Л. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс Под редакцией С. И. Львовой, доктора пед наук, профессора Москва Предисловие. Это учебное пособие
Задание.
1. Кратко перескажите текст.
2. Вы согласны со словами совы? Напишите мини-сочинение, обосновав свою точку зрения.(1 вариант).
Как автор называет крылья маленького воробышка? Допустимо ли такое словообразование? Какой суффикс обычно используется для этого? Основываясь на этом тексте, придумайте свои словообразовательные задания и предложите их одноклассникам (2 вариант).
Имя прилагательное
№10
Тест | Проверяет знания морфологических признаков, способов образования имен прилагательных; правописание сложных прилагательных, Н и НН в прилагательных. |
1.Для определения имени прилагательного установите правильную последовательность следующих строк:
а) отвечает на вопросы какой? чей?
б) самостоятельная часть речи
в) обозначает признак предмета
г) часть речи
д) в предложении прилагательные обычно являются определениями, а краткие прилагательные – сказуемыми
е) прилагательные бывают качественными, относительными, притяжательными
ж) непостоянные признаки имен прилагательных: степень сравнения, краткая и полная форма, род, число, падеж
з) в словосочетании прилагательные могут выступать как зависимыми словами, так и главными
_____________________________________
2. Установите соответствие между прилагательными и пояснительными существительными (после букв указывайте соответствующие буквы).
а) водный б) водяной в) спасательный г) спасительный | 1. жилет 2. отдых 3.знак 4. спорт |
а) _____ б) ______ в) __________ г) _______
3.Установите соответствие между прилагательными и их антонимами.
а) свежий (хлеб) б) свежий (номер журнала) в) свежий (карп) г)свежий (цветок) | 1. тухлый 2. черствый 3. увядший 4. устаревший 5.холодный 6.новый 7. чистый 8.старый |
а) ______ б) _____ в) ___________ г) ___________
4. Восстановите словообразовательные цепочки. Впишите пропущенное слово.
а) бодрый ………………. под-подрить
б) боль ………………… больнич-н-ый
в) вода ………………… водян-истый
г) граница ………………. от-граничить
5. Определите, в каком ряду словосочетаний все прилагательные соответствуют схеме:
а) серебрян…ый поднос, песчан..ый берег, дровян…ой склад
б) оловян…ый солдатик, деревян…ый коттедж, стеклян…ый сосуд
в) туман…ое утро, карман…ый вонарик, миллион…ый тираж
г) шерстян…ой костюм, ледян…ой взгляд, волосян…ой покров
6. Определите, в каком ряду словосочетаний прилагательные пишутся слитно.
а) (анти) санитарные условия, (громо) отводное устройство, (засухо) устойчивый климат
б) (ярко) красный шарф, (солено) кислые овощи, (юго) западный округ
в) (легко) мысленный поступок, (добро) желательное отношение, (бело)каменный зал
г) (научно) фантастическая литература, (бруснично) черничное варенье, печально) ласковый взгляд
7. Укажите, какой ряд содержит словосочетания прилагательное + существительное
а) на песчаном косогоре, в утреннем беспорядке, в опасном ущелье
б) явный для зрителей, крепкий от рождения, знакомый с детства
в) немыслимо дерзкая атака, на рыбачьем баркасе, в сочувственной телеграмме
г) полезный для здоровья, красный от волнения, внимателен к людям
8. Соотнесите имена прилагательные с их функциями в тексте.
а) Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. (А. Некрасов) б) Под крупным дождем ребятишки бежали Босые к деревне своей… (А. Некрасов.) в) …Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин) | 1.уточняют значение существительного; 2. употребляются в изобразительной функции; 3. имеют оценочный характер |
а) _____ б) _______ в) ________
Вариант 2.
1.Вставьте вместо точек нужные слова.
а) Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает ………..
и отвечает на вопросы ……..
б) Постоянные морфологические признаки: прилагательные бывают………………
(смелая девочка),……………………., (деревянный предмет) и …………………………
(заячья нора).
в) Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного:
………………….( красивый-красивее-красивейший);
………….и ……….(жадный-жаден, жадна, жадно, жадны);
…………………….(мужской, женский, средний);
…………………….( единственное и множественное);
……………………..( им., род., дат., вин., твор., предл.).
г) В предложении полные прилагательные обычно являются ………………….., а краткие - …………………… В словосочетании прилагательные могут выступать как
…………………… словами (зеленые листья), так и ………………………………………
словами (очень большой)
2. Установите соответствие между прилагательными и пояснительными существительными.
а) цветастый б) цветистый в) болотный г) болотистый | 1.луг 2.сарафан 3.местность 4. растения |
а )______ б) ________ в) __________ г) _______________
3. Установите, какое слово пропущено в словообразовательной цепочке. Впишите его.
а) кристалл - …………….кристальн – ость
б) пар ………………парник – овый
в) сердце …………………. сердечн – ость
г) вода ………………….. водян – истый
4. Определите, в каком ряду словосочетаний все прилагательные соответствуют схеме:
а) барабан…ая дробь, бан…ый день, лун…ый свет
б) ремеслен…ое училище, соломен..ая крыша, клюквен…ый морс
в) сезон…ая распродажа, сон…ый вид, бульон…ый кубик
г) осин…ое жужжание, ветрен…ый день, лебедин…ый крик
5. Определите, в каком ряду словосочетаний прилагательные с частицей НЕ - пишутся слитно.
а) (не) одушевленные существительные, (не) веселое настроение, (не) понятный пример;
б) совсем (не) умелый рассказчик, (не) слитное, а раздельное написание, далеко (не) безразличный взгляд;
в) не) приятная погода, (не) переходные глаголы, (не) веселое настроение;
г) (не) настный день, не) красивый почерк, (не) лепая фраза
6. Определите, в каком предложении сказуемое выражено прилагательным
1) в краткой форме _______ 2) в сравнительной степени _________
а) Старый друг лучше новых двух.
б) В зимний холод всякий молод.
в) Большому кораблю – большое плаванье.
г) Скупой запирает крепко, а потчует редко
7. Укажите, какой ряд содержит словосочетания «прилагательное + существительное»
а) нужный инструмент, интересная книга, занимательная история
б) верный слову, довольный жизнью, красный от стыда
в) золотое сердце, железная воля, туманный намек
г) интересен для разбора, внимателен к пациентам, нужен для работы
8. Соотнесите отрывки из стихотворений и выразительные средства языка, которые в них используются.
А) Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. (Н. Некрасов) Б) Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу.( А.Майков) В) Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана… (М. Лермонтов) Г) Тучки небесные, вечные странники | 1. эпитеты 2. метафоры 3. сравнения |
а) ____ б) _____ в) _____ г) _______
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Б, в, а, е, ж, д, з А4, б3, в1, г2 А2 ,б8, в1, г3 Бодр-и-ть; боль-ниц-а; вод-ян-ой; гранич-и-ть а, г а, в а, в а3, б1, в2 | Признак предмета; какой? Чей?; качественными, относительными и притяжательными; степень сравнения, краткая и полная форма, род, число, падеж; определениями, сказуемыми; зависимыми, главными А2, б1, в4, г3 Кристаль-ны-й; пар-ник; сердеч-н-ый; вод-ян-ой А, в Б, в Б, г А1, б3, в2, г3 | | |
№ 11
Творческий диктант | проверяет усвоение изученных правил правописания имен прилагательных и умения употреблять их в речи |
Вариант 1.
( Жаркий летний) полдень. Чувствуется приближение грозы. Об этом свидетельствуют и (кучевые) облака, и (низкий) полет ласточек. Но пока еще над полем раскинулось (бездонное знойное) голубое небо.
Словно море в летний (ясный) день, колышется поле ржи. Среди этого (безграничного) поля вьется (извилистая) дорожка к соснам-великанам. (Темно-зеленые) кроны (могучих стройных) сосен величественно возвышаются над полем, четко вырисовываются на фоне (светло-голубого) неба. (Яркая бархатистая) зелень на переднем плане картины подчеркивает (золотистые) тона ржи.
Мы любуемся (ржаным) полем, (золотым) отливом (тяжелых спелых) колосьев.
(По Н.Краснову.)
№ 12
Диктант | проверяет усвоение изученных правил правописания имен существительных и прилагательных, а также изученных пунктуационных правил. |
Гаснет багряный луч солнца. Морозные туманные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лед на речке, замерзли темно-зеленые ели. С северо-запада потягивает такой холодный ветерок, что все живое спешит укрыться.
Однако соболя это не касается. Пушистому зверьку мороз не страшен: драгоценный мех надежно предохраняет его от стужи. Соболь бесстрашно выходит на охоту.
Шорох его лапок по затвердевшему снегу предупреждает лесных обитателей об опасности. Снег так похрустывает, что белки в дуплах тревожно прислушиваются к прыжкам их непримиримого врага.
Вдруг раздается негромкий щелчок выстрела из винтовки, и на снег падает рябчик. Охотник не успевает опомниться, как за полсекунды пронесся соболь, схватил подбитую птицу и был таков. “Вот разбойник!” –усмехнулся охотник. (108 сл.)
(По М. Звереву)
Задание.
Установите, каким способом образованы производные имена прилагательные 1-ого абзаца. Используйте поморфемную запись.
Выпишите из 2-ого абзаца слова с пре- и при-. Определите значение приставок.
Проведите синтаксический разбор предложения:
1 в.-Громко потрескивает лед на речке, замерзли темно-зеленые ели.
2 в. - Вдруг раздается негромкий щелчок выстрела из винтовки, и на снег падает рябчик.
Глагол
№ 13
Тест на основе орфографического минимума | проверяет правописание гласных в корне слова, приставок пре- и при-, употребление Ь и Ъ знаков, |
Вариант 1.
1.Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах с пропущенной орфограммой пишется буква А.
а) оч…ровательная ночь, раск…ленная печь, накл…ниться вперед
б) к..рик…турный журнал, п…родийный стиль, к…лейдоскоп событий
в) выр…зительно прочитать, обр…ботать м….рганцовкой, выиграть ср…жение
г) плыть с акв…лангом, б…гровый цвет, ар…мат цветов
2. Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах с пропуском пишется одна и та же буква.
а) пр…влечь внимание, неожиданное пр…ключение, пр…ступить закон
б) хорошая пр…мета, неприятное пр…творство, пр…дмет исследования
в) пр…даточное пр…дложение, пр…брежный камыш, пр…кратить ссору
г) пр…одоление пр…пятствий, пр…подавать в институте, пр…творить мечту
3.Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущен Ь знак.
а) об…единить молодеж…, не хочет…ся спешить, мален…кая обез…янка
б) под…ехал бы к под…езду, крепление для лыж…, пригласить горнич…ную
в) озаглав…те сочинение, утеш…те родителей, поблагодари за помощ…
г) пример…те костюм, быстро смеркает…ся, работать в прачеч…ной
4. Укажите, в каком ряду словосочетаний в суффиксах прилагательных пишется Н.
а) песчан…ый вихрь, комарин…ый писк, совин…ый полет
б) укоризнен…ый взгляд, деревян…ый коттедж, ураган…ый ветер
в) львин…ая поступь, водян…ая мельница, орлин…ый клекот
г) оловян…ый солдатик, стеклян…ый взгляд, туман…ое утро
5.Укажите, в каком ряду словосочетаний слова пишутся через дефис.
а) (северо) западное направление, позвонить по телефону (автомату), спать в кресле (кровати);
б) (снего) уборочная машина, проехать (пол) города, (судо)строительный завод
в) (тихо) океанский флот, (сельско)хозяйственная выставка, (средне) русская полоса
г) (густо) зеленая рассада, (зеленовато) голубая вода, (физкультурно) оздоровительный комплекс
Вариант 2.
1.Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах с пропущенной орфограммой пишется буква О.
а) играть в б…скетбол и в…лейбол, не зат…пил печь, сокр…щение вооружения
б) подчеркнуть п…длежащее, отд…ленная местность, оск…рбительный тон
в) уп…требить к…нсервы, к…мпозиция пр…изведения, телевизионная к…мпания
г) д…верчивый покупатель, выиграть ср…жение, проявить т…ктичность
2. Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах с пропуском пишется одна и та же буква.
а) инт…ллигентный человек, вн…мательный собеседник, не заж…гайте свечу
б) в…т…ринарная помощь, вел…колепный вид, с…мпатичное личико
в) воскл…цательное предложение, с…мфонический оркестр, экскурсия в д…льфинарий
г) с…нтаксический разбор, изв…ниться за опоздание, букет ф…алок
3.Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена согласная буква.
а) мои сверс…ники, опас…ная игра, громоз…кий чемодан
б) крутая лес…ница, таять на со…нце, чу…ствовать неприязнь
в) уча…ствовать в соревновании, ше…ствовать по площади, пригласить на праз…ник
г) мой ровес…ник, ше…ствовать над школой, незнакомая мес…ность
4. Укажите, в каком ряду словосочетаний в суффиксах прилагательных пишется НН.
а) гостин…ый двор, овсян…ый кисель, кожан…ые перчатки
б) клюквен…ый морс, старин…ые монеты, тыквен…ая каша
в) ветрен…ый день, юн…ый человек, лебедин…ый крик
г) деревян…ая лестница, стеклян…ая витрина, оловян…ый солдатик
5.Укажите, в каком ряду словосочетаний слова пишутся слитно.
а) (генерал) майор армии, (вице) президент академии, (северо) западный ветер
б) (пол) часа, (водо) снабжение города, (засухо) устойчивый климат
в) (темно)красная расцветка, (солено) кислые овощи, (яркая)яркая звезда
г) (пресно) водное озеро, сдать вещи в (хим)чистку, работать в (сбер)банке
Примерная шкала балловой оценки работы
№ задания | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Баллы | Примечание |
1 2 3 4 5 | Б Г В А, в А, г | В Г Б Б, г Б, г | 1 1 1 2 2 | 7 баллов – «отлично» 6 баллов-«хорошо» 4-5 баллов-«удовл.» |
№ 14
Проверочная работа | Проверяет умения соотносить морфемное строение слова со схемой, определять наклонение, спряжение, переходность глаголов, а также указывать роль глаголов в тексте |
Прочитайте отрывок из произведения Е. Носова и выполните задания № 1-4.
Во дворе сразу два события – пил…т дрова и летают грачи. И еще без удержу барабан… капель. Она разбивается о железный подоконник так, что нижние стекла в раме совсем забрызганы. Денек окончательно разгулялся. Грачи с суматошным гамом нос…тся над тополем.
Тополь протягивает ветви на восток, чтобы встретить светило в самые первые мгновения, как только оно покажется над краем земли. Но и северная сторона тоже во всеоружии. Дерево и туда простерло свои ветви на всякий случай, если солнце вздумает заглянуть с этого края.
Тополь не выглядывает из-за заборов и сараев, он поднялся над всем этим, чтобы ничто не мешало вид…ть источник света и первым встречать его на восходе. Каждые год он старательно распол…гает свои листья так, чтобы ни один луч, упавший ны него, не пролетел мимо в какую-нибудь прореху в его кроне. Он раскинул над собой такой шатер, что даже капля дождя не смож…т упасть на землю, не задев листа. А чтобы случайная буря не разрушила вековой работы, год от года наращивает мощь своих ветвей и все глубже уход…т корнями в землю. (Е. Носов.)
Вариант 1.
Выпишите из текста по два примера на каждую схему:
… ____________________________________
Как называются такие глаголы? ______________________
… _____________________________________
Какие грамматические признаки отсутствуют у этих глаголов? ______________________
2) Выпишите из текста глагол изъявительного наклонения ______________________
условного наклонения ___________________________
Обозначьте их морфемный состав.
3) У всех глаголов с пропущенной буквой в окончании определите спряжение и запишите их в форме 3-го лица множественного числа. Букву вставьте. _____________________________________________________________________
4) Выпишите два переходных глагола ____________________________________
Вариант 2.
1. Определите тип текста. _________________________
2. Глаголы какого вида употреблены в 1-ом абзаце текста? ______________________
Почему? ________________________________________________________________
3. Тополь в этом отрывке предстает живым и разумным существом. Какими средствами, по-вашему, автор добился такого впечатления? _____________________________
4. Как автор называет в тексте солнце? Выпишите эти названия вместе с глаголом и укажите главные и зависимые слова в словосочетаниях. __________________________
_________________________________________________________________________
№ 15
Диктант | проверяет усвоение изученных правил правописания глаголов, а также изученных пунктуационных правил |
На выставке кукол
Мы с другом собирались пойти в воскресенье на выставку японских кукол, о которых нам много рассказывали. Ему, к сожалению, нездоровилось, и я не стал долго раздумывать и пошел один.
Выставка поразила мое воображение. Представьте три больших зала с витринами. В них разместили на подставках кукол. Каких только кукол я не увидел! Большие и маленькие, веселые и грустные, из дерева, ткани, особой глины… В первый момент глаза разбегаются. Попробуйте, выберите самую лучшую.
Внимательно рассматриваю выточенные из дерева приземистые фигурки. Их одежда, личики и ручки расписаны краской. Они напоминают наших матрешек.
А здесь куклы в удивительных, искусно сделанных платьях-кимоно. Их лица живые, а позы полны достоинства. Так и представляешь, как мастер лепит это личико, крепит ткани и клеит волосы, а кукла покорно терпит и ждет. И вот она готова, как будто дышит. Глаза смотрят, губы слегка улыбаются. Что бы сказали о ней дети, если даже я не могу от нее оторваться!
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: