Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Тема 1. Понятие «детство» в социальной педагогике. Ребёнок – субъект социальной защиты в международных и отечественных правовых документах
Социальная забота и социальная защита в системе социальной поддержки детства.
Ребёнок – субъект социальной заботы. Понятие социальной заботы, его содержание (материальная забота, физическая забота, забота о психическом здоровье ребёнка, забота о духовном развитии).
Ребёнок – субъект социальной защиты. Характеристика основных прав ребенка. Юридические и педагогические механизмы обеспечения прав ребенка. Формы юридической и педагогической защиты прав ребёнка.
«Конвенция о правах ребёнка» и Семейный Кодекс РФ – основополагающие правовые документы по защите прав ребёнка.
Ребёнок – субъект социального развития. Понятие социального развития как внутренней защищенности, обеспечивающей активное вхождение в систему социальных отношений, как способности к оказанию помощи и к решению собственных социальных проблем.
Тема 2. Социальная патология детства
Десоциализация как следствие социального кризиса, нарушение социальных отношений. Ребёнок и маргинальные общности, тоталитарные секты, криминальные объединения. Формы социальной патологии. Детские безнадзорность, беспризорность, бродяжничество, токсикомания, наркомания, преступность как явления социальной патологии детства. Детский суицид.
Место социального воспитания и социальной поддержки в осмыслении и преодолении социальных патологий. Возможности социального педагога в решении социальных проблем ребёнка.
Тема 3. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Причины оказания социальной зашиты со стороны государства детям, оставшимся без попечения родителей. Устройство детей, оставшихся без попечения, на воспитание в семью или в государственные учреждения различного типа.
Усыновление (удочерение) детей. Порядок усыновления.
Опека и попечительство над детьми. Права детей и обязанности опекунов (попечителей).
Приёмная семья: особенности воспитания ребёнка в ней и требования к приемным родителям.
Патронатное воспитание: сущность и особенности организации патроната.
Другие формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Основная литература
Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [текст]: учебное пособие / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова - М.: Академия, 2008.
Мудрик, А.И. Социальная педагогика [текст]: учебник для вузов/ А.И. Мудрик - М.: Академия, 2007.
Дополнительная литература
Никитин, В.А. Социальная педагогика [текст]: учебное пособие для вузов/В.А. Никитин - М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.
Галагузова, М.А. История социальной педагогики [текст]: хрестоматия- учебник/ М.А. Галагузова – М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.
Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы [текст]: учебное пособие для вузов/ И.Г. Зайнышев - М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. Научение и учение
Образование как глобальный объект педагогической психологии. Различные подходы к определению научения. Различные подходы к определению учения. Междисциплинарный подход к учению. Основные понятия обучения. Основные аспекты понятия «научение». Пути управления учением. Соотношение понятий «научение», «учение», «обучение». Проблемы теории научения. Классификация типов научения. Виды научения. Интеллектуальные и ассоциативные типы научения. Психологические и ассоциативные, условно-рефлекторны, бихевиоральные, знаковые теории научения. Традиционное обучение. Его особенности, достатка, методы, приемы. Программинированное обучение: принципы, виды. Проблемное обучение, его методы, этапы. Теория поэтапного усвоения умственных деятельностей по П.Я. Гальперину. Компьютеризация обучения. Формирование учебной мотивации. Структура мотивации.
Тема 2. Обучение и развитие
Подходы к определению обучения. Проблемы обучения и психического развития. Основные подходы к решению проблемы взаимосвязи обучения и развития. Основные направления разработки проблемы обучения и развития. Основные линии психического развития в учебном процессе. Движущие силы, факторы и условия психического развития. Уровни психического (умственного) развития. Показатели уровня актуального развития. Показатели зоны ближайшего развития. Обучаемость: виды, уровни, этапы, проявления. Общая и специальная обучаемость. Факторы обучаемости. Развитие мышления в учебном процессе. Критерии развития мышления. Схема решения мыслительных задач. Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности. Предпосылки возникновения развивающего обучения в отечественном образовании. Развивающее обучение по системе Л.В. Занкова. Развивающее обучение по системе В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Развивающее обучение на современном этапе.
Тема 3. Учебная деятельность
Трактовки понятия «учебная деятельность». Уровневой анализ учебной деятельности. Проблемы теории учебной деятельности. Психологическое строение индивидуальной деятельности. Общая структура учебной деятельности. Предметное содержание и свойства учебной деятельности. Цели учения. Виды действий. Виды приемов учебной деятельности. Этапы решения учебной задачи. Общеучебные способы работы. Параметры действия. Взаимосвязь первичных простых и составных характеристик и структуры знаний и действий. Характеристики состава и структуры знаний и действий. Действия уяснения содержания учебного материала. Основные направления изменения предметно-специфических умений на стадии их совершенствования. Уровни и качества выполнения учебных действий. Виды и этапы усвоения учебных действий.
Тема 4. Ученик как субъект учебной деятельности
Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности. Возрастная периодизации как основа дифференциации субъектов деятельности. Важнейшая характеристика учебной деятельности – обучаемость. Индивидуальное различие обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу). Особенности усвоения учебного материала. Школьник как субъект учебной деятельности. Подросток как субъект учебной деятельности. Показатели обучаемости. Студент как субъект учебной деятельности.
Основная литература
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология[текст]:Учебник для студ. вузов,обуч.по пед.спец.и психолог.направ.и спец./И. А. Зимняя.-2-е изд.,доп.,исправ.и перераб.-М. :Логос, 2005 - 383с
2. Педагогическая психология[текст]:Учебник для студ.вузов /Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др. ;Под ред.Н.В.Клюевой.-М.:Владос-Пресс,2006.-399с
Дополнительная литература
Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии: М.:Академия,2006.-224с
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению[текст]: Уч. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000-педагогика и психология/А.И. Савенков .-М. :Ось-89,2006.-479с.
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8 ... страница 11страница 12
скачать
Другие похожие работы: