Брянский государственный университет
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО
Кафедра естественно-математических дисциплин и методик их преподавания

"У Т В Е Р Ж Д А Ю"
зав. кафедрой ЕМД и МП
_________________________
"____"_______________2007г.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «Окружающий мир»
Рабочая программа
Программа лекционного курса
Планы практических и лабораторных занятий
Контроль за выполнением самостоятельной работой студентов
Специальность:
031200 - педагогика и методика начального образования
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЗО
КУРСЫ: 3 СЕМЕСТРЫ: 5,6
Лекции – 16 ч.
Практические занятия – 10 ч.
Лабораторные занятия – 16 ч.
КСР – 4 ч.
Итого: Общий объем учебного курса - 46 ч.
Рабочая программа составлена:
доц. Чижевским А.Е, ст. преп.Чижевской И.Н..
Брянск – 2007
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом СПФ (заочное отделение) и учебной Программой курса «Методика преподавания естествознания» (Методика преподавания естествознания: Учебная программа. – Брянск: Изд-во БГУ, 2004)
ВЫПИСКА
из рабочего учебного плана
Семестр | Недель | Всего часов | лекций | пр | лб | кср | В неделю час. | Из них | Число к/р | зач | экз | ат | |||
Лк | Пр | лб | кср | ||||||||||||
5 | | 10 | 10 | | | | | | | | | | | | |
6 | | 36 | 6 | 10 | 16 | 4 | | | | | | 1 | | экз | |
Итого: | 46 | 16 | 10 | 16 | 4 | | | | | | 1 | | 1 | |
ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Лекция 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
План:
Методика преподавания естествознания как наука и учебный предмет.
Функции и задачи преподавания естествознания в современной начальной школе.
Основные понятия учебного курса.
Система познавательных задач на уроках естествознания.
Лекция 2. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
План:
1. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе.
2.Образовательный минимум содержания «Окружающего мира»
(Госстандарт) и особенности его реализации в различных системах начального образования.
3. Общие и специфические принципы и подходы к построению учебных дисциплин «Окружающего мира» (интеграции, краеведческий, экологического образования, общепедагогические принципы, экологический, географический и исторический подходы).
Лекция 3. ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
План:
1. Формирование знаний. Формирование представлений об объектах
и явлениях окружающего мира и связях между ними. Формирование и
развитие понятий.
2. Формирование отношений. Формирование нравственных экологических и эстетических отношений.
3. Формирование умений. Этапы формирования умений. Технологии природопользования и природоохранительной деятельности.
4. Развитие личности в процессе изучения окружающего мира.
Лекция 4. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
План:
1. Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию. Требования к современному уроку.
2.Планирование уроков. Типология и структура уроков естествознания в начальной школе.
3. Экскурсии. Особенности и значение экскурсионного изучения окружающего мира.
4. Внеурочная и внеклассная работа по естествознанию.
Лекция 5. МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
План:
1.Общая характеристика методов и методических приемов обучения естествознанию.
2. Многообразие словесных методов обучения младших школьников естествознанию.
Роль наглядных методов в изучении окружающего мира.
Практические методы обучения естествознанию.
Лекция 6. МАТЕРИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
План:
1. Система оборудования по естествознанию. Функции средств обучения в процессе познания природы, формирования умений, отношений с окружающим миром.
2. Дидактические средства, используемые на уроках окружающего мира.
3. Классный уголок «Мир вокруг нас»: отдел живой природы, экологический и краеведческий отделы.
4. Пришкольный учебно-опытный участок, географическая площадка, экологическая тропа.
5. Новые информационные технологии в системе средств обучения естествознанию.
Лекция 7. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРИАТИВНЫХ КУРСОВ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
План:
1.Теоретические предпосылки, особенности содержания, методов, организации уроков, учебно-методические комплексы вариативных курсов по окружающему миру.
2. «Природа и люди» (авт. З.А. Клепинина).
3.«Зеленый дом» (авт. А.А. Плешаков).
4. «Окружающий мир» (авт. Н.Ф. Виноградова и др.).
5. "Мир и человек» А.А. Вахрушева в образовательной системе «Школа 2100».
5.«Окружающий мир» (авт. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин).
6. Окружающий мир в системах развивавшего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Обществоведческий блок в образовательной компоненте «Окружающий мир».
Лекция 8. СОДЕРЖАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
План:
Основные цели, задачи и содержание экологического образования в начальной школе.
Методика формирования экологической культуры у младших школьников.
Методы и формы экологического образования в начальной школе.
Организация практической деятельности младших школьников по охране природы.
ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторная работа 1.
Тема: Организация и методика проведения экскурсий по изучению
сезонных явлений в природе
Вопросы для обсуждения:
Подготовка учителя к занятиям.
Цель и задачи природоведческих экскурсий.
Оборудование и материалы.
Этапы проведения экскурсии.
Особенности деятельности учителя и учащихся на экскурсии.
Анализ результатов экскурсии.
Лабораторная работа 2.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков по изучению ботанического материала
Вопросы для обсуждения:
Роль и задачи предметных уроков в курсе начального естествознания.
Структура предметного урока.
Методика проведения предметных уроков по изучению ботанического материала.
Особенности деятельности учителя и учащихся на предметном уроке.
Анализ предметного урока с ботаническим материалом.
Особенности проведения предметных уроков с ботаническим материалом по программам и учебникам различных учебных курсов.
Лабораторная работа 3.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков по изучению зоологического материала
Вопросы для обсуждения:
Цель и задачи предметных уроков по изучению зоологического материала в курсе начального естествознания. Оборудование и материалы.
Методика проведения предметных уроков с зоологическим материалом.
Особенности деятельности учителя и учащихся на предметном уроке по изучению зоологического материала.
Анализ предметного урока с зоологическим материалом.
Особенности проведения предметных уроков с зоологическим материалом по программам и учебникам различных учебных курсов.
Лабораторная работа 4.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков с применением опытов по изучению свойств почвы, воды, воздуха, снега и льда.
Вопросы для обсуждения:
Место предметных уроков с применением опытов в курсе начального естествознания. Цель и задачи их проведения.
Оборудование и материалы.
Методика проведения предметных уроков с применением опытов. Этапы проведения урока.
Особенности деятельности учителя и учащихся на уроке с применением опытов.
Анализ урока.
Особенности проведения предметных уроков с применением опытов в программах и учебниках различных учебных курсов.
Лабораторная работа 5.
Тема: Организация и методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые"
Вопросы для обсуждения:
Цель и задачи предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".
Оборудование и материалы.
Методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".
Особенности деятельности учителя и учащихся на уроке по исследованию физических свойств полезных ископаемых.
Анализ урока.
Особенности предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые" в программах и учебниках других авторов.
Лабораторная работа 6.
Тема: Организация и методика проведения практических работ на местности по ориентированию и формированию пространственных представлений у младших школьников
Вопросы для обсуждения:
Цель и задачи проведения практических работ на местности в курсе начального естествознания.
Оборудование и материалы, необходимые для проведения практических работ на местности.
Методика проведения практических работ на местности.
Особенности деятельности учителя и учащихся при проведении практических работ на местности.
Лабораторная работа 7.
Тема: Методика изучения природных сообществ в курсе начального естествознания
Вопросы для обсуждения:
Цель и задачи уроков по изучению природных сообществ – леса, луга, пресного водоема в курсе начального естествознания.
Методика изучения природных сообществ.
Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Особенности изучения природных сообществ в программах и учебниках различных учебных курсов.
Лабораторная работа 8.
Тема: Организация и методика проведения уроков по изучению краеведческого материала
Вопросы для обсуждения:
Место темы «Родной край» в курсе начального естествознания. Задачи изучения темы.
Методика изучения краеведческого материала.
Методика развития экологической культуры младших школьников в ходе изучения материалов краеведения.
Особенности изучения краеведческого материала в программах и учебниках различных учебных курсов.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1.
Тема: АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вопросы для обсуждения:
Значение предмета естествознания в начальной школе.
Образовательные задачи обучения естествознанию. Задачи воспитания и развития личности младших школьников при изучении естествознания.
Содержание курса естествознания в начальной школе.
Программа как нормативный документ. Структура программы (объяснительная записка, содержание, требование к подготовке), взаимосвязь ее компонентов.
Анализ действующих программ по естествознанию в начальной школе.
Занятие 2.
Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Вопросы для обсуждения:
Учебник как нормативный документ, книга, основное средство обучения естествознанию младших школьников.
Структура учебника (текстовый компонент, иллюстративный компонент, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки), его основные функции.
Приемы работы с учебником.
Обзор учебников естествознания и природоведения для начальных классов различных авторов.
Занятие 3.
Тема: УРОК - ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ
Вопросы для обсуждения:
Урок. Основные функции уроков естествознания. Требования к современному уроку.
Подготовка учителя к уроку.
Типы уроков (вводные, изучения нового материала, обобщающие, комбинированные, предметные), их характеристика, особенности организации.
Структура и особенности урока естествознания в начальных классах. Конспект урока. Требования к его составлению.
Интегрированные и нетрадиционные уроки по окружающему миру.
Домашние учебные занятия учащихся.
Особенности организации контроля на уроках естествознания.
Анализ уроков природоведения.
Занятие 4.
Тема: МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Вопросы для обсуждения:
Роль дидактического оснащения в процессе обучения естествознанию в начальных классах.
Виды дидактических средств, используемых на уроках естествознания.
Натуральные объекты: природные объекты и их препараты, объекты, созданные человеком.
Объемные наглядные пособия: муляжи, модели.
Плоскостные пособия: учебные картины, таблицы, схемы, экранные пособия.
Технические средства обучения, применяемые при обучении естествознания в начальных классах.
Классный уголок «Мир вокруг нас»: отдел живой природы, экологический и краеведческий отделы.
Пришкольный учебно-опытный участок, сельскохозяйственный
участок, географическая площадка.
Занятие 5.
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для обсуждения:
Возрастные особенности восприятия у учащихся 6 лет.
Характеристика естественнонаучных понятий.
Образование естественнонаучных понятий.
Методика формирования и развития понятий.
Содержание учебного материала по естествознанию.
Специфика организации учебной деятельности учащихся на уроках естествознания.
Контроль за выполнением самостоятельной работой студентов (4 часа)
Занятие 1.
Методика контроля и оценки знаний учащихся по предмету «окружающий мир»
План:
Цели контролирующей и оценивающей деятельности и ее принципы.
Виды контроля на уроках «Окружающий мир». Особенности организации контроля.
Использование тестовых, графических задач и заданий на поиск ответа.
Характеристика ошибок и недочетов.
Занятие 2.
Внеклассная работа с учащимися по окружающему миру
План:
Факультативные курсы для младших школьников.
Организация познавательной деятельности во внеучебное время.
Массовые внеклассные мероприятия в курсе окружающего мира.
Занятие 3.
Методика использования средств информационных технологий на уроках естествознания в начальной школе
Задачи модернизации российского образования.
Новые информационные технологии в системе средств обучения начальному естествознанию.
Особенности использования средств информационных технологий в начальной школе.
Занятие 4.
Методика работы с дневником наблюдений
План:
Методика организации наблюдений – как метода познания природы младшими школьниками.
«Дневник наблюдений» и организация работы с ним.
Содержание наблюдений по классам.
ЛИТЕРАТУРА
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения: Пособ для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1988.
Аквилева Г.Н. и др. Преподавание природоведения в малокомплектной школе. - М.: Просвещение, 1990.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Баунова И.А., Манюлина Л.И. О материальном оснащении уроков природоведческого цикла /Начальная школа. – 1991. – №7.
Баранов С.П. Сущность процесса обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для ст-ов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография. – М.: Издательский Дом РАО, 2004. – 156 с.
Дрига И.И., Рах Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. – М., 1985.
Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2004. – 496 с.
Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. – М., 1990.
Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999.- 176с.
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир в начальной школе: Беседы с будущим учителем. – М.: Изд-во «Академия», 1998.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993.
Завитаев П.А. Оборудование занятий по изучению природы в 1-4 классах. – М.: Учпедгиз, 1961.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. - с. 134.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 216 с.
Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России. 2005. – 128 с.
Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993.
Оборудование учебного процесса в начальных классах /Под ред. Суворовой. – М., 1978.
Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.
Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, С.Е. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Бим – Бад Б. М. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.
Программа «Природоведение». Начальная школа. – М.: «Дрофа», 2000.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М., 2000.
Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: теория и методика внеурочной работы. – М., 2000.
ПРОГРАММА К ЭКЗАМЕНУ
1. Методика преподавания природоведения как педагогическая наука; ее предмет, задачи и методы исследования.
2. Зарождение и развитие методики преподавания природоведения в дореволюционной России.
3. Развитие методики преподавания природоведения в советский период.
4. Проблемы развития методики преподавания природоведения в современной России.
5. Природоведение как учебный предмет в начальной школе.
Образовательные и воспитательные задачи курса природоведения в младших классах школы.
6. Психолого-педагогические основы методики природоведения.
7. Особенности содержания учебного материала по природоведению в начальной школе.
8. Особенности формирования природоведческих понятий.
9. Особенности формирования природоведческих умений.
10. Методы обучения природоведению. Целостный подход к проблеме методов обучения.
11. Формы организации обучения природоведению. Классификация форм обучения природоведению.
12. Урок - ведущая форма учебно-воспитательной работы по природоведению. Характеристика типов уроков природоведения: предметные, комбинированные, обобщающие.
13. Экскурсия по изучению природы, ее место и значение в процессе обучения младших школьников.
14. Внеурочная работа учащихся по природоведению в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, на географической площадке.
15. Домашняя работа учащихся по природоведению. Работа с учебником, дневником наблюдений, дополнительной литературой, постановка опытов.
16. Внеклассная работа по природоведению. Содержание и организация различных видов внеклассной работы по природоведению.
17. Воспитание учащихся в процессе обучения природоведению.
18. Проблемы создания адекватного эмоционального фона у учащихся на уроках природоведения.
19. Проблемы формирования экологической культуры у младших школьников в процессе изучения природоведения.
20. Особенности содержания и методика организации природоведческих курсов в зарубежной начальной школе.
21. Межпредметные связи в процессе преподавания природоведения.
22. Особенности обучения учащихся природоведению в малокомплектной школе.
23. Особенности ознакомления с природой учащихся 1-2-х классов.
24. Планирование занятий по природоведению.
25. Особенности работы учителя с литературой в процессе подготовки к занятиям по природоведению.
26. Методический анализ учебного курса "Мир вокруг нас".
27. Методический анализ курса "Природоведение и сельскохозяйственный труд" Плешаков А.А.
28. Методический анализ учебного курса Природоведение 3 класс. Плешаков А.А.
29. Методический анализ учебного курса Природоведение 4-й класс. Плешаков А.А.
30. Методический анализ учебного куса "Мир и человек". Леонтьева.
31. Методический анализ учебного курса "Природоведение". Клепинина З.А.
32. Методический анализ учебного курса "Естествознание". На основе системы Эльконина-Давыдова.
33. Методический анализ учебного курса "Естествознание". На основе системы Занкова.
34. Методический анализ факультативных природоведческих курсов.
35. Организация и методика проведения предметных уроков с ботаническим материалом.
36. Организация и методика проведения предметных уроков с зоологическим материалом.
37. Организация и методика проведения предметных уроков с применением опытов (Песок и глина).
38. Организация и методика проведения предметных уроков по разделу "Полезные ископаемые".
39. Организация и методика проведения практических работ на местности.
40. Организация и методика проведения уроков на пришкольном участке.
41. Организация и методика проведения уроков на основе краеведческого материала.
42. Организация и методика проведения уроков по изучению хозяйственной деятельности человека.
43. Оборудование занятий по изучению природы. Материальная база обучения природоведению.
44. Методика проведения уроков с использованием видеоматериалов.
45. Изготовление графических наглядных пособий и методика проведения уроков с их использованием.
46. Методика проведения уроков по изучению осенних явлений в природе.
47. Методика проведения уроков по изучению зимних явлений в природе.
48. Методика проведения уроков по изучению весенних явлений в природе.
49. Методика проведения уроков по изучению организма человека и охране его здоровья.
50. Методика проведения уроков по изучению природных зон.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: