Методическое пособие по организации и проведению культурно-досуговой
Ф

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»
Отдел по работе с личным составом
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО – УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ
Методическое пособие
по организации и проведению культурно-досуговой
работы с работниками территориальных органов
и образовательных учреждений ФСИН России
Новокузнецк – 2013
Театральное искусство – универсальная форма культурно-досуговой работы. Методическое пособие по организации и проведению культурно-досуговой работы с работниками ФСИН России. / ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013. – 57 с.
Составители:
Шубникова Н.Г., начальник отделения воспитательной и культурно-массовой работы отдела по работе с личным составом ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы;
Степанова О.Н., начальник отдела по работе с личным составом ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, подполковник внутренней службы.
Методическое пособие разработано с целью оказания практической помощи в организации досуга работников уголовно-исполнительной системы как компонента системы воспитательной работы. Освещает теоретические аспекты роли театра в воспитании и обучении личного состава УИС, практические рекомендации по постановке пьес, а также собственный опыт применения данного вида искусства в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий.
Пособие предназначено для организаторов культурно-досуговых мероприятий территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России.
ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 4 |
1. Театр как вид искусства | 5 |
1.1. Происхождение театра | 6 |
1.2. Образовательная функция театра | 6 |
1.3. Театр и молодежь | 7 |
2. Основные принципы современной режиссуры | 9 |
2.1. Виды и жанры театрального искусства | 9 |
2.2. Актерское мастерство | 12 |
2.3. Возможные трудности в работе над театральной постановкой | 17 |
2.4. Театральный костюм | 18 |
Список используемой литературы | 19 |
Приложения | 20 |
Фотоотчеты театральных мероприятий ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России | 50 |
Введение
Федеральная служба исполнения наказаний России в последние годы много внимания уделяет патриотическому и нравственно-эстетическому воспитанию своих сотрудников, работников, а также курсантов (слушателей) образовательных учреждений. Планирует, подготавливает и проводит мероприятия по формированию их гражданской позиции, уважению к истории Российского государства и его пенитенциарной системы, обеспечению разностороннего, целенаправленного и качественного культурного досуга.
В Программе мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания, воспитательной работы и психологического обеспечения работников уголовно-исполнительной системы на 2011-2015 г.г. содержится весь перечень необходимых мероприятий для реализации вышеуказанных задач. Согласно Программы среди курсантов, студентов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России проводится Фестиваль театрального искусства «Планета молодых».
Театральное искусство, как средство воспитания, основано на лучших традициях российского театра, на классическом и современном литературном, драматургическом материале. Это универсальная форма творчества, которая включает в себя все основные виды и направления культурно-досуговой работы. Данный вид искусства помогает развивать речь и мышление, постигать тайны слова и мир в целом; способствует эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости и психологических барьеров; через игру, сочинительство и фантазирование обучает художественному воображению; обеспечивает психофизическую подготовку работников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), учащейся молодежи к выполнению служебного и гражданского долга. Содействует созданию позитивного общественного мнения о деятельности УИС посредством продвижения победителей и лауреатов для участия в международных, общенациональных, региональных конкурсах и фестивалях.
Театр как вид искусства
Как и любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр обладает своими, особыми признаками. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. В опере и балете решающая же роль принадлежит музыке.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение "работники театрального цеха": спектакль - это и творчество, и производство.
Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный набор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое образное мышление.
В основе театрального представления лежит текст. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении драматургического текста на сцену - это своего рода "перевод" с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим. Усилить эмоциональное воздействие любого спектакля помогает музыка.
Первое, что видит зритель после того, как откроется (или поднимется) занавес, - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит.
Главное лицо в спектакле - актёр. Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося в художественный образ - своеобразное произведение искусства. Конечно, произведение искусства - не сам исполнитель, а его роль - она творение актёра, созданное голосом, нервами и душой. Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет режиссёр. От таланта актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но, тем не менее, они подчинены воле руководителя - режиссёра. Со сцены звучит текст пьес, преображённый силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог - и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики. Фантазия художника декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на площадке заставляет пространство сцены "заговорить". И всё вместе заключено в строгие рамки режиссёрского замысла, что придаёт разнородным элементам завершённость и цельность.
Зритель сознательно (порой и бессознательно) оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное - он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни. История театра продолжается…
1.1. Происхождение театра
Театр - искусство "исчезающее", трудно поддающееся описанию. Спектакль оставляет след в памяти зрителей и очень мало вещественных, материальных следов. Именно поэтому наука о театре - театроведение - возникла поздно, в конце XIX столетия. Тогда же появились две теории происхождения театра. Согласно первой, искусство сцены (как западное, так и восточное) развилось из обрядов и магических ритуалов. В подобных действах всегда присутствовала игра, участники часто использовали маски и специальные костюмы. Человек "играл" (изображал, например, божество), чтобы воздействовать на окружающий мир, людей, природу, богов. Со временем некоторые обряды превратились в светские игры и стали служить для развлечения (позже участники таких игр отделились от зрителей). Другая теория связывает происхождение европейского театра с ростом самосознания личности. У человека возникла потребность выразить себя посредством зрелищного искусства, обладающего мощным эмоциональным воздействием.
За двадцать пять веков своего существования театр прошёл путь от ритуального действа до спектаклей, трактующих сложные духовные вопросы.
1.2. Образовательная функция театра
Целью театральной деятельности является изменение знаний, отношений или поведения целевой аудитории. Театр способен усилить эмоциональную и психологическую составляющую обращения к аудитории и стать надежным и эффективным средством, позволяющим рассматривать различные вопросы. Просмотр грамотно сделанного образовательного шоу может вызвать изменение во взглядах человека и, возможно, повлиять на его поступки. Использование театра в качестве творческого образовательного средства дает возможность развенчать мифы, представить сбалансированную точку зрения и оказать воздействие на поведение людей. При эффективном использовании, театр служит превосходной площадкой для обсуждения различных деликатных вопросов, о которых не принято говорить публично, особенно в образовательном контексте.
Благодаря этому методу аудитория получает информацию в увлекательной и занимательной форме. При наиболее благоприятных условиях и обстоятельствах живой театр способен изменить характер поступков людей: изменить рискованное и опасное поведение молодежи на более защищенный и здоровый образ жизни. Люди учатся, наблюдая за другими людьми, как себя вести – и как изменять свое поведение. В процессе «развлечения/обучения» для зрителей создается определенная модель поведения. Зрители видят персонажей, представляющих как позитивную, так и негативную поведенческую модель.
Для образовательного театра, формирующего здоровый образ жизни, центральное значение имеет «переходная» модель: молодой персонаж, отказывающийся от рискованного поведения в пользу более безопасного, демонстрирующий молодежной аудитории, что перемена возможна, что молодой человек может и имеет достаточно сил для того, чтобы контролировать свое поведение и даже до определенной степени оказывать влияние на будущее.
Образовательный театр, пропагандирующий здоровый образ жизни, использует в своей работе открытия, сделанные различными исследователями и теоретиками в области образования. Например, молодые люди склонны моделировать свое поведение по образцу тех, кого они воспринимают в качестве «ролевой модели». Общеизвестно, что рискованное поведение кажется привлекательным юному поколению, и те, кто его демонстрируют, обладают в отношении молодежи притягательной силой. Понимание этого обстоятельства особенно полезно для создания «переходных» персонажей. Тем, кто занимается обучением, формирующим здоровый образ жизни при помощи театра, необходимо создавать таких персонажей, которые, будучи носителями модных в молодежной среде взглядов и убеждений, придерживаются безопасного поведения.
1.3. Театр и молодежь
Театр – блестящее средство для привлечения внимания. Театр «цепляет» аудиторию, приковывая к себе внимание людей и активно вовлекая их в происходящее. Активное вовлечение означает, что воздействие оказывается на чувства зрителей, а не только на их интеллект. Именно эта способность затрагивать чувства позволяет театру оказывать влияние на взгляды и представления людей, таким образом, который недоступен при использовании традиционных образовательных методов. Однако для того, чтобы изменить поведение людей, театру недостаточно просто затронуть их душевные струны. Ему необходимо донести свое послание в такой форме, которая позволит молодежи понять его и поступать соответствующим образом. Следовательно, театральные постановки должны строиться на соответствующей образовательной и теоретической основе, включать в себя исследовательские и оценочные компоненты, дополняющие и усиливающие воздействие предлагаемого материала.
Для того чтобы та или иная образовательная программа оказалась эффективной, она должна строиться с учетом возраста и культурных особенностей аудитории. Молодежная аудитория не воспримет театральную постановку, рассчитанную на более юных зрителей; ученики начальной школы будут не в состоянии понять драматический материал, при обращении к городской и сельской молодежи необходимо использовать различный текст и придерживаться разного лексикона.
Молодой человек неутомим в поисках новых впечатлений. Хочется знать все — и что было давно, вчера, что будет завтра и через сто лет. Интересно знать про всех вокруг и про себя тоже, при этом интерес к себе гораздо выше интереса к ближнему. Друзья – это главные люди в их жизни. Трудно успеть за молодежью: другой темп жизни, другие сферы интересов. Каждый человек желает знать границы дозволенного, границы преступления и наказания. Молодой человек остается наедине с энергией, разрывающей его душу, и где найти выход этому лицедейству, жажде подвига и любви? Сегодня одни находят его в виртуальной реальности, другие — в криминале. Побеждает нередко самый сильный и соблазнительный враг. Прельщает свобода, тайны запретного, совратительные игры, нестандартные, не по принятым нормам и правилам, отношения захватывающие соблазны. Все предлагается из вне: как бы ничего не требуя взамен, кроме полной отдачи – идти до конца, до обрыва. Это само по себе способно опьянить, поманить «настоящим» героизмом, это возбуждает негативную энергию самолюбия, жажду первенства и признания - все это приближает к желанной самостоятельности.
Образовательный театр обязан идти навстречу скрытым потребностям этого зрителя и актера. Молодой человек становится другим, когда удается пробиться к тайне внутренней жизни – драматичной, с высокими стремлениями. Подвиг — заветное желание для молодежи. Однако подвиг рождается через победу характера над обстоятельствами, которые могут быть и не героическими, а вот характер человека, способного их победить, должен быть сильным. Очень важно, чтобы герой на сцене, которому хочется подражать, был досягаем, чтобы он пробуждал способность быть таким. Сострадание, которое вызывает спектакль, — это не абстрактное сочувствие, а солидарность с нравственными достоинствами, с благородными чувствами и убеждениями тех, кто прав и справедлив. В этом переживании свершается самообразование молодежи, пробуждая лучшие в них качества. Героическая тема принадлежит не времени, а человеку, который берет на себя больше других, вступает в бой не только с открытым врагом, но, может быть, и с самим собой. Преодоление рутины, косности, борьба за истину, за правду, причем не в исключительной ситуации, а в буднях, каждый день, требует мужества, действительно героических усилий. Поэтому очень важно подобрать пьесу о нравственной героике, ведь добро не само собой побеждает зло - это битва против равнодушия, невежества, жестокости, подлости.
Спектакли для молодежи должны показывать, как стать героем в своем времени. Сегодня необходимо обогатить личность, способную к духовному напряжению завтра. Пробуждение чувства долга, благородства и порядочности, чуткости, доброты, отзывчивости и уважения к другому человеку — чрезвычайно важная задача театрального репертуара для молодежного возраста.
2. Основные принципы современной режиссуры
Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляет руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной работе над сценическим воплощением пьесы.
Всякое художественное творчество имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это, разумеется, относится и к режиссуре. Но театр – искусство сложное, и режиссерский замысел (так называемый «план постановки») должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного произведения искусства театра, каким является спектакль. В состав режиссерского замысла входит:
идейное истолкование пьесы (ее творческая интерпретация);
характеристика отдельных персонажей;
определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данном спектакле;
решение спектакля во времени (в ритмах и темпах);
решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок);
характер и принципы декоративного и музыкально-шумового оформления.
Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого. Мало понять идею пьесы, ее нужно пережить…
2.1. Виды и жанры театрального искусства
Первые театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными "номерами". Подобные действа отличались синкретизмом (от греч. "синкретисмос" - "соединение"), то есть такой степенью слитности составных частей (музыки и слова, в первую очередь), что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму отдельно. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился синтезом - намеренным соединением разных форм.
Среди особенностей любой пьесы существенное место занимает ее жанровая природа. Жанр пьесы должен найти свое отражение в жанре спектакля и, прежде всего, в манере актерской игры. Жанр - это совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения.
ДРАМА — один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. Драма отличается серьезным содержанием, отражает различные аспекты жизни человека и общества, исследует человеческую психологию.
МЕЛОДРАМА — пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.
МОНОДРАМА — драматическое произведение, исполняемое одним актером.
МОРАЛИТЕ — назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.
КОМЕДИЯ — вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Лучшие образцы этого жанра отличаются бескомпромиссностью анализа, остротой и смелостью в высмеивании пороков общества. В разных странах возникали свои варианты комедии. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического — юмористическими, сатирическими.
ТРАГЕДИЯ (в переводе с греческого — «песнь козлов») — вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагическая коллизия обычно разрешается гибелью героя.
ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, обладающее признаками, как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении.
МИМ — комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.
ПАРОДИЯ — 1) жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения; 2) искаженное подобие чего-либо.
МЮЗИКЛ — музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств.
ВОДЕВИЛЬ — вид комедии с песнями-куплетами и танцами. Лучшим произведениям присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности.
ФАРС — 1) вид народного театра бытового комедийно-сатирического характера; 2) комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.
СОТИ — разновидность фарса.
ПАСТОРАЛЬ — опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.
МИСТЕРИЯ — жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями.
ФЛИАКИ — народные театральные представления в Древней Греции, особенно распространенные в III – IV вв. до н.э. в греческих колониях: короткие импровизационные шутки-сценки из повседневной жизни о веселых похождениях богов и героев.
ФЕЕРИЯ — жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты.
ПАНТОМИМА — самый древний вид театральных представлений (от греч. "пантбмимос" - "всё воспроизводящий подражанием"). Пантомима - спектакли без слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с сюжетом. Сторонники таких представлений считали, что жест правдивее и ярче слова.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР — особый вид театрального представления. В таких представлениях участвуют только куклы. В последние годы куклы часто "делят" сцену с актёрами. Наиболее распространены куклы, управляемые при помощи ниток, перчаточные и тростевые куклы. Представления кукольного театра требуют специального оборудования и особой сцены. На первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху) отверстиями. В Средние века спектакли устраивались на площади - тогда между двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды. В XIX в. представления стали играть в специально выстроенных помещениях. Особая форма кукольного театра - театр марионеток, деревянных кукол.
КВН — театр миниатюр, искусство репризы, где основой является шутка, реприза, это соревнование в собственном остроумии, когда несколько команд соревнуются в одном или более конкурсах, тема и жанр которых заранее определяться организаторами, а некое жюри потом определяет: кто из них оказался лучше. КВН - это самостоятельный жанр сценического искусства, имеющий свои характерные законы. Важным системообразующим элементом игры «КВН» является коллективный творческий процесс, в результате которого участники КВН становятся способными самостоятельно ставить перед собой цели, регулировать свою деятельность. КВН – это уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга в коллективе, это механизм формирования общественных объединений, действующих на принципах самоорганизации, самореализации, самодеятельности и самоуправления.
2.2. Актерское мастерство
За двадцать пять веков существования театра его служители пережили гонения и триумфы, любовь и ненависть. Долгое время на тех, кто носил маску, личину, окружающие смотрели с недоверием и даже опаской. Пугала сама сущность актёрского ремесла - умение стать другим человеком, сегодня - весёлым и добрым, а завтра - мрачным и злым. Актёрское искусство имеет обрядовое происхождение. Первыми актёрами можно считать жрецов. Исполняя ритуалы, они, по сути, играли роль, и знать её должны были без запинки. Актёр часто воспринимался зрителями или как избранник - служитель высокого искусства, беседующий с богами, или как легкомысленный и грубый потешник. В первом случае его приравнивали к жрецу, а во втором - к шуту. В Древней Греции актёров, исполнявших короткие бытовые сценки, называли мимами, т. е. подражателями. В античном мире родилось и иное понятие - актёр. Так именовали тех, кто играл в трагедиях и комедиях. Слово произошло от латинского actus, что значит "поступок", "действие". В большинстве европейских языков закрепилось второе слово - эти названия и выражают суть актёрского искусства: действие, игра, подражание.
Актёр на сцене должен и действовать согласно сюжету пьесы, и играть роль - быть не самим собой, а другим человеком. Главная задача исполнителя - заставить публику переживать, увлечь зрителя. В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогает курс по актёрскому мастерству.
Актёрское мастерство – набор упражнений, направленный не на освоение навыков профессии актера, а на развитие психофизического аспекта человека. Благодаря такой тренинговой программе, человек учится раскрываться миру, избавляется от страхов и фобий, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой. Он становится прекрасным оратором, у него налаживаются отношения с окружающими, он идет по жизни легко и играючи.
1-ый этап - знакомство с собой. Позволяет открыть в себе свое творческое "я", свободно и естественно выражать эмоции.
1.1. Работа с голосом (взволнованный голос выдает внутреннее состояние человека).
1.2. Работа с речью (разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения), интонацией (придает неповторимую окраску предложениям).
1.3. Упражнения по пластике тела (помогают избавиться от зажимов), импровизации (учит человека искренне реагировать на события).
1.4. Психотехника (помогает понять причины возникновения негативных эмоций, страхов, предоставляет возможность преодолеть эти состояния).
1.5. Упражнения на развитие познавательных навыков: памяти, внимания, воображения.
2-ый этап - работа над диалогом, монологом, умением общаться с партнером, работа с новыми образами.
Путь к самому себе (этап принятия себя, развитие способности видеть прекрасное, понимание других людей).
Путь к партнёру (обучение общению с людьми, умение воздействовать на партнёра и отвечать на его контрдействия через различные этюды).
Путь к автору (погружение в мир идей и образов автора).
Путь к характеру и образу (понимание персонажа, изучение его походки, жестов, речи) - помогает лучше понимать мысли и чувства других людей.
Курс актёрского мастерства помогает человеку открыть в себе новые чувства и ощущения, помогает ему в его совершенствовании, раскрытии личностного потенциала, даёт человеку харизму. Он становится непревзойденным оратором, легко общающимся с публикой. Укрепляется общая стрессоустойчивость. Через свое тело он управляет своим настроением и поведением и легко добивается успеха в жизни в целом.
Работа над пьесой и спектаклем.
1. Предварительный разбор пьесы. Первоначальное знакомство с творчеством автора пьесы, отраженной в ней эпохой; определение жанра пьесы. Предварительное определение основной идеи пьесы (сверхзадачи) и на этой основе — главной учебно-творческой задачи всего коллектива (чего хочет добиться коллектив в работе над данной пьесой, композицией, что хочет сказать зрителю своим спектаклем).
2. Определение главных событий пьесы.
3. Работа над отдельными эпизодами и сценами. Уточнение смысловой сути отдельных эпизодов и событий, определение логики и последовательности действий каждого персонажа (в данном эпизоде, потом в сцене) и практическое освоение логики действий и обстоятельств роли (в этюдном порядке).
4. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом, с включением всех компонентов спектакля. Уточнение и закрепление общего режиссерского решения спектакля, его главной мысли (сверхзадачи). Уточнение узловых событий, этапов борьбы, темпа, ритма (степень нарастания напряженности действий, кульминации (спады и т. д.). Уточнение мизансцен.
Формы и методы работы режиссера.
Важное звено работы для режиссера-постановщика – профессиональное ведение репетиционного периода работы. В этот период главный акцент нужно уделить работе с главными героями и с массовкой.
Этапы репетиционного периода работы:
выбор исполнителей на постановку;
читка, анализ сценария с исполнителями;
мизансценирование отдельных сцен;
репетиция одного эпизода (ознакомление исполнителей с мизансценами картины, каждому исполнителю постановка актерских задач, обсуждение быта, жизни, костюмов);
репетиции с главными героями (актерская задача исполнителя, второй план роли, работа над текстом, с техникой речи, изучение жестов, мимики, пластики реального героя, ознакомление с автобиографией героя, подбор костюма, грим);
репетиция с массовкой (место действия, время, атмосфера, настроение, постановка конкретных актерских задач, мизансцена, работа над текстом, костюм, грим);
монтировочная репетиция (последовательные репетиции с костюмами, с музыкой, со светом, с реквизитами и бутафориями);
монтажная репетиция (монтаж сцен, картин, эпизодов);
сводная и прогонная репетиции (монтаж технических и выразительных средств);
генеральная репетиция (без остановки, анализ режиссера после репетиции).
Советы для начинающих работать на сцене.
Сцена.
Необходимо: | Запрещается: |
- выходить к микрофону по самому короткому пути, из-за первых кулис; - если на сцену выходят из зала, то поднимается на сцену по ступенькам с одной стороны, а спускается с другой; - уходить со сцены в ту сторону, откуда никто не выходит; - если на сцену выходят с двух сторон, то уходить за кулису второго (или третьего) плана; - если по сценарию появление героя ожидается участниками из-за левой кулисы, то он никак не может появиться из-за правой; - если вы видите зал из-за кулис, то это значит, что зал вас тоже видит. | - трогать кулисы; - разговаривать за кулисами, комментировать из зала происходящее на сцене; - проходить перед задником сцены во время выступления; - в паре работать на разных планах; - ходить по залу во время выступлений; - работать спиной к залу (исключение: режиссерская задумка). |
2. Микрофоны. Микрофоны расставляются по своим местам, в то время как ведущий читает текст.
Необходимо:
- репетировать с микрофонами, репетировать передачу микрофонов;
- за кулисами микрофоны надо держать за спиной;
- микрофоны выставляются на свои места заранее, каждый актер должен знать свой микрофон;
- расстояние от микрофона до рта должно быть равно длине большого пальца;
- установить кнопку «ВКЛ/ВЫКЛ» (ON/OFF) в положение ВКЛ (ON);
- если нет постоянной возможности репетировать с микрофоном, то его можно временно заменить подручными средствами (стойки так же заменяются)
3. Стойки.
Необходимо помнить:
- у каждого актера – свой микрофон; своя стойка; у каждой стойки – свое место;
- стойка выставляется ножкой на себя (иначе микрофон, не имея поддержки, может упасть).
4. Шнуры (провода).
Необходимо помнить: | Запрещается: |
- убрать шнуры (провода) с танцевального пространства; - обмотать их один раз вокруг стойки (так провода не будут висеть и мешать); - сделать петлю на руку (в этом случае, если кто-нибудь наступит на провод, микрофон останется у вас в руках); - если действие начинается раньше, чем заканчивается конферанс, то место конферансье у крайнего микрофона или у края задействованной в выступлении сцены; - если на сцене человек один, то лучше всего он будет смотреться у центрального микрофона; - подпевка должна работать с отдельными (вокальными) микрофонами (обычно они располагаются рядом с первой кулисой). | - ронять микрофон, стучать по микрофону, направлять микрофон на колонки; - закрывать лицо микрофоном, махать руками с микрофоном, дышать и кашлять в микрофон; - держаться за стойку. |
5. Текст.
Необходимо: | Запрещается: |
- работать актеру на переднем плане (но не заходить на авансцену); - говорить только в микрофон, произносить текст громко, четко и понятно; - выдерживать паузу после шутки (если сильный громкий смех в зале начался в середине шутки, сделать небольшую паузу и продолжать говорить); - жесты, подчеркивающие текст, должны быть широкие, яркие; - если в тексте шутки есть труднопроизносимые слова, обязательно их отрепетировать; - перед выступлением обязательно проверить, правильно ли расставлены ударения; - если актер слышит себя, это не значит, что его слышат другие; - если во время шутки актер должен общаться с другим актером, то сначала пару слов сказать, обращаясь к нему, а остальную часть фразы договаривать, глядя в зал. | - говорить текст в движении, трогать и закрывать лицо руками во время произношения текста; - говорить текст за кадром более 15-20 секунд; - говорить слова-паразиты. |
6. Музыкальное сопровождение.
Необходимо: | Запрещается: |
- если в выступлении актер поет песню, то ее протяженность - максимум один куплет и один припев; - фоновая музыка должна быть тихой; - музыкальные отбивки должны быть громкими, ритмичными (вызывающими у людей, сидящих в зале, желание аплодировать); - начальная песня в приветствии – веселая, финальная песня может быть грустной; - музыка, задействованная в выступлении, должна быть популярной и узнаваемой (тогда сидящие в зале могут начать подпевать); - текст песни должен содержать шутки; - если текст накладывается на музыку, то музыка делается тише; - необходимо иметь два варианта фонограмм на разных носителях; - можно подбирать музыку под «имидж актерской труппы», тогда зритель будет узнавать по музыке. | Запрещается соединять сильные «фишки» (например – сильный танец и сильный текст). |
7. Внешний вид.
Необходимо помнить: | Запрещается: |
- костюм – только для сцены, перед выступлением проверить готовность костюма; - выступать с чистой головой и в выглаженной одежде, в начищенной обуви (обувь обязательно должна сочетаться с костюмом); - под брюки надеть длинные носки (чтобы избежать эффекта голых ног), цвет носков должен сочетаться с цветом ботинок; - если в повседневной жизни актер носит обувь на высоком каблуке, то и на сцене экспериментировать не стоит; - ноги в черных непрозрачных колготках на сцене зрительно «проваливаются»; - перед выходом на сцену - проверить ширинки и пуговицы; - для создания образа можно использовать лишь элементы костюмов (военный – фуражка, домохозяйка – скалка и фартук). | - выходить на сцену в грязной обуви, жевать жвачку, носить бейдж (бликует); - ходить перед выступлением по залу и фойе в костюмах; - выходить на сцену в трико, трусах и сланцах (исключение: режиссерская задумка), в бижутерии и с часами; - поднимать во время выступления что-либо внезапно отвалившееся от костюма; - демонстрировать вредные привычки (грызть ногти, «хрустеть пальцами», чесаться, крутить волосы и т.д.), поправлять на сцене прическу, очки, костюм. |
8. Реквизит.
Необходимо помнить: | Запрещается: |
- репетировать с реквизитом, реквизит должен быть заранее готов и проверен; - реквизит нужно заносить/выносить во время незначительного текста (чтобы не отвлекать внимание от действия); - выносить реквизит из одной кулисы, а уносить в другую (все делается по ходу движения); - реквизит должен быть большого размера (чтобы его хорошо было видно из зала); - если в выступлении используется конфетти, хлопушки и т.п., после выступления - убрать сцену; - если в выступлении используются пачкающие вещества (краска, вода, порошок и пр.) - подготовить сцену (укрыть). | - выносить на сцену грязный, мятый реквизит; - использовать в своем выступлении пиротехнические средства (без предварительного согласования). |
9. Ширма. Виды: гармошка, одинарная, двойная, тройная.
Необходимо помнить: | Запрещается: |
- если в выступлении нужно будет раздвигать половинки ширмы, заранее определить, кто будет это делать; - репетировать с ширмой, ширма должна быть легкая и устойчивая; не должна сливается с цветом костюма; - реквизит спрятать за ширмой, но так, чтобы его было удобно брать и он не был виден во время выступления; на ширму можно прикрепить сценарий; - заходить за ширму после шутки (реплики) нужно по широкому кругу, а выходить на сцену по маленькому (т.е. ближе к ширме). | - разбрасывать использованный реквизит за ширмой (его видно из зала); - ставить ширму далеко от микрофонов; - использовать яркие, отвлекающие внимание ширмы. |
2.3. Возможные трудности в работе над театральной постановкой
Какие еще скрытые проблемы психологического и нравственного характера могут подстерегать актера в игре в театр?
Не превращайте игру в жизнь. Не создавайте себе кумира — театр. Игра — это не самоцель, игра — это метод и способ.
Следите за общим настроением и настроением каждого актера. Не третируйте, не накаляйте эмоции. В любой игре есть недовольные ролью, а театр выявляет это, скорее всего.
Тщеславие, жажда успеха, славы, «быть центром внимания». Поручите лидерам играть второстепенные персонажи, объясняя это тем, «что у них получится даже незначительную роль сделать яркой» и тем, «что слабый тоже должен попробовать себя».
Помните об опасности увлечения именно лицедейством, кривлянием, актерщиной и блокируйте это.
Не поощряйте в актерах соревновательности, агрессии, экспрессивности.
Подбирайте пьесу так, чтобы она всей своей главной идеей учила какой-либо добродетели.
Всегда обговаривайте с актерами главную идею пьесы, цель спектакля.
2.4. Театральный костюм
Актёр всегда облачался в платье, которое не могло быть столь же традиционным, как повседневная одежда. Не просто "удобно", "тепло", "красиво" - на сценической площадке это еще и "видно", "выразительно", и "образно".
На протяжении всей своей истории театр использует магию костюма, существующую, впрочем, и в реальной жизни. Костюмная композиция, составленная из привычных деталей одежды, но особым, "говорящим" образом, может подчеркнуть те или иные черты в характере персонажа, проявить суть событий, происходящих в пьесе, рассказать об историческом времени и т. д. Театральный костюм вызывает у зрителя собственные ассоциации, обогащает и углубляет впечатление и от спектакля, и от героя. Костюм вбирает в себя символику традиционной культуры. Надеть чужую одежду - значит использовать облик другого человека.
Символика цвета (красный - любовь, чёрный - печаль, зелёный - надежда) и в бытовой одежде играет определённую роль. Но театр сделал цвет в костюме одним из способов выражения эмоционального состояния персонажа. По конструкции, крою, фактуре театральный костюм, как правило, отличается от бытового. В жизни большую роль играют и природные условия (тепло - холодно), социальная принадлежность человека (крестьянин, горожанин) и мода. В театре многое определяется еще и жанром представления, художественной стилистикой спектакля.
Список используемой литературы:
Александрова 3. Люблю театр. – М., 1971.
Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. – М., 1969.
Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. сост. А. Н. Павлов. – М.: НЦЭНАС, 2004.
Гиацинтова С. Жизнь театра. – М., 1963 (серия «В мире прекрасного»).
Ершов П. Режиссура как практическая психология. – М., 1976.
Завадский Ю. Об искусстве театра. – М., 1965.
Ильинский И. Со зрителем наедине. Беседы о театральном искусстве. – М., 1964.
Кнебель М. Слово в творчестве актера. – М., 1970.
Кнебель М. Поэзия педагогики. – М., 1976.
Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1996.
Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. Хрестоматия. – М., 1973.
Пирогова Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе : Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Плучек В. На сцене Маяковский. – М., 1964.
Положение о проведении Фестиваля театрального искусства «Планета молодых» среди курсантов, студентов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
Ракитина Е. В зеркале сцены (о художнике в театре). – М., 1975.
Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. – М., 1974.
Сац Н. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. – М., 1961.
Скоркина Н. М. Нестандартные формы внеклассной работы. Волгоград: учитель – АСТ, 2002.
Слижикова Л. На подступах к образности. – М., 1969.
Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. – М.: ВЦХТ, 1998.
Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о Щепкине. – М., 1952.
Электронный ресурс:
http://dramateshka.ru/index.php/education/4162-obrazovateljnaya-funkciya-teatra-#ixzz2anZIQcui (дата обращения: 12.10.2013).
24.http://samopoznanie.ru/schools/akterskoe_masterstvo/#ixzz2ao2tbMHM (дата обращения: 02.10.2013).
Приложения
Приложение 1
ПРОГРАММА
работы театральной студии
Введение
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
В составленной программе театральной студии театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, создания спектакля, но и как средство нравственно-эстетического воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Занятия театральным искусством будут способствовать активизации у курсантов процесса мышления и познавательного интереса, пробуждению фантазии и воображения, любви к родному слову, обучению сочувствию и сопереживанию.
Театральная студия – это иная форма организации внеучебной деятельности курсантов. Курсант на таких занятиях не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
На репетициях внимание обучающихся направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий. Организационный комитет студии осуществляет руководство самостоятельной, познавательной деятельности курсантов. Они сами выбирают нужный темп, средства и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.
Программа театральной студии рассчитана на занятия с курсантами факультета очного обучения.
Театральная студия имеет свой алгоритм работы. Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей курсанта, пластической выразительности телодвижений.
Раздел «Театральная игра» предусматривает развитие игрового поведения курсанта, эстетического чувства, умения общаться в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска курсантом собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития и возможную его корректировку.
Расписание занятий студии строится из расчета два занятия в неделю.
Цели работы студии:
Совершенствование системы эстетического воспитания и создание условий для реализации творческого потенциала, сохранения и приумножения нравственных, культурных, творческих традиций курсантов.
Повышение художественного и исполнительского уровня курсантских театров и актеров-любителей.
Создание условий для включения курсантов в художественно-просветительскую, социально-значимую деятельность.
Улучшение условий организации и совершенствования содержания досуга курсантов.
Задачи работы студии:
Развитие эстетических способностей курсантов.
Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у курсантов.
Формирование общей культуры поведения курсантов.
Овладение навыками общения и коллективного творчества.
Развитие сферы чувств, эмоций курсантов.
Организация работы студии предусматривает:
1. Планирование своей деятельности и определение перспектив её развития.
Проведение репетиций, фестивалей, творческих вечеров, выступлений.
Накопление материалов отражающих работу студии.
Организационный комитет театральной студии: ……………………………
В результате освоения программы театральной студии, курсанты получают комплекс знаний и приобретают определенные умения. А именно:
правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.
достигать состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки.
Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и способностях.
Овладевают навыками общения, легко адаптируются к новым, быстро меняющимся ситуациям, чувствуют себя комфортно в любой обстановке.
Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов |
1. | Введение | 2 |
2. | Культура и техника речи | 24 |
3. | Ритмопластика | 22 |
4. | Театральная игра | 110 |
5. | Этика и этикет | 20 |
6. | Подведение итогов работы студии | 2 |
Всего часов | 180 |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: