Методическое пособие «Аксиомы шахматной борьбы»
«Основной принцип середины игры — координация действий фигур, и как раз в этом большинство шахматистов проявляют слабость. Многие пытаются атаковать, когда их фигуры разбросаны по всей доске без всякого согласования их действий, и в конце концов с удивлением ищут, где была их ошибка».
(Х.Р. Капабланка)
«Настоящая игра – это в середине!» Миттельшпиль недаром называют самой интересной стадией шахматной партии. В середине игры чаще всего происходят увлекательнейшие события, насыщенные, с одной стороны, головоломными комбинационными осложнениями, а с другой — тончайшими позиционными маневрами. Почти в каждой партии, будь то партия гроссмейстера или простого любителя, тактика и стратегия, комбинация и план, взаимно переплетаясь, оставляют неповторимый след в памяти шахматиста.
Шахматистам низших разрядов довольно трудно изучать миттельшпиль. Многообразие возможностей затрудняет ориентировку. На ряду с этим опыт лучших тренеров показывает, что систематичность и последовательность в усвоении идей миттельшпиля позволяют большинству учеников в конце концов овладеть основными приемами игры в середине партии.
Миттельшпильные идеи принято разделять на тактические и стратегические. Сначала речь пойдет о тактике.
Аксиома – 6. Комбинация (занятие 6.)

8
во-вторых, гроссмейстерами не рождаются; в-третьих, научиться комбинировать может любой шахматист.
Рассмотрим старинную комбинацию Стаммы (позиция-8, мат в 6 xoдов). Казалось бы, белым грозит неминуемый мат, однако Стамма устраивает фейерверк жертв, и белые побеждают: 1. Лh4! Ф:h4 2. Фg8+ Kp:g8 3. Ке7+ Kph8 4. Kf7+! Л :f7 5. Лс8+ Лf8 6. Л:f8 Х.
Эффектная, запоминающаяся комбинация, достаточно сложная для новичков. Однако эта сложность мнимая. Через полгода занятий бывшие новички с легкостью находят подобные комбинации. Надо лишь запомнить, что любая, даже самая сложная комбинация состоит из простых элементов. Каждый элемент имеет свои особенности. Эти особенности надо внимательно изучать, и тогда постепенно придет умение не только решать, но и проводить комбинации в своих партиях.
Изучим элементы «фейерверка» Стаммы:
I. Лh4. Отвлечение — смысл жертвы ладьи и название первого элемента комбинации.
2. Фg8 + . Завлечение — задача, которую выполнил ферзь ценой своей «жизни».
3.Ке7 + . Освобождение линии —с помощью этого приема разгружается вертикаль «с».
4.Kf7+. Перегрузка — черная ладья не может одновременно отражать угрозы коня е5 и ладьи с1.
5. Лс8 + Слабость последней горизонтали — бич начинающих и название последнего элемента комбинаций.
О

9 10
Аксиома-7. Связка (Занятие 7.)
Даже среди наиболее распространенных тактических приемов этой теме отводится особое место, она проходит в бесчисленном множестве комбинаций. Столкнувшись со связкой с первых же шагов, шахматист не расстается с ней уже никогда. Хотим мы этого или не хотим, но связка, как волшебная фея(иногда добрая, иногда злая), появляется во всех наших партиях, принося или радость, или огорчение.
Лишняя пешка (позиция-9)—плохая компенсация за неудачно расположенные фигуры. Это доказывают белые изящной комбинацией, в основе которой лежит тема связки: 1. ЛЬ8!, и черные остаются без слона (1... Л:Ь8 2. С:е5 + ). Попутно отметим, что вариант в скобках иллюстрирует другой широко известный тактический прием — вилку. Так называется одновременно нападение на два разных объекта (в данном случае слон напал на ладью и короля).
Не всегда связка настолько прочна, что на нее можно безусловно полагаться (позиция-10). Только что черные сыграли 1... Л d8, решив с «темпом» напасть на ферзя. Однако ответ белых сразу закончил борьбу: 2. Ф:d8+! С помощью приема «завлечение» связанный конь сЗ вновь обретает cвободу. Черные сдались, так как на 2... Кр: d8 последует 3. 0-0-0+! И затем 4. К;Ъ5.
Аксиома-8. Двойной удар (вилка).
Об одной из разновидностей двойного удара— слоновой вилке разговор шел при разборе позиции-9. Среди других особенностей этого приема выделим еще две.

11 12
Не всегда объектом для нападения служит фигура или пешка. Часто удар наносится.,, по пустому полю. Но это незанятое поле может иметь решающее значение. Самым «страшным» двойным ударом считается коневая вилка. Ее особенно боятся новички. А теперь рассмотрим два небольших примера.
Порой самые безжалостные удары производятся тихим ходом (позиция-11). Именно так, еле приметным передвижением ферзя всего на одну клеточку—1.Фа7! поразили белые соперника. Из-за невозможности одновременной защиты поля е7 и пункта f2 черные сдались.
Кто из нас не страдал от коневых вилок? Ее кинжальные удары испытали и новички, и чемпионы. В данной партии (позиция-12), где время на обдумывание ходов почти не ограничено и фигуры можно передвигать по доске, белые просмотрели коневую вилку 1...Ф:е1 + ! 2. Ф:е1 Л:с1 3. Kdl. Если 3. Ф : с1, что эффект коневой вилки налицо — 3. Ке2 + ! и 4...К:с1. 3... Л:b1. Белые сдались.
Аксиома – 9. Вскрытое нападение (Занятие 8.)
Знакомство с приемом вскрытое нападение для большинства начинающих происходит печально. Мало кому из новичков удалось избежать соблазна применить в какой-нибудь из своих партий «симметричное» начало: 1. е4 е5 2. Kf3 Kf6. Официальное название этого дебюта русская партия или защита Петрова. Но об этом начинающие еще не знают. Дальнейшие события в партии развиваются так: 3. К:е5 К:е4 4. Фе2. Малоискушенный любитель, не ожидая подвоха, спокойно уводит из-под боя коня — 4... Kf6 (позиция-13).
И вот тут-то раздается гром: 5. Кс6 + ! В первое мгновение черные даже не понимают, в чем дело. Но попытка «съесть» коня с6 останавливается ликующим возгласом соперника: «Шах-то от ферзя!» Оказывается, черные угодили в ловушку — шах был дан из засады. Эта конструкция получила название «вскрытое нападение», в данном примере имел место вскрытый шах.

13 14
Пример из классического наследия: «Мельница Карлосса Торре»
Среди комбинаций на вскрытое нападение особняком стоит знаменитая мельница. Она встречается очень редко — такой грандиозный механизм крайне трудно незаметно подготовить к работе. И все же...
На (позиции-14) показывается партия мексиканского юноши К. Торре прославившая его на весь шахматный мир. Именно ему посчастливилось поймать миг удачи — в турнирной партии осуществить мельницу:
1.Cf6! Ф : h5 2. Л : g7+! Kph8 3. Л : f7+ Kpg8 4. Лg7+ Kph8 5. Л : Ь7+ Kpg8 6. Лg7+ Kph8 7. Лg5+ Kph7 8. Л : h5 Kpg6 9. Л hЗ Кр : f6 10. Л : h6 Kpg5 11.Л hЗ, и через несколько ходов черные сдались. Под жернова мельницы попал сам Эмануил Ласкер. Это случилось в 1925 году на 1 Московском международном турнире.


15 16
Аксиома-9. Отвлечение и завлечение (Занятие 9)
По своему идейному содержанию тактические приемы отвлечение и завлечение весьма просты. Но именно они часто служат поводом для сложных комбинаций. Рассмотрим несколько
примеров, ориентиром в которых будет «отвлекающе - завлекающая» тема.
Появление у противника новорожденного ферзя (позиция-18) ничуть не смутило белого короля по его приказу собственный ферзь ценой «жизни» отвлекает пешку g7 и мат неизбежен. 1.Фh6+! gh 2. Л:f6+. Черные сдались(2…Kph5 3.Лh6 Х; 2 ...Kpg7 3. Ch6+ Kpg8 4. Лf8X).
Пример из классического наследия
История шахмат донесла до наших дней один из наиболее ярких фрагментов в комбинационном творчестве гениального Морфи (позиция-15).
В партии с неизвестным любителем Поль Морфи проводит комбинацию на спертый мат. 1. Кс5+ КрЬ8 2. Kd7+ Kpc8 3. КЬ6++ КрЬ8 4. Фс8+ Л ; с8 5. Kd7X.
И


17 18
Аксиома -11. Перегрузка (Занятие 10)
Если какая-либо фигура выполняет сразу несколько функций, то это обстоятельство наводит на мысль, что фигура перегружена заботами, ее надо отвлечь. Так возникает мотив комбинации на перегрузку.
Водоворот миттельшпиля (позиция-18) увлек основные силы белых и своего короля охраняет только ладья g1. Этим обстоятельством немедленно воспользовался соперник 1…Фg2 +! Ладья занята непосильной работой — она не в силах одновременно защищать первую горизонталь и поле g2. Белые сдались, так как мат неизбежен — 2. Л:g2 Kf3+ 3. Kph1 Лd1+ 4. Лg1 Л:g1X. Мотив этой комбинации - перегрузка ладьи. Аналогичные примеры можно подобрать и для остальных фигур.

19 20
Аксиома-12. Слабость горизонтали
Для молодых шахматистов знание типичных комбинаций на тему слабость последней (первой) горизонтали имеет очень большое значение. Опыт показывает, что ученики часто забывают предусмотреть запасной выход для своего короля, и из-за этого проигрывается много партий. Матовая угроза, висящая над пунктом g7, ничуть не смущает черных (позиция-19).
Сейчас их очередь хода, а у белых явно слаба первая горизонталь. 1...Кf2+! Цель этого и последующих ходов в отвлечении ферзя и ладьи белых от защиты пункта e1. Брать коня обязательно, иначе последует вскрытый шах с выигрышем ферзя (2. Kpg1 Ке4 + ) 2. Л : f2 Cd4! Слон неприкосновенен, так как на 3. Ф:d4 белые получают мат, а после 3. Фd2 гибнет и слон b2, и ладья a1. Белые сдались. Их подвело отсутствие «форточки» для короля — стой белая пешка на hЗ, комбинация черных была бы неосуществима.
Аксиома-13. Перекрытие (Занятие 11).
Тактическая идея перекрытия всегда служит вступлением к основной теме.
Свой подавляющий позиционный перевес (позиция-20) белые использовали лучшим образом. Комбинацией на перекрытие они выигрывают фигуру. 1. Лf8 + ! Брать ладью слоном или конем нельзя, так как перекрывается единственная дорога, по которой ладья h8 может контролировать поле е8. А после вынужденного 1...Л:f8 2. C:f8 черные из-за грозящего мата на е8 не успевают спасти слона g7.
Аксиома-14. Блокада
Термин блокада пришел в шахматы из военного дела. Это довольно распространенная тактическая идея.
Совершенно очевидно, что белым хочется сыграть 1. е5, чтобы затем поставить мат на h7 (позиция-21). Однако на это черные ответят 1... f 5!, полностью решая проблему защиты. И все же белые осуществляют ход е5, но…после предварительного 1. . Лf6! Теперь пешка f7 надежно заблокирована, на 1 ... dc или 1 ... C:f6 последует 2. е5 с неотвратимым матом. В партии было
l...Kpg8 2. е5 h6 3. Ке2, и черные сдались. Грозило 4. Л : d6, на 3... КЬ5 следовало бы 4. Фf5, а на 3 ... С : f6 —4. Ф : h6.

21 22
Аксиома-15. Освобождение поля (Занятие 12).
Эффект неожиданности от комбинации на эту тему всегда поражает. Освобождается, как правило, то, что кажется не освобождаемым. Черные (позиция-22) спокойно шли на эту позицию, так как на Ф:f6 у них был заготовлен вариант 1… Фе6 2. Лf8+ Л:f8 3. Ф:е6 Кр :g7. Однако «легкое» движение слона возвестило о начале комбинации на освобождение поля. Сh8! Сфера влияния ладьи резко увеличилась – мат на h7, а после 1…Кр:f7 следует мат на g7 2. Ф:е6 и 3. Фg7Х. Черные сдались.
Позиция (23). Найди комбинацию на освобождение поля?
Ответ: (1… Лh1).
Аксиома-16. Вечный шах
Иногда комбинации направлены на достижение ничейного результата. Наиболее распространенным способом, ведущим к этой цели, считается комбинация на вечный шах.

23 24
Эта позиция (24) возникла в 18-й партии первого матча на звание чемпиона мира между А.Карповым и Г. Каспаровым (1984 г.). Белыми играл Г. Каспаров. Жертвой коня он решает форсировать вечный шах. 1. Kf6 + , ничья. Не брать коня черным опасно (1...Кph8 2. Kh5), а после 1... gf 2. Ф : f6 Л:dl белые дают вечный шах (3. Фg5+ Kph8 4. Фf6+ т. д.).
Аксиома-17. Составление плана (Занятие13).
После знакомства с важнейшими тактическими операциями переходим к изучению основных стратегических идей и планов.
В миттельшпиле главное — это плановые действия. Наличие плана вносит стройность в игру, придает ей осмысленность. И наоборот, бесплановость приводит к разбросанности, потере уверенности. Составляется план в зависимости от конкретных особенностей позиции. Чаще всего встречаются планы, связанные с атакой на короля соперника или на слабый пункт в его лагере. Хорошим планом считается игра на окружение отсталой пешки, на захват линии, на оттеснение чужих фигур с активных позиций. Редко встречаются планы на всю партию сразу. Обычно общий план складывается из планов частных, осуществление ближайшей задачи подсказывает задачу последующую.
Вот как можно сформулировать простейшие принципы составления плана при переходе из дебюта в миттельшпиль: это целесообразное развитие фигур и полная мобилизация всех сил; в самом миттельшпиле это выбор общего направления игры, определение ближайшей и последующей задач. (Для тренировки подобрать поучительные партии из шахматных книг).
Аксиома-18. Образование форпоста (Занятие 14).
Как возник шахматный термин «форпост» догадаться нетрудно. Среди многочисленных аналогий перенесенных из военного дела на шахматы, данное понятие - одно из наиболее удачных. Форпост - это передовой укрепленный пункт.
На (позиции-25) представлен один из наиболее ярких видов форпоста. На пункте d6 закрепилась белая ладья, поддержанная пешкой с5. Как правило, хорошо организованный форпост позволяет достичь преимущества. В рассматриваемой позиции белым удалось провести прямую атаку короля. 1... Се7. Попытка избавиться от опасной ладьи не проходит, у белых все готово к штурму. 2. Фа5 + Крс8 3. Ле6! Брать на е6 нельзя (З...К:е6 4. С:е6+ КрЬ8 5. Лd7 и 6. Фс7Х). З...а6 4. Ле5 Лh6 5. Л:f5 Kd7 6. Лf7 Лf6 7. Лg7 КрЬ8. Позиция черных проиграна, спрятать короля им не удается. 8. f5 Kpa7 9. Л:d7! Ф:d7 10. ФЬ6+КрЬ8 11. Лg8+ Cf8 12. Л:f8 + . Черные сдались, так как после 12…Л:f8 13. Cf4 + Kpc8 14. Се6 они получают мат.
Форпосты бывают разные: пешечные, коневые, слоновые, ладейные и даже ферзевые. Но наиболее распространены коневые и ладейные. Причем форпосты обладают свойством видоизменяться, например пешечный форпост может превратиться в коневой, а затем и в ладейный.
Игра на образование форпоста-—очень важный метод позиционной борьбы.


25 26
Аксиома-19. Захват вертикали (Занятие 15).
Умение играть тяжелыми фигурами должно входить в арсенал квалифицированного шахматиста. Остановимся на двух идеях:
- переброска ладьи с фланга на фланг и овладение свободной вертикалью.
Борьба на (позиции-26) в самом разгаре. Но белым удается нарушить динамическое равновесие в свою пользу, введя в бой ладью al. 1. a4! Kd6 2. ab K:b5 3. Ла6! Прошло всего три хода, а позиция белых стала подавляющей. 3... С: g5 4. К: g5 Ф : d5. Черные срочно берут под прицел поле h7, но остановить машину уже нельзя. 5. Лh6! А ведь недавно эта ладья стояла на al! 5...Фd3 6. Kh7! f 5 7. Фg6. Борьба практически закончилась. 7…Фd2 8. Фе6+ Лf7 9. Фе8+ Л f8 10. Кf6 + . Черные сдались.
А теперь рассмотрим короткую партию, в которой победу черным принесла захваченная центральная вертикаль. Хотя партию играли малоизвестные шахматисты, все технические приемы в ней проведены безукоризненно.
3 а щ и т а К а р о — К а н. 1. е4 с6 2. d4 d5 3. КсЗ de 4. К: е4 Cf5 5. Kg3 Cg6 6. h4 h6 7. Kf3 Kd7 8. h5 Ch7 9. Cd3 С: d3 10.Ф:d3 Фс7 11. О—0. Обычно белые готовят длинную рокировку. 11...е6 12. с4 Kgf6 13. Лel Cb4 14. Ле2? Этот "неосторожный ход, ослабляющий 1-ю горизонталь, навеял черным мысль о захвате вертикали «d».
14... Лd8 15. d5 0—0! Жертвуя пешку, черные получают инициативу. 16. de Ке5 17. ef+. Л : f7 18. ФЬЗ К:fЗ+ 19. Ф:fЗ Лdl+. 20. Кf1 Фd8! А теперь по открывшейся магистрали в бой хлынули основные силы. Сейчас грозит 21...Л:f1 + , 22...Фd1 + , 23...Ф:е1Х. 21. g3 Cc5 22. Фf5 (позиция-27).
22 ... К : h5! Теперь, когда тяжелые фигуры поддержаны легкими, позиция белого короля разбивается вдребезги. 23.Фе5. На 23.Ф : с5 решает 23 ... К : g3, а на 23. Ф : h5 последует 23 ... Л : f1+ 24. Кр:f1 Фd1+ 25. Kpg2 Л:f2+! 23... ФdЗ. От угроз черных защиты нет. Белые пытаются откупиться, но это им не помогает. 24. СеЗ Л:a1 25. С:с5 Фd1. Белые сдались.

27 28
Аксиома-20. Вторжение на седьмую горизонталь
(Занятие 16).
Эта стратегическая идея часто служит основанием при выборе плана. Если тяжелые фигуры закрепляются на седьмой (второй) горизонтали, то можно говорить о серьезном преимуществе. Обычно это выражается либо в обеспечении продвижения проходной пешки, либо в материальных завоеваниях.
В этом примере белые провели комбинацию, конечной целью которой стало проникновение ладьи на 7-ю горизонталь для поддержания продвижения проходной пешки (позиция-28). 1. Л:d5! Л:d5 2. ЛсЗ Лd8. Размениваться черным невыгодно. 2…Л :сЗ+ 3. Кр:сЗ Лс5+ 4. КрЬ4, и от угрозы Сf1 —g2 с дальнейшим маршем пешки а6 нет защиты. 3. Лс7! Теперь белые собираются продвинуть пешку на а7 и пойти ладьей сначала на Ь7, а затем на Ь8. Причем в любой момент к ним на помощь может прийти слон. Помешать этому плану черные не в состоянии. 3... Лd1 4. С:Ь5 е5. Черные тоже создают проходную. 5. а7 ef 6. ЛЬ7 Л:Ь1+ 7. Кра4 Л:Ь5. Единственный шанс. Самый экономичный путь реализации перевеса. 8…fЗ 9. ЛЬ8 f2 10. Л:d8+. Черные сдались, после 10,..Kpg7 11. а8Ф f1Ф 12. Лg8+ Kpf6 13. Фd8+ борьба бесполезна.
Аксиома-21. Стратегия центра (Занятие 17).
Уже в дебюте знание основных стратегических планов миттельшпиля облегчает нахождение верной нити. Часто выбор ближайшей задачи подсказывается пешечной структурой центра. Различают следующие виды центра.
Подвижный пешечный центр (29) характеризуется наличием у одной из сторон пешечной пары в центре. Эта самая старая, проверенная открытыми дебютами конструкция. Как правило, активная сторона должна действовать энергично и быстро наступать пешками. Причем не обязательно стремиться к мату; если удастся сильно стеснить соперника, то можно перенести атаку на фланг. Защищающаяся сторона обычно старается заблокировать или даже уничтожить подвижный пешечный центр соперника. Другие планы (например, фланговая контратака) редко бывают эффективны.





31 32
Открытый центр (позиция-31). Особенность его в том, что на центральных полях нет пешек. Типичные планы связаны со сложной фигурной игрой. Активная сторона маневрирует, наступает фигурами на один из флангов с целью вызвать там ослабление. Если это удается, то затем начинается атака слабых полей. Пешечные штурмы обычно невыгодны. Главный способ защиты заключается в вытеснении фигур соперника с центральных пунктов и линий. Следует избегать пешечных ослаблений.
Статический центр (32), Образуется после фиксации центральных пешек. Этот вид центра часто переходит в неподвижную структуру. Типичные планы связаны с маневрами вокруг центральных пунктов. Обычно каждая сторона стремится к централизации и лишь затем переносит действия на фланги, При этом возможны как фигурная, так и пешечно - фигурная атака на короля или наступление на ферзевом фланге. Все эти действия должны сочетаться с мерами по децентрализации фигур соперника. Такая многоплановость ведет к интересной борьбе, которая возможна как в стратегическом, так и в тактическом ключе.
Динамический центр (33). Получил такое название из-за невыясненного, «напряженного» положения пешек в центре. Динамический центр может трансформироваться в любой из перечисленных выше центров. Игра носит очень сложный характер. Обычно стороны стремятся определить позицию в центре и навязать сопернику невыгодную для него пешечную формацию. Фланговые атаки в подобных позициях возможны, но при подготовке их надо считаться с контрударами по центру.
Аксиома-22. Оценка позиции (методика).
(Занятие 18-19).

Оценка позиции имеет решающее значение при выборе плана и его тактическом воплощении в жизнь. Научиться правильно оценивать позицию непросто, но это крайне необходимо любому шахматисту.
33 34
У истоков методики оценки позиции стоял Вильгельм Стейниц, который сначала расчленял позицию на элементы, затем сравнивал характеристики элементов за белых и черных и лишь после этого составлял мнение, выбирал план и приступал к поиску - расчету конкретного хода. Современная практика обогатила многие положения теории Стейница, и сегодня оценка позиции включает в себя анализ следующих основных элементов:
- материального равенства;
- наличия непосредственных угроз;
- расположения королей, их безопасности;
- центра;
-наличия пространственного перевеса;
- владения открытыми вертикалями, диагоналями, горизонталями;
- активных позиций фигур;
- пешечной структуры, слабых и сильных полей.
В результате изучения этих элементов шахматист делает статическую оценку позиции, намечает план, приступает к поиску конкретного хода и расчету вариантов. При этом оценка из статической (неподвижной) должна превратиться в динамическую, учитывающую все тактические нюансы позиции.
Попробуем в соответствии с методикой оценки позиции рассмотреть положение на позиции 34.
Материальное равенство. Силы сторон равны, произошел только один размен.
Наличие непосредственных угроз. Прямых угроз ни для одной из сторон не видно, хотя пункт е5 явно привлекает внимание.
Расположение королей, их безопасность. Очевидно, что белому-королю ничего не угрожает, а у черного есть основания для беспокойства: слон Ь2 бьет «рентгеновским лучом» по диагонали a1 — h8, который должен бы отражать слон черных. Но тот очутился на постороннем поле h6. Да и другие защитники черного короля устроились как-то неуклюже, ощущается некоторая слабость последней горизонтали.
Центр, пространство. Пешка d5 приносит белым не только перевес в центре, но и определенный выигрыш в пространстве. Последнее обстоятельство облегчает свободу маневра белым и затрудняет маневренные возможности черным фигурам.
Владение открытыми вертикалями, диагоналями, горизонталями. Позиция носит закрытый характер, свободных линий нет (кроме не имеющих значения пустых диагоналей у черного ферзя).
Активные позиции фигур. Здесь даже беглый взгляд на позицию определяет перевес белых. Видно, что их тяжелые фигуры замышляют операции по вертикали «f»; слон Ь2, как уже замечено, давно грозит черному королю, конь d3 держит под прицелом пункты е5 и f4. Чувствуется общая готовность белых фигур к активным действиям. В то же время черные фигуры расположены без взаимной поддержки, сами по себе. Особенно жалкое зрелище представляет слон h6.
Пешечная структура, слабые и сильные поля. Основная характеристика этой позиции — наличие пешечных цепей. Сами по себе пешечные цепи здесь без изъянов, слабых (отсталых, сдвоенных) пешек нет. Нельзя сказать, что в позиции имеются какие-либо слабые пункты. Например, на пункт е5 у белых сосредоточено три удара (один пешечный, два фигурных), но черные держат пункт е5 двумя пешечными защитами. Забегая вперед, скажем, что конечная оценка позиции показала, что пункт е5 у черных все-таки слаб.
Итак, подведем первые итоги знакомства с позицией. Анализ всех элементов показал, что белые имеют перевес в пространстве, их фигуры готовы к активным действиям по вертикали «f» и большой диагонали, резиденция черного короля ослаблена. В остальных элементах позиции наблюдается примерное равенство. Следовательно, в план белых должны входить вскрытие игры и атака короля — в этом случае дефекты позиции черных скажутся.
Теперь от статической оценки позиции перейдем к ее динамике: поиску конкретного хода и учету контригры соперника. Какой ход ведет к вскрытию позиции? Только 1. fe. Черные ответят 1... fe с нападением на ферзя f3. Отступать ферзю некуда, остается 2. Ф:f8+ Л:f8 3. Л:f8 Kg8. В итоге две ладьи за ферзя. И к тому же наглухо закупоренной выглядит позиция короля на h8. Этот король прямо-таки напрашивается на спертый мат. Но спертый мат объявляется конем. А может ли белый конь напасть на f7? Может! Надо взять слоном Ь2 пешку е5 и после d6: e5 сыграть Kd3: е5 с одновременным нападением на ферзя d7 и на поле f7 (вот и сказалась слабость пункта е5). Проверяем, нет ли у черных каких-либо отклонений—1. fe de, тогда 2. С: е5 fe 3. Ф:f8. Значит, черные не могут в основном варианте брать на е5; все угрозы белых остаются. Можно играть 1. fe!
Конечно, в турнирной партии подобные рассуждения носят сокращенный характер. Тренированный шахматист найдет 4. С : е5 минуты за две. Но ход мысли, направление поиска, переход от одного элемента к другому показаны на этом примере достаточно ясно. После 1. fe fe 2. Ф:f8 + Л:f8 3. Л : f8+ Kg8 4. С: e5 Фg4 5. КсЗ Фg5 6. Cf4 Фh5 7. С: d6 Cd2 8. Л : g8 + . Черные, сдались.
Во многих позициях говорить о реальном перевесе одной из сторон не приходится. Правильная оценка положения чаще приводит к заключению, что в данной ситуации у одной из сторон наблюдается некоторое преимущество в расположении пешек. Для составления плана вполне достаточно иметь такой ориентир, как создание фигурного форпоста. Если это удастся сделать, то перевес еще больше увеличится, а изменившаяся ситуация подскажет новый план.
Аксиома – 23. Расчет вариантов (Занятие 20).
Расчет вариантов очень важен в шахматах. Правильный замысел лишь тогда станет реальностью, если будет претворен в жизнь без ошибок. Научиться хорошо рассчитывать варианты можно, но для этого надо основательно потрудиться. Обычно через 2—3 года занятий юные шахматисты довольно прилично рассчитывают варианты. Вот, к примеру,
рассказ-размышление юного второразрядника о том, как он обдумывал ход. Позиция возникла в турнире «Белая ладья» (г.Димитровград 2010г.) между И. Айнуллиным (белые) с. Н-Томышево и соперником из г. Барыша (35).

35
«Только что закончилась форсированная игра. Получилась позиция, в которой у меня лишняя пешка. Но пешка d4 должна погибнуть, она ничем не защищена, а на нее напали дважды. Сначала я хотел сыграть 1. СеЗ —вдруг черные разменяют коня на слона? Но потом, конечно, понял, что партнер сыграет 1 ... C:d4 и если я захочу сделать связку путем 2. Лd1, то даже проиграю: 2... К : еЗ 3. fe С:еЗ+! Как же быть? Пешку-то отдавать жалко. И тут я понял, что во всем виноват черный конь — он очень хорошо стоит на поле g4. Значит, его надо прогнать! Сразу появился вариант: 1. h3 Кf6 2. СеЗ С: d4 3. Лd1. Связка. Это уже хорошо. Как черные от нее могут избавиться? Только ходом З...СЬ6. А что тогда? Тогда я разменяюсь на d8, и моему слону еЗ откроется дорога к пешке а7. 4. Л : d8+С : d8 5. С : а7. Хороший вариант. А ничего я не зеваю по дороге? Проверим. Вроде бы нет. Стоп! Меня ведь учили, что надо всегда проверять позицию после последнего хода форсированного варианта. Что же могут сделать черные? У них есть ход 5...Ь6 с попыткой запереть моего слона после Cd8 — с7. Но ведь и мой слон не будет спать, а убежит: 6. СЬ8.
Да, но не могут ли черные пойти каким-нибудь неожиданным для меня образом? Например, с темпом увести из-под боя важную пешку а7. 1...а6? Посчитаем варианты: 1. h З а6 2. Се2 Kh6 (2…К f6? 3. СеЗ C:d4 4. Лd1 Сb6 5. С: Ь6) 3. C:h6(3. СеЗ ничего не дает, так как у черных есть поле f6 для слона в варианте 3...C:d4 4. Лd1 Cf6) 3...gh 4. Cf3 Л : d4 5. С: Ь7 Лd2 6. С: а6 Л:Ь2 и черным не на что
жаловаться. Попробуем ход 2. С:а6. Если 2…Ьа, то 3. hg С : d4 4. Л b1, и у белых все в порядке. Но ведь черные могут сыграть также: 2...K:f2. Хороший ход. Если теперь пойти 3. С: Ь7 С : d4 4. Kpfl, то после 4...Kd3! пешка Ь2 все равно погибнет. Придется идти в чисто ладейный эндшпиль: 3. Kp:f2 C:d4+ 4. СеЗ С:еЗ+ 5. Кр:еЗ Ьа 6. Лс1 — но ведь у белых лучше благодаря лишней пешке на ферзевом фланге и активной позиции короля. Пожалуй, этот вариант можно ожидать, пусть соперник его найдет. Ну что же, все нормально, можно играть 1. hЗ».
Не правда ли, несмотря на простоту позиции, в рассуждениях Ильнура чувствуется логика и умение считать варианты? А добиться этого, между прочим, не так-то легко. Вся шахматная партия построена на расчете вариантов. Знание стратегических идей и тактических приемов, дебютных принципов и эндшпильной теории принесет ощутимую пользу только тогда, когда будет выработано умение быстро, четко и правильно считать варианты.
Разумеется, сразу овладеть этим умением невозможно. Но целенаправленная тренировка поможет выработать «счетный» навык любому шахматисту. А начинать учиться расчету вариантов лучше всего с решения несложных двухходовых шахматных задач. Причем надо стараться искать решение по диаграммам, мысленно фиксируя все изменения позиции. Затем стоит подобрать несколько серий простеньких этюдов. И также решать их без передвижения фигур. Наконец, наступит момент, когда можно попробовать проследить (опять же без доски) за ходом не очень сложных комбинаций (или их окончаний) из партий мастеров. По мере дальнейшей тренировки сложность позиций-упражнений надо увеличивать. Постепенно выработается умение «видеть» позицию, ориентироваться в ней, готовить форсированные варианты и проводить комбинации.
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: