NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сборник открытых уроков учителей начальных классов Составитель: Панасюк С. Ф. Познание мира Тема урока Стр. Птицы весной. 1 класс Петрякова С. П


  • Возможно, вас интересуют какие-то вопросы, связанные с водой. Запишите, что бы вы хотели узнать о воде.

    Слайды 3-10

    • Что входит в состав воды? (водород, кислород, примеси , минеральные соли)

    Слайд 11

    • Где можно встретить воду? (Работа в группах)

    Слайды 13-14

    • Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

    • Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Много ли воды в твоем теле, можно сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и умножить на 2.

    • Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

    • Воду пьют поля, леса. Без нее не могут жить птицы и звери.

    • Но вода не только поит людей, но и кормит – по морям и океанам и днем и ночью плывут суда, везут грузы. Еще вода – это дорога для перевозки пассажиров.

    • Без воды не приготовить хлеб, бумагу, резину, ткань, конфеты, лекарства – ничего не сделать без воды.

    Сейчас проведем очень серьезную исследовательскую работу и повторим свойства воды.

    Поиск ответов.

    (Учащиеся демонстрируют опыты, называют свойства воды)

    Опыт 1.

    Наклонить стакан с водой.

    - Что произошло с водой? Какое свойство обнаружили?

    Вывод: вода текуча, находится в жидком состоянии.

    • Где мы используем это свойство воды? ( когда пьём чай, моем, стираем, вода по трубам поступает в наши дома).

    Опыт 2.

    Попробуйте воду на вкус.

    - Какой вкус имеет вещество?

    Вывод: вода не имеет вкуса.

    • Когда вода приобретает вкус? (Когда в неё что-нибудь добавили)

    • Где мы используем это свойство? (При приготовлении пищи)

    Опыт 3.

    Возьмите стакан с водой, молоком, кофе. Опустите в него ложку.

    - В каком стакане её видно? Какое свойство сейчас наблюдали?

    Вывод: вода прозрачна.

    • Когда используем это свойство? (Бассейны, аквариумы, погружение и передвижение подводных кораблей для изучения морских глубин).

    Опыт 4.

    Определение цвета воды при помощи цветных полосок.

    Вывод: вода бесцветна.
    Опыт 5.

    Определить с завязанными глазами, в каком из стаканов находится вода.

    - Как удалось это сделать?

    Вывод: вещество не имеет запаха.

    • Когда человек использует это свойство? (При спасении от преследования хищных животных, стоит войти в воду – как след человека будет потерян, животное не сможет определить направление движения человека, вошедшего в воду).

    Опыт 6.

    Добавим в стаканы с водой сахар, мел и песок. Размешаем.

    Вывод: сахар растворился, песок и мел нет. Вода взаимодействует с разными веществами по-разному: растворяет одни и не растворяет другие (металл, дерево).

    • Это свойство используется в быту, при растворении порошка для стирки в воде, для приготовления жидких лекарственных препаратов, соков, напитков.

    Опыт 7.

    Способность воды отражать предметы.

    Посмотрите на слайд. Что находится на берегу водоёма? Как вы узнали?

    Вывод: вода отражает окружающие предметы. Её можно использовать вместо зеркала.

    Рефлексия.

    • Какие ещё свойства воды знаете? Слайд

    • При охлаждении объём уменьшается, а при нагревании увеличивается.

    • Замерзает при 0 градусов. При замерзании расширяется и превращается в лёд.

    • Кипит при температуре 100 градусов.

    • - Какое из этих свойств наиболее важное?

    Отразите в своём дневнике исследователя полученные выводы.
    Побуждение. «Мозговая атака»

    Разгадайте загадки и узнайте ключевое слово в кроссворде.

    Поиск ответов. Загадки, кроссворд, ребусы.

    Рефлексия.

    • В каких состояниях встречается вода в природе? Слайд

    • Как называются превращения воды из одного состояния в другое? Слайд

    Поиск ответов.

    Работа в группах. Заполнение схемы “Круговорот воды в природе»

    Стихотворение про круговорот воды. «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ

    Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,

    Не слушалась родителей:

    «Куда хочу пойду!»

    С подружками резвиться могла хоть целый день,

    Смеяться и кружиться ей никогда не лень.

    Могла поплыть налево, направо плыть могла,

    Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела!

    Её усатый дядя Сом устал предупреждать:

    «Там солнце греет всё кругом и может в гости взять».

    «Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,

    Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать».

    Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало?

    «Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!»

    И что же с Капелькой стряслось?

    Лишь только пар взлетел.

    Предупреждение сбылось – вдаль дядя Сом смотрел.

    Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,

    И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал.

    Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,

    И Ветер вдруг как засвистит:

    «Я тоже, мол, могуч!»

    И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.

    И вот поток уже речной все капли подхватил.

    И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,

    И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.

    «Ну что?- спросил усатый Сом, - ведь я не зря кричу!»

    «Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!»

    Рефлексия.

    • Восстановите цепочку превращений воды: океан, озеро, море, ручей, осадки, река. Слайд

    • Проверьте задание. Слайд

    • Как называется процесс, постоянно происходящий с водой в природе?

    Побуждение.

    • Как вы думаете, какие воды называются подземными?

    Поиск ответов.

    Работа с учебником стр.55 – 56. «Чтение с пометками»

    Рефлексия.

    • Какие слои называются водоупорными, а какие водопроницаемыми? Слайд

    • Как используют подземные воды?

    • Как называется место выхода подземных вод на поверхность? Слайды

    Приблизительные подсчёты запасов пресной воды в недрах Земли до глубины 16 километров дают величину 400 миллионов кубических километров, т.е. около 1/3 вод Мирового океана.
    Работа в группах по центрам.

    (Экологи: составить правила бережного отношения к водным ресурсам.

    Математики: посчитать, сколько воды может израсходовать за сутки 1 горожанин.

    Учёные: роль воды в образовании пещер.

    Медики: Какие воды являются целебными? Как их используют?

    Литераторы: Написать «Эссе» на тему «Подземные воды».)
    Проверка групповой работы. Выступления учащихся.
    Что происходит в легкорастворимых горных породах? Слайды

    Подведение итога.

    • Какие исследования нами были проведены? Какие выводы мы сделали?

    • Какие воды считаются самыми чистыми и вкусными? Почему?

    • Что нового вы узнали для себя? Отметьте на своих картах.

    • д/з продолжить исследования воды Узнать о целебных водах.

    Домашнее задание: Стр 56-58 пересказ, сообщения
    4 класс Петрякова С.П.

    Тема: Степи. Растения и животные степей
    Задачи: развивать познавательную активность, критическое мышление,

    формировать представление учащихся о зоне степей, о

    о представителях флоры и фауны этой зоны,

    содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

    Орг. момент.

    Целевая установка.

    Прогноз погоды.№3



    Актуализация знаний.

    Рефлексия.

    Ассоциации.

    Творческая работа.

    Афиширование.

    Предположение.

    Поиск ответов.
    Рефлексия.
    Знаю…


    Поиск ответов.

    Рефлексия.


    Предположение.
    Поиск ответов.

    Рефлексия.

    Знаю…



    Предположение.

    Поиск ответов.


    Рефлексия
    Знаю…

    Подведение итога.

    Д/з.


    Знать… уметь… развивать… воспитывать…№2

    Дата… облачность… температура…осадки…№4-5

    • Какие изменения наблюдали в природе? Что вас удивило?

    Приметы декабря.№6


    Работа в парах. Собери примету.

    1ряд. Сухой декабрь предвещает сухую весну и лето.

    2 ряд. В декабре морозы – в июле жара.

    3 ряд. Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.

    4ряд. Лес трещит – мороз будет стоять долго.

    5 ряд. Белая радуга зимой – к сильному морозу.

    6 ряд. Звёзды кажутся высоко и светят низко – к оттепели, ярки и искрятся – к сильному морозу.

    22 декабря – самый короткий день в году. Какая погода в этот день, такая будет 31 декабря. №7

    Индивидуальная работа


    1. Из текста выбрать названия растений луга и вписать их в клетки кроссворда.

    Что растёт на лугу.

    На лугу растёт ромашка,

    Лютик едкий, клевер, кашка!

    Что ещё?

    Гвоздика, смолка, колокольчик,

    Хвощ – как ёлка.

    А ещё?

    Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,

    Подорожник, васильки,

    Граммофончики – вьюнки.

    Ещё много разных травок

    У тропинок, у канавок.

    И красивых, и пушистых,

    Разноцветных и душистых!

    (Ответы: ромашка, гвоздика, смолка, клевер, колокольчик, вьюнок, василёк, лютик -–подорожник.)

    1. Прочитай легенду. Подготовься её рассказать товарищам. Составь 3 вопроса по содержанию текста.

    Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава». Названия даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьёт микробов , и ранка быстро заживёт.

    Легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

    Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало её. Люди, сидевшие на повозке, увидели, как первая змея, оставшись невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

    Работа в группах.

    1. Расскажите, что такое луг, какие бывают луга? Какие растения растут на лугах?

    2. Подумайте, какие лекарственные растения можно встретить на лугах? Как их можно использовать?

    3. Каких представителей животного мира очень много на лугу? Какую функцию выполняют насекомые?

    4. Рассуждайте, верно ли утверждение, что луга – наше природное богатство.

    5. Докажите, что луга нуждаются в нашей защите.

    6. Напишите эссе на тему: «Охраняйте луга».№8-13

    • Проверка групповой и индивидуальной работы.№14-15

    СТЕПЬ №17

    Свободное письмо на тему: «Степь».№18

    Чтение творческих работ учащихся.

    Известный казахский поэт написал о степи следующие строки:

    О, степь моя, без края

    Лежишь ты, маревом играя,

    Вместив и небо, и людей,

    Всю жизнь, весь мир в себя вбирая.

    • Что такое степь?

    Степь – открытое, безлесное пространство, покрытое травами. №19

    • Какие бывают степи?

    Чтение с пометками стр.75.

    Взаимопроверка в парах.

    Степи: луговые, сухие, пахотные. №20-23

    • Какие виды растений преобладают в степи? Почему?№24

    Присутствие ковылей – характерный признак настоящей степи.№25-26

    Чтение текста о ковыле с пометками.

    Основу растительного покрова степи составляют дерновые злаки, прежде всего ковыли. Ковыль растёт своеобразно – в виде крупного, очень плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги вплотную прижаты друг к другу, выше они несколько расходятся, располагаются более рыхло. Листья ковыля очень узкие, почти всегда сложены вдоль. Такая форма листовой пластинки служит приспособлением для того, чтобы уменьшить испарение из тканей листа. Лист ковыля всегда складывается таким образом, что устьица оказываются на его внутренней поверхности. Здесь нет сильного движения воздуха, и испарение воды замедлено.

    Ковыли – достаточно засухоустойчивые растения, хорошо переносящие недостаток влаги. Соцветия ковыля – рыхлые метёлки с довольно крупными колосками, содержащими только один цветок. У одних ковылей ость (нитевидный придаток) голая, похожая на волос, у других она перистая, покрытая тонкими оттопыренными волосками. Плод ковыля – зерновка. Он очень узкий, а противоположная его часть острая и колючая. Близ острия имеется венец, обращённых назад волосков, которые играют важную роль. Когда плод своим концом вонзается в землю, эти волоски закрепляют его, не давая выйти назад. Благодаря особому приспособлению, зерновка словно ввинчивается в почву. Так обеспечивается лучшее распространение семян. Они сразу же оказываются в почве, а не остаются на её поверхности.

    • Что интересного узнали об этом растении?

    Разнотравно-ковыльные степи


    • Что представляют эти степи? На что они похожи?

    Здесь относительно благоприятные условия увлажнения.

    Типчаково-ковыльные степи.

    Основу растений составляют злаки с узкими листьями. Такая форма листовой пластины служит приспособлением для того, чтобы уменьшить испарение влаги из тканей листа. Ковыли -–засухоустойчивые растения, хорошо переносящие недостаток влаги.

    Полынно-ковыльные степи.


    Преобладает низкий, сильно изреженный травяной покров. Чем меньше осадков выпадает, тем больше разрежен растительный покров.№27

    Растения степи: № 28-34

    Особенности растений №35

    • Что влияет на изменение растительного покрова степи?

    Работа в парах.

    На изменение растительного покрова влияет:

    (интенсивный выпас скота, быстрое разрастание ядовитых растений, распашка земель)№36

    Современное состояние ковыльных степей плачевно. Подавляющее большинство степей было распахано в период освоения целинных земель. В последнее время часть пашен заброшена и превратилась в зарастающие сорняками залежи. В степной зоне есть два государственных заповедника – Наурзумский и Кургальджинский, которые играют существенную роль в сохранении биологического разнообразия казахстанских степей.

    • Каких представителей животного мира можно встретить в степи?№37-38

    • Почему в степи много грызунов?№39-42

    • Какие птицы обитают в степи? №43-45

    • Будут ли встречаться в степи хищники? Докажите.№46-48

    • Обитают ли в степях стадные животные? №49-50

    Чтение в группах.

    Составление 2 вопросов к тексту.

    Приспособление стадных животных к жизни в степи.

    В Казахстане широко распространена сайга. Это животное стадное. Казалось бы, в совершенно открытых местах одиночному зверю легче остаться незамеченным, чем десяткам или сотням животных. Но почему же сайга собирается в большие стада?

    Сайга поедает большое количество растительной пищи, и на это у неё уходит много времени. Во время пастьбы животное не может одновременно и есть, и хорошо видеть всё вокруг. В это время хищник может подобраться к нему вплотную. Так как сайги пасутся стадом, и то одно, то другое животное всегда настороже: осматривается и может вовремя заметить опасность. Таким образом, обитание сайги стадами в условиях открытых просторов является полезным приспособлением.

    • О каких приспособлениях стадных животных узнали?

    • Кроссворд «Животные степи».№51

    1. Охотничья птица.(беркут)

    2. Самая крупная птица, занесённая в Красную книгу?

    (дрофа)

    1. Это очень осторожное животное. В случае опасности издаёт предостерегающий свист.(сурок)

    2. Рыжая плутовка.(лиса)

    3. Заяц -…(русак)

    4. Его ноги кормят. (волк)

    Ключевое слово: БАРСУК.

    • Что знаете о барсуках?№52

    • Какая связь существует между живой и неживой природой в степи?

    • Что интересного для себя вы узнали?

    О, степь моя, земля без края

    Да есть ли, где-нибудь другая,

    Хоть в чём-то, схожая с тобой,

    Величественная такая.

    Какая ширь здесь и приволье,

    Куда ни глянь, полей раздолье

    Южнее полосы лесов

    Лежит ковёр из трав, цветов.

    Здесь простор ветрам и птицам,

    Грызунам, волкам, лисицам.

    Здесь суховеи любят петь,

    А зовётся это степь! №53


    • Прочитать о растениях и животных степи вы можете в книгах…№54-55

    • Стр. 75-79, пересказ, сообщения.

  • страница 1страница 2страница 3страница 4


    скачать

    Другие похожие работы: