NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Структура образовательной программы



 

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

          Модель организации обучения, воспитания и развития  школьников в конкретных условиях ОГОКУ Специальная (коррекционная) школа- интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Усть-Уда:
1. Пояснительная записка

1.1. Краткая характеристика образовательной программы

1.2. Основные концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы

2. Цели и задачи образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе – интернате п. Усть-Уда

2.1. Цели образовательного процесса

2.2. Цели коррекционно-развивающего обучения

3. Предназначение специальной (коррекционной) школы-интерната п. Усть-Уда

3.1. Основные цели и задачи коррекционной школы-интерната.

3.2. Специальные задачи коррекционной школы-интерната.

3.3. Структура образовательного процесса.

3.4. Коррекционная подготовка обучающихся

3.5. «Модель» выпускника специальной (коррекционной) школы-интерната п. Усть-Уда.                                                                                      

4. Целевое назначение образовательной программы школы-интерната.

4.1.Характеристика требований социума к образовательной программе.

4.2. Цели и задачи образовательной программы.

4.3. Адресная направленность образовательной программы.

5. Пояснительная записка к учебному плану.

6.Особенности организации образовательного процесса и применяемые в нем технологии.

6.1.Организация функционирования школы-интерната.

6.2. Технологии, используемые в учебно-воспитательной работе в школе-интернате.

7. Мониторинг  показателей реализации образовательной программы.

7.1. Объекты и средства контроля  обучающихся, требования к их аттестации.

8. Программно-методическое обеспечение образовательной программы:

8.1. Перечень учебных программ, реализуемых в школе

8.2. Сведения о программно-методическом обеспечении учебного процесса

9.  Программа воспитательной работы

9.1. Концепция программы воспитания

9.2. Пояснительная записка

9.3. Основные направления воспитательной работы

9.4. Ожидаемые результаты реализации программы воспитания

10. Школа приемных родителей

11. Управление процессом реализации образовательной программы

12. Ожидаемые результаты реализации образовательной программ

 


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Краткая характеристика образовательной программы

Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания  образования ОГОКУ специальной (коррекционной) школы-интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья п. Усть-Уда.

Образовательная программа разработана на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений .

Обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки обу­чающихся определяется с учетом учебных программ по предметам.

Структурно - образовательная программа специальной (коррекционной) школы предусматривает реализацию образовательных программ I и II ступеней обучения, преемственность меж­ду младшими и старшими классами. Рабочие программы каждого уровня обучения представ­ляют собой совокупность предметных основных и дополнительных образовательных программ, а также описание технологий их реализации.  Образователь­ная программа коррекционной школы  определяет содержание предметов и коррекционных курсов, последовательность изучения по годам для  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Направленность образовательной программы:

  • формирование общей культуры личности обучающихся (воспитанников);

  • социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе;

  • создание основы для осознанного выбора будущей профессии;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам че­ловека, любви к Родине, окружающей природе.

Образовательная программа специальной (коррекционной) школы-интерната  п. Усть-Уда разработана на срок 1 год (2014 – 2015 г.) и предполагает внесение изменений и дополнений с учетом образовательных потребностей контингента обучающихся.
1.2. Основные  концептуальные положения, определяющие содержание образовательной программы:

  • Дифференцированный, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию в специальной (коррекционной) школе-интернате .

  • Профессиональная ориентация учащихся старших классов, основанная на индивидуальных, интеллектуальных и психофизических особенностях подростков

  • Здоровьесберегающая среда в учреждении

  • Важнейший принцип работы - ориентация на обновление методов обучения в специальной /коррекционной/ школе, использование эффективных образовательных, воспитательных технологий, что способствует повышению  мотивации к обучению обучающихся (воспитанников).  Использование  в образовательном процессе ролевых игр, методов моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов

  • Расширение и укрепление материально-технической базы: использование в учебном процессе мультимедийной техники, компьютерных технологий, специальных коррекционно-развивающих компьютерных программ

  •  Основополагающие педагогические законы специальной (коррекционной) школы-интерната: уважение к личности обучающегося (воспитанника), учет  индивидуальности каждого ребенка, стремление оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ VIII  ВИДА

 

2.1. Цели образовательного процесса:

  •  создание оптимальных условий для получения специального (коррекционного) образования, необходимого и достаточного для продолжения обучения в профессиональных образовательных организациях, для включения в трудовую деятельность и интеграцию в современном обществе;

  • стимулирование развития у обучающихся достаточных гражданских и нравственных качеств.

  •  создание модели коррекционно-развивающей среды для обучающихся, способствующей  их социальной адаптации.


Задачи образовательного процесса:

  • обеспечение достижения всеми учащимися минимума содержания учебных программ специальных (коррекционных) школ по образовательным областям Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) школ;

  • формирование у обучающихся (воспитанников) культуры жизненного самоопределения, умений трудиться, ставить цель, элементарно планировать, добиваться достаточно высокого качества труда;

  • разработка и апробация организационно-педагогической и учебно-технологической документации необходимой для реализации целей программы развития;

  • использование наиболее эффективные способы повышения профессиональной квалификации педагогов;

  • создание условий благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья детей, обучающихся в школе-интернате.

 

2.2. Цели коррекционно-развивающего обучения:

  • обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начально­го общего и основного общего образования на уровне требований специальных программ коррекционной школы , а именно: гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней; создать основу для адаптации и интеграции в обществе умственно отсталого че­ловека, для выбора и последующего освоения профессии;

  • формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности; обеспечить социально–педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.




  1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА 


3.1  Основные цели и задачи коррекционной школы-интерната

Цели коррекционной школы-интерната:

  • Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования для  учащихся с ограниченными возможностями здоровья

  • Создание благоприятных условий для обучения, воспитания, развития  учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальной адаптации в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями.

За последние годы контингент детей изменился и характеризуется более сложной структурой недоразвития, поэтому содержание коррекционного образования и воспитания этих детей в условиях интерната имеет доступные, дифференцированные, развивающие формы и методы обучения с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития каждого ребенка.

Основой организации образовательного процесса в учреждении является личностно-развивающий характер обучения и воспитания, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития.

Специальная (коррекционная) школа-интернат реализует образовательные программы начального общего, основного общего образования. Основными задачами учреждения являются:

  • корректировка недостатков психофизического и интеллектуального развития детей с различной структурой дефекта, детей-инвалидов;

  • формирование знаний и навыков в учебных областях, в доступных обучающимся профессиях,  в соответствии с учебными планами и программой;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • охрана и укрепление здоровья;

  • социальная адаптация, подготовка учащихся к практической деятельности;

  • расширение социального партнерства с целью повышения эффективности работы.

Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

 

3.2. Специальными задачами коррекционной школы являются следующие:

  • коррекция недостатков познавательной деятельности,

  • коррекция недостатков развития речи,

  • физическое оздоровление детей.

Эти задачи  решаются на основе правильной организации всего школьного режима и индивидуальной коррекционной работы с обучающимися и воспитанниками, направленной на преодоление или исправление психофизических недостатков.

Содержание коррекционного обучения и воспитания школьников  в условиях школы-интерната имеет доступные дифференцированные, развивающие формы,

Методы, технологии с использованием средств психолого-педагогического и социокультурного сопровождения индивидуального развития ребенка.

Коррекционная работа представлена  психологической и логопедической  службой, занятиями по развитию психомоторики, двигательной коррекцией на занятиях по ритмике, ЛФК, имеет непрерывный характер и проводится  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Коррекционная работа отвечает  общим требованиям, предъявляемым к  учреждениям данного вида: обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, современными технологиями обучения детей с проблемами развития, обеспечивает дифференцированный подход с учетом темпа, особенностей развития  обучающихся и воспитанников.

Психологическая работа ведется  в направлении решения  вопросов коррекции недостатков личности, познавательной деятельности, а также школьной и социальной адаптации детей и подростков.

Коррекционно-развивающая работа проводится в  с 2 по 9 класс:

 

3.3. Структура образовательного процесса:
Обязательное обучение 2-9 классах

I ступень (2-4 классы - начальное общее образование) - осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Для исправления и коррекции недостатков развития умственно отсталых детей в содержание образования включены специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия, приспособленные к возможностям  обучающихся.

II ступень (5-9 классы - основное общее образование) - продолжается обуче­ние по общеобразовательным предметам, трудовому обучению, которое имеет профессиональную направленность.

Для обеспечения учащимся обязательного минимума образования введены кор­рекционные занятия:

I ступень (2-4 классы) - занятия по развитию устной речи, индивидуальные и   групповые логопедические занятия, ЛФК и ритмика.

II ступень (5-9 классы) - социально-бытовая ориентировка (СБО), занятия по трудовому обучению. 

В образовательном процессешколы-интерната выделены  следующие направления деятельности:

  • учебно-воспитательный  процесс,

  • коррекционно-воспитательная работа,

  • лечебно-оздоровительная деятельность,

  • психологическая поддержка,

  • социальная защита детей,

  • трудовое обучение.


3.4. Коррекционная подготовка обучающихся
Коррекционная работа в школе-интернате включает в себя:

  • логопедические занятия

  • специальные (коррекционные) занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов

  • ЛФК

  • ритмика

  • социально-бытовая ориентировка

  • психологическая коррекция


Краткая характеристика программ


Название программы

Автор

Место утверждения

Основные цели и задачи программы

Специальные коррекционные курсы

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов//В.В. Воронкова. Русский (родной) язык. – М.: Просвещение, 2013.

Допущено МО РФ

Общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта:

-развитие языковых навыков как средства познания окружающего мира;

-формирование словаря и связной речи;

-развитие коммуникативных навыков

Ритмика (1-4 классы)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов//А.А. Айдарбекова. Ритмика. – М.: Просвещение, 2013.


Допущено МО РФ

Коррекция недостатков психофизического развития средствами музыкально-ритмичес-кой деятельности; общее развитие физической и эмоционально-волевой сфер;

Формирование положительных качеств личности

Социально-бытовая ориентировка (СБО 5-9 классы)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В2сб./ Под ред. В.В. Воронковой // С.А.Казакова, В.В.Воронкова Социально – бытовая ориентировка М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2013.-Сб.1.-224с.

Допущено МО РФ

Практическая подготов-ка детей к самостоя-тельной жизни и труду; повышение уровня общего развития, расши-рение кругозора

Программы индивидуальной и групповой коррекции

Логопедические занятия

Рабочая программа групповых занятий и планы индивидуальной коррекционной работы обучающихся

ОГОКУ СКШИ п. Усть-Уда

Коррекция системного недоразвития речи на фоне умственной отсталости

ЛФК

Рабочая программа групповых занятий

ОГОКУ СКШИ п. Усть-Уда

Укрепление и охрана здоровья обучающихся, их закаливание. Лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, пропедевтика их ослож-нений и обостре-ний. Повышение физио-логческой активности органов и систем орга-низма. Совершенствова-ние навыков пространственной ориентировки. Совершенствование мышечного чувства.

Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы)

Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва, Просвещение, 2009

Адаптированная программа по развитию психомоторики.

Учителя: Попова Е.В.,

Константинова Н.В.

Коррекция познавательной деятельности с использованием всех сохранных анализаторных систем. Индивидуальная коррекция пробелов общего развития учащихся, их предшествующего обучения, направленная на подготовку к усвоению учебного материала


Формы коррекционных занятий (индивидуальные, групповые занятия и др.).

Фронтальная форма коррекционных занятий проводится с классом по коррекционным курсам: ритмика, развитие устной речи на основе ознакомления с окружающим миром, социально-бытовая ориентировка, – которые направлены на коррекцию общих недостатков, присущих всем обучающимся.

Групповая и подгрупповая формы коррекционных занятий применяются при необходимости комплектования групп по признаку однородности дефекта на логопедических занятиях, занятиях ЛФК, занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов, психокоррекции.

Индивидуальная форма коррекционных занятий используется в работе с детьми, нуждающимися в индивидуальной коррекции недостатков психофизического развития по направлениям логопедической коррекции, психологической коррекции, педагогической коррекции психомоторики и сенсорных процессов.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе взаимодействия специалистов в рамках деятельности ПМПК. Коррекционная работа в рамках психолого – педагогического сопровождения осуществляется в рамках:

Педагог-психолог:

  • проводит психодиагностическую, психокоррекционную работу с детьми в соответствии с планом диагностических и коррекционных мероприятий, утверждаемых директором школы;

  • работает в команде специалистов по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению в разработке индивидуальных программ развития учащихся;

  • ведет запись и регистрирует все виды работы по установленной форме в соответствии с профилем образовательного учреждения;

  • применяет научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, психопрофилактической, психокоррекционной работы;

  • организует сопровождение психологического направления во всех коррекционных программах работы с воспитанниками.


Учитель-логопед:

- Ведет профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции.

- Проводит логопедическое обследование учащихся с целью определения речевого развития и установления логопедического заключения, выявляет детей, имеющих речевые нарушения, затрудняющие освоение учебной программы и адаптацию к школе.

-Оказывает специализированную логопедическую помощь, используя различные организационные формы диагностико-коррекционной работы (индивидуальное обследование, индивидуальные и групповые занятия) с целью дальнейшего успешного развития детей.

-Разрабатывает индивидуальные программы комплексного обследования детей и определения направлений логокоррекционного процесса.

-Комплектует группы детей с различной речевой патологией, организует и проводит коррекционную работу в них по определенной программе.

-Организует логокоррекционную работу по преодолению всех видов речевых нарушений, осложняющих успешное овладение учебной программой, развитие устной и письменной речи учащихся.

- Оказывает консультационную помощь педагогам в выборе приемов и методов коррекционно-воспитательной работы.

-Дает психолого-педагогические рекомендации учителям для выбора оптимальных условий обучения и воспитания ребенка.

-Оформляет документацию установленного образца по результатам обследования и проведения коррекционных занятий; готовит заключения по результатам обследований и/или коррекционной работы с детьми для психолого-педагогического консилиума.

-Соблюдает трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, Устав школы, правила техники безопасности при осуществлении своей профессиональной деятельности.

- Повышает свою профессиональную квалификацию.

-Ведет необходимую документацию по своей профессиональной деятельности.

Социальный педагог:
-Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях школы осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение сопровождаемых методам разрешения проблемной ситуации, а также как экстренная помощь в кризисной ситуации.

-Реализация мер социальной помощи и защиты обучающихся и контроль за ними.

- Осуществление комплекса мероприятий по социализации личности с целью оптимального развития и благополучия, безболезненной интеграции в социум.

-Сотрудничество и взаимодействие с государственными органами управления, общественными организациями, учебными заведениями, иными структурами, в которых необходимо представлять интересы учащихся и выпускников.
Работа школьного ПМПк

Работа школьного психолого-медико-педагогического консилиума строится на основании положения о медико –педагогическом консилиуме ОГОКУ СКШИ п. Усть-Уда, разработанного с учетом письма Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. I 27/901-б «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и Положения о медико-педагогическом консилиуме.

Состав ШПМПк:

  1. зам.директора по УР

  2. зам. директора по ВР

  3. Учитель-логопед

  4. Учитель-дефектолог

  5. Социальный педагог

  6. Педагог-психолог

  7. Врач - педиатр

Целью работы консилиума является определение и организация в рамках школы адекватных условий развития, обучения и воспитания ребёнка в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями в зависимости от состояния его соматического, нервно-психического здоровья.

Задачи работы:

- организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик социального, психологического, клинического обследования;

- выявление уровня и особенностей развития, шкалы навыков социальной адаптации, познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;

- выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития речи и для организации коррекционно-развивающего процесса и реабилитационного процесса;

- обеспечение общей коррекционной направленности и реабилитационного процесса, включающих активизацию познавательной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного роста;

- профилактика физических, психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

- подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого

Скоординированность деятельности специалистов ПМПк находит отражение в индивидуальном дневнике сопровождения ребёнка. На заседаниях ПМПк проводится работа по анализу «целостного портрета школьника», распределению обязанностей между специалистами, определению содержания различных видов деятельности; взаимные консультации специалистов, информирование всех субъектов образовательно-воспитательного процесса о рекомендациях консилиума.

В работе школьного ПМПк при сборе информации, определении статуса ребенка считаем обязательной оценку физической, умственной работоспособности, степени утомляемости, диагностику психосоматической дезадаптации и анализ ее причин, что далее учитываем при разработке процесса сопровождения: консультирование педагогов, родителей, планирование семинаров, индивидуальных программ, коррекционно-развивающей работы.

Специалистами ПМПк определены основные критерии отбора детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении:

Критерии:

1 Проблемы обучения

  • отсутствие познавательного интереса

  • Несформированность учебных навыков

  • отсутствие адекватной самооценки

  • частые пропуски уроков

  • Дефицит внимания с гиперактивностью

  • Несформированность произвольной сферы

  • Конфликтные отношения

  • Низкая работоспособность

  • Речевые нарушения

2. Группа «риска»

  • Систематическое нарушение дисциплины, Устава школы

  • Систематические прогулы уроков, внеурочных занятий и мероприятий

  • Неблагоприятное окружение, пагубно влияющее на ребёнка

3. Отклоняющееся поведение

  • Нарушение дисциплины

  • Самоустранение от деятельности

  • Употребление ПАВ

4. Показатели неблагоприятного эмоционального состояния в различных ситуациях

  • Агрессия

  • Демонстрация

  • Снижение самоконтроля


страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:






Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.

Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.