NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическое пособие «Аксиомы шахматной борьбы»


МКОУ

Ново – Томышевская основная общеобразовательная школа Новоспасского района

Р.Ф. Асанов
АКСИОМЫ ШАХМАТНОЙ БОРЬБЫ

Учебно – методическое пособие




с. Н - Томышево

2012 г.

Учебно – методическое пособие
«Аксиомы шахматной борьбы» /Асанов Р.Ф. – МОУ Ново-Томышевская ОШ, с. Новое Томышево/.
Автор-составитель:

Асанов Р.Ф. –учитель физической культуры ( тренер - преподаватель) МОУ Ново-Томышевской ООШ, высшая квалификационная категория.
Рецензент: В.А. Парфенов, доцент кафедры физической культуры УлГУ, Председатель Ульяновской областной шахматной федерации, кандидат в мастера спорта по шахматам, кандидат технических наук.


Пособие написана из опыта работы тренера преподавателя, оно раскрывает целостное представление о теории шахматного спорта, дает основные знания по практическому применению шахматных приемов, которые помогут занимающимся повысить свое мастерство и квалификацию.

Учебный материал рассчитан для учителей – тренеров, родителей и самостоятельной работы любителей шахмат.

Редактор:

Додонов В.Г. – заместитель директора МОУ Ново – Томышевской основной школы по учебно-воспитательной работе.

СОДЕРЖАНИЕ


1. От автора 3
2. Пояснительная записка 4
(Цель, задачи, формы реализации программы).

3.План учебно-методического пособия 5

и содержание занятий.
4.Учебно-тематическое планирование . 6-7
5. Программное содержание пособия 7-8

«Аксиомы шахматной борьбы».
6. Учебные материалы занятий. 9-49
7. Литература. 50

"Молодой человек может проявить в шахматах максимум своих способностей, если он прежде всего изучает содержание шахмат, а затем уже их особенности, связанные с игрой, со спортивной борьбой. Лишь этот путь может обеспечить длительный и прочный успех".
Михаил Ботвинник, пятый

чемпион мира по шахматам


От автора
Исходя из многолетнего опыта тренерской работы с учащимися по шахматам пришел к выводу о том, что научить детей играть в шахматы легко, а вот научить их играть сильно, трудно. Поэтому убежден, что хорошее знание теории шахматной игры обязательна для игрока, стремящегося к овладению высотами шахматного мастерства.

В данном учебно-методическом пособии с помощью «аксиом» (авторское название доказанных приемов) практически задействован почти весь теоретический материал многих шахматных учебников и книг. Здесь учтены различные формы занятий: с родителем, с учителем и самостоятельно.

Пособие является автономным, в принципе его одного достаточно для занятий (хотя оно может быть использовано и в комплексе другой методической литературой).

Обращаю ваше внимание на то, что изучая теорию шахмат по данной брошюре вы несколько раз увеличите свою силу игры и десятки раз сэкономите драгоценное время.
Желаю Вам успеха на пути к шахматному олимпу !


Пояснительная записка

Данная авторская работа «Аксиомы шахматной борьбы» - разработанное учебно-методическое пособие с программой, которая предназначена для любителей шахмат и шахматистов lV – ll спортивных разрядов. Оно дает основные знания по теории шахмат. Курс рассчитан на 34 занятия и ставит следующие цели:

1. Формирование у занимающихся целостного представления о всеобщей теории шахмат.

2.Способствовать и стимулировать желание детей самостоятельного поиска и расширения знаний по истории шахмат.

Задачи:

1. Содействовать осознанному изучению теоретического материала и повышению мастерства.

2. Учить самостоятельно мыслить, анализировать и делать обобщенные выводы.

3. Воспитывать ответственность и трудолюбие.

Определенной новизной предлагаемого пособия является системное изучение и усвоение основных приемов шахматной борьбы в виде доказательных аксиом.

Пособие включает в себя три главы.

Первая глава – «Аксиомы Дебюта» - посвящается проблемам дебюта. Здесь дается четкое понятие трем главным принципам: центр, мобилизация и безопасность.

Вторая глава – «Аксиомы Миттельшпиля» - опирается на логическое мышление и направлено на усвоение тактических и стратегических приемов в середине игры.

Третья глава – «Аксиомы Эндшпиля» - приобретаются знания, навыки и умения эндшпильной техники.

Все аксиомы шахматной борьбы выбраны из истинных доказанных положений теории классических шахмат, проверенных на практической многовековой игре высококвалифицированных мастеров.

В предусматриваемой работе предлагается программа рассчитанная на 34 часа. Весь теоретический материал 3-х глав распределен на 40 аксиом, являющихся в то же время темами занятий.

На каждом занятии прорабатываются шахматные аксиомы с наглядными примерами из классического наследия известных шахматистов. Основной упор делается на совершенствование приемов ведения боя за шахматной доской.

Продолжительность одного занятия 45 минут. Если занятия проводятся 2 раза в неделю, то годовую программу можно пройти за полгода, далее следует приступить к изучению другой более сложной программы по шахматам.

Предлагаемое учебно-программное методическое пособие может использоваться родителями учащихся, тренерами во внеурочной кружковой работе и самостоятельно любителями шахмат.

Учебно-методическое пособие имеет практико-ориентированную направленность.
Формы проведения:

репродуктивный;

игровой;

решение задач;

собеседование;

семинар.


План учебно-методического пособия и содержание занятий







Разделы


Кол-во часов


Контроль


1.


Аксиомы Дебюта




5


Собеседование


2.


Аксиомы Миттельшпиля



15

Семинар


3.


Аксиомы Эндшпиля



13

Семинар.

Решение задач


4.


Итоговое занятие



1





5.


ИТОГО


34 часа






Учебно-тематическое планирование





п/п.


Раздел. Тема


Кол-во часов



Занятие кружка


Раздел 1.

Раздел 2.

Раздел 3.


Аксиомы Дебюта
1. Центр

2. Мобилизация

3. Безопасность

4. Ловушки

5. Выбор дебюта
Аксиомы Миттельшпиля

1. Комбинация

2. Связка. Двойной удар

3. Вскрытое нападение

4. Отвлечение и завлечение

5.Перегрузка. Слабость горизонтали

6. Перекрытие. Блокада

7. Освобождение поля. Вечный шах

8. Составление плана

9. Образование форпоста

10. Захват вертикали

11. Вторжение на 7-ю горизонталь

12. Стратегия центра

13. Оценка позиции

14. Расчет вариантов
Аксиомы Эндшпиля
1. Реализация материального перевеса

2. Правило квадрата

3. »Золотое» правило оппозиции

4. Защищенная проходная пешка

5. Отдаленная проходная. Прорыв

6. »Треугольники»

7. Выжидательный ход.

Игра на два фронта

8. Крайняя пешка. Помеха

9. Цугцванг

10. Отталкивание

11. Преимущество в пространстве

12. Обход. Подрыв

13. Мост

Итоговое занятие.

Творческий отчет.
Итого



5
1

1

1

1

1
15
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1
13
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

34 ч.


5
1

1

1

1

1
15
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1
13
1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

34 ч.


Программное содержание учебно-методического курса

« Аксиомы шахматной борьбы»


  1. Аксиомы Дебюта (5 ч.)


Знакомство с учебно-методическим пособием, ее цели и задачи. Значение центра. Роль мобилизации. Безопасность важнее материальных завоеваний.


  1. Аксиомы Миттельшпиля (15 ч.)


Комбинация и ее значение. Понятие о связке. Двойной удар. Вскрытое нападение. Роль отвлечения и завлечения. .Перегрузка. Слабость горизонтали. Перекрытие. Блокада. Освобождение поля. Цель вечного шаха. Составление плана основа успеха. Понятие о форпосте и его образование. Захват вертикали. Вторжение на 7-ю горизонталь. Стратегия центра. Оценка позиции. Расчет вариантов.


  1. Аксиомы Эндшпиля (13 ч.)

Реализация материального перевеса. Правило квадрата. «Золотое» правило оппозиции. Защищенная проходная пешка. Отдаленная проходная. Прорыв. «Треугольники». Выжидательный ход. Игра на два фронта. Крайняя пешка. Помеха. Цугцванг. Отталкивание. Преимущество в пространстве. Обход. Подрыв. Мост.

Итоговое занятие (1 ч.). Творческий отчет.

Глава первая. Аксиомы дебюта.
Три главных принципа. Молодые малоопытные шахматисты обычно неуверенно разыгрывают начало партии. Причем затруднения вы­зывают не конкретные ходы, а их взаимосвязь. Чего только не увидишь в партиях новичков! И никчемные пешечные выпады, и метания ферзя по всей доске, и полное безразличие к судьбе соб­ственного короля. Многообразие возможностей в дебюте просто ошеломляюще действует на юного шахматиста. Но рано или поздно он вынужден задуматься над тем, как правильно разыграть начало партии. И здесь на помощь мною предлагаются дебютные аксиомы (авторское название).

Трех главных из них вполне достаточно, чтобы на первых по­рах не делать грубых ошибок. Центр, мобилизация, безопас­ность— так можно назвать эти основные дебютные аксиомы шахматной борьбы, и о них сейчас пойдет речь.

Аксиома - 1: Центр. (Занятие 1.)

Проблема центра всегда волновала шахматистов. С давних времен считалось, что тот, кто захватит пешками цент­ральные поля (е4, d4 или е5, d5), должен искать пути к быстрой победе. Современная шахматная теория уже не дает столь кате­горичных оценок, но и не оспаривает первый дебютный принцип:
«Главное в дебюте это центр. Поэтому надо стремиться захва­тывать центр пешками и развивать (выводить) фигуры по направ­лению к нему».
Пример из классического наследия: Атака Греко
В рукописи итальянского шахматиста XVII века Джоакино Греко, извест­ной под названием «Парижская тетрадь» (1623 г.), приводится подробное исследование одного из дебютных вариантов, в котором ярко показана энергия и целеустремленность атаки централизованных фигур и пешек.

1.е4 е5 2. Kf3 Кс6 3.Сс4 Сс5. Именно так развивали фигуры итальян­ские шахматисты XVI—XVII веков. Отсюда и название дебюта — итальян­ская партия. 4. сЗ. План белых заключается в образовании сильного пе­шечного центра. 4…Kf6 5. d4 ed 6. cd Cb4+ 7. КсЗ (позиция-1).




1 2

Если черные про­медлят, то пешечный центр белых придет в движение и сметет фигуры сопер­ника. 7...К:е4 8.0—0. Белые пожертвовали пешку, но взамен получили ряд преимуществ: их фигуры заняли центральные поля и готовы начать атаку. Подобная жертва называется гамбитом (от итальянского «dare il gambetto»подставить ножку). 8...К:сЗ. Современная теория рекомендует 8...С:сЗ. 9. bс С:сЗ. Так играли в старину. Сильнее, конечно, 9... d5.

10. ФЬЗ! (позиция-2). Азартом атаки, полнейшим пренебрежени­ем вариантами и бесконечной уверенностью, что брошенная перчатка будет поднята, веет от этого хода, полностью отвечающего всем критериям романтического стиля итальянских мастеров XVII века. Сегодня этот ход вызвал бы недоумение: современными анализами доказано, что белые выиграли после 10. СаЗ — ход же ферзем при правильной защите давал черным (10... d5) хорошую контригру.

1О...С:а1 11. С:f7+Kpf8 12. Cg5! Ke7 13. Ке5! В этом ходе суть всей комбинации — запатованным черным фигурам не спастись от многочисленных угроз. 13...C:d4 14. Cg6! d5 15. Фf3+ Cf5 16. C:f5 C:e5 17. Ce6+ Cf6 18. C:f6 gf 19. Ф:f6+ Kpe8 20. Ф:f7x.

Конечно, белые атаковали слишком азартно, а черные защищались слабо — все это типично для того времени. Однако и через три с половиной столетия атака Греко остается одним из самых ярких примеров преимущества, которое дает центральная стратегия в дебюте.
Аксиома-2. Мобилизация. (Занятие 2.)
В шахматах под мобилизацией понимается быстрейшее развитие фигур на выбранное направление атаки. В дебюте таким направлением обычно считается центр. Поэтому вторая дебютная аксиома звучит так: «Быстрая и полная мобили­зация всех сил на центральный участок залог успешной игры в начале партии».

Нельзя делать бесцельные ходы, топтаться фигурами на месте, двигать без нужды пешки. Очень много партий проигрывается из-за несоблюдения этого нехитрого принципа.
Пример из классического наследия: Морфи Любитель.
Эту партию Пол Морфи играл со слабым шахматистом и потому давал фору — ладью а1.

1.е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. Сс4 Сс 5 4. Ь4! Эту жертву пешки придумал анг­лийский моряк Эванс в 1824 году, поэтому дебют получил название гамбитЭванса. 4...С:Ь4 5. сЗ Са5 6, d4 ed 7.0—0. Смысл гамбита в том, чтобы быстрее захватить центр фигурами и пешками и помешать сопернику рокиро­ваться. 7. ...Kf6 8. СаЗ СЬ6? Лучше 8. ...d6, перекрывая диагональ слона аЗ. Бесцельное топтание на месте быстро наказывается. 9. ФЬЗ! d5 10. ed Ka5. Нападение на ферзя уже бесполезно. Армия белых полностью, отмобилизована. И готова к решительной атаке. 11. Ле1+Се6 (позиция-3).

12. de! К:ЬЗ 13. ef++ Kpd7 14. С,?6+ Крс6 15. Ке5+ КрЬ5 16. Cc4-f-Краб 17. СЬ4+ Кра4 18. аbХ.

Причина проигрыша черных заключается в нарушении условий мобилизации сил в де­бюте.
Аксиома-3. Безопасность. (Занятие 3.)
Самая главная фигура в шахматной партии - король. Поэтому о его безопасности надо думать с первых же ходов. Лучше всего сразу же отправлять короля в рокировку. И ни в коем случае нельзя охотиться на какую-нибудь фигуру или пешку, забыв про своего, еще не рокированного короля.

Третья аксиома гласит: «Безопасность короля важнее материальных завоеваний».

Пример из классического наследия: Майет Андерсен.

Певец комбинации — так говорят об Андерсене современники и потомки. Андерсен комбинировал блестяще. В его партиях чувствуются порыв, вдохновение, всесокрушающая энергия. Стоило соперникам немецкого мастера отстать в развитии, замешкаться с рокировкой или увлечься «пешкоедством», как незамедлительно следовали жертвы, расчищавшие путь фигурам для атаки на короля.

1. d4 d5 2. с4 е6 3. аЗ? Совершенно ненужный ход. 3... с5 4. dc C:c5 5. КfЗ а5. Все действия Андерсена очень конкретны. 6. еЗ Кс6 7. cd ed 8. СЬ5 Kf6 9. Ке5? В наши дни любой третьеразрядник знает, что двумя фигурами атаковать нельзя. И тем более этого нельзя делать, когда собственный король без рокировки. 9... 0—0! Быстрейшая мобилизация сил, безопасность своего короля и стремление к инициативе и атаке — вот основные принципы, которыми руко­водствовался Андерсен в этой партии. 10. К:с6 be 11. С:с6 (позиция-4).

11... Са6! Любой ценой задержать короля в центре, а затем обрушиться на него всеми силами — эта передовая для середины девятнадцатого века идея была основным творчеством Андерсена.


3 4

12. С:а8 Фа8 13. Фf3. Белые отражают угрозу d5—d4, но теперь черный конь получает возможность с темпом попасть на d3. 13...Kd7 14. КсЗ Ке5 15. Ф:d5 Kd3+ 16. Kpdl Фс8. Черный ферзь вышел на ударную позицию. А варианты типа 16... Ф:d5 17. K:d5 K:f2+ Андерсена не интересуют. 17. Крс2 Лd8 18. Фh5 Kf4! Белые сдались ввиду варианта 19. ef Cd3+ 20. КрЬЗ Фе6+ 21. Кра4 Фс4+ 22. Ь4 Cc2+ 23. Кр:а5 Ла8х.

Вряд ли имеет смысл упрекать белых за не соблюдение позиционных ходов типа 3. аЗ или 11. С:с6. Правильные рекомендации сегодняшней теории дебютов во многом обязаны подобным ошибкам. В наши дни то, что делал Андерсен интуи­тивно, считается общепризнанным.

Аксиома - 4. Ловушки. (Занятие 4.)

В начале партии дебютные принципы служат маяком для шахматиста. Но, кроме маяков, в каждом дебюте существует и много подводных камней. К ним относятся различ­ного рода ловушки, т. е. ситуации, которые специально создаются одним из играющих в расчете на оплошность соперника. Такой способ игры иногда приносит успех, но в большинстве случаев «ловушечная» тактика ведет к нарушению дебютного принципа в своей позиции и, если ловушка не сработала, возмез­дие следует незамедлительно.
Пример из классического наследия: Андерсен Кизерицкий
Этой партии посвящены сотни страниц в шахматных журналах и книгах. Партия характерна для ма­неры игры обоих соперников. Кизерицкий ставил все время мелкие ловушки, Андерсен же стремился любой ценой получить перевес в развитии и тем самым создать предпосылки для комбинаций. Современники назвали эту партию «бессмертной».

1. е4 е5 2. f4. Знаменитый королевский г а м бит — дебют рыцарей без страха и упрека. В середине прошлого века он был почти самым популярным началом. Сегодня этот дебют встречается редко, так как черные научились охлаждать атакующий пыл белых. 2...еf 3. Сс4 Фh4+. Черные лишают соперника рокировки, но зато их ферзь попадает под удары легких фигур. 4. Kpf1 Ь5. Кизерицкий хочет отвлечь слона от пункта f7. 5.С: Ь5 Kf6. Сам по себе этот ход неплох, но он не связан с предыдущими ходами черных. Теперь ферзь застревает на королевском фланге. 6. Kf3 Фh6 7. d3 Kh5. А вот это типичная ловушечная игра (грозит 8...Kg3+ ), которую ничего не стоит опровергнуть и которая только портит позицию черных. 8. Kh4 Фg5. И вновь одноходовая угроза. 9. Kf5 с6. (Уж лучше было пойти 9... g6). 10. g4! Начиная с этого момента Андерсен наносит сопернику удар за уда­ром.

10...Kf6 1.. Лg1! cb 12. h4 Фg6 13. h5 Фg 5 14. ФfЗ Kg8. Грозило 15. С : f4 с выигрышем ферзя.

15. С : f4 Фf6. Последствия ловушечной тактики налицо: у черных в игре только ферзь, а белые отмобилизовали почти все фигуры. Материальный перевес в таких позициях не играет никакой роли. 16. КсЗ Сс5. 17. Kd5! Позиция белых уже настолько сильна, что они просто не обращают внимания на отдаленные участки доски. Андерсен играет на мат. 17...Ф:Ь2 18. Cd6! С : g1 (позиция-5).

19. е5! Последний штрих. Фигуры черных отсечены от главных событий. 19...Ф:а1+ 20. Кре2 Ка6 21. K:g7 Kpd8 22. Фf6+ K:f6 23. Се7х. Финаль­ной позицией этой партии восторгаются все поколения шахматистов.



5 6

Итак, специально играть на ловушки не рекомендуется. Дру­гое дело, если ловушка ставится, между прочим, по ходу игры. Тогда, даже если соперник разгадает ее, это не приведет к ухуд­шению собственной позиции.
Другой пример: Файн — Юдович
Знаменитый американский гроссмейстер Р. Файн был приглашен на гаст­роли в Советский Союз, чтобы передать свой опыт молодым советским мас­терам. В турнире Файн играл успешно, но в партии с М.Юдовичем потерпел сокрушительное поражение. Юдович заманил американско­го гроссмейстера в хитрую ловушку.

1. d4 d5 2. с4 е6 3. КсЗ Kf6 4. Kf3 c5 5. Cg5 cd 6. K:d4 e5 7. Kdb5. Этот вариант ферзевого гамбита встретился в одной из партий Файна, в которой черные сыграли 7... а6 и Файн пожертвовал коня: 8. К: Ь5. Теперь на естественное 8...ab последует 9. K:f6+ gf 10. Ф:d8+ Кр: d8 11'. C:f6+ и 12. С: h8 с материальным преимуществом белых. Мастер Юдович вместе, будущим гроссмейстером Рагозиным, нашел опровержение ком­бинации Файна и спокойно разыграл весь вариант. 7... а6 8. К: d5. Ход ко­нем Файн сделал не задумываясь. 8… ab! 9. K : f6+(позиция-6).

9...Ф:f6!! Вот она, ловушка Юдовича! Для Файна ход ферзем был пол­нейшей неожиданностью. Оказалось, что белые проигрывают фигуру, так как на 10. С:f6 черные отыграют ферзя после 1О...СЬ4+ 11. Фd2 С:d2+ 12. Кр:d2 gf. Именно этот вариант случился в партии, и черные быстро выиг­рали.

Аксиома – 5. Выбор дебюта (Занятие 5.)

Начинающих шахматистов часто пугает многообразие шахматных дебютов. Десятки названий, сот­ни вариантов, тысячи продолжений... Как же ориентироваться в этом океане шахматных ходов? Неужели, чтобы правильно играть дебют, надо изучить всю эту массу шахматной информации?

Конечно же, нет. Еще к концу XIX века Эмануил Ласкер на­писал книгу «Здравый смысл в шахматах», поразившую шахматистов необычным содержанием, - о сложных вещах чемпион мира говорил просто, по-житейски, но в то же время очень мудро. В частности, начинающим шахматистам Ласкер советовал ограни­читься несколькими дебютными системами.

Сегодняшняя шахматная педагогика придерживается такого же мнения. Новичкам рекомендуется выбрать два-три дебюта за белых и за черных, изучить их основные идеи и смело приме­нять в практической игре. В дальнейшем дебютный репертуар можно постепенно расширять.

Каким дебютам следует отдать предпочтение? Строгих правил здесь нет, но принято считать, что новичкам полезнее играть от­крытые начала. Каждый шахматист, стремящийся к совершенствованию, должен в своем развитии уделить внимание истории шахмат, познакомить­ся с эволюцией шахматных идей. А история шахматного дебюта создавалась именно открытыми началами. Вот почему на первых порах рекомендуется играть итальянскую партию и гамбит Эванса, шотландскую партию и королевский гамбит. Со временем в дебютный репертуар можно включить защиту двух коней, испанскую партию, закрытые и полуоткрытые дебюты.
Примечание: Как изучать дебют

Предположим, что выбор конкретного дебюта уже сделан. Скажем, игроку понравилась итальянская партия. Но как ее изучать? Прежде всего, надо взять дебютный справочник и посмотреть главные варианты. Следует стараться понять основную идею игры белых и черных в этом дебюте. Для итальянской партии, в частности, это будет борьба белых за овла­дение центральными полями и атака на королевском фланге; контригра черных должна заключаться в создании прочных пози­ций в центре, укреплении безопасности своего короля и посте­пенной нейтрализации инициативы соперника.

Эти общие тезисы надо проиллюстрировать конкретными пар­тиями. Партии обычно берутся из учебников, турнирных сборни­ков, шахматных журналов. Для новичков нет необходимости за­пасаться большой подборкой примеров. Нескольких типичных пар­тий из дебютного руководства вполне достаточно, чтобы понять идею основных вариантов. Затем эти варианты надо проигрывать самому, (самостоятельно) записывать и анализировать ошибки, разбирать их с бо­лее сильным шахматистом.

В процессе такой творческой работы каждый шахматист может придумать собственные продолжения в главных или побочных вариантах, часто находит оригинальные пути. Ведь шах­маты неисчерпаемы, и в каждой позиции могут возникать самые разные идеи. Так создается и постепенно расширяется дебютный репертуар шахматиста.

Варианты и примеры: Итальянская партия. Идеи и планы.

По существующей традиции изучение дебютов рекомендуется на­чинать с итальянской партии. Дебютная теория начиналась именно с итальянской партии. Характерные для итальянской партии стратегические идеи, типичные планы, тактические приемы довольно просты для объяснения и легко доступны для понимания.

Что же должен знать молодой шахматист об итальян­ской партии? Вот тот минимум сведений, которые позволяют изу­чающему иметь первоначальное представление об этом дебюте.

В XVI веке замечательные представители итальянской шахмат­ной школы, большинство партий начинали хо­дами 1. е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. Сс4 Сс5. Это и послужило основани­ем назвать такое дебютное по­строение итальянской партией. За пять столетий итальянская партия исследована настолько хорошо, что в последнее время считалось, будто в ней нет неизведанных тропинок. Тем не менее в 1981 году этот дебют даже встретился в матче за звание чемпиона мира.

В позиции (7) у белых два основных плана: первый связан со спокойным симметричным развитием, ведущим к равной борьбе, второй основан на стремлении белых добиться преимущества в дебюте посредством захвата центра. Рассмотрим следующий вариант: 1.е4 е5 2. Kf3 Кс6 3. Сс4 Сс5 4. 0-0 d6 5. d3 Kf6 6. Cg5 h6 7. Ch4? Беспорядочное развитие не приносит хорошие плоды. Надо было меняться на f6 или отступать на еЗ. Положение слона на h4 дает черным важный темп для атаки на белого короля. 7... g5! 8. Cg3 h5! Черные задумали хорошую комбинацию, основанную на том, что белый король слишком рано определил свою позицию. 9. К:g5. Белые идут на главный вариант, надо было ответить 9. h4 и пытаться отбить атаку черных фигур (9... Cg4, 10…Фd7. 11 ... 0—0—0 и т. д.). 9… h4! 10. К : f7 hg! Игра на мат. 11.К:d8 Сg4! 12. Фd2 Кd4! 13. КсЗ Kf3 + ! Изящный финал. 14. gf C:f3. Белые сдались, так как нет за­щиты от мата.


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: