NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Феномен политики: содержание, структура, функции и ресурсы политики как социального института


23. Группы давления и общественно-политические движения: сущность, структура, типология.
Политическая организация - вид общественной организации, созданной на основе совместной деятельности людей с целью реализации политико-властной цели, политических интересов. Для политической организации характерно устойчивое членство, структурированность, дисциплинированность и ответственность, использование многообразных средств для достижения общей цели. Она состоит из лидера, его заместителей - близких сторонников, активных и пассивных членов.

Виды политических организаций различаются по отношению к государству: государственные политические организации (парламент, правительство, органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации и др.) и негосударственные (политические партии, общественно-политические организации и др.). По социальному составу политические организации могут быть классовыми, национальными, общества в целом. По отражению и выражению в них качества политичности выделяют собственно политические организации (политические партии, например), общественно-политические, в которых мера политического содержания соседствует с неполитическим (профсоюзы) и неполитические организации (общества различного любительского свойства).

По степени организованности они делятся на устойчиво организованные, среднеорганизованные и недостаточно организованные. Политические организации могут быть внутристрановедческими, внутригосударственными, международными. В зависимости от идеологии в основе их программ, уставов они бывают демократическими, коммунистическими, социал-демократическими, либеральными, консервативными и т.д.

Движение политическое - форма, способ практического существования политики.

При всем разнообразии политических движений все они имеют много общего. Во-первых, все они являются порождением политической жизни общества. Для объяснения их возникновения не следует искать внешних причин. Во-вторых, все политические движения отличаются от других форм бытия политики отсутствием четкой и однозначной организации. В-третьих, политическое движение если и имеет устойчивую цель, то единое движение к ней весьма условно.

Структурные особенности политического движения:

- отсутствие жесткой организационной структуры (часто можно наблюдать использование движением уже имеющихся структур);

- подвижность участников (отсутствие фиксируемого членства);

- руководство по признаку лидерства (отсутствие четкой организации мешает бюрократизации аппарата).

Классификация политических движений по значимости лежащих в их основе проблем, масштабам и глубине происходящих в общества изменений: а) исторические политические движения; б) международные; в) национальные; г) локальные, местные.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.


24. Понятие «политическая партия», эволюция партий.
Термин «партия» происходит от латинского «pars», что означает часть.
Понятие «партия» уже использовалось в древнем (античном) мире для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политическая партия в современном ее понимании возникла лишь в ХIХ веке, как следствие развития парламентаризма и расширения числа избирателей, когда встала задача мобилизации сторонников тех или иных идей, того или иного лидера для обеспечения победы на выборах. Первыми преуспели в создании партий сторонники либерализма (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, бельгийская либеральная партия и др.). Немного позднее возникли массовые рабочие партии.
Обычно в истории становления политических партий выделяют 3 этапа(Вэбер):
1. Этап аристократических группировок;
2. Этап политических клубов (например, клуб якобинцев в XVIII).
3. Этап массовых политических партий.
Первые два этапа – это, по существу, предыстория политических партий.
В научной литературе сложились разные подходы к пониманию сущности политических партий, соответственно, существуют различные определения понятия «политическая партия».
– Идеологический подход – здесь партия понимается, прежде всего, как группа людей со сходным мировоззрением и общими политическими целями.
– Организационный подход заключается в рассмотрении политической партии как относительно автономного добровольного объединения людей, имеющего иерархическую структуру, ставящего перед собой цель овладения политической властью.
– Функциональный подход – здесь акцент делается на выполнении партией задач по мобилизации людей для обеспечения победы на выборах органов власти. Политическая партия рассматривается как своеобразная «электоральная машина».
– Социально-классовый подход – в данном случае партия рассматривается как объединение наиболее активных и сознательных представителей того или иного класса, как его авангард.
Сказанное выше позволяет дать следующее интегральное определение понятия «политическая партия»:
Политическая партия – организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.
Главная специфическая особенность политической партии как общественного объединения – это открытая борьба за политическую власть. Другие общественные объединения (молодежные, женские, профессиональные, любительские и др. организации) не добиваются прямого контроля над политической, государственной властью.

Возникновение партий было обусловлено несколькими при­чинами:

Во-первых, распространение в XIX веке избирательного пра­на на новые группы населения расширило возможности граждан влиять на выборы, а это, в свою очередь, способствовало усиле­нию влияния партий.

Во-вторых, возрастание роли парламента, а затем и укрепле­ние парламентских и демократических режимов привели к необ­ходимости формирования органов представительства и устойчи­вых интересов в структурах власти.

В-третьих, столкновение интересов больших социальных групп — классов, слоев, общностей и необходимость разрешения конфликтом между ними.

Представление про ту или иную партию дает такая информация:

цель партии – завоевание и реализация власти;

характер организации партии;

содержание идеологии партии;

деятельность партии по обеспечению социальной базы, поддержки со стороны населения.

Появление партий как новой политической реальности пре­вратило политическую борьбу из противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп, находящихся в слож­ных отношениях соперничества и союза. Естественно, не всякую группу организованных интересов можно назвать партией. При­знаки, отличающие партии от других политических сил, сформули­ровали Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и политическое развитие».

Первым признаком политической партии является то, что это организация, то есть достаточно устойчивое во времени объеди­нение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руковод­ством.

Третий признак— существование конкретной цели завоевания и осуществления власти. Стремление к власти позволяет отличить партии от групп давления. Последние не стремятся к захвату вла­сти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь в тени.

Четвертый признак — обеспечение народной поддержки, начи­ная от голосования и кончая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, ко­торые не участвуют в выборах и парламентской деятельности.

Вероятно, набор признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия, а также такими отличительными признаками, как наличие определенных норм, регу­лирующих поведение членов партии (программа, устав), выдви­жение лидера и наличие пропагандистского аппарата (соответ­ствующие атрибуты, пресса).

Известный немецкий политолог М. Вебер выделял три периода в развитии партий как субъектов политической деятельности: в XVI-XVII вв. в Европе - это аристократические группы, объединявшие небольшое количество представителей политической элиты; в XVIII-XIX вв. - Это уже политические клубы, ориентировавшихся на привлечение к активной политической деятельности людей, влиятельных не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни; в XIX-ХХ вв. формируются современные массовые партии.

5. Отличие политических партий от групп интересов, общественных организаций, групп давления.

Политическая партия - это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активных представителей тех или иных классов, социальных слоев и групп.

Общественно-политические движения и организации существуют во всех развитых демократических сус-вах. От государственных институтов они отличаются тем, что не имеют никаких властных полномочий. От политических партий, поскольку не имеют целью овладеть государственной властью, хотя их деятельность при определенных условиях может набирать политический характер.

Общественные движения и организации - это массовые добровольные объединения, которые возникают в результате волеизъявления граждан на основе общих интересов.

25. Функции, классификация партий, разновидности партийных систем.
Политическая партия — общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев

Основные признаки политической партии:

› партия – разновидность общественного объединения.

› партия представляет собой организацию, предусматривающую наличие определенных иерархических связей между различными звеньями организации, партийной дисциплины и субординации, добровольно соблюдаемых ее членами.

› партия – субъект политики, которому присущ идеологический образ действий. Цели и задачи партии формулируются в программных документах и предвыборных платформах и реализуются в ее политической деятельности.

› партия нацелена на обретение своего политического представительства в органах государственной власти посредством выборов, на участие через своих представителей в управлении государством.

Существует много критериев классификации политических партий.

С точки зрения социального характера партии различаются по тому, интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.

В зависимости от идеологического облика партии делят на: идейно-политические; прагматические, или другими словами, избирательные, которые используют те или иные идеи, лозунги; харизматическо-вождистские, объединяющие своих членов не столько вокруг какой-то определенной идеи, сколько вокруг очень популярной личности вождя

Существует также типология, разделяющая партии на:


Критерии классификации (признаки, характеристики, функции)

Представительство в парламенте

- парламентско-электоральные

- непарламентские


Отношение к власти (отношение к правящему режиму)


- легальные

- правительственные (правящие монопольно и правящие в составе коалиции.)

- оппозиционные

- нелегальные

- внесистемные (нелегальная оппозиция)

Характер представительства своего электората

- индивидуального представительства

- социальной интеграции

Идеологизм- прагматизм

- идеологические

- деловых интересов

Место в политическом спектре (Уровень и характер прогрессивности)

- левые

- центристские (центристы)

- правые

Организационно-массовое строение

- массовые

- кадровые

Базовая идеологическая доктрина

- консервативные

- либеральные

- социал-демократические (социалистические, лейбористские)

- коммунистические

- фашистские

- конфессиональные

- нетрадиционные (экологические, женские, любителей пива)

Интересы каких групп защищают

- помещиков

- буржуазные

- крестьянские

- рабочие

- этнические

- правящей элиты

- региональной элиты

- конфессиональные

Методы выполнения программ

- революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества)

- реформистские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений);

Характер политических действий

- реакционные

- консервативные

- умеренные

- радикальные

- экстремистские

Партийная система — это совокупность политических партий (правящих и оппозиционных), связанных с другими элементами политической системы и определенными упорядоченными между собой отношениями (принимающих участие в борьбе за власть и ее осу­ществление).

По количеству партий выделяют три системы:

Однопартийная (монопартийная) система, где единственная партия моно­полизирует государственную власть. Характерна для авторитарных, а особенно тоталитарных режимов, когда управление осуществляется одной партией. Монопартийная система обла­дает рядом достоинств - способностью интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их различные интересы, концент­рировать ресурсы и направлять их на решение актуальных про­блем. В тоже время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию (бывший Советский Союз, в настоящее время — Северная Корея, Куба, Ирак, Албания и т.д.), что приво­дит к кризису и потере власти (большинство бывших социалис­тических стран).

Двухпартийная система. Характеризуется доминированием двух сильных партий, одна из которых находится при власти, а другие – в оппозиции. Состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. В Великобритании это — лейбористская и консервативная; в США— рес­публиканская и демократическая. Двухпартийная система обес­печивает возможность создания стабильного правительства, опи­рающегося на поддержку парламентского большинства (Герма­ния, Австралия, Канада, Новая Зеландия и др.). Однако двухпар­тийная система имеет и недостатки, главный из которых состоит в возможности резкой смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии (двух с половиной партийные – Великобритания).

Многопартийпая система. Предполагает реальное влияние на функционирование государственных институтов общества (парламента, правительства, судебных инстанций) более двух политических партий. Она характерна для большинства стран Запада и Азии (Франция, Швеция, Италия, Португа­лия, Норвегия, Финляндия, Япония, Украина, Россия, Испания). Предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной си­стемы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием, в обществах без демократических традиций, зрелой политической культуры многопартийная система является причиной частых правительственных кризисов. К тому же многопартийность не способствует обобщению интересов, поскольку каждая партия стремится выражать требования только своего электората.

Партийная система с партией-гегемоном характеризуется приоритетным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все другие партии обладают организационной автономией, но признают руководящую роль правящей партии (Мексика).

Партийная система с доминирующей партией предполагает существование нескольких партий, одна из которых в течении длительного времени побеждает на выборах и единолично формирует правительство (Япония, Индия).

Наиболее распространенной является партийная система умеренного плюрализма, которая характеризуется существованием трех-пяти партий, ни одна из которых не преобладает и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса в формировании правительства согласно количеству избирательных мандатов (Бельгия, ФРН).

Распространенной является партийная система крайнего плюрализма, которая предполагает борьбу за власть между 6 и больше партиями. При наличии большого количества некрупных партий, они в основном создают блоки или коалиции (Нидерланды, Финляндия).

Атомизированная партийная система характеризуется наличием большого количества невлиятельных и немногочисленных партий (Малайзия).

Внутри партийных систем существуют разные зависимости между партиями, которые называются партийными соглашениями.

По политическому «весу» выделяются четыре типа партий:

Мажоритарная партия, то есть получившая абсолютное число мандатов и право на проведение собственного политического курса;

Партия с мажоритарным признанием, то есть в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;

Доминирующая партия, то есть получившая относительное большинство депутатских мест;

Миноритарная партия, то есть имеющая минимальное число мандатов.
26. Особенности современной партийной системы и перспектива развития многопартийности в Украине.

В настоящее время в Украине сложилась довольно своеобразная политическая система со специфическим характером организации государственной власти, сильно отличающаяся как от той же российской, так и от других постсоциалистических систем, а также от политических систем стран, традиционно считающихся странами западной демократии. Этой специфической системе государственно­политического устройства соответствует и специфическая система политических партий.

Она отличается в первую очередь большим числом партий во всех частях политического спектра, дроблением партий на основе личностных, регионально­этнических, финансово­экономических и других факторов, беспрецедентным для современной демократической республики числом парламентских фракций и депутатских групп. В настоящее время в Министерстве юстиции Украины зарегистрировано более полутора сотен политических партий. В 450­местной Верховной Раде Украины в конце созыва 1998-2002 годов действовало 14 зарегистрированных фракций и депутатских групп и, кроме того, был целый ряд незарегистрированных депутатских объединений. Эта система отличается крайней неустойчивостью положения большинства ее составляющих, находящихся в постоянном процессе преобразования, - распадаясь, объединяясь, реорганизуясь и т. д.

Так как партий много, а парламентское большинство неустойчиво и нуждается в постоянной поддержке, то в процессе торга каждый получает хоть что-­то (многие неправительственные посты, которые контролирует Верховная Рада, не менее важны, чем правительственные). В большей же коалиции выигрывали бы только самые крупные участники, а "младшие" партнеры не получали бы ничего. В результате партийная система Украины - это в большей степени система "лоббистских партий" финансово-­промышленных групп и региональных кланов (или, как считают некоторые украинские политологи, "система олигархических партий"), чем система "идеологических" партий[1].

Также важнейшим фактором, влияющим на формирование партийной системы страны, являются особенности избирательной системы. Будущие парламентские выборы 2006 года будут проходить на основании пропорциональной системы по так называемым партийным спискам. Исходя из данной системы, каждая партия получает определенное количество мест в органах власти, исходя из набранных процентов, на данный момент проходным является преодоление партией 3% барьера.

На партийную систему оказывает прямое воздействие и политико­географическое районирование Украины, когда интересы различных ее частей сложно объединить в рамках одной партии: все политические партии Украины сильны лишь в какой­то одной из ее частей. Исторически - вследствие этнических, культурных, языковых, конфессиональных причин - имеется различие как между Западной и Восточной Украиной в целом, так и между Закарпатьем и Галичиной, свою специфику имеют Крым, регионы Юга Украины, сильны регионалистские настроения в Донбассе и на Днепропетровщине. Эти различия мы моги уже наблюдать в период президентской кампании 2004 года, когда в электоральных предпочтениях мы могли наблюдать четкое разделение Восток-Запад.

В выборах 2006 данная тенденция в целом сохраняется. Здесь мы можем выделить ориентированный на национальную идею, поддержку пути евроинтеграции запад и «прорусский» восток, выступающий за укрепление отношений между Украиной и Россией, странами СНГ, соответственно поддерживающий партии, выступающие за воплощение этих направлений внешней политики в жизнь.

Если говорить о той ситуации, которая сложилась на данный момент хода предвыборной кампании, то мы можем наблюдать тенденцию к объединению политических партий в предвыборные блоки. Объединение в блоки позволяет более мелким политическим партиям иметь своих представителей в будущем парламенте.

Рассмотрев сущность, основные признаки и функции политических партий, а, также перечислив основные особенности партийной системы в Украине, перейдем к изучению феномена политических партий в массовом сознании.

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7 ... страница 12страница 13


скачать

Другие похожие работы: