быстрый счет, ритм которого все время меняется. Ученики внимательно прислушиваются к изменению ритма счета и или следят за показом и находятся в постоянной готовности изменить ритм движения. Следует вводить внезапные сигналы голосом, хлопком или знаком руки, на которые требуется реагировать атакующим или защитным действием. Всем этим требованиям всецело отвечают программы кихона, ката, все разновидности кумитэ. В режиме кихон-иппон-кумите и дзю-иппон-кумитэ внимание учеников обращается на то, чтобы особенно четко и быстро применять защитные действия с максимально быстрой контратакой.

Наконец, для развития быстроты реакции и точности исполнения атакующей техники ученики приступают к упражнениям на снарядах - боксерские лапы, мешки, макивара. В этих упражнениях спортсмены должны на определенное положение лап мгновенно реагировать атакующими, контратакующими или защитными действиями.
1.4 Развитие быстроты защитных и атакующих действий.

Быстроту движений одиночных (иппон), серийных (рензоку) атак и защит также можно увеличить при помощи имитационных упражнений кихона, ката, упражнений с партнером (простейшие виды кумитэ), работы на снарядах, особенно при отработке и совершенствовании контратак и встречных атак в перемещениях теншин, тенкан.

Одиночные атаки в кихон-иппон-кумитэ должны носить характер быстрых рывков и ускорений в конечной фазе движения. Выполняя комбинационную технику - рензоку, необходимо акцентировать отдельные атакующие движения. Темп серии постепенно убыстряется и доводится до максимального. Однако следует лишний раз подчеркнуть, что к выполнению технических действий с максимальной скоростью можно приступать только после того, как ученики в совершенстве овладеют правильной формой и траекторией конкретных технических элементов соответствующего уровня.

Быстрота и легкость многих защитных действий - уке - может быть увеличена за счет сочетания их с различными перемещениями и движениями корпуса - боковые шаги, отскоки, уклоны, подставки, опережающие подшаги. Эти упражнения проделываются без напряжения, сначала медленно, затем - все более ускоряя темп.

Для развития быстроты передвижений рекомендуется постоянно отрабатывать подшаги, подскоки и скачки в различных направлениях, быстрые передвижения одиночными или слитными шагами.

К отработке быстроты передвижений в режиме дзю-иппон-кумитэ и дзю-кумитэ можно приступать лишь на старших (от 5 кю) разрядных ступенях, поскольку задание увеличить скорость действий в кумитэ на начальном этапе обучения может привести к пренебрежению собственной защитой, неконтролируемой технике в атаке, усилению атакующих действий, приводящих к травмам, к чрезмерной агрессивности. Только после того, как занимающиеся научатся легко и непринужденно исполнять технику простейших видов кумитэ, применяя при этом финты и грамотную защиту, можно увеличить темп спарринга и быстроту отдельных действий. Очень важно на старших ступенях следить за тем, чтобы обучаемые всецело овладели канонической базовой техникой движений, выработали у себя стремление исполнять скоростные действия с максимальной быстротой.

Развитие быстроты, как и овладение основной техникой каратэ, тесно связано с выработкой умения правильно и своевременно расслаблять мышцы. В связи с большой возбудимостью и известным азартом при выполнении боевой техники в ката и кумитэ, юные спортсмены бывают особенно внутренне напряжены. Это состояние вызывает напряженность мышц, скованность движений, уменьшение скорости мышечных сокращений и ухудшение общей координации движений. При отработке техники кумитэ в парах от учеников необходимо добиваться, чтобы в спаррингах они не стремились «победить» друг друга, во что бы то ни стало, а спокойно, не волнуясь и не напрягаясь, выполняли те учебные задания, которые перед ними ставятся. Следует также научить подопечных спортсменов умению расслаблять мышцы в разных фазах того или иного технического действия, чередовать расслабление с мгновенным напряжением, особенно при отработке техники ката. В практике кумитэ очень важно научить детей моментально расслаблять мышцы после проведения атакующего действия, что позволит быстро принимать защитное положение уке-камае или развивать дальнейшее атакующее действие.
2. Развитие ловкости

Ловкость зависит от состояния вестибулярного аппарата, двигательного опыта, степени развития быстроты, силы, выносливости, воли. Поэтому вся базовая техника каратэ способствует развитию этого качества. Но, кроме того, имеются упражнения, которые более других воздействуют на развитие ловкости. К ним, прежде всего, относятся упражнения на равновесие, элементы акробатики, гимнастика на снарядах, прыжковая техника, спортивные игры.

Необходимо всегда помнить, что молодым спортсменам не следует выполнять упражнения на ловкость в утомленном состоянии, поэтому для этих упражнений рекомендуется выделять специальное занятие, или же они даются в подготовительной и в начале основной части учебно-тренировочного урока.

Упражнения на ловкость должны использоваться в каждом занятии - в разминке. Кроме того, тренинги в равновесии (с постепенным усложнением) целесообразно выполнять ученикам ежедневно в утренней гимнастике дома.
3. Развитие гибкости

Развитие гибкости является основополагающим в технике каратэ, поэтому в программе школы каратэ этому качеству уделяется особое внимание, и именно развитию гибкости посвящена большая часть разминочных упражнений в учебно-тренировочном занятии. В программе школы разминка выделяется в отдельный разминочный комплекс, с включением в него элементов базовой техники, разучивается и осваивается параллельно с освоением основной программной техники данного стиля каратэ.
4. Развитие выносливости

Выносливость зависит, прежде всего, от состояния внутренних органов и систем организма - сердечно-сосудистой, дыхательной, обмена веществ. Укрепление этих органов - основная задача упражнений на выносливость.

Выносливость бывает общей и специальной. Общая выносливость, как правило, развивается при помощи циклических движений, длительно выполняемых в небольшом темпе. Лучшее средство развития общей выносливости - это бег по незначительно пересеченной местности (кроссы), катание на лыжах, плавание. Специальная выносливость каратиста определяется его способностью длительно и в высоком темпе выполнять упражнения специальной техники каратэ, работу на снарядах, спарринги кумитэ.

В упражнениях на выносливость тренеру необходимо знать различные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы своих подопечных, соблюдать осторожность в дозировке нагрузок. На развитие общей выносливости направлена техника кихонов, тщательная проработка техники ката.

Развитию специальной выносливости способствует система упражнений кумитэ с постепенным увеличением сложности, интенсивности упражнений и их темпа, с повышением плотности урока, а также комплексы общей физической подготовки для начинающих и специальной физподготовки для продвинутых учеников. Однако в занятиях с новичками необходимо особенно тщательно ограничивать интенсивность упражнений и их дозировку, не стремясь форсировать выносливость. Длительность упражнений в парах по отработке техники кумитэ лучше регулировать в зависимости от того, насколько ученики овладели техникой спарринга, а также от степени их утомленности, с обязательным включением пауз для отдыха. Необходимо следить за тем, чтобы, выполняя парную технику, спортсмены не напрягались, т.к. длительные напряжения при высоком темпе работы особенно опасны для здоровья юных учеников. Развивая выносливость, следует обратить пристальное внимание учеников на то, чтобы подростки научились правильно и естественно дышать так называемым нижним диафрагмальным дыханием. Необходимо научить их не задерживать дыхание, акцентировать выдох при концентрированном мышечном напряжении и при выполнении атакующих действий, а в моменты расслабления вдох делать более глубоким, но коротким, чем выдох. При необходимости следует выполнять дыхательно-восстановительные упражнения между общеразвивающими и имитационными упражнениями кихона и кумитэ. Одно из основных назначений ката – это постановка правильного дыхания в конкретных фазах исполнения традиционной техники ката.

При дозировке нагрузок для подростков необходимо учитывать режим дня, внеурочные физические нагрузки и эмоциональное состояние учеников, являющееся часто причиной успехов или неприятностей в учебе, быту. В вопросах дозировки нагрузок преподавателю следует советоваться с врачом, проверяющим состояние здоровья занимающихся.
5. Развитие силы

Развитие силы у детей, подростков и юношей имеет свои особенности. В связи с неокончившимся развитием сухожилий и костной системы, недостаточно крепкими связками, а также с различными отклонениями от нормы в деятельности сердечно-сосудистой системы не рекомендуется упражнения со значительными отягощениями. Применяя их часто, можно спровоцировать неправильное формирование осанки, «натуживание» и задержку дыхания, излишнюю напряженность и скованность мышц. Следует осторожно применять силовые упражнения, соблюдая строгую дозировку и постепенность в увеличении нагрузок. Упражнения на развитие силы нужно чередовать с расслаблением и упражнениями на быстроту.

В юношеском возрасте следует обращать значительно большее внимания (по отношению к подростковому) на такое качество развития силы, которое в каратэ нельзя отделить от развития быстроты движений. Причем, сила должна играть подсобную роль и рассматриваться как средство увеличения скорости движений и общего физического развития каратэки. Таким образом, упражнения на силу должны одновременно служить упражнениям на быстроту. Повышение техники и мастерства каратэ достигается при помощи специальных упражнений, в частности упражнений с отягощениями - дополнительные отягощения, увеличивая сопротивление при выполнении технических действий, повышают степень трудности и, соответственно, волевые усилия.

Исходя из особенностей юношеского возраста, необходимо помнить, что вес отягощений не должен превышать 40-50% собственного веса спортсмена. К тому же, большие веса можно применять не чаще, чем в одном занятии в неделю, причем этот режим касается, в основном, старших учеников. Систематическое и грамотное увеличение концентрированных во времени усилий приведет к тому, что каратэка спустя какое-то время после начала использования этих упражнений сможет выполнять освоенные технические действия быстрее и точнее. С другой стороны, развитие силы может влиять на скорость движений как положительно, так и отрицательно. Каждый тренер и спортсмен должны найти оптимальное соотношение между упражнениями на силу, скорость и выносливость.

Несмотря на несомненную ценность упражнений с отягощениями, не нужно увлекаться только ими, забывая об упражнениях на скорость, направленных на развитие реакции. Отработка базовой техники в каратэ происходит по условной схеме - точность (техника плюс координация), скорость, сила. Таким образом, упражнения с отягощениями спортсмен должен использовать на фоне ощущений максимально быстрых движений. Иначе говоря, максимально быстрые движения должны, во-первых, предшествовать упражнениям с отягощениями и, во-вторых, использоваться после этих упражнений, как бы напоминая о себе. Обязательное условие выполнения упражнений на быстроту и силу - это необходимость каждый раз перед началом движения концентрировать на нем внимание, волю, не допуская перенапряжения. Эта схема - концентрация внимания, воли и расслабление, затем мышечная «вспышка» и вновь расслабление с постоянным вниманием на действиях партнера и готовностью снова мгновенно выполнять техническое действие - и должна стать обязательным условием всех занятий на развитие силы. Надо научиться «играть» мгновенными расслаблениями мышц и мышечными «вспышками», максимально подчинить мышечные усилия в технических действиях своей воле.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: