Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс Под редакцией С. И. Львовой, доктора пед наук, профессора Москва Предисловие. Это учебное пособие
№ 5
Диктант | проверяет: уровень орфографической и пунктуационной грамотности, навыки анализа синтаксического строя предложения |
Осенние листики
Перед восходом солнца на поляну ложится первый мороз. В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и начинают по всей поляне расстилать белые холсты.
Первые лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место.
На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края. Ветер – заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается незнакомого листика.
Осень пришла, и заботливый хозяин убирает свой урожай. Листья,* падая,* шепчутся*, прощаясь навек. У них ведь так всегда*: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся* – погиб… (М. Пришвин)
Примечание. Знаки препинания, отмеченные * в тексте, сообщаются учащимся.
Задание.
1. Выполните синтаксический разбор предложений:
1 вариант – «Первые лучи солнца…»
2 вариант – «Осень пришла…»
2. Выпишите слова с чередованием гласных в корне. Графически обозначьте орфограмму.
3. Составьте схемы первых трех предложений.
4. Подберите синоним к слову несутся.
Текстоведение
№ 6
Письменный зачет | проверяет теоретические сведения из раздела «Текстоведение»; навыки определения признаков текста, типов речи и их особенностей; умения определять языковые средства связи в текстах. |
Вариант 1.
1. Перечислите основные признаки текста.
а) _______________________________
б) ________________________________
в) __________________________________
г) __________________________________
д) ___________________________________
2.Как называются в текстоведении смысловые части текста? _________
3. Как называется предложение, в котором содержится заявка на тему текста? _______________________
4. Как изображается графически последовательная связь предложений? ________________
5. Назовите основные типы речи. _______________________________________
6. Что такое лексический повтор? ________________________________________
7. Прочитайте фрагмент текста из произведения А. П. Чехова и выполните задания.
Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Шел крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые заказчики. Заказчики куда-то спешили и не обращали на нее никакого внимания.
Определите тип речи _________________________________ .
Назовите признаки установленного вами типа речи ____________________
Проследите, как связаны предложения в тексте. Как называется такая связь? ____________________
Установите, какие смысловые отношения связывают между собой первое и второе предложение. ___________________________
Найдите в тексте лексический повтор ______________________________.
Для чего он используется? ______________________________________________
Вариант 2.
1. Объясните, что изучает текстоведение.______________________________________
2. Как оформляется микротема на письме? _________________________
3. Как называется предложение, в котором автор подводит итог развития темы? ______________________
4. По какой схеме строится текст? ________________________________________
5. Назовите средства языка, с помощью которых показывается связь предложений при последовательном их соединении.________________________________________________
6.Какой вопрос можно поставить к тексту-описанию _________________________, к тексту-повествованию _______________________, к тексту-рассуждению _______________________.
7. Прочитайте фрагмент текста из произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка и ответьте на вопросы.
Емеле было лет семьдесят: седой, сгорбленный, худой, с длинными руками. Пальцы на руках у Емели едва разгибались, точно это были деревянные сучья. Но ходил он еще бодро и кое-что добывал охотой. Только вот глаза сильно начали изменять старику, особенно зимой, когда снег искрится и блестит кругом алмазной пылью. Из-за Емелиных глаз и труба развалилась, и крыша прогнила, и сам он сидит частенько в своей избушке, когда другие в лесу.
Определите тип речи ____________________________________
Назовите признаки установленного вами типа речи _________________________
Установите, как связаны предложения в тексте ____________________________
Какое средство языка использовано в каждом случае для связи предложений? _____________________________________________________________________
Определите смысл выражения « глаза сильно начали изменять старику» - ___________________________________________________________________
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 | единство темы текста; наличие идеи текста; относительная законченность текста; последовательность предложений; грамматическая связь предложений микротема зачин повествование, описание, рассуждение повтор одного и того же слова повествование; последовательно перечисляются события; параллельная связь; пояснительный характер; заказчики (для передачи чувства, настроения автора) | Связные речевые произведения - тексты: особенности их содержания, построения, языковые средства связи предложений в виде абзаца концовка повтор слова; однокоренные слова; синонимы; описательные обороты; местоимения что произошло? каков или какой предмет? почему мы утверждаем это? описание; дается портрет героя; последовательная связь; повтор слова, местоимение, синоним, описательный оборот | 2 1 1 1 2 2 2 | За задания № 1, 5 -7 за полный правильный ответ – 2 балла; За неполный правильный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов За задания № 2,3,4 по 1 баллу за правильный ответ 11 баллов -«отлично» 9-10 – «хорошо» 6-8 баллов - зачет |
№ 7
Работа с текстом | проверяет умение создавать текст-рассуждение |
Прочитайте два текста и выполните задания к ним.
1.
Все мы с детства привыкли к голубизне морей, синеве рек, зелени низменностей, к коричневой окраске высоки гор, голубовато-белой – ледников и снежных вершин.
Большинство низменностей земного шара действительно заняты зеленеющими лесами, лугами, кустарниками. Склоны высоких гор, как правило, обнажены. Их скалы и осыпи до кофейной черноты выжжены солнцем. Ледники и вечные снега покрывают вершины бело-голубыми шапками.
Предположим, надо одновременно показать и действующие гидроэлектростанции, и те, которые еще только строятся. Можно придумать два разных условных знака, а можно взять один и тот же, но печатать его разным цветом, обозначая, например, построенные станции голубым, строящиеся – красным.
Умелый подбор голубовато-серых тонов на карте южно-полярного материка Антарктиды, без сомнения, говорит не только об огромной толще льда, покрывающей этот континент, но и о необыкновенной суровости его климата – об ураганных ветрах, вьюгах, долгой темной зиме…
2.
1. Как правило, карты печатают в несколько красок. Цвет не только украшает и оживляет изображение, но и помогает нам лучше его понять.
2. Кроме того, благодаря своей красочности, карта всегда чем-то похожа на картину и потому воздействует еще и на чувства.
3. Цвет позволяет насыщать карту большим содержанием, в то же время не усложняя ее восприятия.
4. Они выбраны не случайно.
5. Но ведь все это – цвета географической карты!
6. Однако наглядность – это еще не все.
7. Такая карта будет понятней.
Задание.
Определите, почему первая и вторая части по отдельности непонятны.
В какой части содержатся тезисы?
В какой части содержатся факты?
Восстановите текст, сохранив порядок абзацев в первой части и дополнив ее там, где это необходимо, предложениями из второй части.
5. Перескажите выделенное предложение, сделав его менее книжным.
6. Озаглавьте полученный текст.
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Ответы | Баллы | Примечание |
1 2 3 | Отсутствует единство темы, нарушена последовательность предложений Во второй В первой | 2 1 1 | Задание 4 оценивается 7 баллами (все 7 предложений 2-ой части должны быть правильно употреблены в тексте-рассуждении. |
4. Как правило, карты печатают в несколько красок. Цвет не только украшает и оживляет изображение, но и помогает нам лучше его понять. Все мы с детства привыкли к голубизне морей, синеве рек, зелени низменностей, к коричневой окраске высоких гор, голубовато-белой – ледников и снежных вершин.
Они выбраны не случайно. Большинство низменностей земного шара действительно заняты зеленеющими лесами, лугами, кустарниками. Склоны высоких гор, как правило, обнажены. Их скалы и осыпи до кофейной черноты выжжены солнцем. Ледники и вечные снега покрывают вершины бело-голубыми шапками.
Однако наглядность – это еще не все. Цвет позволяет насыщать карту большим содержанием, в то же время не усложняя ее восприятия. Предположим, надо одновременно показать и действующие гид-роэлектростанции, и те, которые еще только строятся. Можно придумать два разных условных знака, а можно взять один и тот же, но печатать его разным цветом, обозначая, например, построенные станции голубым, строящиеся – красным.
Кроме того, благодаря своей красочности, карта всегда похожа на картину и потому воздействует еще и на чувства. Умелый подбор голубовато-серых тонов на карте южно-полярного материка Антарктиды, без сомнения, говорит не только об огромной толще льда, покрывающей этот континент, но и о необыкновенной суровости его климата – об ураганных ветрах, вьюгах, долгой темной зиме…
5 6 | С помощью цвета карта может рассказать больше и понятнее. Краски на карте | 2 2 | 15 баллов – «отлично» 11 – 13 баллов – «хорошо» 8 – 10 баллов – «удовлетворительно» |
Имя существительное
№ 8
Тест | проверяет сведения об изученных способах образования слов и на этой основе умения разграничивать имена существительные; правописание сложных имен существительных; умение определять тему текста, его принадлежность к определенному типу речи. |
Вариант 1.
1.Запишите название слова, учитывая его происхождение.
а) волшба «колдовство» (от волхв «кудесник») + - ник - + и _______________.
б) до - + спети «спешить, успевать, быть готовым»; - ______________________.
в) нем. Backe «щека» + Bart «борода» - ___________________
г) фр. рarer «предотвращать» + chute «падение» - ________________________.
2. Определите, какие имена существительные (задание № 1) употребляются только во множественном числе (укажите буквы) ____________
3. Определите, в каком ряду имена существительные образованы приставочным способом.
а) скрипач, косилка, билетер, хвастун
б) пригород, сверхприбыль, подзаголовок, прабабушка
в) сбербанк, плащ-палатка, сухофрукты, сталевар
г) подорожник, подбородок, собеседник, безработица
4. Соотнесите сложные имена существительные со способом сложения.
а) солнцепек, пароход, водомер б) полководец, глиномешалка, землеройка в) горицвет, сорвиголова, Калининград г) МГУ, ГАИ, НТВ | |
а) ________ б) _________ в) __________ г) _____________
5.Определите, в каком ряду имена существительные пишутся через дефис.
а) (пол) день, (полу) финал, (пол) часа, (полу) остров
б) (пол) игры, (пол) листа, (пол) урока, (пол) лимона
в) (орг) работа, (борт) журнал, (строй) материалы, (водо) снабжение
г) кафе (мороженое), (платье) костюм, (тоска) печаль, (юго) запад
6. Найдите ряд словосочетаний, в которых имя существительное является главным словом.
а) синеет море, восходит солнце, подрастают деревца
б) расположение мебели, легкое прикосновение, бег вприпрыжку
в) вырастить цветы, приложить старания, вставать на заре
г) цветной телевизор, остроумный розыгрыш, отрасль промышленности
7. Впишите пропущенные слова таким образом, чтобы получились верные утверждения.
а) Существительные определяют __________ текста.
б) Ключевое _______________ связывает текст или отдельные микротемы в единое целое.
в) Существительные в именительном падеже могут служить для передачи ___________
событий в описании.
г) С помощью существительных можно передать ___________, _____________ автора к предмету.
8*. Определите тему текста. Укажите роль имен существительных в тексте.
Шепот, робкое дыханье, трели соловья,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!... (А.Фет)
Тема текста _________________________________________________________
Роль существительных в тексте __________________________________________
Вариант 2.
1.Запишите название слова, учитывая его происхождение.
а) узы «связь, оковы» + - ник - + и - _______________
б) простой; перв.: « простое, несшитое полотно» - __________
в) лат. сon « вместе» + servare « сохранять, сберегать» - ___________________.;
г) близный «близкий» + - ец - + ы - ______________________
2. Определите, какие имена существительные (задание 1) употребляются только во множественном числе (укажите букву) ____
3. Определите, какие имена существительные образованы суффиксальным способом.
а) выход, удар, прорубь, синь, тишь
б) беспорядок, бесстрашие, обходчик, перекресток
в) багрянец, вредитель, вежливость, спорщик
г) молокозавод, самопроверка, юго-восток, кресло-кровать
4. Соотнесите сложные имена существительные со способом сложения.(после букв указывайте соответствующие цифры).
а) мореплаватель, половодье, баснописец б) первоцвет, кофемолка, рыболов в) Новгород, Ростов-на-Дону, полцарства г) НИИ, ООН, АСС | |
а) ________ б) ___________ в) ________ г) __________
5.Определите, в каком ряду имена существительные пишутся слитно.
а) (культ) товары, (зав) маг, (зам) министра, (микро) тема
б) (норд) ост, (Санкт) Петербург, северо (восток), премьер (министр)
в) (пол) Москвы, (пол) яблока, (пол) лимона, (пол) арбуза
г) (микро) хирургия, (авиа) кассы, (радио) точка, (авто) стоянка
6. Найдите ряд словосочетаний, в которых имена существительные являются зависимыми словами.
а) красивые цветы, интересная работа, юный возраст
б) приложить усилия, почувствовать недомогание, исправить недостатки
в) дождь отшумел, подрастают деревца, выгорела поляна
г) запах угара, прикосновение к тайне, горение газа
7. Впишите пропущенные слова таким образом, чтобы получились верные утверждения
а) Лексический повтор существительного является средством связи ______________.
б) Для устранения монотонности речи вместо повтора существительного употребляются ________________________ или _____________________.
в) Существительное в именительном падеже может служить для передачи ___________________ текста.
г) Существительное определяет __________ текста.
8.* Прочитайте стихотворение И. Никитина. Какое слово в стихотворении определяет тему текста? Объясните значение этого слова через подбор синонимов.
Душный воздух, дым лучины,
Под ногами сор,
Сор по лавкам, паутины
По углам узор.
Закоптелые полати,
Черствый хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти…
О нужда, нужда!
Мыкать горе, век трудиться,
Нищим умереть.
Вот где нужно бы учиться
Верить и терпеть.
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Ответы 1вариант | Ответы 2 вариант | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 8* | а) волшебники б) доспехи в) бакенбарды г) парашют б б а2, б3, в1, г- б, г б, г а) тему б) существительное в) стремительности г) оценку, отношение тема текста – явления природы и душевные переживания; Имена существительные создают движение, внутреннее развитие, смену картин природы и настроения. | а) узники б) простыни в) консервы г) близнецы г в а2, б1, в3, г- а, г б, г а) предложений б) местоимения или синонимы в) стремительности г) тему нужда Синонимы: нищета, бедность | 4 1 1 3 2 2 4 2 | 19 баллов – «отлично» 16-18 баллов- «хорошо» 10-15 баллов-«удовлетворительно» |
№ 9
Изложение | проверяет навыки самостоятельного анализа текста и умения создавать собственное высказывание на заданную тему (элемент сочинения) |
Любовь и жестокость
Выпал из гнездышка маленький воробышек. Крыльца еще не окрепли у него. Барахтается в травке, а вокруг него летает и тревожно пищит воробьиха.
Увидел воробышка ястреб и летит к нему. Думает: вот сейчас схвачу воробышка и съем. Прилетел к воробышку, стал подбираться к нему. Все птицы на деревьях замерли от страха: что же это будет? Удивились, что воробьиха не улетела, а бросилась на ястреба. Распушилась, подлетела к нему, стукнула клювом в глаз, вцепилась коготками в голову.
Испугался ястреб и улетел.
Изумились все птички. Вот так воробьиха! Как же это получилось, что она победила ястреба?
- А так, сказала сова. – Воробьиха любит своего воробышка. А у ястреба нет никакой любви. Он только жесток. А жестокость никогда не побеждала любовь.
( В.А. Сухомлинский.)
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: