Сборник открытых уроков учителей начальных классов Составитель: Панасюк С. Ф. Познание мира Тема урока Стр. Птицы весной. 1 класс Петрякова С. П
Среды обитания организмов
Давным –давно случилась приключилась такая волшебная история…
Никто сегодня не знает когда это было, как это было и было ли… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличии от неживых тел матери Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел?
- Они дышат, размножаются, обладают раздражимостью, питаются, для них свойственно выделение, рост и развитие, процесс обмена веществ.
Правильно, да вы знаете эти существа, имя им на той планете – живые организмы. До сегодняшнего дня живут они на той сказочной Планете, хоть многие и изменились с тех давних-давних времен, некоторые не дожили до Настоящего , канули в прошлом … Но и сегодня их немало! Маги нынешних времен ведут летопись сказочных существ, подсчет каждого существа – святая обязанность магов. И насчитали Маги таких существ около 5 миллионов видов! И разные они – и огромные и микроскопические, и мохнатые и перьями покрытые, хищные - кровожадные и безобидные - растительноядные, неподвижные и стремительно – быстрые…
Столько, что не перечесть их признаков отличных. И задумались Маги:
- Почему все разные живые организмы? Почему отличаются друг от друга?
Ответы учащихся обобщаются учителем или кем-то из учеников – организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях.
Нашли и вы ответ Магов. В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ. И разделили Маги всю Планету на сказочные Королевства – Среды обитания живых организмов.
Среда обитания – условия, окружающие организм. (запись в тетради)
Таких королевств Маги насчитали и описали несколько на волшебной Планете. (От понятия «среда обитания» учащиеся рисуют стрелки и составляют схему в тетради).
Первое королевство – Водная среда обитания, второе – Почвенная среда обитания, третья – Наземно-воздушная., четвёртая – организм.

Существует 4 среды обитания: вода, наземно-воздушная, почва, организм. Слайд
Первый признак каждого королевства – это наличие света. В какой среде обитания, в каком королевстве света больше, в каком меньше?
Сообщения уч-ся
.Земная жизнь зародилась в воде. Всё что сейчас ползает, бегает и растёт на земле, летает над землёй и «роется» под землёй – всё это когда-то вышло из моря. Постепенно рыбы, птицы и звери расселились в разных местах. Они облюбовали себе леса, другие зарылись под землю, третьим понравились живописные луга, горы…
1.Какие же условия характерны для водной среды?
Прежде всего водная среда обладает невысокой прозрачностью, в ней часто не хватает кислорода, мало света, а на больших глубинах - высокое давление. Но зато температура здесь колеблется в меньших интервалах, чем в наземно-воздушной.
2. В наземно-воздушной среде много кислорода, достаточно света. Но очень часто температура колеблется в больших пределах, особенно в районах с холодной зимой, и, кроме того, часто не хватает влаги. Обычно ее мало в пустынях и степях. Конечно, обитатели этой среды приспособились к таким условиям.
3. В почвенной среде мало кислорода, нет света, часто бывает слишком много воды. Зато температура более ровная, чем на поверхности. В скрытом от глаз подземном мире живут самые разнообразные животные - птицы и пчелы, барсуки и дождевые черви, черепахи и жабы. Одни, такие, как кроты, проводят в этом царстве вечной тьмы практически всю жизнь. Другие используют норы только как временные убежища - для самих себя или для своего потомства. Например, роющие осы устраивают в земле норы, в которые откладывают яйца и заготавливают корм для будущих личинок. Всех перечисленных здесь обитателей подземного мира можно увидеть. Однако самые многочисленные оранизмы, которыми буквально кишит почва, настолько малы, что без микроскопа их не разглядеть.
Закрепление изученного.
Работа в группах.
Вы подбирали материал о животных каждого класса. Сейчас вам нужно будет обобщить собранный материал и попытаться ответить на вопрос, как животные вашего класса приспосабливаются к среде обитания.
Среды жизни и места обитания животных
Среды жизни | Названия животных | Место обитания | Приспособления к окружающей среде |
Водная | | Пруд, река, озеро, море, океан | |
Наземно-воздушная | | Стволы деревьев, леса, степи и др. | |
Почвенная | | Норы, муравейники | |
Проверка групповой работы.
Социализация. Уч-ся представляют свои проекты.
Рефлексия.
Учитель: Строение животных часто настолько соответствует их местам обитания и поведению, что по внешнему облику животного можно определить, где оно живёт, как передвигается, чем питается и т.п. С чем это связано?
Предполагаемый ответ: С приспособленностью животных к местообитаниям (окраска, форма тела и т.д.)
Какие приспособления имеются у животных?
Приспособления
Для дыхания | Для плавания | Для добывания пищи | Для тепла | Для маскировки |
Жабры | Плавники | Язык | шерсть | Полоски |
Кожа и лёгкие | Перепонки на лапах | Клюв | | Пятна |
| Хвост-руль | Перепонки на лапах | | Окраска |
| | Хвост | | |
| | | | |
Подведение итога.
Вывод: в природе всё взаимосвязано друг с другом, каждый вид животных приспосабливается к условиям окружающей среды.
Мы все снимаем угол у матушки- природы
И крыша нам над головой – суть купол небосвода!
А весь большой и старый дом битком набит жильцами
И уживаться надо в нём, хоть мы с усами сами
Народу разного полно – кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее,
Кто любит раньше всех вставать, а кто поздней ложиться,
Умей соседа подобрать, чтоб вовремя ужиться.
Соседство сложное подчас, сообщество – не дружба
Годится нам в соседи тот, кто больше пользы принесёт
С ним есть, чем поживиться
Иной сосед опасен, но в целом мир прекрасен!
Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Вспомните об этом, когда просто так, ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, подстрелить голубя, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми
Все животные нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц. Люди создали Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных, но продолжают убивать их. Так и хочется крикнуть: "Люди, пожалуйста, помните, что вы - люди! Не убивайте зверей и птиц!"
Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества. Всем желающим я хочу подарить вот такой символ принадлежности обществу любителей природы.
Рефлексия:
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание. Стр. 95-98, пересказ
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.
4 класс Петрякова С.П.
Тема: Вода. Круговорот воды в природе. Подземные и целебные воды.
Задачи:
развивать у детей информационную, коммуникативную компетентности, исследовательские навыки;
создать условия для осознания обучающимися уникальных свойств воды, её значения для всех живых существ;
формировать умения работать самостоятельно с информационными источниками, наблюдать за проведением опытов, выполнять самостоятельно опыты по инструкции, уметь анализировать проделанную работу, делать выводы,
воспитывать культуру общения при работе в группах.
Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
Целевая установка.
Из чего, на ваш взгляд, состоит успех?
УСПЕХ = ЗНАНИЯ + ВНИМАНИЕ + АКТИВНОСТЬ + СОТРУДНИЧЕСТВО + ТЕРПЕНИЕ (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
Сегодня на уроке, я вам предлагаю побывать в роли исследователей. Помогать вам будут информационные источники и «копилка», которую вы собрали.
Чем занимаются исследователи?
Во время своих наблюдений они встречаются с чудесами, загадками, ведут записи наблюдений в своих дневниках.
Ваша задача – составить дневник о наблюдаемом объекте.
Объект исследования | Что исследовали | Вывод |
вода | Состав воды | Водород, кислород, минеральные соли, примеси |
Свойства воды | Прозрачная Бесцветная Безвкусная …. | |
Состояния воды | Твёрдое, жидкое, газообразное | |
Где встречается | В водоёмах: океан, море, река, озеро, болото, ручей, пруд, водохранилище. В организмах: человека, животных, растений. | |
Как происходит превращение воды (круговорот воды ) | Цепь превращений: | |
| Как образуются подземные воды | |
Какой объект станет предметом нашего исследования, узнаете из стихотворения.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды)
Вода – самое привычное вещество на Земле. Она сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Но знаем ли мы, какую тайну хранит эта удивительная стихия.
Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Какой цвет на глобусе преобладает? Вода занимает ¾ поверхности земного шара, ее можно было бы назвать Океаник.
Побуждение к действию.
Давайте поделимся своими знаниями о воде. Заполните в группах левую часть таблицы «Знаю…»
ЗНАЮ…
ХОЧУ УЗНАТЬ…
УЗНАЛ…
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: