Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г
Основное практическое использование каратэ - это общее развитие физических, моральных и умственных способностей.
Понять все содержание каратэ-до полно и правильно довольно трудно, поэтому многие любители этой системы склонны к искаженному восприятию его сущности. Уважение, которым каратэ пользуется на востоке, объясняется как раз тем, что люди принимают его истинное предназначение в системе мировоззренческих категорий. На западе же люди, изучавшие каратэ лишь некоторое время и не понявшие его истинной сути, порой демонстрируют окружающим отдельные эффектные аспекты прикладного каратэ, такие как разламывание твердых предметов голыми руками, или отдельные акробатические трюки. Это могут сделать очень многие после относительно недолгой подготовки. Люди, видящие подобные представления, думают, что перед ними вершины каратэ. Другие же «специалисты» продают публике бессмысленный набор всевозможных трюков для самозащиты с ярлыком «Каратэ», которые на самом деле являются разновидностью профанации каратэ, нежели каратэ-до в его традиционном понимании.
Традиционное каратэ-до представляет собой цельный мировоззренческий комплекс в том первозданном виде, в каком воинские искусства преподавались в Китае и сейчас преподаются на Окинаве и в Японии. Каратэ-до - это истинный «Путь пустой руки» - как жизненная концепция. Человеку, желающему понять склад ума людей востока под знаком философии, может помочь в этом каратэ-до. В каратэ-до нет никаких сокращенных курсов, в нем нет легких методов и методик. Человек действительно должен хотеть и мочь выучить его как науку в истинном, а не искаженном виде, старательно вникнуть во все нюансы этой системы, осознать и пережить ее сущность.
Что означает термин «Путь», «Путь каратэ»? Слово «Путь» означает правильность выбора общей методики, следуя которой мы приходим к определенным результатам. В каратэ же «Путь» является средством постижения истинного смысла жизни посредством тренировок по соответствующей системе. Путь каратэ - это нелегкий путь, он труден сверх всяких ожиданий. Когда же он уже позади, когда наступает время воздаяний, испытания своего мастерства, неожиданно открывается вся красота и гармоничность пройденных вех.
Тренировки в каратэ-до, самодисциплина, которую они развивают не остаются в стенах тренировочного зала. Чтобы испытать на себе всю полноту отдачи каратэ и получить от него то, что оно может дать, нужно сделать каратэ существенной стороной своей жизни. Путь каратэ - это философия жизни и если следовать этой философии, он приведет нас далеко за пределы техники самозащиты, в область науки о дисциплинировании воли.
Очевидное на поверхности, оно просто. Очевидное могут познать многие. Интуитивное же скрыто. Его нужно находить, воспитывать и развивать. Каратэ-до подобно семени дерева. Если должным образом заботиться об этом семени, оно вырастет огромным ветвистым деревом. Каратэ-до потенциально содержит в себе возможность создания новой личности, личности - безграничной во всех своих проявлениях, своих способностях, которые сделают ее внутренне уверенной и достойной уважения.
И еще, те, кто встречался с мастерами каратэ-до или учился каратэ-до, тот знает о специфической манере поведения, которой обладают мастера, хотя, возможно и не сразу понял, что же создает эту специфику поведения мастера, как в тренировочном зале, так и в повседневной жизни. Глядя на него, чувствуешь ту огромную разницу:
Первое - скромность. Существует обывательское мнение, что скромность - это отсутствие достоинства или самоуважения и что скромность мастера именно такого рода. Скромным могут называться люди, сделавшие нечто значительное и достойное уважения с духовной точки зрения, но скрывают свою гордость по этому поводу. Мастера каратэ-до обладают немалой гордостью, но в форме, подобной скромности. Они забывают о тех достоинствах и преимуществах, которые дает им каратэ, но при этом не теряют из вида и своих недостатков. Правило «жесткий-мягкий» действует и тут - в комбинации крайностей создает идеальную гармонию. В духе этого правила, он держится и со своим окружением. Пока манеры и образ мышления ученика правильны, мастер с ним искренен и скромен. Но если ученик ведет себя недостойно, мастер в молчании отходит от него прочь.
Второе - отсутствие предвзятых мыслей. Общаясь с окружающими, мастер не имеет никаких предвзятых мыслей по поводу намерений и отношения к нему окружающих. Он никогда не стремится внушить себе предвзятого мнения, не причисляет человека к какой-либо категории на основании личных симпатий пли антипатий. Взаимоотношение мастера с людьми привлекает естественностью, искренностью и простодушием, однако друзей он принимает не просто и не скоро. Проходит много времени, прежде чем человек становится его другом, но тогда - он его друг на всю жизнь.
Третье - уверенность в своих силах. Жизнь мастера полна уверенности, которая никогда не покидает его. Окружающие чувствуют это и доверяют его мнению. Мастер не принимает скоропалительных решений, а всегда анализирует проблему прежде, чем прийти к заключению. Однако и после того, как решение принято, он считает его правильным лишь до тех пор, пока не будет причины его изменить. Мастер принимает мир таким, какой он есть, зная, что жизнь не всегда легка и проста. Он допускает, что завтрашний день может быть последним в его жизни; что может случиться нечто непредвиденное и катастрофическое. Но это не мешает мастеру радоваться дню сегодняшнему, ибо он знает, что думать о воображаемых несчастьях и лишениях завтрашнего дня - значит множить жизненные тяготы и невзгоды в своем сознании, а отнюдь не готовиться к встрече с ними; так как всё то, что может тревожить нас в самое ближайшее будущее, на самом деле происходит совсем не так, как нам представлялось ранее. Мастер принимает жизнь как ива - ветер. Вместо того, чтобы бороться с неизбежным, неподвижно встав ему наперекор подобно тому, как борется с бурей дуб, ива гнется и не испытывает при этом никаких лишений. Дуб же борется до тех пор, пока не будет сломлен собственным же упорством.
Когда борьба неизбежна - боритесь. Но пусть борьба не делает вас жестокими и грубыми. Помните, что мир постоянно меняется и нужно меняться вместе с ним. Назавтра ветер утихнет, и ива будет стоять прямая как и прежде, дуб же будет покрыт ранами вчерашней бессмысленной борьбы.
Методы подготовки.
Методов психофизической подготовки существует много. Еще больше известно способов физической подготовки. Методы психологической подготовки также известны и имеют применение при подготовке некоторых военных специалистов, выполняющих ответственные спецзадания, но при их обучении применяются специальные виды подготовки, на основе жесткого отбора при приеме на такую работу. У каждого метода имеются присущие ему как положительные, так и отрицательные стороны. Основной отрицательной стороной многих широко известных методов является дорогая учебно-материальная база и большие затраты на ее содержание.
Спортивные методы сориентированы на чрезмерное развитие специальных психофизических качеств, присущих конкретному виду спорта, и даже требованиям конкретных правил соревнований, в ущерб качествам, которые будут мешать достижению наибольших успехов именно в этом виде спорта. Так, например, в спорте надо показать свое мастерство внешним действием, так как судьями оценивается именно такое проявление мастерства - оно наглядно и неоспоримо - (так например, более важно показать «боевой дух», чем иметь его, спортсмены даже придумали специальные технические действия для демонстрации «боевого духа». В бою же наиболее важно не проиграть схватку: нейтрализовать противника, пусть даже «корявой» техникой и без «боевого духа», а не показать красивую технику и быть побежденным.
Все спортивные методы чрезмерно поощряют и воспитывают амбициозность, тщеславие и агрессивность, что затем проявляется не только во время соревнований, но и за их пределами, поэтому неудивительно, что некоторые спортсмены нередко выступают как инициаторы агрессии и зачинщики драк. Желание соревноваться никак не зависит от уровня подготовки, а напрямую связано с тщеславием, степенью агрессивности и самоуверенности человека. А эти качества всемерно и профессионально подогревают и воспитывают профессиональные тренеры и другие деятели от спорта, мастерски используя звериные инстинкты человека.
Метод, используемый в карате, гармонично сочетает в себе и психофизическую и нравственную подготовку. Рациональное сочетание агрессивности и учтивости развивает высокие моральные качества и обостренное чувство справедливости, что приводит к воспитанию человека хорошо развитого физически с высокими моральными устоями. Причина этого лежит именно в философии и психологии Востока. Реализация этого метода не требует больших финансовых расходов. Об успехах применения этого метода красноречиво свидетельствуют успехи Японии, в которой карате получило самое широкое распространение именно в университетах и других учебных заведениях еще в начале нашест столетия. Начало этому было положено в 1903 году, на Окинаве, где выдающийся мастер карате Ясуцуне Итосу получил возможность открыто преподавать технику карате в учебных заведениях в качестве учебной дисциплины. Японцы смогли использовать свое национальное изобретение каратэ во благо нации, объединив в системе карате сокрушительную технику боя и высокие моральные принципы самураев.
Аналогичную ситуацию можно наблюдать в Китае, где занятия у-шу носят поистине всенародный характер и также всячески поощряются правительством страны. Практически невозможно заставить человека искренне делать то, что он не хочет. Хотя на первом этапе добровольного воспитания вполне возможны, а иногда просто необходимы, моменты принуждения, но в сочетании с убеждением и разъяснением о необходимости и пользе этого. Самое главное в этот трудный период не вызвать у воспитанника отвращения.
Одним из методов психофизической подготовки в каратэ являются КАТА. Ката являются сущностью каратэ, поскольку являются одним из основных методов обучения и несут в себе духовный аспект практики каратэ, и представляют собой серии движений, состоящие из логически расположенной техники зашиты и атаки в определенной установленной последовательности, которые необходимо выполнять совершенно и исключительно.
Посредством практикования ката каратека изучает ритм, координацию, баланс, принципы применения силы, большое количество техники для самозащиты и самодисциплины.
Именно посредством ката можно отрабатывать технику, которую с партнером тренировать опасно для его здоровья. В ката рассматриваются ситуации боя, которые один человек (даже мастер спорта) вряд ли сможет придумать, но с которыми вполне можно столкнуться. Ката это не набор догматических приемов и не «бой с тенью», как это представляют боксеры, а метод психофизической и тактико-технической подготовки и именно с этих позиций надо и подходить к ним. Посредством Бункай-Ката каратека овладевает чувством дистанции и таймингом и совершенствуется в сложнокоординативных движениях, необходимых при борьбе с несколькими противниками. Ката динамически и физически связаны с силой и слабостью тела, с хорошими и плохими моментами техники и с духовными началами. Необходимо выполнять эти упражнения с полной отдачей потому, что они совершенствуют тело и укрепляют дух.
Попытки, в связи с ростом популярности каратэ и приходом в каратэ спортсменов (в первую очередь боксеров и борцов), упростить ката и выполнять только для проформы, превратить их в удобный для себя вид или же вообще вывести ката из учебной программы превращает каратэ-до в обычный набор примитивной техники, которая «проходит» на соревнованиях. Такое каратэ отличается от «рукопашки» только названием, хотя и называется «традиционное каратэ-до». Ката исторически возникли в качестве способа «устного запоминания» комплекса техники и передачи его из поколения в поколение в процессе обучения. Систематическое, регулярное и осмысленное выполнение Ката способствует развитию чувства пространства, позволяет улучшить боковое зрение, шлифует каноническую технику, влияет на уровень психологической подготовки, дает возможность отрабатывать технику, которую с партнером отрабатывать опасно. Огромное значение в ката имеют моменты перехода от одной позиции к другой, на что часто ученики не обращают должного внимания. А именно в этих переходах и заложена техника и тактика боя. Часто ученики не понимают, что позиции - это статика, а переход от позиции к позиции - это динамика боя. В ката особое внимание уделяется правильному дыханию. И это не случайно, т.к. общепризнанно, что именно дыхание является подлинным секретом восточных единоборств. В Ката собраны воедино тактика и вся техника защиты и нападения, либо в явном виде, либо в неявном. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его правильно. Кое-кто полагает, что можно практиковать только свободный бой, игнорируя ката. Однако такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в карате. Дело в том, что техника нападения и зашиты, имеет тысячи вариантов, и на тренировках, а тем более в схватках все опробовать не возможно. Поэтому тем, кто хочет научиться драться со слабым противником, незачем заниматься каратэ - для этого имеются более простые способы. Изучение каратэ - это трудный процесс и основной результат этих занятий проявляется с возрастом, когда у человека физическая сила убывает, а пределу технического мастерства нет. Можно изучить все ката конкретной школы каратэ и освоить всю программу обучения, а можно изучить две три ката разного назначения, но их исполнять надо четко и с условием, что они станут «твоими». Тогда прочие ката будут служить лишь для расширения познаний и сравнения. Каким бы ни был ваш опыт в области ката, если тренировка в них недостаточна, они едва ли помогут вам в случае необходимости. Учите правильно и отрабатывайте две-три ката до полного совершенства, и когда придет время их применить, то независимо от вашего сознания они окажутся эффективны сверх всяких ожиданий. Следует обратить особое внимание на правильность проведения тренировки. Тогда методика тренировок неправильна, то уже неважно, в скольких схватках вы участвовали, сколько разбили камней и досок, ибо дурные навыки в конце концов приведут Вас к поражению.
Необходимо выполнять ката так тщательно, чтобы они стали частью вашей повседневной жизни, и их можно сравнить с буквами алфавита, подобно тому, как буквы являются основой для получения слов и предложений, так и ката являются кирпичиками, из которых строится каратэ.
Однако, занимаясь каратэ, не стоит пренебрегать также кумитэ и тамешивари. Путь к настоящему каратэ это: избегать праздности и заниматься упорно с мыслью, что ката составляют половину успеха, а прочие индивидуальные и групповые тренировки - другую половину.
Когда практикуете ката, вы должны вставлять чувство реальности, представляя различные совместные атаки многочисленных противников. И наоборот, когда в кумитэ, вы должны представить что тренируете ката и стараться выполнять каждую защиту и атаку четко. Каждая техника должна быть заранее обдумана, т.к. мастерство может быть достигнуто только после того, как развита необходимая скорость.
Планирование учебно-спортивных занятий в группах карате.
Физическое воспитание каратистов школьного и, в особенности, дошкольного возраста может быть успешным лишь при проведении организованного педагогического процесса в течение ряда лет. Развитие функциональных возможностей, овладение традиционной техникой и тактикой каратэ, воспитание психологических качеств, характеризующих спортивное мастерство каратэки, требует многих лет непрерывной тренировки.
Обучение юных каратистов в спортивных секциях коллективов физической культуры и объединениях учреждений дополнительного образования детей целесообразно начинать с 5-7 летнего возраста. Дети этого возраста начинают посещать подготовительную группу, в которой они знакомятся с элементами традиционной техники каратэ-до и развивают качества, необходимые для овладения полным курсом данной школы каратэ. Следовательно, до перевода юных каратистов в группу специальной физической подготовки, на протяжении ряда лет возможна организованная подготовка. И если перед начинающими заниматься каратэ поставить или наметить перспективу на несколько лет вперед, эффективность подготовки спортсменов значительно возрастет. Многолетняя тренировка - единственно правильный путь к овладению традиционной школой каратэ-до, к достижению наилучших спортивных результатов, укреплению здоровья подрастающего поколения.
Как и в других видах спорта, подготовку в каратэ можно и необходимо четко планировать:
- на несколько лет или курсов вперед - перспективное планирование,
- на год - текущее планирование,
- на месяц, неделю и более короткий срок - оперативное планирование.
1. Перспективное планирование
Перспективные планы могут быть групповыми (общими) или индивидуальными. Групповой план намечает перспективу спортивного совершенствования группы. В нем содержатся лишь такие установки, которые могут распространяться на всех занимающихся. В индивидуальном плане общие установки конкретизируются применительно к каждому спортсмену, в зависимости от его возраста и степени подготовленности. Если каратист занимается в группе, его индивидуальный план должен быть увязан с общим планом группы.
Перспективный план спортивной подготовки включает в себя систему контрольных нормативов для определения уровня физической, технической и тактической подготовки юных каратистов.
Неравномерное распределение в программе учебных часов по годам обучения объясняется тем, что количество занятий в неделю дано, исходя из режима школьника, его возрастных особенностей и уровнем подготовленности.
Так на первоначальном этапе обучения рекомендуется проводить 2-3 занятия в неделю по 2-3 часа продолжительности одного занятия.
На учебно-тренировочном этапе – 3-4 раза в неделю по 2 часа 15 минут (3 часа).
На этапе спортивного совершенствования 3-4 раза в неделю с продолжительностью занятий от 2 до 2,5 часов (3-4 часа академических).
А) В соответствии с задачами спортивной подготовки юных каратистов при распределении учебного материала по физической подготовке рекомендуется:
- на первом этапе занятий больше использовать средства, способствующие развитию координации движений, гибкости, ловкости, быстроты, и уделить внимание подготовке и сдаче зачетов по каждой из этих дисциплин;
- на втором этапе наряду с развитием координации и быстроты шире развивать силу и приступать к сдаче нормативов специальной физической подготовки параллельно с классификационными испытаниями по программе каратэ;
- на третьем этапе обучения должны совершенствоваться все физические качества, необходимые каратэке, в зависимости от его подготовленности и индивидуальных особенностей.
Таким образом, физическая подготовка занимает значительное место в процессе обучения юного каратиста.
Б) При распределении учебного материала по технической подготовке следует исходить из того, какими боевыми действиями на разных дистанциях должен овладеть каратэка в каждом учебном году. Ребенок, начавший обучаться каратэ, вряд ли сможет за короткий срок усвоить весь объем техники каратэ. Поэтому, в каждом году предусматривается изучение ограниченного количества технических действий, рекомендуемое в соответствии с программой для занятий каратэ.
Занимающиеся в группах первоначальной подготовки изучают базовую технику школы в режимах кихон:
- базовые стойки, атакующая техника рук, атаки при помощи ног,
- защитная техника рук, перемещения в основных позициях,
- простейшие повороты в основных позициях,
- ученические базовые комплексы ката.
Одновременно с этим новички осваивают в имитационных парных упражнениях технические основы практического применения элементов базовой техники, изучают технику при помощи одиночных и двойных технических действий атаки и защиты и их сочетаний на дальней дистанции и по разным уровням атаки, приступают к освоению основных ученических комплексов ката.
На учебно-тренировочном этапе обучения спортсмены овладевают действиями на дальней и средней дистанциях, из исходной стойки и в перемещениях при помощи прямых и круговых атакующих действий и их сочетаний, а также всеми видами защит от этих атак. Осваивают комбинационную и серийную технику атак и контратак, изучают основы кумитэ (спарринга) на дальней и средней дистанции, знакомятся с техникой атак и защит на ближней дистанции. Совершенствуется материал первоначального курса.
На третьем этапе совершенствуются действия при помощи всех видов атак и защит на всех рабочих дистанциях, изучаются технические приемы перехода из одной дистанции в другую, приступают к освоению бросковой техники каратэ.
Исходя из такого примерного распределения учебного материала по годам обучения, преподаватель может разработать нужный ему вариант перспективного плана технической подготовки своих учеников.
В) Планирование тактической подготовки юного каратиста связано с изучением и совершенствованием техники каратэ-до и касается в основном техники кумитэ. Причем следует подчеркнуть, что изучение спарринговой техники распространяется на чисто спортивное направление каратэ, а не на прикладное (во всяком случае, до уровня 3,2,1 кю). В этой связи, планируя программу тактической подготовки спортсменов, следует ограничиться изучением техники спортивного кумитэ (соревновательный вариант спортивной программы). В свою очередь, рост технического мастерства спортсмена должен опережать его тактическое образование с таким расчетом, чтобы решение тех или иных тактических задач прочно базировалось на уже освоенных приемах базовой техники.
Начиная со второго этапа обучения, рекомендуется запланировать некоторые приемы маневрирования с целью избежать в спаррингах сближения с противником, или подготовки исходных положений для атакующего действия рукой или ногой с дальней дистанции, а также каких-либо ложных действий и финтов с целью вызова партнера на неподготовленную атаку.
Разучиваются новые приемы ложных действий с целью раскрыть защитную позицию соперника и провести то или иное атакующее действие. Юного каратиста обучают также умению решать и отдельные узкие тактические задачи и положения в отрыве от общей боевой обстановки (выявить способы защиты от атак руками или ногами, выяснить атаки, при которых партнер открывается и т.д.). На базе уже освоенных тактических действий планируется и тактическая подготовка каратэки к спаррингам с различными партнерами в условном бою на дальней дистанции.
На этапе спортивного совершенствования тактическая подготовка расширяется за счет увеличения новых тактических технических действий и совершенствования пройденного материала - приемов маневрирования, ложных атакующих действий руками или ногами, решения узких тактических задач, условий поединка на дальней и средней дистанциях, манер ведения поединка против партнеров, отличающихся той или иной направленностью своей тактики, применения комбинационной техники типа рензоку как в атаке, так и в защите и контратаке.
Приступают к изучению основ тактики поединка на ближней дистанции, включая бросковую технику. И, наконец, завершение в планировании тактической подготовки сводится к реализации различных тактических задач на всех рабочих дистанциях, с различными по боевым особенностям партнерами, а также с партнерами, имеющими различные структурные особенности (высокий, низкий, коренастый, скоростной и т.д.), к поединкам в абсолютной весовой категории и, как итог обучения поединки с одним или несколькими соперниками.
Перспективное планирование предусматривает также и систему контрольных нормативов для определения уровня различных сторон подготовленности юного спортсмена - физической, технической, тактической:
- проверка технической подготовки учеников школы заключается в том, что при прохождении по разрядным ступеням данного стиля каратэ, спортсмены должны овладеть известным количеством технических навыков и умений, заложенной в соответствующей программе кихона, кумитэ и ката. И именно проведение классификационных испытаний на соответствующий кю позволяет определить степень освоения техники школы и при получении учеником положительной оценки присвоить спортсмену следующий разряд.
Исключительное значение для перспективного планирования имеет участие юных спортсменов в соревнованиях по каратэ. В перспективном плане должен быть предусмотрен постепенный рост соревновательных нагрузок с таким расчетом, чтобы в промежутках между ними имелось достаточно времени для углубленной работы по освоению программной техники школы.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: