Методическое пособие «Аксиомы шахматной борьбы»
Аксиома – 34. Помеха
Иногда собственные пешки мешают построить оборонительные сооружения. О подобной ситуации надо обязательно знать (позиция 50).
Белые выигрывают, так как у черного короля возникает помеха на пункте е7. 1. gf Кре6 2. Крс4 и черный король вынужден выйти из квадрата пешки g.,
Аксиома – 35. Цугцванг (Занятие 29).
Это трудновыговариваемое слово обозначает понятие вынужденный ход. Простейший случай цугцванга представлен на позиции (35) — когда шел разговор об оппозиции. А наиболее полное определение цугцванга дал гроссмейстер Н. Крогиус:
«Цугцванг — это положение, при котором фигуры одной из сторон вытеснены с решающего участка доски и лишены полезных ходов». Позиция этюда (51), где белые выигрывают, заставляет с большим уважением отнестись к цугцвангу: 1. е4! Ничего не дает примитивное 1. f5 Kp:e2 2. f6 КреЗ 3. F7 Cd5 4. Kpg7 С : f7 и 5... Kp : d4; не достигают белые цели и после 1. Kpf7 Kp : е2 2. Кре6 КреЗ 3. Кре5 Се4; остроумной жертвой пешки белые передают ход партнеру в самый нужный момент: 1... С:е4 2. Kpf7 Kpe2 3. Кре6 КреЗ 4. Кре5. Черные в цугцванге. На 4... Kpd3 или отход слона по диагонали b1—h7 решает 5. d5, а на 4.. Kpf3 или отход слона по диагонали а8—h1 выигрывает f5.

51 52
Аксиома – 36. Отталкивание (Занятие 30).
В этюде Рети (48) была представлена идея игры королем на два фронта. Но на этом удивительные свойства главной фигуры не кончаются. Оказывается, короли владеют различными приемами «ближнего» боя.
Из классического наследия
( как один король толкал плечом другого)
Эта история произошла в 1921 году. Имена ее героев нам сейчас ни о чем не говорят. Но вклад в теорию пешечного эндшпиля, сделанный в партии оказался весьма значительным (52).
В одной из партии мастеров случилось 1. Кре6 КреЗ 2. Kpd6? Kpd4 3. Крс6 Кре5! 4. КрЬ7 Kpd6. 5. Kp : а7 Крс7, и черные заперли короля — ничья. Однако в анализе было установлено, что белый король должен приближаться к черной пешке не по прямой линии, а зигзагом. В результате ему удалось бы «оттолкнуть плечом» короля соперника и выиграть решающий темп.
Правильная игра белых заключалась в следующем: 1. Кре6 КрсЗ 2. Kpd5! КрЬ4 3. Крс6 Крс4 4. КрЬ7 Крс5 5. Кр : а7 Крс6 (черному королю не хватает одного темпа) 6. КрЬ8 и т. д.
В дальнейшем прием отталкивание был иллюстрирован множеством других примеров, но в первооснове он появился именно в этой партии. Вот ведь как бывает: даже проигранная партия может стать знаменитой!
Аксиома – 37. Преимущество в пространстве
(Занятие 31).
Этот прием часто встречается в пешечком эндшпиле. Сторона, владеющая большим пространством, получает и большую свободу маневра. А это, в свою очередь, ведет к превращению позиционного преимущества в материальное.
В этом теоретическом окончании (53) оба короля прикованы к пешкам. Но если для черных жизненное пространство ограничено полями а8 и Ь7, то в распоряжении белых почти вся доска. 1. Kpg6. Необходимое вступление. 1... Кра8 2. Kpf5! Теперь белый король устремляется к полю с7. Продвижение черных пешек уже значения не имеет. 2... h5 3. Кре6 h4 4. Kpd7 Kpb7. Последняя попытка помешать замыслу белых. Но маленькой комбинацией на тему «завлечение» белые выигрывают бой за поле с7. 5. а8Ф + ! Кр : а8 6. Крс7, и мат в 3 хода.

53 54
Примечание: Пешечная фаланга
Две пешки, разделенные вертикально, в состоянии не только приковать к себе короля соперника, но и начать на него штыковую атаку.
На позиции (54) показано теоретическое окончание (Фарни), в котором черные могут только пассивно сопротивляться. 1. h4! Kpf5 2. Кра5 Kpg6. Черные не могут играть 2... Kpf4, так как это не создает никаких угроз - пешка f3 неприкосновенна. Напротив, попытка зайти с другой стороны может привести к успеху. 3. f4! Конечно, иначе 3... Kph5, и пешки гибнут. 3... Kph5 4. f5! Белые перестроились, их пешки защищают друг друга. Этот маневр белые повторят еще не раз. 4... Kph6 5. Кр : аб Kpg7 6. h5! Kpf6 7. h6! Kpf7. А теперь на помощь героическим пешкам идет король. 8. КрЬ6 Kpf6 9. Крс6 Kpf7 10. Kpd7 Kpf6 11. h7 Kpg7 12. Kpe7 и т. д.
Аксиома – 38. Обход (Занятие 32).
Прием обход – это вспомогательный маневр короля для достижения нужного темпа. С его помощью обычно добиваются осуществления главной идеи (55).
В этом теоретическом ничейном окончании единственный шанс белых состоит в том, чтобы попасть своим королем на поле с2 и при этом не выпустить черного короля с вертикали а.

55 56
Выигрывая нужные темпы путем нападения на черную пешку и с помощью впечатляющего обходного маневра, белые добиваются цели. 1. КрЬ7! а5 2. Крс6! Начало обходного маневра. 2... а4 3. Kpd5! аЗ. Если 3... КрЬ2, то 4. Крс4 Кр : а2 5. КрсЗ аЗ 6. Крс2. 4.Кре4! Обход закончен, теперь путь к полю с2 открыт. 4... КрЬ2 Kpd3 Кр : а2 Крс2. Ничья.
Аксиома – 39. Подрыв
С помощью приема подрыв нарушается эластичность пешечной цепи и разрозненные пешки становятся легкой добычей короля (56).
Если лишить белые пешки поддержки ладей, то они становятся очень слабыми. Вступительная комбинация черных преследует именно эту цель. 1... !1Ф + ! 2. Л:fl Л:fl 3. Л:fl h1Ф + ! 4. "Л:h1 Л:h1 5. Kp:hl, белые сдались, не дожидаясь хода 5... а5. В этом случае могло бы последовать 6. Ьа (не спасает и 6. Ь5+ Кр: с5 и т.д.) 6….Кр: с5. Затем черный король уничтожает пешки а и проводит свою пешку в ферзи.
Аксиома – 40. Мост (Занятие 33).
Прием мост чаще всего встречается при реализации лишней пешки, он известен еще с XV века.
Король защищающейся стороны (57) непосредственно не тормозит пешку, основная тяжесть обороны лежит на ладье, которая пытается не выпустить короля противника из-за пешки. После 1. Лg1+ Kph7 попытка белых немедленно вырваться на свободу королем не удается. Например. 2. Kpf7 Лf2+ 3. Кре6 Ле2+
Из классического наследия


57 58
4. Kpd6 Лd2+ 5. Крс7 Ле2 6. "Kpd8 Лd2+ 7. Kpe8. Белым, чтобы не потерять пешку, приходится вернуться королем на прежнее место. Выход короля нужно было сначала подготовить. Этой цели служил ход 2. Лg4! Белые располагают свою ладью так, чтобы потом, когда король выйдет на свободу,
защититься ею от шахов по вертикали. Например: 2 . .. Лd1 3. Kpf7 Лf1+ 4. Кре6 Ле1+ 5. Kpf6 Лf1+ 6. Kpe5 Ле1+ 7. Ле4. Этот маневр носит название «построение моста».
Но у белых был и другой путь к победе. Они могли вытеснить неприятельскую ладью с вертикали d, открывая путь своему королю. Это осуществляется так: 1. Лс1 ЛdЗ 2. Лс8 Лd1 3. Лd8! Лс1 4. Kpd7 Лd1+ 5. Крс6 Лс1+ 6. Kpd5, и пешка проходит в ферзи.
Примечание: Позиция Филидора
Другой важнейший прием борьбы в окончании ладья с пешкой против ладьи открыт знаменитым французским шахматистом XVIII века Филидором.
Король черных (позиция 58) мешает продвижению пешки, но, если бы был ход белых, они сыграли бы 1. Kpd6, намереваясь после 2. Ла8+ Kpf7 3. e6+Kpf6 4. Л!8+ Kpg7 5. е7 вытеснить короля черных с пути пешки и провести ее в ферзи. Как черным защититься от этой угрозы?
Они могут ответить 1 ... Лh6, не пропуская вперед короля белых. После 2. е6 белые возобновляют угрозу, пытаясь использовать пешку в качестве прикрытия. Теперь пассивная тактика ведет к поражению. 2...Лg6 3. Kpd6 Kpf8 4. Ла8+Крg7 5. Kpd7 Лg1 6. е7 Лd1+ 7. Крс6 Лс1 + 8. Kpd5. Король направляется к ладье черных, и «предсмертные» шахи быстро кончаются.
Спасает только немедленный переход в контратаку путем 2... Лh1! Теперь белые не могут усилить позицию своих фигур. На 3. Kpd6 следует 3...Лdl +, атакуя короля с тыла: 4. Кре5 Ле1+ 5. Kpf6 Лf 1+. Королю не укрыться от преследования назойливой ладьи.
Итак, метод защиты заключается в том, что король располагается перед пешкой, а ладья мешает королю противника продвинуться вперед пешки. Затем, когда двинется пешка, ладья переходит на новую позицию и атакует короля с тыла. Этот метод — основной в подобных окончаниях.
(Занятие 34).
Итоговое занятие: Творческий отчет.
Литература
1. Зак В., Длуголенский Я.Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.
2. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
3. Шахматы – школе / Сост. Б. Гершунский, А Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
4. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
5. Капабланка Х-Р. Последние шахматные лекции : Пер. с нем. – Изд. 2-е М.: ФиС, 1976.
6. Береславский М. 1000 вопросов шахматиста. Москва, «Изд. Астрель», 2001.
7. Пожарский В. Шахматный учебник на практике. 2-е изд., - Ростов н/Д «Феникс», 2002.
8.Ласкер Эм. Учебник шахматной игры. Пер. с нем. – 7 изд., Москва, 2001.
9. А. Нимцович. Моя система. Москва, Шахматный Университет, 2003.
10. Котов А.А. Как стать гроссмейстером. Москва, «ФиС», 1985.
11. Рихард Рети. Современный учебник шахматной игры. 3-е изд., М.: «ФиС» 1981.
12. М.Дворецкий. Школа высшего мастерства. (в 4-х кн.), Харьков «Факт», 2002.
13. А.Е.Карпов, Е.Я.Гик. Неисчерпаемые шахматы. Изд. Московского университета, 1983.
14. В.Хенкин. Шахматы для начинающих. М., «Астрель», 2008.
15. Д.В. Нестерова. Учебник шахматной игры для начинающих. М. : РИПОЛ классик, 2008.
16. Программа подготовки шахматистов-разрядников (ll – l разряд), Шахм. Универ,, М., 2005.
17. В.А.Парфенов, А.Ю. Малофеев. Шахматы для всех: уч .- методическое пособие. УлГУ, 2007.
18. Компьютерные диски «Дебют», «Миттельшпиль», «Комбинации», «Стратегия», «Эндшпиль».
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: