NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа внеурочной деятельности Общекультурное направление Кружок «Школа вежливых наук» (2 класс)


Беседа «Хочу быть щедрым!»
Расскажите, что произошло с мальчиками во время встречи?

Кто из них вам нравится боль­ше? Почему?

Трудно ли вам быть щедрым?

Делитесь ли вы со своими родителями, братьями или сестрами, когда вам что-то дарят или когда вас чем-то угощают?

Как вы думаете, что означают слова «поделиться своим сердцем с другим человеком?» Перечислите всех, кто делится с вами частицей своего любящего сердца.

Представьте себя жителями города и расскажите, кого вы считаете в этом селении щедрым, а кому нужно помочь стать таким?
Минутка психогимнастики

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, сред­него, безымянного пальцев и мизинца; то же — пальцами левой руки; то же — пальцами обеих рук одновременно.

«Руки здороваются»

Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди: сначала большой па­лец «здоровается» с большим, затем указательный с указательным и т. п.

Подвижные игры

«Кораблик»

Плывет белый гусь —

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. И. п.— лежа на животе, руки сзади, пальцы переплести. / — поднять верхнюю часть ту­ловища, голову, руки; 2—3 — держать их, произносить на выдохе «ш-ш» («волны плещут о борт корабля»); 4 и. п.

«Прятки» (вариант пятый)

Спрятаться на счет. Начинается счет от одного и заканчивается на десяти. Но постепенно промежуток времени, во время которого дети должны спрятаться, уменьшается. Ведущий считает до 9, 8... Мастерство прятаться проверяется тогда, когда ведущий считает только до одного.

Этюд «На берегу»

Педагог предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря (реки). Для прове­дения упражнения дети ложатся на ковер. Педагог просит их представить, что вокруг них теплый, ласковый песок. Дети лежат на спине. Им предлагается почувствовать, как тепло и приятно их головам. Они могут протянуть руки и ощутить в ладонях теплоту песка, про­пустить его через пальцы.

Эмоциональные игры

«Пословицы — помощницы»

Прочитайте детям пословицу: «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам». Дети делятся на группы и получают от педагога по яблоку. Каждая группа должна разде­лить свое яблоко поровну на всех членов группы.

Прочитайте детям пословицу: «Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад». Попросите детей перечислить все, чем они когда либо поделились со своими друзьями. Все перечисленное детьми записывается на доске. Затем раздайте детям карточки с рисунками людей разных профессий и попросите их написать, чем представители этих профессий мо­гут поделиться с людьми.

Игра-инсценировка «Радуга»

Педагог сообщает: «Сегодня мы будем учиться правильно и красиво писать письма. Но так как вы еще не знаете всех букв, мы напишем письмо устно. В нем мы расскажем, как и ког­да появляется радуга».

"У детей, исполняющих роль цветных карандашей, на голове шапочки, по форме напомина­ющие зачиненные карандаши. У каждого ребенка свой цвет. На груди у каждого плакати­ки, на которых изображены предметы, окрашенные данным цветом. Например, у красно­го карандаша на плакатике нарисованы мак, огонь. У желтого карандаша на плакатике — утенок, пшеница, солнце и т. д. На обратной стороне этих плакатиков нарисована радуга. Когда педагог говорит слова «над горизонтом встает радуга», все карандаши поворачивают свои плакатики и поднимают над головой изображение радуги. Начинает вступление автор (педагог), затем поочередно говорят все карандаши (дети).

П е д а г о г . Часто во время дождя ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться, что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают. И твои цветные карандаши, правда? Слышишь?

К р а с н ы й . Я — мак, я — огонь!

О р а н ж е в ы й . Я — морковь, я — апельсин, я — заря!

Ж е л т ы й . Я — пух утенка, я — пшеница, я — солнце!

З е л е н ы й . Я — трава, я — сады, я — леса!

Г о л у б о й . Я — незабудка, я — лед, я — небо!

С и н и й . Я — колокольчик, я — чернила, я — море!

Ф и о л е т о в ы й (шепчет). Я — слива, я — сирень в цвету, я — сумерки!

П е д а г о г . Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши. Над гори­зонтом встает радуга. (Дети поднимают изображение радуги.) То тут, то там еще падают одинокие дождевые капли. И вместе с ними цветные карандаши роняют слова.

К р а с н ы й . Глядите: радуга — это я! Оранжевый.И я!

Ж е л т ы й . И я! (Улыбается.)

З е л е н ы й . И я ! (Ликует.)

Г о л у б о й . И я! (Восклицает.)

Ф и о л е т о в ы й . И я! (Смеется.)

П е д а г о г . И все рады радуге над горизонтом — и огонь, и апельсин, и пшеница, и трава, и небо, и море, и сирень. В ней — все. Значит, будет хорошая погода!

Разучивание и инсценировка стихотворения «Жадность»
Играют в песочнице детки Танюше обидно, ведь ей же не жалко

Танюша и Галя — соседки. Дать Гале и куклу, и шарик-пищалку,

Галинка у Тани игрушки берет, И формы, и сито, и даже ведро,

Свои же, простите, она не дает. Ведь вместе играть веселей все равно.

Боится, что Таня сломает, Коль щедрости Галя не ценит теперь,

А может в песке потеряет. То может стать жадиной, ты мне поверь.
Минутка изобразительной деятельности
«Щедрое солнышко»

На доске рисуется большое солнышко. Дети должны перечислить, что солнышко дарит зем­ле. Например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста. Все перечисленное детьми подписывается на лучах солнца. Затем дети рисуют в своих тетрадях солнце своей души. На лучах этого солнца подписывают все, что они могут подарить своим друзьям. (Подумайте, какие хорошие поступки вы можете «подарить» своим родителям, и постарай­тесь в течение недели совершить хотя бы один из этих поступков. В конце недели дети рас­сказывают, как их щедрый поступок повлиял на жизнь в семье.)



Беседа «Как научиться быть храбрым?»
Что заставило мальчика испугаться?

Как ему поступить: включить свет, позвать маму, пос­тараться отвернуться и заснуть?

Помогите мальчику побороть страх.
Рассказ взрослого

На свете много страшных вещей — темные длинные коридоры и подозрительные собаки с большими зубами. Волки, прячущиеся в густом лесу, и пауки с длинными мохнатыми ла­пами. Ядовитые и очень кусачие змеи, грохочущий над головой гром и сверкающая мол­ния. А Баба Яга из сказок? Того и гляди: проберется в дом или влетит в раскрытое окно, когда никого из взрослых нет дома.

Но на самом деле страшным это только кажется. В темных углах ничего интересного, кро­ме пыли, не бывает. Подумай — откуда там чему-то взяться, если дом закрыт на плотные замки? Собаки никогда не нападают на маленьких детей. А если собака сидит и сторожит что-нибудь, не подходи к ней. Она на работе.
Минутка психогимнастики

Пальчиковая игра «Наступает вечер»

Перед сном маленьким деткам мама поет колыбельные песни. Давайте мы тоже споем их со своими пальчиками:

Вечер к нам глядит в окошко,

Спи, малышка, спи, мой крошка,

(Кисть руки раскачивается.)

Покачаю я кроватку,

Чтоб уснул малыш мой сладко.

(Две сложенные ладошки изображают колыбельку.)

— Нежно дует ветерок,

Будет пчел качать цветок.

Закрывают лепестки —

Будут спать всю ночь цветки.

(Одна ладошка вложена в другую, качаются. Пальцы собираются в горсточку.)

Чтобы клен скорей заснул,

Ветер на него подул.

(Руки раскачиваются, как ветки.)

Клен, качаясь, засыпает,

Птенчиков в гнезде качает.

Спи, мой маленький сыночек...

Глазки спят и спят ладошки,

Сладко спит любимый крошка.

Подвижные игры
«Велосипед»

Этот зверь не ест овса.

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. И. п.— лежа на спине, руки за головой. 164 — ногами имитировать «езду на велосипеде».
«Прятки» (вариант шестой)

Ведущий может менять направление и способ поиска (может искать не сходя с определен­ного места, или может двигаться только по определенной линии, может перемещаться по вертикали — по физкультурному комплексу, может сверху смотреть, может лежа на полу искать...) Дети при объяснении должны представить сектор обзора водящего.

Ситуация «Всегда ли нужно бояться?»

• Однажды, вернувшись из магазина, вы с мамой обнаружили, что дверь вашей квартиры

распахнута. Причины: забыли закрыть, залезли воры, пришел папа... Ваши действия: закричать, позвонить в милицию, зайти в квартиру...

Разучивание и инсценировка стихотворения Р. Кудашевой (XIX век)
Вьюга в поле снег взметает, «Мяу!..» Котик еле дышит:

Все пути занесены... Он устал, озяб, намок.

Кто же там в снегу шагает? «Мяу!., мяу!..» Кто ж услышит?

Чьи там лапочки видны? Вьюга воет, дом далек.

Ходит бедный крошка-котик, Столб какой-то на дороге...

И мяучит, и дрожит; Огоньки вдали зажглись;

Хвостик вверх, открытый ротик, Голосок зовет в тревоге:

С шейки ленточка висит... —Муська, где ты?.. Кис-кис-кис!..
Работа с текстом

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Трусливый Ваня»

Замесила мать Вани тесто в квашне и поставила на печь киснуть, а сама ушла к соседке. В сумерках пришел Ваня домой, окликнул — никого в избе нет. Вот и хотел он огоньку вздуть, как слышит: кто-то на печи пыхтит. «Видно, домовой!» — подумал Ванюша, за­трясся от страху, выпустил из рук лучину — да бежать. Впотьмах наступил Ваня на ко­чергу, а она его по лбу!

— Ай-ай, батюшки, помогите! Помогите! — завопил Ваня и хотел было вон из избы. На ту беду разулся у него лапоть, и Ванюша прихлопнул дверью оборку от лаптя: растянулся в сенях и вопит благим матом: — Ай, батюшки! Ай, соседушки! Помогите! Отымите! Де­ржит меня домовой!

Прибежали соседи, подняли Ванюшу ни живого ни мертвого; а как узнали, в чем дело, то стали над ним смеяться. Долго потом все дразнили Ванюшу и расспрашивали его: как это он испугался теста в квашне, кочерги в углу, лаптя на своей ноге?
Составление второй части рассказа с названием «Храбрый Ваня»

Минутка изобразительной деятельности
Рисование на основе начала рассказа «Темноландия»

Жил один маленький мальчик, очень похожий на тебя, мой юный слушатель. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, даже когда мама очень ругалась, и ста­рался не оставаться в темной комнате один.

Однажды ему приснился удивительный сон — очень яркий и красивый. Когда мальчик проснулся, он даже усомнился, а сон ли это был вообще, так четко отложились в его созна­нии образы... Он очень хорошо помнил, что закрывал глаза при свете, а сейчас, когда их от­крыл, то обнаружил полнейшую темноту.

«Наверное, мама выключила свет»,— подумал мальчик и тут увидел рядом с собой малень­кого человечка. Человечек был очень смешной: в большом колпаке, который постоянно сползал на глаза, в причудливых башмаках и со смешными большими ушами.

— Привет, Дениска,— дружелюбно улыбаясь, поздоровался человечек, назвав мальчика по имени.

— Здравствуйте, а вы кто? — удивившись, отвечал мальчик.


Беседа «Хорошо ли злиться?»
Отчего разозлился мальчик?

Что он намеревается предпринять?

Согласны ли вы с его пос­тупком?

Как бы вы остановили мальчика?

А если показать ему зеркальце: он увидит, ка­ким некрасивым сразу же становится злой человек. Представьте, что вы разозлились силь­но-сильно, возьмите свои маленькие зеркальца и посмотрите на себя. Нравитесь себе? Ска­жите хором. А теперь сделайте красивое, умное, доброе лицо. Так лучше!?!
Минутка психогимнастики

Пальчиковые игры «Лодка»

Лодочка плывет по речке, Отставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшики).

«Пароход»

Пароход плывет по речке

И пыхтит он, словно печка. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы под­няты вверх.

Подвижные игры

«Юла»

Быстро-быстро завожусь,

Но не еду, а кружусь. И. п.— ноги вместе, руки в стороны.

1 4 — поворот переступанием вправо в быстром темпе; 4—8 — и. п., сохранять равновесие; 9—16 — то же в другую сторону.

«Прятки» (вариант седьмой)

В обычную игру добавляется новое правило: по сигналу ведущего убегать и прятаться сле­дует только изображая движения какого-либо животного: походкой медведя, ползком, как уж и т. д.

Эмоциональная игра

«Ласковые лапки»

Взрослый кладет на стол 6—7 мелких предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный фла­кон, бусы, вату. Ребенок закатывает рукава по локоть. Взрослый объясняет, что по руке бу­дет ходить «зверек» и касаться ребенка ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке,— отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями.

Разучивание и инсценировка стихотворения «Что случилось с малышом?»
Жил да был малыш хороший, В тревоге маша: «Что случилось?

Умный, славный и пригожий! Скажите кто-нибудь на милость!»

Но иногда случалось, Вдруг ангелочек прилетел,

В мальчишку зло вселялось! И на плечо мальчишке сел.

Малыш то плакал, то кричал, Он обнял нежно малыша,

Швырял игрушки и ворчал, Сказал тихонько, не спеша:

И даже ел, бывало, странно — «С ним не случилось ничего!

Без ложки, словно обезьяна! Нам нужно воспитать его!»
(И. С. Панасюк )
Работа с текстом

Инсценировка рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы» (взрослый читает, дети показывают содержание движениями и мимикой)

Разозлилась старуха-зима: вздумала она всех заморозить. Прежде всего она стала до птиц добираться — надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, сорвала лис­тья с лесов и разметала их по дорогам. А птицы собрались, покричали и полетели за синее море, в теплые страны. Остался воробей, и тот под застреху забился.

Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Идут морозы, один другого злее,— зверей пугают.

Не испугались звери. Белка в дупле орешки грызет, заинька, прыгаючи, греется, а лошади, коровы в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют. Пуще злится зима. До рыб она добирается — посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут, по озерам, по рекам мосты строят. Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла — под ледяной кровлей ей еще теплее. «Ну, постой ж е , — ду­мает зима,— дойму я людей».

И шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами стекла в окнах; стучат в стены и в двери. А люди затопили печи да над зимой посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать, наденет тулуп, валенки, рукавицы да как примется топором ма­хать, даже пот пробивает.

Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки и те ее не боятся. Катаются себе на салазках, в снежки играют, лепят из снега, горы строят, водой поливают да еще мороз кличут: «Приходи-ка пособить». Щипнет зима со злости одного ребенка за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь. Никто не боится старухи-зимы.
Советы драчунам и злюкам

«Не подражайте шимпанзе»

Наверное, вы обращали внимание, как ведут себя драчуны перед схваткой? Они стоят на­пыжившись, отведя локти далеко в стороны. Кого они напоминают в этот момент? Пусть не обижаются драчуны, но больше всего они похожи на шимпанзе, которые, когда злят­ся, становятся в такую же позу. Они еще вздыбливают шерсть, чтобы выглядеть больше и страшнее. Но стоит ли так старательно подражать шимпанзе?

Минутка изобразительной деятельности
«Строим город»

Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа должна построить «Волшебный город». Де­тям необходимо договориться о том, из какого материала они будут строить, какие учреж­дения будут в городе, как будут называться улицы и площади города. Кроме того, детям нужно договориться, кто чем будет заниматься. После окончания работы каждая группа делает рекламу своему городу.
«Рисуем вместе»

Дети делятся на пары по любому признаку. Каждой паре предлагается набор слов. Дети должны договориться, чтобы выбрать себе слово и нарисовать совместный рисунок этого слова.

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ


Беседа «Давайте познакомимся»

1. Беседа по картинке

Дениска приехал на лето к бабушке в другой город. На сле­дующий день он вышел на прогулку во двор. Ребята, давайте рассмотрим картинку.

• Как вы думаете, что изображено на картинке?

• Кто первым начал знакомство?

• Что поможет Дениске легко познакомиться — какие сло­ва (Привет! Здравствуй!), какое выражение лица (привет­ливое, с улыбкой), какие жесты?

• А что было раньше? Как чувствовал себя мальчик без друзей?

• Что произойдет дальше? Какое у ребят будет настроение?

• В какие игры будут играть друзья, как они смогут лучше узнать друг друга?

Давайте придумаем несколько названий к этой картине.

Расскажите, как вы знакомились с друзьями. Что вам порой мешало, а что помогало? (Рекомендуется привести пример из личного опыта самого педагога.)
2. Работа с текстом

Анализ сказки «Как собака друга искала».

Как собака друга искала (в сокращении)

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скуч­но ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:

— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

— Давай, — согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко! Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!

«Неважный это друг, — подумала собака, — волка боится». (Познакомилась точно так же собака с волком и поняла, что он боится медведя, а медведь — человека.) Сбежала она от медведя и пошла к человеку.

— Человек, давай дружить, вместе жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

Проблемные вопросы: Что помогало собаке со всеми знако­миться? Как собака знакомилась с животными и человеком?

Почему она не стала дружить с зайчиком?

Почему собака стала дружить с человеком?

Каким должен быть друг? Как мы выбираем себе друзей? Почему важно выбирать себе друзей?

Как бы вы поступили на месте этих героев сказки?
3. Активные формы работы со стихотворением

Инсценирование стихотворения «Тигренок». В конце инсце­нировки знакомство с пиктограммами и анализ настроения ти­гренка.

Тигрёнок

Однажды тигрёнок по джунглям гулял,

Хорошего друга себе он искал.

Да только зверята боялись его,

Хоть он не обидел пока никого!
Тигрёнок хотел поиграть с оленёнком,

Но тот поскорей убежал от тигрёнка —

Сказала сыночку олениха-мать,

Что с тиграми в игры опасно играть.
Тигрёнок пошёл искупаться в реке.

Увидел питончика он в тростнике.

Хотел поиграть он с питончиком в прятки —,

Но тот от тигрёнка уполз без оглядки!
И долго тигрёнок по джунглям бродил,

Друзей не нашёл и совсем приуныл.

Тигрёнок под пальмой прилёг на полянке.

И сверху услышал он крик обезьянки: —
Никто из зверей в твою дружбу не верит!

Все знают, что тигры — опасные звери!

И дальше побрёл наш тигрёночек снова,

И вдруг он увидел тигрёнка другого.
Так весело стали играть они в прятки,

Что к ним прибежали другие зверятки.

С тех пор у тигрёнка есть много друзей,

А вместе с друзьями играть веселей!

(С. Б. Зайцева.)
4. Этюды и упражнения

Маугли

Представьте, что вы — Маугли. Вам одиноко и грустно в лесу. Покажите мимикой, как вам одиноко; печально улыбни­тесь. Протяните руки вперед. Выразите руками просьбу: «Я хочу иметь друзей!»

5. Подумаем вместе

Случай в электричке

В полупустой электричке ехали два мальчика. Один говорит другому:

— Ты где живешь?

— Отстань! — ответил второй мальчик.

— Почему ты такой злой? — говорит первый.

— Отвали! — говорит второй.

Мальчик понял, что знакомство не состоится. Он спокойно отвернулся и начал рассматривать пейзаж за окном. И вдруг, спустя примерно пять минут, мальчик услышал: «Привет! Я уже не злой! Как тебя зовут?»

Вопрос. Что вначале помешало знакомству ребят? Что же изменилось потом? Что произойдет дальше?

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 9страница 10


скачать

Другие похожие работы:






Документы

архив: 1 стр.