Психология труда как отрасль психологической науки
Профессиональные деформации личности (ПДЛ)
Пример: генерал, который приказывал подчиненному защищать его диссертацию.
Деформации имеют двоякую природу – влияние процесса труда и внутриличностные предпосылки. ПДЛ ведут к нарушению целостности личности, снижают ее способность к адаптации, устойчивость в общественной жизни. Виды ПДЛ по Рогову:
Общепрофессиональные: типичны для большинства людей, занятых в этой профессии. Обусловлено особенностями использованием средств труда, предметов труда, профессиональных задач, установок, привычек или форм общения. Это профессиональные акцентуации. Пример: типичный математик.
Типологические: слияние личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности. Пример: педагог-организатор, подвинутый на общественной работе.
Индивидуальные: ситуация, когда профессия создает благоприятные условия для проявлений каких-либо черт личности, которые были еще до начала профессионализации. Пример: жажда власти, подчинения, управления слабыми у учителя начальных классов. Если нет самоконтроля и самокритики, получается деспотичная ведьма.
Варианты карьер.
Карьера – профессиональный рост (в широком смысле), должностной рост (в узком).
Базаров, Еремина.
профессиональная карьера – связана с ростом знаний и умений. Два подварианта: специализация (рост знаний в узкой сфере) и транспрофессионализация (овладение несколькими профессиями).
внутриорганизационная:
вертикальная
горизонтальная
центростремительная (продвижение к центру организации, которая принимает решения)
Укке.
Обычная карьера: выбор профессииовладение еюразличные кризисы, рост
Нестабильная карьера: несколько смен профессии
Комбинированная карьера: стабильные и нестабильные периоды.
Планирование карьеры: сопоставление возможностей и целей организации.
Регрессивная стадия профессионального развития. Профессиональное развитие может носить нисходящий характер. Негативным влиянием профессии на личность является появление самых разных профессиональных деформаций или специфических состояний, таких как феномен психического выгорания.
Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер (распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии).
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику и связан с закреплением негативных изменений в профессиональной деятельности, и в повседневном поведении и общении (возникают временные негативные психические состояния (деструкции) - начинают исчезать положительные качества - на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника). Если закрепляются надолго и устойчивы, то это приводит к деформации.
Факторы вызывающие проф. Деструкцию: 1) объективные – особенности выполняемой проф. Деят-ти; 2) субъективные – особенности индивидуальности работника; 3) факторы объективно – субъективного взаимодействия – проф. Стресс.
Профессиональная деформация затрагивает разные стороны личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности (проф. деформация мотивационной сферы может проявляться в чрезмерной увлеченности какой-либо профессиональной сферой при снижении интереса к другим сферами).
Другая форма проявления этого феномена - формирование профессиональных стереотипов и установок. Минусы: 1) упрощенный подход к решению проблем; 2) представление о том, что данный уровень знаний может обеспечить успешность деятельности; 3)могут мешать освоению новых профессий.(В.Е. Орел, Е.И. Рогов и др.). Деформации имеют двоякую природу – влияние процесса труда и внутриличностные предпосылки. ПДЛ ведут к нарушению целостности личности, снижают ее способность к адаптации, устойчивость в общественной жизни. Виды ПДЛ по Рогову:
Общепрофессиональные: типичны для большинства людей, занятых в этой профессии. Обусловлено особенностями использованием средств труда, предметов труда, профессиональных задач, установок, привычек или форм общения. Это профессиональные акцентуации. Пример: типичный математик.
Типологические: слияние личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности. Пример: педагог-организатор, подвинутый на общественной работе.
Индивидуальные: ситуация, когда профессия создает благоприятные условия для проявлений каких-либо черт личности, которые были еще до начала профессионализации. Пример: жажда власти, подчинения, управления слабыми у учителя начальных классов. Если нет самоконтроля и самокритики, получается деспотичная ведьма.
Проф. деформация личностных особенностей может возникнуть вследствие чрезмерного развития одной черты, необходимой для успешного выполнения профессиональных обязанностей и распространившей свое влияние на непрофессиональную сферу жизни субъекта ( следователь по работе сталкивается с обманом, лицемерием - повышенная критичность и излишняя бдительность - чрезмерная подозрительность - в каждом человеке видит преступника, причем эта черта проявляется не только в профессиональной деятельности, но и распространяется на семейные и бытовые отношения).
Феномен психического выгорания. Для проф. Ч-Ч, после 5-7 лет работы. Характерен для тех, кто любит свою работу, не хочет её менять, выкладывается на полную (К. Маслах).В отличие от профессиональной деформации психическое выгорание можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Основные характеристики феномена псих. выгорания В.Е. Орел :
1. Психическое выгорание представляет собой синдром, включающий эмоциональное истощение (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой), деперсонализацию (цинизм) и редукцию (возникновение у работников чувства некомпетентности) профессиональных достижений.
2. Феномен психического выгорания является профессиональным, он отражает специфику социальной профессиональной сферы, т.е. связан с работой с людьми и оказанием им помощи.
3. оказывает отрицательное воздействие на все стороны личности и ее поведение, снижая эффективность профессиональной деятельности и удовлетворённость трудом.
4. является необратимым, возникнув, он продолжает развиваться, можно только затормозить этот процесс (кратковременный отход от труда, временно снимает действие этого феномена, однако после возобновления профессиональных обязанностей он полностью восстанавливается).
Причины проф. Выгорания: 1) напряженные отношения между клиентами и работниками; 2) высокий уровень притязаний у работников социальной сферы.
Факторы вызывающие выгорание: 1) индивидуальные свойства личности (пассивными тактиками сопротивления, внешним «локусом контроля», низкой степенью личностной выносливости) и социально-демографические хар-ки (возраст).
Результатом воздействия выгорания может стать изменение места работы и поиск новых вариантов деятельности.
40. Как организовать кабинет психологической нагрузки.
Комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на работников, занятых выполнением тяжелых работ, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками.
КПР:
существенно снижает риск появления чрезвычайных ситуаций на предприятиях, работа которых связана с операторской деятельностью,
снижает нагрузки на работников, профессиональные обязанности которых связаны с негативными эмоциями или работа требующая особой концентрации внимания.
Кабинет психологической разгрузки так же способствует мотивации персонала при выборе места работы, обеспечивает связь сотрудников путем выявления проблем на рабочих местах, дает возможность регулировать должностные взаимоотношения и сглаживать «острые углы» выявляя дискомфортные области в деятельности персонала.
Кабинет психологической разгрузки (КПР) были разработаны в Голландии в конце 70-х годов и считались только средством развлечения, а не терапии. К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать КПР и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования.
Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма, что требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий. У людей операторских профессий при отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность их деятельности, а при длительном воздействии приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией.
Работа комнаты психологической разгрузки зависит от профессиональной подготовки специалиста-психолога, от специфики нагрузок на работников и соответственно от качественно разработанного и оформленного кабинета. Наша компания поможет Вам в подготовке организации кабинета психологической разгрузки, основываясь на специфике предприятия, факторов утомления и раздражения. Практика работы по оснащению кабинетов психологической работы «под ключ» показывает, что при создании комнаты психологической разгрузки требуется индивидуальный подход с учетом всех факторов. Мы производим работу по интерьеру, оснащению визуальной и технической составляющей, разрабатываем и внедряем программные продукты для специалиста-психолога.
Комната психологической разгрузки:
• для проведения психологической релаксации; « снятия нервно-психологического напряжения;
• эмоциональной разгрузки;
• индивидуального и групповою психологическою консультирования;
• психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;
• работы пункта, почты или телефона доверия.
Материальная база психотерапевтического воздействия:
Средства и методы, используемые в КПФРМ подразделяются на неспецифические (общего действия) и специфические (направленного действия).
К неспецифическим относится функциональная музыка, цвето-свето воздействие, просмотр специализированных аудио-видео программ.
К специфическим — приемы психосоматической регуляции, позно-тонические и дыхательные упражнения, методика самомассажа БАТ, специальные аппаратные и электрофизиологические воздействия.
Для проведения занятий используется типовой набор необходимого оборудования.
• аудиотехника;
• аудиокассеты с записями психотерапевтическою характера; ' проекционная аппаратура;
• проекционные материалы психотерапевтическою характера;
• специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.
Типовой регламент технологической оснащенности кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации
|
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: