Феномен политики: содержание, структура, функции и ресурсы политики как социального института
17. Этнополитические конфликты в современном мире.
Особую остроту в современном мире получили этнические конфликты. Хотя они детерминированы целым комплексом экономических, социальных, религиозных и культурных проблем, они имеют тенденцию к перерастанию в политические конфликты. Это связано с тем, что многие группы уверены, что решить свои проблемы они могут только изменив свой политический статус или расширив свое представительство в системе власти и управления.
Необходимо отметить, что под этносом понимается общность людей, которая исторически сложившаяся на определенной территории и обладает особыми чертами культуры, языка, особенностями психологического склада и осознанием своего единства и отличия от других групп. Представление об общности происхождения, общность исторической судьбы является основой этнического самосознания и групповой идентификацией. Одним из его проявлений может стать идеология национализма. Национализм - явление неоднозначное. Одним из его выводов может стать патриотизм, выраженный в стремлении народа защитить свой язык, культуру и суверенитет, а другим - ксенофобия (страх и враждебность ко всему чужому), представление об исключительности этого народа и шовинизм в отношении других. Национализм может проявляться и в сепаратизме - в стремлении к суверенитету и стремлении собственного независимого государства.
В современной науке существуют различные объяснения причин межэтнических конфликтов.
Неомарксизм видит причину национального и регионального сепаратизма в неравномерном развитии территорий. Разрыв по показателям уровня жизни между высокоразвитыми и периферийными регионами может толковаться в терминах господства и подчинения: один народ "сидит на шее другого" и эксплуатирует его сырьевые и человеческие ресурсы. Этот аргумент используется политическими элитами как важнейший аргумент этнической мобилизации группы.
Согласно модернизационным подходом переход к более современной рыночной экономической модели вызывает соперничество между этническими группами за использование рыночных возможностей и за доступ к эффективных видов деятельности. К этому необходимо добавить, что попытка ускоренной модернизации сопровождается разрушением социальной структуры, ростом массовой безработицы. В полиэтническом обществе кризис обостряет конкуренцию групп за рабочие места, за собственность, за государственную поддержку. Это является питательным грунтом для появления как бытового, так и полиэтнического национализма.
Для описания этнических конфликтов часто используется статусно-групповой подход. Частично он уже рассматривался выше, при характеристике статусно-ролевых конфликтов. Этнос имеет возможность сравнивать свой статус с положением других групп, используя такие показатели, как продолжительность жизни, рождаемость и смертность, объем общественных благ, приходящийся на весь этнос в целом или на отдельного его представителя, возможность развивать собственную культуру, представительство в профессионально -классовых группах и в структурах власти, объем политических прав, объем политического суверенитета. Низкий статус порождает психологическое состояние неполноценности и стимулирует движения, направленные на изменение статуса.
Согласно культурно-плюралистическим подходом межэтнические конфликты неизбежны, если в рамках одной политической системы объединяются весьма различные по этнокультурными признаками народы. Процессы культурной унификации провоцируют защитный национализм - желание сохранить свою самобытность.
Популярное и ценностное объяснение этнических конфликтов. Согласно точке зрения американского политолога С. Хантингтона, высказанной в работе "Столкновение цивилизаций", наиболее острые конфликты современного мира происходят по линиям культурных (цивилизационных) различий между этническими и религиозными группами. По С. Хантингтону, запрограммированные в обществах так называемого "расколотого" типа, то есть в обществах, которые объединяют в своем составе населения, принадлежащего к разным цивилизациям, например, исламской и христианской, исламской и иудейской т.д.
Согласно инструментальным подходом национализм разгорается лидерами и элитами, которые в борьбе за сферы экономического и политического воздействия применяют все методы для этнической мобилизации, используя для этого этнические символы, лозунги культурного возрождения и государственного суверенитета.
Но, видно, исследования причин этнополитических конфликтов требует многофакторного анализа, так как при возникновении конфликтов происходит наслоение одних ситуаций на другие.
Наряду с названными, причинами конфликтов могут стать следующие:
· Историческое наследие межэтнических отношений: войны между народами, нанесенные обиды, случаи депортации народов;
· Самовольное проведение границ, которые не совпадают с границами расселения этносов;
· Насильственное включение территории этноса в другое государство;
· Отсутствие реальных условий для развития национальной культуры, обучение на родном языке;
· Навязан "патернализм", политика, в основе которой лежит представление о архаичность образа жизни малого народа и попытка привить ему культурные образцы развитого народа;
· Стереотипы негативного восприятия другого народа.
18. Этнополитика в Украине. Диаспора как объект исследования.
Этнополитические процессы в независимой Украине происходят в условиях трансформации общества от авторитарно-тоталитарной системы к демократической, правового, социального государства. Они сопровождаются этническим ренессансом, активной включенностью этнических сообществ в формирование новой модели сосуществования граждан Украины. Характерной особенностью этого прогресса, с одной стороны, есть утверждения украинской нации, национальных меньшинств как действенных субъектов и постоянных структурных компонентов украинского социума, а с другой - их интеграция и становление многоэтнического Украинского народа (по Конституции Украины) - украинской политической нации.
Украина на сегодня является одной из немногочисленных постсоветских стран, в который уже 13 лет царит межнациональное согласие. Этот факт хорошо известен в Украине, его признает мировое сообщество, за это "ногами голосуют" граждане других стран, которые все чаще прибывают в Украину. Следует подчеркнуть, что несмотря проживания в Крыму 243 тыс. крымско татарского населения проблема терроризма Украина не касается. Но нужно тоже отметить, что согласно данным круглого стола по межэтнической толерантности, который проходил в 2003 году в Киеве по инициативе Совета Европы показатели межэтнической толерантности в Украине в течение нескольких лет значительно ухудшились.
Национальная этнополитика как фактор внешнеполитической стабильности Украины
Для менталитета украинцев в исторической ретроспективе приметным было преимущество общечеловеческих интересов над личными, частными интересами. То есть работать и жить не только ради собственного благосостояния, но и ради большой цели - подносить свой народ, свою страну является органической чертой большинства украинцев. В переходный период, который длится люди уже устали ожидать четко определенных ориентиров дальнейшего развития : они хотят знать, какое общество и которым путем должны создавать в своей стране. Новая волна властной элиты представляла свое призвание лишь в разрушении старого, мало задумываясь над тем что строить после. В Украине, в частности, были полностью уничтожены принципы якобы старой идеологии и сделана попытка построить государство на национальной идее независимости, гармоничного развития человека. При этом подходы к построению новой идеологии в создании такого понятия как нация-государство, формировались учитывая полиэтнический состав Украины. Нация-государство стало точкой отсчета для понятий "национальные интересы", "национальная безопасность", "национальная экономика" и тому подобное, которые пришли на смену "государственным интересам" "государственной экономике" и "государственной безопасности". Замену "государственного" на "национальный" можно объяснить попыткам отказаться от бывшей советской терминологии, где государственное было пропитано негативным восприятием.
В новом виденье соблюдения прав национальных меньшинств также появляется проблема защиты прав человека. Это понятие имеет две характеристики - внутренне - и внешнеполитическую. Важность отмеченного заключается также в том что большинство зарубежных стран отношения к национальным меньшинствам рассматривают как основной критерий в развитии двусторонних отношений.
Сохранение внутриполитического мира было бы невозможным за ситуации явных межэтнических конфликтов. Одним из достижений политики Украинского государства есть сохранение межнационального согласия. Украина является полиэтническим государством, что, с одной стороны возлагает на нее ответственность за защиту прав представителей этнических меньшинств параллельно с учетом потребностей и требований титульной украинской нации. С другой стороны, этнический фактор является тем рычагом, который определяет и формирует отношение к Украине государств чья этносоставляющая населения в ней представлена. В соответствии с состоянием защищенности прав этнических меньшинств развиваются отношения Украины с европейскими структурами - Советом Европы, ОБСЕ, ЕС и тому подобное, призванными защищать права и свободы человека.
19. Сущность политической системы общества.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях:
обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества;
управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения;
интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры;
политическая социализация и др.
Выделяются следующие политические системы: рабовладельческая; феодальная; буржуазная; социалистическая.
На основе характера политического режима выделяют политические системы: демократические; либеральные; тоталитарные; авторитарные.
Широко распространено деление политических систем на: Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
Политические системы подразделяют также на: открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой; закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.
На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы: либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия; коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации; развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.
20. Государство как главный элемент политической системы.
Основным компонентом политической системы является государство, которому принадлежит особое место в политической жизни общества. Именно государство выступает основным носителем политической власти и главным орудием реализации классовых интересов, главным субъектом и одновременно главным объектом политической деятельности и политических отношений в обществе. Существует несколько теорий происхождения государства:
-Теологическая
-Договорная
-Психологическая
-Марксистских
Концепции происхождения, природа и социальное назначение государства. Ведущим институтом политической системы, сосредоточивает максимальную политическую власть, является государство.
Государство - это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий было предметом долгих дискуссий. Выдвигались различные гипотезы и теории.
Одна из древнейших теорий происхождения государства - теократическая, т.е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписало человеку Богом. Другая, патриархальная концепция, трактуется государство как большую семью, в которой отношения монарха и его поданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций выразил патриархально-патерналистську концепцию государства.
В ХVII-ХVIII веках оформляются договорные теории происхождения государства (Дж.Локк, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо). Государство стали понимать как общественный договор, согласно которому люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Как отмечал французский мыслитель Д. Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая была бы волей всего общества и была бы общим центром и пунктом единения всех их воли и всех их сил».
В XIX в. были созданы основы марксистской теории о классах и государстве, согласно которой государство является политической машиной для подавления господствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. В. И. Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание« порядка », который узаконивает и укрепляет это угнетение, сдерживая столкновения классов». Марксизм предполагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство - таков конечный вывод марксистской теории.
По мнению сторонников теории насилия государство является результатом прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.
На определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его обще социальное назначение. Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство призвано представлять общий интерес. Государство выступает важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества.
Государство - это особая форма организации политической власти в обществе, владеющей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Государство как определенная политическая структура имеет чрезвычайно сложное строение. Традиционно выделяют три ветви государственной власти - исполнительную, законодательную и судебную. Государство, выступая от имени общества, регламентирует политическую деятельность всех его организаций, устанавливает основные нормы этой деятельности, ее методы, условия формирования и функционирования негосударственных организаций. Государство существует за осуществление ею совокупности необходимых функций. Такими функциями являются: защита общественного порядка, предотвращения и устранения социально опасных конфликтов, регулирования экономических и иных общественных отношений, осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и др., выполнение внешнеполитической функции защиты интересов страны, функции обороны страны и т.д. Достаточно распространенной является классификация государства по форме государственного правления:
-Парламентская республика,
-Президентская республика,
-Конституционная монархия.
Не менее распространена классификация государства по форме государственного устройства:
-Унитарная
-Федеративное.
Современные государства можно типологизировать и по тем функциям, которые они выполняют:
-Военное или полицейское государство
-Правовое,
-Социальное государство.
21. Типы политических систем.
Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.
1. Зависимости от политического режима различают следующие политические системы:
· Тоталитарные;
· Авторитарные;
· Демократические.
2. По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:
· Открытые системы;
· Закрытые системы.
Примеры закрытой является политическая система советского типа, сложившейся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовав понятие "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, проникнутые духом критики и рациональным пониманием мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.
3. В историческом анализе используется характеристика систем с позиций формационного подхода.
Соответственно выделяются системы:
· Рабовладельческие;
· Феодальные;
· Капиталистические;
· Командно-административные.
Достаточно распространено выделение традиционных (до индустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно нерозвинуте гражданское общество, пидданського или патриархальная политическая культура, власть в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей.
5. Выделяют политические системы переходного типа, включающие в себя элементы модернизированной системы, рождается и элементы старой системы. Политическая система современной Украине носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.
6. Существуют различные типологии политических систем, предназначенных по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянием политической структуры. Одна из них разработана Д. Алмонда и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности, выделяют примитивные, традиционные и современные системы.
В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации.
Традиционные системы характеризуются слабой дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчиняясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий.
Современные системы является еще более дифференцированными в структурном плане, в них функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управления подсистемами и "культура подчинения участия". В свою очередь авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизированными.
Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.
Это позволило Д. Алмонду и С. Вебер выделить следующие типы политических систем:
· Англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной культурой, что означает: большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы;
· Континентально-европейскую, которая характеризуется фрагментарной политической культурой;
· До индустриальные и частично индустриальные с дифференцированной политической культурой;
· Тоталитарную с гомогенной политической культурой, причем сама гомогенность определяется отсутствием плюрализма и возможностью реализации собственного интереса.
22.Политическая система Украины.
Политическая система современной Украине носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.
В современной Украине идеи политического плюрализма и многопартийная политическая система получили свое закрепление на конституционном уровне, что выражается прежде всего в признании права граждан на объединение в политические партии и общественные организации, организации общественной жизни на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Политические партии в Украине содействуют формированию и выражению политической воли граждан, принимают участие в выборах. Помимо Конституции статус политических партий в Украине закрепляется в Законе Украины "Об объединениях граждан", в избирательном законодательстве.
Согласно ст.2 вышеназванного закона политическая партия есть объединение граждан – сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которое имеет главной целью участие в выработке государственной политики, формировании органов власти, местного самоуправления и представительство о их составе.
Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров в течении многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но политические партии в современном понимании возникли в Европе и США в начале XIX в. Формирование партий было довольно длительным и сложным процессом. Первоначально партии активно действовали только в периоды избирательных кампаний, они не имели постоянно действующих организаций на местах, не проводили регулярных съездов или конференций, их сторонники не были связаны партийной дисциплиной.
Первой массовой и постоянно действующей политической партией была либеральная партия в Великобритании (с 1861 г.). Основной причиной распространения массовых политических партий послужило распространение всеобщего избирательного права.
Партии, как правило не однородны и имеют внутри группы – фракции, выдвигающие программы, несколько отличные от общепартийной. Существование в партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп населения. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 12страница 13
скачать
Другие похожие работы: