NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка по работе детских библиотек г. Юрги. 2012 год


2.4.10. Правовая культура

В наше время трудно себе представить политическую сферу в жизни общества без предвыборной агитации. В России она стала неотъемлемой частью избирательных кампаний, являясь подчас решающим аргументом в победе того или иного кандидата или партии. Но пока остается недостаточно изученным такой немаловажный вопрос как нужно учить быть избирателем с детства. И в результате мы часто сталкиваемся с молодежью, не умеющей самостоятельно думать, делать выбор и быть ответственной за него. Проблема выбора проходит через всю жизнь человека. И чем раньше он это осознает, чем раньше научится выбирать, тем более полновластным хозяином своей жизни он может стать. Начали мы с того, что проанализировали наши информационные ресурсы. Оказалось, что большая их часть ориентирована на старших подростков и очень незначительная - для малышей. Для пополнения фонда сделали запрос-заявку в отдел комплектования. Чтобы помочь ребенку научиться быть избирателем в детско-юношеской библиотеке № 2 был разработан план мероприятий «Мы сами делаем свою историю». Он включил в себя развернутую книжную выставку «Три вопроса. Три ответа. Как выбирать? Кого выбирать? Зачем выбирать?» и викторину «Моя Родина – Россия».

А с февраля месяца до 4 марта библиотекари пригласили всех желающих принять участие в необычной акции «Мы делаем свою историю!». Каждый читатель смог оставить свой выбор в истории родной страны — в виде отпечатка ладошки на карте России на стенде, оформленном в фойе библиотеки. (См. приложение )

С помощью этих мероприятий мы пытаемся сформировать у читателей гражданское сознание, помогаем детям вырасти с уважением к прошлому, верой в светлое будущее России и желанием это будущее строить.

Центр правовой информации работает в библиотеке семейного чтения им. Т.И.Рубцовой (ф№1) с 2008 года, расположен в читальном зале. Имеется специально отведенное место. Здесь расположен стеллаж с книгами, документами центра, стенд о работе ЦПИ, ящик «Юрист отвечает». Постоянно действует выставка «Дети. Общество. Закон». Вся необходимая информация о работе центра представлена в Уголке Правовой информации.

Прошли следующие мероприятия:

- Познавательный урок для учащихся 14 школы, 2 класса «Наша Родина – Россия»

Ребята узнали много нового и интересного о жизни родного края, о его прошлом и настоящем. Всем запомнилось путешествие в историю края на «машине времени». Ребята с удовольствием слушали рассказ об истории Юрги, рассматривали фотографии старого города. Всем понравилась «Легенда о Юрге», написанная Юргинской поэтессой Т. Снежиной.

- Стендовая выставка «Навстречу выборам» оформлена в фойе центральной детской библиотеки. Выставка напоминала читателям, что 4 марта 2012года состоятся выборы Президента России. На стенде представлены познавательные информационные материалы: «Что такое выборы», «Ликбез для избирателя», «Избирательные системы» и материалы местных газет, освещающие подготовку к выборам Президента в России.

- Социальное мероприятие: Правовая база данных «Консультант плюс»: лекция в рамках Школы освоения компьютерной грамотности

Цель мероприятия: Знакомство с возможностями правовой базы данных «Консультант плюс»

Целевая группа: слушатели Школы освоения компьютерной грамотности (пенсионеры).

На занятии, посвященном различным компьютерным программам, даются основные сведения о программе «Консультант Плюс». Даются характеристики ее возможностей, показывается, как осуществляется поиск в базе по конкретной теме, как правильно подбираются ключевые слова для формирования поискового запроса. Проводится обучение выводу документов в печать, перенесению на «флешки» и диски.
2.4.11. Поддержка и популяризация чтения. Областной конкурс «Самая читающая семья».

Читающая семья – это уникальный, дружный и крепкий союз родителей и детей, объединенных книгой. На Руси издавна семья была почитаема и оберегаема, потому что именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека, семья является колыбелью величайших чувств: любви, взаимопонимания и ответственности. Уважение к Книге, как и все, что составляет культуру личности, пробуждается и развивается, прежде всего, в семье. Когда мама с папой читают книги вместе с детьми – эта хорошая привычка остаётся на всю жизнь. Но профессионально помочь родителям в организации чтения в семье может только библиотека. И вот одной из форм возрождения семейного чтения является проведение в наших библиотеках конкурсов «Самая Читающая семья», которые рекламируют чтение, способствуют продвижению чтения в молодежной среде.

11 ноября в читальном зале центральной библиотеки прошел городской конкурс «Самая читающая семья», организованный методистами детских и взрослых библиотек. В нем приняли участие 4 семьи, читающие в различных библиотеках. Это семьи Казаковых, Халяфутдиновых, Нестерук и Ухловых.

Каждая семья готовила к конкурсу домашние задания – «Семьи бывают разные» - визитная карточка семьи и презентацию «Любимой  книги нашей семьи», в которой семьи представляли одну книгу, которую читали сами родители, а теперь с удовольствием читают их дети. Все команды подготовились по-своему  - театрализованные сценки сменялись  видеороликами, звучали стихи и проза. Было очень интересно, зрелищно и запоминающе.

На столах празднично украшенного зала, где проходил конкурс, был представлен различный материал: творческие работы детей и родителей о семейном чтении и его значении, рассказы о любимых книгах семьи, стихи собственного сочинения о книге, о семейном досуге и хобби. Все семьи приложили большие усилия, каждая семья подошла творчески. Семьи Халяфутдиновых и Нестерук в своих презентациях уделили большое внимание активному отдыху и путешествиям своих семей. Необычными экспонатами своей коллекции старинной домашней утвари привлекал стол семьи Халяфутдиновых. Никого не оставила равнодушными инсценировка «Репка», представленная семьей Казаковых. В ней участники отразили содержание всем известной сказки на новый лад. Были и самодельные костюмы, и великолепная актерская игра. Своим разноцветьем костюмов они радовали глаз каждого присутствующего.

После представления всех семейных команд, участникам были предложены состязания на знания детской и краеведческой литературы. Зрители, которые пришли поддержать своих знакомых и друзей, весело перешёптывались, шумно приветствовали конкурсантов и переживали из-за их ответов. Но как можно спокойно усидеть, когда хочется и самому поучаствовать в веселом литературном состязании и даже получить вкусный приз? Поэтому организаторы конкурса придумали специальный конкурс для зрителей. Ведущие задавали вопросы на самые разнообразные темы, участники дружно тянули руки и, правильно отвечая, в качестве награды, получали сладости.

Участникам конкурса пришлось задействовать весь свой читательский опыт, чтобы стать первыми в столь нелегком интеллектуальном состязании. Авторитетное жюри следило за правильностью ответов, а присутствующие усердно «болели» каждый за свою команду. Пока участники готовились к очередному состязанию, украшением программы стали художественные номера хореографический коллектив «Стимул» (руководитель Яна Радченко). И вот, наконец, жюри подводит итоги. Уже не в первый раз победителями городского конкурса стала семья Нестерук. Каждая из семей была интересна, и жюри приняло решение отметить каждую семью в следующих номинациях: «Самая оригинальная семья» - семья Казаковых, «Самая творческая семья» - семья Халяфутдиновых, и семья Ухловых была удостоена номинации «Самая дружная семья». Подводя итоги конкурса, заместитель начальника управления Культуры и кино Попкова Елена Валерьевна отметила, что многие почему-то думают, что дети стали мало читать. Но конкурс показал, что это не так. Пожелала читающим семьям новых литературных открытий, а организаторам – ежегодного проведения таких конкурсов. /Приложение 18/

Все более уверенно входит в практику работы библиотек продвижение книги и чтения с использованием средств визуальной культуры. Это во многом поменяло подход библиотекарей к привлечению читателей к книге. Мультимедийные презентации – один из наиболее актуальных на сегодняшний день способов представления информации.

В целях популяризации книги в детско-юношеской библиотеке № 2 проведены следующие мероприятия:

«Узелок на память»- экскурсия по библиотеке.

«Заходите в книжкин дом» - игра – путешествие.

«И зачем тебе аптека, если есть библиотека!» - библиографическое путешествие по библиотеке группы профилактория «Бодрость».

«Не человек, а рассказывает» - утренник.

2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми
Во всех четырех библиотеках индивидуальная работа является важнейшей составляющей всей работы. Посредниками между книгой и ребенком выступают работники библиотеки и атмосфера, которую они создают в библиотеке, очень важна. В атмосфере доверия, теплоты и внимания ребёнок может высказать то, что не скажет, может быть, дома или в школе.

При записи в библиотеку с каждым новым читателем проводятся индивидуальные беседы: знакомство с библиотекой, знакомство с расстановкой и фондом библиотеки, с СБА и электронными ресурсами. Следующий шаг работы с читателями - это беседа о прочитаном. Каждая беседа помогает нам, библиотекарям в изучении читателя и его читательского спроса, дает возможность выработать план работы с читателем и составить индивидуальный рекомендательный список литературы определенной тематики, согласно предпочтению ребенка.

При использовании в своей работе метода наблюдения за читателем-школьником библиотекарь:

-определит их читательские интересы и спрос.

-определит меру активности в участии в массовом мероприятии.

-составит характеристику читателя.

Изучение читательского спроса методом наблюдения осуществляется, прежде всего, в процессе текущей работы библиотекаря.

В своей работе библиотекари используют и такой метод - как устный опрос школьников младшего возраста. Этот метод позволяет собрать информацию о читательском мнении, о прочитанных книгах, о понимании содержания о читательском интересе. Опрос включает в себя ряд вопросов, например: «Чем привлекает книга?», «Какие герои наиболее понравились и почему?», «Чему учит данная книга?», «Какие книги любит читать и на какие темы?», «Чем увлекается?», «Помогает ли чтение в учебе?».

Школьники этого возраста свои впечатления от книги стремятся передать дословным пересказом содержания и готовы рассказывать до тех пор, пока библиотекарь их не остановит. Ребята этой возрастной категории очень общительны и доверительный диалог между ними и библиотекарем очень важен и дает свой положительный результат. Следующим методом изучения читателей в наших библиотеках является анализ читательских формуляров.

Ведь анализ книг, записанных в формуляре, дает общую картину чтения школьников. По формуляру можно узнать о соотношении в чтении литературы художественной и научно- популярной. Формуляр показывает преобладающие интересы читателей к определенной теме, связь внеклассного чтения с содержанием школьной программы и т.д.

Также важны и заметки библиотекаря в читательском формуляре:

В детском отделе детко-юношеской библиотеки № 2 имеется тетрадь отзывов читателей под названием «Ворчалка – Бурчалка», в которой ребёнок может выразить все свои эмоции. Работая со справочным материалом в читальном зале, читатели не обходятся без поддержки библиотекаря. Каждому оказывается помощь в подборе нужной информации для составления рефератов, сообщений, докладов. Библиотекари помогают правильно систематизировать, составить и изложить материал.

В библиотеке-филиале № 5 ведется индивидуальное руководство чтением детей со слабой техникой чтения. С целью воспитания культуры чтения, и формирования устойчивого интереса к книге в библиотеках проводятся:
- беседы по культуре чтения,
- рекомендательные беседы,
- информационные минутки,
- обзоры книг.
В течение года в библиотеке собирались отзывы на прочитанные книги «Прочитай сам, посоветуй другу». Творческие работы детей используются для оформления тематических выставок, массовых мероприятий.
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения
Работа библиотекарей была бы неполной без сотрудничества с педагогами дошкольных и школьных учреждений. Это верные помощники в нашей такой, простой с виду, работе. Руководителям детского чтения постоянно оказывается консультативно-методическая помощь в совершенствовании их деятельности.

Из года в год остаются неизменными формы сотрудничества:

  1. индивидуальное информирование о новых поступлениях;

  2. подготовка тематических подборок;

  3. информационная поддержка мероприятий;

  4. методическая и практическая помощь в проведении массовых

мероприятий;

  1. согласование годовых планов работы библиотеки с планами школ и

детских садов;

  1. подбор литературы, иллюстративного материала для проведения занятий с детьми в детских садах и школах.

  2. проведение совместных мероприятий.

В 2012 году услугами библиотеки – филиала №5 воспользовались 55 руководителя детским чтением. Это в основном учителя начальных классов, учителя-предметники, воспитатели детских садов, библиотекари школьных библиотек, родители, бабушки и дедушки.

Используемые формы работы с РДЧ в детско-юношеской библиотеке № 2:

- выставка – познание

- беседа – диалог

- час общения

- позитив - беседа

- день откровения

- консультация

- беседа – обсуждение

- экспресс – обзор

В помощь педагогам оформлена выставка – познание «Войдем в мир книги вместе», на которой представлена литература по педагогике, статьи писателей публицистов, газетно-журнальный материал, буклеты, памятки, иллюстрации. Особо стоит отметить такую форму работы как «Час открытых мыслей и споров», стихийно возникший при обсуждении плана на 2013 год с методистами из МДОУ № 42, № 40, № 36 , № 32. Эта форма работы переросла « В Неделю открытых мыслей и споров», в течение которой обсуждались и строились планы на 2013 год. Результатом стало заключение 4-х договоров о дальнейшей работе на платной основе.

Но, несмотря на разнообразие новых форм, и методов работы, детский отдел отдает предпочтение индивидуальной работе с данной группой читателей. Наши коллеги часто заходят, как по работе, так и с личными просьбами: подобрать литературу детям и внукам, оказать помощь в написании сценария, ознакомиться с поступающей новой литературой.

5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.

5.1. Укажите сумму средств израсходованных на приобретение документов в 2012 году. Из них: из местного бюджета; внебюджетных (платные услуги, спонсорство и др.);
Всего: 383489.82
Местный бюджет –99199.00

Федеральный – 62290.00

Областной – 103974.00

Внебюджетных – 62279.85

Периодика – 55746.97
Библиотека – филиал № 5:

Местный бюджет –22857.00

Федеральный – 15116.00

Областной – 29062.00

Внебюджетных – 5411.22

Периодика – 14975.05

Итого: 87421.27
Детско-юношеская библиотека № 2:

Местный бюджет – 29551.00

Федеральный – 24135.00

Областной – 37642.00

Внебюджетных – 43942.58

Периодика – 20559.78

Итого: 155830.36
Библиотека семейного чтения им. Т.И. Рубцовой №1:

Местный бюджет – 46791.00

Федеральный – 23039.00

Областной – 37270.00

Внебюджетных – 12926.05

Периодика – 20212.14

Итого: 140238.19
5.2. Источники комплектования (книжные магазины; книготорговые фирмы; мегапроект; другие источники).
Книготорговые фирмы:

«Экоркнига»; ОНБ им. Федорова; ОБДЮБ; пожертвования;

Дом литератора;
5.3. Сведения о количестве названий новых документов поступивших в отчётном году.

Всего: 1880 экз.
Детско-юношеская библиотека- филиал № 2 - 766

Библиотека – филиал № 5 – 455

Библиотека семейного чтения им. Т.И.Рубцовой №1 - 659
5.5. Укажите сведения о выписанных периодических изданиях.

Количество наименований и экземпляров, полученных в 2012 году. Будете получать в 1 полугодии 2013 году.
Всего:
Газет – 46 наименований; 46 комплектов;

Журналов – 74 наименования; 594 экземпляра;

Будете получать в 1 полугодии 2013 года.

Газет – 15 наименований; 15 комплектов;

Журналов – 35 наименований; 269 экземпляров;
Из них:

Библиотека семейного чтения №1 им. Т.И.Рубцовой:

Газет – 23 наименования; 23комплекта;

Журналов – 34 наименования; 325 экземпляра;

Будете получать в 1 полугодии 2013 года.

Газет – 5 наименований; 5комплектов;

Журналов – 17 наименований; 150 экземпляров;
Детско - юношеская библиотека №2:

Газет – 11наименований; 11комплектов;

Журналов – 26 наименований; 156 экземпляров;

Будете получать в 1 полугодии 2013 года.

Газет – 5 наименований; 5 комплектов;

Журналов – 9 наименований; 60 экземпляров;
Библиотека – филиал № 5:

Газет – 12 наименований; 12 комплектов;

Журналов – 14 наименований; 113 экземпляров;

Будете получать в 1 полугодии 2013 года.

Газет 5 наименований; 5 комплектов;

Журналов – 9 наименований; 59 экземпляров;
5.6. Перечислите темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов.

Темы:

1. Новая литература о компьютерах

2. «Римское право»

3. Современные тракторы

4. Русская классика

5. Степные пожары

6. Страхи и фобии у детей младшего школьного возраста

7. Искусство фотографии

Книги:

Лунин В.В. День рождения Мурзилки

Шмелёв «Как я стал писателем»

Брэдбери Рэй Все лето в один день

Усачев А.А. Колесо обозрения

Собакин Тим. Игра в птиц

Козлов Б. «Мастер и Маргарита Булгакова»

Осоргин. «Пенсне».

Пелевин «Аморе»

Тэффи. «Жизнь и воротник»

Лагерлеф С. Сказание о Христе

Мебс. Г. Бабушка

Заболоцкий Н. Хорошие сапоги

Брюссоло Серж. День синей собаки

Зверев И. Второе апреля

Самоучитель испанского языка

Сохраним мир. 1 часть

Красная книга Кузбасса
5.8. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.
Помещения библиотек ежедневно проветриваются, соблюдается санитарный режим, проводится ежедневная влажная уборка всех поверхностей, подоконников, пола. Один раз в месяц, в санитарный день, проводится влажная уборка стеллажей и обеспыливание книг. Один раз в три месяца моются стены и окна. Температурные условия – естественные, освещение в норме. Имеются  противопожарные  инвентари,  противопожарная сигнализация.  Исправность  инвентаря  периодически  проверяется. Ежегодно  проводятся  инструктажи по  технике  безопасности. Поэтому  работники  библиотеки умеют  обращаться  со  средствами  тушения  пожара  и  правильно  использовать  их. Проводятся  семинарские  занятия  по  сохранности  книжных  фондов.
Ведется «Тетрадь учета мероприятий» по сохранности книжного фонда.

Работа по выявлению задолжников ведется кропотливая и настойчивая. При записи в библиотеку с каждым ребенком или взрослым проводится подробная индивидуальная беседа и мини - экскурсия по библиотеке. Формуляры задолжников выделены в отдельную группу. Работниками библиотеки просматривается каждый экземпляр сданной книги, а в читальном зале делаются пометки о первом предупреждении, о замене книги, об общественном порицании. Итоги всей работы отражены в « Уголке читателя».

С целью сохранности книжного фонда библиотекари детско-юношеской библиотеки № 2 организовали кружок «Книжкины доктора», в котором маленькие читатели занимаются ремонтом книг, попутно общаясь в дружеской обстановке между собой и с библиотекарями, которые

ведут активную работу с должниками, проводят при записи беседы с читателями-детьми о правилах пользования книгами и журналами.



  1. Заходите в книжкин дом. Игра – путешествие по библиотеке.

  2. Очень надо человеку посетить библиотеку! Первый визит мальчика в библиотеку.

  3. И зачем тебе аптека, если есть библиотека! Библиотерапевтическое путешествие по библиотеке.

  4. Не человек, а рассказывает. Утренник.

  5. Библиотечный теремок. Утро – удивление.

В библиотеке семейного чтения №1 им. Т.И.Рубцовой прошел месячник по сохранности книжного фонда.

- были напечатаны и подарены читателям листовки «Советы доктора Айболита», «Чего боится книга», «Удивительная просьба книги».

- памятки «Их разыскивает библиотека» со списком задолжников, которые были развешены в школах.

- в регистрационной картотеке имеется «Чёрный список» должников – читателей, которые являются злостными задолжниками библиотеки.

записывая нового читателя, библиотекарь обращается к списку.

Проведена акция «Книга в добрые руки». Принято от населения 200 книг, подарено - 170 книг. Оформлены выставки: «Книги, подаренные читателями», «Возрожденные книги». В уголке читателя вывешены списки «Самые активные читатели», «Самые забывчивые читатели». Последний четверг каждого месяца проводится «День всепрощения». Благодаря этому в библиотеку было возвращено 127 книг. На видном месте висит плакат-напоминание о сроках возврата книг. Составляются списки задолжников и передаются в школу классным руководителям по звонкам-напоминаниям возвращено -130 книг. В библиотеке работает «Школа Айболита». Дети из детского дома «Радуга «приходят на занятия школы, занимаются ремонтом книг. На таких занятиях было отремонтировано - 178 книг.
В течение года в библиотеке-филиале №5 были проведены рейды «Верните книгу в библиотеку» по месту жительства, в результате данного мероприятия 24 из 28 задолжников читателей вернули 68 книг. Также было оповещено по телефону 59 читателя, 174 экземпляров возвращено.

С течением времени, вследствие использования фонда происходит естественное старение книги. Во избежание ее дальнейшего разрушения издание подлежит немедленному ремонту. Из повреждений наиболее распространены выпадение листов, разрывы в листах, отрыв корешков, утеря суперобложек. Подобные повреждения устраняют ребята в «Школе юного библиотекаря». Проведены уроки: «Переплет и ремонт книг», «Книжкина больничка». Во время этих уроков «вылечено» 141 книга.

6.Справочно-библиографическое и информационное обслуживание.
Специалисты детских библиотек г. Юрги стараются учить детей самостоятельному поиску нужной информации и её переработки. Помогают читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать интересующий их материал.

В нашей работе используются различные формы библиотечной работы, но в основе каждой - справочно-информационные методы, методы рекомендательной биб­лиографии.

6.1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Справочно-библиографический аппарат детских библиотек в целом:

Каталоги:

  • алфавитный

  • систематический

  • систематический каталог 1-3 кл

  • систематический каталог 4-5 кл

  • систематический каталог 6-9 кл

  • систематический каталог для РДЧ.


Картотеки:

  • Систематическая картотека статей

  • Краеведческая картотека

  • Картотека периодики

  • Методическая картотека.

  • Картотека стихов.

  • Картотека ЦПИ: «Это поможет тебе».

  • Картотека «Куда пойти учиться»

  • картотека «Наши праздники»

В течение года проводится текущая работа с каталогами: расстановка карточек на вновь поступившие документы, замена разделителей в каталожных ящиках.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т.ч. виртуальных пользователей.

Информационное и справочно-библиографическое обслуживание ведется дифференцировано, с учетом возрастных особенностей пользователей, по ранее сформированным группам: например, руководители детского чтения. Используются как индивидуальные, так и массовые формы работы. Мы стараемся качественно и оперативно удовлетворять все запросы пользователей.

За прошедший год выполнено: 4818 справок.




Виды справок

Выполнено справок.


Кол-во

консуль

таций

Темати

ческие

Уточняющие

Адрес

ные

Факто

графи

ческие

Всего


в т.ч. вирту

альн.

в т.ч. краевед.

1

БСЧ № 1 им. Т.И.Рубцовой

597

742

793

328

2665

340

265

205

2

ДЮБ № 2

545

73

154

118

1040

3

76

150

3

Б-фил. № 5

624

49

199

58

1113

-

69

183




Всего:

1766

864

1146

504

4818

343

410

538


- Консультант плюс в Центре правовой информации.
6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)


Наименование

библиотеки

Индивидуальное инф-ние

Групповое инф-ние

Всего

абонентов

тем

опове

щений

источников

абонентов

тем

оповещений

источни

ков

абонентов

тем

оповещений

источников

Библиотека №5

7

8

17

27

---

----

----

---

7

8

17

27

ДЮБ № 2

2

2

7

42

4

5

46

43

6

5

46

43

Б-ка-ф. №5

5

17

20

12

-

-

-

-

5

17

20

12

Итого:

14

27

44

81

4

5

46

43

18

30

83

82

ДЮБ № 2 - Платные договорные отношения заключены с 4 детскими дошкольными учреждениями: МДОУ №32, №36, №40, №42.
- формы учета абонентов в БСЧ № 1 им. Т.И.Рубцовой:

Картотека индивидуального информирования
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование:
выставки новых поступлений - 56

библиографические обзоры - 46

Дни, недели информации. -1

Библиографическая продукция (информационные бюллетени, дайджесты,

библиографические списки и др.):

- Юрга литературная: биобиблиографический указатель.- Вып.3

[Электронный ресурс] / МБУК «ЦБС» г. Юрга: БСЧ им.

Рубцовой,; сост. Е.В.Чазова. - Юрга, 2012.- 1 электрон. Опт. Диск

(CD-RV): зв., цв.
6.4. Есть ли у библиотеки свой блог, или Живой Журнал (ЖЖ)?
Есть своя страница - http:// my.mail.ru/ #[email protected]
6.5. Формирование основ информационной культуры.

Показатели работы по формированию информационной культуры личности


Наименование библиотеки

Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии

(познавательные)

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

кол-во уроков

кол-во человек

кол-во экскурсий

кол-во человек

Дни библиог-рафии

(кол-во)

Информины, конкурсы, игры и др.

(кол-во)

кол-во

посети

телей

Библиотека-филиал №5

5

80

16

402

--------

----------

----

ДЮБ № 2

2

36

5

78

-

-

-

БСЧ №1 им.Рубцовой

3

67

7

157

1

-

21

Итого:

10

183

28

637

1

-

21


6.5.1. Имеется ли в библиотеке программа занятий по формированию основ информкультуры (если да, то какие новые темы были введены в программу в 2012 году).
Традиционной, но очень важной формой работы в библиотеке-филиале №5 является организация экскурсий по библиотеке. Во время  экскурсии учащиеся знакомятся с правилами пользования библиотекой, с расстановкой фонда, со справочными изданиями, со справочным аппаратом библиотеки. Желающие так же могут записаться в библиотеку. Как правило, такие экскурсии организовываются для учащихся 1-х классов школ №2, №6, №15, №33, №10, а также для детей из детских садов №13, №16, №5, №10, №27. Как правило, после каждой экскурсии число читателей нашей библиотеке возрастает.

С 2008 года библиотека-филиал №5 работает по программе «Школа юных библиотекарей». См. 2.3.

Библиотека информационный и культурный центр нашего города. В ее стенах формируется пытливый читатель, свободно ориентирующийся в мире книг с высокими духовными запросами.

Цели программы:

Воспитать грамотного пользователя библиотеки способного самостоятельно ориентироваться в информационном потоке библиотеки.

Задачи программы:

1. Развивать интерес читателей к профессии библиотекаря;

2. Научить использовать справочный аппарат библиотеки в полном объеме;

3. Научить детей основам информационных знаний.

С учащимися 3 класса школы №33 библиотекарь Курцева М.В., провела библиотечно-библиографический урок « Открываем богатства – журнального царства», где ребятам рассказали о периодических изданиях, которые выписывает библиотека. Библиотекарь привела примеры, чем отличаются одни издания от других, рассказала, сколько людей занято в создании, такого, кажется небольшого издания. Ребята с удовольствием листали газеты и журналы. Некоторые издания они держали в руках в первый раз. Все отметили красочность изданий, интересное содержание, обилие развлекательных публикаций типа кроссвордов, шарад, тестов, комиксов. Затем ребята наперегонки отвечали на вопросы викторины «Кто скорее угадает, тот скорее и узнает». К библиотечно-библиографическому уроку была оформлена книжная выставка «Обо всём на свете в журнале и газете». Общее мнение участников мероприятия было таковым: «Газеты и журналы – это интересно, познавательно и весело!».

20 сентября в гости в библиотеку-филиал №5 пришли ребята из детского сада №13. Юные посетители библиотеки познакомились с историей развития печатного слова. Урок сопровождался показом презентации, из которой ребята узнали какой сложный путь, проходит книга, прежде чем мы возьмем ее в руки, что все народы, так или иначе прошли период “устной книги”, прежде, чем стали фиксировать информацию на каком-либо материале. Древние люди высекали слова на каменных плитах, это была очень долгая и трудная работа. Позднее люди научились писать на тканях, на глиняных дощечках, на папирусной бумаге. Наши предки – славяне писали на берёзовой коре – бересте. Все эти книги писались от руки, гусиным пером. Над одной книгой люди трудились целый год. И только в 1563 году в России была выпущена первая печатная книга замечательным русским мастером Иваном Фёдоровым. А сейчас самый современный источник информации это компьютер, современные электронные издания.

Библиотечный урок «Книги, которые знают все» проведен для учащихся 

3 класса школы №15. Ребята узнали, что справочные книги появились еще в Древнем Египте и люди почитали эти книги как священные. О справочниках египтяне говорили: «Эти книги делают людей умными и обучают невежду, помогая ему узнать все». Библиотекарь рассказала также о том, что чтобы многое узнать и многому научиться  для этого следует научиться пользоваться справочной литературой. 

Поэтому и создаются книги, «которые знают все» - энциклопедии, словари, справочники.
Для  юных читателей были представлены книги серии «Что есть что» с замечательными иллюстрациями и увлекательными текстами, книги серии «Я познаю мир», «Вопросы и ответы», «Сто великих», «Энциклопедию чудес», и др.

Библиотекарь объяснила учащимся, как нужно пользоваться справочной литературой при подготовке  сообщений, докладов, рефератов.

На библиотечном уроке «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» ребята узнали, что включает в себя справочно-библиографический аппарат библиотеки, какие бывают каталоги и картотеки, что такое каталожная карточка, библиографическое описание, шифр. Вторая половина урока прошла как практическое занятие, на котором ребята с помощью каталогов искали книги различных авторов и на разные темы, закрепляя теоретические знания.

Практическое занятие на тему: «Как самостоятельно выбрать книгу» многому научило ребят при  выборе  литературы,   они быстро определились с направлением поиска. Было видно, что ребята, точно знают для какой цели, и какая литература им нужна. Участники урока легко ориентировались в фонде, по мере необходимости смело обращались к СБА. При выборе литературы обращали внимание на полочные разделители. Выбранную книгу  открывали и зачитывали маленькие отрывки, чтобы убедиться что, стиль автора им подходит. Было видно что, ребята внимательно прослушали курс занятий. Каждый участник выбрал для себя именно ту книгу, которая отвечала его интересам.

В 2012году библиотека семейного чтения № 1 им. Т.И.Рубцовой продолжила работу по программе первого посещения библиотеки «Чудесный Книгоград», которая включает в себя библиотечные уроки-экскурсии для учащихся школ. Цель этой программы: знакомство с библиотекой, формирование информационной культуры, привлечение читателей – детей младшего возраста в библиотеку. /Приложение 7/.

Дети школ №8,14 были гостями нашей библиотеки. Всего проведено 5 уроков-экскурсий:

1. «Есть страна Читалия»

2 «Будем с книгою дружить»

3. «Читай - город»

4. «Путешествие в Библиоград»

5. «Здравствуй, друг, библиотека»

К урокам – экскурсиям были оформлены иллюстративно-книжные выставки: «Новые книжки для девчонок и мальчишек», «Открываем богатство журнального царства», «Скажи мне, почему?».

Книги с этих выставок пользуются большим спросом у детей. За период с 2012 года по программе «Чудесный Книгоград» в нашу библиотеку привлечено 112 новых читателей- детей младшего возраста. Результаты работы нас радуют. Дети после наших экскурсий активней идут в библиотеку, приводят своих друзей, с интересом выбирают книги. На 2013год вновь запланированы уроки-экскурсии по программе «Чудесный Книгоград», на которых будет продолжено знакомство ребят с библиотекой и книгой, ведь на основе чтения формируется внутренний мир ребенка.
6.5.2. Опишите новые формы и методы работы по формированию основ информкультуры
В библиотеке-филиале №5 при проведении уроков по информационной культуре используются мультимедийные презентации, игровые и театрализованные элементы.
С октября в БСЧ им. Т.И.Рубцовой (ф№1) провели цикл занятий «Уроки компьютерной грамотности» /Приложение 1/.

Темы занятий рассчитаны на 4 урока:

1.Цифровые технологии и интернет

2. Безопасность работы компьютера. Меры защиты компьютера.

3. Основные сведения о компьютерах.

4.Офичные программы и социальные сети.

Категория посетителей - пенсионеры.
6.5.3. Координация работы с образовательными учреждениями. См. раздел 2.

БСЧ им.Т.И.Рубцовой (ф№1) заключила договора со школой №14, школой №8, которые гарантируют оказание информационной поддержки учебному процессу и проведение внеклассных мероприятий, закрепляют права и ответственность сторон.

Образовательным учреждениям библиотекари предлагают годовой план работы, в который входят занятия по формированию основ информационной культуры: экскурсии, знакомство с каталогами, со справочной литературой, с детской периодикой. Школы сами выбирают, какие именно занятия им нужны. Библиотечные уроки проводим по заявке школ.
6.6. Сервисные библиографические услуги
В библиотеке-филиале №5 предлагаются следующие услуги:

  • Составление и выдача библиографического списка

  • Создание библиографического описания, редактирование, индексирование, краткое содержание книги из фондов сторонних организаций и личных коллекций.

  • Подготовка и проведение обзоров, бесед по предварительным заявкам граждан, не являющихся зарегистрированными пользователями библиотеки.


6.7. Опишите формы и методы работы в области рекомендательной библиографии
В библиотеке-филиале №5 чаще всего используются такие формы и методы работы:

  • рекоменда­тельные списки литературы.

  • индивидуальные реко­мендательные беседы.


В библиотека семейного чтения №1 им. Т.И.Рубцовой:

1. Информационные листовки:

«Книги, которые надо перечитывать»

2. Листовки-приглашения:

«Приглашаем в мир книг»

«Приглашение на мероприятие»

3. Листовки об информационных продуктах и услугах библиотеки:

«Информация для читателей»

4.Биобиблиографический указатель:

«Юрга литературная»
7. Организационно-методическая работа.
7.1. Участие детской библиотеки в системе непрерывного образования библиотечных работников ЦБС. Какие формы повышения Вы считаете наиболее эффективными, какие темы – приоритетными?
Задачи методиста по работе с детьми остаются прежними:
- повышение квалификации библиотечных работников;

- содействие выявлению, изучению и внедрению библиотечного опыта и инноваций;

- раскрытие фонда методических материалов и помощь руководителям детского чтения в методическом обеспечении;

- связь с учреждениями культуры города, школами, организациями, занимающимися воспитанием детей;

взаимосвязь с библиотеками города.

В мае методист по работе с детьми Охотникова О.В. и библиотекарь 1 категории Татарникова Н.В.(БСЧ им.Т.И.Рубцовой №1) обучались на двухдневном семинаре в Кемеровской областной детско-юношеской библиотеке по теме «Формирование толерантных установок личности в библиотечном формате». Было интересно, нам очень понравилось.

Ведущий библиотекарь БСЧ им.Т.И.Рубцовой Матюшева Н.А. обучалась на областных курсах «Ориентир на юного пользователя: ритм сегодняшнего дня», проходящего в областной детско-юношеской библиотеке. Отзывы тоже очень хорошие.

29 марта Чазова Е.В. ведущий библиотекарь БСЧ им. Т.И.Рубцовой приняла участие в областной региональной конференции, посвященной пятидесятилетию кузбасской писательской организации. Выступила с докладом «Библиографический указатель «Юрга литературная»» и докладом «Творчество юргинской поэтессы Т. Рубцовой».

Самообразование библиотекарей - одна из действенных форм повышения их квалификации. Библиотекари в обязательном порядке знакомятся с профессиональными периодическими изданиями: «Библиотека», «Новая библиотека», «Библиополе» и т.д.

Методист по работе с детьми Охотникова О.В. со специалистами, работающими непосредственно с детьми - зав. БСЧ им. Т.И.Рубцовой №1 Лепина Г.Б., ведущим библиотекарем детско-юношеской библиотеки №2, библиотекарем 1 категории детской библиотеки №5 Требиной Н.В. обучались в мастер-классе, организованном методистами кинотеатра «Луч», на тему «Что такое игра? Игровые технологии». В ходе мероприятия состоялась беседа, практика, обмен опытом по этой теме.
В помощь библиотекарям ведутся следующие картотеки:
- Картотека сценариев массовых мероприятий;

- Картотека в помощь составлению разработок;
7.2.Сколько раз посетили библиотеки с оказанием методической помощи.

Работа методиста заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям и делать их работу наиболее разнообразной.
Оказываются следующие виды услуг:


  • выдача во временное пользование любого документа

библиотековедческой тематики;

  • выезды в библиотеки;

  • подготовка справок и информации о работе библиотек;

  • проверка библиотек и подготовка рекомендаций по организации

работы на профессиональном уровне;

  • организация системы повышения квалификации библиотечных

работников путем проведения семинаров, тренингов, мастер-

классов.

С целью помощи в подготовке годового отчета посетила БСЧ им. Т.И. Рубцовой, детско-юношескую библиотеку №2, БСЧ № 2.
7.3. Дайте оценку эффективности мероприятий по повышению квалификации на областном уровне. Перечислите актуальные формы и темы мероприятий для будущего планирования.
7.4. В каких профессиональных конкурсах участвовали детские библиотеки в 2012 году? Каковы их результаты?
Приняли участие во Всероссийском конкурсе «Библиотеки в год Российской истории».
Приняли участие в областном конкурсе «Самая читающая семья».
7.5. В каких благотворительных акциях, проектах вы участвовали?

Библиотека семейного чтения им. Т.И.Рубцовой №1:

1. Акция «Прочтите книгу о войне». Прочитали 178 человек.

2. Акция «Запишите ребенка в библиотеку». Записалось 37человек.

3. Акция « Дни дарения». Авдюшина В.А. пожертвовала БСЧ 23 книги на суму 1490 рублей.

4. Акция «Подари книгу библиотеке». Подарили 150 книг.
7.6. Укажите, что вы планируете решать в 2013 году.
Постоянно ведется поиск новых форм и методов работы. 2013 год объявлен Годом Экологии. Так как экологическое просвещение должно быть живым и увлекательным, предложить детским библиотекам выявить группы читателей, увлекающихся чтением литературы о природе, и на их читательских формулярах проставлять сиглы или приклеивать картинку в форме зеленого листочка.
С целью обмена опытом библиотек по внедрению инноваций, в методическом отделе завести папку – накопитель «Банк инноваций». Каждая библиотека может представить материал со своим опытом работы по внедрению инноваций в их библиотеке.

На всей собственной издательской продукции библиотек в выходных

данных отражать адреса электронной почты и сайта.

Ввести рубрику общения с пользователями: «Гостевая книга детских библиотек города Юрги».

Можно предложить предоставлять возможность пользователям проводить заказ книг по электронной почте.
7.7. Укажите, в каком методическом обеспечении вы нуждаетесь и предложите темы дальнейших совещаний заведующих детскими библиотеками, какие и кому необходимы стажировки, исследования, экспертная оценка, консультации и др.
Нуждаемся в специальной методической литературе по библиотечному делу, специализированных библиотечных журналах.
8. Библиотечные кадры.
Есть ли в штатном расписании ставка методиста по работе с детьми: Да

Предоставить сведения о введении в штат новых должностей и специалистов:

1. Методист по работе с детьми в ЦБС.

Число молодых специалистов

1

Число сотрудников, обучающихся в учебных заведениях

-

Число работающих пенсионеров

4

Число ветеранов в библиотеке

3

Персонал, занятый обслуживанием читателей (для расчета нагрузки)

15

Число вакансий

-



8.1. Показатели нагрузки на одного библиотечного работника в детских библиотеках города (района) в 2012 году:





В среднем

БСЧ№1

ДЮБ №2

БФ № 5

По числу читателей

848

865

889

789

По количеству книговыдач

20356

20207

21762

19100

По числу посещений

5124

5065

5457

4843


8.2. Возрастной состав библиотечных работников





До 25 лет

25-35 лет

35-45 лет

45-55 лет

Свыше 55

БСЧ № 1 им. Т.И.Рубцовой

-

-

1

5

1

ДЮБ № 2

-

-

1

1

2

Б-фил. № 5

-

1

-

3

1

Кол-во сотрудников

-

1

2

9

4

Всего:

16

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: