Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)
Рисование по стихотворению
Природа не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного
— Чтоб люди были к ней добры!

Беседа на тему «Не торопись забрать птенца. Обдумай помощь до конца»
Как спасти птенца?
Можно ли приносить птиц и зверей из леса домой? Как вы думаете, КОТЯТ ИВ они разлучаться со своими мамами?
Слушание и обсуждение рассказа И. С. Тургенева «Воробей»
Однажды воробышек упал и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва подраставшие крылышки. Вдруг откуда ни возьмись перед воробышком оказалась большая охотничья собака. Она медленно приближалась к нему. Но папа — старый черногрудый воробей но испугался собаку и ринулся спасать своего сыночка. И собака отошла. Она признала силу и любовь отца-воробья.
Какие слова вы бы сказали воробышку и его отцу?
Упражнение «Поговорим»
Встретились две птички: птичка в клетке и птичка на ветке. О чем они беседуют?
— Каким птицам требуется помощь с ноября и до конца зимы? Я называю птиц, а вы хлопайте в ладоши, если птичке нужна будет помощь.
Аист, воробей, ворона, гагара, голубь, грач, дрозд, дятел, жаворонок, коршун, кукушка, ласточка, лебедь, орел, попугай, синица, скворец, снегирь, сокол, соловей, сорока, ястреб.
Смастерите вместе с папой кормушку. Подкормите птичек семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, дыни, подорожника, лебеды.
Чтение и обсуждение стихотворения Н. Рубцова «Воробей»
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зернышком бедным.
А гляди, не становится вредным
оттого, что так трудно ему.
Отгадывание загадки
Между веток новый дом.
Нет и двери в доме том.
Только круглое окошко — Не пролезет даже кошка.
(Скворечник.)
Хоровое проговаривание заклички
Жаворонки, прилетайте к нам, Нам зима надоела. Весь хлеб поела.
Письмо с загадкой
Отгадайте, кто просит о помощи. Разгадайте подпись по кусочкам слов. Сколько птичек просят о помощи? Какое это время года? Как вы им поможете?
Ребята!
Спаси м нас! Помогите!
Мы замерзаем!
Мы голодаем!
Помогите! (ВорГЬВоСкв.)
Чтение и обсуждение ситуации из рассказа «Птичья столовая»
- Давай устроим на балконе зимнюю птичью столовую,— попросила Таня маму. - пускай птичьи прилетают и подкармливаются.
Сначала Таня насыпала в кормушку различные семечки, крошки, синички и воробьи быстро сновал и около нее, подкармливаясь в КОРОТКОЙ зимний день. Как-то девочка долго собиралась в детский сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный, ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетели к кормушке, но ничего там не нашли. Из следующий день Таня насыпала корм, но прилетело уже меньше синичек и воробьев. Почему?
Рисование по стихотворению
Будьте добры ко всем, кто слабей.
Пусть не боится вас воробьи.
Согрейте котенка.
Погладьте щенка
И мотылька
Не сгоните с цветка.
Не обижайте и мошкары.
Не забывайте: будьте добры!

Беседа на тему «Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты»
Что делают дети на цветочной поляне?
Кому из них нужно сказать: «Если все сорвать цветы, не будет и мире Красоты!»?
Для каких цветов земля — как одеяльце? Кому еще нужно такое одеяльце, о котором идет речь в стихотворении Л. Коринфского, написанном в 1895 году'-'
Для чего, родам, снег зимой идет?
Из него природа одеяльце ткв1 !
Одеяльце, мамн?.. А зачем оно?
Без него в земле бы стало холодно!
А кому, родная, в ней тепла искать?
Тем, кому придется зиму зимовать: Семенам-малюткам, зернышкам хлебов, Корешком пылинок, злаков и цветов!
Упражнение «Какие цветы где цветут?»
В лесу, на клумбе или в горшочке?
Одуванчики, ромашки, тюльпаны, васильки, колокольчики, герань, фиалки, астры, георгины, гладиолусы и т. д.
Упражнение «Вырасти цветок»
В октябре начинаются заморозки, а на клумбах остались однолетние цветы — астры. Пересадите их с землей в стаканчики из-под кефира. Цветы еще долго будут цвести и радовать всех.
Рассадите фиалки в горшочки, подливайте воду в блюдце и удобряйте молодые росточки. Такой цветок, выращенный вашими руками,— лучший подарок маме.
Упражнение «Выучи стихотворение»
Выучите наизусть стихотворение о цветах и прочитайте его бабушке и маме.
Отгадывание загадки
Белые горошки п.
(Ландыши.)
Беседа по стихотворению
Чтобы вы сказали герою стихотворения? Есть ли среди вас такой Сережка?
Шел Сережа по траве,
Вал цветы по голове.
Бил naiiHMi:.
Бил ладошкой...
Не хотим играть с Сережкой!
Игра «Веночек»
Дети договариваются, кто каким цветком будет. Ведущий начинает «заплетать» веночек, называя цветы поочереди. Названный «цветок» берет за руку ведущего и, в свою очередь, вызывает следующего. В конце игры дети водят хоровод, поют песни, читают стихи о цветах.
Работа со стихотворением
(Акцентировать внимание детей на том, что земля и солнце дарят людям цветы. А они не только украшают нашу жизнь, но и приносят пользу: из них делают лекарства, косметику и др.)
Рисование на тему «Я рисую букет для мамы» (по стихотворению)

Беседа на тему «Любую болезнь лечит доброе слово»
Зачем ходят в аптеку? Для чего принимают лекарства?
В нашем городе открылись две аптеки: «Аптека доброты и чуткости»
Каких героев вы бы направили в первую аптеку?
Кто из героев будет «лечить больных»? От каких «болезней»?
В какую аптеку нужно направить Сашу из рассказа Л. Н. Толстого?
Саша был трус
Саша был трус. Была гроза и гром, Саша мм в шкаф. Там ему было душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкафу за то, что ты -- трус.
Какое «лекарство» лучше поможет Саше?
Пословица «У страха глаза велики».
Задание «Вспомни случай, когда страх полезен».
Ваш вариант.
Стихотворение:
Спросим у мышки и у крот», И у МО
Упражнение «Помоги подружкам»
Две подружки зашли в аптеку «Спешу на помощь!» и сказали аптекарю:
Мы поссорились с подругой И уселись по углам Очень скучно друг без друга. Помириться нужно нам!
Что делать подружкам?
Спеть вдвоем веселую песенку.
Приговорить мирилочку-вместеговорилочку.
Нарисовать вместе рисунок.
Ваш вариант.
Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Лгун»
В какой аптеке помогут мальчику из рассказа Л. Н. Толстого «Лгун»?
Мальчик стерег овец и, будто увядав полка, стал звать: «Помогите,
волк! волк!. Мужики прибежали и пилят: неправд». Как сделал он так
два или три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал
кричать: «Сюда, сюда скорой, волк!» Мужики подумали, что опять по-
вс< i , обманывает, не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Аптекарь предлагает такие средства:
Сравнение «Ложь, как червяк в спелом яблоке».
Задание «Зачем врал мальчик?»
Сравнение «Правда, как подснежник». «Правда, как таблетка: горько, ЗАТО ЛеЧИТ») «Правда, как выход из темноты».
Ваш вариант.
Упражнение «Вы — аптекари»
Какое «лекарство» вы посоветуете, чтобы:
злая Баба-Яга стала доброй Бабулечкой-Ягулечкой;
царевна-Несмеяна стала веселой;
хозяйка вспомнила о бедном зайке под дождем;
у старика и старухи из пушкинской сказки появилось корыто
II ЛОМ?
Конкурс «Добрые слова»
Кто назовет больше добрых, теплых, нежных слов, тот получит наклейки* «сердечки».
Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой «До первого дождя». Составление продолжения этого рассказа
Таня и Маша была очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки ШЛИ, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.
Сними свой плащ, мы накроемСя вместе! крикнула на бегу Таня.
Я не могу, я промокну!— нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же эТО случилось? Ведь вы же шли вместе'.'
У Маши был плащ, а я шла в одном платье,— сказала Таня.
— Так вы могли укрыться одним плащом,— сказала учительница
и, взглянув на Машу, покачала головой.— Видно, ваша дружба до первого дождя
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Примечание: продолжение рассказа возможно и в рисунках на тему «Как „вылечить" Машу*
Толкование пословицы «Доброе слово человеку — что дождь в засуху»

Беседа на тему «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»
Кто изображен на картинке? I Почему у мальчика грустные глаза? О чем он мечтает?
Давайте прочитаем мальчику это стихотворение:
Лето. наступает, природа оживает.
Солнышко встает, нам тепло дает.
Друг на друга поглядим, про себя поговорим:
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Дети дарят мальчику слова-комплименты.
Упражнение «Кто хочет помочь мальчику?»
Взрослый называет варианты игр с мячом, а дети выбирают подходящий для больного мальчика:
дети с ведром (сеточкой) находятся на близком расстоянии. а мальчик учится попадать в цель;
дети рисуют круг на расстоянии 1 —2 метров от коляски, мальчик старается попасть в круг;
игра «Штандер». Дети по очереди бросают мяч вверх и ловят его.
Задушевная беседа «Учимся гулять с больными детьми»
Взрослый предлагает варианты прогулок, после каждой подходящей дети говорят *Ура»!
Прогулка-концерт;
по словам героя узнаем сказку или мультфильмы;
прогулки с лупой;
пантомимическая прогулка;
идем последу:
игры с водой;
изучаем приметы на прогулке;
учимся слышать;
учимся видеть;
юморины и перепутаницы и т. д.
(Каждый вариант комментируется взрослым.)
Беседа о чуткости
Может ли больной мальчик или девочка стать тебе хорошим другом? Почему ты так думаешь?
Есть ли в вашем доме больные дети? Собираетесь ли вы с ними познакомиться, подружиться?
В каждом городе есть детские дома.
I )ю — особые дети — сироты. Их так называют потому, что у них нет мам и пап. Подумайте и ответьте: Что они чувствуют? Как им живется? Можем ли мы с вами порадовать сирот? Чем? Я предлагаю:
нарисовать рисунки и отправить детям по почте;
заказать автобус и поехать в гости в детский дом. подарить детям игрушки, книги:
вместе с мамой отправить по почте «сладкую» бандероль и т. д.
Упражнение «Пишем письмо детям в детский дом»
Дети диктуют, взрослый записывает и в заключение читает получившееся письмо.
Дискуссия «Кому нужнее встречи с сиротами?»
(И сиротам — они порадуются, и детям — они станут добрее но отношению к людям.)
Рисование на тему «Сердечная ромашка»
Дети рисуют ромашки в указывают адрес, по которому они хотят их отправить.


Беседа «Правила поведения в транспорте»
Вопросы профессора Этикета
Как бы поступил Нехочуха, если бы он был вежливым и воспитанным?
Для того, чтобы не уступать место в транспорте, Нехочуха часто делает вид, будто занят чем-то очень важным: читает книжку, смотрит в окно, сладко дремлет, разгадывает кроссворд и т. д. А ты так не делаешь?
Посоветуй, пожалуйста, Нехочухе, как ему нужно поступить, если в салон автобуса войдет женщина с маленьким ребенком на руках, пожилой человек или человек с палочкой.
Песенка-подсказка госпожи Указки
Эта песенка поется на мотив известной песни «Мы едем-едем-едем...» Первое четверостишие песни повторяется из куплета в куплет. Ответы же госпожи Указки не поются, а просто произносятся.
1. Вот поезд быстро мчится —
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... На этой остановке Бабуля появляется.
Припев:
Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить?
Подсказка госпожи У к аз к и: «Нужно бабушке место
уступить
И сказать: "Садитесь, пожалуйста"».
2. Вот поезд быстро мчится —
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров захватывает дух.
Но вот и остановка, И двери открываются... И женщина с ребенком В вагоне появляется.
Припев:
Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить?
Подсказка госпожи У к аз к и: «Нужно женщине с ребенком тоже место уступить! И сказать: "Прошу Вас, присаживайтесь"».
Продолжение песенки ждет вас впереди!
Загадки на колесах
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус.)
Под землей огни горят. Под землей дворцы стоят. Под землею чудо мчится, Сядь — и можешь прокатиться. (Метро.)
Есть машина у людей — Заменяет лошадей. Где пройдет, Там дым столбом встает. (Автомобиль.)
Наш приятель тут как тут, Всех домчит он в пять минут. Эй, садись, не зевай, Отправляется... (трамвай).
Игра «Вежливый трамвайчик»
В игре участвует водитель, кондуктор и пассажиры. Дети строятся друг за другом паровозиком, изображая пассажиров трамвая. Впереди стоит водитель, в руках у него игрушечный руль. Кондуктор обилечивает пассажиров, выдавая билеты не за деньги, а за вежливые слова (спасибо, пожалуйста, будьте добры, извините, здравствуйте и т. д.). При этом одно и то же слово не должно повторяться дважды.
Билеты можно сделать из бумаги, старых открыток или календариков.
Если кто-то из пассажиров затрудняется назвать вежливое слово, билет за него может купить кто-то из друзей-пассажиров. Но при этом обязательно знание волшебных вежливых слов.
Если безбилетного пассажира выручить никто не может, кондуктор отправляет его к водителю. Преимущество водителя в том, что он может называть любые вежливые слова, даже те, которые уже звучали. Когда все пассажиры обилечены, вежливый трамвайчик отправляется.
Беседа «Вежливая поездка»
Вопросы профессора Этикета
Можно ли в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая) есть мороженое (пирожное, пирожки и т. д.)? Объясни свой ответ. А как быть, если ты очень проголодался?
За плечами Нехочухи рюкзак. Как ты считаешь, мешает ли он пассажирам?
Посоветуй, как нужно поступить Нехочухе, чтобы исправить свои ошибки.
Первая сказочная этикетная задачка
В салон автобуса вошли два пассажира: серый Волк с двумя огромными сумками и длинноухий Зайка.
Увидев два свободных места, волк тут же сел на одно из них, а на второе поставил свои сумки.
Помоги маленькому Зайке найти место в автобусе.
Ответ. Нельзя занимать свободные места сумками. Сумки можно поставить на пол у своих ног или держать на коленях.
Песенка-подсказка госпожи Указки (продолжение)
3. Вот поезд быстро мчится —
Чу-чух, чу-чух, чу-чух.
У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... С мороженым девчонка В вагоне появляется.
Припев:
Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить?
Подсказка госпожи Указки:
«Мы ей скажем:
— Странно это!
Ты не знаешь этикета?!
Мороженое в транспорте не кушают,
Ведь можно испачкать костюм пассажиров».
Вот поезд быстро мчится —
Чу-чух, чу-чух, чу-чух. У наших пассажиров Захватывает дух. Но вот и остановка, И двери открываются... И с сумкой за плечами Мальчишка появляется.
Припев:
Как же быть? Как же быть? Как, скажите, поступить?
Подсказка госпожи Указки:
«Сумку свою с плеча нужно снять, Чтоб пассажирам не мешать!»
Вторая сказочная этикетная задачка
Медвежата ехали в гости к бабушке в переполненном автобусе. По дороге они рассказывали друг другу интересные истории и так увлеклись, что чуть не проехали свою остановку. Пробираясь к двери, медвежата нечаянно толкнули дяденьку Лося, отдавили лапу тете Лисе и свалили на пол малыша Бельчонка.
Какие грубые ошибки допустили медвежата?
Как избежать подобных ошибок?
Подсказки госпожи Указки:
В транспорте нужно быть собранным и внимательным.
К выходу желательно готовиться заранее, спрашивая у впереди стоящих пассажиров: выходят ли они на следующей остановке.
Если пассажиры не выходят, нужно извиниться и обратиться с просьбой пропустить (вас) тебя.
Причинив неудобства пассажирам, не забудь попросить прощения: «Извините, я не хотел...», «Простите, я случайно...» и т. д.
Игра «Такси»
Играют две команды по пять человек. В каждой команде есть водитель и пассажиры.
Перед началом игры водители проговаривают веселую чистоговорку:
«До-ре-ми-фа-соль-ля-си, Прокачу вас на такси».
Затем первые пассажиры берутся за плечи водителя такси и, объехав впереди стоящий кубик, возвращаются к исходной точке. Теперь в такси садятся вторые пассажиры. Взявшись за плечи первых, они уже втроем объезжают кубик.
Игра продолжается до тех пор, пока в такси не сядут все четыре пассажира и не объедут вместе с водителем на воображаемом такси кубик.


Беседа «Ура! Идем в театр! »
Вопросы профессора Этикета
1. Можно ли опаздывать на представление?
2. За сколько минут до начала представления ты приходишь в театр?
3. Нехочуха пробирается на свое место спиной к зрителям. Вежливо ли это?
4. Как правильно проходить к своему месту?
5. Мешает ли Нехочуха зрителям смотреть сказку, а актерам ее играть?
Вредные советы Нехочухи.
Совет № 1
Если ты в театр сегодня Почему-то опоздал, Не волнуйся и врывайся Поскорее в темный зал! 1 Чтоб найти скорее место,
Ты погромче заори: — Это ряд какой? Девятый? Это место двадцать три?
Совет № 2
Проходя на свое место, К людям повернись спиной, Потому что неприлично Проходить ко всем лицом! Ты поймешь, что все за это Восхищаются тобой И за знанье этикета Называют «молодцом!»
Можно ли следовать вредным советам Нехочухи?
Попробуй дать другие полезные советы ребятам, пришедшим в театр.
Этикетная задачка
Придя в театр, Нехочуха достал бинокль и стал разглядывать зрителей. Он высматривал, у кого из девчонок на носу веснушки, а у кого из мальчишек самые толстые щеки, кто как причесан и кто как одет. Ведь это же очень интересно!
А как считаешь ты: для чего нужен театральный бинокль и можно ли с его помощью разглядывать зрителей?
Ответ: в театре биноклем пользуются только для просмотра спектакля.
Театральные загадки-добавлялки
В кассе, мой тебе совет,
На спектакль купи... (билет).
В цирке есть арена,
А в театре — ... (сцена).
В зал поторопись, дружок, Если прозвенел... (звонок).
Игра «Занавес»
Ведущий предлагает ребятам поставить веселый импровизированный спектакль «Сказочная страна». Для этого каждому из них нужно придумать и изобразить любого сказочного героя.
Сделав свой выбор, дети двигаются по залу, изображая каждый своего героя при помощи пластики, движений. Например, Карлсон нажимает кнопку воображаемого мотора и летает. Ведущий наблюдает за детьми, а затем произносит театральную считалочку, в финале которой звучит магическое слово «занавес». Услышав это слово, дети должны замереть, а ведущий угадать сказочных героев.
Если ему это не удается, ребята могут помочь ведущему, произнося фразы, характерные только для данного героя.
Например, Карлсон часто повторял: «Я мужчина в полном расцвете сил» и т. д.
Разгадав всех героев, ведущий выбирает самого артистичного, яркого игрока, справившегося с заданием, по его мнению, лучше остальных. Теперь этот игрок становится ведущим.
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: