Феномен политики: содержание, структура, функции и ресурсы политики как социального института
1. Базовые и периферийные.
Базовые это процессы политического участия и государственного управления (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс).
Периферийные политические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей.
2. По времени.
3. Явные или скрытые.
4. С различным циклом протекания.
Основываясь на вышесказанном, можно выделить стадии политического процесса или режимы его протекания. Эти стадии следующие:
Первая стадия - конституирование, становление политической системы. Становление политической системы происходит, как правило, в переломные моменты развития общества. К власти приходит элита с противоположной политической идеологией и эта победившая элита создает качественно новые органы политической власти и политические институты; происходит процесс легитимации власти.
Конституирование не обязательно предполагает полное изменение политической системы. Это может быть политическая модернизация, обновление на существующей правовой базе без радикальных перемен.
Вторая стадия - функционирование.
Это, как правило, стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Конституированная и легитимная политическая элита уверенно удерживает в своих руках политическую власть. Конституция государства одобряется и поддерживается большинством населения.
Третья стадия - развитие.
Эта стадия характеризуется частичными изменениями в государственных органах, что позволяет повысить уровень влияния правящей элиты, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни.
На этой стадии активизируется деятельность элиты оппозиции, которая создает "теневой кабинет" и борется за влияние на народные массы, на электорат.
Четвертая стадия - разложение, упадок.
На определенном уровне политической системы происходит ее застой, стагнация. Элита оппозиции настолько набирает политический вес и влияние, что в состоянии сформировать иные, новые формы организации политической жизни. Эта иная по направленности динамики политического процесса имеет негативный характер по отношению к существующему институту власти. В результате правящая элита и связанные с нею политические институты теряют свою легитимность. Этим завершается один цикл политического процесса.
Однако политическая система в своем развитии не обязательно проходит стадию разложения и упадка вплоть до делегитимации существующей политической власти. В некоторых случаях осуществляется процесс политической модернизации.
Политическая модернизация - совокупность приемов и средств совершенствования политической системы государства, повышения ее эффективности.
История политических модернизаций знает два основных пути ее осуществления :
либеральный;
консервативный.
Основным условием успешного осуществления политической модернизации является рост экономики страны.
Американский политолог Р. Даль в качестве основных условий политической модернизации выделил следующее:
последовательность правящей элиты в осуществлении политических реформ;
установление сильной исполнительной власти, способной провести социально-экономические преобразования в стране;
достижение достаточно высокого уровня социально-экономического развития для проведения структурных изменений в политической системе и государстве;
установление определенных отношений равенства-неравенства;
субкультурное разнообразие;
наличие интенсивной иностранной помощи или международного контроля;
демократические убеждения правящей политической элиты и политических лидеров.
Во всяком политическом процессе существенное значение имеет то, какими приемами и средствами достигается политический результат, какова политическая технология.
Политическая технология - это совокупность используемых средств и приемов достижения результата политического процесса.
Технология каждого политического процесса зависит от многих факторов: политической среды, объекта и субъектов, политических ресурсов, характера и масштабов политического процесса.
Важным условием успешной реализации политических технологий является процесс принятия государственных политических решений, политическое управление.
Политическое управление - это процесс принятия и приведения в жизнь политических решений.
Политическое решение - это сознательный выбор одного из не менее двух возможных вариантов политических действий.
Обычно выделяют следующие этапы принятия политических решений:
этап. Определение проблем, которые надо решить, или целей, которые надо достичь.
этап . Подготовка и анализ различных вариантов решения.
этап. Принятие решения, выбор оптимального плана действий.
этап. Реализация политического решения.
этап. Коррекция, внесение изменений в план действий по выполнению политического решения.
этап. Подведение итогов, анализ выполнения политического решения.
Таким образом, политический процесс - сложный и многогранный процесс, динамика политических отношений, деятельность субъектов политики. Основу политической деятельности составляет политическая культура,
Классическим примером такого протекания политических процессов является судьба большинства бывших социалистических стран в европейском и азиатском регионах, где правящие круги так и не отыскали адекватных мер и способов управления, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени.
40. Типология политических процессов
По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.
Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.
Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.
С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.
При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.
Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.
Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.
С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.
Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.
41. Система трансформации в Украине.
В настоящее время во всех странах, как недавно входящих в бывший “социалистический лагерь”, так и в состав СССР, существуют политические системы переходного типа, в которых действуют механизмы трансформации от тоталитаризма или авторитаризма к демократии. В этих странах осуществляются радикальные реформы по переходу от одного вида социально-экономических отношений к другому. При многих сходных условиях, в каждой стране есть и свои специфические особенности.
Что наиболее характерно для формирования новой политической системы Украины? Если за основу модели политической системы взять степень централизации власти, то можно констатировать, что Украина встала на путь перехода от тоталитарной к демократической политической системе и добилась определенных успехов. Так, в стране есть всенародно избранный президент; парламент, тоже избранный всенародно по избирательным округам; есть высшая судебная власть - Конституционный суд Украины; есть президентская команда, другие политические институты. Наконец, есть Конституция Украины, в которой провозглашается Украина как суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Единственным источником власти Конституция провозглашает в Украине народ. И вообще, вряд ли в мире есть подобная конституция, в которой бы провозглашалось столько прав и свобод гражданам.
Вместе с тем, становление новой политической системы связано с громадными трудностями, как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего - это чрезвычайная ситуация, сложившаяся за последние 6 лет во всех сферах жизни общества. В экономической области продолжается процесс деградации всех экономических структур, падение производства, обнищание большинства населения страны. Углубляется экологический кризис, что крайне отрицательно сказывается на общем здоровье широких масс. Деградирует культура - наука, образование и т. д. Порвав сложившиеся столетиями всесторонние связи с Россией, Украина не смогла найти достойную им замену с западными странами. Отсюда - спустя шесть лет Украина не имеет устойчивых эффективных связей с мировым сообществом, с отдельными странами, что значительно усугубляет и так критическое положение в стране. Сложности дополняются отсутствием управленческих кадров с необходимым уровнем квалификации (знаний, опытом), без чего невозможно формировать не только новую политическую систему, но и все другие подсистемы общества. Ведущие украинские политологи в 1995 г. пришли к выводу, что “украинское общество, социально-экономическая сфера, бытие в целом практически неуправляемы. Они настолько искажены, деструктивны, дезорганизованы, что не поддаются регулирующим воздействиям” (Политология посткоммунизма. - К., 1995.-С. 120).
Политическая власть стратегической целью назвала “розбудову держави” как главный определяющий фактор реформирования общества. Что такое “розбудова дсржави”, каким способом будет реализоваться этот процесс и сколько времени он займет - в этом политические лидеры не определились. Хотя бывший президент Украины Л. Кравчук в одном из интервью телекомпании “Останкино” признал, что вряд ли нынешнее поколение будет жить в цивилизованном государстве, но главное, что “оно живет в собственном государстве”.
Основная причина несовершенства политической системы Украины состоит в том, что политические силы руководствуются в своей деятельности не правовыми нормами, а групповыми интересами. Именно поэтому политическая система лишь частично обеспечивает реализацию своих функций, поскольку ее институты не получили глубокой трансформации в современную плюралистическую политическую систему, не срабатывают саморегулирующиеся механизмы рыночной экономики и гражданского общества.
Вместе с тем опыт нашей страны свидетельствует и о том, что для проведения реформ существуют значительные морально-идеологические препятствия, причем часть их является актуальной как для элиты, так и для общества в целом. Прежде можно констатировать неприятие ценностных установок и стандартов западного демократического общества. Причины такого неприятия, правда, несколько отличные - основная часть элиты выступает против проведения радикальных преобразований с нежелания уступить реальными властными достижениями ради абстрактных, ненужных им лично, далеких и не совсем понятных демократических ценностей. Одновременно и общество в целом пока не только не понимает, для чего конкретно ему нужны эти демократические свободы, но и не желает их введения, так как приспособилось жить в своеобразном «переходном состоянии». Все признаки указывают на то, отмечает В. Полохало, что социум «среднего» украинских сегодня, по сути, не требует каких-либо реальных демократических изменений, а значит - и не представляет социальных ресурсов последних.
42. Теории модернизации.
Теория политического развития использует в качестве базовых два последние типа систем, так как примитивные системы отошли в прошлое и чрезвычайно редкие исключения не влияют на состоятельность теории. В рамках теории политического развития традиционная и современная системы рассматривается как две основные стадии эволюции общества:
- Традиционная основывается на традициях, обычаях и привычках.
- Современная базируется на рационализме, сознательной постановке задач, целей политического развития и их последовательном достижении.
Таким образом, политическое развитие является процессом перехода от традиционной системы (традиционного общества) к современному в сфере политики. Общая направленность этих изменений связана с рационализацией системы управления и политической сферы жизнедеятельности общества в целом. Главная цель политического развития – создание открытой современной политической системы, свободной от религиозных, идеологических догм, способной воспринимать любые альтернативы, варианты политических решений и осознанно, рационально выбирать наиболее приемлемые.
В общем русле теорий политического развития возникает теория модернизации, которая является одной из наиболее влиятельных в современной политической науке. Понятие «модернизация» появляется в начале 50-х годов ХХ в. для обозначения процессов в странах, которые осуществляли переход к современному обществу (индустриальному) от традиционной системы посредством совершенствования экономической инфраструктуры. В общем смысле модернизация означает процесс обновления (от англ. modern - современный).
На разных этапах становления этой теории значительные вклад в формирование ее внесли такие исследователи как Липсет, Алмонд, Верба, Ростоу, Бжезинский и др. Теория модернизации была направлена на преодоление пессимистических теорий Шпенглера, Тойнби и др. В ее развитии можно выделить несколько этапов:
Первый – 50-60-ые гг. ХХ в. Предусматривался путь экономического усовершенствования для так называемых стран третьего мира (отставших в своем развитии) как основа их политических преобразований. При этом игнорировались местные культурные ценности, традиции и считалось, что эти страны автоматически воспримут западные нормы;
Второй – 70-80-ые гг. ХХ в. Предложенная модель экономического развития дала сбои: механическое перенесение закономерностей европейской цивилизации в процессе перехода от традиционных обществ к современному оказалось неверным, т.е. обнаружилась неадекватность западного подхода к ценностям азиатской, африканской и латиноамериканской культур;
Третий – современный – начался с конца 80-ых годов ХХ в. и длится до сего дня. Был сделан вывод о том, что модернизация не может ограничиться только экономическими подходами (человеческие и природные ресурсы, накопление капитала, новые технологии). Наряду с ними огромное значение имеют и внеэкономические факторы: геополитические, социальные, культурные и т.д., то есть концепции модернизации приобрели социокультурный характер. На этом этапе был преодолен европоцентризм, признана самоценность местных культур и невозможность механического перенесения западных моделей развития на другие страны. Современные теории модернизации рассматривают модернизационный процесс в рамках определенного общества как сознательное устремление государства на осуществление качественных преобразований в обществе не путем копирования опыта передовых стран, а путем гармоничного соединения наиболее распространенныхполитических структур, ценностей, имеющих универсальный (общечеловеческий) характер со спецификой данного региона, страны, общества.
Современная политическая наука выделяет два типа модернизации:
Первичная (оригинальная или спонтанная) модернизация характерна для стран Запада, которые осуществляли ее постепенно, в течение нескольких веков в ходе индустриального развития и демократизации общества. Во временном отношении этот процесс начинается в период первой промышленной революции, разрушения наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и длится до сегодняшнего дня, так как модернизация - процесс перманентный (непрерывно продолжающийся). В указанном временном промежутке выделяют исторические типы первичной модернизации: доиндустриальная (XVI – XVII вв.), раннеиндустриальная (XVIII – начало XX вв.), позднеиндустриальная (начало XX – 60-ые гг. XX вв.), постиндустриальная (70-ые гг. XX в. – сегодняшний день).
Вторичная (неорганическая, догоняющая, отраженная) модернизация характерна для развития стран, задержавшихся на традиционной стадии. Основным фактором такой модернизации является социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры. Вторичная модернизация носит характер догоняющего развития и предусматривает сравнительно быстрое достижение уровня экономического, социального, политического и культурного развития западных государств с помощью использования их опыта и поддержки.
Политическая модернизация – изменения политической системы в процессе перехода от традиционного к современному обществу, которые в самом общем виде предстают в виде постепенного распространения демократических институтов, повышения политического участия граждан и закрепления демократических ценностей и норм в политической культуре. Детальное рассмотрение процесса политической модернизации позволяет выделить следующие изменения:
-территориальное и функциональное расширение области центрального законодательства, администрации и политической активности;
-создание дифференцированной политической структуры с высокой специализацией ролей и институтов;
-постоянное расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и интересов;
-возникновение и быстрое увеличение количества рациональной политической бюрократии;
-ослабление традиционных элит и их легитимация;
-замена традиционной элиты модернизаторской элитой.
На современном этапе политическая модернизация осуществляется в русле модернизации общества в целом и органически вплетена в процесс экономических и социально-культурных преобразований. То есть это процесс, который идет одновременно и параллельно с экономической модернизацией (внедрение рыночных отношений, техники и технологий) и социальной модернизацией. Социальная модернизация включает в себя процесс развития, который характеризуется социальной мобилизацией, урбанизацией, ростом образовательного и профессионального уровня, повышения мобильности населения, что происходит на фоне распространения индивидуалистических ценностей и секуляризации культуры.
Таким образом, политическая модернизация – процесс трансформации общества, который сопровождается расширением демократических ценностей и норм, формированием политических институтов и социальной мобилизацией. Сегодня модернизация большинством исследователей рассматривается как осознанная установка государства, общества на осуществление качественных преобразований в обществе с учетом достижений передовых стран. Модернизациявоспринимается как одно из необходимых условий становления нового мирового порядка. В соответствии с этим взглядом – основная закономерность социального развития состоит в постоянных изменениях, усложнении политической, экономической, культурной структур, их функций в соответствии с потребностями эффективного функционирования общества как социальной системы. Если рассматривать модернизацию как процесс демократизации общества, то следует учесть, что демократические ценности не возникают сами по себе, их появление непосредственно связано с общим развитием нации. Об этом следует помнить, приступая к рассмотрению процессов социальной и политической модернизации в украинском обществе.
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9 ... страница 12страница 13
скачать
Другие похожие работы: