NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сборник статей по материалам выступлений участников VIII международной научно-практической конференции студентов и магистрантов


Библиографический список

  1. Камалдинова, Э. Ш. Безнадзорность и беспризорность/Э.Ш. Камалдинова// Знание. Понимание. Умение. 2004. №1. С. 133-134

  2. Федеральный закон от 24.12.1999 № 120-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // http://mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4005/

  3. Арефьев, А. Ненужные дети России/А.Арефьев//Демоскоп Weekly. 2003. № 113-114.http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0113/tema01.php

  4. Девятова, Е.В. Беспризорность в контексте российской культуры/ Дис. на соискание ученой степени канд. культур. наук. Челябинск, 2009.141 с.

  5. Васильева, В.Н. Феномен безнадзорности в условиях современной России: анализ причин и эффективности решений/ В.Н. Васильева, Т.Н. Камилова// Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. №2.Том XI. С. 122-135

  6. Демина, В.С. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения/В.С.Демина// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 14 (207)

  7. Ханбекова, А.Э. Социально-демографические аспекты проблемы безнадзорности и беспризорности детей и подростков/ А.Э. Ханбекова// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2008. № 1 (9). С. 130-137



А.Ю. Симатова

Саратовский государственный технический университет им. Ю.А .Гагарина

г. Саратов
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ РОДИТЕЛИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Россия как социальное государство на одно из первых мест выдвигает реальную заботу о членах общества. Необходимо отметить, что важнейшим и, пожалуй, одним из немногих ощутимых уже сегодня позитивных итогов происходящих в России бурных перемен является возвращение человеку истинно человеческих ценностей. При этом приоритетным направлением развития социума является возрождение первоосновы человеческого общества - семьи. Российская семья находится под защитой государства.[1,4] Так, например, брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины, при этом супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье. Конституция Российской Федерации гарантирует защиту каждой семье, материнству и детству. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Данное подтверждение государственной политики в указанной сфере в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям [1,7].

Особый интерес вызывает такая категория как несовершеннолетние супруги и родители. Несовершеннолетние супруги, как правило, уже являются родителями либо ожидают рождения ребенка. Но не всегда несовершеннолетние родители регистрируют брак.

Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворённость отношениями в семье. Успешный брак предполагает высокий уровень социальной и психологической зрелости людей. Для него необходимы устойчивые установки, определённые знания и умения, чего иногда нет в юношеском возрасте.[2,45] При изучении успешных и неуспешных браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43% вступили в брак до 21 года, а неуспешных 69%. Молодые люди вступают в брак зачастую необдуманно. К такому шагу их подталкивают разные причины. Статистика показывает, что у ранних браков в большинстве случаев нет будущего - 90% их заканчиваются разводом. За последние 5 лет число ранних браков значительно снизилось. Если в период с 2001 по 2005 год в возрасте до 18 лет в среднем регистрировалось 3117 браков в год (среди мужчин) и 25026 браков (среди женщин), то с 2006 по 2010 год таких браков в среднем было зарегистрировано 1744 и 16128 соответственно.[5,58].

В 1996 году впервые в Семейном кодексе нашей страны были оговорены права и обязанности несовершеннолетних родителей. При этом в реальности складывается парадоксальная ситуация. Несовершеннолетние, зарегистрировавшие брак, осуществляют права и исполняют обязанности, предусмотренные гражданским и семейным правом, в полном объеме, что, безусловно, делает их самостоятельными и независимыми при решении различных жизненно важных вопросов (установлении отцовства, взыскании алиментов, разделе жилплощади и т. д.). Несовершеннолетние же, которые по тем или иным причинам брак оформить не смогли (а таких большинство), по-прежнему не могут действовать самостоятельно. И зачастую бесправие юных матерей проецируется, прежде всего, на их детей. Оставляя незащищенными права такой матери, ущемляются не только ее интересы, но и интересы ребенка.[3,16] Объективно нелегкое положение несовершеннолетних родителей, обусловленное их возрастом, нередко значительно осложняется их неосведомленностью в законах, регламентирующих их права и обязанности по воспитанию ребенка.

Несовершеннолетними родителями становятся те, кто на свой страх и риск берёт на себя ответственность за воспитание ребёнка, при этом сами они ещё не до конца попрощались с детством. Конечно, положение несовершеннолетних родителей далеко незавидное, несмотря на то, что его узаконили. Ранние браки, а также раннее материнство и отцовство является показателем не демократичности общества, а скорее его социального неблагополучия. Финалом ранних или преждевременных браков зачастую становятся разводы, неполные семьи и социальное сиротство.

Если смотреть на проблему несовершеннолетних родителей философски, то в этом можно увидеть довольно много положительных моментов.[4,12]. Например, в молодой семье не так остро стоит проблема отцов и детей – скорее здесь в апогее находится проблема детей и детей. Но реалист, в отличие от философа, увидит в этой проблеме мало радужных перспектив. Во-первых, отец ребёнка не всегда признаёт своё отцовство. В этом случае мать имеет право обратиться в суд с иском об установлении отцовства. Остальные права несовершеннолетних родителей зависят от того, сколько им лет и состоят ли они в браке.[6,45]

Однако независимо от возраста, закон разрешает совместное проживание молодых родителей со своими детьми. Против желания родителей довольно трудно разлучить их с детьми, если только это не вызвано защитой прав и интересов самого ребёнка. Несовершеннолетних детей закон может расценить как недееспособных. В таких случаях Семейный Кодекс должен определить возрастные критерии их самостоятельности в осуществлении родительских прав. Как только человеку исполняется 16 лет, он может самостоятельно осуществлять свои родительские права. А до этого возраста у ребёнка могут быть другие опекуны. Чаще всего опекуном становится кто-нибудь из членов семьи. Кроме юридической ответственности на молодых родителей налагается моральная ответственность.[1,10] Хотя это не прописано ни в каких кодексах и законных, но не менее обязательно для исполнения.

Достаточно распространены случаи, когда несовершеннолетняя девочка делает аборт или отказывается от ребёнка ещё в роддоме. Так получаются две искалеченные судьбы. При желании виновниками подобных ситуаций можно назвать родителей или потенциальных бабушек и дедушек, которые именно так воспитали несовершеннолетних родителей. Как показывает практика, большинство несовершеннолетних матерей выросли в неблагополучных семьях. К своим детям они также относятся как к помехе, что и порождает социальное сиротство. Молодые родители не в состоянии думать о будущем своих детей, потому что им не с кого брать пример.

Особенно остро стоит, на наш взгляд, проблема несовершеннолетнего материнства. Специалисты по подростковой репродукции допускают, что в условиях ограничения возможностей адекватной самореализации, девочки-подростки воспринимают свое материнство как форму соответствия общественным ожиданиям. Таким образом, определенный элемент фетишизации материнства в российском обществе придает этой роли социозащитный смысл, особенно для тех девушек, чьи жизненные стратегии отличаются неопределенностью. К тому же, в некоторых подростковых субкультурах раннее материнство является основанием для особого уважения и авторитета девушки, а следовательно, повышения её самооценки.[4,14] Кроме того, существует культурный аспект проблемы юного материнства, поскольку роль матери является традиционной ипостасью женщины, свидетельством её социальной состоятельности. Этот ролевой репертуар активно подкрепляется средствами массовой информации: анализ так называемой «женской прессы» показывает её практически однозначную направленность на формирование самодостаточности традиционных женских ролей как фактора и условия самореализации женщины.

Как свидетельствует практика, в случаях несовершеннолетнего материнства наблюдается тенденция к нисходящей социальной мобильности, когда все статусные позиции юной женщины ухудшаются и, прежде всего, ухудшается материальное положение.

Полагаем возможным рассматривать эту проблему и с позицией гендерного равенства. Так в ситуации несовершеннолетнего родительства статус юной матери ухудшается, в то время как статус её партнера часто остается неизменным. Несовершеннолетние отцы и их родители чаще всего не принимают участия в воспитании ребенка. Если отец ребенка (или его родители) отказывается помогать материально, то можно подать в суд на установление отцовства. Если молодой человек отказывается пройти генетическую экспертизу, то он автоматически признается отцом.

Причин ранних браков среди несовершеннолетних масса: сильное чувство любви и желание поскорее воссоединится со своим партнером; стремление узаконить свои интимные отношения; беременность; желание освободится от чрезмерной родительской опеки.

Как уже было сказано последствия ранних браков, в основном, плачевные. Судьбы новых детей, которые растут и воспитываются с молодыми (лучше сказать маленькими) родителями остаются загадкой. Как видим проблем у несовершеннолетних родителей очень много. Большинство из них они самостоятельно разрешить не могут.[7,23] Хотя можно найти и счастливые примеры семейной жизни.[8,12]

Несовершеннолетние родители не являются объектом особого внимания со стороны органов опеки и попечительства, поскольку последние работают с детьми, которые остались без опеки. Несовершеннолетняя мать попадает в поле зрения этих органов только в случае обнаружения фактов ненадлежащего ухода за ребенком. То есть права и обязанности у них те же, что и у совершеннолетних родителей.[5,59]

Существующее несовершенство в государственной поддержке несовершеннолетних матерей пытаются компенсировать специализированные общественные благотворительные организации по принципу «Службы помощи несовершеннолетним женщинам», в которые входят психолог, педагог, врач, юрист, специалист по социальной работе. Они проводят консультации с девочками-подростками, стоящими перед выбором: материнство или отказ от него, и их родителями.

В некоторых женских консультациях и родильных домах специалисты изучают аномальное материнское поведение, помогают изменить психическое состояние юной женщины, чтобы она могла сделать более сознательный выбор. Понятно, что деятельность небольших благотворительных организаций не может охватить всех нуждающихся: требуется целая система помощи.

При анализе социальной работы государственных и общественных структур выяснилось, что «упущено» такое направление работы как просвещение родителей в целях предупреждения негативных последствий.

Чтобы предотвратить появление раннего материнства, работу с юными беременными необходимо начинать задолго до того, как они станут мамами. И эту деятельность можно разделить на 2 части. Первая часть - это разъяснительная работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам интимных отношений. Вторая - выявление и работа с юными беременными, а именно: психологическая и физическая подготовка к предстоящему материнству; помощь в решении кризисных социальных ситуаций, связанных с беременностью; подготовка к безопасным родам; обучение уходу за новорожденными и т.д. Таким образом, комплексная деятельность по оказанию различных видов помощи несовершеннолетним матерям и их детям поможет решить проблему социальной адаптации этой категории населения к современным условиям. Результаты исследования показывают, что без поддержки государственных и общественных структур молодые мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для полноценной жизни.[8,14]

В Алтайском крае существует общественная организация Центр социальной поддержки и защиты граждан «Милосердие», которая начала свою деятельность семь лет назад. Сегодня она является практически единственной в Сибири структурой, на базе которой создан Центр «Юные матери» - информационно - консультативная служба для несовершеннолетних матерей и их детей. За время деятельности Центра была разработана программа адаптации матерей-подростков к современным экономическим условиям, готовятся рекомендации по созданию подобных Центров на базе государственных структур и общественных организаций. Для предоставления в органы законодательной власти Алтайского края подготавливается проект нормативных документов, который будет регулировать права несовершеннолетних матерей. Сегодня в Центре «Милосердие», собраны анкеты более 800 несовершеннолетних мам, которым была оказана посильная помощь. Но самую большую гордость у Центра вызывает тот факт, что ни одна из девочек не оставила своего ребенка на попечение государства.

«Маленькая мама» - петербургский филиал организации «Первичный дом», которая существует в Хельсинки. В центр принимаются девушки, которые ожидают или уже родили ребенка, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Кризисный центр создан для того, чтобы помочь девушкам с решением тех проблем, которые возникают у них сразу после родов. Не менее важен и вопрос образования, как один из методов реабилитации – девушки подчас не заканчивают и девяти классов. Поэтому важной задачей центра является решение вопроса о дальнейшем образовании такой девочки – это либо школа, либо, и это гораздо чаще, - различные курсы, которые дают девочке возможность получить профессию и суметь в будущем содержать себя и своего ребенка. В «Маленькой маме» при поддержке международных организаций реализуются проекты и программы «Право ребенка на семью» и «Служба социально-психологической поддержки несовершеннолетних беременных и юных матерей». В «Маленькой маме» используются сегодня новые методы работы с несовершеннолетними матерями, например, видеонаблюдение с последующим анализом, творческие методы реабилитации. Удалось доказать органам Госсанэпиднадзора необходимость подготовки девушек к самостоятельной жизни через обучение социально-бытовым навыкам: теперь подопечные в вечернее время, в выходные и праздничные дни готовят пищу сами, под руководством педагогов. Создана мастерская по обучению воспитанниц прикладным ремеслам – вышивке, флористике, лепке из теста, основам кройки и шитья, вязанию, изготовлению сувениров. Все это является ярким примером оказания адресной помощи, как одного из направлений социальной работы.[3,19]

Особую роль в решении названных проблем может сыграть практика воспитательной работы с детьми и подростками. Так, по определению Российской Академии Образования (РАО) половое воспитание - это система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, половой морали, половой жизни. В задачи полового воспитания входят:

- привитие подросткам обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;

- формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;

- защита (методами воспитания и просвещения) физического и репродуктивного здоровья подростков;

- обеспечение учащихся грамотной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.[7,26]

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что необходима не только профилактическая социальная работа по предупреждению ранней беременности, но и социальная работа, направленная на оказание помощи подросткам, уже попавшим в сложную ситуацию, то есть социальная профилактика негативных последствий подростковой беременности. Специалист по социальной работе должен уметь правильно и всесторонне оценить сложившуюся в жизни девочки-подростка ситуацию в связи с беременностью, и помочь принять ей наиболее оптимальное решение. При этом позиция специалиста должна отражать продуманную и отработанную систему действий, исключающую возможность глубокого вмешательства, усугубляющего имеющиеся трудности.

Итак, проблема несовершеннолетнего родительства является актуальной для современного российского общества, из неё вытекает ряд других социальных проблем. Несовершеннолетние родители, являясь частью общества, нуждаются в поддержке и защите.. Тем не менее, некоторые юные родители отлично справляются с воспитанием своих детей в то время, как продолжают взрослеть сами. Но для этого им почти всегда необходима помощь.


Библиографический список

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.).

  2. Антонова Л. Психологический механизм формирования готовности старших школьников к созданию семьи //Современные гуманитарные исследования -2006. -№ 1-С. 45-51.

  3. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка.//Синапс – 1993,- № 4-С.14-20.

  4. Батуев А. Психофизиологические основы доминанты материнства //Валеология, - 2003- №4.-C. 12-14.

  5. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социологические исследования -1997.-№ 1-С. 57-62.

  6. Гурко Т.А. Сексуальные отношения, материнство и супружество несовершеннолетних// Социологические исследования. -2002.- № 11-С.45.

  7. Исупова О. Социальный смысл материнства в современной России. //Социологические исследования – 2000.- №11-С. 23-26.

  8. Панкратова Н. Социальный и биологический аспекты родительства//Социологические исследования – 2006.-№ 10-С.11-14.



Т.Е. Миллер

Омская гуманитарная академия

г. Омск
Реабилитационная работа с безнадзорными детьми в условиях социально-реабилитационного центра
Экономический кризис в России вызвал появление большого количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной реабилитации. Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения. Это приводит к нарушению их физического и психического здоровья, дает толчок для развития так называемых социальных болезней, в том числе - безнадзорности и беспризорности. Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.

Дополнительными факторами детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, еще более ухудшающий материальное положение семей.

Результатом распространения такого негативного социального явления как детская безнадзорность содержит в себе угрозу нормальному развитию государства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний, подрывает нравственные основы общества.

В настоящее время в России зарегистрировано 2 млн. безнадзорных детей, в Омской области данная цифра составляет 40000 человек

В целях организации социального обслуживания семей с детьми на территории России создана сеть учреждений различного типа: центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, комплексные центры социального обслуживания населения и др. Все вышеперечисленные учреждения функционируют и в Омской области.

Из существующих на сегодняшний день типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа безнадзорных подростков, помочь устранить причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва связи подростка с семьей.

На территории Омской области действуют 12 таких центров, 9 из которых находятся в муниципальных районах области и 3 в г. Омске.

Но анализ существующей литературы показывает, что проблема социальной реабилитации безнадзорных детей, в частности в условиях специализированного учреждения для несовершеннолетних, еще мало изучена. Анализ нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс социализации, в частности социальной реабилитации несовершеннолетних, регламентирован недостаточно и в основном признается лишь как данная необходимость. Существующие формы реабилитации безнадзорных исчерпали себя, поэтому необходимо совершенствование имеющихся методов и форм.

Цель исследования: разработать и обосновать направления совершенствования реабилитационной работы с безнадзорными детьми в условиях социально-реабилитационного центра.

В результате исследования была определена сущность реабилитационной работы с безнадзорными детьми. На основе анализа литературы Алексеевой, Л. С. Булычевой, М.С. Долгушкина, А.К. Думиновой, Л.Т. Овчаровой, Р. В. и других выявлено, что социальная реабилитация - это процесс восстановления способности к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким либо причинам.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних представляет собой функциональное учреждение, целью которого является профилактика безнадзорности несовершеннолетних посредством предоставления социально-экономических, социально-бытовых, социально-педагогических, социально-правовых, социально-психологических, социально-медицинских услуг.

В результате исследования выявлены особенности реабилитационной работы с безнадзорными детьми в условиях социально-реабилитационного центра.

К особенностям работы с безнадзорными детьми в условиях социально-реабилитационного центра относим следующее:

В социально-реабилитационных центрах проходят реабилитацию несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, которые сами или семьи которых, оказались в трудной жизненной ситуации.

Содержание деятельности социально-реабилитационных центров направлено на восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего семьей. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями специалистов разных служб, создаваемых внутри центра.

Комплексный подход в социальной реабилитации детей основывается на принципах:

выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка из контингента особых детей;

выявление приоритетного направления реабилитации;

дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий;

последовательность реабилитационного воздействия

Изучение социального портрета несовершеннолетнего, находящегося с социально-реабилитационном центре, показывает, что практически все дети, имеют различные психические расстройства, физически ослаблены, часто хронически больны, недоверчивы, замкнуты в себе. В основном это дети, воспитывающиеся в неблагополучных, педагогически несостоятельных семьях.

Одним из недостаточно разработанных направлений реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра является отсутствие технологий и программ по первичной адаптации несовершеннолетнего к самому реабилитационному центру. На первом этапе (поступления несовершеннолетнего в реабилитационный центр) работа специалистов сводится к формальной организации диагностической работы с безнадзорным.

Выше сказанное, затрудняет предоставление качественных социальных услуг несовершеннолетним и их семьям. Основная проблема: какие направления совершенствования по первичной адаптации в условиях социально-реабилитационного центра позволят улучшить качество социальных услуг?

Выявлено, что наиболее оптимальным для социальной реабилитации безнадзорных детей определен личностно-ориентированный подход (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская), основанный на принципах гуманности, системности и последовательности.

На основе анализа личностно-ориентированного подхода предложены следующие направления совершенствования реабилитационной работы по первичной адаптации несовершеннолетнего к условиям отделения, учреждению в целом.

- адаптация безнадзорных воспитанников к социально здоровой среде посредством включения в волонтерские движения,

- воспитание будущего семьянина в условиях социально-реабилитационного центра,

- развитие творческих способностей несовершеннолетних, решение проблем эмоционально-личностной сферы несовершеннолетних,

- нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие элементарных трудовых навыков,

- устранение педагогической запущенности и развитие интеллектуально-познавательной деятельности,

- развитие социального интеллекта,

- формирование элементарной правовой культуры воспитанников,

- решение внутрисемейных проблем.

Для изучения эффективности направлений совершенствования реабилитационной работы с безнадзорными детьми по первичной адаптации в условиях социально-реабилитационного центра на базе приемно-диагностического отделения КУ "СРЦН "Солнышко" Тюкалинского района" и улучшения качества предоставляемых социальных услуг совместно со специалистами приемно-диагностического отделения несовершеннолетним.

В эксперименте приняли участие безнадзорные несовершеннолетние, прибывшие на социальную реабилитацию в учреждение в период с 30 января по 17 марта 2012 года.

Всего в эксперименте было задействовано 16 несовершеннолетних, из которых 11 мальчиков и 5 девочек в возрасте от 9 до 16 лет.

Проведенное исследование показало, что несовершеннолетние нуждаются в проведении комплексных реабилитационных мероприятий, но низкий уровень адаптации несовершеннолетних и наличие тревожности не позволяет с первого дня пребывания ребенка в учреждении начать реализацию реабилитационной деятельности. Поэтому возникает необходимость создания новых направлений реабилитации безнадзорных воспитанников, совершенствующее реабилитационный процесс.

В рамках эксперимента в течение 14 дней проводились занятия по адаптации несовершеннолетних к условиям отделения.

За период первичной адаптации всего специалистами с детьми было поведено 31 занятие. Специалистом по социальной работе организовано и проведено 8 занятий, обеспечивающие реализацию выделенных направлений совершенствования процесса первичной адаптации, по следующим темам "Твой мир", "Мир вокруг меня", "Каким мне быть", "Стоп, куда же я пойду?", "Куда пойти, если трудно", "Мое окружение", "Ты живешь среди людей", "Мои мечты".

Занятия выстраивались в форме беседы, дискуссии, выполнения практических упражнений, ознакомление с информационными буклетами и т.д.

По итогам проведенной диагностики на заключительном этапе исследования выяснилось, что несовершеннолетние экспериментальной группы быстрее адаптировались к новым условиям пребывания, чем несовершеннолетние контрольной группы, у несовершеннолетних экспериментальной группы показатели тревожности ниже, уровень адаптации выше, отмечается положительный эмоциональный фон.

Выявлено, что дети ознакомлены с элементарными групповыми формами взаимодействия, не боятся высказывать собственное мнение, умеют принимать правила групповой работы, у детей отсутствует страх пребывания в учреждении.

Таким образом, проводимые занятия в приемно-диагностическом отделении являются эффективными и служат опорным фундаментом для дальнейшего проведения реабилитационных мероприятий.

страница 1 ... страница 19страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24


скачать

Другие похожие работы: