NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Справочник сотрудника уис «Об основных понятиях и концепциях антикоррупционной деятельности в фсин россии»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ФСИН России
Г.А. Корниенко
«___» ноября 2013 г.

Справочник сотрудника УИС

«Об основных понятиях и концепциях

антикоррупционной деятельности в ФСИН России»

Данный справочник рассматривает проблему коррупции в уголовно-исполнительной системе и возможные способы противодействия ей с учетом современных международных стандартов и передовых подходов.
Раздел I

Определение коррупции и ее формы
Коррупция – это негативное явление, реально угрожающее демократическому обществу, нейтрализация которого невозможна без политической воли Президента Российской Федерации, усилий всех государственных органов и гражданского общества в целом.

В течение последних лет принят ряд ключевых нормативных правовых актов по противодействию коррупции, что, несомненно, принесло положительные результаты.

Активная работа по данному направлению проводится и в Федеральной службе исполнения наказаний. Одним из аспектов такой работы является информирование работников уголовно-исполнительной системы (далее – работников УИС) о мерах ответственности за коррупционные действия, в связи с чем разработан настоящий Справочник.

Коррупция имеет место, когда должностное лицо УИС принимает незаконное вознаграждение, получает преимущество, нарушает правила о недопущении конфликта интересов. Вознаграждение может быть в денежной форме, помимо денег, в виде любой другой выгоды. При этом выгода не обязательно должна предназначаться самому этому лицу; получателем может быть вышестоящий руководитель или группа лиц.
ФОРМЫ КОРРУПЦИИ
Цель данного раздела научиться определять и различать коррупционные проявления в системе УИС.

Понятие коррупции шире, чем взяточничество (подкуп), которое вероятно первым приходит на ум при обсуждении данной проблемы в УИС

Взятка (подкуп) – выплата денежной выплаты, например фиксированной суммы, процента от договора или иных благ в неденежной форме сотруднику УИС, чтобы данное лицо совершило определенные действия или воздержалось от их совершения при выполнении своих официальных обязанностей.

Откат – подкуп, представляющий собой незаконную тайную выплату, сделанную в ответ на предоставленную услугу (получение определенного процента, в денежной форме, от общей стоимости контракта.

Другая форма коррупции – растрата. Растрата – это хищение (государственных/общественных) ресурсов уполномоченным должностным лицом. В отличии от других форм коррупции, в растрате участвует только одна сторона – сам расхититель/расхитительница. Обладатель полномочии может совершать хищение путем систематического использования своей государственной должности в личных интересах.

Фаворитизм (блат) – это процесс, имеющий результатом пристрастное распределение государственных ресурсов. Фаворитизм (блат) включает предоставление должностей или преимуществ друзьям, знакомым и родственникам без учета их квалификации. Это может быть формой коррупции, когда имеет место злоупотребление властью для получения личной выгоды.

Непотизм (протекция при трудоустройстве и в продвижении родным) – особая форма фаворитизма, охватывающая родных и членов семьи. Фаворитизм и непотизм отрицательно влияют на эффективность работы УИС, подрывают веру в справедливость и беспристрастность процедур и ведомственных нормативно-правовых актов.

Вымогательство, подобно хищению, форма коррупции, где выгоду получает лишь одна сторона. Вымогательство – крайняя форма шантажа, но не всякий шантаж представляет собой вымогательство. Обычно вымогательством считают ситуацию, в которой существует серьезная угроза жизни и здоровью сотрудника и его семьи.

Раздел II

Система государственных органов осуществляющих

противодействие коррупции (в том числе в ФСИН России)
В современных условиях коррупция обоснованно рассматривается как одна из угроз не только отдельным государствам, но и мировому сообществу в целом. Согласно изданному Президентом 19 мая 2008 г. Указу № 815 «О мерах по противодействию коррупции», образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Разработка основных положений государственной политики в области противодействия коррупции и обеспечивающего ее пакета антикоррупционных законов строится на следующих принципах:

сосредоточение основных усилий государственных и общественных институтов на мерах по противодействию коррупции на государственной и муниципальной службе;

меры но противодействию коррупции должны быть органичной частью политики государства по изменению негативных тенденций в государственном и хозяйственном управлении, сформировавшихся за предыдущие десятилетия, и должны быть просчитаны с точки зрения последствий; 

принимаемые правовые положения должны не только сформировать механизм противодействия коррупции, но и содержать импульс для его дальнейшего развития;

новые правовые нормы должны «вписываться» в правовую систему Российской Федерации, «не ломать» ее и не вносить чуждые для нее элементы и быть реально выполнимы.
Субъекты антикоррупционной деятельности, исходя из полномочий в сфере протииводействия коррупции, могут быть условно разделены на следующие группы:
I. Высшие органы власти:

- Президент Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации;

- Государственная Дума.

II. Правоохранительные органы:

- Генеральная Прокуратура Российской Федерации;

- Следственный комитет Российской Федерации;

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

- Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации;

- Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

III. Федеральные органы, имеющие дополнительные функции в сфере противодействия коррупции:

- Счетная палата Российской Федерации;

- Министерство Юстиции Российской Федерации;

- Министерство труда и социальной защиты;

- Министерство экономического развития Российской Федерации;

- Федеральная антимонопольная служба Российской федерации;

- Федеральная служба по финансовому мониторингу;

- Федеральная служба финансово-баджетного надзора Российской Федерации;

IV Иные федеральные органы исполнительной власти, федеральные учреждения, представительные и исполнительные органы власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, на служащих которых распространяются ограничения, требования и запреты антикоррупционного характера.

V Институты гражданского общества, участвующие в деятельности по предупреждению коррупции.
Раздел III
Ограничения и запреты, а также предъявляемые требования по предотвращению или урегулированию конфликтов интересов в отношении сотрудников УИС

Работник УИС не вправе:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации;

- замещать должность государственной службы в случае избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации и государственную должность субъекта Российской Федерации, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюзного союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

- осуществлять предпринимательскую деятельность;

-приобретать, в случаях, установленных федеральным законом ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он занимает должность государственной службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом и другими федеральными законами;

- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

- выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключении служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

- разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшую ему известную в связи с исполнением должностных обязанностей;

- допускать публичные высказывания, суждения, оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность государственной службы, если это не входит в его должностные обязанности;

- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума;

- использовать должностное полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношения к указанным объединениям и организациям в качестве служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

- создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

- заниматься без письменного согласия представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Служащий не может находиться на государственной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) со служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Раздел IV

Правила этики и служебного поведения
Этикаформальные правила, неформальные поведенческие стандарты и внутренние убеждения, которым должны руководствоваться государственные служащие при выполнении своих обязанностей.

Неуважение к законам и их неисполнение со стороны сотрудников УИС характерны для общественной среды с низким уровнем морально-этической культуры, что всегда приводит к ощущению коррумпированности.

Важной отправной точкой в решении проблем связанных со служебным поведением работников в УИС, является более детальное изучение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно исполнительной системы утвержденного приказом № 5 ФСИН России от 11.01.2012 г.
В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:
-  любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

-  грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

-  угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

-  курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

 Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

 Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

 Гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в УИС, знакомят с положениями Кодекса.

Раздел V

Понятие взятки и коррупционное поведение
Взятка (подкуп) – принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуга за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного поведения.

Получение и дача взятки государственным служащим является одним из проявлений коррупции
ПОВЕДЕНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАСЦЕНЕНО
КАК ПРИЗНАКИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ



  1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь должностного лица состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой-либо услуги, никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.

  2. В ходе беседы должностное лицо, заявляя об отказе решить с ним тот иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно», «у меня нет таких возможностей»), жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (а в другое время, в другом месте).

  3. Сумма или характер взятки не озвучиваются, вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листе бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю.

  4. Должностное лицо может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом оставить посетителя одного в кабинете, при этом ящик стола, папка с материалами, портфель будут открыты.

  5. Вымогатель взятки может переадресовать, продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Будьте бдительны! Вас могут провоцировать на получение либо дачу взятки с целью компрометации!
ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКА УИС В СЛУЧАЕ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА
ИЛИ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ (ПОДКУПА):

- необходимо вести себя осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы взяткодателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ получить взятку;

- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);

- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

- не следует брать инициативу в разговоре на себя, нужно позволить потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

- сообщить своему руководителю о фактах предложения Вам взятки, обратиться в подразделение собственной безопасности уголовно-исполнительной системы, при невозможности этого сделать – в ближайший орган внутренних дел или Федеральной службы безопасности.
Раздел VI

Оформление и предоставление справок о доходах
В целях осуществления контроля за легитимностью получения сотрудниками доходов в период прохождения службы, исключения возможности правонарушений коррупционного характера, направленного на использование служебного положения в личных целях, а также нанесения ущерба государству и обществу нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказания определен перечень должностных лиц, обязанных предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении, а также в период прохождения службы и порядок предоставления ими данной информации.

Работник УИС, замещающий должность, включенную в перечень, утвержденный приказом ФСИН России от 31 августа 2009 г. № 372, обязан:

- в установленный срок представлять в соответствующие кадровые подразделения справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также сведения о расходах;

- принимать меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей.

Вопросы, касающиеся предоставления сведений о доходах, отражены в следующих нормативно-правовых документах Российской Федерации:

  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года 3273-ФЗ «О противодействии коррупции» установивший основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

  2. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждения перечня должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные гражданские служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

  3. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

  4. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2012 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

  5. Приказ ФСИН России от 7 декабря 2009 года № 478 определен порядок предоставления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

6) Пункт 13 параграфа II приказа ФСИН России от 7 декабря 2009 года № 487 предписано, что в случае выявления не соответствия сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданином, государственным служащим, уполномоченным руководителем принимается решение об отказе в назначений на должность государственной службы.

7) Разъяснения по применению Федерального закона от 03 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц замещающих государственные должности, и иных лиц по доходам» и иных нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции. (Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.07.2013 № 18-2-10-2-4038).
Раздел VII

Образцы справок о доходах
В данном разделе представлены образцы следующих справок:

- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего за отчетный период;

- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего за отчетный период;

- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федерального государственного служащего;

- о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федерального государственного служащего.


























































































































страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: