Психология труда как отрасль психологической науки
26. Профессиональная память. Способы ее усовершенствования.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития, обучения и трудовой деятельности.
Выделяют следующие виды памяти: а) непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией); б) произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и от приемов заучивания.
Различают также кратковременную, долговременную и оперативную память. Данные виды памяти различаются по времени хранения информации: кратковременная память обеспечивает хранение поступившей информации в течение секунды или минуты, долговременная – в течение дня, месяца, года или всей жизни. В деятельности человека, управляющего людьми, техникой, машинами или приборами, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти. В любой деятельности соучаствуют кратковременная, оперативная и долговременная память.
В кратковременной памяти хранится почти вся информация, поступившая в какой-то момент времени в органы чувств, но хранится она в таком виде недолго, всего несколько секунд. В дальнейшем информация преобразуется, анализируется, обрабатывается, кодируется субъектом и переводится им в долговременную память. Хорошая кратковременная память повышает эффективность любой деятельности, в этом смысле особо следует отметить врачебную деятельность, работу спасателей, пожарных, милиционеров. В частности, при хирургической операции не бывает второстепенных деталей, хирург обязан мгновенно охватить все признаки ситуации и учесть их (т.е. запомнить) в дальнейших действиях. Другими словами, любая деятельность в экстремальных условиях предполагает наличие продуктивной кратковременной памяти.
Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации; 2) повторение информации.
Для успешной трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами (у художника, дизайнера); слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта); двигательными (у наладчика, акробата); осязательными (у врача); обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога); на графический и цифровой материал (у инженера, бухгалтера), наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той
или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.
Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. В этом случае условиями деятельности строго ограничены и время запоминания, и время воспроизведения.
Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности. В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.
Дав характеристику оперативной памяти, П. И. Зинченко и Г. В. Репкина ставят также вопрос о ее развитии. По их предположению механизмами работы оперативной памяти являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых,
более совершенных способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. «...В процессе обучения, когда способы запоминания только усваиваются, оперативная память имеет низкие характеристики: небольшой объем, малую подвижность, низкую точность и слабую помехоустойчивость. Это отражается и на результатах самой деятельности. Успешное выполнение деятельности возможно только тогда, когда способы запоминания (и забывания) оперативной информации становятся «автоматизированными».
Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и воспроизведения, в точности материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание ряда характерных черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять.
Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.
Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Например, при изучении курса нервных болезней студентам приходится запоминать два термина: «миоз» (сужение зрачка) и «мидриаз» (расширение зрачка). Студенты, как правило, путают эти термины, пока опытный преподаватель не укажет, что слово «миоз» короче, а «мидриаз» - длиннее. Еще в школе мы запоминаем последовательность цветов в спектре с помощью «волшебной» фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны». Аналогичные приемы известны специалистам любой области трудовой деятельности.
И все же роль мнемических приемов относительно невелика. Организация материала на основании существенных признаков, т. е. по содержанию, значительно эффективнее. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно используя свою память. Эта организация осуществляется с помощью логического «расчленения» материала, его сравнения, возможности группировать, установления связей с ранее накопленными знаниями. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства опираются на мыслительные свойства личности.
27. Практическое мышление. Основные этапы формирования практического опыта.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредствованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление бывает: а) наглядно-действенным, т.е. опирающимся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами; б) наглядно-образным, т.е. характеризующимся опорой на представления и образы; функции данного вида мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию; в) словесно-логическим, т.е. осуществляемым при помощи логических операций с понятиями.
Мышление, включенное в трудовую деятельность, исследовалось Б. М. Тепловым и было названо им практическим. Теплов отметил ряд особенностей практического мышления: 1) оно непосредственно связано с практической деятельностью, результаты решения тут же проверяются; 2) составляется план операции, который относится не к символам и знакам, а к реальным объектам или процессам; 3) почти всегда время лимитировано, в результате чего невозможно выдвигать множество гипотез.
В дальнейшем, продолжая изучение мышления, В. Н. Пушкин предложил для него термин оперативное (от лат. слова «opera» - труд), т. е. мышление, непосредственно «вплетенное» в трудовую деятельность человека, причем деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро: «Все эти оттенки понятия «оперативный», в той или иной степени относятся к оперативному мышлению». Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается конфликт между условиями и требованиями
задачи. В результате решения задачи возникает новая, не применявшаяся ранее в аналогичных случаях схема действия, которая и приводит к устранению возникшего рассогласования. Этот процесс решения задач можно назвать оперативным мышлением.
В. Н. Пушкин отмечает сходство оперативного мышления с творческим. И хотя мышление, «вплетенное» в трудовую деятельность, воссоздает по определенной программе некоторый уже известный продукт труда, это не означает, по мнению Пушкина, принципиальной разницы механизмов. Даже планирование, осуществляемое по заданной программе, сохраняет свой интеллектуальный характер в силу того, что условия меняются каждый день, большая ответственность препятствует возникновению автоматических действий, а в некоторых случаях оперативное мышление приводит к совершенно новым результатам, т. е. является продуктивным.
В деятельности диспетчера, которую изучал В. Н. Пушкин и по-видимому в других видах деятельности (в разной степени) оперативное мышление выполняет следующие функции: 1) планирование - мыслительная деятельность по созданию плана функционирования управляемого объекта на определенный отрезок времени; 2) контроль и регулирование - специальная деятельность по выполнению выработанного плана, требующая отражения динамических характеристик управляемого объекта и соотнесения их с программой; 3) решение задач по устранению резких отклонений от нормы в управляемых процессах, когда сказывается большое влияние эмоционального состояния диспетчера и высокого темпа; 4) диагностика - при возникновении неисправностей и аварийных ситуаций.
Диагностическая функция мышления в труде изучалась
Р. Т. Сверчковой. Она показала, что для любого объекта диагностики характерно следующее: а) одно и то же отклонение от нормы может быть результатом различных причин; б) одна причина может вызывать одновременно несколько следствий; г) комплексы следствий различных причин могут иметь большее илименьшее сходство; д) причины, как правило, скрыты от непосредственного наблюдения и требуется специальная работа для того, чтобы их выявить; е) для выделения следствий (симптомов) также необходима специальная работа;
6) причинно-следственные связи в работе системы не исключают случайностей.
Сверчкова сравнивала действия опытного наладчика и новичка, наладчика и инженера в ситуации решения диагностической задачи. Действия начинающего наладчика - метод проб; опытный специалист стремился к созданию полной
картины неисправности, опирался в своих решениях на дополнительные, специфические симптомы неполадки, и его поиск носил практически «свернутый» характер.
На лабораторной модели объекта диагностики Сверчкова раскрыла основные этапы формирования практического опыта решения диагностических задач. Первый этап характеризуется интенсивной поисковой деятельностью, выдвижением гипотез, мысленным моделированием связей и проверкой предположений. На втором этапе испытуемые выявляют внутренние связи. Происходит перестройка в процессе рассуждения, испытуемые начинают мыслить следующим образом: от причины к следствию. Чем раньше происходит у человека переориентировка от следствий к причинам и чем легче мысленные переходы от следствий к причинам и наоборот, тем успешнее он решает диагностические задачи. На третьем этапе мышление как бы передает эстафету узнаванию на основе автоматизации связей. Вновь совершается путь от следствия к причине, но уже на другой основе. Изменяется и характер ошибок: если на первых этапах - это главным образом ошибки мышления, то на последнем - ошибки внимания и памяти.
Прогнозы в трудовой деятельности исследовал С. Н. Архангельский, который изучал планирование своего труда передовыми рабочими и пришел к выводу, что такое планирование может выступать в трех формах:
1. Ориентировочное планирование, - необходимость в нем возникает тогда, когда приходится решать новые производственные задачи. Приступая к их выполнению, рабочий стремится осознать цель, критически оценить возможности ее достижения при помощи тех или иных средств. На основе ориентировочного
планирования избирается направление, по которому может разворачиваться производственная деятельность.
2. Организационное планирование, - в процессе которого рабочий обдумывает все условия и определяет организационные мероприятия, направленные на улучшение условий труда и повышение его производительности. Критически осмысливая возможность применения тех или иных способов организации труда, передовики стремятся его рационализировать.
3. Планирование исполнения, - т. е. мысленное представление необходимой для выполнения работы системы действий, приемов, операций.
Каждый из этих этапов планирования требует значительных волевых усилий, умения сравнивать, анализировать, делать умозаключения, предвидеть. С. Н. Архангельский показывает, что планирование всегда базируется на мысленном предвидении, представлении пространственной, временной и логической последовательности выполнения трудовых действий и операций, связанных с использованием техники, инструментов, материалов, которые в совокупности определяют ход процесса производства.
Л. Л. Кондратьева показала возможность формирования навыков планирования в обучающем эксперименте. При этом она добилась переучивания ткачих (со стажем), систематически не выполняющих план. Переход от ситуативных действий (по сенсомоторному типу) к планированию отдельных действий, а потом их последовательности с учетом вероятности изменений производственнойситуации позволил ткачихам заметно повысить производительность труда.
Возможность формирования умения разрешать проблемные ситуации показана Г. С. Альтшулером, который организовал технические курсы с целью знакомства рабочих с основами методологии изобретательства. Десятки рабочих, посещавших курсы, вскоре получили авторские свидетельства. Приемы и способы решения задач по устранению отсутствия согласования между условиями и задачами деятельности описаны в книге Г. С. Альтшулера, а психологический анализ процесса поиска и устранения «основного противоречия» дан в статье Г.С. Альтшулера и Р. Б. Шапиро.
28. Роль волевых особенностей во время выполнения разных профессиональных действий.
Волевое усилие — сознательно совершаемое усилие над собой, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, к исполнению принятого решения, к началу или остановке движения и т. п. Таким образом, волевое усилие проявляется на любом этапе волевого действия, связанного с запуском или остановкой его, с преодолением трудностей объективного и субъективного характера, возникающих в процессе трудовой деятельности человека (преодоление неблагоприятных психических состояний — утомления, монотонии, напряженности, страха); с подавлением конкурирующих доминант, вызванных посторонними эмоциональными факторами, и т. д.
В свете сказанного изучение волевого усилия относится к проблеме эффективности и надежности трудовой деятельности человека и имеет большое практическое значение при диагностике качеств личности в ряде профессий, при выборе которых профессиональное обследование и психологический отбор лиц играют важную роль. Особенно это относится к деятельности человека в экстремальных условиях, когда возникают препятствия на пути к поставленной цели.
Именно поэтому создание чрезвычайных условий, вносящих значительные трудности в осуществление деятельности субъекта, является необходимостью при измерении волевого усилия.
Существует много методов изучения волевого усилия, но все они, по существу, основаны на едином принципе: измерении выносливости человека. Это выносливость при мышечной работе статического или динамического характера, выносливость в отношении внешних раздражителей, преодоление возрастающей трудности в умственной работе, задержка эндогенно обусловленного автоматического процесса, например задержка дыхания.
Общие недостатки этих методов заключаются в том, что выносливость как способность человека длительно выполнять работу без снижения ее эффективности и качества определяется не только волевым усилием, но и, например, энергетикой мышечной деятельности (если речь идет о физической работе), Поэтому о способности человека длительно поддерживать волевое усилие можно говорить в том случае, если общее время работы разделить на два этапа: до усталости и после нее (до отказа поддерживать заданное усилие). Чувство усталости — объективный критерий деления общего времени выносливости на два компонента. Именно во втором компоненте работы, на фоне усталости, человек функционирует при другом режиме регулирования — экстремальном, и усилия, которые он прилагает психически и энергетически, обходятся ему все дороже и дороже. Таким образом, судить о способности к поддержанию во-.левого усилия следует не по общему времени выносливости, а по времени работы на фоне усталости, т. е. по второму компоненту выносливости.
Из перечисленных методов измерения волевого усилия наиболее простым и надежным является удержание статического усилия определенной интенсивности на динамометре. Это могут быть гидравлический динамометр, электродинамометр, динамометр конструкции В. А. Абалакова и др. Динамометр Абалакова имеет то преимущество, что дает возможность уравнивать всех испытуемых по размерам кистей рук.
29. Психологические вопросы адаптации рабочих кадров(персонала).
Климов построил цикл профессионализма, состоящий из последовательности стадий: оптант, адепт, адаптант, интернал, мастер, авторитет, наставник.
Это именно цикл, потому что:
если человек решает сменить область деятельности, то он из любой достигнутой на старом месте стадии снова становится оптантом,
даже оставаясь в рамках одной профессии, человек периодически оказывается в роли адепта.
Причина этого – непрерывные процессы внедрения новых технологий, форм организации, орудий, правовых основ труда и т.д.
Итак, в случае нововведений в организации работник становится отчасти адептом: он вынужден осваивать эти нововведения, пополняя свои профессиональные знания и умения.
Типичные проблемы в этой связи – программа обучения и дообучения. В случае же, когда человек адаптируется при приходе в организацию, он находится в роли адаптанта: он должен приспособиться.
Социальная адаптация – это адаптация к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения, профессиональная адаптация – к особенностям проф. ситуаций, личностная адаптация – к своей новой проф. роли, её включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, определённые изменения системы ценностей и образа Я в связи с этим. Работа психолога в данной ситуации: диагностика специфических трудностей новых работников, построение индивидуализированных программ оптимизации процессов адаптации; за счёт этого происходит сокращение периода адаптации, более быстрое и субъективно более лёгкое становление человека интерналом (т.е. переход на следующую ступень проф. развития).
В рамках адаптации человека к организации и психологического сопровождения нововведений используются методы профессионального обучения, главным образом, тренинги профессиональных умений. Это могут быть общепрофессиональные умения, важные для широкого круга профессий (например, навыки делового общения) или специальные (например, навыки продаж для работников торговли или обучение работе на новом оборудовании в технических специальностях). Бывают и специальные тренинги, направленные на первичную профессиональную адаптацию новичков. В современных организациях различные обучающие мероприятия организуют с целью:
- помощи новым работникам в их социальной и профессиональной адаптации;
- устранения выявленных пробелов в профессиональной подготовке сотрудников, которые мешают качественной и продуктивной работе
- обучения новым технологиям и средствам труда
- помощи в освоении новой сложной должности в организации (если раньше её просто не было)
Формы обучения: традиционные (лекции), активные (семинары, учебные ролевые и деловые игры, разбор реальных проф ситуаций (кейс-стади)), с использованием компьютерных средств.
В случае, если работа связана с вредными и стрессирующими воздействиями, часто приходится говорить о психической дезадаптации работника. Это – кризисное состояние, которое может быть обусловлено самыми разными по природе воздействиями (от нарушения временных ритмов до особенностей информационного потока, с которым нужно работать, или одиночества по причине работы), но всегда ведёт к нарушению или разрушению деятельности, часто – к нервно-психическим расстройствам. В связи с этим есть ещё два важных понятия.
Психическая переадаптация – это внутренняя работа личности, направленная на преодоления, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. У профессионалов, работающих в сложных технических системах, эти процессы сопровождаются специфическими нарушениями восприятия пространства-времени, особыми состояниями сознания (снижение нервно-психической устойчивости, нарастание внутриличностных конфликтов и т.д.).
Психическая реадаптация – это процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных в обычной жизни. Она необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с экстремальными факторами жизнь.
В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального психического состояния и профилактики острых (требующих длительного отдыха и лечения) форм дезадаптации рекомендуются активные виды досуга, переключающие личность на другие, спокойные формы предметной деятельности. Это могут быть: домашний труд, рыбалка, охота, спорт, музыка, занятие искусством, общение с друзьями и близкими и т.д. Но эти средства могут помочь не всем людям. В исследовании Даровской (на инкассаторах) было показано, что определяющую роль в развитии дезадаптации играют устойчивые свойства индивидуальности (такие как локус контроля или стили копинг-поведения). Лиц, обладающих определённого рода индивидуальными особенностями (например, высокая внутренняя конфликтность, внешний локус контроля, установка на сохранение здоровья), рекомендуется не использовать в опасных профессиях.
Ещё одна проблема, связанная с адаптацией к профессии, - изменение личности, которое может проявляться как профессионально-обусловленные акцентуации или даже как профессиональные деформации личности, актуальные для выполнения профессиональных обязанностей, но неадаптивные в остальных жизненных ситуациях.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: