NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Отчет работы детских библиотек г. Юрги Сведения о цбс

Раздел 1. «Игрушки» (Для больших и маленьких)

Цитата:

Когда приходят взрослые

В игрушечный отдел,

Они смеются от души,

Совсем как дети-малыши,

Они по-детски ахают:

– Игрушки хороши!

А.Барто

Книги: издания стихотворений А. Барто из циклов «Игрушки», «Младший брат», «И снова для маленьких». Этот раздел выставки может быть также оформлен работами детей – книжками-самоделками по стихотворениям цикла «Игрушки».

Раздел 2. «Я расту!» (Стихи для тех, кто растет и радуется этому)

Цитата:

А я не знал, что я расту

Все время, каждый час.

Расту и в дождик, 

И в мороз, 

Уже я маму 

Перерос!

А. Барто

Книги: издания стихотворений А. Барто из циклов «Вовка – добрая душа», «Мы с Тамарой», «За цветами в зимний лес».

Раздел 3. «Труден бой с самим собой...» (Стихи для тех, кто подрос)

Цитата:

Если в сердце неурядица, 

Надо верить – все уладится,

И нередко так случается, 

Незаметно все смягчается.

А. Барто

Книги: издания стихотворений А. Барто из циклов «Почему телефон занят?», «Думай, думай...», «Подростки».

Раздел 4. «Всем детям ровесница» (О жизни и творчестве Агнии Барто)

Цитата:

Я истину сейчас установлю,

Не любим мы с тобой стихов унылых,

О, Агния, я так тебя люблю,

Что эпиграмму написать не в силах.

М.Светлов

Книги:

Барто А. Записки детского поэта. – М. : Советский писатель, 1978.

Барто А. Немного о себе // Барто А. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. – М. : Художественная литература, 1984. – С. 396–410.

Барто А. Немного о себе // Вслух про себя : сборник статей и очерков советских детских писателей. – М. : Детская литература, 1975. – С. 22–33.

Разумневич В. Улыбнись на счастье! : о стихах Агнии Барто. – М. : Книга, 1973. – 48 с. – (Советские писатели – детям).

Разумневич В. Всем детям ровесница // Разумневич В. Книги на всю жизнь. – М. : Просвещение, 1975. – С. 57–86.

Соловьев Б. Агния Барто : очерк творчества. – М. : Детская литература, 1971. – 240 с.

Агния Львовна Барто // Я познаю мир : детская энциклопедия. Литература. – М. : ACT, 1999. – С. 44–46.

Химика О.С. Поэзия доброты. – // Читаем, учимся, играем. – 1998. – № 8. – С. 121–123.
Направления:
2.4.1. Работа с дошкольниками
Библиотека-филиал №5 ведёт активную работу с дошкольниками. Посещают библиотеку дети из детских садов: №5, №10, №12, №13, №16, №33.Один раз в неделю библиотекарь приходит в детский сад № 12, №13 для организации внестационарного обслуживания. Всего обслуживается 60 детей.

В 2011 году библиотека-филиал № 5совместно с воспитателем МДОУ №13 Пикаловой Натальей Николаевной работает по программе развивающего чтения «С книжкой весело расти», которая рассчитана на два года.

Основная цель программы ввести детей в мир чтения, способствовать формированию устойчивого интереса ребенка к литературе. Библиотекари знакомят детей с творчеством писателей, проводят различные конкурсы, викторины, литературные игры, как в библиотеке, так и в детском саду, где они с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях по произведениям любимых писателей. «Великий сказочник» - литературный утренник, посвящённый Г.-Х. Андерсену, театрализованное представление «По следам Снежной королевы», литературная игра-путешествие «Незнайка и другие», выставка-обзор» Любимые писатели детства». Библиотекари организуют театрализованные праздники, развлекательные программы: «Будем весело шагать», «В гостях у сказки», «В гостях у почемучки»; кукольные спектакли: «Как Кот Котофеевич зайку обидел», «Пых», «Петрушка озорник», «Колобок».

Так, юные читатели стали активными участниками литературной игры «Всеми известная и всеми любимая» (к 105-летию поэтессы А. Барто) (См Приложение Папка 6). Цель мероприятия – познакомить с великой поэтессой и привить стремление к хорошим поступкам на примере героев ее стихов.

Библиотекари знакомили детей в форме игры с творчеством А. Барто. Затем юные читатели приняли активное участие в сценках «Мы с Тамарой ходим парой», «Звездочки на Земле», «Шефы», «Лешенька, Лешенька».

К мероприятию были оформлены книжные выставки «Наш лучший друг – Агния Барто» и выставка рисунков читателей «Мы любим и рисуем героев книг».

«Необыкновенное путешествие дошколят» (См Приложение Папка 7) - театрализованный праздник. Библиотекарь познакомила дошколят с правилами пользования библиотекой: как записаться в библиотеку, выбрать книги и вести себя на абонементе и в читальном зале. В пути они встретились с Вракой Забиякой, которая хотела испортить праздник и найти себе помощников. На помощь детям пришел клоун Смешинкин, сумевший спасти праздник. Вместе с веселым клоуном Смешинкиным ребята читали стихи, пели песни, танцевали, отгадывали загадки. В завершение праздника каждый юный читатель унес с собой заряд хорошего настроения, а также сладкие призы, предоставленные ТС «Снегири». Таким образом, в веселой, неназойливой сказочной манере мы надеемся преподнести детям радость общения с книгой. Все мероприятия дополняются показом слайдов, мультфильмами.
2.4.2. Краеведение
Существует ли краеведческий отдел или сектор, если нет, то сотрудник какого отдела занимается краеведческой работой
Работник читального зала занимается краеведческой работой

- Основные, приоритетные направления краеведческой работы (поисковая работа, литературное краеведение…)
Основное направление работы ЦДБ в 2011году-литературное краеведение. В рамках программы «литературная жизнь Юрги» был организован ряд мероприятий:

1. «Всемирный день поэзии» - встреча участников городских и районных литературных объединений в ЦДБ 21.03. В мероприятии приняли участие литературная студия «Свеча»; литературное объединение «Зеленая лампа», литературный клуб «Откровение» и районная литературная студия «Лира». Встреча заложила фундамент объединения городских и районных творческих объединений и положила начало выездным литературным мероприятиям.

Так 1 апреля в д. Талая юргинского района состоялась премьера книги В. Троценко «Я подарю тебе рассвет», на которой побывали и городские литературные объединения. Эта первая книга В. Троценко. Встреча получилась теплой и интересной. А 27 апреля состоялась премьера книги В. Грачевой «Мой край березовый» И Владимир Ефимович и Валентина Степановна - участники литературного клуба «Откровение». Для В.С. Грачевой ЦДБ подготовила видиопрезинтацию, рассказывающую о творческом пути автора. 27 мая в ЦДБ состоялась встреча, посвященная выходу сборника литературного клуба «Откровение» Сборник включает в себя произведения одиннадцати авторов Он издан на средства участников клуба. Среди авторов издания как известные в Юрге литераторы, так и молодые, начинающие авторы. Премьера сборника проходила в замечательной обстановке. Книги авторам вручал сказочный герой- Старик Хоттабыч. Закончилась встреча чаепитием и дружеским общением. 6 июня участники литературных объединений встретились вновь. На этот раз у памятника А.С. Пушкину, в день рождения поэта. И как обычно, звучали стихи, незабываемые выступления Почетного гражданина г. Юрги, заслуженного учителя РФ А.Н. Томышевой, членов Союза писателей Н. Сенн, Т. Колач, участников литературных объединений. Встреча освещалась юргинской студией телевидения.

18 октября всех участников литературных объединений пригласил Пушкинский музей при школе №6. Здесь прошел День лицея. Тема встречи - современная духовная поэзия. Участником встречи стал Председатель Кемеровского отделения Союза писателей Б. Бурмистров. Никого не оставили равнодушными стихи на духовную тему Т. Рубцовой, участников литературной студии «Свеча». А в последних числах октября всех собрала литературная студия «Свеча». В этот день были вручены членские билеты Российского Союза писателей Наталье Сенн и Татьяне Колач. Так насыщенно прошел год для юргинских литераторов и для организаторов литературных встреч. Впереди новый проект-подготовка к конкурсу имени Т. Рубцовой (январь 2012г).

В 2011 году ЦДБ приняла участие в городской краеведческой конференции «Живи, моя Юрга». Наградой библиотеке за участие в конференции стали материалы исследовательской деятельности ребят по истории города, пополнившие краеведческий фонд библиотеки: исследования творчества юргинских поэтов И. Деменкова, Т. Рубцовой, Н. Черкасова, краеведческое разыскание «Памятник- машина, установленный на площади у юргинского Машзавода», материалы об улице имени Героя Великой Отечественной войны Исайченко, об истории школы №8 и ее первом директоре, о юргинцах-детях войны (В.Ф. Титове, Фроловых) и др. Особую ценность представляют фото и видео-материалы, представленные на конференции. Мы получили возможность иметь все эти материалы в библиотеке в электронном виде.

Неизменной любовью посетителей читального зала пользуется выставка «Кузбасс и Россия». Оформленная с большой любовью, она содержит в себе много элементов бумажной пластики, На выставке представлен макет старинного сибирского острога, гербы России и Кузбасса, материалы по историческому прошлому нашего края и Кузбасс и Юрга литературные.
Кроме этого в ЦДБ была проведена книжная краеведческая выставка «Кузбасс - мой край, моя Россия», выставка книг юргинских поэтесс, посвященных дню матери «Любовь из маленькой руки», краеведческая викторина «Знай и люби родной городок» в клубе «Веселый совенок».

Основные направления краеведческой работы: организация встреч участников литературных объединений города и района, участие в издании коллективных и авторских сборников; проведение премьер книг местных авторов, сбор материалов о юргинских литераторах и создание тематических папок, выставок из цикла «Наши знаменитые земляки: Тамара Рубцова», «Творчество юргинских поэтесс» и др.

Основные направления работы по краеведению в библиотеке-филиале №5:

1.Литературное краеведение

Ежегодно в январе в библиотеке-филиале №5 проходит месячник краеведческой литературы. В рамках месячника для учащихся старших классов была оформлена развернутая выставка литературы «Юрга – мой город родной!», включающая в себя книги об истории своей малой Родины, книги прославленных юргинских писателей и поэтов, подборку газетно-журнального материала о Юрге, яркие фотоальбомы. В эти дни выдача краеведческой литературы значительно возросла. Книжные выставки не только привлекают внимание к представленным изданиям, но и активизируют познавательную деятельность читателей.

Также проводятся викторины «Край, в котором ты живешь», «Мой город Юрга».

Почти все детские библиотеки проводят мероприятия посвященные празднованию профессионального праздника – Дню шахтеров. В библиотеке-филиале №5 представлена книжная выставка «Шахтерским трудом гордится Кузбасс».

В октябре в библиотеке-филиале №5 была оформлена выставка «Вернусь звездопадом», посвященная удивительной женщине, с несгибаемой волей к жизни и оптимистическим характером нашей землячке, поэту и писателю Е.В. Дубро. На открытие выставки присутствовали учащиеся 6 класса школы №2. Библиотекарь рассказала об ее творческом пути, сопряженный с физическими трудностями, которые не сломили ее, а только укрепили дух и волю. Ребята читали стихи, обсуждали ее произведения. Такие выставки способствуют обогащению знаниями о славных людях города, вызывает гордость и уважение к таким личностям.
2.Поисково-краеведческая деятельность.
Сотрудники библиотеки-филиала №5 собирают, обрабатывают и сохраняют материалы об истории города Юрги, участников ВОВ, Афганской и Чеченской войн. В библиотеке-филиале №5 ведутся и собираются папки с газетными, журнальными статьями и другими материала.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки-филиала № 5:

  1. картотека вопросов и ответов по краеведению,

  2. тематические папки по материалам периодических изданий «Город мой любимый»,

  3. картотека газетно-журнальных статей «Земля Кузнецкая».

В библиотеке-филиале№8 краеведение одно из ведущих направлений в работе для формирования исторического и патриотического сознания детей. Краеведческая деятельность приобрела поисковый и творческий характер. В краеведческую работу пришли новые темы: церковное краеведение, русский усадебный быт, этнография, местный фольклор, записи рассказов старожилов.

  1. Мероприятия:

  2. «Родной земли очарованье» - Книжная выставка. Обзор у выставки.

  3. «Отечество мое – Юргинская земля» - Книжно-журнальная выставка.

  4. Обзор у выставки.

В то же время в этой работе достаточно проблем. Главная – это практически полное отсутствие детской краеведческой литературы. Приходится в работе с детьми использовать материалы для взрослых, написанные сухо и неинтересно. Большим спросом пользуются нами изготовленные информационные закладки, например «Здесь я живу!» с тематикой истории родного края. Информация подается в занимательной форме. Закладки раздавались на мероприятиях по краеведению. Катастрофически не хватает аннотированных, красочно оформленных библиографических пособий для детей по краеведению. Дети с трудом воспринимают обычные беседы, поэтому мы строим свою работу, используя элементы игры, творчества детей. Они не терпят скуки. Наш принцип не запоминание информации, а активное участие детей в процессе ее приобретения (отгадывание загадок и кроссвордов, интеллектуальные разминки, рисунки-подсказки и т.п.).

Осуществляемое в рамках краеведения литературное и художественное творчество (поделки, рисунки, самописные истории и т.д.) – привлекает детей возможностью проявить свою самостоятельность, возможностями наглядно представить результаты своих работ широкой аудитории. В фойе библиотеки мы постоянно проводим выставки творческих работ по краеведению воспитанников детских учреждений №36, 40, 42.

В следующем году мы планируем провести всю свою краеведческую работу в плане единой игры «Я – юргинец!». Быть юргинцем – значит любить свой город, знать историю своего края, города, своей семьи; делать что-то полезное для своего города. А игра – вечный спутник жизни, чудесное поле свободного творчества. Игра предполагает участие дошкольников и младших школьников в экскурсиях, выставках, праздниках. Игра будет проходить в течение учебного года в нескольких этапах, т.е. мероприятиях.
СПА: каталог, картотеки, библиографические указатели; пресс-папки; БД
Справочно-библиографический аппарат ЦДБ представляет собой краеведческую картотеку. Она состоит из двух частей: «Кемеровская область» и «Юрга».

Есть следующие тематические папки:

  • Памятники города Юрги

  • История нашего города

  • Стихи поэтов нашего города

  • Юргинцы в Великой Отечественной войне

  • Стихи о нашем городе

  • Экология Юрги

На краеведческую литературу всегда существует спрос, но не всегда мы можем удовлетворить его на основе своих фондов.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки-филиала № 5:

  • картотека вопросов и ответов по краеведению,

  • тематические папки по материалам периодических изданий «Город мой любимый»,

  • картотека газетно-журнальных статей «Земля Кузнецкая».

В читальном зале библиотеке-филиале № 8 постоянно действует

  • краеведческая картотека «Здесь я живу»,

  • картотека периодических изданий «Время читать…».


- Справочное обслуживание по краеведению


Кол-во выполненных справок по краеведению

287

Из них виртуальных

3

Кол-во отказов

7


Приведите примеры отказов:

1.Экология Кузбасса

2.Статистические данные Кузбасса
Краеведческие электронные издания:
1. Животные Кемеровской области: видиопрезентация [Электронный ресурс ]/МБУК «ЦБС г. Юрга». - Юрга: Центральная детская библиотека, 2011.-1электрон.опт.диск(СD-R): цв.

2. Иван Антонович Деменков: Литературно-краеведческое исследование: видиопрезентация [Электронный ресурс] /МБУК «ЦБС г. Юрга». - Юрга: Центральная детская библиотека, 2011.-1электрон. опт. диск (СD-R): цв.

3. «Мысль взволновано бьется» :Мотивы жизни поэта Т.Рубцовой : видиопрезентация [Электронный ресурс] /МБУК «ЦБС г.Юрга».-Юрга: Центральная детская библиотека,2011.-1электрон. опт. диск(CD-R): цв.

4. Премьера книги В.Грачевой Мой край березовый : видиопрезентация [ Электронный ресурс] /МБУК «ЦБС г. Юрга».- Юрга: Центральная детская библиотека,2011.-1электрон. опт. диск(CD-R):цв.
Буклеты:
21. Цена человеку [Текст]: буклет о творчестве Е.В. Дубро / МБУК «ЦБС г. Юрги»; Библиотека-филиал №5; сост. Л.В. Усольцева – Юрга, 2011. – 1л. – 6экз
Партнерские отношения
Список деловых партнеров:

1. Войнова Р.И.- воспитатель детского дома «Радуга»

2. Размарина Т.М. -библиотекарь шк.№14

3. Страдзе Р.И. -воспитатель интерната №13

4. Мачнова С.В. -старший воспитатель д/с №8 «Родничок»

5. Терлецкая Е.А. -руководитель театральной студии «Филипок»

6. Марамыгина Т.И. –домохозяйка.

7. Писарева А.П. -учитель шк№4

8. Уряднова О.В. -юрист.
2.4.3. Экологическое просвещение
В читальном зале ЦДБ ( Центральной детской библиотеке) была оформлена книжная выставка «Земля тайн и чудес» Цитатой к выставке стало стихотворение Дядиной Г.:

Всех планет, где жизни нет,

Мне не перечесть:

На Венере жизни нет

И на Марсе тоже нет,

На Земле лишь есть

Предназначен ей одной

Этот ценный дар-

И поэтому земной

Берегите шар!

Выставка раскрывает много земных тайн: «Тайны материков и океанов», «Загадочные растения и животные», «Удивительные открытия».Здесь можно найти и новейшие журналы «Детская энциклопедия : Океан. Тайны , которым нет конца»; «Ученые и изобретатели»; «Портрет земли»; «Русские имена на карте мира» и книги серии «Я познаю мир», «Почемучкины книжки» Всего на выставке представлено 25 экз. книг познавательного характера для ребят младшего и среднего школьного возраста.

Занятие в ЦПИ «Экологическая ответственность людей: «Госпожа природа» прошло 22 .02 для учащихся 4 класса школы №4 и 3.03 для ребят школы №3.

На занятии ребята узнали много нового и интересного о природоохранной работе в нашей области, о борьбе с лесными пожарами, о том, какое влияние оказывает на растительный и животный мир загрязнение окружающей среды. Ребята участвовали в различных викторинах и конкурсах, познакомились с книгами о нашем крае, о сохранение его природы. Всегда интересны встречи на природе .1.07 экскурсию на полянку «Цветочная почемучка» организовала Жданова Е.М. Ребята, узнали о растительном мире, окружающем нас, об особенностях роста и цветения отдельных трав. Практической частью экскурсии стал сбор лекарственных растений: листьев лопуха, тысячелистника, мать и мачехи, ромашки. Целебные свойства трав ребята решили проверить в домашних условиях. Библиотекарь рассказала, как правильно сушить и хранить лекарственные травы, чтобы они не теряли лечебных свойств.

В клубе «Веселый совенок» прошла осенняя викторина «Пора золотая» Дети читали стихи об осени поэтов-классиков. Ведущая познакомила ребят со всеми осенними месяцами, с народными приметами, с пословицами и поговорками об осени. Ребята прослушали сказки Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий», отгадывали осенние загадки, отвечали на вопросы викторины «Знатоки природы», приняли участие в играх: «Кто в мешке?», «Разрезные картинки», «Загадки-задачи» и др. Мероприятие закончилось чаепитием с домашним вареньем.

В своей работе библиотека-филиал №5 уделяет огромное внимание пропаганде литературы по экологическому просвещению, воспитанию экологической грамотности, любви к природе, оформлению книжных выставок, проведению экскурсий. Ежегодно в библиотеке оформляются книжные выставки «Листая календарь», где наряду с календарными и памятными датами размещается материал о каждом месяце года с его приметами и народными названиями, представляются пословицы и стихотворения, об этом периоде времени.

Библиотека-филиал №5 регулярно проводила «экологические десанты» по уборке прилегающих территорий.

В мае месяце прошла акция «Посади цветок на радость людям». (См Приложение папка 1). Напротив здания библиотеки была разбита цветочная клумба, которая привлекает внимание не только наших постоянных пользователей, но и остальных жителей города. Читатели библиотеки приняли активное участие по озеленению клумбы. Библиотекари подробно рассказали и показали, как обрабатывать землю, пропалывать траву и сажать цветы. Дети трудились с удовольствием, получили массу положительных эмоций. Как нам кажется, отсюда и начинается развитие любви к природе, к окружающей красоте. Внутри библиотеки созданы зеленые уголки из комнатных растений.

Весело и интересно прошел познавательный час «В гостях у природы» в театрализованной форме ребята узнали о вреде пожаров в лесу, загрязнении окружающей природы и смогли посмотреть экологическую сказку «Как колобок в лес убежал».

В октябре 2011 г. в библиотеке-филиале №5 прошло театрализованное мероприятие под названием: «Здравствуй, осень золотая!».(См Приложение папка 2).Началось мероприятие с познавательной беседы о приметах осени, художниках и поэтах которые рисовали осень и сочиняли стихи про осень. В гости к детям приходила Осень с Осенним дождиком. Которые загадывали загадки, пословицы, игры, зачитывались стихи. По окончанию мероприятия школьников угостили дарами осени: фруктами и орехами
Кто из нас не любит отдыхать на природе, купаться, собирать грибы или просто слушать пение птиц! Природа - наш друг, который нуждается в заботе. Но сегодня экология стала больной темой: ухудшается обстановка на планете, изменяется климат. И все чаще поднимается вопрос об охране окружающей среды, да и сама природа все громче заявляет о том, что нуждается в помощи, - катастрофами, ураганами, словно пытаясь сказать: человек, задумайся, остановись! И если мы не вспомним о том, что мир вокруг нас хрупок, что его надо беречь, последствия могут стать необратимыми. Поэтому работа детской библиотеки №8 по экологическому воспитанию поставлена так, чтобы научиться самим и научить своих читателей любить природу, уважать и охранять ее, и тогда она всегда будет радовать нас своими удивительными красками, звонкими голосами птиц, живительной прохладой родников и обилием лесных даров. Мы стараемся разрабатывать наши мероприятия по экологии на игровой основе, это более эффективно помогает детям усваивать различные понятия, вырабатывать соответствующие навыки экологически грамотного поведения и умения. В самой библиотеке созданы многие условия для формирования у детей элементов экологической культуры. В читальном зале и на абонементе оформлены постоянно действующие книжные выставки о природе, территория библиотеки озеленена различными породами цветов. Даже лестничный пролет и площадка, ведущие в библиотеку, оформлены с помощью ребят-читателей. Такая организация работы способствует реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, нравственного и ценностного. Используя различные виды игр, воображая ситуации и ролевые действия, дети учатся определять и называть признаки и народные приметы улучшения и ухудшения погоды, определять съедобные и несъедобные грибы, растущие на территории родного края; знакомятся с растениями и животными Красной книги, лекарственными растениями и т.д. особенный интерес вызвало занятие «Город, в котором я хотел бы жить». Где главной целью проведения было желание научить ребят развивать творческие способности по улучшению благосостояния своего родного города.
- «Путешествие в Птицеград», познавательно-развлекательная викторина.

- «Как звери лес спасали», познавательно-игровая программа.

- «К далеким берегам», иллюстрируемая книжная выставка-просмотр.

- «Лес встречает нас с тобой», летнее шоу-ассорти.

- «Байкал. Тайны озера», буклет.

- «Берегите Землю, берегите!», буклет.
Исследовательская работа
«Мы не гости на планете!» (Отношение родителей к проблеме экологического воспитания).

Вопросы анкеты:

1. Что такое экология?

  • Наука о природе

  • Не знаю

2. Есть ли у вас комнатные растения? Какие? Если нет, то почему?

  • Есть

  • Нет

  • Некогда ухаживать, аллергия

3. Есть в семье собака, кошка или другие животные?

  • Да

  • Нет

4. Посадили ли вы когда-нибудь дерево?

  • Да

  • Нет

5. Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки для птиц?

  • Да

  • Нет

6. Читаете ли вы ребенку книги о природе?

  • Да

  • Нет

7. Смотрит ли ваш ребенок телепередачи о природе, о животных?

  • Да

  • Нет

8. Любит ли ваш ребенок бывать в лесу?

  • Да

  • Нет

9. Часто ли вы бываете с ребенком в лесу?

  • Да

  • Нет

10. Знает ли ваш ребенок названия цветов, деревьев, ягод и т.д.?

  • Да

  • Нет

11. Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

  • Да

  • Нет

12. Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

  • Да

  • Нет

13. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

  • Да

  • Нет

14. Получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду или школе?

  • Да

  • Нет


Экологические знания нужны детям даже не сами по себе, а как основа поведения в различных, жизненных ситуациях. В настоящее время на фоне экологического неблагополучия отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. Именно поэтому мы решили выяснить отношение к проблеме экологического воспитания у родителей. Опрос проводился в форме анкетирования, в котором приняли участие 30 человек в возрасте от 25 до 45 лет.

Наше анкетирование показало, что мнения родителей разделились лишь по вопросу понятия «экологии» с научной точки зрения, на который затруднялись ответить большая часть наших респондентов (59% - это в основном домохозяйки). Зато по чисто практическим вопросам мнения были почти единодушными.
Судите сами:



№№

Вопрос

Есть

Нет

1

Есть ли у вас комнатные растения? Если нет, то почему?

27

3

2

Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

25

5

3

Посадили ли вы когда-либо дерево?

21

9

4

Мастерили ли вы когда-нибудь кормушки для птиц?

18

12

5

Читали ли вы ребенку книги о природе?

26

4

6

Смотрит ли ваш ребенок телепередачи о природе?

22

8

7

Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

30

-

8

Любит ли ваш ребенок бывать в лесу?

30

-

9

Часто ли вы бываете с ребенком в лесу?

21

9

10

Знает ли ваш ребенок названия цветов, деревьев, ягод и т.д.?

24

6

11

Рассказываете ли ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

22

8

12

Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным?

21

9


В первой части вопросов мнения разделились лишь в отношении кормушек для птиц, да и то видимо потому, что большая часть опрошенных были женщины. А вот по вопросам познавательного характера большая часть респондентов ответила утвердительно и это неудивительно, ведь читателями нашей библиотеки являются люди, для которых чтение, как для себя, так и для ребенка является насущной потребностью, что предполагает наличие определенного интеллектуального, духовного и нравственного багажа. Отсюда и приятный нашему библиотечному глазу позитив в предпочтениях наших маленьких читателей. Книгу предпочли читать 26%, а ТВ – 22%. И уж, конечно же, всем нам становится понятно, что если ребенок знает литературу о природе, то расскажет и стихотворение о природе, и отгадает загадки, а уж о своем домашнем любимце и говорить нечего!

Все тридцать человек на вопрос № 7 ответили утвердительно. И последние пять вопросов порадовали нас своими ответами. Ведь ни для кого не секрет, что увлечение наших россиян природой, садами, огородами сидит в нас на генном уровне. А вылазки на природу семьями – это стопроцентный позитив для всех опрошенных респондентов! Немножко подкачал ответ о познаниях нашей сибирской природы, но все равно 22% дали положительный ответ. Да и это вполне объяснимо. Сказывается наша чрезмерная занятость. Только 21% наших респондентов имеют возможность бывать на природе вместе с детьми. В заключении хочется сказать, что наше анкетирование имеет позитивный, добрый характер. Во все времена человек инстинктивно тянется к земле, как к матери, которая и накормит, и напоит, и успокоит. Даст силы и душевное равновесие. И в этом отношении наша работа в чем-то схожа с окружающей нас природой, в частности книга тоже имеет ярко выраженный библиотерапевтический характер. И видимо, неслучайно появилось такое направление в нашей работе, как библиотерапия.
Выводы: продолжать активную работу по экологическому воспитанию детей и по пропаганде литературы о природе.

Возможные массовые мероприятия:

«Неделя экологического творчества».

«Мы шагаем по дорожке» - экологическая тропа.

«Сказкотерапия о животных».

«Минута экологической доброты».

Углубленная работа библиотекарей с книгами экологической тематики повысила интерес у детей к творчеству писателей природоведов В.Бианки, К.Паустовского, В.Чаплиной, В.Дурова, которые учат любви к людям, птицам и зверям, к прекрасной родной земле. Информационным обеспечением данных мероприятий стали циклы постоянно обновляемых книжных иллюстрированных выставок «Мы друзья твои природа».
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направления
Уже несколько лет библиотека работает по программе «Мы – юные граждане России» В рамках программы в ЦДБ в 2011году прошел ряд мероприятий:

- Краеведческий урок «С малой Родины моей начинается Россия»( 19.01, 16 чел)

- Конкурсная программа «А ты защитишь отечество?» Ребята познакомились с историей Вооруженных сил России, узнали о проведении призывных компаний. Участвовали в конкурсах «Окажи помощь раненому», «спортивное соревнование»

- Краеведческий час «Слово о Юрге» (22.03,12 чел д/дом «Радуга»)

Знакомство с историей и культурой родного города воспитывает в ребятах гражданские чувства сопричастности, способствует сохранению исторической памяти нашего народа.

-Урок патриотического воспитания «Дети и война» (шк.№14, 3кл,13.05) был посвящен судьбам ребят в годы войны. Дети на фронте и в тылу, дети в концлагерях, дети, потерявшие родителей, дети, вынужденные стать взрослыми - это горькие страницы нашей отечественной истории. Вниманию ребят были предложены книги с выставок «Праправнуки солдат Бородино», «Кузбасс и Россия», фрагмент из фильма «Девочка из города» по книге Л.Воронковой.

- Конкурс чтецов «А музы не молчали» прошел в детском саду №33.в канун Дня Победы. Ребята читали стихи о войне, а библиотекари рассказали детям о жизни Юрги послевоенной; о создании мемориала павшим воинам в нашем городе. Все мероприятия, подготовленные по проекту несут большую смысловую нагрузку, направлены на воспитание в детях чувства патриотизма и любви к Родине, своему краю.

Кроме этого в ЦДБ была проведена акция «Держава армией крепка». В ходе ее проведения на старшем абонементе была оформлена книжная выставка «Держава армией крепка», на которой было представлено 25 книг по военно-патриотической теме. Составлен и распечатан буклет «С днем защитника отечества». Юношам с 9 по 11 классы были подарены 15 буклетов.

На младшем абонементе была оформлена книжная выставка «Была война…» у которой была проведена военно-патриотическая викторина «Что ты знаешь о ВОВ?».

Большая работа ведется в библиотеке-филиал №5 по патриотическому воспитанию. Ко Дню защитников Отечества оформляются книжно-иллюстративные выставки «Мы – Армия страны», «Служу России». В феврале прошла историко-патриотическая игра «Нашей Армии герои». В ходе игры ребята смогли принять участие в различных конкурсах и викторинах. Слайд-викторина помогла вспомнить защитников Отечества: А. Невского, А.В. Суворова, Н.Н. Раевского, Н.Ф. Гастелло. И в заключении ребята смогли посмотреть кукольный спектакль «Как Катя искала героя». Каждый год в мае месяце проводятся месячник военно-патриотических книг, оформляются книжно - иллюстративные выставки «Война. Народ. Победа», «Завтра была война» Ко дню памяти и скорби была оформлена книжная выставка «В сорок первом, на рассвете».

Также проходили уроки мужества по теме дети концлагерей «Ночь плачущих детей» с просмотром видеоклипа «Не отбирайте солнца у детей» . (См Приложение папка 4)

Многое исчезает с годами. Годы войны уходят от нас все дальше и дальше, вглубь прошлого. Но наша память хранит свято и сегодня каждый ее день, каждый ее год.

Наши дети очень любят спрашивать нас о прошлом, им нравится узнавать о том, что и как было до их появления. Мы много знаем о войне, чтим память павших и чествуем живых. Это легендарное поколение отдало своим потомкам все, что у них было, в том числе и свою жизнь. Но мы порой забываем, что живем уже в другой стране и в другое время. Практика показала, что дети читают литературу о войнах и сражениях, особенно мальчишки. Но каково же представление правнуков наших победителей о войне? В какой форме они лучше воспринимают героическую историю нашей Родины? И вообще: что наши дети знают о войне? Ответить на этот и другие вопросы нам помогло:
Анкетирование: «История войны глазами юных читателей».

Опрос проводился в преддверии праздника Великой Победы.

В анкетировании приняли участие 30 человек – учащиеся 5-9 классов.
Вопросы анкеты:

1. Великая Отечественная война в вашем понимании – это...

далекое прошлое;

великий подвиг России, который нельзя забывать;

гордость за свой героический народ;

скорбь по погибшим;

уважение к ныне живущим ветеранам и участникам войны;

ваше мнение.

2. Считаете ли вы, что Россия делает все возможное в моральном и материальном плане для участников и ветеранов Великой Отечественной войны? Если ваш ответ «нет», то напишите, что еще необходимо сделать...

3. Должна ли наша страна отстаивать интересы ветеранов войны, ущемляемые в зарубежных странах, например, в Латвии?

4. Есть ли среди ваших родственников живые или погибшие участники Великой Отечественной войны? Интересуетесь ли вы военным периодом их жизни?

5. Вы знакомитесь с материалами о Великой Отечественной войне...

только для выполнения школьных заданий;

для расширения кругозора, домашнего чтения;

в разных целях.

6. Откуда вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?

из книг;

газет и журналов;

школьных уроков;

теле- и радиопередач, кинофильмов;

рассказов ветеранов;

библиотечных мероприятий;

7. В какой форме информация о Великой Отечественной войне для вас наиболее понятна и интересна?

Вот основные результаты опроса:

1. 52% респондентов считают войну «великим подвигом народа», который нельзя забывать. В противовес 2% для которых война – «далекое прошлое».

2. Менее половины - 49% уч-ся, полагают, что на сегодняшний день наша страна сделала все возможное для наших ветеранов, большая же часть сводит поддержку к материальному фактору.

3. Более 60% согласны, что наша страна должна защищать интересы наших ветеранов за рубежом.

4. 64% опрашиваемых написали, что в их семьях есть погибшие и живые участники войны.

5. 59% респондентов необходима информация о войне только для выполнения школьных заданий, 28% используют ее для расширения кругозора, домашнего чтения.

6. Информация о войне черпается: из книг – 25%; телепередач – 20%; школьные уроки – 17%.

7. Наиболее доступная и интересная информация о войне, по мнению детей содержится: в рассказах участников – 31%; в книгах и фильмах по 20%.

Выводы:

- Для подрастающего поколения события ВОВ еще не потеряли своей значимости, и респонденты проявляют интерес к событиям той эпохи.

- Значительная часть опрашиваемых, что особенно отрадно для нас, считают книгу наиболее доступным и интересным источником информации о войне,

на втором месте – кино и ТВ.

- Для детей очень важно общение с живыми участниками войны.
Что же касается общего впечатления от исследования, то хочется сказать, что в некоторых случаях равнодушие и безразличие уже затронуло души и умы ребят. По-видимому, сказывается наша окружающая действительность. В дальнейшей работе чаще обращать внимание детей на бытовые подробности того тяжелого времени: рассказывать, как жили и работали в тылу, чем питались, во что одевались, какие тяготы испытывали. Использовать в работе предметы той эпохи: газеты, фотографии, письма, награды, то есть, как бы перекидывать мостик между прошлым и настоящим, чтобы каждый ребенок пропускал информацию о войне не только через ум, но и через сердце.
Провели следующие мероприятия:

- «Храбрые сильны вовеки!». Выставка-просмотр. Обзор у выставки.

- «Мы идем на космодром». Час рассказа.

- «За труды и Отечество». Книжная выставка ко дню памяти А. Невского. Обзор.

- «Ты тоже родился в России». Викторина.

- «Верить в Россию». Выставка-просмотр. Обзор у выставки.

- «Исконно-русская простота». Час рассказа о М. Ломоносове.

- «Отечество мое – Юргинская земля». Книжно-журнальная выставка.

- «Глашатай науки и прогресса». Выставка – портрет к 300-летию М. Ломоносова.

- «Сквозь ярость бурь». Познавательная программа.
2.4.5. Работа в дни каникул
В 2011 году библиотека – филиал №5 работала по программе занятости детей в каникулярный период Каникулы – без скуки! Данная программа разработана с целью организации и занятости детей в каникулярное время, каникулы должны быть для ученика периодом, когда через систему организованного досуга он получает новый заряд энергии. Программа «Каникулы – без скуки» отвечает ожиданиям школьников, их потребностям во время каникул. В ходе этой программы расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развиваются эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение. Эти результаты достигаются через игру, которая создает благоприятный микроклимат, способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей, побуждает к общению с миром прекрасного.
Зимние каникулы
В дни зимних школьных каникул в библиотеке-филиале №5 прошли мероприятия, посвященные Новому году и Рождеству. Дед Мороз со Снегурочкой приносит детям волшебство; неожиданные встречи с любимыми героями, веселые игры, хороводы около красавицы елки. Шумно и весело прошел новогодний праздник для детей из д/сада №33 и детей из школы №15.(См Приложение Папка 8) В сказочном царстве, заснеженном государстве случилось происшествие, о котором ребятам поведали снежинки. Сказочная атмосфера, присутствие Деда Мороза, ощущение праздника разрушили колдовские чары Бабы Яги, Кикиморы, Лешего. Дети не дали нечистой силе испортить праздник. Они пели, отгадывали загадки, читали стихи, играли в веселые новогодние игры: «Что весит на елке?», «Рукавичка». Со звоном колокольчиков к детям с большим мешком подарков приехал Дед Мороз со Снегурочкой. Праздник по-настоящему стал волшебным благодаря постоянному спонсору и другу детей предпринимателю Леонову А.Н. Все дети получили большие, сладкие подарки.

В дни зимних каникул для детей были проведены мастер-классы по изготовлению новогодних игрушек. Ребята принимали участие в литературных викторинах, веселых играх и конкурсах, познакомились с новыми книгами.
Весенние каникулы
Одна из главных задач, которую ставит перед собой детская – библиотека №5 – это развитие творческой личности, способной нестандартно мыслить, иметь воображение, живой, гибкий ум.

В дни весенних каникул в детской библиотеке царила радостная, творческая атмосфера. Продолжил свою работу «Мастер-класс» (декоративные украшения) под руководством педагога дополнительного образования ДЮЦ села Проскоково Лавровой Надежды Александровны. (См Приложение Папка 9)

Немного терпения, капелька фантазии и в руках у ребят не простые лоскутки, а прекрасная роза, настоящее произведение искусства.

Посещая занятия «Мастер-класса» дети поднимаются вверх по лестнице творчества, получают истинное удовольствие, радость, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками работы. Положительные эмоции, которые дети испытывают в библиотеке-филиале №5, благоприятно влияют как на учебный процесс, так и на общее развитие ребенка.

Учащиеся разных школ города, разных возрастных групп, сплотились в дружный коллектив с общими интересами и с нетерпением ждут каждое следующее занятие.

Благодаря новым техническим средствам библиотека-филиал №5 имеет возможность разнообразить занятие наглядными показами творческих выставок ребят. Большим спросом в библиотеке пользуется книжная выставка «Умелые руки – не знают скуки»
Летние каникулы
Детство - это самая лучшая пора в жизни человека. От того, как сложится детство у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь. Международный день защиты детей — один из самых любимых праздников, который отмечают 1 июня. Недаром и летние каникулы начинаются 1 июня, символизируя начало лета.

Каникулы - это всегда долгожданный праздник для детей, который длится целых три месяца. Счастливая, невозвратимая пора детства! Каждый взрослый вспоминает о ней с улыбкой.

1 июня в День защиты детей сотрудники детской библиотеки №5 подготовили развлекательно- игровую программу «Ура, каникулы!». Мероприятие проходило на площади возле памятника Ленину. В празднике приняли участие юные спортсмены из оздоровительного лагеря при детской спортивной школе (См Приложение Папка 10).

Все присутствующие смогли поиграть на улице Спортивной, поучаствовать в сказочной эстафете и в конкурсе на лучшего рыбака, принять участие в конкурсе на лучший рисунок на асфальте и создании общей картины «Здравствуй, лето», отгадать загадки о летних видах спорта. Затем праздник продолжился в детской библиотеке. Дети познакомились с книгами новых поступлений, поиграли в веселые игры, посмотрели мультфильмы. Праздник доставил ребятам веселье и радость. Благодаря помощи торговой сети «Снегири», все дети получили сладкие призы.

Организация летнего отдыха одно из приоритетных направлений деятельности библиотеки-филиала №5. Перед библиотекарями стоит задача как можно интереснее организовать досуг детей в летний период, поддерживать устойчивый интерес к книге и чтению. Театрализованное представление «В гостях у лета» подготовили сотрудники библиотеки-филиала №5 для своих читателей и детей из д/с №13. (См Приложение Папка 11). Во дворе была организованна площадка, где ребята отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки «Кто есть кто», «По лесным дорожкам», читали стихи о лете, участвовали в конкурсах, где требовалось узнать имя персонажа или вспомнить названия книг.

Закончился праздник показом кукольного спектакля «Петрушка озорник», при чем кукловодами выступили ребята постарше - читатели библиотеки.

Такой активный подход к пропаганде чтения давно практикуется работниками библиотеки и приносит свои плоды. Несмотря на существование многих источников информации, книга остается единственным средством развития не только воображения, но и мышления. Книга учит думать. Этим летом в библиотеке каждый смог найти себе занятие по душе: почитать и поиграть, послушать и посмотреть, научиться сочинять и мастерить. Малыши-дошкольники и младшие школьники все лето смогли слушать сказки и участвовать в своих любимых посиделках в Игровой комнате.

С детства мы знаем и любим чудесные сказки А.С. Пушкина, богатые словарным содержанием, поэтическими образами. Сказки благотворно влияют на развитие детей, учат любить и понимать поэзию А.С. Пушкина, оценивать поступки героев, делать выводы. В день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина традиционно в библиотеке-филиале №5 проводится праздник «В тридевятом царстве, в Пушкинском государстве». Много интересного ребята узнали о жизни и творчестве поэта, стали участниками конкурсов «Волшебный уголок», «Узнай сказку», «Герои сказок», разгадали кроссворд «Волшебство», совершили киноэкскурсию по сказкам А.С. Пушкина. (См Приложение Папка 12)
День города
Библиотека-филиал №5 ежегодно принимает активное участие в праздновании дня города. В этом году программа участия расширилась, кроме Петрушки – персонажа кукольного театра, появился новый персонаж Ерошка, вдвоем с Петрушкой они создавали такое веселое приподнятое настроение, что все присутствующие не могли удержаться от улыбок и смеха. Они призывали гостей, детей участвовать в шутливых розыгрышах, загадках, веселых играх, с шариками, мыльными пузырями. В конце Петрушка с Ерошкой предложили детям посмотреть кукольный спектакль «Два жадных медвежонка» по мотивам венгерской сказки, который был принят тепло (См Приложение Папка13).

Эти мероприятия привлекают в библиотеку новых читателей, популяризируют библиотеку, развивают и повышают читательскую активность детей, развивают их творческие способности.

Педагоги и родители в книге отзывов отмечают, что мероприятия проходят на качественном уровне.
Осенние каникулы


страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:





Сведения о цбс г. Юрги

Сведения: 5 стр.