NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Структура образовательной программы


3.5. «Модель» выпускника специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната

"Модель" выпускника разрабатывалась педагогами школы. В ней  отражены именно те качества, которые формируются под воздействием выбранного школой содержания образования, системой жизнедеятельности, в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения.
Модель выпускника:

Социально – ориентированная личность, способная к самоопределению:

Знания и умения

1. Достаточный уровень базовых знаний, необходимый для продолжения обучении.

2. Умение определятся в учебной и социальной ситуации на основе индивидуальных знаний.

3. соблюдение норм социального поведения, межличностного общения.

4. Профориентация личности на основе полученных знаний и умений.

Познавательная деятельность

1. Достаточный уровень воспитанности

2. Воспитание гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего отечества

3. Правовая культура

Культура личности, жизненная и нравственная позиция

1. Должно быть сформировано умение рассуждать и творчески мыслить

2. Самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании.

Здоровье

1. Здоровый образ жизни

2. Осознанное отношение к здоровью, физической культуре, гигиене


  1. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

 

4.1. Характеристика требований социума к образовательному процессу школы-интерната 

  • К содержанию образования

Содержание образования,  предусмотренное коррекционно-развивающими программами должно учитывать индивидуальные психофизические и интеллектуальные особенности развития детей.

  • К результатам образования

Обеспечение получения образования в соответствии с предъявляемыми требованиями специальных (коррекционных) учебных программ. Социальная адаптация и интеграция выпускника специальной (коррекционной) школы в общество.

  • К технологиям обучения и воспитания.

Современные технологии, опирающиеся на специальную (коррекционную) педагогику и психологию умственно отсталого школьника.

  • К работающим педагогам и воспитателям

Необходимая и достаточная профессиональная подготовка, образованность, стремление к поддержке и развитию обучающихся, к конструктивному взаимодействию с их родителями (лицами, их заменяющими).

 

4.2.  Цели и задачи образовательного процесса:

1 ступень   (2-4 классы - начальное общее образование) - начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. Для исправления и коррекции недостат­ков развития умственно отсталых детей в содержание образования включены специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия, приспособленные к возможностям умственно отсталых обучающихся.

2 ступень (5-9 классы - основное общее образование) - продолжается обуче­ние общеобразовательным предметам и трудовому обучению, которое имеет профессиональную направленность.

Цели коррекционно-развивающего обучения:

-обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начально­го общего и основного общего образования на уровне требований специальных программ коррекционной школы , а именно: гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней; создать основу для адаптации и интеграции в обществе умственно отсталого че­ловека, для выбора и последующего освоения профессии;

-формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности; обеспечить   социально – педагогические отношения,   сохраняющие    физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.
4.3.  Образовательная программа адресована учащимся  2-9 классов с ограниченными возможностями здоровья
Программа предусматривает различные степени готовности учащихся к ее освоению.

В школу принимаются дети на основании следующего документа:

- путевки (направления), выданной Министерством образования Иркутской области

Количество обучающихся в 2-9  классах, а также воспитанников в груп­пах  до 12 человек.

 

  1. Пояснительная записка к учебному плану

Учебный план 2014-2015 учебного года призван реализовать следующие образовательные задачи:

  1. Обеспечение обучающихся тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для социальной адаптации.

  2. Обеспечение коррекции дефекта развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения различным дисциплинам.

  3. Формирование общетрудовых навыков и профессионально-трудовой подготовки учащихся.

  4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

  5. Развитие материально-технической базы школы.


За основу формирования учебного плана школы взят региональный (базисный) учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с ограниченными возможностями здоровья (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 31.08.2011г. №965-мр.). РУП определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, набор образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на каждом году обучения.
Учебный план школы первой ступени обучения (2-4 классы) ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения программы специальной (коррекционной) школы . Учебный план второй ступени (5-9 классы) ориентирован на пятилетний нормативный срок обучения. Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для дальнейшего профессионального образования.
При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами. В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, в котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой. В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. Обучающиеся готовятся к овладению специальностями столяр, швея.

Учебный план включает в себя общеобразовательные предметы, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Обязательными учебными предметами для обучающихся являются: русский язык, чтение, математика, биология, география, история, изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, трудовое и профессиональное трудовое обучение. В 5 классе введено природоведение, в 8-9 классах – обществознание. В 5-9 классах из математики один час в неделю отводится на изучение элементов геометрии.

Образовательная область «Филология» представляет учебные предметы русский язык и чтение. Курс русского языка является ведущей деятельностью. Уроки русского языка помогают овладеть письменной речью, орфографией, пунктуацией, формируют общую лингвистическую компетентность, развивают грамотное письмо, расширяют словарный запас учащихся. Одной из задач уроков чтения является введение детей в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, приобщение учащихся к чтению как искусству слова, развитие устной и письменной речи (в том числе и обогащение словаря).

Образовательная область «Математика» включает математику, геометрию. Данная область обеспечивает учащихся овладением математических знаний и умений, учит применять эти знания на практике, развивает числовую грамотность, обеспечивает образно-логическое мышление обучающихся, формирует умение точно выражать свои мысли и способность к обобщению.

Образовательная область «Природа» включает предметы природоведение, биология, география. Эти предметы знакомят с целостной картиной мира и формируют знания о других странах и материках с их природными ресурсами, с растительным и животным миром, воспитывают любовь к природе.

Образовательная область «Обществознание» включает в себя историю Отечества и обществознание. Целью их изучения является создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для интеграции в современное общество учащихся через изучение крупных исторических событий, освоение гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Образовательная область «Физическая культура» способствует сохранению, укреплению и развитию физического здоровья учащихся, развитию навыков здорового образа жизни.

В целях удовлетворения биологической потребности в движении обучающихся, независимо от возраста, введен 3 урок физической культуры в неделю. Образовательная программа по реализации указанного часа носит двигательно-активных характер. Во 2-4 классах – «Подвижные игры», в 6-9 классах – «Спортивные игры». Введение третьего часа физической культуры продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
Образовательная область «Искусство» включает в себя уроки изобразительного искусства, музыки и пения. Эти предметы обучают учащихся навыкам рисования и музыкальной культуры, прививают эстетику.

Трудовая подготовка осуществляется на начальном этапе обучения (2-4 класс), в котором общеобразовательная подготовка сочетается с пропедевтической работой. В 5-9 классах вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность. При изучении предмета «Профессионально-трудовое обучение» класс делится на 2 группы: девочки – швейное дело; мальчики – столярное дело. Учащиеся готовятся к овладению специальностями швея, столяр. Профили трудового обучения определены с учетом возможности трудоустройства выпускников, продолжения обучения в группах начального профессионального образования. Трудовая подготовка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной в связи с тем, что в будущем эффективная трудовая деятельность выпускников школы является ядром социализации и служит залогом успешной социальной адаптации в обществе.
К коррекционным занятиям в младших (2-4) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (5-9 классах) социально-бытовая ориентировка (СБО).

На занятиях по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности осуществляется работа по расширению и активизации словаря, преодолению системного недоразвития речи, возникшего на фоне снижения интеллектуальных функций.

Уроки ритмики способствуют исправлению недостатков психического и физического развития, общей и мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, эстетическому воспитанию, воспитанию положительных качеств личности.

На занятиях по СБО (5-9 классы) осуществляется специальная задача коррекции имеющихся у учащихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков, подготовка учащихся к самостоятельной жизни, повышения общего уровня развития для облегчения социальной адаптации учащихся в обществе и в быту. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратность, терпения, элементов трудовой культуры. Соблюдения правил безлопастной работы и гигиены труда. Для улучшения практической подготовки по социально-бытовой ориентировке обучающихся класс делится на две группы. Комплектование групп осуществляется с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей детей и рекомендаций психолога. Изучение теоретических основ предмета проводится учителем в классе, а практическая часть программы проводится с группой учащихся в специально оборудованном кабинете СБО. Деление на группы позволяет каждому ученику под руководством учителя научиться применять полученные знания на практике, что облегчает подготовку к дальнейшей самостоятельной жизни воспитанников школы.
Специфической формой организации учебных занятий в школе являются коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия в начальной школе (I ступень обучения):

  • логопедические занятия,

  • лечебная физкультура (ЛФК),

  • развитие психомоторики и сенсорных процессов.

На коррекционные занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут.

Такие занятия необходимы для исправления недостатков речевого и психофизического развития школьников.

Логопедические занятия с учащимися проводит учитель-логопед 2 часа в неделю на каждый класс. Для занятий имеется специальный кабинет, который оборудован учебной и методической литературой, дидактическим и речевым материалом, настольными играми, игрушками. В кабинете имеется компьютер, диски с записями занятий и речевыми материалами.

На занятия по лечебной физкультуре отводится 1 час в неделю.

Занятия проводятся в спортивном зале. Для занятий ЛФК приобретен специальный инвентарь:

- индивидуальные гимнастические коврики,

- мячи гимнастические,

- мячи резиновые,

- скакалки.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов – 2 часа в неделю в каждом классе - проводят учителя начальных классов, имеющие специальное дефектологическое образование и педагогический опыт. Для проведения занятий учителями накоплен дидактический и раздаточный материал.

Группы учащихся для коррекционных занятий формируются после тщательной диагностики специалистов с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Коррекционные занятия позволят скорректировать недостатки речевого, психического и физического развития большинства учащихся начальных классов.
Решению образовательных задач способствует не только инвариантная часть учебного плана, но и вариативная часть-компонент образовательного учреждения.
В компонент образовательного учреждения включены предметы:

  • Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – со 2 по 9 класс – по 1 часу в неделю

  • Речь и культура общения – 6 класс, 1 час в неделю

  • Основы компьютерной грамотности – 7,8 классы, по 1 часу в неделю

  • Профориентирование – 9 класс, 1 час в неделю


Предметы компонента образовательного учреждения охватывают весь контингент учащихся школы (со 2 по 9 класс). I ступень обучения – 3 часа, II ступень обучения – 14 часов.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» введен с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся и внедрения навыков безопасной жизнедеятельности. Необходимость введения часов ОБЖ продиктована угрозой природных и техногенных катастроф, усложнением бытовой техники, увеличением количества автотранспорта.

Развитию коммуникативных качеств личности, формированию у учащихся норм этикета, культуры речи и правил эффективного общения способствуют занятия по программе «Речь и культура общения» (6 класс). Это курс поможет привить обучающимся коммуникативные навыки и нормы поведения.

Программа «Основы компьютерной грамотности» (7-8 классы) знакомит учащихся со средствами информации, развивает умение обращаться с компьютером, его основными программами; способствует развитию познавательной и мыслительной активности учащихся, дает знания о новых информационных технологиях и способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.

Программа «Профориентирование» (9 класс) знакомит учащихся с миром профессий, что поможет адаптироваться им в обществе, помогает осмыслить перспективы собственной трудовой и профильной деятельности, сформировать у учащихся психологический, профессиональный и личностный потенциал, помочь в выборе ПТУ соответствующего типа и профиля.

Освоение учащимися предметов компонента образовательного учреждения позволит им достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации, поможет в коррекции недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания, улучшит профессионально-трудовую подготовку и создаст условия для дальнейшего развития личности каждого воспитанника.
Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели. Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями умственно отсталых детей и подростков.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для общеобразовательных школ. Продолжительность урока 40 минут.

Учебная нагрузка каждого ученика состоит из часов, отведенных на базовый компонент, и из часов компонента образовательного учреждения. В сумме она не превышает максимально установленного объема учебной нагрузки для школьников.

По окончании 9 класса учащиеся сдают экзамены по профессионально-трудовому обучению и получают документы установленного образца об окончании школы.

Учебный план


Учебные предметы

Количество часов в неделю по классам

2

3

4.

2-4













9

6-9

2-9

Обучение грамоте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык

5

5

5

15

4

4

4

4

4

4

4

28

43

Чтение

5

5

4

14

4

4

3

3

3

3

3

23

37

Математика

5

5

6

16

5

5

4

4

4

4

3

29

45

Геометрия













1

1

1

1

1

1

1

7

7

История Отечества
















2

2

2

2

2

2

10

10

Обществознание

























1

1

1

3

3

Природоведение








































Биология













2

2

2

2

2

2

2

14

14

География













2

2

2

2

2

2

2

14

14

Музыка и пение

1

1

1

3

1

1

1

1










4

7

Изобразительное искусство

1

1

1

3

1

1

1

1










4

7

Физическая культура

3

3

3

9

3

3

3

3

3

3

3

21

30

Трудовое обучение

2

2

2

6

























6

Швейное дело



















8

0

10

10

11

39




Столярное дело













6

6

8

8/8

10

10

11

67

106

СБО













2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

14/14

28

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

2

2

2

6

























6

Ритмика

1

1

1

3

























3

Количество часов инвариантной части

25

25

25

75

31

31

33

33

34

34

34

230

305

Количество часов инвариантной части с учётом деления

25

25

25

75

33

33

43

43

46

46

47

291

366

Компонент образовательного учреждения (ОБЖ)

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

7

10

Компонент образовательного учреждения (профориентиро-вание)































1

1

1

Компонент образовательного учреждения (речь и культура общения)













1

1
















2

2

Компонент образовательного учреждения (Основы компьютерной грамотности)



















1

1

1

1




4

4

Итого часов вариативной части

1

1

1

3

2

2

2

2

2

2

2

14

17

Кол-во часов инвариантной и вариативной части

26

26

26

78

35

35

45

45

48

48

49

305

383

Максимальная нагрузка на 1 ученика

26

26

26




33

33

35

35

36

36

36







Логопедические занятия

2

2

2

6

























6

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

6

























6

Лечебная физкультура

1

1

1

3

























3

Кол-во часов инвариантной части

30

30

30

90

31

31

33

33

34

34

34

230

320

Кол-во часов инвариантной части с учётом деления

30

30

30

90

33

33

43

43

46

46

47

291

381

Кол-во часов вариативной части

1

1

1

3

2

2

2

2

2

2

2

14

17

ИТОГО

31

31

31

93

35

35

45

45

48

48

49

305

398

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:






Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.

Пояснительная записка к образовательной программе

Основная образовательная программа: 1 стр.