Протокол педсовета № от 20 г. Программа дополнительного образования детей «школа раннего развития»
Результативность программы:
К концу года дети должны уметь:
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
- составлять рассказы на темы из коллективного и личного опыта;
- составлять рассказы по картинкам и предложенной теме;
- драматизировать небольшие произведения.
Литература:
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», М., «Просвещение», 1984 г.;
А.М. Бородич «Методика развития речи детей», М., «Просвещение», 1981 г.;
И.А. Девина, В.А. Девина «Развиваем речь», Москва, издательство «Ось - 89», 2003 г.;
В.Н. Волкова, Н.В Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2004 г.
Обучение грамоте
Уровень развития подводит ребёнка к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом ). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьёзной подготовки детей к обучению грамоте.
Готовность ребёнка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:
Развитый речевой слух (лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии);
Чёткая артикуляция звуков родного языка (обеспечивает правильное проговаривание);
Знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой;
Выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (особенно важно для овладения письмом).
В течение года дети вслушиваются в звучание слов. Они учатся узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец); анализируют особенности произнесения и звучания звука.
Процесс обучения грамоте:
Состоит из двух этапов:
I этап: подготовительный – без буквенная ступень
- буквенная ступень
II этап: основной – 4 ступени:
1 ступень- овладение приёмами чтения в слове гласных прямых слогов, открытых и примыкающих к ним согласных; работа над многозначностью слова.
2 ступень – чтение слогов: согласный + гласный; согласный +согласный + гласный; согласный + согласный + гласный + согласный.
3 ступень – переход от чтения по слогам к чтению целыми словами, развитие речи.
4 ступень – чтение предложений, текстов. К концу этой ступени предусматривается, что дети должны овладеть навыками чтения.
В процессе обучения грамоте педагог параллельно готовит детей к обучению чтению и к обучению письму.
Подготовка к обучению грамоте:
Дошкольники упражняются в умении различать твёрдые и мягкие согласные. Особое значение уделяется звукам, близким по произношению и по звучанию. Тщательная работа со звуками позволяет устанавливать последовательность звуков в слове.
Анализируя артикуляцию звуков дети знакомятся с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка: гласных и согласных.
(Звуки демонстрируются условными обозначениями: гласные – красным цветом, согласные – синим). Изучение акустико – артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к гласным и согласным завершается ознакомлением с соответствующими образами – буквами. Буква демонстрируется в виде заглавной и строчной (большой и маленькой) печатного шрифта.
Особое внимание уделяется формированию умения выделять отдельные части букв (составляющие элементы). В процессе этой деятельности дети учатся называть форму, величину каждого элемента буквы, её местоположение, сравнивают между собой сходные буквы.
В

Подготовка к обучению письму:
Подготовка руки к письму
Развитие мелкой моторики – пальчиковые игры, ручной труд, на занятиях;
Правильный захват карандаша – игровая гимнастика для большого и указательного пальцев:
- для большого: упражнение «Скакалочка»
- для указательного: упражнение «Складной ножичек»
- для большого и указательного: упражнение «Урожай».
Правильное распределение мышечной нагрузки. Формируется:
-в играх «Мозаика», «Конструктор»
- при работе со штампами
- в ручном труде
Во всех этих направлениях работы одновременно формируется навык работы тремя пальцами (щепоть).
Аналитико – синтетическая деятельность. Анализ включает в себя умение ребёнка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. С помощью синтеза ребёнок собирает целостный образ буквы из наборных элементов.
Подготовка к технике письма. Развивается пространственная ориентировка; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз.
Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму).
Анализ образа буквы.
Синтез образа буквы.
Промежуточный этап (дифференциация образов букв).
Основные элементы букв:
Палочки – длинные и короткие;
Полуовалы – большие и маленькие;
Дополнительные элементы:
«хвостики» - короткие палочки
«крючок»
Овал (для буквы О).
Структура занятий:
Орг. Момент.
Знакомство со звуком, буквой.
Печатание букв.
Игра «Доскажи словечко».
Физкультминутка.
Штриховка.
Словарная работа.
Итог.
Тематический план:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Слово и звук. | 5 |
1.1 | Слово. | 1 |
1.2 | Слово и звук. | 1 |
1.3 | Звук. Выделение звука голосом. | 1 |
1.4 | Повторение пройденного. | 1 |
1.5 | Место звука в слове. | 2 |
2 | Звуковой анализ слова. | 11 |
2.1 | Схема звукового состава слова. | 2 |
2.2 | Звуковой анализ слова. | 2 |
2.3 | Повторение пройденного. | 1 |
2.4 | Закрепление пройденного. | 1 |
2.5 | Сравнение слов по звуковому составу. | 1 |
2.6 | Звуковой анализ слов. | 4 |
3 | Гласный и согласный звуки. | 5 |
3.1 | Закрепление пройденного. | 2 |
3.2 | Твердые и мягкие согласные. | 3 |
3.3 | Повторение пройденного. | 1 |
4 | Ударение. | 5 |
4.1 | Словесное ударение, его место в слове. | 2 |
4.2 | Словоразличительная роль ударения. | 2 |
4.3 | Повторение пройденного. | 1 |
5 | Звуковой состав слова. | 8 |
6 | Деление слова на слоги. | 2 |
7 | Гласные звуки. | 17 |
7.1 | Звук и буква Э. | 1 |
7.2 | Закрепление пройденного. | 2 |
7.3 | Звуковой анализ слов. | 2 |
7.4 | Звук и буква А. | 1 |
7.5 | Звуковой анализ. | 1 |
7.6 | Звуки и буквы О, И. | 1 |
7.7 | Закрепление. Звуковой анализ. | 1 |
7.8 | Звук и буква У. Анализ. | 1 |
7.9 | Закрепление гласных звуков. | 1 |
7.10 | Звук и буква Ы. | 1 |
7.11 | Закрепление. Предложение. | 1 |
7.12 | Повторение. Звук Э. | 1 |
7.13 | Йотированные гласные Ю, Я. | 1 |
7.14 | Закрепление: гласные. | 2 |
8 | Согласные звуки. | 15 |
8.1 | Звук М. работа с предложением. | 1 |
8.2 | Звук М. работа со слогом. | 1 |
8.3 | Звук П. звуковой анализ. | 1 |
8.4 | Звук П. закрепление. | 1 |
8.5 | Звуки Ш, Р. Звуковой анализ. | 1 |
8.6 | Звуки Ш, Р. Закрепление. | 1 |
8.7 | Звуки С, 3. предложение. | 1 |
8.8 | Закрепление С, 3. повторение. | 1 |
8.9 | Звуки Т, Г. Анализ. | 1 |
8.10 | Закрепление Т, Г. Анализ. | 1 |
8.11 | Звуки Б, В. Анализ. | 1 |
8.12 | Закрепление Б, В. Предложение. | 1 |
8.13 | Звуки Ж, К. Анализ. | 1 |
8.14 | Повторение. Закрепление. | 2 |
| Итого: | 72 ч |
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: