NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)


11. Работа с иллюстрацией.

Дети определяют, какой эпизод сказки изображен на кар­тинке, отвечают на вопрос: Можно ли курочку назвать заботли­вой хозяйкой? и обосновывают свои ответы.

12. Творческая деятельность.

Предложить детям сделать аппликацию «Петушок», «Куроч­ка», «Цветочек». Цветную бумагу порвать на маленькие кусочки и наклеивать как мозаику на нарисованных на альбомном ли­сте петушка или курочку, чтобы получились перышки. Длинные полоски бумаги будут хвостом петушка.

После того, как аппликация будет готова, попросить детей придумать и высказать пожелания героям сказки.


Беседа «ГУСИ»

Дополнительные материалы: квадрат белой бумаги для каждого ребенка размером 15 х 15 см (для оригами); красные и синие фишки, коробочки для них.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

Многие известные нам домашние птицы когда-то были ди­кими. Человек приручил уток, гусей для своих нужд. Он забо­тится о птицах: кормит, строит для них птичник, охраняет от хищников, лечит. Всегда ли это хорошо для самой птицы? По­слушайте, что думает об этом Ушинский.

2. Выразительное чтение текста.

Прочитать рассказ с использованием пальчикового или ку­кольного театра.

Гуси

Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высо­ко в воздухе.

Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?

Отец. Нет.

Вася. Кто же кормит диких гусей?

Отец. Они сами отыскивают себе пищу.

В а с я. А зимою?

Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весной возвращаются снова.

Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые стра­ны?

Отец. Потому, что домашние животные отчасти уже поте­ряли прежнюю ловкость и силу, и чувства у них не так тонки, как у диких.

Вася. Но почему это с ними случилось?

Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Теперь ты видишь, что и люди должны стараться сделать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что толь­ко могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.

Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя де­лать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.

3. Работа над содержанием рассказа.

Проверка понимания. Вопросы: Как называется рассказ? Кто автор?

О чем спросил Вася, когда увидел вереницу диких гусей? Что ответил отец? Кто кормит диких гусей? Что происходит с птицами зимой?

Почему домашние животные потеряли прежнюю ловкость и силу, а чувства у них не такие тонкие, как у диких?

Можно использовать мяч или клубок ниток. Воспитатель за­дает вопрос и передает клубок ребенку, тот отвечает и возвра­щает клубок.

4. Упражнение.

ПРЕДСТАВЬТЕ

Предложить детям представить, что они дикие гуси, и рас­сказать о себе. Например:

Я сам добываю еду.

У меня много забот.

Я хорошо летаю.

Я осторожен, потому что меня может съесть лиса.

Зимой я улетаю в теплые края...

Затем дети представляют, что они домашние гуси, и тоже рассказывают о себе. Например:

Я домашний гусь, я толстый.

Меня кормит человек.

Мне тяжело летать.

Я зимую в теплом птичнике.

Я защищен от врагов...

5. Физкультминутка.

МЫ - ГУСИ Дети показывают, как гусь ходит, как вытягивает шею и ши­пит, как машет крыльями. Предложить детям изобразить клин летящих гусей.

6. Упражнения.

1) «Измените слово».

Предложить детям изменить слово «гусь»: гусенок — гу­сак — гусиный — гусище.

2) «Лишнее слово».

Из данных слов предложить детям выбрать лишнее и обо­сновать свой выбор:

а) дятел, курица, журавль, синица, орел (все слова — на­
звания диких птиц, курица — домашняя);

б) индюк, гусь, петух, цапля, курица (все слова — названия
домашних птиц, цапля — дикая).

7. Работа с иллюстрацией.

Предложить детям рассмотреть картинку и ответить на во­просы:

Каких домашних птиц вы видите?

Что они делают?

Есть ли на рисунке дикие птицы?

Как они летят? (Клином, вереницей.)

Что делают на птичьем дворе отец с сыном?

8. Работа с пословицами и поговорками.

Предложить детям высказать свое мнение о том, что значит поговорка «Мы в ответе за тех, кого приручили».

9. Проблемная ситуация.

ПОМОГИТЕ МЕДВЕЖАТАМ Лесничий подобрал двух медвежат. Если он их заберет до­мой и вырастит, то звери привыкнут к человеку и не смогут

А если маленьких медвежат ос^вить, то они погибнут. Как сделать, чтобы человек медвежат вырастил, но они остались самостоятельными?

Выслушать все предложения и вместе ПРИНЯТЬ решение.

10. Упражнение. НУЖНО - НЕнужно

11. Упражнение.

Предложить детям подумать и ответить на вопросы:

Считаете ли вы себя самостоятельным?

Что вы умеете делать сами?

Например:

Я сама одеваюсь.

Я могу сам читать книги.

Я подметаю полы.

Я хожу в магазин за хлебом.

Я самостоятельно застилаю постель.

12. Творческая деятельность.

ОРИГАМИ. Дети из квадрата бумаги складывают гуся.



Беседа «СПОР ЖИВОТНЫХ. СПОР ДЕРЕВЬЕВ»
Дополнительные материалы: цветные карандаши, бума­га для рисования.

— ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

Дети, посмотрите на картинку, что вы видите? Обратите внимание на животных. Они смотрят друг на друга, похоже, что общаются. Интересно, что они обсуждают? Константин Дми­триевич Ушинский написал об этом рассказ.

2. Выразительное чтение текста.

Спор животных

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

  • Конечно, меня,— говорит лошадь.— Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: про­пал бы без меня совсем.

  • Нет, хозяин любит больше меня,— говорит корова.— Я всю его семью молоком кормлю.

  • Нет, меня,— ворчит собака,— я его добро стерегу. Под­слушал хозяин этот спор и говорит:

  • Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каж­дый из вас хорош на своем месте.

3. Работа над содержанием рассказа.

Проверка понимания. Вопросы:

Как называется рассказ?

Кто его написал?

О чем поспорили животные?

Как считает лошадь?

Чем полезна хозяину корова?

О чем ворчала собака?

Почему они спорили?

Кто разрешил их спор?

Что сказал хозяин?

4. Упражнение.

КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ...?» Дети перечисляют, какую пользу человеку приносят домаш­ние животные. Затем называют пользу собаки для коровы и ло­шади; пользу лошади для других; называют, что хорошего де­лает корова для собаки.

5. Физкультминутка.

Дети изображают бодливую корову, быструю лошадь, весе­лую собаку.

6. Выразительное чтение текста.

Спор деревьев

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол
в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вы­
резные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям,
не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато ра­
стут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румя­
ное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придет зима,
и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же оста­
нутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне
житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы
строю.

7. Работа над содержанием рассказа.

Проверка понимания. Вопросы:

Как называется рассказ?

Какие деревья поспорили?

По какому вопросу возник спор?

Что говорил дуб?

О чем молвила яблоня?

Что ответила сосна?

А что могла сказать береза?

8. Работа с иллюстрацией.

Дети показывают на картинке дуб, яблоню, сосну. Предло­жить им назвать другие деревья, которые они знают.

9. Упражнение.

МЫ - ДЕРЕВЬЯ Предложить детям представить себя его мысли и чувства, отвечая на вопросы. Как тебя называют? Какие у тебя ветки? Какой корень? Какие листья, плоды? Чем питаешься? С кем дружишь? Что тебе не нравится? Где растешь? Что хочешь?

10. Сравнение рассказов.

Предложить детям сравнить два рассказа: «Спор животных» Спор деревьев», и сказать, что в них общего и чем они от-

и

личаются?

11. Упражнение.

ХОРОШО - ПЛОХО Предложить детям ответить на вопрос: Спорить — это хо­рошо или плохо?

Плохо: можно расстроиться, потерять друзей. Хорошо: найдешь правду.

Подвести детей к выводу о том, что в споре рождается ис­тина, но спорить нужно по делу. Обратить внимание на слова автора: «Перестаньте спорить по-пустому».

12. Обсуждение темы.

Дети высказывают свое мнение, отвечая на вопросы: Бывал ли у вас пустой спор?

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы избежать такого спора?


13. Новое название.

Предложить детям придумать рассказам новые названия. Например: «Кто лучше», «Самый нужный», «От кого какая польза».

14. Новый рассказ.

Предложить детям придумать свой рассказ, героями кото­рого могут быть козлята (из сказки «Волк и семеро козлят»). Они спорят, кого из них мама больше любит, кто из них лучше и любимее.

Или это будут солнце, ветер, вода, которые спорят, кто из них нужнее в природе.

15. Творческая деятельность.

Дети рисуют свое любимое дерево или животное.



Беседа «ДВА КОЗЛИКА»

Дополнительные материалы: цветная бумага, ножницы, небольшая корзинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

У каждого человека свои черты характера, все люди раз­ные. Но каждый из нас бывает как сердитым, упрямым, так и доброжелательным, ласковым. Может, вы слышали такие вы­ражения: надулся как индюк, упрямый как ослик, ласковый как кошка? Наблюдая за поведением животных, иногда можно уви­деть черты, присущие и людям.

Послушайте, что написал Константин Дмитриевич Ушинский о двух козликах.

2. Выразительное чтение текста.

Два козлика

Два упрямых козлика встретились однажды на узком брев­не, переброшенном через ручей. Одновременно перейти ру­чей было невозможно; приходилось кому-нибудь вернуться на­зад, дать другому дорогу и подождать.

  • Уступи мне дорогу,— сказал один.

  • Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин,— отвечал другой,— пяться назад, я первый вошел на мост.

  • Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне усту­пить молокососу! Ни за что!

Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокрой: оба упрямца поскольз­нулись и полетели прямо в воду.

3. Работа над содержанием рассказа.

Проверка понимания. Вопросы:

Как называется рассказ?

Кто его автор?

Как называет К. Д. Ушинский козликов?

Почему они упрямые?

Чем закончилась история?

Бывает ли так, что вы упрямитесь, как козлики?

4. Упражнение.

ХОРОШО - ПЛОХО

Предложить детям сказать, хорошо или плохо быть упря­мым. Например:

Хорошо: можно добиться своего.

Плохо: можно потерять друзей, упрямство может довести до беды.

5. Обсуждение темы.

УПРЯМСТВО 1) Предложить детям ответить на вопросы и помочь им сделать выводы.

Вопросы:

Вы были упрямыми? Приведите примеры.

Всегда ли упрямство вредно?

Вспомните, когда упрямство вам помогло?

2) Затем можно методом «мозгового штурма» найти пра­вильный ответ на вопрос «Как избавиться от упрямства?» и сде­лать выводы, что нужно:

Уважать других людей.

Учиться выслушивать и понимать собеседника.

Договариваться между собой.

Слушать советы старших.

6. Повторное чтение текста.

Прочитать рассказ еще раз с использованием пальчикового театра.

7. Упражнение.

ДИАЛОГ КОЗЛИКОВ Предложить детям повторить диалог козликов с разными интонациями: весело, грустно; быстро, медленно; громко, тихо.

8. Физкультминутка.

мы - козлики Предложить детям попрыгать, как козлики, пободаться, по­стучать «копытцами», потрясти «бородами».

9. Творческая доработка текста.

Задать детям несколько вопросов:

Как вам кажется — писатель переживал за судьбу коз­ликов?

Вам нравится, чем закончилась история?

Затем предложить изменить рассказ, в конце которого пе­ревести козликов на другой берег, найти способы это сде­лать.

Варианты ситуаций для составления нового рассказа:

  1. Один из козликов нес корзину с овощами, другой бежал налегке. Он, конечно, должен уступить дорогу первому.

  2. Один из козликов отстал от мамы, конечно, его нужно пропустить, а то он потеряется.

3) Пройти козликам поможет жребий с помощью счи­
талки.

10. Схематичное изображение героев рассказа.





грустный


веселый


сердитый


Предложить детям схематично нарисовать сердитого, грустного и довольного козликов.



11. Творческая деятельность.

Предложить детям подарить козликам сердечки с пожела­ниями.

Дети вырезают из цветной бумаги сердечки, говорят свои пожелания и складывают подарки для козликов в корзинку.

Похвалить детей: Сердечки получились красивыми, с хоро­шими пожеланиями. Козлики останутся довольны.
12. Домашнее задание. С помощью родителей сделать из Например:


Два упрямых козлика Встретились на середине мостика, Попытались они решить, Кто дорогу должен уступить. Долго они рядились, Пока в воду не свалились.

— Я козленок, ме-ме-ме,
Направляюсь я к реке.
Через мостик перейду,
На тот берег попаду.

А на том берегу высоком Второй козленок ходит скоком.

— Я козленок, ме-ме-ме,
Направляюсь я к реке.
Через мостик перейду,
На тот берег попаду.

И стоят на мосту козлята Как упертые ослята.

  • Дай пройти ты мне скорей!

  • Нет уж, я тебя шустрей. Уступи дорогу сам,

А не то дам по рогам! Долго так они решали, Пока в воду не упали...



Беседа «ДЯТЕЛ»

Дополнительные материалы: наборы геометрических фигур из картона для каждого ребенка; для аппликации — цветная бумага, ножницы, клей, кисти, лист ватмана с нарисо­ванным стволом сосны.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

Предложить детям отгадать загадки.

Я не молоток — по дереву стучу.

В нем каждый уголок обследовать хочу.

И в шапке красной, и акробат прекрасный. Ну конечно это дятел! (Показать иллюстрацию к занятию.)

Послушайте, что о дятле написал Константин Дмитриевич Ушинский.

2. Выразительное чтение рассказа.

Дятел

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотнича­ет. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постуки­вает,— мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: «Эти-де порядки не хороши!» Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Черный дятел сту­чит, носом кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мура­шей, словно рыбку, таскает.

3. Пояснение незнакомых слов.

Объяснить детям слова: плотничает — работает с деревом, мастерит; мураши — мелкие муравьи или козявки; черный дя­тел — разновидность дятлов.

4. Работа над содержанием рассказа.

Проверка понимания. Вопросы: Как называется рассказ? Кто его автор?
Где находится птица?

Что делает дятел?

(Предложить детям рассмотреть иллюстрацию.)

Как ведут себя мураши?

Почему они прячутся?

Кого вам жалко — дятла или мурашей? Почему?

А кому еще нужно прятаться в лесу? От кого?

5. Повторное чтение рассказа.

Предложить детям прослушать рассказ еще раз и найти в нем строки с рифмой, например: кругом ствола обежит, никого не проглядит.

6. Пересказ текста.

Предложить детям пересказать текст, используя авторские слова (3—4 ребенка).

7. Физкультминутка.

мы - дятлы Дети движениями изображают дятла: как он летит, долбит дерево, смотрит из гнезда.

8. Дополнительная информация.

Вопрос «Знайкам».

Что придумал человек, посмотрев на птицу? (Молоток, гвоздь, самолет, веер и др.).

9. Дидактическая игра.

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК Один ребенок загадывает название птицы, другие с помо­щью наводящих вопросов и ответов «да», «нет», отгадывают. Например:

  • Она большая?

  • Нет.

  • Маленькая? -Да.

  • Черная?

  • Нет.

  • Грудка желтая?

-Да.

  • Поет «тинь-тинь»? -Да.

  • Это синица.

10. Упражнение.

ПРИДУМАЙТЕ ЗАГАДКУ Предложить детям самим придумать загадку о дятле. Например:

Не самолет, а летает;

Не молоток, а стучит;

Не модница, а в красном берете.

11. Творческая деятельность.

1) Предложить детям выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур. Например:



2) Изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации.

12. Домашнее задание.

Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в лесах Украины?». Найти одну картинку с изображением лесной птицы и рассказать о ней друзьям (в группе, классе).

Можно в группе сделать альбом «Лесные птицы».


Беседа «УТРЕННИЕ ЛУЧИ»

Дополнительные материалы: для аппликации — лист ватмана, клей, желтая жатая бумага.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово.

(Показать детям портрет К. Д. Ушинского (1824—1870 г.) Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и пи­сателя — Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда еще было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Со многими сказ­ками, которые писатель слышал в детстве и пересказал, вы уже знакомы. Знаете сказки о курочке рябе, колобке, братце Иванушке и сестрице Аленушке? Теперь мы с вами познако­мимся с рассказами и сказками писателя, в которых перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы только начинаете жить.

Сейчас я прочитаю вам прекрасный рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Утренние лучи». Внимательно слу­шайте и запоминайте, что делали лучи.

2. Выразительное чтение текста.

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать по­всюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок. Выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и за­пел: «Ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с насеста, закудахтали. Ста­ли разгребать сор и червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи', села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лен­тяю: режет ему глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.