NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс Под редакцией С. И. Львовой, доктора пед наук, профессора Москва Предисловие. Это учебное пособие


Задание.

1.Запишите все глаголы 2-го абзаца приемом поморфемного письма.

2.Подберите к каждой схеме пример и обозначьте, какие грамматические значения выражают окончания.


3. Выпишите глаголы с суффиксами –ыва и графически объясните их написание.

4. Укажите спряжение глаголов 4 абзаца, надпишите над словом.

5.Выделите основу односоставных предложений.
Деепричастие

16

Проверочная работа

Проверяет умения опознавать деепричастия, записывать их приемом поморфемного письма; выделять деепричастные обороты из предложения и правильно употреблять в речи


1.Прочитайте пословицы, найдите деепричастия и соотнесите их со схемами (после цифр записывайте соответствующие буквы).

А) Учись, на людей глядя.

Б) Уважая человека, уважаешь себя.

В) Единожды солгавши, кто тебе поверит.

Г) Не потеряв своего, чужого не ищут.





2. Выберите одну пословицу (задание № 1) и раскройте ее смысл.
3.Укажите отрывки из стихотворений, которые содержат одиночные деепричастия. (Знаки препинания не проставлены).

а) Люблю дорожкою лесною

Не зная сам куда брести (А.Майков)
б) Комнату лампада

Кротко озаряла

Мать над колыбелью

Наклонясь стояла. (А. Плещеев)

в) Вот день. Уж это не впервые:

Прольется – и уйдет из глаз…

Как эти ливни золотые

Пугая радовали нас. (И. Бунин.)

г) Когда же на западе дальний

Бледнея скрывается день

Сидит на кургане печально

Забытого витязя тень… (А. Толстой)

4.Выпишите деепричастные обороты из задания № 3. Деепричастия запишите приемом поморфемного письма.______________________________________________________

5.Какую роль играют деепричастия и деепричастные обороты в тексте? Чтобы ответить на этот вопрос, устно замените в стихотворных строках (задание 3) деепричастия и деепричастные обороты соответствующими глаголами. Что изменилось при этом?
6. Закончи фразу из стихотворения и запиши ее.

а) Буря мглою небо кроет,

………………………… (А.Пушкин)

б) Кто штык точил,

………………………….. (М.Лермонтов)

в) Волк ночью,

………………….,

Попал на псарню. (И. Крылов.)
г) Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта,

До отвала, …………….,

Выспалась под ним. (И. Крылов.)

Примерная шкала балловой оценки




задания

Ответы

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

6

А, б

-

в, г

зна-я, на-клон-я-сь

Деепричастия дорисовывают движение; помогают описать более сложные движения;

Деепричастные обороты позволяют сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии

Вихри снежные крутя;

Ворча сердито, кусая длинный ус;

Думая залезть в овчарню

Наевшись



2

2

2

2

2
2



Задания оцениваются 2 баллами за полный правильный ответ;

1 баллом – за неполный правильный ответ; за неправильный ответ – 0 баллов

12 баллов – «отлично»

10 -11 баллов «хорошо»
7 -9 баллов – «удовлетворительно»


17



Работа с текстом

проверяет умения записывать деепричастия приемом поморфемного письма, распознавать деепричастные обороты в предложении и правильно употреблять в речи


Прочитайте текст и выполните задания 1 – 7.
Первое слово вы угадаете вспомнив человека который смешил вас в цирке своими шутками и забавными трюками. Расставив иначе буквы в этом слове, вы сможете трижды превращать его в новые предметы. Сделав первое перемещение, вы превратите его в предмет, которым можно колоть дрова. Переместив буквы еще раз, вы получите украшение, которое женщины носят на цепочке. Переставив буквы третий раз, вы получите спуск с высокого места.

( По С. Глязеру.)

1.Озаглавьте текст.

2. Какие слова загаданы?

3. как называется такая загадка?

4.Перепишите предложение, в котором пропущены знаки препинания. Проведите его пунктуационный разбор.

5. Найдите в предложениях деепричастные обороты и подчеркните их как члены предложения.

6.Выполните морфемный разбор всех деепричастий.

7* Попробуйте сами придумать анаграмму.

Причастие

18

Тест

проверяет умения распознавать причастия, выделять в предложении причастный оборот и правильно расставлять знаки препинания, определять синтаксическую роль полных и кратких причастий; знания семантико-грамматических различий действительных и страдательных причастий



Вариант 1.
1. Какой ряд содержит словосочетания прич. + сущ.

а) горячий чай, зеленая трава, сложные слова, злющая собака

б) горящий дом, зеленеющее поле, сложенные кубики, злящийся человек

в) золотые часы, кипяченая вода, линючий мех, висячий замок

г) позолоченный браслет, кипящий бульон, линяющие краски, висящий плащ

2. Какой ряд содержит словосочетания прич. + сущ.

а) любящий спорт, окруженный морями, разрисованный карандашом,

б) стелющийся туман, темнеющий лес, вьющееся растение

в) спящий ребенок, плачущая девочка, тающий снег

г) являющийся во сне, рассказывающего небылицы, знающий правду
3. Укажите, какой отрывок из стихотворения содержит причастный оборот (знаки препинания не проставлены).

а) Вчера, утомленный ходьбой по болоту,

Забрел я в сарай и заснул глубоко. ( А.Некрасов.)
б) Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз. (А. Некрасов.)

в) Я сам наслаждался, валяясь на сене,

Их шумным весельем. (А. Некрасов.)

г) И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле. (Ф. Тютчев.)

4.Определите, какой ряд словосочетаний содержит действительные причастия.

а) сеющий хлеб, дующие с запада ветры, клеящий карандаш

б) развешенная мука, засеянное поле, нарисованный портрет

в) приклеивший объявление, растаявший туман, услышавший шорох

г) склоняемые и спрягаемые части речи, зависимое слово, излагаемый материал

5. Определите, какой ряд словосочетаний содержит страдательные причастия.

а) маячащий вдали, строящееся здание, плещущиеся рыбки

б) приготовивший вкусную пищу, залаявший щенок, затеявший ненужную ссору

в) запрещенный прием, скошенная трава, приглашенные гости, съеденный салат

г) тяжело достигаемый результат, обрабатываемый участок, видимый издалека
6.Определите пословицу, в которой употреблено краткое причастие.

а) Пуганая ворона и куста боится.

б) Не верь сказанному, а верь сделанному

в) С умом задумано, да без ума сделано.

г) Кроеного не перекроишь.

7. Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.

Затянулся ржавой тиной(1)

Пруд широкий(2) обмелел(3)

Над трепещущей осиной(4)

Легкий месяц заблестел. (А. Ахматова.)

а) 1,3 б) 1, 2, 3 в) 2, 3 г) 1,2,3,4

Вариант 2.

1.Какой ряд содержит словосочетания прич. + сущ.

а) висячий замок, серебряная цепь, связные тексты

б) скрипучие сапоги, пахучий цветок, шипучий напиток

в) висящий плащ, посеребренная посуда, связанные руки

г) скрипящая дверь, пахнущий ароматом, шипящее животное
2. Какой ряд содержит словосочетания прич. + сущ.

а) несущийся поток, прилетевшие птицы, заходящее солнце

б) образующий облако, летящий на свет, поросший осинником

в) плачущий от обиды, улетающие на зиму, прерываемый раскатами

г) прочитанная книга, бурлящий поток, скошенные луга
3. Укажите, какой отрывок из стихотворения содержит причастный оборот (знаки препинания не проставлены).
а) Чужая радость так же как своя

Томит ее и вон из сердца рвется

И девочка ликует и смеется

Охваченная счастьем бытия. (Н.Заболоцкий.)
б) О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше

Чем этот сверток алых лепестков

Раскрывшихся благоуханной чашей. (С. Маршак)

в) Клонит к лени полдень жгучий

Замер в листьях каждый звук

В розе пышной и пахучей

Нежась спит блестящий жук… (А. Толстой.)

г) Роняет лес багряный свой убор

Сребрит мороз увянувшее поле. (А. Пушкин.)
4.Определите, какой ряд словосочетаний содержит действительные причастия.

а) видимые облака, гонимые ветром, провожаемый взглядом

б) колющий предмет, мыслящее существо, сеющий дождь

в) незаслуженно обидевший, увидевший вдали собор, вырастивший урожай

г) размытая плотина, озаренные солнцем, скошенная трава

5. Определите, какой ряд словосочетаний содержит страдательные причастия.

а) исполняемая певцом, преследуемый неприятелем, ожидаемый пассажирами

б) пляшущий человек, тающий на солнце, налетевший шторм

в) строящийся стадион, подписавшие документ, дышащий прохладой

г) рекомендуемый для чтения, написанные учеником, посаженное весной

6.Определите пословицы, в которой употреблено краткое причастие.

а) Не давши слова, крепись, а давши - держись.

б) Недоученный хуже неученого.

в) Жизнь дана на добрые дела.

г) Не засыпай старого колодца, не вырыв нового.

7. Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.

б) Черной вспаханною рябью

Листья залетают в пруд (1)

И (2) по возмущенной ряби (3)

Кораблями в ряд плывут. (Б. Пастернак.)

а) 1,2,3 б) 1,2 в) - г) 1
Примерная шкала балловой отметки работы



задания

Ответы

1 вариант

Ответы

2 вариант

Баллы

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Б, г

А, г

А, б

А, в

В, г

В

в

В, г

Б, в

А, б

Б, в

А, г

В

в








19



Диктант

проверяет усвоение изученных орфографических и пунктуационных правил, связанных с причастиями и деепричастиями.


Игрушка

Только в хорошие дни, когда окружающая дорогу чаша полна солнечным ливнем, цветами и тишиной, Лонгрен отпускал Ассоль в город.

В середине такого путешествия девочка присела у дороги съесть кусочек пирога, положенного в корзину на завтрак. Закусывая, она перебирала игрушки. Из них две-три оказались новинкой. Лонгрен сделал их ночью. Одной из них была миниатюрная гоночная яхта.

Белое суденышко несло алые паруса, сделанные из обрезков шелка, употреблявшегося Лонгреном для оклейки пароходных кают – игрушек богатого покупателя. Здесь, видимо, сделав яхту, он не нашел подходящего материала на паруса, употребив что было.

Дорогу пересекал ручей, с переброшенным через него мостиком. Отойдя в лес по течению ручья, девочка осторожно спустила на воду пленившее ее судно.

Паруса сверкнули алым отражением в прозрачной воде. Свет, пронизывая материю, лег дрожащим розовым излучением на белых камнях дна. ( По А. Грину.)
Задание.

1.В тексте диктанта выделите причастные обороты вместе с определяемыми словами.

2. В причастиях выделите все суффиксы и окончания.

Имя числительное

20


Работа с текстом

проверяет умения различать порядковые и количественные числительные, производить морфологический разбор имен числительных, умения трансформировать текст, заменяя цифры словами


Вариант 1.

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
К 14- 15 вв. заметно вырос уровень технических знаний. В строительном деле вели сложные математические расчеты. В соледобыче бурили землю на глубину до 90 м, перегоняли соляной раствор при помощи поршневого насоса. Были знакомы с системой зубчатых колес и научились делать часы. Первые (солнечные) часы были установлены в 1404 г. В Московском Кремле. В 1436 г. Появились часы на башне Часозвони в Новгороде.

Русские мастера лили медные и бронзовые пушки, железные орудия. Например, Андрей Чохов с 1568 по 1632 г. Изготовил множество пушек калибром от 92 до 470 мм, длиной до 6 м, весом от 1,2 до 7,2 т. В 1586 г. Он отлил Царь-пушку для Кремля. Ее длина – 5,34 м, калибр – 890 мм, масса ствола – 40 т. Правда, эта пушка ни разу не стреляла. С 1590 г. Стали делать пушки на лафетах, что увеличило их подвижность.

( По Т. В. Черниковой.)

Задание.

1.Выпишите из текста по 2 числительных:

а) количественных

б) порядковых

2. Укажите разряды количественных числительных. Выпишите по 2 примера

3. Выполните морфологический разбор числительного (по выбору).

4. Запишите все числа прописью.
Вариант 2.

Наш папирус написан около 1700 лет назад. В египетском году было, так же как и в нашем, 365 дней, но високосных годов египтяне не придумали. Поэтому каждые 4 года их календарь ошибался на 1 день.

За 120 лет календарь ошибался уже на месяц (например, февраль приходился на март), а через 730 лет ошибка была на полгода, так что летние месяцы приходились на зиму и наоборот. Но уже приблизительно лет за 100 – 200 до того, как было написано наше письмо, в Египте были введены, как и у нас, високосные годы. В это время месяц Тиби продолжался с 27 декабря по 25 января. (С. Лурье.)
Задание.

1.Определите стиль и тип текста.

2. Выпишите по 2 примера числительных (числа прописью):

а) количественных

б) порядковых

3. Определите, каким членом предложения является каждое числительное.

4. Выполните морфологический разбор числительного (по выбору).


Местоимение

21

Выученный диктант

проверяет умение грамотно записывать подготовленный текст и выявлять роль местоимений в художественной речи.



Собаке Качалова*

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду

Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает много,

И каждый, улыбаясь наровит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив

С такою милою доверчивой приятцей.

И никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

(С. Есенин.)

Задание.

1. Запишите по памяти стихотворение и подчеркните в нем все местоимения.

2.Выпишите из текста местоимения, заполнив таблицу.


Личные

Я, мне, с тобой, со мной, ты, у него, тебя, она, тебе, без меня, за меня, ей

Притяжательные

Твой, твоих, мой, ее

Указательные

Такую, такою, та,

Определительные

Самое, каждый, всяких, невсяких, за все

Относительные

Что, в чем

Отрицательные

Никого


3.Местоимения каких разрядов количественно преобладают? (Личные, притяжательные, определительные.)

4. Какой оттенок придает тексту употребление этих местоимений? ( Оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Это разговор по душам с собакой.)

5. Кто из вас разговаривал со своей собакой? Понимает ли она вас?

6. Какую роль в тексте играют местоимения? ( Местоимения – средства грамматической связи предложений. Относительные местоимения связывают между собой части сложного предложения.)

Примечание. Василий Иванович Качалов – актер Московского Художественного театра

Повторение изученного материала в 6 классе

22

Изложение

проверяет умения сохранять при пересказе сложное типологическое строение текста; строить ответ на вопрос с использованием языковых средств, встретившихся в тексте-оригинале.



Над Невой поднималось чистое, омытое морской свежестью утро. Дышалось легко и весело. Мы шли по одной из линий Васильевского острова.

Где-то у Академии художеств к нам пристал бездомный пес. Он шел робко, виновато, волоча понурый хвост. Есенин обернулся к нему и тихо свистнул.

- Что, собачка, колбаски хочешь?

Пес понимающе шевельнул хвостом. Сергей толкнул меня под локоть: « Смотри, улыбается!» И я действительно увидел подобие улыбки на унылой собачьей морде.

Мы проходили в это время мимо мелочной лавочки. Есенин взбежал по ступенькам и потребовал целый круг дешевой колбасы и порядочную горбушку белого хлеба. Колбаса была разрезана на аккуратные мелкие кусочки.

Пес ожидал нас у крыльца, заранее облизываясь. Сергей присел перед ним на корточки и началась непередаваемая беседа. Трудно сказать, кто из них был более доволен. Пес, несмотря на весь свой голод, брал кусочки деликатно и не отказывался от промежуточных ломтиков хлеба. С той же видимой охотой выслушивал он и шутливые есенинские поучения.

Затем мы двинулись дальше… Сергей, довольный, сдвинул картуз на затылок и проговорил с усмешкой: «Понимает! Всякая тварь меня понимает. Я им свой человек!»

( По Вс. Рождественскому.)
Задание.

1.Озаглавьте текст.

2. Кратко изложите текст.

3. Ответьте на вопрос: Что можно сказать о Сергее Есенине, прочитав этот текст?

Примечание.

Объяснить значение малопонятных слов, подобрать синонимы, например, понурый - уныло опущенный; мелочная (лавка) устар. – небольшой магазин, в котором торговали мелкими вещами; картуз – мужской головной убор с козырьком.

23



Диктант

проверяет уровень орфографической и пунктуационной грамотности: правописание суффиксов и окончаний причастий; не с причастиями, деепричастиями, глаголами; правописание местоимений с не и ни; правописание корней и других значимых частей слова; пунктуацию в простых и сложных предложениях.


страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: