Протокол № от ролдугина И. В. Руководитель школьного мо приказ № от кулыгина Е. В
Пояснительная записка
1.Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на 2013 – 2014 учебный год составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего начального образования и примерной программы по основам светской этики, разработанной автором Студеникиным М. Т.
Изучение основ духовно – нравственной культуры народов России предполагает дальнейшее развитие учащихся, воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному совершенствованию, духовному саморазвитию, ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести; духовных традиций народов России.
2. Данный учебный предмет имеет своей целью:
- понимание значение нравственности, морального ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Изучение предмета «Основы светской этики» способствует решению следующих задач:
- формирование у учащихся ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-знакомство учащихся с основами светской этики и обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
3. Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент государственного стандарта содержания образования.
4. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект:
-М. Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс. М..: ООО «Русское слово – учебник», 2011 год.
5. Учебный предмет изучается в 4 классе, рассчитан на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу).
6. Особенностями организации учебного процесса (Формирование содержания учебного курса) осуществляется на основе следующих принципов:
- единства содержания обучения на разных его уровнях;
- отражения в содержании обучения задач развития личности;
-научности и практической значимости содержания обучения;
- доступности обучения.
При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в парах и группах, деловые игры.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России;
- формирование семейных ценностей;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Предметные результаты:
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты.
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Учебно – методические средства обучения
Реализацию рабочей программы обеспечивает учебно – методический комплект:
Программа курса к учебнику М. Т. Студеникина «Основы светской этики». 4 класс. Автор – составитель М. Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник».
Пособие для учителя: М. Т. Студеникин, В. И. Добролюбова. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Книга для учителя к учебнику 4 класса общеобразовательных учреждений. М. Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово», 2011 год.
Содержание программы
Введение (1 час).
Введение в предмет.
Россия – Родина моя (1 час).
Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры.
Этика и этикет (1 час).
Понятия этика, мораль (нравственность). Название этики, ее категории. Понятие этикет. Нормы этикета. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.
Вежливость (2 часа).
Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Обида словом. Извинение. Этикет разговорной речи, приветствия.
Добро и зло (2 часа).
Понятие добра и зла. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Забота о родных и близких.
Дружба и порядочность (2 часа).
Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, справедливость. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность (1 час).
Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Гордость и гордыня (1 час).
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Обычаи и обряды русского народа (4 часа).
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом – солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд (2 часа).
Значение слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Семья (2 часа).
Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Имя и фамилия. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье.
Семейные традиции (2 часа).
Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание. Семейная этика.
Сердце матери (2 часа).
Роль матери в семье. День матери в России. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям.
Правила твоей жизни (3 часа).
Сознательная дисциплина в школе. Правила приема пищи в школе. Поддержание порядка и чистоты в школе, дома, на улице. Распорядок дня учащихся. Культура общения сверстников. Соблюдение правил личной безопасности.
Праздники народов России (3 часа).
Христианские праздники. Праздничный застольный этикет. Праздники других народов.
Защитники Отечества (3 часа).
День Защитника Отечества. Страницы боевой славы Родины. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.
Итоговое повторение ( 2 часа).
Основные знания и умения по данному предмету.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Россия – родина моя. | 1 |
3 | Этика и этикет. | 1 |
4 | Вежливость. | 2 |
5 | Добро и зло. | 2 |
6 | Дружба и порядочность. | 2 |
7 | Честность и искренность. | 1 |
8 | Гордость и гордыня. | 1 |
9 | Обычаи и обряды русского народа. | 4 |
10 | Терпение и труб. | 2 |
11 | Семья. | 2 |
12 | Семейные традиции. | 2 |
13 | Сердце матери. | 2 |
14 | Правила твоей жизни. | 3 |
15 | Праздники народов России. | 3 |
16 | Защитники Отечества. | 3 |
17 | Повторение. | 2 |
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: