NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол педсовета № от 20 г. Программа дополнительного образования детей «школа раннего развития»


Результативность программы:

К концу года дети должны уметь:

- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

- составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта;

- составлять рассказы по картинкам и предложенной теме;

- драматизировать небольшие произведения.

Литература:

  1. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», М., «Просвещение», 1984 г.;

  2. А.М. Бородич «Методика развития речи детей», М., «Просвещение», 1981 г.;

  3. И.А. Девина, В.А. Девина «Развиваем речь», Москва, издательство «Ось - 89», 2003 г.;

  4. В.Н. Волкова, Н.В Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004 г.

Обучение грамоте

Уровень развития подводит ребёнка к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом ). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению грамоте.

Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:

  • Развитый речевой слух (лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии);

  • Чёткая артикуляция звуков родного языка (обеспечивает правильное проговаривание);

  • Знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой;

  • Выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (особенно важно для овладения письмом).

В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец); анализируют особенности произнесения и звучания звука.

Процесс обучения грамоте:

Состоит из двух этапов:

I этап: подготовительный – без буквенная ступень

- буквенная ступень

II этап: основной – 4 ступени:

1 ступень- овладение приёмами чтения в слове гласных прямых слогов, открытых и примыкающих к ним согласных; работа над многозначностью слова.

2 ступень – чтение слогов: согласный + гласный; согласный +согласный + гласный; согласный + согласный + гласный + согласный.

3 ступень – переход от чтения по слогам к чтению целыми словами, развитие речи.

4 ступень – чтение предложений, текстов. К концу этой ступени предусматривается, что дети должны овладеть навыками чтения.

В процессе обучения грамоте педагог параллельно готовит детей к обучению чтению и к обучению письму.

Подготовка к обучению грамоте:

Дошкольники упражняются в умении различать твёрдые и мягкие согласные. Особое значение уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет устанавливать последовательность звуков в слове.

Анализируя артикуляцию звуков дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных.

(Звуки демонстрируются условными обозначениями: гласные – красным цветом, согласные – синим). Изучение акустико – артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к гласным и согласным завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой) печатного шрифта.

Особое внимание уделяется формированию умения выделять отдельные части букв (составляющие элементы). В процессе этой деятельности дети учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, её местоположение, сравнивают между собой сходные буквы.

Впрямоугольник 1 процессе подготовки к обучению чтению включено первоначальное знакомство с предложением и словами. Каждое предложение выделяется из небольшого высказывания (2-3 предл.)и обозначается прямоугольником . .Затем вычленяются отдельные слова. Они обозначаются короткими линиями, которые вписываются в прямоугольник. Дети учатся составлять предложения по заданным схемам, опорным словам.

Подготовка к обучению письму:

  1. Подготовка руки к письму

  • Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, ручной труд, на занятиях;

  • Правильный захват карандаша – игровая гимнастика для большого и указательного пальцев:

- для большого: упражнение «Скакалочка»

- для указательного: упражнение «Складной ножичек»

- для большого и указательного: упражнение «Урожай».

  • Правильное распределение мышечной нагрузки. Формируется:

-в играх «Мозаика», «Конструктор»

- при работе со штампами

- в ручном труде

Во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепоть).

  1. Аналитико – синтетическая деятельность. Анализ включает в себя умение ребёнка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. С помощью синтеза ребёнок собирает целостный образ буквы из наборных элементов.

  2. Подготовка к технике письма. Развивается пространственная ориентировка; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз.

  3. Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).

  • Анализ образа буквы.

  • Синтез образа буквы.

  • Промежуточный этап (дифференциация образов букв).

Основные элементы букв:

  1. Палочки – длинные и короткие;

  2. Полуовалы – большие и маленькие;

  3. Дополнительные элементы:

  • «хвостики» - короткие палочки

  • «крючок»

  1. Овал (для буквы О).

Структура занятий:

  1. Орг. Момент.

  2. Знакомство со звуком, буквой.

  3. Печатание букв.

  4. Игра «Доскажи словечко».

  5. Физкультминутка.

  6. Штриховка.

  7. Словарная работа.

  8. Итог.

Тематический план:



Тема

Количество часов

1

Слово и звук.

5

1.1

Слово.

1

1.2

Слово и звук.

1

1.3

Звук. Выделение звука голосом.

1

1.4

Повторение пройденного.

1

1.5

Место звука в слове.

2

2

Звуковой анализ слова.

11

2.1

Схема звукового состава слова.

2

2.2

Звуковой анализ слова.

2

2.3

Повторение пройденного.

1

2.4

Закрепление пройденного.

1

2.5

Сравнение слов по звуковому составу.

1

2.6

Звуковой анализ слов.

4

3

Гласный и согласный звуки.

5

3.1

Закрепление пройденного.

2

3.2

Твердые и мягкие согласные.

3

3.3

Повторение пройденного.

1

4

Ударение.

5

4.1

Словесное ударение, его место в слове.

2

4.2

Словоразличительная роль ударения.

2

4.3

Повторение пройденного.

1

5

Звуковой состав слова.

8

6

Деление слова на слоги.

2

7

Гласные звуки.

17

7.1

Звук и буква Э.

1

7.2

Закрепление пройденного.

2

7.3

Звуковой анализ слов.

2

7.4

Звук и буква А.

1

7.5

Звуковой анализ.

1

7.6

Звуки и буквы О, И.

1

7.7

Закрепление. Звуковой анализ.

1

7.8

Звук и буква У. Анализ.

1

7.9

Закрепление гласных звуков.

1

7.10

Звук и буква Ы.

1

7.11

Закрепление. Предложение.

1

7.12

Повторение. Звук Э.

1

7.13

Йотированные гласные Ю, Я.

1

7.14

Закрепление: гласные.

2

8

Согласные звуки.

15

8.1

Звук М. работа с предложением.

1

8.2

Звук М. работа со слогом.

1

8.3

Звук П. звуковой анализ.

1

8.4

Звук П. закрепление.

1

8.5

Звуки Ш, Р. Звуковой анализ.

1

8.6

Звуки Ш, Р. Закрепление.

1

8.7

Звуки С, 3. предложение.

1

8.8

Закрепление С, 3. повторение.

1

8.9

Звуки Т, Г. Анализ.

1

8.10

Закрепление Т, Г. Анализ.

1

8.11

Звуки Б, В. Анализ.

1

8.12

Закрепление Б, В. Предложение.

1

8.13

Звуки Ж, К. Анализ.

1

8.14

Повторение. Закрепление.

2




Итого:

72 ч

страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: