Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)
VIII. Планируемые результаты деятельности
В результате прохождения программного материала к концу года обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
11. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
12. Быть сострадательными к чужому горю.
13. Не обижать животных и птиц.
14. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
15. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
16. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
VIII. Информационно-методическое обеспечение:
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Лаврентьева Л. И. «Школа и нравственное воспитание личности»,
ж-л «Завуч начальной школы», № 5, 2004.
демонстрационные материалы серии «Беседы по картинкам»: «Уроки доброты», «Чувства, эмоции», «Уроки экологии»
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания Методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД от ____________г.
Руководитель МО:____________ Максимова И. В.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:____________ Сапичева О. Ю.
____________ г.
Беседа «Я люблю свой дом»
Что происходит на картине?
Опишите, какое настроение у детей?
Покажите их настроение своими движениями.
Подумайте, смогли бы дети жить без взрослых?
Докажите, почему нет?
Улыбнитесь, у кого есть братья и сестры!
Как вы друг друга называете?
Как вы играете, дружите, делитесь друг с другом?
Как миритесь?
Минутка психогимнастики
Пальчиковые игры «Домик»
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел... Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, образуя прямую линию (труба, балкон).
Подвижные игры
«Неваляшка»
Эта игрушка не хочет лежать,
Положишь ее — встанет опять.
И стоит — качается.
Как она называется? И. п. — сидя «по-турецки», руки на коленях, спина прямая. 1—4 — наклоны головы вправо-влево; 4—8 — перекаты вправо-влево. Вариант. То же, произнося «динь-дон». И. п.— сидя, согнув ноги; обхватить колени руками. 1—8 — перекаты в группировке вперед-назад.
«Прятки» (вариант первый, продолжение вариантов на других занятиях) «Необычный педагог»
Прячется взрослый, а дети его ищут, разделившись на команды. Когда педагога найдут, исполняется ритуальный танец или песня.
Ситуации «Как поступить?»
Родители отправляют тебя в магазин за картошкой, а ты хочешь играть в компьютерные игры.
• Родители хотят подарить тебе на день рождения новые лыжи, чтобы ты больше проводил времени на свежем воздухе, но у тебя есть одни лыжи и тебе этого достаточно, ты хотел бы получить в подарок хороший дорогой музыкальный центр.
Родители считают, что ты много времени проводишь за компьютером и поэтому поздно ложишься спать. Они запретили тебе заниматься на компьютере и даже стали забирать, уходя из дома, сетевой шнур. Тебя это не устраивает.
• Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку, и сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.
Эмоциональная игра «Интервью»
Ведущий, используя микрофон (или любой подходящий предмет в качестве микрофона), по очереди подходит к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.
— Что ты любишь делать в свободное время?
— Есть ли у тебя старший брат? И т. д.
Работа с текстом
Составление нового окончания к сказке
У. Диснея «Приключения маленького щенка»
Мать звали Неженкой, а отца — Бродягой. И эти имена им очень подходили. Щенята их были самыми прекрасными в мире (так казалось родителям). И первые три щенка были действительно очаровательны: благовоспитанные, послушные — они нравились буквально всем.
Но четвертый щенок... С утра и до вечера в доме только и слышалось: «Где наш брат?», «Кудаон убежал?», «Где постреленок?», «Смотрите, что он наделал!» Да, четвертый щенок, этот негодник, причинял много тревог и огорчений. Когда подходило время обеда, трое милых щенят заранее вставали на задние лапки перед самой миской и терпеливо ждали разрешения. А четвертый щенок вдруг появлялся в самую последнюю минуту и, юркнув мимо них, принимался за еду первый!..
Лишь только наступало время игр, благовоспитанные братцы примерно играли со своими щенячьими игрушками.
А четвертый — этот безобразник — грыз все, что ему попадалось: ковер — так ковер, ботинок — так ботинок...
Как только приближалась ночь, три милых братца спокойно ложились в свою корзинку и засыпали.
Но четвертый щенок... Негодник выбирал именно это время для того, чтобы полаять да повыть на разные лады. Он даже не обращал внимания на окрики!
Минутка изобразительной деятельности
Коллективное рисование методом «коллаж» по отрывку из произведения А. Линдгрен «О Карлсоне». Чтение и беседа по содержанию текста
«Вдруг где-то поблизости раздался громкий плач грудного младенца. Малыш еще раньше слышал, что кто-то плакал, но потом плач прекратился. Видимо, ребенок на время успокоился, а сейчас снова принялся кричать. Крик доносился из ближайшей мансарды и звучал жалостно и одиноко.
— Бедная малютка! — сказал Малыш.— Может быть, у нее болит живот.
— Это мы сейчас выясним,— отозвался Карлсон... Он подошел к кроватке, в которой лежал ребенок, и пощекотал его под подбородком своим толстеньким указательным пальцем.
— Плюти-плюти-плют! — сказал он шаловливо, затем, обернувшись к Малышу, объяснил:
— Так всегда говорят грудным детям, когда они плачут.
Младенец от изумления на мгновение затих, но тут же разревелся с новой силой.
— Плюти-плюти-плют! — повторил Карлсон... Но закончить ему не удалюсь, так как ребенок опять заплакал.
— Плюти-плюти-плют! — раздраженно прорычал Карлсон и стал трясти девочку.— Слышишь, что я тебе говорю? Плюти-плюти-плют! Понятно?
Но девочка орала во всю глотку, и Малыш протянул к ней руки.
— Дай-ка я ее возьму,— сказал он...
— Не плачь, маленькая! — сказал Малыш.— Ты ведь такая милая...
Девочка затихла, посмотрела на Малыша серьезными блестящими глазами, затем снова улыбнулась своей беззубой улыбкой и что-то тихонько залепетала».
— Какие же слова утешения использовал Карлсон?
— У кого получилось лучше успокоить малышку: у Карлсона или Малыша? Почему? (Затем все дети под руководством взрослых с помощью подручных средств изображают этот сюжет. Рекомендуется использовать куклы, постельные принадлежности, картон, краски и другие изобразительные средства. Анализируя полученную работу, педагог предлагает посвятить ее всем сестрам и братьям.)

Беседа «Уклею ли я мириться?»
Почему поссорились друзья?
В каком они настроении?
Откуда видно, что дети расстроены?
Какие чувства испытывают в момент ссор мальчик и девочка: стыд, злость, вину, обиду?
Какой может быть выход из ссоры?
Кто должен подойти первым?
Какие способы примирения используете вы?
А как помирились эти дети?
Минутка психогимнастики
Пальчиковая игра «Гости»
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж кончиков пальцев правой руки. Вращение кистей рук от себя. Поочередный массаж кончиков пальцев левой руки.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка — ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать:
И Ивану блин, и Степану блин,
И Матвею блин, и Сергею блин,
А Никитушке — мятный пряничек.
Игра с движениями «Тряпичная кукла»
Я хорошая игрушка, Буду девочкам подружка. Я могу сидеть в коляске, Закрывать умею глазки.
И. п.— лежа на спине, руки в стороны — вниз, ноги врозь. Расслабиться, закрыть глаза.
Ситуации
• Друг зовет своих соседей на стадион, а они вдвоем играют в шашки. Назревает ссора.
• Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?
• Саша потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки. Тогда дети... Что сделали дети? Почему?
Эмоциональные игры
«Угадай, чей голосок»
По считалке выбирается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят:
Собрались мы все в кружок,
Ты послушай нас, дружок,
Угадай — чей голосок? По указанию воспитателя один из детей говорит: «Это я». В конце игры следует похвалить детей, которые с первого раза узнали по голосу участника игры.
«Змейка»
Рисуется большой круг. По окружности садятся играющие. За их спинами ходит водящий. Неожиданно он бросает на середину круга веревку — змейку. Все вскакивают, стремясь как можно быстрее встать на нее. Тот, кому места не хватит, выбывает из игры. Водящий, бросая змейку в круг, постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участник, который и становится водящим.
«Слепой танец»
Танец парный. Один из партнеров будет «слепым», ему завязывают глаза. Другой остается «зрячим» и сможет водить «слепого». Партнеры берутся за руки и танцуют друг с другом под легкую музыку (2—3 мин.), после чего меняются ролями.
После выполнения упражнения обязательно обсуждение:
— Чувствовали ли вы себя уверенно со своим партнером, когда у вас были завязаны глаза?
— Как больше понравилось танцевать — с открытыми глазами или закрытыми? Почему?
Работа с текстами
Анализ произведения К. Д. Ушинского «Спор воды с огнем»
Огонь и вода заспорили между собой, кто из них сильнее. Спорили долго, дрались даже. Огонь донимал воду своим пламенным языком, вода, шипя от злости, заливала расходившееся пламя, но спора решить не могли и выбрали себе в судьи ветер.
— Ветер-ветрило,— сказал судье огонь,— ты носишься по целому свету и знаешь, что в нем делается. Тебе лучше, чем кому-нибудь, известно, как я обращаю в пепел целые селения и города, как своими всеуничтожающими объятиями обхватываю необозримые степи и непроглядные леса, как пламя мое рвется к облакам и как бежит передо мною в ужасе все живое — и птица, и зверь, и бледный дрожащий человек. Уйми же дерзкую воду и заставь ее признать мое первенство.
— Тебе известно, могучий ветер,— сказала вода,— что я не только наполняю реки и озера, но и бездонные пропасти морей. Ты видал, как я кидаю, будто щепки, целые стаи кораблей и хороню в моих волнах несметные сокровища и дерзких людей, как мои реки и ручьи вырывают леса, топят жилища и скот, а мои морские волны заливают не то что города и села, но целые страны. Что может сделать бессильный огонь с каменной скалою? А я уже много таких скал источила в песок и засыпала им дно и берега моих морей.
— Все, чем хвастаетесь,— сказал ветер,— обнаруживает только вашу злость, но еще не вашу силу. Скажите мне лучше, что вы оба делаете доброго, и тогда, быть может, я решу, кто из вас сильнее.
— О, в этом отношении,— сказала вода,— нельзя огню и спорить со м н о ю . Не я ли даю питье и животным, и человеку? Может ли без моих капель прозябать самая ничтожная травка? Где нет меня, там только песчаная пустыня, и сам ты, ветер, поешь в ней печальную песню. Без огня могут жить во всех теплых странах, но без воды ничто жить не может.
— Ты забыла одно,— возразил соперник воды,— ты забыла, что и в солнце горит огонь, а что могло бы жить без солнечных лучей, несущих повсюду и свет, и тепло? Там, куда я редко заглядываю, ты сама плаваешь мертвыми глыбами льда посреди пустынного океана. Где нет огня, там нет жизни...
Кто же прав в этом споре? Чем закончилось эта история? Можно ли утверждаться, что нам в одинаковой степени нужна и вода и огонь? Давайте приведем примеры из жизни, для чего нужны вода и огонь. И стоит ли спорить воде с огнем?
Составление окончания к рассказу «Спор цветов»
Красивые цветочки живут на полянке. Они волшебные, потому что говорящие. А зовут их Ромашками и Васильками. Они всегда были дружными: вместе веселились и играли, помогали друг другу. На опушке не смолкал радостный цветочный смех, а вместе с ним по воздуху разносилась ароматная пушистая пыльца. В солнечный день поляна благоухала. Но однажды случилось несчастье. Началось все с пустяка. Васильку понравилось, как Ромашка жмурится на солнце, и он беззаботно рассмеялся, но Ромашке не понравилось, что над ней смеются. Она обиделась, и все ее лепестки от негодования покраснели. Ее подруги тоже обиделись на такое неделикатное обращение и решили начать войну против Васильков. Они не стали с ними играть, обзывались и...
Минутка изобразительной деятельности
«Дорисуй мой рисунок»
Каждый ребенок начинает рисовать по замыслу свой сюжет. Через пять минут звучит специальный сигнал. После сигнала ребенок передает свой начатый рисунок соседу справа, а получает взамен незавершенный рисунок от соседа слева. Занятие продолжается и завершается анализом всех детских работ.

Беседа «Хорошо ли обижаться?»
Что случилось?
Почему мальчик плачет?
На кого он обижается? Почему?
Как вы думаете, в каких случаях стоит обижаться, а в каких — нет?
Хорошо ли долго обижаться? Как же быть?
Придумайте, как помочь всем ребятам начать совместную веселую игру.
Минутка психогимнастики
Пальчиковая игра «Пирожки»
• просеиваем муку (ладошками); делаем гребешки — пальчики соединяются все по очереди разобьем яйца (о ребро ладони); с большим;
• солим правой ручкой; укладываем на противень — ставим в духовку;
• сластим левой ручкой; нюхаем — вдох, выдох;
• мнем тесто; достаем пирожки, снимаем с противня;
• отбиваем кулаками; угощаем всех и кушаем сами, говорим: «Вам, вам, вам»;
• берем скалку — раскатываем; ВСе кушают, жуют, гладят животики;
• печем пирожки; вытираем пот со лба.
Подвижные игры
«Люлька»
В старину в ней дети спали, Что же это за кроватка,
Мамы, сестры их качали. Спать в которой очень сладко?
И. п.— сидя, руки вверх. 1—2 — перекатом назад лечь на спину, подняв ноги вперед;
3—4 — перекатом вперед вернуться в и. п.
«Прятки» (вариант второй)
Дети выбирают водящего, завязывают ему платком глаза, отводят на середину комнаты, поворачивают несколько раз на одной ноге так, чтобы он не знал, к кому стоит лицом. Водящий начинает ловить убегающих от него игроков. Иногда его отводят в какой-нибудь угол испрашивают: «Что пил?» Водящий отвечает: «Квас». Играющие ему говорят: «Ищи нас!» Разведя руки, водящий начинает искать играющих, а поймав кого-нибудь, должен назвать его по имени. Если угадает правильно, пойманный становится водящим.
«Кто живет в избушке? »
В лесу стоит избушка. В ней живут разные звери. Нужно отгадать, кто именно живет в избушке. Дети делятся на две группы: одни изображают животных, живущих в избушке, другие отгадывают. Ребята выходят по одному из домика, изображая зайца, лису, медведя, белочку и др. Своими движениями они передают повадки, настроения, состояния животных. Другой вариант. Дети изображают только домашних животных или представителей вымерших видов (динозавров, мамонтов) и т. д.
Ситуации
• Братья заигрались и забыли покормить кота. Кот обиделся. Что сделают ребята:
— будут продолжать играть;
— тоже обидятся на обиженного кота;
— поскорее накормят кота и попросят у него прощения.
• Мальчик забросил в гараж дедушки коня на колесиках: одно колесо поломалось. И конь-огонь не катается. Конь обиделся на своего хозяина. Что сделает мальчик:
— попросит купить нового коня;
— вместе с дедом отремонтирует своего коня;
— отдаст старого коня соседям.
• Один мальчик по имени Ваня написал вам письмо. Вот такое:
Я, так же, как герой рассказов В. Драгунского Дениска Кораблев, не люблю, когда меня взрослые укладывают спать, если спать совсем-совсем не хочется! Особенно бывает обидно, когда очень интересная программа идет телевизионная или только разыгрался в «Денди» и все так замечательно стало получаться!.. Не люблю ложиться спать обиженным... Зачем нужно обязательно «соблюдать режим дня», как говорит моя мама? Ведь сами взрослые совсем не всегда его «соблюдают», а поступают, как им хочется.' Вы согласны с Ваней? Были ли у вас такие ситуации? Как вы поступали? Что ответить Ване?
Разучивание и инсценировка стихотворения «Слоник»
— Слоник-слоник, настоящий слон живой,— Лучше бревна дали б, что ли, потаскать... Отчего ты все качаешь головой? — Слоник-слоник, не качай ты головой!
— Оттого что, потому что, потому,— Дай мне лучше поскорее хобот свой... Все я думаю, дружок, и не пойму... Я принес тебе из бархата слона,
Не пойму, что человек, такой малыш, Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Посадил меня в клетушку, словно мышь... Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...
Ох, как скучно головой весь день качать! Ты не будешь головой теперь качать?
(С. Черный)
Работа с текстами
Составление нового окончания к рассказам: «Про львенка Пашу»
Жил-был лев. Нет, не большой и свирепый, а маленький и пушистый. В общем, это был даже не лев, а львенок, и звали его Паша. Он был очень озорным, симпатичным и сообразительным. Ему очень хотелось, чтобы все заметили, какой он замечательный, чтобы учитель Жираф Алексеевич почаще его хвалил и все звери хотели бы с ним играть. Но почему-то Пашина мечта никак не исполнялась. Как львенок ни старался, а ничего не получалось. На уроке он всегда первым решал задачи, ему так хотелось ответить, а учитель просил всех сидеть тихо и поднимать лапки, когда кто-нибудь справится с заданием. Но Паша боялся, а вдруг спросят кого-то другого и никто не заметит, какой он, Паша, умный. И львенок начинал ерзать на месте, сопеть носом, а потом не выдерживал и вскакивал с места: «Ну что вы все так долго думаете, вот я давно уже все решил! Эх вы, копуши!» Но почему-то никто не радовался за Пашу, а учитель Жираф Алексеевич даже несколько раз выгонял его за дверь. Львенок злился на учителя и одноклассников и думал: «Они просто завидуют мне, потому что я самый умный, а они бестолковая мелюзга!»
Шел как-то Паша, обиженный учителем, пинал камешки на дороге и увидел свою подругу, поросенка Дашу. Обрадовалась Даша, увидев друга, и побежали они вместе играть. А игра была такая: надо было кидать желуди в мишень по очереди. Но Даша все время «мазала», Паша злился: «Какая же ты неловкая, дай я кину». «Но сейчас моя очередь»,— обижалась Даша. «Ты же все равно промажешь, лучше посмотри, как ловко у меня все получается!» — возражал Паша. Даша почему-то не захотела смотреть и грустно ушла домой...
Что случилось дальше? Понял ли львенок, как он обидел сегодня одноклассников, не дал им самим дорешать задачку, как плохо он поступил с поросенком? Что сделает львенок, чтобы исправить свои поступки?
«Сказка о Зайчонке»
Жили-были Папа-Заяц, Мама-Зайчиха и маленький Зайчонок. Жили они дружно и очень любили друг друга. И вот однажды в семье появился совсем крохотный, маленький зайчишка, младший братик. И жизнь старшего Зайчонка сразу же изменилась. Теперь он играл один, а мама и папа только и делали, что возились с малышом. «А я, что же, больше им не нужен» — спрашивал себя Зайчонок. С каждым днем он все больше и больше обижался на своих родителей и братишку. И решил Зайчонок уйти из дома... Что случится дальше? А как бы вы поступили на месте старшего братца?
Минутка изобразительной деятельности.
Рисование по содержанию стихотворения:
Вот чудесное окошко,
Кошка в нем увидит кошку.
Посмотрел я в зеркало любя
И увидел там... себя!
(Дети, глядя в свое .зеркальце или на фотографию, рисуют автопортреты.)

страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: