NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическое пособие «Аксиомы шахматной борьбы»

Глава третья. Аксиомы эндшпиля
.Эндшпиль ни в коем случае не представляет

собою скучного завершения середины игры.

Энд­шпиль — это часть партии, в которой

достигнутое в середине игры преимущество

должно быть реализо­вано..,

Арон Нимцович

Аксиома – 24. Реализация материального перевеса

(Занятие 21).
Больше всего молодые любители шахмат страдают от откровенного неумения использовать материальный перевес, по­лученный в предыдущей борьбе. В партиях новичков порой не име­ет значения пара лишних пешек или даже лишняя фигура — борь­ба продолжается как ни в чем не бывало, и результат прогнози­ровать почти невозможно.

А между тем давным-давно сформулирован простой и четкий закон реализации материального преимущества. Он гласит: имею­щий материальный перевес должен стремиться к разумным упро­щениям игры и переходу в эндшпиль. Попросту говоря, надо ме­нять фигуры и стараться свести дело к пешечному окончанию, где лишняя пешка, а тем более фигура сразу скажутся, и борьба быстро прекратится.

Это простое правило. Его легко усвоить и запомнить даже ма­леньким детям. Вот, например, как продемонстрировал хорошее понимание этой аксиомы Саша Коновалов – ученик 4-го класса из Ново-Томышевской школы (позиция 36). 36

Только что закончилась яростная схватка в миттельшпиле, принесшая Саше (белые) лишнюю фигуру. Но черные собира­лись продолжать борьбу, так как надеялись на практические шансы в атаке несколько растрепанной позиции белого короля. Однако юный шахматист очень четко начал проводить реализацию лишней фигуры. Он форсированно переводит партию в эндшпиль: 1. Фd4! В связи с угрозой 2. Фd8! избежать размена ферзей черным не удается. 1 … Ф : d4 2. Лh:d4! А после этого хода неиз­бежен размен всех ладей. 2…h6 3. Лd8+ Л:d8 4. Л: d8+ Kph7 5. Ле8! Черная ладья в капкане. 5… Л:е8 6. С:е8 g6 7. Fg+ fg 8. Cd6! — именно к этой позиции стремился Саша. Теперь стрено­женный конь не может уйти от размена на одного из слонов и белые должны легко выиграть окончание.

На этом простеньком примере показана универсальная схема реализации материального перевеса. И из этого же окончания хо­рошо видно, какое значение приобретает знание эндшпильных идей и как важна хорошая эндшпильная техника. А теперь нач­нем последовательно рассматривать основные элементы эндшпиля.
Аксиома – 25. Правило квадрата (Занятие 22).

Это правило относится к азам пешечного эндшпиля. Оно напоминает детскую игру в «салочки». Для многих будет откровением, что отголоски этой простейшей народ­ной забавы могут звучать и за шахматной доской. Тем не менее в эндшпиле бывают ситуации, когда «Его Величество Король», отбросив все приличия и церемонии, изо всех сил состязается в беге наперегонки с маленькой пешкой. Причем король делает это со всей серьезностью, ибо от исхода поединка зависит его соб­ственная жизнь.

Эта позиция (37) напоминает заключительный эпизод из пар­тии Саши Коновалова (после 28-го хода черных). Но существенная разница заключается в том, что раньше король белых был актив­ным 37

участником событий, а здесь он находится «вне игры». Для подобных ситуаций и выведено специальное правило.

Сейчас черный король должен ответить на гамлетовский во­прос: «Быть или не быть?» «Быть» — значит, догнать пешку; «не быть» — не догнать, погибнуть. Проверяем: 1. а4 Кре4 2. а5 Kpd5 3. а6 Крс6 4. а7 КрЬ7. Догнал. Расчет вариантов здесь несложен, но на первых порах все шахматисты не гарантированы от просче­тов. А малейшая ошибка может изменить исход партии. Поэтому для быстрого и четкого определения результата «гонок» между королем и пешкой рекомендуется пользоваться правилом квад­рата.

Оно гласит: «Если король при своем ходе входит в квадрат пешки или уже находится в нем, то он успевает пешку остановить, В противном случае пешка убегает от короля».

А что такое квадрат пешки? Это тоже несложно. Надо под­считать количество клеток по вертикали от пешки до поля пре­вращения (линия «а»). Затем это же количество клеток мысленно отложить по горизонтали от пешки в сторону короля (линия «б»). Получились две стороны квадрата («а» и «б»). Достроив его до конца, получаем квадрат пешки. На позиции квадрат пешки аЗ обозначается так: аЗ—а8—f8—f3. Это правило облегчает расчеты за доской. Не надо рассматривать все ходы пешки и короля. Дос­таточно выяснить, попадает король при своем ходе в квадрат или нет.
Аксиома – 26. «Золотое» правило оппозиции

(Занятие 23).

Основу пешечного эндшпиля составляют позиции, в которых король с пешкой борются против короля. В предыдущем разделе рассматривался случай, когда король сильнейшей стороны не участвовал в сражении. Сейчас же разберем типичную ситуацию, в которой короли борются друг с другом (38).

Ни белым, ни черным невы­годно начинать первыми: 1. е7 + Кре8 2. Кре6 (белые вынужде­ны сделать этот ход, иначе гиб­нет их пешка. Но теперь черным пат, ничья); 1 ... Кре8 2. е7 Крf7 3. Kpd7, и пешка проходит в ферзи.



38 39

Можно заметить одну особенность: если пешка продвигается на седьмую горизонталь с шахом, выигрыша нет; если без шаха — выигрыш есть. Это общее правило подобных позиций. И все же не пешка определяет суть дела. Главное-—это расположение ко­ролей. Если короли находятся друг против друга, то это противостояние называется оппозицией. Оно подчиняется особому зако­ну: кто первый займет оппозицию, тот имеет преимущество. На позиции хорошо видно, что если последний ход белых был королем на d6, то они первыми заняли оппозицию и выигрывают. Если же последними ходили черные, то, сыграв королем на d8, они сами первыми заняли оппозицию и добиваются ничейного результата.

По своим характеристикам оппозиция (39) бывает нескольких видов: а) прямая вертикальная оппозиция; б) прямая горизон­тальная оппозиция; в) диагональная (или боковая) оппозиция; г) дальняя оппозиция.

Вот как звучит «золотое» правило оппозиции: «Если короли находятся один против другого и число полей между ними нечет­ное, то оппозицией владеет тот, кто ходил последним; если же число полей между королями чет­ное, то оппозицией владеет имею­щий очередь хода».

Часто оппозиция зависит от наличия запасного пешечного темпа (40). Если сейчас ход бе­лых, то они побеждают, если же

ход черных, то ничья. Проверим. Kpd2! 40

Именно так. Начинать надо с хода короля.

1... Кре7 КреЗ Кре6 3. Кре4. Белые овладели оппозицией, и черный король вынужден отступать. 3... Кр 4. Kpd5! Ни в коем случае не ходить пешкой — тогда черные зах­ватят оппозицию. 4... Кре7 5. Kpе5! Снова овладевая оппозицией и окончательно оттесняя черного короля. 5... Kpd7. 6. Kpf6! Этот ход иллюстрирует еще одно очень важное правило оппозиции: проникновение короля на шестую (третью) горизонталь впереди пешки всегда ведет к выигрышу.

6...Кре8 7. е4. Наконец-то! Пешка пошла вперед лишь после того, как ее движение было подготовлено и обеспечено своим королем. Если бы в начальной позиции белые пошли пешкой на е4, то черный король успел бы занять оппозицию первым. 7... Kpf8 8. е5 Кре8 9. Кре6! Белые окончательно завоевывают оппозицию. Грубой ошибкой было бы 9. е6? Тогда после 9... Kpf8 оппозиция переходит к черным: 10. е7+ Кре8 11. Кре6, пат. 9... Kpd8 10. Kpf7, и пешка проходит в ферзи.

При ходе черных в начальной позиции после 1,.. Кре7 с по­следующим 2... Кре6 получается ничья.

Черные действовали очень прямолинейно, и правило оппозиции сработало здесь в чистом виде. Однако у черных была возмож­ность сыграть хитрее уже в начальном положении. На 1. Kpd2 они могли «потоптаться» на месте—1... Kpd8 и занять оппози­цию после 2. КреЗ Кре7 3. Кре4 Кре6. Но в этом случае белые выигрывают с помощью запасного пешечного темпа — 4. еЗ Kpd6 5. Kpf5 н т. д. При пешке на еЗ в исходной позиции — ничья вне зависимости от очереди хода.

Два классических примера
Умелое применение оппозиции позволяет добиваться успеха в равных на первый взгляд позициях, а также спасать трудные ситуации. Рассмотрим поучительный фрагмент из учебника Капабланки.

Позиция очень проста (41). На доске осталось мало сил, и положение сторон может показаться начинающему совершенно равным. Однако это неверно. Выигрывает тот, чей ход. Следует отметить, что короли находятся прямо друг против друга и число промежуточных полей четное.

Посмотрим, как в подобных положениях достигается выигрыш. Вначале нужно идти прямо вперед: 1. Кре2 Кре7 2. КреЗ Кре6 3. Кре4 Kpf6. Теперь белые могут использовать возмож­ность выбора и сыграть 4. Kpd5, прорываясь таким образом своим королем, или же пойти 4. Kpf4, загораживая дорогу черному ко­ролю и сохраняя при этом оппозицию. Простой расчет показывает, что первый путь ведет только к ничьей, поэтому белые избирают второй путь и играют 4. Kpf4 Kpg6. Если 4...Кре6, то 5. Kpg5 ведет к выигрышу. 5. Кре5 Kpg7. Теперь можно убедиться под­счетом, что белые выигрывают, завоевывая черную пешку «Ь».

В рассмотренном, варианте игра сравнительно проста, но у чер­ных есть другие способы защиты, создающие большие затрудне­ния противнику. Начнем еще раз сначала.

1. Кре2 Kpd8. Если теперь 2. Kpd3, то 2. ..Kpd7, если же 2. КреЗ, то 2... Кре7, и в обоих случаях черные получают оппози­цию.



41 42

Для того чтобы выиграть, белому королю необходимо насту­пать. Для этого остается еще лишь одно поле f3, и это и есть правильный ход. Отсюда видно, что если противник делает в по­добных случаях так называемый выжидательный ход, то нужно наступать, оставляя между своим и неприятельским королем свободный вертикальный ряд. Итак: 2. Kpf3 Kpe7. Наступать нельзя, так как черные, поставив своего короля против белого, получили бы оппозицию. Теперь черед белых сделать ход, анало­гичный первому ходу черных, а именно: 3. КреЗ, что приводит к уже рассмотренному варианту.

Изучающему полезно освоиться с маневрами королей в раз­личных случаях оппозиции. Часто от этих маневров зависит выиг­рыш или проигрыш партии.

А теперь проследим за другим интересным пешечным оконча­нием (42).

Несмотря на отсутствие пешки, черные добиваются ничьей: в этом им помогло умелое при­менение «золотого» правила оппозиции и правила квадрата: 1... Kpf6! В соответствии с первой частью правила оппозиции: при нечетном, числе полей между королями оппозицией владеет ходивший последним. 2. КреЗ Кре5! Черные занимают ближнюю прямую вертикальную оппозицию. 3. Kpd3 Kpd5 4, КрсЗ Кре5! А теперь черные занимают уже ближнюю диагональную оппози­цию. Они не могут больше препятствовать завершению обходного маневра белого короля — в случае 4 ... Крс5? черный король вы­ходил бы из квадрата пешки h4. 5. Kpb4 Kpd4 6. Кра4 Кре4! Все действия черных соотносятся с правилом оппозиции. Сейчас они занимают дальнюю прямую горизонтальную оппозицию. 7. Kpb5 Kpd5 8. КрЬ6 Kpd6 9. Кра7 Кре7! Только так! Нельзя занимать ближнюю оппозицию, так как тогда

теряется контроль за квадратом пешки h4. Здесь партнеры согласились на ничью—белый король никак не может нарушить защитные ма­невры своего оппонента.
Аксиома – 27. Защищенная проходная (Занятие 24).

(Поучительное окончание!)

Расположение пешек в эндшпиле во многом определяет планы сторон. Сейчас рассмотрим позиции, основной характеристикой которых будет наличие защищенной проходной пешки. Речь идет о пешечной паре типа d4 — е5, причем на пути пешки е5 нет пре­пятствий. Не требуя о себе забот, эта пешка резко ограничивает деятельность короля соперника, вынуждая его все время держать­ся в квадрате.

Гроссмейстеру Нимцович, разработавший оригинальную методологическую систему обучения позиционной игре. Его замечательная книга называется «Моя система».
Из классического наследия

Различие в ценности защищенной и незащищенной проходной пешки выявляется на следующем примере (43)

Белые разрушают пешечное превос­ходство противника: 1. а4 Кре5 2. ab (ошибочно было бы 2. с4? из-за Ь5 — Ь4 с защищенной проходной пешкой у чер­ных) 2. ...cb 3. с4 Ьс+ (это вынужден­но; З...Ь4 бесполезно, ибо одна из бе­лых пешек — «с» или «f» — пройдет в ферзи).Теперь получилась позиция, весьма характерная для упоминавшегося нами различия в ценности. Белый ко­роль может без труда выиграть одну за другой проходные пешки против­ника, в то время как защищенная пешка f5 для черных 43

недосягаема. Правда, бывали случаи, когда в аналогичных позициях какой-нибудь малоопытный игрок, вопреки упомянутой недосягае­мости, с дружественной улыбкой, но с сердцем, преисполненным боевого увлечения, устремлялся на пешку «g». После 4. Кр: с4 Kpf4 5. f6 он замечает свою ошибку и совершенно серьезно (!!!) кидается в погоню за пешкой. Последний акт комедии протекает сле­дующим образом: 5...Кре5!! 6. f7 Кре6!! 7. f8Ф, сдался. Изложенное мы формулируем так: сила защищенной пешки заключается в ее недосягаемости для неприятельского короля.
Аксиома – 28. Отдаленная проходная (Занятие 25).

Выигрыш при наличии отдаленной проходной всегда прост: ей расчищается дорога в фер­зи, затем пешка идет на «заклание» — отвлекает на себя короля соперника, а в это время собственный король прорывается на противоположный фланг (44).

План белых состоит из двух частей. Сначала образуется отда­ленная проходная и отвлекается черный король. 1. а4 Kpd5 2. Ь5 ab 3. аЬ Крс5. Или 3... Кре5 4. Ь6 Kpd6 5. Ь7 Крс7 6. Кр: е4 и т. д. Затем белый король уничтожает пешки и проводит одну из своих пешек в ферзи. 4. Кр:е4 Кр:Ь5 5. Kpf5 Kpc5 6. Kpg6 Kpd5 7. Кр : h6 и т. д.

Черные могли играть и по-другому: 2...а5 (вместо 2...аЬ).В этом случае план белых несколько изменился бы. 3. Ьб Крс6 4. Кр:е4 Кр:Ь6 5. Крd5! Здесь рейд короля к пешкам g и h для белых плох: им нужно девять темпов, чтобы уничтожить пешки соперника и провести свою в ферзи; черным же на решение ана­логичной задачи потребуется всего восемь темпов. Поэтому белые применяют другую идею. Они выигрывают оппозицию на ферзе­вом фланге, образуют там отдаленную проходную, а затем уже направляются к пешкам g и h, 5... КрЬ7 6. Крс5 Краб 7. Крсб Кра.7 8. Kpb5 Kpb7 9. Кр : а5 Крсб 10. КрЬ4 КрЬб 11. а5+ Краб 12. Кра4 Кра7 13. Kpb5 Kpb7 14. а6+ Кра7 15. Кра5 Кра8 16. КрЬб Kpb8 17. а7+ Кра8 18. Крсб, и белые выигрывают.



44 45

44 45

Аксиома – 29. Прорыв
Далеко не всегда пешки довольствуются ролью тихих солдат. В определенных ситуациях эти маленькие воины могут разбушеваться, и горе тому, кто попадает под их кинжальные удары. Именно такой случай произошел в поучительной партии (45):

1... f4!! Белые не в состоянии изменить ход событий. На 2. gf черные образуют проходную — 2... h4 и т. д. На 2. ef все равно последует 2.. .h4! 3. gh g3!, и проходная образуется с другой сто­роны. Король белых попытался самолично навести порядок в своих пешечных рядах, но черные пехотинцы его просто проигно­рировали: 2. Kpd5 h4! 3. Кр: е4 (3. gh g3!) 3... f3 4. gf h3. Белые сдались.

Это яркий пример отлично подготовленного пешечного про­рыва. Прорыв - это очень сильное оружие в пешечных окончаниях. А в первооснове этот прорыв выглядит так: белые пешки—а5, Ь5, с5; черные пешки — а7, Ь7, с7. Белые выигрывают: 1. Ь6! ab 2. с6!! bс 3. а6 или 1 ... cb 2. а6 Ьа 3. с6.
Аксиома – 30. «Треугольники» (Занятие 26).

Так называется широко распространенный в пешечном эндшпиле прием для выигрыша темпа. Швейцарский мастер Г. Фарни, автор популярной в свое вре­мя работы по эндшпилю (1926г.), и в турнирной партии (Фарни Алапин) создал «классический треугольник» (46).

Белые не могут здесь выиграть традиционными способами, жертвуя пешку «с», так как черный король прочно заберется в угол. Однако и прямолинейное 1. Kpd6 наталкивается на до­стойное сопротивление: 1. Kpd8. He помогает и финт вле­во: 1. Крс5 Крс7. А если бы в этой позиции был ход черных? Тог­да белые легко выигрывают: 1... Крс7 2. Крс5 Крс8 3. КрЬ6 или 1... Kpd8 2. Kpd6 Kpc8 3. с7. Следовательно, надо передать ход черным. Это достигается «треугольным» маршрутом белого коро­ля: 1. Kpd4 Kpd8 (черные должны так маневрировать, чтобы все время иметь возможность попасть на с8 в тот момент, когда белые встанут на d5, но для этого черным нужна... девятая го­ризонталь). 2. Крс4! Крс8 3. Kpd5! «Треугольник» замкнулся, ход передан черным. Этот прием надо хорошо запомнить.




47 48


Аксиома – 31. Выжидательный ход

(Спеши медленно!)

46 47

Аксиома – 31. Выжидательный ход (Занятие 27).

(Спеши медленно!!!)

Этим афоризмом древних исчер­пывающе объясняется один из основных эндшпильных приемов (47).

Очевидно, что единственная попытка игры на выигрыш у бе­лых связана с ходом е6. Конеч­но, их устроит вариант 1. е6 fe? 2. Кр: е6 Kpf8 3. Kpf6 Kpg8 4, Кр : g6 и т. д. Поэтому черные на первом ходу пойдут 1 ... f6. Да­лее игра должна развиваться так: 2. е7 g5! 3. Кре6 (3. hg? fg 4. Кре6 h4 5. Kpf5 h3! 6. gh Kp:e7 7. Kp:g5 Kpf7, и черные пробрались к за­ветному угловому полю) 3 ... gh 4. Kp:f6 h3! 5. gh h4!!, и пат чер­ным обеспечен. Из этих вариан­тов ясно, что белым до выигрыша не хватило одного темпа. Но где же его взять? В исходной позиции! Только теперь становится понятным смысл хода: 1. g3!! Оказывается, на первый взгляд ненужный, выжидательный ход форсирует выиг­рыш. Как бы теперь черные ни играли, их ничто не спасет:

а) 1...Kpd8 2.е6 f6 3. е7+ Кре8 4. Кре6 g5 5. Кр:f6 gh 6. gh,
и черные вынуждены пропустить пешку;

б) 1... Kpf8 2. Kpd7 Kpg8 3. Кре8! Kpg7 4. Кре7 Kpg8 5. Kpf6!
Kpf8 6. е6 fe 7. Кр : g6!, и белые легко побеждают.

Итак, на основе наглядного примера запомним, что в эндшпиле очень часто быстрейший путь к победе связан с внешне неторопливым развитием событий.
Аксиома – 32. Игра на два фронта
Довольно часто встречаются позиции, в которых король может создавать угрозы одновременно двум флангам.
Из классического наследия

Теорема Рети

На шахматной доске кратчайшее расстояние между двумя точками не всегда прямая линия. Теорема Рихарда Рети гласит: «Путь по прямой равен пути по ломаной». С изумительной простотой иллюстрирует чешский гроссмей­стер один из парадоксальных законов шахматной геометрии.

Решение этой композиции (48) потрясает воображение. Белые добивают­ся ничьей при ходе черных. Обреченный белый король буквально восстает из пепла, с каждым ходом наливаясь живительной силой: 1,..h5 2. Kpg7 h4 3. Kpf6 Kpb6. Если 3... h3, то 4. Кре6 h2 5. с7 К.рЬ7 6. Kpd7. Поэтому чер­ные хотят помешать движению пешки с7, но тогда белый король пользуется паузой и

приближается к границе заветного квадрата: 48

4. Кре5 h3 5.Kpd6.

Редкий случай когда борьба на два фронта увенчивается успехом: выиграв драгоценное время, белый король обеспечил дорогу пешке «с» в ферзи. 5... h2 6. с7, ничья. Путь в квадрат пешки h5 по ломаной линии (Kph8 — g7 — f6 — е5) оказался не длиннее пути по прямой _(Kph8 — h7 — h6 — h5)!
Аксиома – 33. Крайняя пешка (Занятие 28).

Ладейная пешка затрудняет сильнейшей стороне выигрыш и, соответственно, дает слабейшей стороне до­полнительные шансы на ничью.,

В этой позиции (49) черные добиваются ничьей, так как они успевают «запереть» ладейную пешку. 1. h5 Kpf6 2. Kph7 Kpi7 3, h6 Kpf8 4. Kpg6 Kpg8 5. Kpf6 Kph7 6. Креб Kp:h6 7. Kpd6 Kpg6 8. Крсб Kpf6 9. Kpb5 Креб 10. Kp : a5 Kpd7! Очень важный момент. Нельзя играть 10... Kpd6? из-за П. КрЬб Kpd7 12. КрЬ7, я белый король обеспечивает движение пешки. После правильно­го хода 10. ..Kpd7 черные успевают на поле с8. 11. КрЬб Крс8 12. Кра7. Не помогает и 12. а5, так как тогда черные попадают в пат: 12... КрЬ8 13. аб Кра8 14. а7, пат. 12... Крс7! Теперь белый король не сможет уйти с вертикали а. 13. а5 Крс8! 14. аб или 14. КрЬб КрЬ8 15. аб Кра8 36. а7, пат. 14... Крс7 15. Кра8 Крс8 '(возможно и 15,», КрЬб 16. а7 Крс7, пат). 16. а7 Крс7, пат.



49 50

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: