Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)
11. Работа с иллюстрацией.
Дети определяют, какой эпизод сказки изображен на картинке, отвечают на вопрос: Можно ли курочку назвать заботливой хозяйкой? и обосновывают свои ответы.
12. Творческая деятельность.
Предложить детям сделать аппликацию «Петушок», «Курочка», «Цветочек». Цветную бумагу порвать на маленькие кусочки и наклеивать как мозаику на нарисованных на альбомном листе петушка или курочку, чтобы получились перышки. Длинные полоски бумаги будут хвостом петушка.
После того, как аппликация будет готова, попросить детей придумать и высказать пожелания героям сказки.

Беседа «ГУСИ»
Дополнительные материалы: квадрат белой бумаги для каждого ребенка размером 15 х 15 см (для оригами); красные и синие фишки, коробочки для них.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово.
Многие известные нам домашние птицы когда-то были дикими. Человек приручил уток, гусей для своих нужд. Он заботится о птицах: кормит, строит для них птичник, охраняет от хищников, лечит. Всегда ли это хорошо для самой птицы? Послушайте, что думает об этом Ушинский.
2. Выразительное чтение текста.
Прочитать рассказ с использованием пальчикового или кукольного театра.
Гуси
Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.
Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?
Отец. Нет.
Вася. Кто же кормит диких гусей?
Отец. Они сами отыскивают себе пищу.
В а с я. А зимою?
Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весной возвращаются снова.
Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые страны?
Отец. Потому, что домашние животные отчасти уже потеряли прежнюю ловкость и силу, и чувства у них не так тонки, как у диких.
Вася. Но почему это с ними случилось?
Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Теперь ты видишь, что и люди должны стараться сделать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.
Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.
3. Работа над содержанием рассказа.
Проверка понимания. Вопросы: Как называется рассказ? Кто автор?
О чем спросил Вася, когда увидел вереницу диких гусей? Что ответил отец? Кто кормит диких гусей? Что происходит с птицами зимой?
Почему домашние животные потеряли прежнюю ловкость и силу, а чувства у них не такие тонкие, как у диких?
Можно использовать мяч или клубок ниток. Воспитатель задает вопрос и передает клубок ребенку, тот отвечает и возвращает клубок.
4. Упражнение.
ПРЕДСТАВЬТЕ
Предложить детям представить, что они дикие гуси, и рассказать о себе. Например:
Я сам добываю еду.
У меня много забот.
Я хорошо летаю.
Я осторожен, потому что меня может съесть лиса.
Зимой я улетаю в теплые края...
Затем дети представляют, что они домашние гуси, и тоже рассказывают о себе. Например:
Я домашний гусь, я толстый.
Меня кормит человек.
Мне тяжело летать.
Я зимую в теплом птичнике.
Я защищен от врагов...
5. Физкультминутка.
МЫ - ГУСИ Дети показывают, как гусь ходит, как вытягивает шею и шипит, как машет крыльями. Предложить детям изобразить клин летящих гусей.
6. Упражнения.
1) «Измените слово».
Предложить детям изменить слово «гусь»: гусенок — гусак — гусиный — гусище.
2) «Лишнее слово».
Из данных слов предложить детям выбрать лишнее и обосновать свой выбор:
а) дятел, курица, журавль, синица, орел (все слова — на
звания диких птиц, курица — домашняя);
б) индюк, гусь, петух, цапля, курица (все слова — названия
домашних птиц, цапля — дикая).
7. Работа с иллюстрацией.
Предложить детям рассмотреть картинку и ответить на вопросы:
Каких домашних птиц вы видите?
Что они делают?
Есть ли на рисунке дикие птицы?
Как они летят? (Клином, вереницей.)
Что делают на птичьем дворе отец с сыном?
8. Работа с пословицами и поговорками.
Предложить детям высказать свое мнение о том, что значит поговорка «Мы в ответе за тех, кого приручили».
9. Проблемная ситуация.
ПОМОГИТЕ МЕДВЕЖАТАМ Лесничий подобрал двух медвежат. Если он их заберет домой и вырастит, то звери привыкнут к человеку и не смогут
А если маленьких медвежат ос^вить, то они погибнут. Как сделать, чтобы человек медвежат вырастил, но они остались самостоятельными?
Выслушать все предложения и вместе ПРИНЯТЬ решение.
10. Упражнение. НУЖНО - НЕнужно
11. Упражнение.
Предложить детям подумать и ответить на вопросы:
Считаете ли вы себя самостоятельным?
Что вы умеете делать сами?
Например:
Я сама одеваюсь.
Я могу сам читать книги.
Я подметаю полы.
Я хожу в магазин за хлебом.
Я самостоятельно застилаю постель.
12. Творческая деятельность.
ОРИГАМИ. Дети из квадрата бумаги складывают гуся.


Беседа «СПОР ЖИВОТНЫХ. СПОР ДЕРЕВЬЕВ»
Дополнительные материалы: цветные карандаши, бумага для рисования.
— ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово.
Дети, посмотрите на картинку, что вы видите? Обратите внимание на животных. Они смотрят друг на друга, похоже, что общаются. Интересно, что они обсуждают? Константин Дмитриевич Ушинский написал об этом рассказ.
2. Выразительное чтение текста.
Спор животных
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.
Конечно, меня,— говорит лошадь.— Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.
Нет, хозяин любит больше меня,— говорит корова.— Я всю его семью молоком кормлю.
Нет, меня,— ворчит собака,— я его добро стерегу. Подслушал хозяин этот спор и говорит:
Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте.
3. Работа над содержанием рассказа.
Проверка понимания. Вопросы:
Как называется рассказ?
Кто его написал?
О чем поспорили животные?
Как считает лошадь?
Чем полезна хозяину корова?
О чем ворчала собака?
Почему они спорили?
Кто разрешил их спор?
Что сказал хозяин?
4. Упражнение.
КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ...?» Дети перечисляют, какую пользу человеку приносят домашние животные. Затем называют пользу собаки для коровы и лошади; пользу лошади для других; называют, что хорошего делает корова для собаки.
5. Физкультминутка.
Дети изображают бодливую корову, быструю лошадь, веселую собаку.
6. Выразительное чтение текста.
Спор деревьев
Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол
в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вы
резные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям,
не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато ра
стут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румя
ное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придет зима,
и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же оста
нутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне
житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы
строю.
7. Работа над содержанием рассказа.
Проверка понимания. Вопросы:
Как называется рассказ?
Какие деревья поспорили?
По какому вопросу возник спор?
Что говорил дуб?
О чем молвила яблоня?
Что ответила сосна?
А что могла сказать береза?
8. Работа с иллюстрацией.
Дети показывают на картинке дуб, яблоню, сосну. Предложить им назвать другие деревья, которые они знают.
9. Упражнение.
МЫ - ДЕРЕВЬЯ Предложить детям представить себя его мысли и чувства, отвечая на вопросы. Как тебя называют? Какие у тебя ветки? Какой корень? Какие листья, плоды? Чем питаешься? С кем дружишь? Что тебе не нравится? Где растешь? Что хочешь?
10. Сравнение рассказов.
Предложить детям сравнить два рассказа: «Спор животных» Спор деревьев», и сказать, что в них общего и чем они от-
и
личаются?
11. Упражнение.
ХОРОШО - ПЛОХО Предложить детям ответить на вопрос: Спорить — это хорошо или плохо?
Плохо: можно расстроиться, потерять друзей. Хорошо: найдешь правду.
Подвести детей к выводу о том, что в споре рождается истина, но спорить нужно по делу. Обратить внимание на слова автора: «Перестаньте спорить по-пустому».
12. Обсуждение темы.
Дети высказывают свое мнение, отвечая на вопросы: Бывал ли у вас пустой спор?
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы избежать такого спора?
13. Новое название.
Предложить детям придумать рассказам новые названия. Например: «Кто лучше», «Самый нужный», «От кого какая польза».
14. Новый рассказ.
Предложить детям придумать свой рассказ, героями которого могут быть козлята (из сказки «Волк и семеро козлят»). Они спорят, кого из них мама больше любит, кто из них лучше и любимее.
Или это будут солнце, ветер, вода, которые спорят, кто из них нужнее в природе.
15. Творческая деятельность.
Дети рисуют свое любимое дерево или животное.

Беседа «ДВА КОЗЛИКА»
Дополнительные материалы: цветная бумага, ножницы, небольшая корзинка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово.
У каждого человека свои черты характера, все люди разные. Но каждый из нас бывает как сердитым, упрямым, так и доброжелательным, ласковым. Может, вы слышали такие выражения: надулся как индюк, упрямый как ослик, ласковый как кошка? Наблюдая за поведением животных, иногда можно увидеть черты, присущие и людям.
Послушайте, что написал Константин Дмитриевич Ушинский о двух козликах.
2. Выразительное чтение текста.
Два козлика
Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Одновременно перейти ручей было невозможно; приходилось кому-нибудь вернуться назад, дать другому дорогу и подождать.
Уступи мне дорогу,— сказал один.
Вот еще! Поди-ка ты, какой важный барин,— отвечал другой,— пяться назад, я первый вошел на мост.
Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!
Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокрой: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.
3. Работа над содержанием рассказа.
Проверка понимания. Вопросы:
Как называется рассказ?
Кто его автор?
Как называет К. Д. Ушинский козликов?
Почему они упрямые?
Чем закончилась история?
Бывает ли так, что вы упрямитесь, как козлики?
4. Упражнение.
ХОРОШО - ПЛОХО
Предложить детям сказать, хорошо или плохо быть упрямым. Например:
Хорошо: можно добиться своего.
Плохо: можно потерять друзей, упрямство может довести до беды.
5. Обсуждение темы.
УПРЯМСТВО 1) Предложить детям ответить на вопросы и помочь им сделать выводы.
Вопросы:
Вы были упрямыми? Приведите примеры.
Всегда ли упрямство вредно?
Вспомните, когда упрямство вам помогло?
2) Затем можно методом «мозгового штурма» найти правильный ответ на вопрос «Как избавиться от упрямства?» и сделать выводы, что нужно:
Уважать других людей.
Учиться выслушивать и понимать собеседника.
Договариваться между собой.
Слушать советы старших.
6. Повторное чтение текста.
Прочитать рассказ еще раз с использованием пальчикового театра.
7. Упражнение.
ДИАЛОГ КОЗЛИКОВ Предложить детям повторить диалог козликов с разными интонациями: весело, грустно; быстро, медленно; громко, тихо.
8. Физкультминутка.
мы - козлики Предложить детям попрыгать, как козлики, пободаться, постучать «копытцами», потрясти «бородами».
9. Творческая доработка текста.
Задать детям несколько вопросов:
Как вам кажется — писатель переживал за судьбу козликов?
Вам нравится, чем закончилась история?
Затем предложить изменить рассказ, в конце которого перевести козликов на другой берег, найти способы это сделать.
Варианты ситуаций для составления нового рассказа:
Один из козликов нес корзину с овощами, другой бежал налегке. Он, конечно, должен уступить дорогу первому.
Один из козликов отстал от мамы, конечно, его нужно пропустить, а то он потеряется.
3) Пройти козликам поможет жребий с помощью счи
талки.
10. Схематичное изображение героев рассказа.


грустный
веселый
сердитый
Предложить детям схематично нарисовать сердитого, грустного и довольного козликов.

11. Творческая деятельность.
Предложить детям подарить козликам сердечки с пожеланиями.
Дети вырезают из цветной бумаги сердечки, говорят свои пожелания и складывают подарки для козликов в корзинку.
Похвалить детей: Сердечки получились красивыми, с хорошими пожеланиями. Козлики останутся довольны.
12. Домашнее задание. С помощью родителей сделать из Например:
Два упрямых козлика Встретились на середине мостика, Попытались они решить, Кто дорогу должен уступить. Долго они рядились, Пока в воду не свалились.
— Я козленок, ме-ме-ме,
Направляюсь я к реке.
Через мостик перейду,
На тот берег попаду.
А на том берегу высоком Второй козленок ходит скоком.
— Я козленок, ме-ме-ме,
Направляюсь я к реке.
Через мостик перейду,
На тот берег попаду.
И стоят на мосту козлята Как упертые ослята.
Дай пройти ты мне скорей!
Нет уж, я тебя шустрей. Уступи дорогу сам,
А не то дам по рогам! Долго так они решали, Пока в воду не упали...

Беседа «ДЯТЕЛ»
Дополнительные материалы: наборы геометрических фигур из картона для каждого ребенка; для аппликации — цветная бумага, ножницы, клей, кисти, лист ватмана с нарисованным стволом сосны.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово.
Предложить детям отгадать загадки.
Я не молоток — по дереву стучу.
В нем каждый уголок обследовать хочу.
И в шапке красной, и акробат прекрасный. Ну конечно это дятел! (Показать иллюстрацию к занятию.)
Послушайте, что о дятле написал Константин Дмитриевич Ушинский.
2. Выразительное чтение рассказа.
Дятел
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает,— мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: «Эти-де порядки не хороши!» Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Черный дятел стучит, носом кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей, словно рыбку, таскает.
3. Пояснение незнакомых слов.
Объяснить детям слова: плотничает — работает с деревом, мастерит; мураши — мелкие муравьи или козявки; черный дятел — разновидность дятлов.
4. Работа над содержанием рассказа.
Проверка понимания. Вопросы: Как называется рассказ? Кто его автор?
Где находится птица?
Что делает дятел?
(Предложить детям рассмотреть иллюстрацию.)
Как ведут себя мураши?
Почему они прячутся?
Кого вам жалко — дятла или мурашей? Почему?
А кому еще нужно прятаться в лесу? От кого?
5. Повторное чтение рассказа.
Предложить детям прослушать рассказ еще раз и найти в нем строки с рифмой, например: кругом ствола обежит, никого не проглядит.
6. Пересказ текста.
Предложить детям пересказать текст, используя авторские слова (3—4 ребенка).
7. Физкультминутка.
мы - дятлы Дети движениями изображают дятла: как он летит, долбит дерево, смотрит из гнезда.
8. Дополнительная информация.
Вопрос «Знайкам».
Что придумал человек, посмотрев на птицу? (Молоток, гвоздь, самолет, веер и др.).
9. Дидактическая игра.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК Один ребенок загадывает название птицы, другие с помощью наводящих вопросов и ответов «да», «нет», отгадывают. Например:
Она большая?
Нет.
Маленькая? -Да.
Черная?
Нет.
Грудка желтая?
-Да.
Поет «тинь-тинь»? -Да.
Это синица.
10. Упражнение.
ПРИДУМАЙТЕ ЗАГАДКУ Предложить детям самим придумать загадку о дятле. Например:
Не самолет, а летает;
Не молоток, а стучит;
Не модница, а в красном берете.
11. Творческая деятельность.
1) Предложить детям выложить дятла, гусеницу, козявку, бабочку из геометрических фигур. Например:

2) Изобразить рассказ «Дятел» методом аппликации.
12. Домашнее задание.
Поисковая работа (совместно с родителями) «Какие птицы живут в лесах Украины?». Найти одну картинку с изображением лесной птицы и рассказать о ней друзьям (в группе, классе).
Можно в группе сделать альбом «Лесные птицы».

Беседа «УТРЕННИЕ ЛУЧИ»
Дополнительные материалы: для аппликации — лист ватмана, клей, желтая жатая бумага.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступительное слово.
(Показать детям портрет К. Д. Ушинского (1824—1870 г.) Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя — Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда еще было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Со многими сказками, которые писатель слышал в детстве и пересказал, вы уже знакомы. Знаете сказки о курочке рябе, колобке, братце Иванушке и сестрице Аленушке? Теперь мы с вами познакомимся с рассказами и сказками писателя, в которых перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы только начинаете жить.
Сейчас я прочитаю вам прекрасный рассказ Константина Дмитриевича Ушинского «Утренние лучи». Внимательно слушайте и запоминайте, что делали лучи.
2. Выразительное чтение текста.
Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок. Выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с насеста, закудахтали. Стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи', села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: