Протокол № Утверждена приказом директора моу дод «цвр» № от 2014 г
Обучение техники каратэ состоит из трех обязательных разделов: кихон, ката и кумитэ.
Кихон - это выделенные из ката базовые атакующие и защитные движения и их комбинации на основе различной техники стоек и перемещений в них.
В каратэ понятие «КАМАЭ» (положение) представляет собой одну из важнейших категорий реального боя, поскольку объединяет в себе самые различные параметры: положение корпуса и взаиморасположение стоп, распределение веса на ноги, взаиморасположение рук, разворот бедер, концентрацию внимания. Проще говоря, КАМАЭ в боевых искусствах – это определенное положение тела в пространстве. Стойки бывают атакующие, оборонительные, которые связываются в единую динамическую последовательность переходными.
Главное, что объединяет различные стойки – это понятие устойчивости, сохранения баланса в любом положении, мгновенный выбор и принятие стойки.
Передвижению в стойках предъявляются следующие требования:
передвижение должно быть внезапным («без звонков») и быстрым;
абсолютное сохранение жесткого баланса на всех фазах передвижения;
четкая фиксация конечного положения, без остаточных телодвижений.
Основные типы передвижений:
вперед, с шагом через переднюю ногу,
назад, с шагом через заднюю ногу,
выдвижение с последовательной перестановкой стоп с минимальным временным интервалом. Выполняется вперед, вбок, назад.
«влетание», стремительное сближение или перемещение прыжком.
Удары руками и блоки:
Основа разрушительной мощи каратэ базируется на резком, амплитудном вращении бедер вокруг вертикальной оси. Таким образом, отработка вращательных движений бедром является условием для начала изучения ударов и блоков.
- СИЛА, ТОЧНОСТЬ, СКОРОСТЬ – это главные составляющие любого удара, независимо от типа;
- осанка (посадка головы, прямая вертикальная спина);
- в любом ударе в конечной фазе локоть ударной руки чуть согнут и развернут вниз (за исключением КАГИ-ЦУКИ, МАВАСИ-ЦУКИ, ХАЙТО-УТИ)
- важнейшее значение имеет точная координация движения и дыхания: вдох (исходное положение) – выдох (удар или блок);
- ключевое значение имеет идеомоторный тренинг (мысленное выполнение движения в различных мышечных режимах);
- все блоки компактны и не выходят далеко за пределы защищаемой зоны, поскольку нет смысла защищать воздух вокруг себя;
- все блоки выполняются со скручиванием бедер и соответствующим разворотом плечевого пояса.
Удары ногами:
- опорная нога всегда слегка согнута в колене;
- опорная нога всегда всей подошвой касается пола;
- удар проводится с максимальной скоростью и обязательным немедленным возвратом в исходное положение;
- объективно удар ногой медленнее, чем удар рукой, соответственно требует в несколько раз больше работы.
Ката - формализованные комплексы, исполнение которых в карате стандартизовано. Все ката энергетически сбалансированы, ритмизированы, имеют определенный дыхательный ритм, моменты концентрации и расслабления.
Основные моменты:
- собранность и готовность;
- четкое разделение и различие активных и пассивных действий;
- различие быстрых и медленных движений;
- фазы напряжения и расслабления;
- правильное дыхание;
- четкое понимание смысла атакующих и защитных действий, подразумевающее визуализацию «противника»;
- точное соблюдение схемы перемещений и, следовательно, возвращение в исходную точку;
- взгляд, выражающий состояние боя, собранности, волевой концентрации.
Кумитэ - упражнение с партнером, спарринг. Это высшая форма технического мастерства, проверка полученных ранее навыков в процессе взаимодействия с партнером, владеющим теми же приемами.
Все виды кумитэ, начиная с КИХОН-КУМИТЭ и заканчивая ДЗИЮ ИППОН-КУМИТЭ, являются переходным звеном от базовой техники ката к свободному поединку.
КИХОН-КУМИТЭ («основнойкумитэ») состоит из нескольких видов:
- ГОХОН-КУМИТЭ («пятиходовыйкумитэ»), или обусловленный и полностью формализированный спарринг на 5 шагов.
Основная цель - развитие и закрепление навыков в выполнении основных атакующих и защитных однотипных действий и демонстрация стабильности форм на протяжении пяти шагов с партнером.
- САНБОН-КУМИТЭ («трехходовыйкумитэ») или обусловленный и полностью формализированный спарринг на 3 шага.
Основной смысл содержится в постепенной адаптации обучающегося к комбинированной технике атак с соблюдением базовых принципов выполняемой техники и дальнейшее развитие и обострение чувств дистанции при смене рук и ног атакующего партнера.
- КИХОН ИППОН-КУМИТЭ («основной одноходовыйкумитэ») или обусловленный спарринг на один шаг, когда известен уровень и тип атаки.
Ключевое значение во всех видах кихониппон-кумитэ имеет принцип КИМЭ, или завершающего удара в работе УКЭ. Поставив блок, необходимо контратаковать с предельной концентрацией физической силы, т.е. необходимо «поставить предел» дальнейшим действиям партнера, но, не травмируя на самом деле.
ДЗИЮ ИППОН-КУМИТЭ - «свободный одноходовыйкумитэ».
Отличие от кихон-кумитэ в том, что соперник может атаковать как хочет и куда хочет на один шаг. Задача УКЭ (защищающегося) блокировать атаку, провести контратаку и разорвать дистанцию по ее окончании.
Основные критерии кумитэ:
- абсолютная контролируемость действий как со стороны атакующего, так и со стороны защищающегося:
чувство дистанции;
четкий контроль поступательного движения центра тяжести;
полное отсутствие контакта в контратакующих действиях, равно как и в атаке;
решительность и бескомпромиссность в проведении атак и защите;
постоянное сохранение внимания, готовности и боевого духа;
взаимное уважение партнеров.
Приложения к программе
«Обучение детей каратэ»
Контроль за выполнением программы.
Критерии оценки физического состояния учащихся.
Материальное обеспечение программы.
Методические рекомендации к программе.
Контроль за выполнением программы
(проводится два раза за учебный год в форме аттестации
на пояса /кю/ и принятия зачетов по усвоению учебной программы)
1-е полугодие - в ноябре-декабре.
II-е полугодие - в апреле-мае.
К концу курса начальной физической подготовки дети должны
знать/выполнять:
- названия основных стоек, ударов, блоков, и выполнять их;
- КАТА Хеян Шодан, Хеян Нидан;
- приемы страховки и самостраховки;
- Гохон-кумитэ.
овладеть:
- навыками безопасного проведения спортивных занятий;
К концу учебно-тренировочного курса дети должны:
знать/выполнять:
- названия основных стоек, ударов и блоков на японском языке и выполнять их, знать счет на японском языке от 1 до 10;
- КАТА Хеян Шодан, Хеян Нидан, Хеян Сандан, Хеян Йодан;
- приемы страховки и самостраховки;
- Гохон – кумитэ, Санбон – кумитэ;
- правила проведения соревнований по каратэ;
владеть:
- навыками безопасного проведения спортивных занятий.
В группах спортивного совершенствования ученик должен:
знать/выполнять:
- названия основных стоек и приемов на японском языке, выполнять их по команде тренера;
- КАТА Хеян Шодан, Хеян Нидан, Хеян Сандан, Хеян Йодан, Хеян Годан;
- Дзю-иппон-кумитэ, дзю-кумитэ;
- приемы страховки и самостраховки;
- правила проведения соревнований по каратэ;
овладеть:
- навыками безопасного проведения спортивных занятий;
осуществлять:
- работу по привлечению учащихся общеобразовательных учреждений к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
- физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков;
оказывать:
- первую доврачебную медицинскую помощь и осуществлять оценку физического состояния.
Критерии оценки физического состояния учащихся
Диагностическая карта
промежуточной (итоговой) аттестации учащихся
(результаты выполнения контрольных нормативов по ОФП, СПФ)
Начальная физическая подготовка
№ п/п | Ф.И. учащегося | ОФП | Техника каратэ (баллы 1-5) | Уровень | ||
Кувырок вперед (за 10 сек.) | Челночный бег 7 х 5 (кол-во) | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во) | ||||
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Диагностическая карта
промежуточной (итоговой) аттестации учащихся
(результаты выполнения контрольных нормативов по ОФП, СПФ)
Учебно-тренировочные группы
Группы спортивного совершенствования
№ п/п | Ф.И. учащегося | ОФП | Техника каратэ (баллы 1-5) | Уровень | |||
Кувырок вперед (за 10 сек.) | Челночный бег 8 х 5 (кол-во) | Пресс за 30 сек. (кол-во) | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во) | | | ||
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
Материальное обеспечение программы
Для проведения учебного процесса объединения необходимо наличие следующего спортивного инвентаря и материалов:
маты для занятий каратэ (татами) с покрышкой, размером не менее 12х12;
груши боксерские или для каратэ (большие) – 2 штуки;
перчатки снарядные – 4 пары;
защитные накладки на руки – 4 пары;
шлем защитный – 4 штуки;
накладки защитные на ноги – 4 пары;
защитный жилет на грудь – 4 штуки;
скакалки – 15 штук;
гантели (1,5-2,5 кг.) – 15 пар;
мяч набивной – 2 штуки;
стенка гимнастическая с перекладиной (турником) – 6 штук.
Методические рекомендации к программе «Обучение детей каратэ»
Необходимость создания программно-методического пособия по организации детских секций и объединений в системе дополнительного образования созрела уже давно. С момента зарождения в нашей стране того удивительного и, порой, непонятного явления, коим считается Каратэ-до, прошло уже более 25 лет. Но достаточно качественного и корректного материала по методике преподавания этой уникальной системы в детских спортивных объединениях и клубах, особенно среди детей дошкольного и младшего школьного возраста до сих пор создано ничтожно мало. Поэтому, возможность обобщения накопленного с годами материала и опыта в единую, приемлемую и адаптированную для различных возрастных групп и физических способностей занимающихся, программу продиктовало само нынешнее время; в связи с внедрением в систему образования такого мощного пласта, которым являются учреждения дополнительного образования.
Совершенно очевидно, что эти два течения – «Восточные единоборства» и «Система дополнительного образования» - начинают пересекаться во времени и пространстве, исключительно благодаря их современности, актуальности и достаточно высокой степени качества всех составляющих каждой из них.
Не вдаваясь в детали классификации всей базовой техники Каратэ-до (это тема отдельного и очень крупного исследования), можно сказать, что данная программа, уже прошедшая многолетнюю проверку во многих группах как дошкольного, так и школьного возраста (а именно на этот контингент занимающихся программа в основном и рассчитана), показала свою практическую состоятельность, и может быть вполне пригодна для развития её в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, а также в системе дополнительного образования в целом, как непосредственно образовательная и воспитательная, по своей сути, программа.
Ребёнок или подросток впервые оказался в спортивной секции, в частности – в секции Каратэ-до. Что привело его в спортивный зал? В одном случае – это осознанное желание ребенка стать здоровее, сильнее. В другом случае – это желание родителей ребёнка организовать его досуг с вполне конкретными и объективными целями, т.к. родители (бабушки, дедушки) прекрасно понимают, какие влияния и опасности поджидают их ребёнка, когда он оказывается один на улице или когда он предоставлен сам себе.
В случае с подростком – несколько иначе. Если мальчишка по своей природе не драчун и ему довольно часто приходится сталкиваться с негативным воздействием на него внешней среды (в какой бы форме это ни происходило), в нём начинает формироваться некий подсознательный комплекс неполноценности и, в результате, возникает откровенное желание просто научиться драться, чтобы элементарно постоять за себя. И это является вполне логичным и здоровым побудительным мотивом подростка.
Но в большинстве же случаев к занятиям Каратэ-до приводит, как ни странно, банальная иллюзия. То есть, в системе Каратэ-до подавляющее большинство видит некий аналог сказочной «волшебной палочки» или таинственного исполнителя желаний в образе «по щучьему велению…», и, в итоге – даже сам факт присутствия в спортивной секции Каратэ-до, наличие кимоно и, тем более, цветного пояса, даёт иллюзорное ощущение присутствия магической силы или защитной брони, которые позволяют человеку становиться бесстрашным, неуязвимым и непобедимым. Именно это и есть та самая иллюзия, которая впоследствии может стать хорошей движущей силой в занятиях Каратэ-до, но только лишь при наличии неистового упорства, самодисциплины, самоотверженности и ещё многого того, что делает из хорошего бойца (в некотором вульгарном смысле) великого воина, а иллюзию превращает в реальную силу.
Следует повторить, что процесс трансформации и перерождения в воина может произойти лишь при условии неукоснительного выполнения всех побудительных мотивов, как-то – упорство, самодисциплина, самоотверженность, трудолюбие. В противном случае, адепт Каратэ-до может хорошо знать – что нужно делать, но не будет уметь выполнить то, что он знает, а это и есть всё та же иллюзия.
Итак, один из первых принципов в освоении любого искусства гласит – «Знать – мало; надо – уметь!». На это должно уйти несколько лет упорных занятий, полных ошибок, удач, обид, разочарований, находок, открытий.
Далее – появление, а точнее – вступление в так называемую «полосу страха» и поиск способов преодоления оной. Это уже несколько серьёзнее приобретения чисто двигательных навыков. Этот период или это состояние наступает в возрастном промежутке от 10 до 15 лет и может благополучно закончиться в 15 лет или растянуться на более длительное время, скрывшись глубоко в подсознании, и появляться в самый неподходящий момент.
Существует очень простая формула, с помощью которой можно довольно эффективно преодолеть свой страх. Ведь что такое страх? Это, прежде всего, инстинкт самосохранения, который проявляется в естественной защитной реакции плоти – боязни, прежде всего, болевых ощущений. И чтобы преодолеть страх надо перестать бояться боли. Но как перестать бояться боли? Для этого нужно к ней привыкнуть. Каким образом? Путём многократных повторений болевых ощущений с постепенным нарастанием их интенсивности, с последующей выработкой подсознательной реакции - игнорирования боли. Точно также, как не чувствует боли каратист, постоянно отжимающийся на кулаках, как привыкают подушечки пальцев скрипачей или гитаристов к постоянному контакту со струнами и т.д.
Кроме того, интуитивный активный поиск способов преодоления «полосы страха» может привести к вполне конкретным откровениям, которые условно обозначим как «знать» и «уметь». Эти две категории можно пояснить содержанием одного из избранных изречений мастеров: «Если будешь знать себя и знать соперника, в ста поединках будешь иметь сто побед». Иными словами, неуверенность в своих силах и боязнь болевых ощущений нужно заменить в нашем сознании знанием элементарных навыков ведения боя, простейших принципов развития поединка.
В нашем случае это означает – «знать» мгновение начала своей атаки и «уметь» почувствовать момент атаки соперника.
1. Составляющие реализации первого состояния:
выбор нужной дистанции до цели;
правильная позиция ног, туловища, рук, головы;
чёткое распределение веса на ногах и стопах;
концентрация – готовность к мгновенному взрыву.т.н. «пружина»;
расслабление (кисти, плечи, живот);
непосредственно «взрыв» - способность максимально быстро и точно выполнить любое практическое действие – атака, защита, изменение положения, разрыв или сокращение дистанции.
2. Чувствительность достигается длительной практикой и постоянной внутренней работой по стабилизации сознания, успокоению эмоциональной восприимчивости, т.е. приведению последней к состоянию равновесия – ни страха, ни агрессии.
Эта чувствительность впоследствии проявляется в мгновенной реакции и абсолютной двигательной координации, что и будет являться техническим арсеналом бойца, который будет знать и обладать способностью применить большое число технических, двигательных и координационных навыков в конкретной ситуации.
Обретение вышеперечисленных качеств – довольно длительный и кропотливый процесс, который может растянуться на долгие и долгие годы, и этот процесс можно охарактеризовать с помощью всё тех же традиционных восточных афоризмов мастеров воинских искусств:
«Учитель вводит в школу, успехи зависят от самого ученика».
«В искусстве понять одно – значит понять всё».
«Не учись бить других, сначала научись выносить удары других».
«Один день позанимался – один день приобрёл. Один день не позанимался – десять дней потерял».
«Нападаешь, не готовясь. Уходишь, не думая».
«Если хочешь поразить других своим искусством, нужно трудиться, не жалея себя».
Каратэ-до как средство физического и духовного совершенствования.
Каратэ похоже на другие системы физического совершенствования, основанные на самодисциплине, привлекает возможностью развить способность сознательного управления телом. Влияние же тела на сознание должно выражаться в дисциплинировании проявления его двигательных функций. Это оказывается существенным подспорьем в естественном стремлении тела к благополучию. Освоение системы каратэ-до доступно любому. Разумеется, посвящая себя какому-то одному занятию в ущерб всему остальному, мы сознательно ограничиваем круг своих интересов, удаляя из поля зрения другие существенные основы развития своей личности. Однако, именно специальное, узко направленное воспитание помогает обнаружить в человеке какие-либо подспудные процессы, знание и координация которых необходимы для полноценного развития всех его возможностей.
Система каратэ-до основана на традиционных методах тренировки. Это своеобразный комплекс умственной и физической дисциплины, который притягивает к себе в последние годы все большее количество поклонников восточных традиций. Традиционная методика физических упражнений по системе каратэ-до построена на синтезе силы и красоты. Это та красота движений человеческого тела, которая содержит в себе элементы грациозности, делает из них нечто большее, чем обычные физические, силовые упражнения.
Достоинством каратэ-до является то, что эта система преподается как наука о культуре движений, сжато и наглядно, с помощью точных и выразительных средств описания и демонстрации, с приложением ценных рекомендаций по способам освоения того или иного комплекса технических действий. При этом сохраняется истинная сущность каратэ-до без каких бы то ни было подмен, которые могли бы привести к одностороннему развитию физических или психологических данных и доминированию одного над другим. Кроме того, жизнь в современном обществе отчасти нуждается в этом древнем и уникальном виде боевых искусств, которым можно воспользоваться в критической ситуации для самозащиты и взаимоподдержки, когда на арену выступает насилие и жестокость.
Одной из особенностей освоения техники каратэ-до является развитие т.н. «пустоты рук», позволяющей при выполнении движений управлять процессами, происходящими в сознании и теле строго определенным образом с тем, чтобы оказывать самое непримиримое сопротивлению насилию без намерения к уничтожению агрессора. Правильнее было бы сказать, что усилие, примененное противником в агрессивных целях, искусный каратист оборачивает против него же самого. Следует отметить также одно важное отличие традиционного каратэ-до от других западных бойцовских дисциплин. Прежде всего - это неразрывная связь с онтологической и этической философией, заложенной в корнях каратэ-до. Те, кто специализируется в узконаправленных бойцовских дисциплинах, посвящает себя, главным образом, эффектам чисто физических навыков. В отличие же от них, каратэ-до построено на гармонии духа и тела, на созидающих и восстанавливающих жизненных силах. Каратэ-до - это путь и средство достижения истинного смысла жизни. Методика традиционного каратэ-до основана исключительно на положительных аспектах этой системы - искусстве и дисциплине, которые способны оздоровить общество, не причинив ему, в то же время, вреда. В свою очередь, способность самозащиты приходит бессознательно и интуитивно после точных и регулярных моральных и физических усилий. В процессе тренировок постигается система каратэ-до без чудес и сенсаций, как во всеобъемлемости его идей и потенциальных возможностей, так и с чисто практической, испытанной веками точки зрения. В этой связи система каратэ-до очень своевременна, поскольку сейчас, находясь под давлением механизации нашей современности, мы, как никогда нуждаемся в своеобразном источнике вдохновения, способном дать новые сипы нашему внутреннему «Я», чтобы почувствовать его уместность в окружающем нас материальном мире. Техницизм, царящий в современном цивилизованном мире, мешает естественному и гармоничному использованию наших физических, психических и умственных возможностей. Каратэ-до помогает нам вновь обрести себя, особенно сейчас, в период усиливающегося кризиса, способного привести в беспорядок и парализовать наше физическое и духовное благополучие. Эта древняя система тренировки духа и тела предоставляет нам уникальную возможность постичь истинную природу упрямой человеческой индивидуальности.
Итак, что же такое каратэ-до?
Каратэ-до - это древнее восточное воинское искусство и наука самозащиты. Применяя необычные методы зашиты этой системы, каратисты не пользуются никаким оружием. Вместо этого они развивают свое естественное оружие - тело, руки и ноги, делая их своим скрытым оружием, которые при необходимости могут пустить в ход с молниеносной скоростью. Каратэ основывается на научных данных о движении тела, способствующих укреплению здоровья, развитию координированности тела и ума. Китайские мастера рассматривали эту систему как непосредственное продолжение их религиозной философии. Мастера Окинавы относились к каратэ как к образу жизни, мировоззрению. Каратэ было привнесено на Окинаву как средство самозащиты без оружия. Это его практическое значение со временем значительно уменьшилось, однако возросло значение его как средства приведения своего тела в достойное физическое состояние. Как гласит восточная мудрость: «Раньше боевыми искусствами занимались, чтобы выжить. Сейчас же занимаются для того, чтобы долго жить».
Каратэ становится настолько популярным, что его начинают постепенно внедрять в систему школьного образования на уроках физической культуры.
Кроме того, каратэ сегодня - это один из наиболее популярных видов спорта. Рефлексы каратиста настолько точны и быстры, что он способен участвовать в соревновательных спаррингах без всяких защитных приспособлений. Таким образом, возможность самозащиты без оружия - это в настоящее время наименее существенное назначение каратэ. В результате этого самовоспитательного процесса у спортсмена развиваются молниеносные рефлексы, отличная координация, воспитывается здоровое тело.
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: