NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа курса «Изобразительное искусство»


Рабочая программа курса «Изобразительное искусство»

(на основе программы курса

«Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского)

1 класс

1.Пояснительная записка

Программа 1 класса по изобразительному искусству – это системный интегративный курс, который предполагает начальное освоение всех основных видов пространственно-визуальных искусств: изобразительных, декоративных, а так же архитектуру и дизайн. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью.

Три вида художественной деятельности – изобразительная, декоративная, и конструктивная, - определяющие все многообразие визуальных, пространственных искусств, положены в основу содержания программы 1 класса. Приобщение к трем формам художественной деятельности происходит с помощью трех сказочных Братьев-Мастеров: Изображения, Украшения и Постройки. Познание связей искусства с жизнью начинается с умения увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера. Мастера помогают понимать содержание, постигать художественные знания, приобретать умения и навыки в соответствии с их значением в жизни людей, помогают членить задачи, решать их поочередно.

Мастера предстают перед детьми не все сразу: они приходят по очереди, раскрывая свое назначение, обучая своему мастерству. А потом оказывается, что Братья-Мастера никогда не расстаются, всегда работают вместе, но представляют собой разные стороны работы художника. Через работу каждого Мастера детская художественная работа связывается со взрослым искусством, с окружающей действительностью.

Соответственно делению учебного года на четверти содержание делится на четыре темы. Содержание программы построено как системное овладение ребенком художественно-практическими навыками, т. е. умениями рисовать, лепить, строить из бумаги. Практические умения и навыки понимаются как средства выразительности, как язык творческого высказывания и приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных и конструктивных искусств и начиная с 1 класса осваиваются последовательно и на всем протяжении обучения.

Основными задачами курса являются:

- Развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;

- Формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание);

- Формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;

- Формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;

- развитие наблюдательности и творческого воображения;

- начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;

- Формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши).
2.Общая характеристика курса
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

________________________________________________________

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2010.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.


Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость
3 .МЕСТО курса « Изобразительное искусство» в учебном плане .

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год,

во 2 — 4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
4.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

5. Результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.





6.Содержание программы

I класс (33 часа, 1час в неделю )

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

I ЧЕТВЕРТЬ

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям — помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы внимательно разглядеть, лучше не просто смотреть, но и рисовать то, что рассматриваешь. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли деятельности изображения в жизни людей, в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. Открытием четверти является и то, что в искусстве существует це только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем тоже нужно учиться, и Мастер Изображения учит нас этому.

Задачей Мастера является и обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться и расширяться в последующих классах.

Тема. Изображения всюду вокруг нас

Вводный урок, урок-знакомство. Везде: дома, на улице, в школе — нам встречаются различные изображения, которые сделали художники. Знакомство с Мастером Изображения, который помогает нам рисовать, лепить. Обучающее рассматривание выставки детских работ.

Первое задание имеет диагностическую направленность — оно помогает выявить уровень и характер дошкольной подготовки учеников.

Задание: нарисовать то, что умеешь и любишь рисовать.

Вариант задания: детям предлагается изобразить большое радостное солнце на весь лист бумаги.

Материалы: бумага и любой материал, привычный для детей или удобный с организационной точки зрения для учителя.

Зрительный ряд: работы учащихся I—IV классов, различные по сюжетам, жанрам, художественным материалам.

Тема. Мастер Изображения учит видеть

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Знакомство с понятием «форма».

Сравниваем по форме разные листья — круглые, длинные, треугольные. Рассматриваем прожилки — каждый лист похож на маленькое дерево со стволом, кроной, ветками. Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме.

Задание: изобразить сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Материалы: аппликация из цветной бумаги (возможно — обрывная), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: живые осенние листья, разные по форме.

Вариант задания: изображение животных — чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Материалы: фломастеры или цветные карандаши, или мелки, бумага.

Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.

Музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных». Литературный ряд: стихи про зверей, про их носы и хвосты.

Тема. Разноцветные краски

Знакомство с красками гуашь. Умение пользоваться красками на уроке, овладение, навыками организации рабочего места.

Эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска? Радость общения с красками.

Задание: проба красок — создание красочного «коврика». Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает.

Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.

Тема. Изображать можно пятном (2 ч)

Овладение первичными навыками изображения на плоскости. Пятно — одно из главных средств изображения. Развитие воображения и аналитических возможностей глаза.

Тень — пример пятна в реальной жизни; по тени можно узнать ее хозяина. Присмотреться к разным пятнам (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.) и постараться увидеть в них какие-либо изображения. В этом поможет Мастер Изображения. Сравнить, какие бывают у зверей уши, хвосты, лапы, усы (они потребуются, чтобы дорисовать пятно).

Навыки работы на уроке с кистью, краской (одна банка) и водой. Методический прием «Сказка про кляксу» (см. учебник).

Задание: превратить произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, уши, хвост, усы, т. е. то, что необходимо.

Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.

Зрительный ряд: иллюстрации Е. Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурича и других художников, работающих пятном, к книгам о животных; теневой театр; фотографии животных и примеры пятен вокруг нас, которые можно дофантазировать.

Тема. Изображать можно линией

Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии. Умение видеть линии в природе.

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака, А. Барто, Д. Хармса с веселым, озорным развитием сюжета.

Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.

Зрительный ряд: линейные иллюстрации к детским книгам, линейная графика, фотографии линейных мотивов в природе.

Музыкальный ряд: песенки про детей.

Литературный ряд: веселые стихи с развитием действия.

Тема. Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств как бы невидимый. Не следует очень усложнять задание: дети легко отмечают, что голубое более грустное, чем розовое, и что кисточка, когда рисует, то как бы танцует весело или плавно и т. д.

Задание: изобразить радость и грусть (изображение цветом и ритмом может быть беспредметным).

Вариант задания: нарисовать музыку — создать образы контрастных по настроению музыкальных пьес.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.

Тема. Художники и зрители

Начальное формирование навыков восприятия.

Выставка детских работ за четверть — дети были художниками, а теперь стали зрителями. Зрители должны уметь понимать работу художников.

Дети становятся зрителями произведений искусства. Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

Зрительный ряд: В.Ван Гог. Подсолнухи, Н.Рерих. Заморские гости, В.Васнецов. Богатыри, П. Кончаловский. Сирень, М.Врубель. Царевна-Лебедь

II ЧЕТВЕРТЬ

ТЫ УКРАШАЕШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ УКРАШЕНИЯ

(7ч)

II четверть посвящена знакомству с Мастером Украшения, т. е. началам декоративной художественной деятельности, но это не сужает разнообразия видов практической работы учащихся.

Эта четверть особенно насыщена нарядными, яркими заданиями, которые позволяют освоить многие художественные материалы.

Мастер Изображения, с которым дети познакомились в I четверти,— это Мастер Познания, который учит внимательно вглядываться в жизнь. Мастер Украшения, или Мастер Общения, делает в жизни совсем иное: организует общение людей, помогая им открыто выявлять свои роли. Сегодня, например, мы идем в поход, завтра на работу, потом в гости — и одеждой говорим об этих своих ролях, о том, кто мы сегодня, что будем делать. Нагляднее, конечно, работа Мастера Украшения проявляется на балах, карнавалах, в театральных постановках. Да и в природе мы отличаем одних птиц или бабочек от других по их украшениям.

Тема. Мир полон украшений

Знакомство с Мастером Украшения. Украшения всюду вокруг нас — украшена наша одежда, игрушки, наши дома, комнаты, посуда и т. д.— и везде помогает нам Мастер Украшения.

Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни: вместе с Мастером Украшения рассматриваем формы лепестков, тычинки, узорчатые детали разнообразных цветов.

Задание: украшение — роспись цветов-заготовок, вырезанных учителем из цветной бумаги. В конце урока цветы можно собрать (вклеить) в нарисованную на большом листе корзину, а затем использовать эту первую коллективную работу для украшения класса.

Вариант задания: придумай и нарисуй сказочный цветок. Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага. Зрительный ряд: примеры украшений, фотографии или слайды цветов.

Урок 1. Узоры на крыльях

Любуемся красотой бабочек и рассматриваем узоры на их крыльях.

Задание: украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или рисуется (крупно на весь лист) детьми на уроке.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага. Возможны графические варианты исполнения задания.

Зрительный ряд: слайды бабочек, коллекции бабочек, книги с их изображением.

Урок 2. Красивые рыбы

Знакомство с выразительными возможностями фактуры. Неброская и «неожиданная» красота в природе. С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей: любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографии. Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.

Задание: украшение рыбки узорами чешуи. Оно выполняется в технике монотипии — цветного или монохромного фактурного отпечатка, который затем дорисовывается одноцветным (черным) фломастером или палочкой с тушью. В данном случае монотипия — это цветное пятно в форме рыбы, сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру.

Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага.

Урок 3. Украшения птиц

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Разнообразие украшений в природе. Различные формы украшений. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер — веселая, быстрая, важная.

Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры.

Задание: изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа.

Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии 1или слайды различных нарядных птиц.

Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным началом (звон колокольчика, имитация птичьего пения и т. д.).

Тема. Узоры, которые создали люди (2 ч)

Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие орнаментов. Природные и изобразительные мотивы. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где мы встречаемся с орнаментами? Что они украшают?

Задание: придумать свой орнамент — образно, свободно написать красками и кистью эскиз на листе бумаги (не следует делать акцент на многократном повторении мотива).

Материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги.

Зрительный ряд: образно-выразительные различные образцы орнаментов.

Тема. Как украшает себя человек

Все украшения человека что-то рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок. Оказывается, украшения нужны и для того, чтобы рассказать окружающим, кто ты такой. Кот в сапогах, Золушка, Снежная королева, Снегурочка, Мальвина — мы узнаем их по свойственным им украшениям.

Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага. Зрительный ряд: слайды или иллюстрации с персонажами известных сказок.

Литературный ряд: фрагменты сказок с описанием внешнего вида героя.

Музыкальный ряд: песенки сказочных героев.

Тема. Мастер Украшения помогает сделать праздник

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала четверти.

Задание: создание праздничного украшения для новогодней елки дома и в классе (изготовление праздничных новогодних гирлянд); создание карнавальных головных уборов; коллективное панно «Новогодняя елка» (варианты заданий выбирает учитель).

Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть. Литературный ряд: стихи о Новом годе. Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
III ЧЕТВЕРТЬ
ТЫ СТРОИШЬ. ЗНАКОМСТВО С МАСТЕРОМ ПОСТРОЙКИ

(10ч)

В этой четверти начинается знакомство с архитектурой и дизайном на основе детских игровых форм. Все пространственно-визуальные искусства имеют в своей основе общие начала: это работа с пятном, линией, цветом в пространстве и на плоскости. Однако в разных видах искусства эти элементы языка используются по-разному, так как разные искусства выполняют разные задачи в жизни людей.

III четверть посвящена знакомству с конструктивной художественной деятельностью.

Мастер Постройки — это олицетворение конструктивной художественной деятельности; это Мастер создания образа нашего предметного мира. В то же время Мастер Постройки — это Мастер структурного построения любого пространственного произведения, формы и взаимоотношения ее частей, Мастер композиции.

Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать, а если посмотреть шире, эти умения влияют на универсальные способности мышления человека.

Материал четверти включает задания очень разные по характеру и художественному материалу. Основное место среди заданий занимает постройка города. Игровой характер заданий не отвлекает, а, наоборот, позволяет активно усвоить новые знания.

Тема. Постройки в нашей жизни(2ч)

Какие постройки нас окружают? Знакомство с Мастером Постройки. Он помогает придумать, каким быть дому. Многообразие архитектурных построек; развитие воображения ребенка и формирование его представлений о существовании самых разных типов построек. Из каких основных частей состоят дома?

Строят не только дома, но и каждую вещь, придумывают ей форму, чтобы она была удобная и красивая.

Беседа об окружающих нас постройках.

Задание: придумать и нарисовать сказочный дом для себя и своих друзей.

Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.

Вариант задания: придумать и построить на бумаге дом с помощью печаток — овладение новой техникой изображения.

Материалы: разведенная на блюдце краска гуашь (акварель) одного цвета, коробок, ластик, колпачок от ручки — в качестве печатки, шероховатая бумага.

Зрительный ряд: фотографии самых разных архитектурных построек, иллюстрации из детских книг с изображением разных жилищ, предметы современного дизайна. .

Музыкальный ряд: детские песенки о строителях-фантазерах.

Тема. Домики, которые построила природа (2ч)

Наблюдение природных явлений с точки зрения Мастера Постройки. Природные домики: стручки, орешки, раковины, норки, гнезда и т. п.

Мастер Постройки умеет увидеть домик в любом предмете.

Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов или изображение сказочных домиков на бумаге. (К концу занятия учитель выстраивает из вылепленных домиков сказочный город.)

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь.

Зрительный ряд: фотографии природных домиков; иллюстрации к сказкам, где в виде домиков предстают неожиданные предметы, например домики из сказок Л. Милна «Винни-Пух», Н. Носова «Незнайка в Цветочном городе», Дж. Родари «Чиполлино», А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» и др.

Музыкальный ряд: музыка к мультфильму или балету «Чиполлино».

Тема. Дом снаружи и внутри ( 4ч)

Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. По внешнему виду можно догадаться, как устроен дом внутри. Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. Понятия «внутри» и «снаружи» очень взаимосвязаны для любого вида постройки. Беседа о внутреннем устройстве дома.

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита — нарисовать краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими буквенными человечками. Как бы они смогли там жить? Что будет крышей, где будет вход? Нарисовать двери, окна, лестницы, балконы...

Вариант задания: представить в виде сказочного домика самые разные предметы. (Как бы там могли жить сказочные человечки?)

Материалы: мелки, цветные карандаши или фломастер (лучше по акварельному фону), бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации к детским книгам.

Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.

Тема. Город, в котором мы живем (2ч)

Итоговая тема четверти. Прогулка по родному городу, поселку или селу с целью наблюдения реальных построек: рассматриваем улицу с позиции Мастера Постройки.

Задание: панно «Город, в котором мы живем» — коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлению после экскурсии.

Материалы: склеенный большой лист бумаги (бумага тонированная или обои) в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь (для изображения жителей и машин). Готовые аппликации (постройки) и изображения жителей, машин выразительно располагаются (компонуются) на большом листе бумаги — фоне панно.

Для индивидуальных работ: гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя), бумага.

Зрительный ряд: фотографии, слайды или видеофильм об архитектуре родного города (села).

Рекомендуется прогулка-экскурсия по улицам своего города или села.

Литературный ряд: стихи о своем городе (селе). Музыкальный ряд: песни о своем городе (селе).

IV ЧЕТВЕРТЬ

ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА ВСЕГДА ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ (8 ч)

Изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. В любом изображении, постройке или украшении всегда присутствуют все эти три вида художественной деятельности.

Тема. Совместная работа трех Братьев-Мастеров

Обобщением здесь является один урок. Его цель — показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого Мастера своя работа, свое назначение.

В конкретной работе один из Мастеров всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа Мастера Постройки? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был Мастер Украшения, как ему помогали Мастер Изображения и Мастер Постройки? Главное, чтобы учащиеся поняли, в чем именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог им научиться.

В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за I—III четверти — своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел на выставке хотя бы одну работу. Дети учатся рассказывать о своих работах и рисунках своих товарищей.

В конце урока демонстрируются слайды произведений искусства и дети должны выделить «участие» каждого Мастера в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.

Задание: выставка работ, сделанных за предыдущие четверти. Дети учатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуру и т. д., выделяя в них работу каждого из Мастеров. Игра в художников и зрителей.

Зрительный ряд: произведения разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала. Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его. Учитель выбирает любую известную сказку или сочиняет ее вместе с детьми.

Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.

Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации к детским книгам.

Музыкальный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по сказке.

Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.

Тема. «Праздник весны». Конструирование из бумаги(2ч)

Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их.

Развитие наблюдательности — изучение природных форм. Овладение навыками бумагопластики.

Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки.

Зрительный ряд: демонстрация учителем приемов работы с бумагой.

Тема. Урок любования. Умение видеть( 2ч)

Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы».

Рекомендуется экскурсия в природу.

Тема. «Здравствуй, лето!»(2ч)

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Развитие зрительских навыков.

Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведения российских художников на тему лета.

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: