Методическое пособие «Аксиомы шахматной борьбы»
.Эндшпиль ни в коем случае не представляет
собою скучного завершения середины игры.
Эндшпиль — это часть партии, в которой
достигнутое в середине игры преимущество
должно быть реализовано..,
Арон Нимцович
Аксиома – 24. Реализация материального перевеса
(Занятие 21).
Больше всего молодые любители шахмат страдают от откровенного неумения использовать материальный перевес, полученный в предыдущей борьбе. В партиях новичков порой не имеет значения пара лишних пешек или даже лишняя фигура — борьба продолжается как ни в чем не бывало, и результат прогнозировать почти невозможно.
А между тем давным-давно сформулирован простой и четкий закон реализации материального преимущества. Он гласит: имеющий материальный перевес должен стремиться к разумным упрощениям игры и переходу в эндшпиль. Попросту говоря, надо менять фигуры и стараться свести дело к пешечному окончанию, где лишняя пешка, а тем более фигура сразу скажутся, и борьба быстро прекратится.
Это простое правило. Его легко усвоить и запомнить даже маленьким детям. Вот, например, как продемонстрировал хорошее понимание этой аксиомы Саша Коновалов – ученик 4-го класса из Ново-Томышевской школы (позиция 36). 36

На этом простеньком примере показана универсальная схема реализации материального перевеса. И из этого же окончания хорошо видно, какое значение приобретает знание эндшпильных идей и как важна хорошая эндшпильная техника. А теперь начнем последовательно рассматривать основные элементы эндшпиля.
Аксиома – 25. Правило квадрата (Занятие 22).

Эта позиция (37) напоминает заключительный эпизод из партии Саши Коновалова (после 28-го хода черных). Но существенная разница заключается в том, что раньше король белых был активным 37
участником событий, а здесь он находится «вне игры». Для подобных ситуаций и выведено специальное правило.
Сейчас черный король должен ответить на гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?» «Быть» — значит, догнать пешку; «не быть» — не догнать, погибнуть. Проверяем: 1. а4 Кре4 2. а5 Kpd5 3. а6 Крс6 4. а7 КрЬ7. Догнал. Расчет вариантов здесь несложен, но на первых порах все шахматисты не гарантированы от просчетов. А малейшая ошибка может изменить исход партии. Поэтому для быстрого и четкого определения результата «гонок» между королем и пешкой рекомендуется пользоваться правилом квадрата.
Оно гласит: «Если король при своем ходе входит в квадрат пешки или уже находится в нем, то он успевает пешку остановить, В противном случае пешка убегает от короля».
А что такое квадрат пешки? Это тоже несложно. Надо подсчитать количество клеток по вертикали от пешки до поля превращения (линия «а»). Затем это же количество клеток мысленно отложить по горизонтали от пешки в сторону короля (линия «б»). Получились две стороны квадрата («а» и «б»). Достроив его до конца, получаем квадрат пешки. На позиции квадрат пешки аЗ обозначается так: аЗ—а8—f8—f3. Это правило облегчает расчеты за доской. Не надо рассматривать все ходы пешки и короля. Достаточно выяснить, попадает король при своем ходе в квадрат или нет.
Аксиома – 26. «Золотое» правило оппозиции
(Занятие 23).
Основу пешечного эндшпиля составляют позиции, в которых король с пешкой борются против короля. В предыдущем разделе рассматривался случай, когда король сильнейшей стороны не участвовал в сражении. Сейчас же разберем типичную ситуацию, в которой короли борются друг с другом (38).
Ни белым, ни черным невыгодно начинать первыми: 1. е7 + Кре8 2. Кре6 (белые вынуждены сделать этот ход, иначе гибнет их пешка. Но теперь черным пат, ничья); 1 ... Кре8 2. е7 Крf7 3. Kpd7, и пешка проходит в ферзи.

38 39
Можно заметить одну особенность: если пешка продвигается на седьмую горизонталь с шахом, выигрыша нет; если без шаха — выигрыш есть. Это общее правило подобных позиций. И все же не пешка определяет суть дела. Главное-—это расположение королей. Если короли находятся друг против друга, то это противостояние называется оппозицией. Оно подчиняется особому закону: кто первый займет оппозицию, тот имеет преимущество. На позиции хорошо видно, что если последний ход белых был королем на d6, то они первыми заняли оппозицию и выигрывают. Если же последними ходили черные, то, сыграв королем на d8, они сами первыми заняли оппозицию и добиваются ничейного результата.
По своим характеристикам оппозиция (39) бывает нескольких видов: а) прямая вертикальная оппозиция; б) прямая горизонтальная оппозиция; в) диагональная (или боковая) оппозиция; г) дальняя оппозиция.

Часто оппозиция зависит от наличия запасного пешечного темпа (40). Если сейчас ход белых, то они побеждают, если же
ход черных, то ничья. Проверим. Kpd2! 40
Именно так. Начинать надо с хода короля.
1... Кре7 КреЗ Кре6 3. Кре4. Белые овладели оппозицией, и черный король вынужден отступать. 3... Кр 4. Kpd5! Ни в коем случае не ходить пешкой — тогда черные захватят оппозицию. 4... Кре7 5. Kpе5! Снова овладевая оппозицией и окончательно оттесняя черного короля. 5... Kpd7. 6. Kpf6! Этот ход иллюстрирует еще одно очень важное правило оппозиции: проникновение короля на шестую (третью) горизонталь впереди пешки всегда ведет к выигрышу.
6...Кре8 7. е4. Наконец-то! Пешка пошла вперед лишь после того, как ее движение было подготовлено и обеспечено своим королем. Если бы в начальной позиции белые пошли пешкой на е4, то черный король успел бы занять оппозицию первым. 7... Kpf8 8. е5 Кре8 9. Кре6! Белые окончательно завоевывают оппозицию. Грубой ошибкой было бы 9. е6? Тогда после 9... Kpf8 оппозиция переходит к черным: 10. е7+ Кре8 11. Кре6, пат. 9... Kpd8 10. Kpf7, и пешка проходит в ферзи.
При ходе черных в начальной позиции после 1,.. Кре7 с последующим 2... Кре6 получается ничья.
Черные действовали очень прямолинейно, и правило оппозиции сработало здесь в чистом виде. Однако у черных была возможность сыграть хитрее уже в начальном положении. На 1. Kpd2 они могли «потоптаться» на месте—1... Kpd8 и занять оппозицию после 2. КреЗ Кре7 3. Кре4 Кре6. Но в этом случае белые выигрывают с помощью запасного пешечного темпа — 4. еЗ Kpd6 5. Kpf5 н т. д. При пешке на еЗ в исходной позиции — ничья вне зависимости от очереди хода.
Два классических примера
Умелое применение оппозиции позволяет добиваться успеха в равных на первый взгляд позициях, а также спасать трудные ситуации. Рассмотрим поучительный фрагмент из учебника Капабланки.
Позиция очень проста (41). На доске осталось мало сил, и положение сторон может показаться начинающему совершенно равным. Однако это неверно. Выигрывает тот, чей ход. Следует отметить, что короли находятся прямо друг против друга и число промежуточных полей четное.
Посмотрим, как в подобных положениях достигается выигрыш. Вначале нужно идти прямо вперед: 1. Кре2 Кре7 2. КреЗ Кре6 3. Кре4 Kpf6. Теперь белые могут использовать возможность выбора и сыграть 4. Kpd5, прорываясь таким образом своим королем, или же пойти 4. Kpf4, загораживая дорогу черному королю и сохраняя при этом оппозицию. Простой расчет показывает, что первый путь ведет только к ничьей, поэтому белые избирают второй путь и играют 4. Kpf4 Kpg6. Если 4...Кре6, то 5. Kpg5 ведет к выигрышу. 5. Кре5 Kpg7. Теперь можно убедиться подсчетом, что белые выигрывают, завоевывая черную пешку «Ь».
В рассмотренном, варианте игра сравнительно проста, но у черных есть другие способы защиты, создающие большие затруднения противнику. Начнем еще раз сначала.
1. Кре2 Kpd8. Если теперь 2. Kpd3, то 2. ..Kpd7, если же 2. КреЗ, то 2... Кре7, и в обоих случаях черные получают оппозицию.

41 42
Для того чтобы выиграть, белому королю необходимо наступать. Для этого остается еще лишь одно поле f3, и это и есть правильный ход. Отсюда видно, что если противник делает в подобных случаях так называемый выжидательный ход, то нужно наступать, оставляя между своим и неприятельским королем свободный вертикальный ряд. Итак: 2. Kpf3 Kpe7. Наступать нельзя, так как черные, поставив своего короля против белого, получили бы оппозицию. Теперь черед белых сделать ход, аналогичный первому ходу черных, а именно: 3. КреЗ, что приводит к уже рассмотренному варианту.
Изучающему полезно освоиться с маневрами королей в различных случаях оппозиции. Часто от этих маневров зависит выигрыш или проигрыш партии.
А теперь проследим за другим интересным пешечным окончанием (42).
Несмотря на отсутствие пешки, черные добиваются ничьей: в этом им помогло умелое применение «золотого» правила оппозиции и правила квадрата: 1... Kpf6! В соответствии с первой частью правила оппозиции: при нечетном, числе полей между королями оппозицией владеет ходивший последним. 2. КреЗ Кре5! Черные занимают ближнюю прямую вертикальную оппозицию. 3. Kpd3 Kpd5 4, КрсЗ Кре5! А теперь черные занимают уже ближнюю диагональную оппозицию. Они не могут больше препятствовать завершению обходного маневра белого короля — в случае 4 ... Крс5? черный король выходил бы из квадрата пешки h4. 5. Kpb4 Kpd4 6. Кра4 Кре4! Все действия черных соотносятся с правилом оппозиции. Сейчас они занимают дальнюю прямую горизонтальную оппозицию. 7. Kpb5 Kpd5 8. КрЬ6 Kpd6 9. Кра7 Кре7! Только так! Нельзя занимать ближнюю оппозицию, так как тогда
теряется контроль за квадратом пешки h4. Здесь партнеры согласились на ничью—белый король никак не может нарушить защитные маневры своего оппонента.
Аксиома – 27. Защищенная проходная (Занятие 24).
(Поучительное окончание!)
Расположение пешек в эндшпиле во многом определяет планы сторон. Сейчас рассмотрим позиции, основной характеристикой которых будет наличие защищенной проходной пешки. Речь идет о пешечной паре типа d4 — е5, причем на пути пешки е5 нет препятствий. Не требуя о себе забот, эта пешка резко ограничивает деятельность короля соперника, вынуждая его все время держаться в квадрате.
Гроссмейстеру Нимцович, разработавший оригинальную методологическую систему обучения позиционной игре. Его замечательная книга называется «Моя система».
Из классического наследия
Различие в ценности защищенной и незащищенной проходной пешки выявляется на следующем примере (43)
Б

недосягаема. Правда, бывали случаи, когда в аналогичных позициях какой-нибудь малоопытный игрок, вопреки упомянутой недосягаемости, с дружественной улыбкой, но с сердцем, преисполненным боевого увлечения, устремлялся на пешку «g». После 4. Кр: с4 Kpf4 5. f6 он замечает свою ошибку и совершенно серьезно (!!!) кидается в погоню за пешкой. Последний акт комедии протекает следующим образом: 5...Кре5!! 6. f7 Кре6!! 7. f8Ф, сдался. Изложенное мы формулируем так: сила защищенной пешки заключается в ее недосягаемости для неприятельского короля.
Аксиома – 28. Отдаленная проходная (Занятие 25).
Выигрыш при наличии отдаленной проходной всегда прост: ей расчищается дорога в ферзи, затем пешка идет на «заклание» — отвлекает на себя короля соперника, а в это время собственный король прорывается на противоположный фланг (44).
План белых состоит из двух частей. Сначала образуется отдаленная проходная и отвлекается черный король. 1. а4 Kpd5 2. Ь5 ab 3. аЬ Крс5. Или 3... Кре5 4. Ь6 Kpd6 5. Ь7 Крс7 6. Кр: е4 и т. д. Затем белый король уничтожает пешки и проводит одну из своих пешек в ферзи. 4. Кр:е4 Кр:Ь5 5. Kpf5 Kpc5 6. Kpg6 Kpd5 7. Кр : h6 и т. д.
Черные могли играть и по-другому: 2...а5 (вместо 2...аЬ).В этом случае план белых несколько изменился бы. 3. Ьб Крс6 4. Кр:е4 Кр:Ь6 5. Крd5! Здесь рейд короля к пешкам g и h для белых плох: им нужно девять темпов, чтобы уничтожить пешки соперника и провести свою в ферзи; черным же на решение аналогичной задачи потребуется всего восемь темпов. Поэтому белые применяют другую идею. Они выигрывают оппозицию на ферзевом фланге, образуют там отдаленную проходную, а затем уже направляются к пешкам g и h, 5... КрЬ7 6. Крс5 Краб 7. Крсб Кра.7 8. Kpb5 Kpb7 9. Кр : а5 Крсб 10. КрЬ4 КрЬб 11. а5+ Краб 12. Кра4 Кра7 13. Kpb5 Kpb7 14. а6+ Кра7 15. Кра5 Кра8 16. КрЬб Kpb8 17. а7+ Кра8 18. Крсб, и белые выигрывают.

44 45
44 45
Аксиома – 29. Прорыв
Далеко не всегда пешки довольствуются ролью тихих солдат. В определенных ситуациях эти маленькие воины могут разбушеваться, и горе тому, кто попадает под их кинжальные удары. Именно такой случай произошел в поучительной партии (45):
1... f4!! Белые не в состоянии изменить ход событий. На 2. gf черные образуют проходную — 2... h4 и т. д. На 2. ef все равно последует 2.. .h4! 3. gh g3!, и проходная образуется с другой стороны. Король белых попытался самолично навести порядок в своих пешечных рядах, но черные пехотинцы его просто проигнорировали: 2. Kpd5 h4! 3. Кр: е4 (3. gh g3!) 3... f3 4. gf h3. Белые сдались.
Это яркий пример отлично подготовленного пешечного прорыва. Прорыв - это очень сильное оружие в пешечных окончаниях. А в первооснове этот прорыв выглядит так: белые пешки—а5, Ь5, с5; черные пешки — а7, Ь7, с7. Белые выигрывают: 1. Ь6! ab 2. с6!! bс 3. а6 или 1 ... cb 2. а6 Ьа 3. с6.
Аксиома – 30. «Треугольники» (Занятие 26).
Так называется широко распространенный в пешечном эндшпиле прием для выигрыша темпа. Швейцарский мастер Г. Фарни, автор популярной в свое время работы по эндшпилю (1926г.), и в турнирной партии (Фарни — Алапин) создал «классический треугольник» (46).
Белые не могут здесь выиграть традиционными способами, жертвуя пешку «с», так как черный король прочно заберется в угол. Однако и прямолинейное 1. Kpd6 наталкивается на достойное сопротивление: 1. Kpd8. He помогает и финт влево: 1. Крс5 Крс7. А если бы в этой позиции был ход черных? Тогда белые легко выигрывают: 1... Крс7 2. Крс5 Крс8 3. КрЬ6 или 1... Kpd8 2. Kpd6 Kpc8 3. с7. Следовательно, надо передать ход черным. Это достигается «треугольным» маршрутом белого короля: 1. Kpd4 Kpd8 (черные должны так маневрировать, чтобы все время иметь возможность попасть на с8 в тот момент, когда белые встанут на d5, но для этого черным нужна... девятая горизонталь). 2. Крс4! Крс8 3. Kpd5! «Треугольник» замкнулся, ход передан черным. Этот прием надо хорошо запомнить.

47 48
Аксиома – 31. Выжидательный ход
(Спеши медленно!)
46 47
Аксиома – 31. Выжидательный ход (Занятие 27).
(Спеши медленно!!!)
Этим афоризмом древних исчерпывающе объясняется один из основных эндшпильных приемов (47).
Очевидно, что единственная попытка игры на выигрыш у белых связана с ходом е6. Конечно, их устроит вариант 1. е6 fe? 2. Кр: е6 Kpf8 3. Kpf6 Kpg8 4, Кр : g6 и т. д. Поэтому черные на первом ходу пойдут 1 ... f6. Далее игра должна развиваться так: 2. е7 g5! 3. Кре6 (3. hg? fg 4. Кре6 h4 5. Kpf5 h3! 6. gh Kp:e7 7. Kp:g5 Kpf7, и черные пробрались к заветному угловому полю) 3 ... gh 4. Kp:f6 h3! 5. gh h4!!, и пат черным обеспечен. Из этих вариантов ясно, что белым до выигрыша не хватило одного темпа. Но где же его взять? В исходной позиции! Только теперь становится понятным смысл хода: 1. g3!! Оказывается, на первый взгляд ненужный, выжидательный ход форсирует выигрыш. Как бы теперь черные ни играли, их ничто не спасет:
а) 1...Kpd8 2.е6 f6 3. е7+ Кре8 4. Кре6 g5 5. Кр:f6 gh 6. gh,
и черные вынуждены пропустить пешку;
б) 1... Kpf8 2. Kpd7 Kpg8 3. Кре8! Kpg7 4. Кре7 Kpg8 5. Kpf6!
Kpf8 6. е6 fe 7. Кр : g6!, и белые легко побеждают.
Итак, на основе наглядного примера запомним, что в эндшпиле очень часто быстрейший путь к победе связан с внешне неторопливым развитием событий.
Аксиома – 32. Игра на два фронта
Довольно часто встречаются позиции, в которых король может создавать угрозы одновременно двум флангам.
Из классического наследия
Теорема Рети

Решение этой композиции (48) потрясает воображение. Белые добиваются ничьей при ходе черных. Обреченный белый король буквально восстает из пепла, с каждым ходом наливаясь живительной силой: 1,..h5 2. Kpg7 h4 3. Kpf6 Kpb6. Если 3... h3, то 4. Кре6 h2 5. с7 К.рЬ7 6. Kpd7. Поэтому черные хотят помешать движению пешки с7, но тогда белый король пользуется паузой и
приближается к границе заветного квадрата: 48
4. Кре5 h3 5.Kpd6.
Редкий случай когда борьба на два фронта увенчивается успехом: выиграв драгоценное время, белый король обеспечил дорогу пешке «с» в ферзи. 5... h2 6. с7, ничья. Путь в квадрат пешки h5 по ломаной линии (Kph8 — g7 — f6 — е5) оказался не длиннее пути по прямой _(Kph8 — h7 — h6 — h5)!
Аксиома – 33. Крайняя пешка (Занятие 28).
Ладейная пешка затрудняет сильнейшей стороне выигрыш и, соответственно, дает слабейшей стороне дополнительные шансы на ничью.,
В этой позиции (49) черные добиваются ничьей, так как они успевают «запереть» ладейную пешку. 1. h5 Kpf6 2. Kph7 Kpi7 3, h6 Kpf8 4. Kpg6 Kpg8 5. Kpf6 Kph7 6. Креб Kp:h6 7. Kpd6 Kpg6 8. Крсб Kpf6 9. Kpb5 Креб 10. Kp : a5 Kpd7! Очень важный момент. Нельзя играть 10... Kpd6? из-за П. КрЬб Kpd7 12. КрЬ7, я белый король обеспечивает движение пешки. После правильного хода 10. ..Kpd7 черные успевают на поле с8. 11. КрЬб Крс8 12. Кра7. Не помогает и 12. а5, так как тогда черные попадают в пат: 12... КрЬ8 13. аб Кра8 14. а7, пат. 12... Крс7! Теперь белый король не сможет уйти с вертикали а. 13. а5 Крс8! 14. аб или 14. КрЬб КрЬ8 15. аб Кра8 36. а7, пат. 14... Крс7 15. Кра8 Крс8 '(возможно и 15,», КрЬб 16. а7 Крс7, пат). 16. а7 Крс7, пат.

49 50
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: