Сборник открытых уроков учителей начальных классов Составитель: Панасюк С. Ф. Математика Тема урока Стр. Состав чисел 6-10. Закрепление 1 класс Панасюк С. Ф
Цели: 1) Обеспечить в ходе урока закрепление письменного сложения и вычитания с
переходом через десяток, совершенствовать умение применять алгоритм при выполнении действий, совершенствовать умение решать задачи, обеспечивать
контроль за совершенствованием з у н по теме.
Развивать математическую речь, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать творческую активность.
Содействовать воспитанию понимания необходимости соблюдения правил,
которые помогут сберечь здоровье.
Оборудование: ножницы, карточки, квадраты, дорожные знаки, картинки (личной гигиены), алгоритм.
ХОД УРОКА
I Орг. момент
II Сообщение темы и целей урока
А) Физминутка «Солнышко».
Б) Психологический настрой – Давайте протянем руки солнышку, закроем глаза и улыбнемся. Почувствуйте, как лучики нашего солнца касаются ваших ладошек и по ним проходит тепло по вашему организму. Это тепло настраивает вас на хороший лад, на хорошее настроение в течении всего урока.
В) На уроке закрепляя письменное сложение и вычитание двузначных чисел, решение задач и уравнений, мы составим модель здорового человека
Что вы должны знать?: алгоритм письменного сложения и вычитания двузначных чисел; уметь: выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел;
иметь: представление о путях сохранения здоровья.
III Повторение
Начинаем создавать модель здорового человека. Чтобы человек был здоровым, каждое утро нам нужно делать зарядку, мы ее сделали. Значит, необходимым условием поддержания здоровья, является?
Кластер – утренняя зарядка.
А мы с вами будем выполнять зарядку для ума, т.е. мозговую атаку.
Цель: Сейчас мы будем отрабатывать умение составлять выражения к задаче, отрабатывать навыки сложения и вычитания двузначных чисел.
- 4 человека работают у доски, (5 по карточке) сравни
Сравни:
60+28…..59-30 2) а = 10 см 3) 2м 3дм + 3м 5 дм ….. 3м 5дм + 2м 3дм
46-13…...50+27 в - ? на 3 см > 5дм 9см – 2дм 3см…. 8дм 7см – 2дм 5см
73+12…..63+23 Р - ? 6дм 7см – 2дм 4см….5дм 9см – 3дм 7 см

5 см
4) В С
А Д
Р - ? см
Арифметический диктант (на доске).
- Ребята, послушайте высказывание и скажите, чем оно является? (условием задачи).
- О чем говорится в условии? Чем занимаются ребята?
- Как назвать одним словом? (спорт).
- Какую роль играет спорт? (развивает мышцы, ловкость, силу).
- Вот и у нас многие ребята занимаются спортом, поэтому они редко болеют.
Кластер - занятие спортом.
- Что нужно для того, чтобы решить задачу? (вопросы).
- Задание: Запишите только выражение, которое будет являться решением задачи.
1) Сколько всего человек занимается плаванием и волейболом? (50+30)
2) На сколько меньше человек занимается плаванием, чем волейболом? (50-30)
3) Сколько всего человек занимается плаванием и лыжами? (50+42)
4) На сколько меньше человек занимается плаванием, чем волейболом? (50-30)
2 столбик
5) Сколько всего человек занимается лыжами и волейболом? (42+30).
6) На сколько больше человек занимается лыжами, чем волейболом? (42-30).
7) На сколько меньше человек занимается волейболом, чем плаванием? (50-30)
Проверка на доске (остальные в тетрадях, ставят карандашом оценку на полях)
- У кого нет ошибок, на полях «5»;
- 1 или 2 ошибки – на полях «4»;
- 3 ошибки «3».
- Почему два выражения одинаковых? (50-30?)
- А какой еще можно поставить вопрос? (сколько всего и назовите выражения).
- Так, как найти, на сколько меньше или на сколько больше?
Проверка у доски.
ИТОГ: Каков алгоритм устного сложения и вычитания?
Гимнастика для глаз.
Мы следим за своим здоровьем, а хорошее зрение – это одно из составляющих нашего здоровья.
Зажмурьте глаза, а потом откройте – 5 раз
Круговые вращения глазами: налево – вверх – направо – вниз, направо – вверх – налево – вниз – 5 раз.
Вытяните вперед руку и следите за пальцем: медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно – 5 раз.
Как бабочки помахали ресничками.
Для того, чтобы не болели, особенно простудными заболеваниями и гриппом, точечный массаж.
IV. Закрепление.
а) Устные приемы сложения и вычитания двузначных чисел мы повторим устно, а теперь отработаем письменные приемы сложения и вычитания. Но для этого вспомним алгоритм.
Алгоритм
Задание: У каждого из вас есть карточки по уровням (зеленые, желтые, красные). Вы начинаете работу с первого уровня, как только решили, поднимаете руки и решаете дальше.
1 уровень – 1 задание- «3»
2 уровень – 1 и 2 зад. – «4»
3 уровень – 1,2,3 зад. – «5»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Проверка у доски.
1 уровень – ставят на полях «3»
2 уровень – «4»
3 уровень – «5»
ИТОГ: Как сложить и вычесть двузначное число?
б) Посмотрите, кто пришел в гости? (дорожные знаки).
-


- Относятся ли к математике? Что такое и
- Давайте послушаем, что же у них произошло?
СЦЕНКА:
Жили-были два брата: Старший – квадратный, добродушный, приятный; Младший –
треугольный – вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат:
Квадрат: Почему ты злишься брат?
Автор: Тот кричит ему:
Треугольник: Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, у тебя же их четыре.
Автор: Но квадрат ответил:
Квадрат: Брат! Я же старше, я квадрат!
Автор: И сказал еще нежней:
Квадрат: Неизвестно, кто нужней?
Автор: Но настала ночь и к брату, натыкаясь на столы, младший лезет воровато срезать старшему углы. Уходя, сказал:
Треугольник: Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился – был квадратом. А проснешься без углов.
- Как вы думаете, действительно квадрат останется без углов?
Самостоятельная работа.
- А сейчас проверим сами. У вас имеются ножницы и квадраты. Но прежде, чем взять ножницы в руки, что мы должны вспомнить, чтобы не навредить своему здоровью?
- Кластер – Соблюдай технику безопасности.
- Так сколько углов получилось?
- Как называется фигура? Почему? Найдите устно Р ?
- Испортил ли нам треугольник дорожный знак?
- Нет, оказывается, есть такой знак. Движение без остановки запрещено.
- Так, что нужно соблюдать, чтобы сохранить жизнь и здоровье человека?
- Кластер – ПДД.
V. Повторение.
ЦЕЛЬ:
- Мы продолжаем создавать модель здорового человека. Отработаем умение решать задачи изученных видов.
Задача № 3 с. 145
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится? (о молоке)
- Что вы знаете о молоке? Как получают? Почему оно полезное? (имеет кальций, который необходим для зубов и костей, особенно в вашем возрасте, когда ваш организм растет). Только ли молоко? (молочные продукты).
- А какие молочные продукты вы знаете?
- А какие знаете крылатые выражения о молоке?
- Значит, еще одно важное условие для сохранения здоровья.
Кластер – Правильное питание.
Работа по условию
На доске краткая запись закрыта, только число:
-Что обозначает число 5а ? (открывать)
- 20 и 5 ?
- Какой главный вопрос в задаче?
- Можем ли мы сразу ответить? Почему? (действием)
- Найдем сколько израсходовали, можем теперь ответить сколько осталось? (действием).
Запишем только решение, выражение и ответ.
Если время остается, какими еще двумя способами можно решить? Д/з решить задачу двумя способами.
VI. Итог.
- Чему учились на уроке? (решать задачи, выражения, учились быть здоровыми).
- Что нужно для того, чтобы быть здоровым?
- А что еще можете добавить? (борьба с вредными привычками, соблюдение режима, прогулки, санитарной гигиены).
- А как мы это узнали?
- Как складывать и вычитать двузначные числа?
2 класс Кемберг Л. П.
Многоугольники и их элементы
Цели: – развивать внимание, мышление, память, речь;
– систематизировать и углубить знания детей о многоугольниках и их элементах;
учить давать точные, ёмкие ответы на поставленные вопросы;
учить решать самостоятельно нестандартные учебные задачи;
– содействовать воспитанию самостоятельности в решении нестандартных заданий, соблюдению этических норм взаимоотношений при работе в группах.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска;
НДМ (таблицы с чертежами прямого, острого и тупого углов;
иллюстрации к стихотворению – улыбающийся квадрат и злой
треугольник);
раздаточный материал (карточки с заданиями, по три квадрата из ватмана
для каждой группы, тарелки с деталями разрезанных квадратов,
листы А4 с магическим квадратом).
Оргмомент.
- Сегодня у нас гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Наши гости хотят посмотреть, как вы умеете использовать свои знания для решения разных, и даже нестандартных заданий, как умеете сравнивать, анализировать, делать выводы, как умеете работать вместе, руководствуясь нашим девизом: “Один за всех и … все за одного!”
Психологический настрой.
Нам …радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение –
Серьёзными быть пора.
- Ножки? - Вместе!
- Ручки? - На месте!
- Спинки? - Прямые!
- Тогда не теряем ни секунды – начинаем работать.
III . Оформление тетрадей.
- Открыли тетради, взяли ручки, проверили наклон и записали дату:
- Кто по прописям определит тему урока?
- Что такое многоугольник? …………………...
- Периметр? …………………...
IV. Сообщение темы и целей урока.
С-2. Тема нашего урока: “Многоугольники и их элементы”.
С-3. Цели урока: - развивать внимание, мышление, память, речь;
- учиться решать самостоятельно нестандартные учебные задачи;
- соблюдать этические нормы взаимоотношений.
- Наши гости в конце урока помогут мне определить, какая из групп работала слаженней других, учитывать будем и точность ответов, правильное употребление математических терминов, оригинальность решений.
V. Минутка чистописания.
- (показываю на доске) Заглавную латинскую букву Р печатаем высотой в полторы клетки, а сокращение многоугольника – мн. – в половину клетки высотой. Наклон вправо, интервал две клетки (показываю ещё раз). Пропишите строчку.
VI. Актуализация знаний.
- Ребята, какой раздел математики изучает фигуры? …………………………………
- Конечно, ответ, что называется, лежит на поверхности: поскольку фигуры геометрические, то изучает их соответственно ГЕОМЕТРИЯ.
А знаете ли вы, что значит термин “ГЕОМЕТРИЯ”? ……………………………
А пришло оно к нам из греческого языка, и вы возможно удивитесь, но в переводе оно звучит как “землемерие” (С-4) – от “гео” – земля, и “метрео” – мерю. Изучает этот раздел математики не только формы, но и пространственные отношения.
И разминка сегодня геометрическая.
1) У каждой группы имеется вот такая табличка:
№ группы | точка | прямая | ломаная | кривая | луч | отрезок | угол |
| | | | | | | |
2) - Теперь взаимопроверка: передайте свои карточки соседней группе, движение по часовой стрелке. Сделайте пометки, если обнаружите неточность, будьте готовы анализировать обнаруженные ошибки.
3) Анализ работ.
4) - Теперь проверим, как вы владеете геометрической терминологией. Вы должны дать точное определение понятий представленных на чертеже.
С-5. Например: Точка – это основное понятие геометрии, место пересечения двух прямых, не имеющее измерения.
С-6. Отрезок – это часть прямой, у которой обозначены начало и конец (часть прямой, лежащая между двумя обозначенными на ней точками).
С-7. Луч – часть прямой, у которой обозначено начало, но не обозначен конец.
- Посмотрите ещё раз на эти фигуры: С-6, С-7. Какая из них имеет измерение? Отрезок.
- Как называется эта величина? Длина.
С-8. Ломаная – линия из соединяющихся под углом отрезков.
- Как называются отрезки, составляющие ломаную линию? Звенья.
С-9. Угол – плоская фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки.
- А как называется эта точка, из которой выходят лучи? Вершина.
- Умеете ли вы измерять углы? …………………………………………………
- А кто помнит, как называется единица измерения угла? ………. – Она называется так же, как единица измерения температуры. Это … градус.
- В четвёртом классе вы научитесь измерять углы специальным прибором. Но уже сейчас вы умеете определять вид угла. Какой это угол? Острый?
- Докажите! Он меньше прямого.
- А как определить прямой угол? Его стороны (лучи)расположены без наклона : одна горизонтально, а другая вертикально.
- Принимаю ваше определение, но на языке геометрии такое – без наклона – расположение прямых линий (выставляю таблицу с чертежом прямого угла) называется перпендикулярным. Как называется угол больше прямого? Тупой угол. (Выставляю НДМ.)
5) - И последнее задание разминки. Возьмите вторую табличку. Она содержит те же фигуры, которые вы сейчас видите на доске. С-10.
Исходя из всего того, что мы только что повторили, дайте самое точное название линии АВ на каждом чертеже.
- Проверяем: С-10 щелчок.
- Я думаю, что мы хорошо потрудились, и чтобы взбодриться перед основной работой, дежурная группа проведёт физминутку. Пожалуйста, займите удобные позиции.
VII. Работа по теме урока.
1. Определение понятия “многоугольник”.
- Есть ли на данном чертеже (С-10) многоугольник?
- Что же мы называем многоугольником? …………………….
(С-11). Многоугольник – геометрическая фигура, ограниченная замкнутой ломаной линией.
- Какое минимальное (самое маленькое) количество углов может иметь многоугольник?
- Посовещайтесь и объясните, почему многоугольник не может иметь два угла.
1). Если два угла, то ломаная не будет замкнутой.
2). А чтобы её сделать замкнутой, надо добавить звено. А тогда будет три звена, а, значит, и три угла.
2. Элементы многоугольника.
С-12. – Какие элементы содержит любой многоугольник? ……………………………
С-12 щелчок. – Все вместе: стороны, углы, вершины.
- Что такое вершина?
С-13. Вершина – точка пересечения двух лучей (отрезков), образующих угол.
3. Разнообразие многоугольников. Их названия. Работа по учебнику. Стр.166, № 1.
(Три ученика у доски, остальные в тетрадях выполняют чертёж. Первого, кто закончил, проверяю и прошу просмотреть все чертежи и выбрать самый оригинальный.)
Отвечают учащиеся у доски, остальные при необходимости задают вопросы, уточняют.
*** - Каких многоугольников больше других? ………………… Четырёхугольников.
С-14. – Покажите и назовите четырёхугольники. ……………………………………….
- Назовите остальные многоугольники.
*** - Обсудите и скажите, на какую фигуру будет похож 32-угольник. …. На круг.
4. Творческое задание.
- Как вы думаете, многоугольники дружно живут? ………………… - Я сейчас прочитаю вам одну детективную историю и прошу вас выступить в роли писателей детективов. Вы должны будете дать три версии концовки этой истории.
По ходу чтения выставляю рисунки доброго Квадрата и злого Треугольника.
Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший – квадратный, Добродушный, приятный. Младший – треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: “Почему ты злишься, брат?” | Тот кричит ему: “Смотри, Ты полней меня и шире, У меня углов лишь три, У тебя же их четыре!” Но Квадрат ответил: “Брат! Я же старший, я – Квадрат!” И сказал еще нежней: Неизвестно, кто нужней!” | Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато… Уходя, сказал: “Приятных Я тебе желаю снов! Спать ложился, был квадратным, А проснешься …!” |
Но на утро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он, нет Квадрата. Онемел, стоял без слов… Вот так месть! Теперь… | |
- Придумайте три версии злодеяний Треугольника. У вас на столах лежит три квадрата. Продемонстрируйте эти три версии, то есть, представьте вещественные доказательства действий треугольника.
Заслушиваем версии.
С-15.
1) Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов. Щелчок.
Теперь из квадрата получились два прямоугольных брата. Щелчок.
Получил двух родных братьев-близнецов. Щелчок.
5. Конструирование.
- Я думаю, что вы согласитесь со мной, что лучше создавать, чем разрушать. Поэтому предлагаю вам из деталей на тарелочках построить квадрат и найти его периметр. Сколько сторон вам нужно измерить, чтобы найти периметр квадрата? ………… Одну, так как у квадрата все стороны равны.





акв. = 16 см.
Р кв. = (а + а) + (а + а) = (16 + 16) + (16 + 16) = 64(см).
Р кв. = 64 см.
6. Задание для эрудитов.
С-16. Кто двумя словами назовёт и фигуру и задания, которые она содержит?
Магический квадрат. – Что это значит?
………………………………………………….
1) - По первой строчке Андрей у доски, а все в тетрадях находим магическое число. 34.
2) – 1-4-ая группы проверяют магическую силу соответственно с 1-го по 4-ый столбик.
5-ая группа проверяет по диагонали на ваш выбор. - Ваши результаты запишите на доске.
…………………………………………………………………………………………………
- Ваши вычисления свидетельствуют о чём? Квадрат магический.
*** - Но это еще не все его магические свойства. Хочу сказать, что этому квадрату почти 500 лет, и он до сих пор поражает своей магией любителей математики. Кроме знакомых нам магических сумм, здесь есть еще три неведомых вам до сих пор. Поищите их на досуге.
А нам пришло время подводить итог.
VIII. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Что нового узнали?
- Что такое многоугольник? С- 16.
С-17. - Назовите его основные элементы.
IX. Домашнее задание. Знать определения многоугольника, его элементов; № 3, стр. 166. (Узор из чередующихся в определённом порядке геометрических фигур.)
2 класс Омарова Г.Б.
Тема: Начертание прямоугольника и нахождение его периметра.
Цели урока:
Показать алгоритм начертания прямого четырехугольника, закрепление понятия о периметре, нахождение составления выражений и нахождение его значения.
Учиться находить периметр разных фигур; делать вычисления, используя устные и письменные приемы.
Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двухзначных чисел.
Развивать умения решать текстовые задачи; интеллектуальные и коммуникативные обще учебные умения; умения самостоятельно оценивать результат своих действий, находить и исправлять свои ошибки.
Ход урока
Организационный момент.
-На уроке все получится. Нас ждут интересные дела.
Цель урока: Научиться начертанию прямоугольника, находить периметр
прямоугольника.
Загадка. Пьет бензин как молоко, может бегать далеко. Возит грузы и людей, ты
знаком, конечно, с ней. Обувь носит из резины, называется… (машина)
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся на экскурсию на Таганрогский автомобильный завод. Что делают на авто заводе? (Выпускают автомобили.)
Актуализация знаний и мотивация.
У проходной нас встречает Петя Зайцев. Он хочет узнать, как мы подготовились к экскурсии, что мы знаем об автомобилях.
Реши задачи, запиши ответы.
а) в 1910 году автомобили выпускали 12 стран, а в 1985 году число стран увеличилось на 35. Сколько стран стало выпускать авто?
б) автомобиль ГАЗ за 1 час проезжает 65 км, а автомобиль МАЗ на 35 км меньше. Сколько километров за 1 час проезжает МАЗ?
в) тормозной путь легкового авто 7 км, а автобуса – на 12 км меньше. Определи тормозной путь автобуса.
Работа в парах. По карточкам.
Открытие нового. В далекие первобытные времена, когда люди очень многого не знали и многого не умели, они уже строили жилища, придавая различную форму, делили плодородную почву на участки и измеряли их. Постепенно появлялись различные правила, навыки, связанные с нумерациями и построениями.
5.Объяснение построения. Объяснение у доски.
1) – Мы с вами заходим в конструкторское бюро. Чем там занимаются? Люди, каких профессий там трудятся? Мы в роли конструкторов. Нам нужно сконструировать автомобиль. В нашем распоряжении геометрические фигуры. Назовите их. Выберите те, которые необходимы для построения авто. Обоснуй свой выбор.
Какой автомобиль у нас получился?
Дадим номер машине. Расшифруем его.
Какие числа от 12 до 20? Назови предыдущее и последующее число числу 20.
Сколько раз повторяется цифра 1 в записи чисел от 12 до 20 (8 раз)
Что обозначает цифра 1 в записи этих чисел? (1 дес)
Представь 12 суммой однозначных слагаемых.
Начертите кузов – прямоугольник со сторонами 5 см и 4 см.
Почему я назвала только две стороны? (повторяем признаки прямоугольника) Найдите периметр. Что называется периметром?
-Найдем сумму длин сторон прямоугольника.
Если обозначить латинскими буквами длину и ширину прямоугольника, выведите формулу нахождения периметра прямоугольника.(Р=а+а+а+а)
6. Физминутка:
Вова Колесников дает нашему конструкторскому бюро новое задание.
Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Найдите его периметр.
(Проверь и оцени результат своих действий)
7.Игра «Нахождение периметра»
8.Самостоятельная работа. (По вариантам)
а) 1 в – (48-16)+(79-71)=40
2 в – (68-15)+(88-81)=60
Какое задание нужно выполнить? Когда мы найдем сумму значений выражений, мы узнаем, сколько автозавод выпускает автомобилей за 1 день.
(Проверь и оцени результат своих действий)
9. Решение задач и уравнений.
А теперь мы с вами на площадке автозавода, где стоят готовые автомашины.
Реши разными способами. Выбери для себя наиболее удобный.
Составим по схеме уравнения и решим их.
(Проверь и оцени результат своих действий)
10. Рефлексия деятельности.
Что понравилось на уроке больше всего?
Что нового узнали?
Что такое периметр? Как его найти?
Кому понравилось быть конструктором? Что нужно знать конструктору?
Самооценка – посмотрите на поля, сколько + у вас стоит на полях?
У кого 5? У кого 4? У кого 3?
Мне понравилась экскурсия вместе с вами, спасибо.
2 класс Мюллер С.Г.
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: