Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)
Театральная считалка (для игры)
Раз, два — нужно мне Побывать в одной стране. Три, четыре — та страна Сказочных чудес полна. Кто живет в ней, я не знаю, Но сейчас же угадаю.
Внимание: Занавес!
Беседа «Театральные секреты»
Вопросы профессора Этикета
1. Можно ли есть во время спектакля?
2. Что такое антракт? Для чего он нужен?
3. Хорошо ли поступает Нехочуха, бросая бумажки от конфет и огрызки от яблок на пол? А как бы поступил(а) ты?
Подсказки госпожи Указки
В театр всегда ходи опрятным,
Причесанным и аккуратным.
• Коль вежливым себя считаешь, То на спектакль не опоздаешь!
• Это даже маленькие знают: Куртки в гардеробе оставляют.
• Во время спектакля другим не мешай И громко с соседкой своей не болтай!
• Воспитанным детям пора это знать: Во время спектакля не нужно жевать!
• В антракте ты сможешь зайти в буфет, Чтоб чаю попить и покушать конфет.
• Окончен спектакль, Не спеши убегать!
• Приятно актерам «Спасибо!» сказать!
Этикетная напоминалочка
Отгадай загадки-добавлялки и узнай, как отблагодарить артистов за спектакль, который ты посмотрел в театре.
Если спектакль был яркий, хороший,
В знак благодарности хлопай в ... (ладоши).
Будет приятно артистам, коль ты После спектакля им вручишь ... (цветы).
За то, что спектакль таким был красивым, Скажи поскорее актерам... («спасибо»).
Вредные советы Нехочухи!
Совет № 1
Если ты проголодался, А спектакль не окончен, Смело плитку шоколада Ты из сумки доставай! Съешь еще банан и пончик, Выпей кружку лимонада. И, как вежливый ребенок, На пол фантики бросай!
Совет № 2
Лишь закончится спектакль, Тут же с места поднимайся, Растолкав соседей, смело Убегай из зала вон! В гардероб быстрей спускайся, Чтоб одеться самым первым... И не важно, что актеры Вышли дружно на поклон...
Можно ли следовать вредным советам Нехочухи? Попробуй дать другие полезные советы ребятам, пришедшим в театр.
Театральная игра «Походка»
В этой игре может участвовать любое количество детей. Ведущий под музыку произносит слова:
«Девочки и мальчики,
А ну-ка не зевайте!
И походку бабушек
Скорей изображайте!
Ходят бабушки вот так
И вот так, и вот так». (2 раза)
В следующий раз ведущий предлагает показать другую походку. Например, походку модницы, военного, Деда Мороза и других. Даже можно перейти к изображению походки зверюшек: кенгуру, лягушки, кошки, зайца, медведя и т. д.

Беседа «Идем в гости»
Вопросы профессора Этикета
1. Нехочуха пришел в гости к своему другу. Почему же хозяева дома испытывают неловкость при виде гостя?
2. Можно ли приходить в гости без приглашения или же нужно сообщать о своем визите заранее?
3. Посоветуй Нехочухе, как он должен поступить, увидев, что в доме друга идет уборка?
Подсказки госпожи Указки
• Помни, что неожиданный визит чаще всего причиняет беспокойство хозяевам. Поэтому заходить в гости без предупреждения нужно только в крайнем случае.
• Если ты все же зашел без предупреждения, не оставайся в гостях надолго, ведь хозяева планировали заниматься чем-то другим.
• Французская пословица гласит: «Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают». Помни, что прежде чем навестить кого-либо, нужно сообщить о своем визите.
• Если тебя пригласили в гости к определенному времени, старайся не опаздывать. Но и раньше не приходи, ведь хозяева в это время заканчивают последние приготовления (переодеваются, причесываются и т. д.).
• Если тебя пригласили на торжество, не забудь о подарках, сюрпризах и добрых пожеланиях.
• Приходить в гости нужно только в хорошем настроении, а капризы, огорчения и недовольство лучше оставить за порогом дома.
Сказочная этикетная задачка
Поросенок пришел в гости к Козленку без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом.
После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел так же неожиданно, как и пришел.
Знает ли поросенок секреты этикета?
Назови ошибки поросенка.
Советы госпожи Указки
• Поросенку не следовало приходить в гости без приглашения. Но если уж так случилось, поросенок должен был извиниться, что пришел не вовремя.
• Поросенок не поблагодарил маму-Козу за угощение, а вежливые ребята никогда об этом не забывают.
• Поросенок ушел сразу после обеда, а этого делать нельзя, иначе получается, что приходил он лишь затем, чтобы подкрепиться.
• Поросенок не попрощался с гостеприимными хозяевами. Не забывайте, пожалуйста, об этом.
Пословицы и поговорки
• В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.
• Умение вести себя украшает и ничего не стоит.
• Гость гостю рознь, а иного хоть брось.
• Доброму гостю хозяин рад.
Веселые загадки
Угадай, кто из сказочных героев любит ходить в гости, а кто принимает гостей сам?
По лесной тропинке девочка идет, Он ходит в гости по утрам,
Сладости в корзинке бабушке несет. Поет он песни вслух.
(Красная Шапочка.) Не сложно догадаться нам, Что это... (Винни Пух).
По полю пошла
И копеечку нашла. У него за спиной
Побежала на базар Есть моторчик заводной,
И купила самовар. Он торопится, спешит,
Пригласила всех на чай... В гости к Малышу летит.
Кто же это, отвечай? Обожает он варенье,
(Муха-Цокотуха.) Торты, плюшки и печенье.
(Карлсон.)


Беседа «Что тебе подарить?»
Вопросы профессора Этикета
1. Почему девочка не обрадовалась подарку Нехочухи?
2. Как ты думаешь, с кем Нехочухе нужно было посоветоваться, прежде чем дарить такой подарок?
3. Можно ли дарить в подарок щенка, котенка, хомяка и т. д., не получив одобрения взрослых?
4. Какие подарки можно подарить девочкам (мальчикам)?
5. О каком подарке мечтаешь ты?
Подсказки госпожи Указки
• Дарить подарки очень приятно, делать это нужно от всей души.
• Подарок желательно красиво оформить, упаковать.
• Готовить подарок лучше заранее, продумав, что может больше всего порадовать именинника.
• Подарок можно сделать и своими руками, главное проявить выдумку и фантазию. Близкие и друзья обязательно по достоинству оценят ваши старания.
• Вручая подарок, не молчи, а обязательно скажи несколько добрых слов-пожеланий.
Этикетная задачка
В праздник новогодний дедушка Мороз
Девочкам подарки разные принес:
Куклы и коляски, книжки-расскраски,
Пушки, пистолеты, пряники, конфеты.
В праздник новогодний дедушка Мороз
Мальчикам подарки разные принес:
Мячики и санки, бантики и танки,
Самолеты, кеды, бусы и ракеты.
Как ты думаешь: все ли подарки дедушка Мороз вручил по назначению.
Обоснуй свой ответ.
(Или: Каким подаркам не обрадуются девочки, а каким — мальчики?)
Подарочные загадки
Разгадав загадки, вы узнаете, что можно подарить девочкам.
На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками... (розы).
В руки ты его возьмешь —
И тебе не страшен дождь.
Дождь пройдет — его ты сложишь
И гулять под солнцем сможешь,
Если ясен горизонт.
Что оставил дома?
(Зонт.)
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
Хоть не шляпа,
А с полями,
Не цветок,
А с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга.)
На витрине встали вряд
И тихонечко стоят.
Если их не покупают,
Грустно им, они скучают.
Обожают все девчушки
Симпатичные... (игрушки).
Беседа «Не подарок дорог, а внимание.»
Вопросы профессора Этикета
1. Как ты считаешь: вежливо ли поступил Нехочуха по отношению к девочке?
2. Подумай, почему так говорят: «Дорог не подарок, дорого внимание»?
3. Что забыл сделать Нехочуха, получив подарок?
4. Какие подарки можно дарить мальчикам (девочкам)?
5. Придумай добрые пожелания, которые можно сказать другу (подруге), вручая подарок?
Шкатулка пожеланий
• Никогда не огорчайся И почаще улыбайся!
• Крепким и здоровым будь, Про болезни позабудь!
• Веселья тебе и смеха, Удачи, побед и успеха!
• Друзей тебе настоящих, Ну а успехов — блестящих!
Праздничный хоровод
Гости, взявшись за руки, водят хоровод. В центре круга — именинник. В руках именинника воздушный шарик.
Гости напевают (или проговаривают) следующие слова:
В день рождения, в день рождения Шлём тебе мы поздравления. Ты, Танюшка, не зевай, Поздравленья принимай.
Именинница решает, кто же будет ее поздравлять.
Раз, два, три, четыре, пять — Будет Коля поздравлять.
Тот, на ком именинница остановила свой выбор, получает воздушный шарик и поздравляет виновницу торжества.
Закончив свое поздравление, гость возвращает имениннице воздушный шарик.
Игра повторяется до тех пор, пока все приглашенные не подарят имениннице свои поздравления.
Подарочные загадки
Разгадав эти загадки, ты узнаешь, о каких подарках мечтает Нехочуха.
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их... (лыжи).
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги,
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой... (велосипед).
Жираф железный за окном
Многоэтажный строит дом.
Он — настоящий великан,
Зовут его... (подъёмный кран).
Сверху — кожа, снизу — тоже,
А в середине пусто.
(Барабан.)
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
(Мяч.)
Пословицы и поговорки
• Не по цене подарок дорог, а по дарящему.
• Дареному коню в зубы не смотрят.
• Дареное назад не берут.

Беседа «Не обижайте малышей»
Вопросы профессора Этикета
1. Хорошо ли поступил Нехочуха? Как бы ты назвал(а) его поступок?
2. Как бы ты проучил(а) Нехочуху?
3. Считаешь ли ты, что прав тот, кто сильнее и старше?
4. Помоги Нехочухе исправить свою ошибку. Подскажи, как это сделать?
5. Как бы ты успокоил(а) плачущую малышку?
Подсказки госпожи Указки
• Обижать тех, кто младше и слабее, могут только невоспитанные и глупые люди.
Никогда не делай этого сам и не позволяй другим! Умей защитить слабого!
• Если ты виноват, умей признать свою вину и извиниться.
Как бы тебе не было стыдно и тяжело, найди в себе силы и скажи волшебные слова «извини», «прости, пожалуйста».
• Постарайся как можно скорее загладить свою вину, исправить свою ошибку и помириться с человеком, которого ты обидел. Поверь, тебе сразу станет легче.
• Если ты видишь плачущего малыша, не оставляй его без внимания. Пожалей, успокой, развесели его.
Волшебная извинялочка
Виноват я. Прошу, извини. Не ругай ты меня, не брани. Обещаний своих не забуду: Обижать тебя больше не буду!
Игра-мирилка
Дети становятся в круг. Ведущий произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова ведущего.
Тому, кто справа, улыбнись,
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, поклонись,
Тому, кто слева, поклонись.
Тому, кто справа, руку дай,
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни,
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними,
Того, кто слева, обними.
Ну вот закончилась игра,
И снова дружат все! Ура!
Волшебная мирилка
Хватит ссориться и злиться!
Ну давай скорей мириться!
Прочь, обида, уходи!
Ждет нас дружба впереди!
Утешалочка для девочек
Подари мне улыбку в награду.
Ну, не плачь, ну, не хнычь, ну, не надо!..
Утешалочка для мальчиков
Мой рыцарь, мой защитник, мой герой,
Не плачь! Ведь ты — мужчина, ты большой!
Считалочка-утешалочка
Раз, два, три —
Слезы ты утри.
Три, четыре, пять —
Хватит плакать и рыдать.
Пять, шесть, семь —
Ты не плачь совсем!

Беседа «Наедине с природой»
Вопросы профессора Этикета
1. Хорошо ли провел время Нехочуха? Назови нехорошие поступки Нехочухи.
2. Нехочуха сделал ножом надпись на березе, утверждая, что деревья неживые и им не больно. А как считаешь ты?
3. Подумай, что будет с нашей природой и с нами, если вдруг не станет птиц?
4. Посоветуй, как предостеречь Нехочуху и похожих на него ребят от жестокого отношения к природе.
5. Приятно ли гулять по грязному лесу? Не оставляешь ли ты после себя мусор на полянках, где отдыхал с друзьями и родными?
Подсказки госпожи Указки
Идя в лес, в парк, на природу, всегда следуй этим правилам:
• Деревья, цветы и кусты не губить!
• Птиц охранять, из рогаток не стрелять!
• Гнезда, муравейники не разрушать!
• Насекомых и зверюшек не обижать!
• Мусор за собой всегда убирать!
• Природу любить и оберегать!
Игра «Я знаю лес»
Ударяя рукой по мячу, ребенок произносит следующие слова: — Я знаю пять названий лесных животных:
медведь — раз, лиса — два, волк — три, заяц — четыре, еж — пять!
Каждое новое название сопровождается ударом по мячу. Если играющий затрудняется назвать подряд пять животных, живущих в лесу, мяч переходит к следующему игроку. Кроме животных, можно назвать лесных птиц, деревья, грибы, цветы, растущие в лесу.
Сценка «Как зверюшки лес спасли»
Лесная Фея: Лесные зверюшки, скорее сюда!
Звери (заяц, еж, лиса, медведь): Что там случилось?
Лесная Фея: Случилась беда!
В лес пришел мальчишка, Злой разбойник Гришка! Он деревья обижает, Птичьи гнезда разрушает!
Звери: Надо Гришку испугать,
С Гришкой в «Эхо» поиграть!
Нужно проучить мальчишку,
Злого хулигана Гришку!
Фея: Слышу: он идет сюда!
Прячьтесь, звери. Кто куда!
(Выходит Гришка, напевая песню)
Гришка: Я люблю в лесу гулять,
Всех пугать и все ломать!
Я цветы срываю,
Гнезда разрушаю!
Вот я смелый какой!
Звери (вторят, словно эхо): Ой-ой-ой!!!
Гришка: Кто там прячется в кустах?
Звери: Tax! Tax! Tax!
Гришка: На меня наводит страх...
Звери: Ах-ах-ах!
Гришка: Мне не страшно! Я не трус!
Звери: Трус! Трус! Трус!
Гришка: И тебя я не боюсь.
Звери: Юсь-юсь-юсь.
Гришка: Ой-ей-ей!
Ай-яй-яй!
Мама, мама, выручай!
Я больше не буду
Цветочки срывать.
Я больше не буду
Лес обижать!
(Убегает) Звери: Ура!
Лесная физкультминутка
Ветер лесные деревья качает
(дети делают наклоны вправо, влево с поднятыми руками).
Яркие бабочки ВСЮДУ порхают (взмахивают руками, словно крыльями).
Скачут по веткам белка с бельчонком (прыгают).
Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку).
Ест землянику в лесу детвора...
(приседая, дети изображают, как они едят землянику).
Вот и закончилась наша игра.

Беседа «УМЕЙ ОБОЖДАТЬ»
Дополнительные материалы: простой карандаш и 1/2 альбомного листа для каждого ребенка, цветная бумага, ножницы, клей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1- Вступительное слово.
Константин Дмитриевич Ушинский написал много поучительных рассказов. В жизни происходят веселые и грустные события. Помните, чем закончилось упрямство двух козликов? Многое зависит от поступков человека. Как избежать неприятностей? Об этом мы поговорим, когда ознакомимся с рассказом К. Д. Ушинского «Умей обождать». Но для начала поиграем.
2. Этюд.
Цветок
Предложить детям изобразить цветок под его описание.
Теплый луч согрел маленький росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, поворачивает свою голову вслед за солнцем. Подул резкий ветер, пригнул цветок к земле, пообтрепал листики. Затем утих. Распрямился цветок, расправил каждый свой лепесток, улыбнулся солнышку.
Выразительные движения; сесть на корточки, голову и руки опустить; затем голова поднимается, корпус распрямляется, руки поднимаются в стороны — «цветок расцвел»; голова медленно поворачивается, как головка цветка вслед за солнцем.
«Подул ветер» — туловище наклоняется в разные стороны, пригибается к полу, руки повисли, голова опустилась.
«Ветер успокоился». Корпус выпрямляется, руки поднимаются в стороны.
Мимика:
мимика удовольствия: глаза полузакрыты, на лице улыбка, мышцы расслаблены;
мимика страдания, печали;
мимика радости.
3. Выразительное чтение текста.
Умей обождать
Жили-были брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох, — кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник, и всё прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле; бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит: «Не пей, Петя, обожди, пока остынешь».
Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут же стала бить его лихорадка; насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть, теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестры: покатился по льду: лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.
4. Работа над содержанием рассказа.
Проверка понимания. Вопросы:
Как называется сказка?
Кто автор?
Как кричал Петушок, когда наелся зеленых ягод?
Почему нельзя есть неспелые ягоды?
Что еще натворил Петушок?
Как курочка лечила братца?
Почему опасно пить студеную (холодную) воду?
Что говорила сестричка Петушку, когда тот решил покататься на коньках?
Что произошло?
Подходит ли к сказке фраза «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?
Дети поясняют свои ответы на последний вопрос.
5. Упражнение.
КАКОЙ, КАКАЯ?
Предложить детям описать характер героев, обосновывая свои утверждения. Например:
Курочка умная, потому что знает — зеленые ягоды смородины есть нельзя.
Курочка заботливая — ухаживает за братцем.
Петушок непослушный — не слушает добрых советов сестры.
Петушок упрямый — ему говорят, что не надо делать, а он все равно делает.
6. Изображение настроения.
Дети изображают мимикой: больного петушка, сердитую курицу, озорного петушка, печальную курицу.
7. Повторное чтение текста.
Прочитать рассказ еще раз. Дети во время чтения словами и знаками должны смоделировать сказку.
8. Пересказ текста.
Дети пересказывают сказку по отрывкам, опираясь на схемы.
9. Физкультминутка.
Предложить детям показать, как: петушок клюет зерна, пьет воду, курочка жалеет братца, ругает его.
10. Упражнения.
1) «В каких сказках встречается герой?»
Предложить детям вспомнить, в каких сказках встречается
Например:
«Кот, Петушок и Лиса» — Петушок в этой сказке неосторожный и непослушный.
«Зайкина избушка» — смелый и находчивый Петушок встречает Зайца.
«Курочка Ряба» — заботливая Курочка.
2) «Всегда ли вы послушны?»
Дети отвечают на вопросы:
Бывает ли такое, что вы не слушаете добрых советов? Назовите примеры непослушания. Что из этого получилось? Какой вывод вы сделали?
3) «Переделываем сказку».
Сначала дети отвечают на вопросы:
Вам понравилось, как закончилась сказка?
Кого вы жалеете?
(Желательно, чтобы в ответах детей прозвучало сочувствие и курочке, и петушку.)
Затем предложить детям переделать сказку так, чтобы у нее был хороший конец:
а) Изменить поведение Петушка.
Например: Петушок стал послушным и не пошел на тонкий лед. А когда лед окреп, то вместе с Курочкой с удовольствием покатались на коньках.
б) Ввести нового героя, который бы спас упрямца. Напри
мер: Соседский Пес пробегал мимо и спас Петушка, наш непо
слушный герой наконец понял, что нужно слушать добрых со
ветов, иначе можно лишиться жизни.
в) Изменить саму ситуацию, которая привела к гибели героя.
Например: Петушок пошел кататься на коньках, но возле
берега лед стал трескаться и наш герой вернулся домой. Поблагодарил свою сестричку, что та его предупредила, и попросил прощение за свое непослушание.
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: