NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)

VIII. Планируемые результаты деятельности


В результате прохождения программного материала к концу года обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

12. Быть сострадательными к чужому горю.

13. Не обижать животных и птиц.

14. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

15. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.

16. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

VIII. Информационно-методическое обеспечение:





  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  • Лаврентьева Л. И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

  • ж-л «Завуч начальной школы», № 5, 2004.

  • демонстрационные материалы серии «Беседы по картинкам»: «Уроки доброты», «Чувства, эмоции», «Уроки экологии»


СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания Методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД от ____________г.

Руководитель МО:____________ Максимова И. В.




СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР:____________ Сапичева О. Ю.

____________ г.





Беседа «Я люблю свой дом»

Что происходит на картине?

Опишите, какое настроение у детей?

Покажите их настроение своими движениями.

Поду­майте, смогли бы дети жить без взрослых?

Докажите, почему нет?

Улыбнитесь, у кого есть братья и сестры!

Как вы друг друга называете?

Как вы играете, дружите, делитесь друг с другом?

Как миритесь?
Минутка психогимнастики

Пальчиковые игры «Домик»

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел... Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, образуя прямую линию (труба, балкон).

Подвижные игры

«Неваляшка»

Эта игрушка не хочет лежать,

Положишь ее — встанет опять.

И стоит — качается.

Как она называется? И. п. — сидя «по-турецки», руки на коленях, спина прямая. 14 — наклоны головы вправо-влево; 4—8 — перекаты вправо-влево. Вариант. То же, произнося «динь-дон». И. п.— сидя, согнув ноги; обхватить колени руками. 18 — перекаты в группировке вперед-назад.

«Прятки» (вариант первый, продолжение вариантов на других занятиях) «Необычный педагог»

Прячется взрослый, а дети его ищут, разделившись на команды. Когда педагога найдут, ис­полняется ритуальный танец или песня.

Ситуации «Как поступить?»

Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

• Родители хотят подарить тебе на день рождения новые лыжи, чтобы ты больше прово­дил времени на свежем воздухе, но у тебя есть одни лыжи и тебе этого достаточно, ты хо­тел бы получить в подарок хороший дорогой музыкальный центр.

Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься на компьютере и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.

• Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку, и сказала тебе, что ей нужна ти­шина. Но ты не можешь без музыки.

Эмоциональная игра «Интервью»

Ведущий, используя микрофон (или любой подходящий предмет в качестве микрофона), по очереди подходит к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.

— Что ты любишь делать в свободное время?

— Есть ли у тебя старший брат? И т. д.

Работа с текстом

Составление нового окончания к сказке

У. Диснея «Приключения маленького щенка»

Мать звали Неженкой, а отца — Бродягой. И эти имена им очень подходили. Щенята их были самыми прекрасными в мире (так казалось родителям). И первые три щен­ка были действительно очаровательны: благовоспитанные, послушные — они нравились буквально всем.

Но четвертый щенок... С утра и до вечера в доме только и слышалось: «Где наш брат?», «Кудаон убежал?», «Где постреленок?», «Смотрите, что он наделал!» Да, четвертый щенок, этот негодник, причинял много тревог и огорчений. Когда подходило время обеда, трое милых щенят заранее вставали на задние лапки перед самой миской и терпеливо ждали разрешения. А четвертый щенок вдруг появлялся в самую последнюю минуту и, юркнув мимо них, принимался за еду первый!..

Лишь только наступало время игр, благовоспитанные братцы примерно играли со своими щенячьими игрушками.

А четвертый — этот безобразник — грыз все, что ему попадалось: ковер — так ковер, боти­нок — так ботинок...

Как только приближалась ночь, три милых братца спокойно ложились в свою корзинку и засыпали.

Но четвертый щенок... Негодник выбирал именно это время для того, чтобы полаять да по­выть на разные лады. Он даже не обращал внимания на окрики!

Минутка изобразительной деятельности

Коллективное рисование методом «коллаж» по отрывку из произведения А. Линдгрен «О Карлсоне». Чтение и беседа по содержанию текста

«Вдруг где-то поблизости раздался громкий плач грудного младенца. Малыш еще раньше слышал, что кто-то плакал, но потом плач прекратился. Видимо, ребенок на время успоко­ился, а сейчас снова принялся кричать. Крик доносился из ближайшей мансарды и звучал жалостно и одиноко.

— Бедная малютка! — сказал Малыш.— Может быть, у нее болит живот.

— Это мы сейчас выясним,— отозвался Карлсон... Он подошел к кроватке, в которой лежал ребенок, и пощекотал его под подбородком своим толстеньким указательным пальцем.

— Плюти-плюти-плют! — сказал он шаловливо, затем, обернувшись к Малышу, объяснил:

— Так всегда говорят грудным детям, когда они плачут.

Младенец от изумления на мгновение затих, но тут же разревелся с новой силой.

— Плюти-плюти-плют! — повторил Карлсон... Но закончить ему не удалюсь, так как ребе­нок опять заплакал.

— Плюти-плюти-плют! — раздраженно прорычал Карлсон и стал трясти девочку.— Слы­шишь, что я тебе говорю? Плюти-плюти-плют! Понятно?

Но девочка орала во всю глотку, и Малыш протянул к ней руки.

— Дай-ка я ее возьму,— сказал он...

— Не плачь, маленькая! — сказал Малыш.— Ты ведь такая милая...

Девочка затихла, посмотрела на Малыша серьезными блестящими глазами, затем снова улыбнулась своей беззубой улыбкой и что-то тихонько залепетала».

— Какие же слова утешения использовал Карлсон?

— У кого получилось лучше успокоить малышку: у Карлсона или Малыша? Почему? (Затем все дети под руководством взрослых с помощью подручных средств изображают этот сюжет. Рекомендуется использовать куклы, постельные принадлежности, картон, краски и другие изобразительные средства. Анализируя полученную работу, педагог предлагает посвятить ее всем сестрам и братьям.)




Беседа «Уклею ли я мириться?»
Почему поссорились друзья?

В каком они настроении?

Откуда видно, что дети расстроены?

Какие чувства испытывают в момент ссор мальчик и девочка: стыд, злость, вину, обиду?

Какой может быть выход из ссоры?

Кто должен подойти первым?

Какие способы примире­ния используете вы?

А как помирились эти дети?
Минутка психогимнастики

Пальчиковая игра «Гости»

Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж кончиков пальцев правой руки. Враще­ние кистей рук от себя. Поочередный массаж кончиков пальцев левой руки.

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка — ну, пожалуйста.

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Матвею блин, и Сергею блин,

А Никитушке — мятный пряничек.

Игра с движениями «Тряпичная кукла»

Я хорошая игрушка, Буду девочкам подружка. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки.

И. п.— лежа на спине, руки в стороны — вниз, ноги врозь. Расслабиться, закрыть глаза.

Ситуации

• Друг зовет своих соседей на стадион, а они вдвоем играют в шашки. Назревает ссора.

• Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

• Саша потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети... Что сделали дети? Почему?

Эмоциональные игры

«Угадай, чей голосок»

По считалке выбирается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят:

Собрались мы все в кружок,

Ты послушай нас, дружок,

Угадай — чей голосок? По указанию воспитателя один из детей говорит: «Это я». В конце игры следует похвалить детей, которые с первого раза узнали по голосу участника игры.

«Змейка»

Рисуется большой круг. По окружности садятся играющие. За их спинами ходит водящий. Неожиданно он бросает на середину круга веревку — змейку. Все вскакивают, стремясь как можно быстрее встать на нее. Тот, кому места не хватит, выбывает из игры. Водящий, бросая змейку в круг, постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участник, который и становится водящим.

«Слепой танец»

Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (2—3 мин.), после чего меняются ролями.

После выполнения упражнения обязательно обсуждение:

— Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?

— Как больше понравилось танцевать — с открытыми глазами или закрытыми? Почему?

Работа с текстами

Анализ произведения К. Д. Ушинского «Спор воды с огнем»

Огонь и вода заспорили между собой, кто из них сильнее. Спорили долго, дрались даже. Огонь донимал воду своим пламенным языком, вода, шипя от злости, заливала расходив­шееся пламя, но спора решить не могли и выбрали себе в судьи ветер.

— Ветер-ветрило,— сказал судье огонь,— ты носишься по целому свету и знаешь, что в нем делается. Тебе лучше, чем кому-нибудь, известно, как я обращаю в пепел целые селения и города, как своими всеуничтожающими объятиями обхватываю необозримые степи и не­проглядные леса, как пламя мое рвется к облакам и как бежит передо мною в ужасе все жи­вое — и птица, и зверь, и бледный дрожащий человек. Уйми же дерзкую воду и заставь ее признать мое первенство.

— Тебе известно, могучий ветер,— сказала вода,— что я не только наполняю реки и озера, но и бездонные пропасти морей. Ты видал, как я кидаю, будто щепки, целые стаи кораблей и хороню в моих волнах несметные сокровища и дерзких людей, как мои реки и ручьи вы­рывают леса, топят жилища и скот, а мои морские волны заливают не то что города и села, но целые страны. Что может сделать бессильный огонь с каменной скалою? А я уже много таких скал источила в песок и засыпала им дно и берега моих морей.

— Все, чем хвастаетесь,— сказал ветер,— обнаруживает только вашу злость, но еще не вашу силу. Скажите мне лучше, что вы оба делаете доброго, и тогда, быть может, я решу, кто из вас сильнее.

— О, в этом отношении,— сказала вода,— нельзя огню и спорить со м н о ю . Не я ли даю питье и животным, и человеку? Может ли без моих капель прозябать самая ничтожная травка? Где нет меня, там только песчаная пустыня, и сам ты, ветер, поешь в ней печальную песню. Без огня могут жить во всех теплых странах, но без воды ничто жить не может.

— Ты забыла одно,— возразил соперник воды,— ты забыла, что и в солнце горит огонь, а что могло бы жить без солнечных лучей, несущих повсюду и свет, и тепло? Там, куда я ред­ко заглядываю, ты сама плаваешь мертвыми глыбами льда посреди пустынного океана. Где нет огня, там нет жизни...

Кто же прав в этом споре? Чем закончилось эта история? Можно ли утверждаться, что нам в одинаковой степени нужна и вода и огонь? Давайте приведем примеры из жизни, для чего нужны вода и огонь. И стоит ли спорить воде с огнем?

Составление окончания к рассказу «Спор цветов»

Красивые цветочки живут на полянке. Они волшебные, потому что говорящие. А зовут их Ромашками и Васильками. Они всегда были дружными: вместе веселились и иг­рали, помогали друг другу. На опушке не смолкал радостный цветочный смех, а вместе с ним по воздуху разносилась ароматная пушистая пыльца. В солнечный день поляна бла­гоухала. Но однажды случилось несчастье. Началось все с пустяка. Васильку понравилось, как Ромашка жмурится на солнце, и он беззаботно рассмеялся, но Ромашке не понрави­лось, что над ней смеются. Она обиделась, и все ее лепестки от негодования покраснели. Ее подруги тоже обиделись на такое неделикатное обращение и решили начать войну против Васильков. Они не стали с ними играть, обзывались и...

Минутка изобразительной деятельности

«Дорисуй мой рисунок»

Каждый ребенок начинает рисовать по замыслу свой сюжет. Через пять минут звучит спе­циальный сигнал. После сигнала ребенок передает свой начатый рисунок соседу справа, а получает взамен незавершенный рисунок от соседа слева. Занятие продолжается и завершается анализом всех детских работ.



Беседа «Хорошо ли обижаться?»
Что случилось?

Почему мальчик плачет?

На кого он обижается? Почему?

Как вы думаете, в каких случаях стоит обижаться, а в каких — нет?

Хорошо ли долго обижаться? Как же быть?

Придумайте, как помочь всем ребятам начать совместную веселую игру.
Минутка психогимнастики

Пальчиковая игра «Пирожки»

• просеиваем муку (ладошками); делаем гребешки — пальчики соединяются все по очереди разобьем яйца (о ребро ладони); с большим;

• солим правой ручкой; укладываем на противень — ставим в духовку;

• сластим левой ручкой; нюхаем — вдох, выдох;

• мнем тесто; достаем пирожки, снимаем с противня;

• отбиваем кулаками; угощаем всех и кушаем сами, говорим: «Вам, вам, вам»;

• берем скалку — раскатываем; ВСе кушают, жуют, гладят животики;

• печем пирожки; вытираем пот со лба.

Подвижные игры

«Люлька»

В старину в ней дети спали, Что же это за кроватка,

Мамы, сестры их качали. Спать в которой очень сладко?

И. п.— сидя, руки вверх. 1—2 — перекатом назад лечь на спину, подняв ноги вперед;

3—4 — перекатом вперед вернуться в и. п.

«Прятки» (вариант второй)

Дети выбирают водящего, завязывают ему платком глаза, отводят на середину комнаты, поворачивают несколько раз на одной ноге так, чтобы он не знал, к кому стоит лицом. Водя­щий начинает ловить убегающих от него игроков. Иногда его отводят в какой-нибудь угол испрашивают: «Что пил?» Водящий отвечает: «Квас». Играющие ему говорят: «Ищи нас!» Разведя руки, водящий начинает искать играющих, а поймав кого-нибудь, должен назвать его по имени. Если угадает правильно, пойманный становится водящим.

«Кто живет в избушке? »

В лесу стоит избушка. В ней живут разные звери. Нужно отгадать, кто именно живет в из­бушке. Дети делятся на две группы: одни изображают животных, живущих в избушке, дру­гие отгадывают. Ребята выходят по одному из домика, изображая зайца, лису, медведя, бе­лочку и др. Своими движениями они передают повадки, настроения, состояния животных. Другой вариант. Дети изображают только домашних животных или представителей вы­мерших видов (динозавров, мамонтов) и т. д.

Ситуации

• Братья заигрались и забыли покормить кота. Кот обиделся. Что сделают ребята:

— будут продолжать играть;

— тоже обидятся на обиженного кота;

— поскорее накормят кота и попросят у него прощения.

• Мальчик забросил в гараж дедушки коня на колесиках: одно колесо поломалось. И конь-огонь не катается. Конь обиделся на своего хозяина. Что сделает мальчик:

— попросит купить нового коня;

— вместе с дедом отремонтирует своего коня;

— отдаст старого коня соседям.

• Один мальчик по имени Ваня написал вам письмо. Вот такое:

Я, так же, как герой рассказов В. Драгунского Дениска Кораблев, не люблю, когда меня взрослые укладывают спать, если спать совсем-совсем не хочется! Особенно бывает обидно, когда очень интересная программа идет телевизионная или только разыгрался в «Денди» и все так замечательно стало получаться!.. Не люблю ложиться спать обиженным... Зачем нужно обязательно «соблюдать режим дня», как говорит моя мама? Ведь сами взрослые совсем не всегда его «соблюдают», а поступают, как им хочется.' Вы согласны с Ваней? Были ли у вас такие ситуации? Как вы поступали? Что ответить Ване?

Разучивание и инсценировка стихотворения «Слоник»
— Слоник-слоник, настоящий слон живой,— Лучше бревна дали б, что ли, потаскать... Отчего ты все качаешь головой? — Слоник-слоник, не качай ты головой!

— Оттого что, потому что, потому,— Дай мне лучше поскорее хобот свой... Все я думаю, дружок, и не пойму... Я принес тебе из бархата слона,

Не пойму, что человек, такой малыш, Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!

Посадил меня в клетушку, словно мышь... Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...

Ох, как скучно головой весь день качать! Ты не будешь головой теперь качать?

(С. Черный)
Работа с текстами

Составление нового окончания к рассказам: «Про львенка Пашу»

Жил-был лев. Нет, не большой и свирепый, а маленький и пушистый. В общем, это был даже не лев, а львенок, и звали его Паша. Он был очень озорным, симпатичным и сообрази­тельным. Ему очень хотелось, чтобы все заметили, какой он замечательный, чтобы учитель Жираф Алексеевич почаще его хвалил и все звери хотели бы с ним играть. Но почему-то Пашина мечта никак не исполнялась. Как львенок ни старался, а ничего не получалось. На уроке он всегда первым решал задачи, ему так хотелось ответить, а учи­тель просил всех сидеть тихо и поднимать лапки, когда кто-нибудь справится с заданием. Но Паша боялся, а вдруг спросят кого-то другого и никто не заметит, какой он, Паша, ум­ный. И львенок начинал ерзать на месте, сопеть носом, а потом не выдерживал и вскакивал с места: «Ну что вы все так долго думаете, вот я давно уже все решил! Эх вы, копуши!» Но почему-то никто не радовался за Пашу, а учитель Жираф Алексеевич даже несколько раз выгонял его за дверь. Львенок злился на учителя и одноклассников и думал: «Они просто завидуют мне, потому что я самый умный, а они бестолковая мелюзга!»

Шел как-то Паша, обиженный учителем, пинал камешки на дороге и увидел свою подру­гу, поросенка Дашу. Обрадовалась Даша, увидев друга, и побежали они вместе играть. А игра была такая: надо было кидать желуди в мишень по очереди. Но Даша все время «ма­зала», Паша злился: «Какая же ты неловкая, дай я кину». «Но сейчас моя очередь»,— обижалась Даша. «Ты же все равно промажешь, лучше посмотри, как ловко у меня все получается!» — возражал Паша. Даша почему-то не захотела смотреть и грустно ушла домой...

Что случилось дальше? Понял ли львенок, как он обидел сегодня одноклассников, не дал им самим дорешать задачку, как плохо он поступил с поросенком? Что сделает львенок, чтобы исправить свои поступки?

«Сказка о Зайчонке»

Жили-были Папа-Заяц, Мама-Зайчиха и маленький Зайчонок. Жили они дружно и очень любили друг друга. И вот однажды в семье появился совсем крохотный, маленький зай­чишка, младший братик. И жизнь старшего Зайчонка сразу же изменилась. Теперь он иг­рал один, а мама и папа только и делали, что возились с малышом. «А я, что же, больше им не нужен» — спрашивал себя Зайчонок. С каждым днем он все больше и больше обижался на своих родителей и братишку. И решил Зайчонок уйти из дома... Что случится дальше? А как бы вы поступили на месте старшего братца?

Минутка изобразительной деятельности.

Рисование по содержанию стихотворения:
Вот чудесное окошко,

Кошка в нем увидит кошку.

Посмотрел я в зеркало любя

И увидел там... себя!
(Дети, глядя в свое .зеркальце или на фотографию, рисуют автопортреты.)



страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.