NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическое пособие «Аксиомы шахматной борьбы»

Глава вторая. Аксиомы Миттельшпиля.
«Основной принцип середины игры — коорди­нация действий фигур, и как раз в этом большин­ство шахматистов проявляют слабость. Многие пытаются атаковать, когда их фигуры разбросаны по всей доске без всякого согласования их дейст­вий, и в конце концов с удивлением ищут, где была их ошибка».
(Х.Р. Капабланка)

«Настоящая игра – это в середине!» Миттель­шпиль недаром называют самой интересной стадией шахматной партии. В середине игры чаще всего происходят увлекательней­шие события, насыщенные, с одной стороны, головоломными ком­бинационными осложнениями, а с другой — тончайшими позици­онными маневрами. Почти в каждой партии, будь то партия гроссмейстера или простого любителя, тактика и стратегия, ком­бинация и план, взаимно переплетаясь, оставляют неповтори­мый след в памяти шахматиста.

Шахматистам низших разрядов довольно трудно изучать миттель­шпиль. Многообразие возможностей затрудняет ориентировку. На ряду с этим опыт лучших тренеров показывает, что систематич­ность и последовательность в усвоении идей миттельшпиля позволяют большинству учеников в конце концов овладеть основ­ными приемами игры в середине партии.

Миттельшпильные идеи при­нято разделять на тактические и стратегические. Сначала речь пойдет о тактике.
Аксиома – 6. Комбинация (занятие 6.)

Иногда новичков настолько поражают комбинации гроссмейстеров, что иные говорят про себя: «Где уж нам так играть, придумать бы какую-нибудь ло­вушку для партнера — и то хоро­шо». В этом подходе содержится большая ошибка. Во-первых, не боги горшки обжигают;

8

во-вто­рых, гроссмейстерами не рождаются; в-третьих, научиться комбинировать может любой шахматист.

Рассмотрим старинную комбинацию Стаммы (позиция-8, мат в 6 xoдов). Казалось бы, белым грозит неминуемый мат, однако Стамма устраивает фейерверк жертв, и белые побеждают: 1. Лh4! Ф:h4 2. Фg8+ Kp:g8 3. Ке7+ Kph8 4. Kf7+! Л :f7 5. Лс8+ Лf8 6. Л:f8 Х.

Эффектная, запоминающаяся комбинация, достаточно слож­ная для новичков. Однако эта сложность мнимая. Через полгода занятий бывшие новички с легкостью находят подобные комбина­ции. Надо лишь запомнить, что любая, даже самая сложная ком­бинация состоит из простых элементов. Каждый элемент имеет свои особенности. Эти особенности надо внимательно изучать, и тогда постепенно придет умение не только решать, но и проводить комбинации в своих партиях.

Изучим элементы «фейерверка» Стаммы:

I. Лh4. Отвлечениесмысл жертвы ладьи и название перво­го элемента комбинации.

2. Фg8 + . Завлечение — задача, которую выполнил ферзь ценой своей «жизни».

3.Ке7 + . Освобождение линии —с помощью этого приема раз­гружается вертикаль «с».

4.Kf7+. Перегрузка — черная ладья не может одновремен­но отражать угрозы коня е5 и ладьи с1.

5. Лс8 + Слабость последней горизонтали — бич начинающих и название последнего элемента комбинаций.

Опытный шахматист легко находит решение в позиции Стаммы: клубок хитросплетений белых фигур быстро разматывается. Разумеется, одна комбинация не может содержать в себе все многообразие тактических приемов — именно такое обобщающее определение получили элементы комбинации. Тактических приемов много, и их надо последовательно изучать. Постепенно при­дет опыт, выработается так называемое тактическое зрение, кото­рое позволит определенные особенности позиции рассматривать как основание для поиска комбинации.


9 10

Аксиома-7. Связка (Занятие 7.)
Даже среди наиболее распространенных тактиче­ских приемов этой теме отводится особое место, она проходит в бесчисленном множестве комбинаций. Столкнувшись со связкой с первых же шагов, шахматист не расстается с ней уже никогда. Хотим мы этого или не хотим, но связка, как волшебная фея(иногда добрая, иногда злая), появляется во всех наших партиях, принося или радость, или огорчение.

Лишняя пешка (позиция-9)—плохая компенсация за неудачно рас­положенные фигуры. Это доказывают белые изящной комбинацией, в основе которой лежит тема связки: 1. ЛЬ8!, и черные остаются без слона (1... Л:Ь8 2. С:е5 + ). Попутно отметим, что вариант в скобках иллюстрирует другой широко известный тактический прием — вилку. Так называется одновременно нападение на два разных объекта (в данном случае слон напал на ладью и короля).

Не всегда связка настолько прочна, что на нее можно безус­ловно полагаться (позиция-10). Только что черные сыграли 1... Л d8, решив с «темпом» напасть на ферзя. Однако ответ белых сразу закончил борьбу: 2. Ф:d8+! С по­мощью приема «завлечение» связанный конь сЗ вновь обретает cвободу. Черные сдались, так как на 2... Кр: d8 последует 3. 0-0-0+! И затем 4. К;Ъ5.
Аксиома-8. Двойной удар (вилка).
Об одной из разновидностей двойного уда­ра— слоновой вилке разговор шел при разборе позиции-9. Среди других особенностей этого приема выделим еще две.




11 12

Не всегда объектом для нападения служит фигура или пешка. Часто удар наносится.,, по пустому полю. Но это незанятое поле может иметь решающее значение. Самым «страшным» двойным ударом считается коневая вилка. Ее особенно боятся новички. А теперь рассмотрим два небольших примера.

Порой самые безжалостные удары производятся тихим хо­дом (позиция-11). Именно так, еле приметным передвижением ферзя всего на одну клеточку—1.Фа7! поразили бе­лые соперника. Из-за невозможности одновременной защиты по­ля е7 и пункта f2 черные сдались.

Кто из нас не страдал от коневых вилок? Ее кинжальные уда­ры испытали и новички, и чемпионы. В данной партии (позиция-12), где время на обдумывание ходов почти не ограничено и фигуры можно передвигать по доске, белые просмотрели коне­вую вилку 1...Ф:е1 + ! 2. Ф:е1 Л:с1 3. Kdl. Если 3. Ф : с1, что эффект коневой вилки налицо — 3. Ке2 + ! и 4...К:с1. 3... Л:b1. Белые сдались.
Аксиома – 9. Вскрытое нападение (Занятие 8.)
Знакомство с приемом вскрытое нападение для большинства начинающих происходит печально. Мало кому из новичков удалось избежать соблазна применить в какой-нибудь из своих партий «симметричное» начало: 1. е4 е5 2. Kf3 Kf6. Официальное название этого дебюта русская партия или защита Петрова. Но об этом начинающие еще не знают. Дальнейшие события в партии развиваются так: 3. К:е5 К:е4 4. Фе2. Малоискушенный любитель, не ожидая подвоха, спокойно уводит из-под боя коня 4... Kf6 (позиция-13).

И вот тут-то раздается гром: 5. Кс6 + ! В первое мгновение черные даже не понимают, в чем дело. Но попытка «съесть» коня с6 останавливается ликующим возгласом соперника: «Шах-то от ферзя!» Оказывается, черные угодили в ловушку — шах был дан из засады. Эта конструкция получила название «вскрытое напа­дение», в данном примере имел место вскрытый шах.



13 14
Пример из классического наследия: «Мельница Карлосса Торре»
Среди комбинаций на вскрытое нападение особняком стоит знаменитая мельница. Она встречается очень редко — такой грандиозный механизм крайне трудно незаметно подготовить к работе. И все же...

На (позиции-14) показывается партия мексикан­ского юноши К. Торре прославившая его на весь шахматный мир. Именно ему пос­частливилось поймать миг удачи — в турнирной партии осуществить мельницу:

1.Cf6! Ф : h5 2. Л : g7+! Kph8 3. Л : f7+ Kpg8 4. Лg7+ Kph8 5. Л : Ь7+ Kpg8 6. Лg7+ Kph8 7. Лg5+ Kph7 8. Л : h5 Kpg6 9. Л hЗ Кр : f6 10. Л : h6 Kpg5 11.Л hЗ, и через несколько ходов черные сдались. Под жернова мельницы попал сам Эмануил Ласкер. Это случилось в 1925 году на 1 Московском международном турнире.


15 16
Аксиома-9. Отвлечение и завлечение (Занятие 9)
По своему идейному содержанию тактические приемы отвлечение и завлечение весьма просты. Но именно они часто служат поводом для сложных комбинаций. Рас­смотрим несколько

примеров, ориентиром в которых будет «отвлекающе - завлекающая» тема.

Появление у противника новорожденного ферзя (позиция-18) ничуть не смутило белого короля по его приказу собственный ферзь ценой «жизни» отвлекает пешку g7 и мат неизбежен. 1.Фh6+! gh 2. Л:f6+. Черные сдались(2…Kph5 3.Лh6 Х; 2 ...Kpg7 3. Ch6+ Kpg8 4. Лf8X).


Пример из классического наследия

История шахмат донесла до наших дней один из наиболее ярких фраг­ментов в комбинационном творчестве гениального Морфи (позиция-15).

В партии с неизвестным любителем Поль Морфи проводит ком­бинацию на спертый мат. 1. Кс5+ КрЬ8 2. Kd7+ Kpc8 3. КЬ6++ КрЬ8 4. Фс8+ Л ; с8 5. Kd7X.

Идеи спертого мата могут возникнуть в неожиданных ситуациях (позиция-17).

17 18

Аксиома -11. Перегрузка (Занятие 10)

Если какая-либо фигура выполняет сразу не­сколько функций, то это обстоятельство наводит на мысль, что фигура перегружена заботами, ее надо отвлечь. Так возни­кает мотив комбинации на перегрузку.

Водоворот миттельшпиля (позиция-18) увлек основные силы белых и своего короля охраняет только ладья g1. Этим обстоятельством немедленно воспользовался соперник 1…Фg2 +! Ладья занята непосильной работой — она не в силах одновременно защищать первую горизонталь и поле g2. Белые сдались, так как мат неизбежен — 2. Л:g2 Kf3+ 3. Kph1 Лd1+ 4. Лg1 Л:g1X. Мотив этой комбинации - перегрузка ладьи. Ана­логичные примеры можно подобрать и для остальных фигур.



19 20
Аксиома-12. Слабость горизонтали

Для молодых шахматистов зна­ние типичных комбинаций на тему слабость последней (первой) горизонтали имеет очень большое значение. Опыт показывает, что ученики часто забывают предусмотреть запасной выход для своего короля, и из-за этого проигрывается много партий. Матовая угроза, висящая над пунктом g7, ничуть не смущает черных (позиция-19).

Сейчас их очередь хода, а у белых явно слаба первая горизонталь. 1...Кf2+! Цель этого и последующих ходов в отвлечении ферзя и ладьи белых от защиты пункта e1. Брать коня обязательно, иначе последует вскры­тый шах с выигрышем ферзя (2. Kpg1 Ке4 + ) 2. Л : f2 Cd4! Слон неприкосновенен, так как на 3. Ф:d4 белые получают мат, а пос­ле 3. Фd2 гибнет и слон b2, и ладья a1. Белые сдались. Их подве­ло отсутствие «форточки» для короля — стой белая пешка на hЗ, комбинация черных была бы неосуществима.
Аксиома-13. Перекрытие (Занятие 11).
Тактическая идея перекрытия всегда служит вступлением к основной теме.

Свой подавляющий позиционный перевес (позиция-20) белые использо­вали лучшим образом. Комбинацией на перекрытие они выигрывают фигуру. 1. Лf8 + ! Брать ладью сло­ном или конем нельзя, так как перекрывается единственная доро­га, по которой ладья h8 может контролировать поле е8. А после вынужденного 1...Л:f8 2. C:f8 черные из-за грозящего мата на е8 не успевают спасти слона g7.
Аксиома-14. Блокада
Термин блокада пришел в шахматы из военного дела. Это довольно распространенная тактическая идея.

Совершенно очевидно, что белым хочется сыграть 1. е5, чтобы затем поставить мат на h7 (позиция-21). Од­нако на это черные ответят 1... f 5!, полностью решая проблему защиты. И все же белые осуществляют ход е5, но…после пред­варительного 1. . Лf6! Теперь пешка f7 надежно заблокирована, на 1 ... dc или 1 ... C:f6 последует 2. е5 с неотвратимым матом. В партии было

l...Kpg8 2. е5 h6 3. Ке2, и черные сдались. Гро­зило 4. Л : d6, на 3... КЬ5 следовало бы 4. Фf5, а на 3 ... С : f6 —4. Ф : h6.




21 22
Аксиома-15. Освобождение поля (Занятие 12).
Эффект неожиданности от комбинации на эту тему всегда поражает. Освобождается, как правило, то, что кажется не освобождаемым. Черные (позиция-22) спокойно шли на эту позицию, так как на Ф:f6 у них был заготовлен вариант 1… Фе6 2. Лf8+ Л:f8 3. Ф:е6 Кр :g7. Однако «легкое» движение слона возвестило о начале комбинации на освобождение поля. Сh8! Сфера влияния ладьи резко увеличилась – мат на h7, а после 1…Кр:f7 следует мат на g7 2. Ф:е6 и 3. Фg7Х. Черные сдались.

Позиция (23). Найди комбинацию на освобождение поля?

Ответ: (1… Лh1).
Аксиома-16. Вечный шах

Иногда комбинации направлены на достиже­ние ничейного результата. Наиболее распространенным способом, ведущим к этой цели, считается комбинация на вечный шах.



23 24
Эта позиция (24) возникла в 18-й партии первого матча на звание чемпиона мира между А.Карповым и Г. Каспаровым (1984 г.). Белыми играл Г. Каспаров. Жертвой коня он решает форсировать вечный шах. 1. Kf6 + , ничья. Не брать коня черным опасно (1...Кph8 2. Kh5), а после 1... gf 2. Ф : f6 Л:dl белые дают вечный шах (3. Фg5+ Kph8 4. Фf6+ т. д.).

Аксиома-17. Составление плана (Занятие13).
После знакомства с важнейшими тактическими операциями переходим к изучению основных стра­тегических идей и планов.

В миттельшпиле главное — это плановые действия. Наличие плана вносит стройность в игру, придает ей осмысленность. И наоборот, бесплановость приводит к разбросанности, потере уве­ренности. Составляется план в зависимости от конкретных осо­бенностей позиции. Чаще всего встречаются планы, связанные с атакой на короля соперника или на слабый пункт в его лагере. Хорошим планом считается игра на окружение отсталой пешки, на захват линии, на оттеснение чужих фигур с активных пози­ций. Редко встречаются планы на всю партию сразу. Обычно общий план складывается из планов частных, осуществление ближайшей задачи подсказывает задачу последующую.

Вот как можно сформулировать простейшие принципы состав­ления плана при переходе из дебюта в миттельшпиль: это целе­сообразное развитие фигур и полная мобилизация всех сил; в са­мом миттельшпиле это выбор общего направления игры, опреде­ление ближайшей и последующей задач. (Для тренировки подобрать поучительные партии из шахматных книг).
Аксиома-18. Образование форпоста (Занятие 14).
Как возник шахматный термин «форпост» догадаться нетрудно. Среди многочисленных аналогий перенесенных из военного дела на шахматы, данное понятие - одно из наиболее удачных. Форпост - это передовой укреп­ленный пункт.

На (позиции-25) представлен один из наиболее ярких видов форпоста. На пункте d6 закрепилась белая ладья, поддержанная пешкой с5. Как правило, хорошо организованный форпост позволяет достичь преимущества. В рассматриваемой позиции белым удалось провести прямую атаку короля. 1... Се7. Попытка избавиться от опасной ладьи не прохо­дит, у белых все готово к штурму. 2. Фа5 + Крс8 3. Ле6! Брать на е6 нельзя (З...К:е6 4. С:е6+ КрЬ8 5. Лd7 и 6. Фс7Х). З...а6 4. Ле5 Лh6 5. Л:f5 Kd7 6. Лf7 Лf6 7. Лg7 КрЬ8. Пози­ция черных проиграна, спрятать короля им не удается. 8. f5 Kpa7 9. Л:d7! Ф:d7 10. ФЬ6+КрЬ8 11. Лg8+ Cf8 12. Л:f8 + . Черные сдались, так как после 12…Л:f8 13. Cf4 + Kpc8 14. Се6 они по­лучают мат.

Форпосты бывают разные: пешечные, коневые, слоновые, ла­дейные и даже ферзевые. Но наиболее распространены коневые и ладейные. Причем форпосты обладают свойством видоизменять­ся, например пешечный форпост может превратиться в коневой, а затем и в ладейный.

Игра на образование форпоста-—очень важный метод пози­ционной борьбы.



25 26
Аксиома-19. Захват вертикали (Занятие 15).
Умение играть тяжелыми фигурами должно входить в арсенал квалифицированного шахматиста. Ос­тановимся на двух идеях:

- переброска ладьи с фланга на фланг и овладение свободной вертикалью.

Борьба на (позиции-26) в самом разгаре. Но белым удается нарушить динамическое равновесие в свою пользу, введя в бой ладью al. 1. a4! Kd6 2. ab K:b5 3. Ла6! Прошло всего три хода, а позиция белых стала подавляющей. 3... С: g5 4. К: g5 Ф : d5. Черные срочно берут под прицел поле h7, но остановить машину уже нельзя. 5. Лh6! А ведь недавно эта ладья стояла на al! 5...Фd3 6. Kh7! f 5 7. Фg6. Борьба прак­тически закончилась. 7…Фd2 8. Фе6+ Лf7 9. Фе8+ Л f8 10. Кf6 + . Черные сдались.

А теперь рассмотрим короткую партию, в которой победу черным принесла захваченная центральная вертикаль. Хотя пар­тию играли малоизвестные шахматисты, все технические приемы в ней проведены безукоризненно.

3 а щ и т а К а р о — К а н. 1. е4 с6 2. d4 d5 3. КсЗ de 4. К: е4 Cf5 5. Kg3 Cg6 6. h4 h6 7. Kf3 Kd7 8. h5 Ch7 9. Cd3 С: d3 10.Ф:d3 Фс7 11. О—0. Обычно белые готовят длинную рокировку. 11...е6 12. с4 Kgf6 13. Лel Cb4 14. Ле2? Этот "неосторожный ход, ослабляющий 1-ю горизонталь, навеял черным мысль о зах­вате вертикали «d».

14... Лd8 15. d5 0—0! Жертвуя пешку, черные получают ини­циативу. 16. de Ке5 17. ef+. Л : f7 18. ФЬЗ К:fЗ+ 19. Ф:fЗ Лdl+. 20. Кf1 Фd8! А теперь по открывшейся магистрали в бой хлынули основные силы. Сейчас грозит 21...Л:f1 + , 22...Фd1 + , 23...Ф:е1Х. 21. g3 Cc5 22. Фf5 (позиция-27).

22 ... К : h5! Теперь, когда тяжелые фигуры поддержаны легки­ми, позиция белого короля разбивается вдребезги. 23.Фе5. На 23.Ф : с5 решает 23 ... К : g3, а на 23. Ф : h5 последует 23 ... Л : f1+ 24. Кр:f1 Фd1+ 25. Kpg2 Л:f2+! 23... ФdЗ. От угроз черных защиты нет. Белые пытаются откупиться, но это им не помогает. 24. СеЗ Л:a1 25. С:с5 Фd1. Белые сдались.



27 28

Аксиома-20. Вторжение на седьмую горизонталь

(Занятие 16).
Эта стратегическая идея часто служит основанием при выборе плана. Если тяжелые фигуры закрепляются на седьмой (второй) горизонтали, то можно говорить о серьезном преимуществе. Обычно это выражается ли­бо в обеспечении продвижения проходной пешки, либо в мате­риальных завоеваниях.

В этом примере белые провели ком­бинацию, конечной целью которой стало проникновение ладьи на 7-ю горизонталь для поддержания продвижения проходной пешки (позиция-28). 1. Л:d5! Л:d5 2. ЛсЗ Лd8. Размениваться черным невыгод­но. 2…Л :сЗ+ 3. Кр:сЗ Лс5+ 4. КрЬ4, и от угрозы Сf1 —g2 с дальнейшим маршем пешки а6 нет защиты. 3. Лс7! Теперь белые собираются продвинуть пешку на а7 и пойти ладьей сначала на Ь7, а затем на Ь8. Причем в любой момент к ним на помощь может прийти слон. Помешать этому плану черные не в состоянии. 3... Лd1 4. С:Ь5 е5. Черные тоже создают проходную. 5. а7 ef 6. ЛЬ7 Л:Ь1+ 7. Кра4 Л:Ь5. Единственный шанс. Самый экономичный путь реализации перевеса. 8…fЗ 9. ЛЬ8 f2 10. Л:d8+. Черные сдались, после 10,..Kpg7 11. а8Ф f1Ф 12. Лg8+ Kpf6 13. Фd8+ борьба бесполезна.
Аксиома-21. Стратегия центра (Занятие 17).

Уже в дебюте знание основных страте­гических планов миттельшпиля облегчает нахождение верной нити. Часто выбор ближайшей задачи подсказывается пешечной структурой центра. Различают следующие виды центра.

Подвижный пешечный центр (29) характеризуется наличием у одной из сторон пешечной пары в центре. Эта самая старая, про­веренная открытыми дебютами конструкция. Как правило, актив­ная сторона должна действовать энергично и быстро наступать пешками. Причем не обязательно стремиться к мату; если удаст­ся сильно стеснить соперника, то можно перенести атаку на фланг. Защищающаяся сторона обычно старается заблокировать или даже уничтожить подвижный пешечный центр соперника. Другие планы (например, фланговая контратака) редко бывают эффективны.

29 30

Неподвижный центр (позиция-30). Блокированные пешечные цепи — основной признак неподвижного центра. Типичные планы актив­ной стороны связаны с пешечным наступлением на одном из флангов. Защищающийся обычно контратакует на противополож­ном фланге. Но возможна и встречная атака. Часто в бой посы­лаются пешки от позиции собственной рокировки. Иногда исполь­зуется прием переноса атаки с фланга на фланг.


31 32

Открытый центр (позиция-31). Особенность его в том, что на централь­ных полях нет пешек. Типичные планы связаны со сложной фи­гурной игрой. Активная сторона маневрирует, наступает фигура­ми на один из флангов с целью вызвать там ослабление. Если это удается, то затем начинается атака слабых полей. Пешечные штурмы обычно невыгодны. Главный способ защиты заключается в вытеснении фигур соперника с центральных пунктов и линий. Следует избегать пешечных ослаблений.

Статический центр (32), Образуется после фиксации цен­тральных пешек. Этот вид центра часто переходит в неподвижную структуру. Типичные планы связаны с маневрами вокруг цен­тральных пунктов. Обычно каждая сторона стремится к центра­лизации и лишь затем переносит действия на фланги, При этом возможны как фигурная, так и пешечно - фигурная атака на короля или наступление на ферзевом фланге. Все эти действия должны сочетаться с мерами по децентрализации фигур соперника. Такая многоплановость ведет к интересной борьбе, которая возможна как в стратегическом, так и в тактическом ключе.

Динамический центр (33). Получил такое название из-за не­выясненного, «напряженного» положения пешек в центре. Динамический центр может трансформироваться в любой из перечислен­ных выше центров. Игра носит очень сложный характер. Обычно стороны стремятся определить позицию в центре и навязать сопернику невыгодную для него пешечную формацию. Фланговые атаки в подобных позициях возможны, но при подготовке их надо считаться с контрударами по центру.

Аксиома-22. Оценка позиции (методика).

(Занятие 18-19).




Оценка позиции имеет решающее значение при выборе плана и его тактическом воплощении в жизнь. Научиться правильно оценивать позицию непросто, но это крайне необходимо любому шахматисту.
33 34
У истоков методики оценки позиции стоял Вильгельм Стейниц, который сначала расчленял позицию на элементы, затем сравнивал характеристики элементов за белых и черных и лишь после этого составлял мнение, выбирал план и приступал к поиску - расчету конкретного хода. Современная практика обогатила мно­гие положения теории Стейница, и сегодня оценка позиции вклю­чает в себя анализ следующих основных элементов:
- материального равенства;

- наличия непосредственных угроз;

- расположения королей, их безопасности;

- центра;

-наличия пространственного перевеса;

- владения открытыми вертикалями, диаго­налями, горизонталями;

- активных позиций фигур;

- пешечной струк­туры, слабых и сильных полей.
В результате изучения этих элементов шахматист делает ста­тическую оценку позиции, намечает план, приступает к поиску кон­кретного хода и расчету вариантов. При этом оценка из статиче­ской (неподвижной) должна превратиться в динамическую, учи­тывающую все тактические нюансы позиции.

Попробуем в соответствии с методикой оценки позиции рас­смотреть положение на позиции 34.

Материальное равенство. Силы сторон равны, произошел толь­ко один размен.

Наличие непосредственных угроз. Прямых угроз ни для одной из сторон не видно, хотя пункт е5 явно привлекает внимание.

Расположение королей, их безопасность. Очевидно, что белому-королю ничего не угрожает, а у черного есть основания для беспо­койства: слон Ь2 бьет «рентгеновским лучом» по диагонали a1 — h8, который должен бы отражать слон черных. Но тот очутился на постороннем поле h6. Да и другие защитники черного короля устроились как-то неуклюже, ощущается некоторая слабость по­следней горизонтали.

Центр, пространство. Пешка d5 приносит белым не только пе­ревес в центре, но и определенный выигрыш в пространстве. По­следнее обстоятельство облегчает свободу маневра белым и за­трудняет маневренные возможности черным фигурам.

Владение открытыми вертикалями, диагоналями, горизонталя­ми. Позиция носит закрытый характер, свободных линий нет (кроме не имеющих значения пустых диагоналей у черного ферзя).

Активные позиции фигур. Здесь даже беглый взгляд на пози­цию определяет перевес белых. Видно, что их тяжелые фигуры замышляют операции по вертикали «f»; слон Ь2, как уже замече­но, давно грозит черному королю, конь d3 держит под прицелом пункты е5 и f4. Чувствуется общая готовность белых фигур к ак­тивным действиям. В то же время черные фигуры расположены без взаимной поддержки, сами по себе. Особенно жалкое зрелище представляет слон h6.
Пешечная структура, слабые и сильные поля. Основная харак­теристика этой позиции — наличие пешечных цепей. Сами по себе пешечные цепи здесь без изъянов, слабых (отсталых, сдвоенных) пешек нет. Нельзя сказать, что в позиции имеются какие-либо слабые пункты. Например, на пункт е5 у белых сосредоточено три удара (один пешечный, два фигурных), но черные держат пункт е5 двумя пешечными защитами. Забегая вперед, скажем, что ко­нечная оценка позиции показала, что пункт е5 у черных все-таки слаб.


Итак, подведем первые итоги знакомства с позицией. Анализ всех элементов показал, что белые имеют перевес в пространстве, их фигуры готовы к активным действиям по вертикали «f» и боль­шой диагонали, резиденция черного короля ослаблена. В осталь­ных элементах позиции наблюдается примерное равенство. Следо­вательно, в план белых должны входить вскрытие игры и атака короля — в этом случае дефекты позиции черных скажутся.

Теперь от статической оценки позиции перейдем к ее динами­ке: поиску конкретного хода и учету контригры соперника. Какой ход ведет к вскрытию позиции? Только 1. fe. Черные ответят 1... fe с нападением на ферзя f3. Отступать ферзю некуда, оста­ется 2. Ф:f8+ Л:f8 3. Л:f8 Kg8. В итоге две ладьи за ферзя. И к тому же наглухо закупоренной выглядит позиция короля на h8. Этот король прямо-таки напрашивается на спертый мат. Но спер­тый мат объявляется конем. А может ли белый конь напасть на f7? Может! Надо взять слоном Ь2 пешку е5 и после d6: e5 сы­грать Kd3: е5 с одновременным нападением на ферзя d7 и на по­ле f7 (вот и сказалась слабость пункта е5). Проверяем, нет ли у черных каких-либо отклонений—1. fe de, тогда 2. С: е5 fe 3. Ф:f8. Значит, черные не могут в основном варианте брать на е5; все угрозы белых остаются. Можно играть 1. fe!

Конечно, в турнирной партии подобные рассуждения носят сокращенный характер. Тренированный шахматист найдет 4. С : е5 минуты за две. Но ход мысли, направление поиска, переход от одного элемента к другому показаны на этом примере достаточно ясно. После 1. fe fe 2. Ф:f8 + Л:f8 3. Л : f8+ Kg8 4. С: e5 Фg4 5. КсЗ Фg5 6. Cf4 Фh5 7. С: d6 Cd2 8. Л : g8 + . Черные, сдались.

Во многих позициях говорить о реальном перевесе одной из сторон не приходится. Правильная оценка положения чаще при­водит к заключению, что в данной ситуации у одной из сторон наблюдается некоторое преимущество в расположении пешек. Для составления плана вполне достаточно иметь такой ориентир, как создание фигурного форпоста. Если это удастся сделать, то перевес еще больше увеличится, а изменившаяся си­туация подскажет новый план.
Аксиома – 23. Расчет вариан­тов (Занятие 20).

Расчет вариантов очень ва­жен в шахматах. Правильный за­мысел лишь тогда станет реаль­ностью, если будет претворен в жизнь без ошибок. Научиться хо­рошо рассчитывать варианты можно, но для этого надо основательно потрудиться. Обычно че­рез 2—3 года занятий юные шах­матисты довольно прилично рас­считывают варианты. Вот, к при­меру,
рассказ-размышление юного второразрядника о том, как он обдумывал ход. Позиция возникла в турнире «Белая ладья» (г.Димитровград 2010г.) между И. Айнуллиным (белые) с. Н-Томышево и соперником из г. Барыша (35).



35
«Только что закончилась форсированная игра. Получилась по­зиция, в которой у меня лишняя пешка. Но пешка d4 должна по­гибнуть, она ничем не защищена, а на нее напали дважды. Снача­ла я хотел сыграть 1. СеЗ —вдруг черные разменяют коня на сло­на? Но потом, конечно, понял, что партнер сыграет 1 ... C:d4 и если я захочу сделать связку путем 2. Лd1, то даже проиграю: 2... К : еЗ 3. fe С:еЗ+! Как же быть? Пешку-то отдавать жалко. И тут я понял, что во всем виноват черный конь — он очень хорошо стоит на поле g4. Значит, его надо прогнать! Сразу поя­вился вариант: 1. h3 Кf6 2. СеЗ С: d4 3. Лd1. Связка. Это уже хорошо. Как черные от нее могут избавиться? Только ходом З...СЬ6. А что тогда? Тогда я разменяюсь на d8, и моему слону еЗ откроется дорога к пешке а7. 4. Л : d8+С : d8 5. С : а7. Хоро­ший вариант. А ничего я не зеваю по дороге? Проверим. Вроде бы нет. Стоп! Меня ведь учили, что надо всегда проверять позицию после последнего хода форсированного варианта. Что же могут сделать черные? У них есть ход 5...Ь6 с попыткой запереть мое­го слона после Cd8 — с7. Но ведь и мой слон не будет спать, а убежит: 6. СЬ8.

Да, но не могут ли черные пойти каким-нибудь неожиданным для меня образом? Например, с темпом увести из-под боя важ­ную пешку а7. 1...а6? Посчитаем варианты: 1. h З а6 2. Се2 Kh6 (2…К f6? 3. СеЗ C:d4 4. Лd1 Сb6 5. С: Ь6) 3. C:h6(3. СеЗ ни­чего не дает, так как у черных есть поле f6 для слона в вариан­те 3...C:d4 4. Лd1 Cf6) 3...gh 4. Cf3 Л : d4 5. С: Ь7 Лd2 6. С: а6 Л:Ь2 и черным не на что
жаловаться. Попробуем ход 2. С:а6. Если 2…Ьа, то 3. hg С : d4 4. Л b1, и у белых все в порядке. Но ведь черные могут сыграть также: 2...K:f2. Хоро­ший ход. Если теперь пойти 3. С: Ь7 С : d4 4. Kpfl, то после 4...Kd3! пешка Ь2 все равно погибнет. Придется идти в чисто ладейный эндшпиль: 3. Kp:f2 C:d4+ 4. СеЗ С:еЗ+ 5. Кр:еЗ Ьа 6. Лс1 — но ведь у белых лучше благодаря лишней пешке на фер­зевом фланге и активной позиции короля. Пожалуй, этот вариант можно ожидать, пусть соперник его найдет. Ну что же, все нормально, можно играть 1. hЗ».

Не правда ли, несмотря на простоту позиции, в рассуждениях Ильнура чувствуется логика и умение счи­тать варианты? А добиться этого, между прочим, не так-то легко. Вся шахматная партия построена на расчете вариантов. Знание стратегических идей и тактических приемов, дебютных принципов и эндшпильной теории принесет ощутимую пользу только тогда, когда будет выработано умение быстро, четко и правильно счи­тать варианты.

Разумеется, сразу овладеть этим умением невозможно. Но целенаправленная тренировка поможет выработать «счетный» на­вык любому шахматисту. А начинать учиться расчету вариантов лучше всего с решения несложных двухходовых шахматных задач. Причем надо стараться искать решение по диаграммам, мысленно фиксируя все изменения позиции. Затем стоит подобрать несколь­ко серий простеньких этюдов. И также решать их без передвиже­ния фигур. Наконец, наступит момент, когда можно попробовать проследить (опять же без доски) за ходом не очень сложных ком­бинаций (или их окончаний) из партий мастеров. По мере даль­нейшей тренировки сложность позиций-упражнений надо увеличи­вать. Постепенно выработается умение «видеть» позицию, ориен­тироваться в ней, готовить форсированные варианты и проводить комбинации.


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: