NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)


3. Работа над содержанием рассказа.

Проверка понимания.

Ответы на вопросы к тексту помогут детям запомнить ком­позицию и содержание рассказа, а также усвоить художествен­ную форму, пополнить лексический запас образными словами и выражениями.

Вопросы:

Как называется рассказ?

Кто его написал?

(Предложить детям рассмотреть иллюстрацию.)

Сколько всего было лучей?

Какой луч разбудил жаворонка?

Как автор рассказал о жаворонке?

Жаворонок встрепенулся и что сделал?

Какую песенку жаворонок запел?

Кого разбудили второй, третий, четвертый лучи?

Куда побежал зайчик?

Как он это сделал?

Что сделал петух, когда луч попал в курятник?

Как повели себя куры?

Как луч разбудил пчел?

Что сделала пчелка?

Какой по счету луч пытался разбудить мальчика?

Что произошло, когда луч попал в детскую?

Верно ли писатель называет мальчика маленьким лентяем?

А вы быстро поднимаетесь утром с постели?

4. Этюд-импровизация.

Во время повторного чтения рассказа дети имитируют дви­жения персонажей.

5. Пересказ текста.

Опираясь на иллюстрацию, пятеро детей рассказывают каждый о «своем» луче.

6. Упражнение.

ПОДБЕРИ КРАСИВЫЕ СЛОВА

Предложить детям назвать те нежные и красивые слова, которые подобрал К. Д. Ушинский для своих героев. (Красное солнышко, золотые лучи, серебряная песенка, зайчик, пчелка.)

7. Физкультминутка.

солнышко Предложить детям вместе образовать «солнышко»: девоч­ки — круг, мальчики — лучи. Дети, изображая солнышко, идут по кругу со словами:

Солнышко, солнышко, Высоко взойди,
Красное вёдрышко2, Далеко посвети.

8. Схематичное изображение героев рассказа.

Предложить детям схематично изобразить героев рас­сказа.


9. Упражнение.

ИЗМЕНИТЕ СЛОВО Например:

луч — лучик — излучать, ... птица — птенец — птичник, ... пчела — пчелиный, ... порхать — выпорхнуть, ... сон — сонный — заснул.

10. Продолжение рассказа.

Предложить детям придумать свое продолжение рассказа. Например: Мальчик проснулся и сказал лучу: «Доброе утро! Ты очень теплый и веселый»...

11. Упражнение.

ХОРОШО - ПЛОХО Предложить детям сказать, что в солнце хорошо, а что — плохо.

Хорошо: солнышко все освещает, греет, от его тепла и све­та все растет, цветет; можно загорать.

Плохо: солнце режет глаза, на него больно смотреть; мож­но обгореть.

.

12. Работа с пословицами и поговорками.

Предложить детям прослушать несколько пословиц и пого­ворок:

Солнышко нас не дожидается. Солнце низко — вечер близ­ко. Солнце светит, но не греет. Проснуться вместе с солнцем.

13. Творческая деятельность.

Коллективная аппликация «Портрет солнышка». Предложить детям скатать комочки из жатой бумаги и сде­лать объемную аппликацию.

14. Упражнение.УКРАСИМ СЛОВО Дети подбирают прилагательные к слову «солнышко». На­пример: красивое, теплое, золотое и т. д.

15. Домашнее задание. Предложить детям придумать дома загадки о солнышке. Подобрать и выучить зазывалки о нем.



Беседа на тему «Хлеб - всему голова»

1. Опишите, кого вы видите на картинке? Как вы думаете, что произошло?

2. О чем говорит старший поросенок младшему?

3. Какая пословица больше подходит к этой картинке: «Не будет хлеба, не будет и обеда» или «Остатки - сладки»?

4. Как бы вы назвали эту картинку?

5. Подумайте, что произойдет дальше?
Чтение и пересказ латышской сказки «Каравай»

У одного человека был такой сын, что на седьмом году жизни еще не ходил: до того ленив, что ни в какую!

Смех, да и только. Но что поделаешь? Отец смастерил тележку, посадил в нее сына, как мешок какой-нибудь, и начал возить его по дворам, побирать­ся.

Вот в одной избе хозяин положил на стол каравай хлеба и говорит:

— Тебе, отец, недозволено брать хлеб. А ты, сынок, если можешь, бери. Если же не можешь или не хочешь, то оставайся не евши.

Сынок в тот день был очень голоден. Долго он возился в тележке, пока не вытащил одну ногу, а потом и другую.

— Ну, слава Богу, уже из тележки вылез, — прошептал отец.

— Отдохни, отдохни, сынок, а то как бы тебе не надорваться! - смеются кругом.

Глядь, а сынок-то уже возле стола!

Но каравай в руки ему не дался. Он вдруг упал со стола да и покатился, а сынок за ним. И вот уже оба они за дверью!..

На дворе сынок бегом бежит, хочет схватить каравай. Но удалой каравай не дается и так замучил беднягу, что у того вся спина мокрая. А под конец каравай и вовсе пропал, как в воду канул!

Каравай-то пропал, зато сынок бегать научился.

Отец радуется:

— Это хлебушек твою лень вылечил!

С того дня сын стал много ходить, ловко работать. И в конце концов, вырос хорошим работящим человеком.

Какой пословицей лучше закончить эту сказку: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи» или «Хлеб - всему голова»?
Чтение и анализ рассказа «Умная мама-жаворонок»

Однажды семья жаворонков свила свое гнездо посреди поля пшеницы. Когда прошло лето, малыши-жаворонки подросли. Пшеница тоже выросла.

И вот однажды хозяин вышел в поле, посмотрел на пшеницу и сказал своему сыну: «Я думаю, что пора убирать хлеб. Завтра я попрошу соседей, чтобы они пришли помочь мне».

Маленькие жаворонки услышали эти слова и поспешили к матери. «Хозяин хочет собирать урожай. Он разрушит наше гнездо. Давай улетим с этого поля». — «Сегодня мы еще вне опасности, — сказала мама-жаворонок. - Мы можем остаться здесь еще на один день».

На следующее утро хозяин и его сын вышли в поле, но ни один сосед не при­шел помочь им. Все были заняты на своих полях.

Тогда хозяин сказал: «Теперь я попрошу моих братьев и сестер, чтобы они пришли помочь мне».

Маленькие жаворонки опять поспешили к маме. «Мама! Хозяин хочет завтра убирать хлеб. Он собирается позвать на помощь своих братьев и сестер».

«Не пугайтесь, — сказала мама-жаворонок. — Пока еще опасности нет. Мы можем спокойно оставаться здесь еще на один день».

Действительно, на следующий день ни братья, ни сестры хозяина не пришли, потому что были заняты на собственных полях.

На третий день хозяин встал рано утром, вышел в поле и стал работать один.

Когда мама-жаворонок увидела это, она сказала: ...

Как вы думаете, что сказала мама?

Упражнение «Что умеют наши руки»

Взрослый говорит, дети показывают:

Шить, вязать, выращивать, любить, трудиться, поливать, печь, украшать, отдыхать, радоваться, кормить и т. д.
Принятие правил об отношении к хлебу

Бери хлеба столько, сколько съешь.

Относись к хлебу бережно, не кроши его, не играй им.

Не проходи мимо, когда видишь, что хлебом бросаются или просто обращаются с ним небрежно.

(Дополнение правил детьми — Оформление стенда «Хлеб у челове­ка — воин»)

Примечание: При подготовке стенда рекомендуется использовать колоски, фотографии, журнальные иллюстрации, пословицы.
Игровое упражнение «Закончи пословицу»

Без печки холодно, без хлеба ... (голодно).

Не шуба греет, а ... (хлеб).

Не будет хлеба, не будет и ... (обеда).

Хлеб на столе и стол ... (расцвел).
Игра «Доскажи словечко»

Для больших и малышей

Будет много ...... (калачей).
Для маленькой публики

Свяжем в вязку ...... (бублики).

Всем без исключения —

Вкусное ...... (печенье).
Наберем зерна мы вволю

На пшеничном зрелом ...... (поле).



Беседа на тему «Грамоте учиться всегда пригодится»

1. Чем заняты ученики лесной школы?

2. Чье поведение вам нравится больше всего?

3. Что бы вы сказали зверятам при встрече?

4. Какая пословица больше всего подходит к этой картине: «От науки крепнут ум и руки» или «Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»?

5. Предложите свое название этой картине.
Чтение и анализ русской народной шутки «Ученый и моряк»

Один ученый плыл на корабле. Он спросил матроса:

— Ты знаешь грамматику?

— Нет, не знаю, — ответил матрос.

— Ты потерял половину жизни, — сказал ученый.

Началась буря. Корабль стал тонуть. Тогда матрос спросил учено­го:

— Ты умеешь плавать?

— Нет, не умею, — ответил ученый.

— Ты потерял всю жизнь, — произнес матрос.

Почему моряк произнес эту фразу?

Нужно ли было ученому научиться плавать, а моряку изучить грамоту? Ведь «всякое умение за плечами не носить».
Упражнение «Грамоте учиться всегда пригодится»
Знакомство или проверка знания букв алфавита

У букв есть имена. Постарайтесь запомнить их и, пожалуйста, называйте каждую букву правильно. Это очень обидно, когда ваше имя перевирают друзья. А вы ведь уже успели подружиться с буквами, не так ли?

(Воспитатель показывает букву, дети называют ее.)

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и крат.

Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф

ка эл эм эн о пэ эр эс тэ у эф

Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя

ха цэ чэ ша ща тв. зн. ы м. зн. э ю я

Вспомните даму из стихотворения С. Маршака, которая сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую соба­чонку. Подумайте, как назвать все эти вещи в алфавитном порядке.
Назовите и запишите в алфавитном порядке качества, необходимые школьнику, например:

А — аккуратным,

Б — быстрым,

В — веселым, вежливым,

Г — грамотным,

Д — думающим,

Е — естественным,

Ж — жизнерадостным,

3 — здоровым,

И — инициативным,

К — культурным,

Л — ловким,

М — мужественным,

Н — неунывающим,

О — организованным,

П — примерным учеником,

Р — решительным,

С — собранным,

Т — трудолюбивым, терпеливым, У — упорным, усердным.
Игра «Ученик может, ученик должен»

Взрослый говорит фразу, а дети, в зависимости от понимания этой фразы, отвечают «может», «должен».

Примерные фразы: смотреть телевизор, выполнять домашние задания, иг­рать, складывать свой портфель.
Слушание, анализ и пересказ рассказа Дж. Родари «Учебная конфета»

(в сокращении)

На планете Би нет никаких учебников. Задания там покупают и продают в бутылках.

История, например, это розовая водичка, похожая на гранатовый сок, география - мятная зеленая водичка, а грамматика - бесцветная жидкость и на вкус совсем как минеральная вода.

Школ на этой планете тоже нет. Каждый учится у себя дома. По утрам все ребята, в зависимости от возраста, должны выпивать ста­кан истории, съедать несколько столовых ложек арифметики и так далее. И все равно - вы только подумайте! - ребята капризничают.

- Ну, будь умницей! - уговаривает мама. - Разве ты не знаешь, как вкусна математика?! Она же сладкая, очень сладкая! Спроси у Каролины (Каролина - это домашний электронный робот)...

Есть там, понятно, и прилежные ученики. Есть старательные и жадные до знаний. Они встают по ночам, открывают потихоньку бу­тылку истории и выпивают ее всю до последней капли. Они становят­ся очень образованными...Нравится ли вам такая школа?



Беседа на тему «Дом без книги, что без окон»

1. Что происходит в лесной избушке?

2. Как вы думаете, что интереснее - слушать сказку или смотреть

мультфильм?

3. Подходят ли эти пословицы к картине?

Книжка мала, а ум дала.

Возьми книгу в руки - не будет скуки.

4. Как бы вы назвали эту картину?
Знакомство с загадками о книге. Выбор детьми лучшей загадки. Разучивание ее наизусть

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.
Листами магазин зарос -

Не страшен той листве мороз!

Консервированные мысли

За три века не прокисли!
Организация праздника «День любимой книжки»

Это мероприятие лучше всего построить на основе произведений любимых писателей. В ходе праздника целесообразны выставки, фотомонтажи, ин­сценировки, концертная программа с сюрпризами.
Информация «Что мы знаем о книге...»

В зависимости от назначения бывают такие книжки (желательно с пока­зом и краткими комментариями): энциклопедии, словари, тома произве­дений одного писателя, поэта, или сборники, стихи, рассказы, книжки с загадками, книжки- комиксы, книжки-пазлы, книжки-театры, сборни­ки песен, кулинарные книги и т. д.

В зависимости от формы и размера книжки также бывают: большие, обычные, маленькие, очень большие и очень маленькие, опредмеченые (в виде мишки, машины), из тканей, меха, книжки с колесиками, книж­ки с глазками...
Рассказ воспитателя о профессии библиотекаря

Профессия библиотекаря очень интересная и почетная, библиотекарь предлагает помочь выбрать книги, знает много книг, аккуратен, любит и бережет книги. В библиотеке есть два зала: читальный, где люди читают литературу, и абонементный, в котором записывают те книги, что можно взять домой. Всем необходимо знать правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в библиотеке

1. Без спроса книги не брать.

2. Книгу взял - скажи «спасибо».

3. Книги рвать и пачкать нельзя.

4. В библиотеке не толкаться и не шуметь.
Игра «В библиотеке» (после экскурсии)

Дети выбирают двух-трех библиотекарей и делятся на две-три группы (каждую группу «обслуживает» один библиотекарь). Ребенок пересказы­вает содержание нужной ему книги, но не говорит ее название. Библиоте­карь по описанию должен догадаться, о какой книге идет речь, и выдать ее ребенку.
Решение проблемной ситуации

К вам обращается Книга. Отгадайте, кого она любит больше: девочку или мальчика?

Девочка

слюнявит страницы;

часто роняет меня на пол;

салатом меня измазала;

загибает мои листы;

забыла меня на лавочке в сквере;

так и не нашла меня.

Мальчик

ремонтирует меня;

хранит меня на книжной полочке;

когда меня читает - не кушает;

аккуратно листает страницы;

помнит и любит меня;

дал почитать меня лучшему другу.
Дискуссия на тему «Книга мала, а ум додала»

Почему говорят «Дом без книги, что без окон»?

Говорят, что сейчас можно обойтись без библиотек - есть компьютер? Вы согласны?

Правильно ли говорят, что тот, «кто много читает, много знает»?

Как ты понимаешь пословицу «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»
Проблемный вопрос

Как сделать так, чтобы двое козлят тоже полюбили книжки?



Беседа на тему «Нет друга - ищи, нашел — береги»

1. Расскажите, что происходит на картинке.

2. Чем похожи и чем отличаются два щенка?

3. Есть ли у вас друг?

4. Важно ли, сколько игрушек у вашего друга?

5. Что главное в дружбе?
Чтение и обсуждение рассказа за Б. Хмельницким

Жили-были у одного хозяина домашние животные: Индюк, Гусь и Свинья. Важный Индюк не хотел дружить с Гусем. А Гусь не смотрел в сторону Свиньи. Говорят же: «Гусь свинье не товарищ!» Конечно, все это не нравилось хозяину. И решил он купить красивого Павлина. Павлин походил-походил по двору, увидел, как важничают Индюк, Гусь. Жаль ему стало одинокой Свиньи. И решил он с ней подру­житься. Индюку и Гусю стало стыдно. Подошли они к Павлину и Свинье и предложили... И тогда хозяин произнес: «Дружной череде и волк не страшен».

Что же сказали Индюк и Гусь новым друзьям? Красиво ли важничать?
Игровое упражнение «Что такое дружба?»

Взрослый называет ситуации, дети хлопают лишь в том случае, когда речь идет о настоящей дружбе:

помочь выполнить сложное задание;

подсказать ответ, если друг не знает;

поделиться вкусным;

заступиться, когда обижают друга;

промолчать, когда товарищу говорят неправду;

позвонить другу, когда тот болеет.
Инсценировка рассказа «Облака-подружки»

Облачка очень любят играть. И при этом очень часто передразнивают всех на свете: то они становятся похожи на мишек (дети ходят вперевалоч­ку), то на зайчика (прыгают), то на бабочку (порхают), то на мышку (бегают и пищат)... А то вдруг все вместе начинают плакать (плачут). Нет, они не ссорятся, они просто играют в «плакс». И ждут солнышко, которое им непременно улыбнется (Солнышко всех утешает). Как хоро­шо жить дружно!

(Дети берутся за руки и водят хоровод.)

Составление продолжения к пословицам

«Человек без друзей, как дерево без корней»

— одинокий муравей;

— бабочка без цветов;

— одна звездочка на небе;

«Без друга на душе вьюга»

— на душе грустно;

— неинтересно.
Вопросы «Хорошо ли ты знаешь своего друга?»

Какого цвета у него глаза?

Какая его любимая книга, любимый мультфильм? Как твой друг помогает дома? Какое его любимое блюдо? Знаешь ли ты мечту своего друга? Когда у него день рождения?
Анализ сказки «Лиса и Журавль» по вопросам

1. Почему Лиса с Журавлем перестали ходить друг к другу в гости?

2. Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

3. Можно ли дать Лисе и Журавлю такой совет: «Если хочешь сделать приятное, нужно выбирать не то, что сам любишь, а то, что любит твой друг»?
Исполнение хоровода

Этот танец очень простой (2 хлопка), Повторяй его вместе со мной (2 хлопка), Как кораблик плывет по волнам,

Мы навстречу веселым ветрам (руки кладутся на плечи).

Руку другу скорей протяни

И покрепче в ладоши сожми,

Карусель наша мчится вперед,

Всех друзей она в танец зовет.

Хлопну друга теперь по плечу,

Обниму его и закричу:

Мне с тобой хорошо и легко,

Мы подпрыгнем с тобой высоко.

А теперь соберемся в кружок

И пошепчемся тихо, дружок,

Скажем ласково: «Счастья тебе

Я желаю всегда и везде!»

(И. Мирошниченко)




Беседа на тему «Маленький труд лучше большого безделья»

1. Кого вы видите на картинке?

2. Что делает муравей?

3. Нравится ли вам поведение стрекозы?
Чтение и анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

1. Как помочь стрекозе, что ей посоветовать? Может быть, познакомить ее с пословицами? С какой лучше:

Много слов, да мало дела. Делу — время, потехе — час.
Решение проблемной ситуации

Одна девочка надела бусы, мамины туфли, накрасила губы и говорит: «Я уже стала большая!» Вторая девочка в то же время убрала игрушки, сложила книжки, подмела пол и тоже сказала: «Я уже стала большая».

Что же делает маленьких большими? Какая из девочек стала взрослее? Почему?
Обсуждение рассказа «Для чего человек трудится?»

Трое рабочих строили дом. К ним подошел старик и спросил: «Что вы делаете?» Один ответил: «Камни кладу», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».

К кому из рабочих больше подходит пословица: «Без труда человек не познает счастья»?
Этюд «Помощники»

Поиграем в помощников, поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке. Приготовились!

Бабушка постирала белье, а отжать его не может, помоги ей: крепко-креп­ко держи его в кулачках! Отжимай сильнее, еще сильнее... А теперь стрях­ни и повесь на веревку. Если подняться на носки, то как раз достанешь. Еще немного... ну вот, с бельем управились!

Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком... Бери песок в руки и равномерно посыпь землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками... Сильнее, еще сильнее!

Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимаем топор высоко-высоко, раз­махиваемся и резко опускаем прямо на бревно... Ух, получилось! Еще раз поднимаем... Ух, здорово! Помогай голосом, размахнись, сильнее!.. Ух, еще раз! Ух... Готово!

А теперь погреемся на солнышке... Почувствовали тепло во всем теле...
Чтение и анализ нравственных ситуаций

Леночка делает бусы для мамы. Костик пробежал мимо, задел за нитку, и часть бусинок слетела. Лена готова была заплакать. Но Костя сказал волшебное слово (какое?). Лена улыбнулась и что-то сказала Косте. Что она сказала?

Бабушка из лоскутков сшила платье Наташиной кукле. Платье оказалось маловато. Наташа была огорчена. А бабушка сказала: «Вот досада, я не посмотрела, какая кукла. Принеси куклу, сошьем другое платье». Наташа была рада. Что она сказала бабушке?
Принятие правил совместной работы

1. Делись с друзьями тем, что есть у тебя.

2. По ходу работы выясняй, как идут дела у других.

3. Помоги другому, если он что-то не может сделать и просит о помощи.

4. Распределите общую работу поровну.

5. Выполняй свою работу как можно лучше, не подводи товарищей.

6. Когда работа сделана, проверь ее сам или проверьте друг друга.
Разучивание отрывка из стихотворения Н. Григорьевой «Мои книжки»

Над моим столом три полки,
А на полках — книжки в ряд.

Все мои. И вон их столько!

Я, представьте, каждой рад.

Книжки есть об океанах,

Что зовут в опасный путь.

О чудесных дальних странах,

3а морями где-нибудь.

Захотите — с книжкой можно

Мир животных посмотреть.

Захотите — и все можно,

Даже к звездам полететь!
Бумажные фантазии

Изобразительная деятельность начинается с пословицы:

«Доброе начало - половина дела», а заканчивается следующей: «Конец - делу венец».

Невероятно пушистыми, мягкими и симпатичными получаются работы, где вместо красок используются цветные бумажные салфетки. На листе бумаги или картона рисуется контурное изображение задуманной компо­зиции.

Раскрашивать заготовку будем бумажными салфетками. Для этого возь­мем салфетку нужного цвета, оторвем от нее кусочек и приклеим на кон­турное изображение оборванными краями вверх. Далее действуем как при составлении мозаики. Обрывки салфеток приклеиваем тесно друг к дру­гу.

Таким образом можно изобразить лисенка, котенка, букет цветов, крону дерева и т. п.


страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.