NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Структура образовательной программы


Программа «Я – личность, гражданин, профессионал, семьянин»
9.1. Концепция программы

Основной целью программы является личностное развитие ребёнка, воспитанников к самостоятельной семейной жизни и умение ориентироваться в социальной среде.

В основе содержания программы – обеспечение реализации функций: хозяйственной, экономической, воспитательной.

Программа доступна любому педагогу. Работа по ней не лишает воспитателя творчества, а представляет основные опоры в планировании работы с детьми.

Программа имеет 7 направлений:

  • Я – в семье

  • Я – в социальном пространстве прав и обязанностей (правовая ориентация)

  • Я и здоровье (валеологическая ориентация)

  • Я – в мире людей (социокультурная ориентация)

  • Я в трудовой жизни (профессиональная)

  • Я дома (социально-бытовая ориентация)

  • Я в свободное время


9.2. Пояснительная записка

Программа учитывает возрастные особенности детей, она рассчитана на воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста. Предусматривает дифференцированную систему обучения, которая позволяет обеспечить оптимальные условия для развития и самореализации личности.

У малышей формируется представление о мире, о природе, о людях, обществе, нормах поведения, расширение представлений об окружающем мире: путешествие по дому, по поселку, в живую природу, в мир труда.

природу,

Воспитанники среднего возраста учатся видеть положительные качества своих сверстников, заботиться о себе и о других, воспитание культуры чувств, полоролевое становление, умение самостоятельно организовать свою работу. Развивается правовое сознание воспитанника, освоение им прав и обязанностей в отношении окружающих.

У старшеклассников формируется представление о себе, осознание своих индивидуальных особенностей, развитие способности к самовыражению, формируется нравственная направленность личности, умение объективно анализировать (на правовой основе) ситуации своей жизни, оценивать и контролировать свою жизнь, продолжение бесед о внутреннем мире человека «человек в мире людей», знание требований, которые предъявляет семейная жизнь.

9.3. Основные направления воспитательной работы
Я в семье

Младший возраст (1-4 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Развитие эмоциональной восприимчивости, потребности в сочувствии и сопереживании, умения выражать другому человеку свою симпатию и расположение. Воспитание уважения к семье. Формирование понятий о сущности семьи, её значении в жизни каждого человека.

Условия среды и педагогические приемы:

- формирование отношений в семье таким образом, чтобы имело место индивидуальное доброжелательное отношение ребенка к другим детям (подчеркивание достоинств, успехов и положительные качества других детей, сопереживание неудач и огорчений в том числе и сказочным персонажам

- оценка поступков литературных персонажей

- заботы о животных и растениях

- организация дней рождения/подготовка подарков
Практические занятия и упражнения:

Сюжетно-ролевые игры "Дочки - матери", "Дом"

Разговор наедине со взрослыми "С чего начинается Родина? Конечно со своего дома"

Конкурс рисунков "Мой дом"

Беседы: "Вот эта улица, вот этот дом"

"И пусть окно вашего дома всегда излучает свет"

Чтение рассказа В.А.Сухомлинского "Мне захотелось домой"

Игра "Прием гостей"

Праздник "Мы вечно будем прославлять ту женщину, чьё имя мать"

Домашняя экономическая школа: "Зачем нужны деньги"

"Денежный доход семьи"

"И это все о ней" - рассказы о семье и близких людях.

Практическое занятие "Сделаем приятное близким"

Рассматривание картин и составление рассказов на тему "Семья". Пословицы и поговорки о семье.
Средний возраст (5-7- классы)

Смысл педагогической деятельности: Семья - школа понимания Родины. Брак и семейная жизнь. Семейная хроника. Как планировать семейный бюджет. Как правильно распределить обязанности в семье. Хорошая ли вы хозяйка? Хозяин ? Воспитание семьянина. Мужские и женские роли. Подготовка к семейной жизни. Условия среды и педагогические приемы:

- поддержание достойного положения каждого воспитанника в классе, не допускать изоляции воспитанников

- совместная с детьми забота о тех, кому сейчас трудно, воспитание умения видеть чужие трудности

- беседы о чувствах, воспитание культуры чувств

- беседы о роли мужчин и женщин в семье, и в жизни вообще

- чтение книг, просмотр фильмов о детях, о семье, внутрисемейных отношениях, беседы о прочитанном с позиции оценки взаимоотношений детей между собой, взрослых между собой, отношений между детьми и взрослыми

- организация "мужских" дел для мальчиков и "женских" дел для девочек

- организация мальчиков на заботу о девочках(помощь в физической работе), а также девочек на заботу о мальчиках(помощь в уборке, в заботе об одежде и обуви, уюте)

- организация совместных дел с распределением мужских и женских дел.

глубокая индивидуальная работа с мальчиками и девочками

Практические занятия и упражнения:

Чтение и обсуждение сказок, мифов, легенд народов мира о семье.

Беседа "О русских народных обрядах"

Устный журнал "Родительский дом-начало начал"

Разговор наедине "Какой я себе представляю семью"

Рассматривание и обсуждение различных жизненных ситуаций.

"Разговор по секрету" (с мальчиками и девочками)

Беседы: "Что такое лицо дома?"

"Красота в мой входит дом, мне уютно будет в нем"

"Каково на дому, таково и самому"

Практическое занятие "К нам пришли гости" (во что это обойдется)

"Семейные традиции и праздники"

Развлечения в семье "Мы любим петь и танцевать"

Размышления на тему "Ребенок, взрослый, родитель в моем "Я".

"Путешествие в мое прошлое*

Акция "Забота"

Домашняя экономическая школа:

"Решение задач царицы Экономики"

"Где, когда и зачем употреблять деньги"

Праздник Защитников Отечества.

Праздник 8 Марта.

Семейные традиции и праздники.
Старший возраст (8-9 классы)

Смысл педагогической деятельности: Подготовка к семейной жизни. Воспитание будущего семьянина.

Воспитание у детей чувства чести рода, ответственность за фамилию.

Осознание истории семьи. Ориентация на выполнение великого предназначения на Земле быть родителем. Формирование педагогической культуры семьи. Формирование нравственно-психологической готовности вступления в брак, чувства ответственности за будущее семьи .Психология семейных отношений. Формирование доброжелательности в отношениях с окружающими. Условия Условия среды и педагогические приемы:

- цикл бесед о психологии семейных отношении, о роли отца и матери в воспитании детей

- проведение конкурсов, викторин

- изучение семейных традиций

- проведение семейных праздников, дни рождения

- обсуждение различных жизненных ситуаций, проблем

Практические занятия и упражнения:

Русские народные обряды:

"Свадебный обычай"

"Современный свадебный обряд"

Дискуссия "Личное ли это дело - личное счастье?"

Беседы: "Все прекрасное на Земле - от любви"

"Берегите матерей"

"Твои обязанности в семье"

"Мужские и женские роли"

"Искусство быть друг с другом" "Анкета "Что такое счастье"

Разбор ситуаций "Как решить семейные проблемы"

Знакомство с заветами "Домостроя".

"Кто я? Из какого рода. Моя родословная"

Экскурсия в музей "Знакомство с бытом русской семьи"

КТД "Все из семейного альбома"

Конкурс "Чудо-дерево"

Доброе дело "Живи, Родина" •

Конкурс знатоков русских пословиц о семье.

Экзамен на хозяина и хозяйку.

"Все о домашней экономике"

Диспут "Человек и деньги"

"Уроки добра и мудрости" - азбука семейной жизни.

"Вечер в семье "Добро пожаловать на чай с пирогами"

Конкурс рисунков "Какой я представляю свою будущую семью"

Посиделки у самовара " Я и моя семья"

Праздник в семье "Папа, мама и я - читающая семья"

Мальчишник "Разве тот мужчина"

Семейные традиции и праздники.

Конкурсы: "Хозяюшка"

"Не красна изба углами"

"Мужской союз" - разговор по душам.

Диспут "Зачем детям нужны родители"

Поэтический вечер "И это все о ней..." (стихи о семье)

Литературный альбом "Семейная хроника"

Проект-мечта "Дом, который я построю"

Ожидаемые результаты:

Я знаю требования, которые предъявляет семейная жизнь. Готов к роли супруга или супруги. Знаю навыки ведения домашнего хозяйства и ухода за детьми. Знаю свою родословную. Имею представление о стоимости продуктов питания, одежды, коммунальных услуг. Умею распределить обязанности в семье!
Я – в социальном пространстве

прав и обязанностей (правовая ориентация)
Старший возраст (8-9 классы)

Смысл педагогической деятельности: формирование основ социальной ориентировки. Социальное развитие способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Развитие правового сознания, освоение прав и обязанностей в отношении окружающих. Социальные права: на собственность, образование, жилье. Соблюдение главной обязанности - уважать права других. Проблемы безопасности человека в социальной и природной среде. Развитие коммуникативных навыков воспитанников.

Педагогические приемы:

- проведение специальных занятий правах и обязанностях

- обсуждение конкретных жизненных ситуаций

- последовательная социальная интеграция воспитанников в нормально развивающей среде сверстников

- создание системы социальной медико-педагогической поддержки. Работа психолого-педагогического, медико-социального консилиума

- социальная защищенность и гарантия гражданских прав детей

- поддержка выпускников школы-интерната

Практические занятия и упражнения:

Сюжетно-ролевые игры “Магазин”, “Больница”, “Парикмахерская”, “Семья”, “Мы договариваемся”, “Детектив”, “Провинившийся”. Разбор социальных ситуаций - проб: “Ты гражданин»

«Человек и закон” - устный журнал

“Проживи свою жизнь достойно”

Философский стол “Истина, свобода и ответственность”.

Клуб интересных встреч. Пресс-конференция “Права детей”.

Решение проблем вместе: вызываем врача, звоним в милицию, пожарную охрану

Пишем заявление на работу. Заполняем различные документы

Занятия – размышление: “Радость ответственности”.

“Уголовный кодекс России”

“Я россиянин”

“Право на образование и труд”

“Понятие о семейном законодательстве”

“Закон о социальном обеспечении граждан”

“Забота государства о семье”

“С чего начинается взрослость”

“Искусство жить»
Ожидаемые результаты

Я умею ориентироваться в законах, знаю свои права и льготы, умею их реализовать (знаю, куда и к кому обращаться),умею написать необходимые заявления, умею взаимодействовать с различными государственными и муниципальными органами. Знаю свои обязанности и психологически готов к их выполнению.
Я и здоровье
Младший возраст 1-4 классы

Смысл педагогической деятельности: понимание потребности в здоровом образе жизни. Развитие валеологической культуры. Умение управлять своим здоровьем.

Условия среды и педагогические приемы:

- нетрадиционные методы закаливания.

- дыхательная гимнастика

- рациональное питание

- занятия спортом

- обучение оказанию первой помощи

- соблюдение режима труда и отдыха

- воспитание культурно-гигиенических требований к содержанию помещений Практические занятия и упражнения:

Беседы: “Мой организм и моё тело, что я о нем знаю ?“

“Что такое здоровье?”

“Личная гигиена”

“Для чего мне нужен спорт?”

“Что такое болезнь”

“Режим и настроение”

“Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья”

“Лекарственные травы”

Разговор о правильном питании.

“Знакомство с героями улицы Сезам”

“Самые полезные продукты”

“Режим питания”

“На вкус и цвет товарищей нет”

“Что надо есть, чтобы стать сильней”

“Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты”

Занятие “ Чистота в доме - залог здоровья”.

Практикум по оказанию первой помощи.

Генеральная уборка.

Дни здоровья.

“Веселые старты”

«Поиграем дружно вместе”

Праздник “Сильные духом - удаль покажем”
Средний возраст (5-7 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Обеспечение охраны и здоровья воспитанников.

Укрепление психического и физического здоровья.

Создание благоприятного лечебно-оздоровительного режима, соблюдение санитарно-гигиенических норм

Это должен знать каждый (заболевания).

Нетрадиционные методы закаливания и оздоровления.

Условия среды и педагогические приемы:

- игротерапия

- музыкотерапия

- приобщение к спорту

- создание “службы доверия”

- реализация программы “Здоровый ребенок”

- соблюдение гигиенических требований к содержанию помещений

- развитие навыков личной гигиены девочек

- развитие навыков личной гигиены мальчиков

- создание условий для развития двигательной активности детей

- знакомство с народными играми

- создание условий для закаливания

- фитотерапия

Практические занятия и упражнения:

Беседы: “Быть здоровым и сильным”

“Свободное время - какое оно?”

“Азбука здоровья”

“Я хочу быть сильным и здоровым, пусть меня научат...”

“Гигиена подготовки домашнего задания”

“Ярмарка забытых игр”

Игры - доказательства:

«Суд над сигаретой»

“Три нити здоровья”

Спортивная гостиная

“Дешево и сердито” - цикл занятий по рациональному питанию.

Кросс “Золотая осень”

Марафон игр

Дни здоровья.

Составление личных программ здорового образа жизни.
Старший возраст ( 8-9 класс)

Смысл педагогической деятельности:

Обеспечение условий всестороннего развития личности детей с использованием различных видов терапии (арггерапия, музыкотерапия, игротерапия), средств изобразительного искусства, приобщение к спорту, формирование здорового образа жизни профилактика заболеваний, вредных привычек, асоциального поведения. Организация психолого-педагогической поддержки личности, мониторинг состояния здоровья и развития детей во время пребывания в школе

Условия среды и педагогические приемы:

- забота о себе (здоровье, гигиена, одежда, жилье, учеба, нацеленная на самостоятельную жизнь) создание условий для формирования устойчивых потребностей в здоровом образе жизни

- создание условий для двигательной активности детей (создание кружков, секций, клубов)

Практические занятия и упражнения:

Конкурсы знатоков спорта.

«Веселые старты»

Спортивные праздники

“Мы туристы”

“Зима”.

Школа здоровья:

- личная гигиена

- опасные привычки: “По наклонной”, “Не просто вредно”, “За компанию”

- здоровье и труд “Свободное время - активный отдых”

- саморегуляция

Беседы с подростками:

-“Как бросить курить?”

-“Наркомания и токсикомания”

-“Гигиена”

-“Современные методы закаливания”

Дни здоровья.

Генеральная уборка

“Народные спортивные игры и забавы”

Праздник “Все о вкусной и здоровой пище”

“Все о гигиене учебного труда”
Ожидаемые результаты:

Я владею гигиеническими навыками. Знаю, что такое здоровый образ жизни (отношение к курению, алкоголю, наркотикам). Занимаюсь спортом. Умею оказать первую помощь. Умею составить личную программу здорового образа жизни.

Я – в мире людей (социокультурная ориентация)

Младший возраст (1-4 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Развитие потребности и интересов, формирование представлений ребенка о мире, о природе, людях, обществе, нормах поведения. Компенсация ограниченности личного опыта и понятий сферы ребенка путем развития интересов и расширения представлений о мире способствует созреванию познавательной активности ребенка, его потребности в общении, как способе углубления и систематизации личного опыта.

Педагогические приемы:

создание возможности для ребенка делать выбор и нести за него ответственность. Постепенное, но постоянное расширение представлений об окружающем мире

- путешествие по нашему дому, по селу, в живую природу, по нашей стране (чтение, знакомство с глобусом, рассматривание иллюстраций).

- что такое добро и милосердие?

Дружба и товарищество. Закон дружбы. Отражение нравственности в поведении человека в поступках, делах, деятельности. ‘Золотое правило нравственности.

Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства. Формы обращения к разным людям. “Азбука беседы . “У меня зазвонил телефон’ - этикет разговора по телефону.

Человек среди своих и чужих. Поведение дома, в школе, на улице, в магазине, в транспорте, в гостях. Секреты красоты. Гигиена - союзница красоты. Осанка и походка.

Практические занятия и упражнения:

“Что в имени тебе моем?”

“Круг моих связей и отношений с окружающими”

“Я в различных жизненных ролях”

“Мой портрет в лучах солнца”

“Добротой себя измерь”

“День вежливости”

С-р игры: “Дочки-матери”, “Дом”

Игра “Загадочный сверток”

“Знаю ли я своего друга”

Игра “Муха”

Упражнения-тесты на внимание, воображение. Занятия как правильно одеваться, вести себя за столом, на улице, в гостях, как принять гостей, уход за одеждой и обувью.
Средний возраст (5 - 7 классы)

Смысл педагогической деятельности:

социальное развитие. Развитие способности жить в пространстве социально-правовых норм.

Необходимо так организовать жизнь детей, чтобы стимулировать у них желание общаться, включаться в различные малые коллективы. Научить воспитанников ставить задачу, планировать пути и возможность её решения, добиваться результатов.

Условия среды и педагогические приемы:

Обсуждение конкретных жизненных ситуаций, фиксация успехов воспитанников в различных видах деятельности, роль каждого в успехе общего дела. Восприятие окружающего мира, оценивание себя.

Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя. Способности личности: “черты характера”, “Что такое хорошо и что такое плохо “Сходство и различие наших “Я”.

Практические занятия и упражнения:

Акция “Милосердие”

“Упражнение “Мой портрет в лучах солнца”

Игра“Зеркало”

Ситуация-проба “Жизнь без ощущения”, “Внимание”, “Фантазия”.

Диспуты “Можем ли мы считать себя взрослыми”

“Можно ли изменить свой характер”

“Надо ли любить всех”

“Что значит владеть собой”

Суд над сквернословием. Беседы:

“Расскажи мне обо мне”

“Как изучить самого себя”

“В дружбе - сила”

Встреча с интересными людьми.

Вечер вопросов и ответов:

“Что такое самовоспитание”

“Точность - вежливость королей”

КВН:

“Волшебный стул”

“Приглашение к чаю”

“Турнир знатоков этикета”

“День добрых сюрпризов”

“Конверт дружеских вопросов”

“Лукошко”

Праздник благодарности.

Сочинение ‘Я в прошлом, настоящем, будущем”
Старший возраст (8-9 классы)

Смысл педагогической деятельности:

осознание реальности своего внутреннего мира, потребностей. Знание своих способностей, стремлений и желаний лежит в основе умений отделять свои интересы своих друзей, умение ставить посильные цели и преуспевать, что дает чувство удовлетворенности от жизни.

Условия среды и педагогические приемы:

- возможно более широкий простор деятельности воспитанников для проявления склонностей и

способностей (самоуправление, общение с младшими, кружки спорта)

- путешествие во внутренний мир человека;

- человек в мире людей;

- развитие чувства личной ответственности эй свою жизнь;

- авторитет “Я” и “Мы’;

- потребность в общении;

- самоутверждение и творчество;

- талант и труд;

самоутверждение в нравственной сфере;

- честность, порядочность, обязательность;

- самооценка своих нравственных качеств;

- гуманистическое самоутверждение: добро и доброта;

- правда и справедливость, любовь к ближнему, прощение, служение людям
Практические занятия и упражнения:

Дисцугы “Что такое духовность человека ?“

“Если твоя правда несет зло”.

“Сеющий неправду - пожнет беду”.

“Нужен ли я людям”.

“Кто есть кто” (портрет коллектива).

“С чего начинается взрослость”.

Круглый стол “Герой моей жизни”

Практикум “Правила счастливого человека”.

Игра - доказательство: “Суд над коронами людей”.

«Ложь на скамъе подсудимых”.

“Суд над воровством”.

Ситуация-проба: “Разберись в людях”.

“Я хочу, я - могу”.

Союз личности и коллектива -.диспут ”Моя семья”.

Человек и судьба “Формула успеха”.

Беседы: “Расскажи мне о себе”.

“В дружбе - сила”.

“Чтобы иметь друзей, надо быть им”.

“Добротой себя измерь”.

Конкурсы сочинений: “Я и мой старший брат”.

“Мои соседи”.

“Береги честь смолоду”.

Домашнее задание ”Мой портрет в лучах солнца”.

Вечера вопросов и ответов: “Моральный долг и совесть человека - чем они проявляются”.

“Идеал мужчины и женщины”.

КТД:

«Дискуссионные качели»

“День добрых сюрпризов”

Свободный разговор”“Калейдоскоп”

“В одной связке”

“Корзина грецких орехов”

“Разброс мнений”

“Волшебный стул”

“Лукошко”

Упражнение “Сходство и различие наших “я”

Конкурс “Звезды среди нас”

Упражнение “Мир эмоций”

Месячник “Живи, Земля”

Сочинение - размышление “Мой мир и я”

Акция «Забота»

Философский стол “Истина, красота и добро”

Встречи с интересными людьми “Письмо самому себе”

День вежливости. Рыцарский турнир
Ожидаемые результаты6

Я умею общаться, понимать эмоциональное состояние других, формировать свои потребности, адекватно среагировать на других, избегать агрессивных форм общения. Знаю культурные нормы поведения и готов к принятию ценностей и норм общества, способен управлять своим поведением. У меня есть близкие люди и дружеские связи. Умею гасить отрицательные эмоции. Верю в себя и свои возможности
Я – в трудовой жизни

(профессиональная и трудовая ориентация)

Младший возраст (1-4 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Культура умственного труда. Культура физического труда. Труд как создание материальных ценностей. Труд как помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств существования. Труд - забота и труд - работа. Человек и его профессии.

Условия среды и педагогические приемы:

- организация посильного труда и реального самообслуживания. Обязательное получение результатов труда, их фиксация. Раскрытие смысла труда, как доброго и необходимого дела. помочь воспитанникам в получении радости от труда и от его результатов;

- общее внимание к трудовым успехам детей;

- "путешествие в мир труда" - смысл труда, как источник жизни;

- "путешествие в мир профессий"
Практические занятия и упражнения:

Загадки о труде, орудиях труда, одежде, пище.

Чтение сказок

Беседа "Роль домашней работы в семье" (распределение обязанностей)

Чтение: "По одежке встречают"

"Большая стирка"

"Тимур и его команда"

Занятие "Изготовление одежды для кукол"

Оформление альбома "Человек и профессии"

Вечер-конкурс "Дело мастера боится"

"Мастер - золотые руки"

Анкетирование "Чем я люблю заниматься в семье"

Экскурсии

Беседа "О бережливости и щедрости"

Игра-путешествие "Как хлеб на столе появился"

Сюжетно-ролевые игры "Больница", "Парикмахерская", "Магазин", "Автопарк".
Средний возраст (5-7 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Умение самостоятельно организовать свою работу. Осознание труда как основы собственности. Научить воспитанников ставить задачу, планировать пути и возможности её решения, добиваться результатов. Оценка значимости своего труда для себя и окружающих. Знакомство с миром профессий.

Условия среды и педагогические приемы:

- совместное с детьми планирование общей работы.

- поручения на длительный срок.

- поддержание интереса к делу на всем его протяжении

- публичная фиксация успехов детей в различных видах деятельности, роли каждого ребенка в успехе общего дела

- совместное с ребенком планирование индивидуальных дел и поручений.

- соревнования, конкурсы, выставки, как стимул к деятельности;

- предоставление ребенку право делать дело без контроля.

Практические занятия и упражнения:

Устный журнал "Прилежный рассвета ждет, а лодырь - вечера"

Мини-сочинение "Что такое трудолюбие"

"Путешествие в страну умелых хозяев"

Выставка книг о труде, о людях труда"

Семейный вечер "В доме порядок наведу и тебе в том помогу"

Беседы: "Домашний труд и его виды"

"Умение и труд вместе живут"

"Учитесь любить труд"

Выставки "Сами вяжем, сами шьем"

Практические занятия: "Домашняя мастерская"

"Подарки малышам"

Работа на огороде, цветнике. Планирование общей работы "Наше хозяйство"

Беседа "Как готовиться к будущей профессии"

Вечер "Мир наш их увлечений"

Выставка "Все о профессиях"

Игра-соревнование "Дело мастера боится"

Беседы: "Что значит оставить след на Земле?"

"Профессии вокруг нас"

"Способность и выбор профессии"

"Компас в мире профессий"
Старший возраст (8-9 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Подготовка себя к трудовой деятельности, пути приобретения профессий. Образование и специальность. Мир профессий. Воспитание положительных нравственных качеств: трудолюбие, ответственность. Требование профессии к человеку. Психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности. Основание для выбора профессии. Роль самовоспитания в выборе профессии "Могу", "Хочу", "Надо". Экономическая культура. Деньги как эквивалент человеческого труда. Культура умственного труда. Культура физического труда. "Без труда нет добра". "Карьера, это что?" Планирование трудовых процессов.

Условия среды и педагогические приемы:

беседы о различных видах профессии

-ознакомительные экскурсии на предприятия, проведение занятий различных кружков

-тематические экскурсии

-смотры и выставки творчества детей

-конкурсы мастерства

-встречи с представителями различных профессий

-викторины, игры о профессиях

-конкурсы сочинений

-поддержание порядка в семье

-привлечение старшеклассников к оказанию помощи в хозяйственном труде

-благоустройство территории

-работа с природным материалом

-изучение "Мастерских" по ремонту и поделке игрушек, мебели, одежды.

Практические занятия и упражнения:

Диспут "Романтика обыкновенных профессий"

Защита своей профессии.

Беседы: "Труд-это творчество"

"Профессии людей нашего района и края"

"Свобода и необходимость при выборе профессии"

"Дело твоего завтра"

Викторина о профессиях.

Познавательная игра - викторина "Сколько стоит бесплатно?"

Конкурс сочинений "Моя будущая дорога в жизнь"

Конкурсы: "Работа всякого - нужна одинаково"

"На златом крыльце сидели..."

"Путешествие в город мастеров"

"Что нам стоит дом построить"

Деловой клуб "Твой выбор" - встреча с интересными людьми.

"Моя профессия- защитник Родины"

Ярмарка строительных профессий.

"Я б водителем пошел, пусть меня научат..."

"Разве плохо быть портнихой"

Рассказ об истории развития домашнего труда.

КТД "День добрых сюрпризов"

"Операция "Забава"

Выставки "Природа и фантазия"

Работа по благоустройству территории, в огороде, цветнике

Семейный день труда.

Сочинение "Я через 10 лет"

Ожидаемые результаты:

Я ориентируюсь в мире профессий. Осознаю уровень своих профессиональных возможностей. Знаю, что трудовая деятельность - это средство существования, создание материальных ценностей, помощь другому человеку, труд-забота и труд - работа. У меня есть интерес к работе и желание работать. Умею планировать работу, доводить начатое до конца.
Я - дома (социально-бытовая ориентация)

младшим возраст (1-4 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Обучение основам ведения домашнего хозяйства. Воспитание самообслуживания. Реализация индивидуально-направленной программы развития и социализации детей. Оказание практической помощи в преодолении трудностей быта.

Условия среды и педагогические приемы:

- эстетика повседневности

- организация реального самообслуживания

- создание условий для ремонта одежды, мебели

- создание ситуаций и организация игр, позволяющих воспитанникам благоустроить школу

- организация специальных занятий по технике безопасности при работе с нагревательными приборами, колющими и режущими предметами, стеклянной посудой

Практические занятия и упражнения:

“Мой чистый и светлый дом”

“Я дизайнер своего жилища”

“Влажная и сухая уборка помещения”

Занятия:

“Ремонт одежды и обуви”

‘Генеральная уборка”

“В доме большая стирка”

Тренинг “Знакомство”

Эстетика телефонных разговоров. Пишем письмо.

Эстетика временных отношений: театр, вокзал, поезд, гостиница.

“Интерьер моего жилья”

Занятия:

“Мой дом приглашает гостей”

“Я иду в гости”

Русская наука общения
Средний возраст ( 5-7 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Воспитание умения и желания в детях поддерживать чистоту, порядок, уют в школе, созданный руками детей. Реализация всех событий года, праздников, традиций в семье. Развитие творческой деятельности детей по развитию групповых традиций, встреч гостей, организации праздников.

Условия среды и педагогические приемы:

- создание условий для совместного с детьми построения семейного стиля жизнедеятельности

- помощь детям в решении вопросов участия класса в жизнедеятельности школы

- создание базы для обучения детей практическим навыкам по созданию уюта и красоты в своем доме, мелкому ремонту мебели, одежды и обуви

- эстетика классных помещений

Практические занятия и упражнения:

“Путешествие в страну “Здравствуйте”

Школа вежливых наук

“Мой дом - моя крепость”

“Одежда” - история костюма, что сейчас носят. Деловая и праздничная одежда. Интерьер современного жилища.

Виды транспорта.

Правила дорожного движения.

“Магазины. Что, сколько стоит?”

Основные средства связи.

Пишем письма.

Экскурсия на почту и телеграф.

Правила стирки.

Правила уборки.

Генеральная уборка.

Правила хранения одежды и обуви.

“У меня сломался телефон. Куда обратиться?”

“Я заболел. Куда обратиться?”

«Учимся сервировать стол. Сервировка праздничного стола»
Старший возраст ( 8-9 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Понимание социального положения сироты. Опора на себя, как объективная необходимость в жизни. Развития чувства ответственности за свою жизнь, понимание, что жизнь зависит от собственных усилий. Формирование умения ориентироваться в социальной среде. Умение объективно анализировать ситуации своей жизни, самостоятельно мыслить, оценивать и контролировать свою жизнь. Воспитание человека, который может жить самостоятельно.

Условия среды и педагогические приемы:

- создание возможностей для приобретения жизненных навыков (выбор одежды и уход за ней, представление о стоимости продуктов питания, использование и мелкий ремонт бытовой техники, уход за жилым помещением и ремонтные работы в нем), возможность реализации этих навыков

- практическое знакомство с учреждениями связанными с решением социальных проблем граждан

- привлечение воспитанников к решению их социальных проблем (сбор документов, контакты с учреждениями)

- обсуждение конкретных жизненных ситуаций

- совместная с воспитателями выработка норм и правил жизни на данном этапе (с опорой на общепринятые в реальной жизни)

Практические занятия и упражнения:

“Выставка бабушкиных нарядов”

“Уроки Марьи- искусницы’

КТД:

“Улица умельцев”

“Что нам стоит дом построить”

“Сами с делами”

“Школа вежливых наук. О волшебных словах и добрых поступках. Когда какое слово молвить”

“Бабушкины и дедушкины секреты”

Делаем мебель своими руками.

Рассказ воспитателя “Народные промыслы”

Практическое занятие “Я дизайнер...”

Игра-соревнование “Дело мастера боится”

“На златом крыльце сидели” - ремонт одежды.

Конкурс “Город мастеров”

“Очумелые ручки”

Творческий конкурс “На лучшую сервировку стола к Новому году”

Учимся заполнять документы, заявление в училище, на работу, автобиография. Получение паспорта. Экскурсия в бюро по трудоустройству, комитет по социальной защите.

Беседа “Собственность; Личная и частная”

“Цена-стоимость товаров и услуг” Давайте помечтаем

“Дом, который ты построишь”

Ожидаемые результаты:

Я умею жить один и обеспечивать себя (готовить, стирать, убирать, создать уют). Знаю, куда обратиться за помощью .Умею принимать гостей, отметить важное событие. Умею ухаживать за одеждой и обувью. Могу благоустроить свой дом, сделать ремонт. Умею готовить и знаю стоимость продуктов. Умею выбрать вещь и знаю их стоимость.

Знаю учреждения, которые помогут решить мне мои проблемы.
Я в свободное время.

Младший возраст (1-4- классы)

Смысл педагогической деятельности:

Развитие потребностей и интересов. Развитие поисковой и творческой активности ребенка. Формирование субъективного чувства успешности. Развитие и поощрение фантазии. Планирование свободного времени. Развитие игровой деятельности.

Условия среды и педагогические приемы:

- развитие и поощрение фантазии: сочинение сказок, рисунки на сказочные темы, образное описание явлений природы;

- “музыка природы’ - стихи о ней, чтение книг.

- вызвать у детей удивление. Вопросы "почему?", "Как?"

- создание детской "книги сказок". "Остров сказок"

- конкурс "смекалистых"

- поощрение поэтического творчества детей

- путешествие в живую природу

- организация с-р игр

- познавательные и развивающие игры

- рисование и другие виды изобразительной деятельности

- знакомство с музыкой. Музыкальное сопровождение сказок, занятий.

Практические занятия и упражнения:

День именинника

Путешествие в страну "Выдумляндию"

"Папа, мама, я - спортивная семья"

Программа "Каникулы! Каникулы!"

Встреча с интересными людьми.

"Мы с сестренкою в вдвоем очень весело живем"

Наблюдение за сезонными явлениями.

"Мы рисуем времена года"

Игры на природе.

Конкурс "Юный художник"

Конкурс на лучшие стихотворения о животных.

"Умное и доброе лето" - планируем летний отдых.

"Дадим шар зеленый детям" - праздник

Конкурс "Танец на пяточках"

"Танец сидя"

"Сказка в музыке"

"Чьи песни ты поешь?"

"Муха-цокотуха"

"Мой додыр"

Праздник народного календаря.

Конкурс "Дары природы"
Средний возраст (5-7 классы)

Смысл педагогической деятельности:

Постоянный творческий рост воспитанников. Создание творческих групп и коллективная творческая деятельность.

Условия среды и педагогические приемы:

- выбор досуговых занятий. Хобби.

- свободное время - это творчество, это веселье

- планирование свободного времени

- создание условий для творчества детей (изостудия, кружок «Умелые ручки», "Творчество и фантазия", "В мире сказок")

- соревнования, конкурсы, выставки - стимул творческой деятельности детей

- развитие детской самодеятельности

- расширение форм проведения досуга, чтобы у каждого воспитанника было такое дело, в котором он мог проявить себя.

Практические занятия и упражнения:

Праздник "За чашкой чая"

Девичник "Мама и я"

Фестиваль творчества детей

"Театральное кафе"

Программа "Каникулы! Каникулы! "

Джентльмен - шоу"

"Встреча с интересными людьми"

Природа и я "О братьях наших меньших"

Вечер головоломок.

"Любимые игрушки детства" - мини-сочинения.

Конкурс "Юный художник"

Музыкальные беседы:

"Природа в музыке П.И.Чайковского"

"Встреча с песней"

"Город, который сердцу дорог"

Праздник "Родной край в песенном творчестве"

Конкурс: "Маршевая песня"

"Спрятавшиеся ноты"

Музыкальная игра "Умей передать"

"Мастерская игрушек"
Старший возраст (8-9 классы )

Смысл педагогической деятельности:

Формирование навыков проведения свободного времени приятно и полезно. Воспитывать умение собирать информацию о всевозможных мероприятиях по проведению свободного времени. Умение разделять свое время таким образом, чтобы свободным было именно то время, когда можно предпринять что-нибудь интересное. Решимость экспериментировать с формами проведения свободного времени, которые незнакомы. Принимать участие во всех мероприятиях детского дома. Как развивать свои творческие способности.

Условия среды и педагогические приемы :

- создание условий для развития творческих способностей, культуры чувств

- детские праздники как расширение поля самореализации для каждого воспитанника

- использование ярких художественных средств

Практические занятия и упражнения:

Тренинг творческих способностей.

"Все игры в гости к нам" - игровая программа

Познавательные игры "Короб чудес"

Конкурс фантазеров.

Дни творчества.

Часы тихого чтения.

"Богатыри земли русской"

День народных забав

Операция "Муравей"

Экологический турнир "Сохраним нашу Землю зеленой"

Игра "В мир за знаниями"

Праздник "Дом, в котором мы живем"

День добрых дел.

"Каково на дому - таково и самому"

Юморина – праздник семьи

Калейдоскоп игр и развлечений

Концерт «Кто во что горазд»

Сюжетно-ролевые игры:

«Фрагменты приключений»

Конкурс «Юный художник»

Музыкальная гостиная «Природа в музыке»

Беседа «Музыка в нашей жизни»

Музыкальная игра-викторина «Жанры вокальной музыки»

Музыкальный час «История романа»

Клуб интересных встреч:

«История создания одной песни»

Танцевальные вечера: «Вечер осенних листьев»

«Бардовская песня»

Музыкальные беседы:

"Гитара и современность"

"Поп и рок-музыка сегодня"

Вечер инсценированных песен - конкурс

Музыкальный КВН.

Музыкальные игры: "Метелица"

Ожидаемые результаты:

Я умею планировать свободное время. Умею экспериментировать с формами проведения свободного времени. Знаю, как развить свои творческие способности. Знаю, чем заняться в _ свободное время, в каникулы, праздники. Имею увлечение (хобби).
9.4. Ожидаемые результаты реализации программы воспитания
Достижение поставленной цели  предполагает последовательное и постепенное освоение и познание каждым воспитанником:

  • мира (учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);

  • человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и качеств окружающих);

  • деятельности (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).

Формирование у обучающихся (воспитанников) культуры жизненного самоопределения, умений трудиться, ставить цель, элементарно планировать, добиваться достаточно высокого качества труда.



  1. «Школа приёмных родителей»


Программа рассчитана на тех, кто планирует принять или уже принял в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Для кандидатов в приёмные родители обучение в «Школе приёмных родителей» – это возможность реально оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к принятию ребенка.

Для тех, кто уже стал приёмным родителем, обучение в «Школе приёмных родителей» – это возможность стать компетентным родителем и научиться лучше понимать причины возникающих чувств и поведения ребенка и членов своей семьи.

Цель программы – формирование у кандидатов в приемные родители осознанного решения принятия ребенка в семью.

Задачи программы:

- Повысить уровень родительских компетенций кандидатов в принимающие родители.

- Реально оценить кандидатам в принимающие родители свои силы и возможности принять ребенка в семью.

- Осознать реальные проблемы, с которыми предстоит столкнуться при принятии ребенка в семью.

- Развить в кандидатах в принимающие родители большую уверенность в себе, помочь им узнать свои слабые и сильные стороны, оценить воспитательский ресурс своей семьи.

- Побуждать участников к сотрудничеству с органами опеки, службами по подготовке принимающих родителей, службами сопровождения приемных семей.

Обучение в «Школе приёмных родителей» осуществляется в форме тренинговых занятий, практических семинаров и индивидуальных консультаций. Программа занятий включает в себя 3 блока:

- психолого-педагогический;

- юридический;

- медицинский.

Занятия предполагают активное включение каждого участника через использование активных методов обучения, таких, как «мозговые штурмы», ролевые игры, мини-лекции, скульптура, система разнообразных упражнений. Групповая модель работы позволяет участникам обмениваться мнениями и опытом, обсуждать проблемы, делиться своими чувствами.

Занятия проходят по расписанию. Продолжительность занятия: 4 - 6 часов. Групповые занятия, а также индивидуальные юридические и психологические консультации проводятся. В программе предусмотрено проведение занятий с приглашением специалистов органов опеки и попечительства и представителей приемных семей. По окончании занятий кандидатам в приемные родители выдаются свидетельства о прохождении обучения по программе «Школа приёмных родителей», а также методические материалы (рабочая тетрадь, буклеты).

Общее количество часов: 72.

Темы: юридические аспекты – 6  часов, медицина – 10 часов, психологическая работа в группе – 56 часов

Распределение часов по темам – относительно условно, и в зависимости от групповой динамики и пожеланий участников, какие-то блоки могут занять больше или меньше времени. 


страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:






Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.

Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.