NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)


Рисование по стихотворению

Природа не жалеет ничего,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одного

— Чтоб люди были к ней добры!



Беседа на тему «Не торопись забрать птенца. Обдумай помощь до конца»


  1. Как спасти птенца?

  2. Можно ли приносить птиц и зверей из леса домой? Как вы думаете, КОТЯТ ИВ они разлучаться со своими мамами?

Слушание и обсуждение рассказа И. С. Тургенева «Воробей»

Однажды воробышек упал и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва подраставшие крылышки. Вдруг откуда ни возьмись перед воробышком оказа­лась большая охотничья собака. Она медленно приближалась к нему. Но папа — старый черногрудый воробей но испугался собаку и ри­нулся спасать своего сыночка. И собака отошла. Она признала силу и любовь отца-воробья.

Какие слова вы бы сказали воробышку и его отцу?

Упражнение «Поговорим»

Встретились две птички: птичка в клетке и птичка на ветке. О чем они беседуют?

— Каким птицам требуется помощь с ноября и до конца зимы? Я называю птиц, а вы хлопайте в ладоши, если птичке нужна будет помощь.

Аист, воробей, ворона, гагара, голубь, грач, дрозд, дятел, жаворонок, кор­шун, кукушка, ласточка, лебедь, орел, попугай, синица, скворец, снегирь, сокол, соловей, сорока, ястреб.

Смастерите вместе с папой кормушку. Подкормите птичек семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, дыни, подорожника, лебеды.

Чтение и обсуждение стихотворения Н. Рубцова «Воробей»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком бедным.

А гляди, не становится вредным

оттого, что так трудно ему.

Отгадывание загадки

Между веток новый дом.

Нет и двери в доме том.

Только круглое окошко — Не пролезет даже кошка.

(Скворечник.)

Хоровое проговаривание заклички

Жаворонки, прилетайте к нам, Нам зима надоела. Весь хлеб поела.

Письмо с загадкой

Отгадайте, кто просит о помощи. Разгадайте подпись по кусочкам слов. Сколько птичек просят о помощи? Какое это время года? Как вы им поможете?
Ребята!

Спаси м нас! Помогите!

Мы замерзаем!

Мы голодаем!

Помогите! (ВорГЬВоСкв.)

Чтение и обсуждение ситуации из рассказа «Птичья столовая»

- Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,— попросила Таня маму. - пускай птичьи прилетают и подкармливаются.

Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки, синички и воробьи быстро сновал и около нее, подкармливаясь в КОРОТКОЙ зимний день. Как-то девочка долго собиралась в детский сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. Из следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше си­ничек и воробьев. Почему?

Рисование по стихотворению

Будьте добры ко всем, кто слабей.

Пусть не боится вас воробьи.

Согрейте котенка.

Погладьте щенка

И мотылька

Не сгоните с цветка.

Не обижайте и мошкары.

Не забывайте: будьте добры!




Беседа на тему «Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты»


  1. Что делают дети на цветочной поляне?

  1. Кому из них нужно сказать: «Если все сорвать цветы, не будет и мире Красоты!»?

  2. Для каких цветов земля — как одеяльце? Кому еще нужно такое одеяльце, о котором идет речь в стихотворении Л. Коринфского, написанном в 1895 году'-'




  • Для чего, родам, снег зимой идет?

  • Из него природа одеяльце ткв1 !

  • Одеяльце, мамн?.. А зачем оно?

  • Без него в земле бы стало холодно!

  • А кому, родная, в ней тепла искать?

  • Тем, кому придется зиму зимовать: Семенам-малюткам, зернышкам хлебов, Корешком пылинок, злаков и цветов!

Упражнение «Какие цветы где цветут?»

В лесу, на клумбе или в горшочке?

Одуванчики, ромашки, тюльпаны, васильки, колокольчики, герань, фиал­ки, астры, георгины, гладиолусы и т. д.

Упражнение «Вырасти цветок»

В октябре начинаются заморозки, а на клумбах остались однолетние цве­ты — астры. Пересадите их с землей в стаканчики из-под кефира. Цветы еще долго будут цвести и радовать всех.

Рассадите фиалки в горшочки, подливайте воду в блюдце и удобряйте моло­дые росточки. Такой цветок, выращенный вашими руками,— лучший пода­рок маме.

Упражнение «Выучи стихотворение»

Выучите наизусть стихотворение о цветах и прочитайте его бабушке и маме.

Отгадывание загадки

Белые горошки п.

(Ландыши.)

Беседа по стихотворению

Чтобы вы сказали герою стихотворения? Есть ли среди вас такой Сережка?

Шел Сережа по траве,

Вал цветы по голове.

Бил naiiHMi:.

Бил ладошкой...

Не хотим играть с Сережкой!

Игра «Веночек»

Дети договариваются, кто каким цветком будет. Ведущий начинает «заплетать» веночек, называя цветы поочереди. Названный «цветок» берет за руку ведущего и, в свою очередь, вызывает следующего. В конце игры дети водят хоровод, поют песни, читают стихи о цветах.

Работа со стихотворением

(Акцентировать внимание детей на том, что земля и солнце дарят людям цветы. А они не только украшают нашу жизнь, но и приносят пользу: из них делают лекарства, косметику и др.)

Рисование на тему «Я рисую букет для мамы» (по стихотворению)


Беседа на тему «Любую болезнь лечит доброе слово»

Зачем ходят в аптеку? Для чего принимают лекарства?

В нашем городе открылись две аптеки: «Аптека доброты и чуткости»

  1. Каких героев вы бы направили в первую аптеку?

  2. Кто из героев будет «лечить больных»? От каких «болезней»?

  3. В какую аптеку нужно направить Сашу из рассказа Л. Н. Толстого?

Саша был трус

Саша был трус. Была гроза и гром, Саша мм в шкаф. Там ему было душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкафу за то, что ты -- трус.

Какое «лекарство» лучше поможет Саше?

  1. Пословица «У страха глаза велики».

  2. Задание «Вспомни случай, когда страх полезен».

  3. Ваш вариант.

  4. Стихотворение:

Спросим у мышки и у крот», И у МОРСКОЙ черепахи: Почему не мучает их темнота И куда убегают их страхи?

Упражнение «Помоги подружкам»

Две подружки зашли в аптеку «Спешу на помощь!» и сказали аптекарю:

Мы поссорились с подругой И уселись по углам Очень скучно друг без друга. Помириться нужно нам!

Что делать подружкам?

  1. Спеть вдвоем веселую песенку.

  2. Приговорить мирилочку-вместеговорилочку.

  3. Нарисовать вместе рисунок.

  4. Ваш вариант.

Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Лгун»

В какой аптеке помогут мальчику из рассказа Л. Н. Толстого «Лгун»?

Мальчик стерег овец и, будто увядав полка, стал звать: «Помогите,
волк! волк!. Мужики прибежали и пилят: неправд». Как сделал он так
два или три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал
кричать: «Сюда, сюда скорой, волк!» Мужики подумали, что опять по-
вс< i , обманывает, не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Аптекарь предлагает такие средства:

  1. Сравнение «Ложь, как червяк в спелом яблоке».

  2. Задание «Зачем врал мальчик?»

  1. Сравнение «Правда, как подснежник». «Правда, как таблетка: горько, ЗАТО ЛеЧИТ») «Правда, как выход из темноты».

  1. Ваш вариант.

Упражнение «Вы — аптекари»

Какое «лекарство» вы посоветуете, чтобы:

  1. злая Баба-Яга стала доброй Бабулечкой-Ягулечкой;

  2. царевна-Несмеяна стала веселой;

  3. хозяйка вспомнила о бедном зайке под дождем;

  4. у старика и старухи из пушкинской сказки появилось корыто

II ЛОМ?

Конкурс «Добрые слова»

Кто назовет больше добрых, теплых, нежных слов, тот получит наклейки* «сердечки».

Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «До первого дождя». Составление продолжения этого рассказа

Таня и Маша была очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки ШЛИ, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.

  • Сними свой плащ, мы накроемСя вместе! крикнула на бегу Таня.

  • Я не могу, я промокну!— нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

  • Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мок­рое. Как же эТО случилось? Ведь вы же шли вместе'.'

  • У Маши был плащ, а я шла в одном платье,— сказала Таня.

— Так вы могли укрыться одним плащом,— сказала учительница
и, взглянув на Машу, покачала головой.— Видно, ваша дружба до первого дождя

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Примечание: продолжение рассказа возможно и в рисунках на тему «Как „вылечить" Машу*

Толкование пословицы «Доброе слово человеку — что дождь в засуху»


Беседа на тему «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»



  1. Кто изображен на картинке? I Почему у мальчика грустные глаза? О чем он мечтает?

  2. Давайте прочитаем мальчику это стихотворение:

Лето. наступает, природа оживает.

Солнышко встает, нам тепло дает.

Друг на друга поглядим, про себя поговорим:

Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

Дети дарят мальчику слова-комплименты.

Упражнение «Кто хочет помочь мальчику?»

Взрослый называет варианты игр с мячом, а дети выбирают подходящий для больного мальчика:

  • дети с ведром (сеточкой) находятся на близком расстоянии. а мальчик учится попадать в цель;

  • дети рисуют круг на расстоянии 1 —2 метров от коляски, мальчик старается попасть в круг;

  • игра «Штандер». Дети по очереди бросают мяч вверх и ловят его.

Задушевная беседа «Учимся гулять с больными детьми»

Взрослый предлагает варианты прогулок, после каждой подходящей дети говорят *Ура»!

  • Прогулка-концерт;

  • по словам героя узнаем сказку или мультфильмы;

  • прогулки с лупой;

  • пантомимическая прогулка;

  • идем последу:

  • игры с водой;

  • изучаем приметы на прогулке;

  • учимся слышать;

  • учимся видеть;

  • юморины и перепутаницы и т. д.

(Каждый вариант комментируется взрослым.)

Беседа о чуткости

  1. Может ли больной мальчик или девочка стать тебе хорошим другом? Почему ты так думаешь?

  2. Есть ли в вашем доме больные дети? Собираетесь ли вы с ними познакомиться, подружиться?

  3. В каждом городе есть детские дома.

I )ю — особые дети — сироты. Их так называют потому, что у них нет мам и пап. Подумайте и ответьте: Что они чувствуют? Как им живется? Можем ли мы с вами порадовать сирот? Чем? Я предлагаю:

  • нарисовать рисунки и отправить детям по почте;

  • заказать автобус и поехать в гости в детский дом. подарить детям игрушки, книги:

  • вместе с мамой отправить по почте «сладкую» бандероль и т. д.

Упражнение «Пишем письмо детям в детский дом»

Дети диктуют, взрослый записывает и в заключение читает получившееся письмо.

Дискуссия «Кому нужнее встречи с сиротами?»

(И сиротам — они порадуются, и детям — они станут добрее но отношению к людям.)

Рисование на тему «Сердечная ромашка»

Дети рисуют ромашки в указывают адрес, по которому они хотят их отправить.





Беседа «Правила поведения в транспорте»

Вопросы профессора Этикета

  1. Как бы поступил Нехочуха, если бы он был вежливым и воспитан­ным?

  2. Для того, чтобы не уступать место в транспорте, Нехочуха часто де­лает вид, будто занят чем-то очень важным: читает книжку, смотрит в окно, сладко дремлет, разгадывает кроссворд и т. д. А ты так не делаешь?

  3. Посоветуй, пожалуйста, Нехочухе, как ему нужно поступить, если в салон автобуса войдет женщина с маленьким ребенком на руках, по­жилой человек или человек с палочкой.

Песенка-подсказка госпожи Указки

Эта песенка поется на мотив известной песни «Мы едем-едем-едем...» Первое четверостишие песни повторяется из куплета в куплет. Ответы же госпожи Указки не поются, а просто произносятся.

1. Вот поезд быстро мчится —
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.

У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... На этой остановке Бабуля появляется.

Припев:

Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить?

Подсказка госпожи У к аз к и: «Нужно бабушке место

уступить

И сказать: "Садитесь, пожалуйста"».

2. Вот поезд быстро мчится —
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.

У наших пассажиров захватывает дух.

Но вот и остановка, И двери открываются... И женщина с ребенком В вагоне появляется.

Припев:

Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить?

Подсказка госпожи У к аз к и: «Нужно женщине с ребенком тоже место уступить! И сказать: "Прошу Вас, присаживайтесь"».

Продолжение песенки ждет вас впереди!

Загадки на колесах

Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Автобус.)

Под землей огни горят. Под землей дворцы стоят. Под землею чудо мчится, Сядь — и можешь прокатиться. (Метро.)

Есть машина у людей — Заменяет лошадей. Где пройдет, Там дым столбом встает. (Автомобиль.)

Наш приятель тут как тут, Всех домчит он в пять минут. Эй, садись, не зевай, Отправляется... (трамвай).

Игра «Вежливый трамвайчик»

В игре участвует водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.

Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календа­риков.

Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, би­лет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.

Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор от­правляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Ког­да все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.
Беседа «Вежливая поездка»

Вопросы профессора Этикета

  1. Можно ли в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая) есть мороженое (пирожное, пирожки и т. д.)? Объясни свой ответ. А как быть, если ты очень проголодался?

  2. За плечами Нехочухи рюкзак. Как ты считаешь, мешает ли он пас­сажирам?

Посоветуй, как нужно поступить Нехочухе, чтобы исправить свои ошибки.

Первая сказочная этикетная задачка

В салон автобуса вошли два пассажира: серый Волк с двумя огром­ными сумками и длинноухий Зайка.

Увидев два свободных места, волк тут же сел на одно из них, а на второе поставил свои сумки.

Помоги маленькому Зайке найти место в автобусе.

Ответ. Нельзя занимать свободные места сумками. Сумки можно по­ставить на пол у своих ног или держать на коленях.

Песенка-подсказка госпожи Указки (продолжение)

3. Вот поезд быстро мчится —
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.

У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... С мороженым девчонка В вагоне появляется.

Припев:

Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить?

Подсказка госпожи Указки:

«Мы ей скажем:

— Странно это!

Ты не знаешь этикета?!

Мороженое в транспорте не кушают,

Ведь можно испачкать костюм пассажиров».

  1. Вот поезд быстро мчится —

Чу-чух, чу-чух, чу-чух. У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... И с сумкой за плечами Мальчишка появляется.

Припев:

Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить?

Подсказка госпожи Указки:

«Сумку свою с плеча нужно снять, Чтоб пассажирам не мешать!»

Вторая сказочная этикетная задачка

Медвежата ехали в гости к бабушке в переполненном автобусе. По дороге они рассказывали друг другу интересные истории и так ув­леклись, что чуть не проехали свою остановку. Пробираясь к двери, медвежата нечаянно толкнули дяденьку Лося, отдавили лапу тете Лисе и свалили на пол малыша Бельчонка.

Какие грубые ошибки допустили медвежата?

Как избежать подобных ошибок?

Подсказки госпожи Указки:

  • В транспорте нужно быть собранным и внимательным.

  • К выходу желательно готовиться заранее, спрашивая у впереди сто­ящих пассажиров: выходят ли они на следующей остановке.

  • Если пассажиры не выходят, нужно извиниться и обратиться с про­сьбой пропустить (вас) тебя.

  • Причинив неудобства пассажирам, не забудь попросить прощения: «Извините, я не хотел...», «Простите, я случайно...» и т. д.

Игра «Такси»

Играют две команды по пять человек. В каждой команде есть води­тель и пассажиры.

Перед началом игры водители проговаривают веселую чистоговорку:
«До-ре-ми-фа-соль-ля-си, Прокачу вас на такси».
Затем первые пассажиры берутся за плечи водителя такси и, объехав впереди стоящий кубик, возвращаются к исходной точке. Теперь в так­си садятся вторые пассажиры. Взявшись за плечи первых, они уже втроем объезжают кубик.

Игра продолжается до тех пор, пока в такси не сядут все четыре пасса­жира и не объедут вместе с водителем на воображаемом такси кубик.





Беседа «Ура! Идем в театр! »
Вопросы профессора Этикета

1. Можно ли опаздывать на представление?

2. За сколько минут до начала представления ты приходишь в театр?

3. Нехочуха пробирается на свое место спиной к зрителям. Вежливо ли это?

4. Как правильно проходить к своему месту?

5. Мешает ли Нехочуха зрителям смотреть сказку, а актерам ее играть?

Вредные советы Нехочухи.

Совет № 1

Если ты в театр сегодня Почему-то опоздал, Не волнуйся и врывайся Поскорее в темный зал! 1 Чтоб найти скорее место,

Ты погромче заори: — Это ряд какой? Девятый? Это место двадцать три?

Совет № 2

Проходя на свое место, К людям повернись спиной, Потому что неприлично Проходить ко всем лицом! Ты поймешь, что все за это Восхищаются тобой И за знанье этикета Называют «молодцом!»

Можно ли следовать вредным советам Нехочухи?

Попробуй дать другие полезные советы ребятам, пришедшим в театр.

Этикетная задачка

Придя в театр, Нехочуха достал бинокль и стал разглядывать зри­телей. Он высматривал, у кого из девчонок на носу веснушки, а у кого из мальчишек самые толстые щеки, кто как причесан и кто как одет. Ведь это же очень интересно!

А как считаешь ты: для чего нужен театральный бинокль и можно ли с его помощью разглядывать зрителей?

Ответ: в театре биноклем пользуются только для просмотра спектакля.

Театральные загадки-добавлялки

В кассе, мой тебе совет,

На спектакль купи... (билет).

В цирке есть арена,

А в театре — ... (сцена).

В зал поторопись, дружок, Если прозвенел... (звонок).

Игра «Занавес»

Ведущий предлагает ребятам поставить веселый импровизированный спектакль «Сказочная страна». Для этого каждому из них нужно при­думать и изобразить любого сказочного героя.

Сделав свой выбор, дети двигаются по залу, изображая каждый своего героя при помощи пластики, движений. Например, Карлсон нажимает кнопку воображаемого мотора и летает. Ведущий наблюдает за де­тьми, а затем произносит театральную считалочку, в финале которой звучит магическое слово «занавес». Услышав это слово, дети должны замереть, а ведущий угадать сказочных героев.

Если ему это не удается, ребята могут помочь ведущему, произнося фразы, характерные только для данного героя.

Например, Карлсон часто повторял: «Я мужчина в полном расцвете сил» и т. д.

Разгадав всех героев, ведущий выбирает самого артистичного, яркого игрока, справившегося с заданием, по его мнению, лучше остальных. Теперь этот игрок становится ведущим.

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.