Типовые инструкции по организации защиты объектов от угроз диверсионно-террористического характера на территории Челябинской области
9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГЛАВАМ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАССОВЫХ ПУБЛИЧНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ НА ОТКРЫТЫХ ПЛОЩАДКАХ
В условиях сохраняющихся террористических угроз наибольшую обеспокоенность правоохранительных органов вызывают массовые публичные акции, особенно рекламного и коммерческого характера, поскольку организаторы, как правило, не уделяют должного внимания вопросам обеспечения безопасности зрителей, устранению причин и условий, способствующих проведению террористических актов.
Органы внутренних дел области неоднократно привлекались к обеспечению безопасности массовых публичных мероприятий, в т.ч. на открытых площадках.
Следует отметить, что в соответствии с федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия…» (п. 4 ст. 5). Статья 7 уточняет: «уведомление подается в письменной форме» (пункт 1), в котором в числе других сведений обязательно указываются данные:
о месте проведения мероприятия, маршрутах движения и ожидаемой численности участников;
фамилия, имя и отчество организатора мероприятия, его месте жительства или пребывания;
фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Поступившие в органы местного самоуправления вышеуказанные сведения в кратчайшее время должны быть направлены в территориальные органы внутренних дел, для предварительной оперативной проверки и выработки соответствующих рекомендаций главам местного самоуправления, принимающих управленческое решение в вопросе согласования массового публичного мероприятия.
Целесообразно вопрос о согласовании проведения массового публичного мероприятия выносить на рассмотрение внеочередных заседаний антитеррористических комиссий муниципальных образований. В ходе этих заседаний имеется возможность всесторонне рассмотреть складывающуюся оперативную обстановку, оценить реальность угроз террористического и экстремистского характера, а также готовность взаимодействующих ведомств обеспечить безопасность участников массовых мероприятий и ход его проведения.
По результатам обсуждения на заседании антитеррористической комиссии муниципального образования (АТК МО) глава муниципального образования принимает управленческое решение – согласиться по существу уведомления с предложениями организаторов массовых публичных мероприятий либо, сославшись на коллегиальное мнение членов оперативного штаба (в т.ч. представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти), предложить организаторам изменить либо место проведения мероприятия, либо дату, время и т.п. Коллегиальное решение членов АТК МО, по сути, лишает организаторов повода оспаривать это решение и укрепляет властные полномочия главы исполнительной власти муниципальных образований.
При положительном решении о согласовании проведения массового мероприятия на внеочередном заседании АТК МО создается рабочая комиссия по обеспечению безопасности проведения массового публичного мероприятия, которую возглавляет заместитель руководителя АТК МО, начальник территориального подразделения органов внутренних дел. В комиссию входят руководители ведомств и служб, занятых в обеспечении данного мероприятия (ГО и ЧС, ЖКХ, здравоохранения, санэпиднадзора, транспорта, энергетики, торговли, общепита и т.д.), а также организаторы массовой публичной акции. Составляется план работы комиссии, предусматривающей периодические рабочие совещания, на которых осуществляется текущий контроль за ходом подготовки и оперативное реагирование на возникающие проблемные вопросы.
Работа комиссии АТК МО по обеспечению безопасности на подготовительном этапе направлена на решение следующих задач:
– отработку оперативного взаимодействия служб охраны общественного порядка и безопасности с территориальными формированиями Главного управления ГО и ЧС Челябинской области, центром медицины катастроф, специальных бригад скорой медицинской помощи, учреждениями, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль и других взаимодействующих ведомств;
– оперативную отработку взаимодействующими ведомствами мест проведения акции и окружающей территории с целью выявления и устранения причин и условий, способствующих проведению террористических актов либо созданию иных чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью участников акции или ее срыву;
– организацию единой системы связи и оповещения, как правило, на базе дежурных служб территориальных органов внутренних дел;
– организацию разъяснительной работы с населением (особенно с молодежью и подростками) о правилах поведения в многолюдных местах, обеспечивающих надлежащие условия для поддержания общественной безопасности;
– организацию оптимальных схем дорожного движения по дорогам общего пользования, находящихся в непосредственной близости от места проведения публичного массового мероприятия, предусматривающих предупреждение террористических угроз и иных чрезвычайных ситуаций, а в необходимых случаях, обеспечивающих беспрепятственный проезд спецтранспорта к месту происшествия;
– организацию мест автомобильных стоянок для участников и зрителей публичного массового мероприятия на расстоянии не менее 50-100 метров от места его проведения;
– определение мест дислокации спецавтотранспорта противопожарной службы, скорой медицинской помощи, спецподразделений милиции и аварийно-спасательных служб, обеспечивающих кратчайшее время их развертывания при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
– разработка планов действий и схем эвакуации участников и зрителей массового публичного мероприятия в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, а также размещение соответствующих указателей и трафаретов на месте проведения массового публичного мероприятия;
– проведение обучающих семинаров с персоналом, привлекаемым для обслуживания массового публичного мероприятия, о действиях в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств;
– организация надлежащего контрольно-пропускного режима с применением специальных технических средств, для выявления огнестрельного оружия, боеприпасов и иных средств террора;
– финансирование мероприятий по обеспечению безопасности массового публичного мероприятия.
Важным фактором обеспечения безопасности является привлечение к обслуживанию зрителей и участников массовых публичных мероприятий одних и тех же лиц, которые обладали бы достаточными профессиональными знаниями и навыками. В случае привлечения дополнительного обслуживающего персонала, целесообразно заблаговременно передавать их списки (по установленной форме) в территориальные органы внутренних дел. При этом желательно не допускать замену обслуживающего персонала, указанного в списках, особенно в день проведения мероприятия. Особого внимания требует контроль за представителями торговых организаций и пунктов общественного питания, размещаемых на прилегающей территории.
За день до начала массового мероприятия проводится заключительное заседание АТК МО, на котором подводятся итоги намеченных ранее мероприятий, обсуждаются нерешенные на подготовительном этапе проблемные вопросы. С учетом последнего обстоятельства и текущих угроз безопасности, определяются зоны повышенного оперативного внимания и характер дополнительных инструктажей конкретных категорий обслуживающего персонала, выполняющего свои служебные обязанности в «проблемных зонах».
Определяется необходимость организации оперативного дежурства в органе исполнительной власти муниципального образования, на территории которого проводится массовое публичное мероприятие. Координирующая роль на случай возникновения чрезвычайных ситуаций остается за дежурной службой территориального органа внутренних дел.
Установление готовности объекта к проведению массового мероприятия осуществляется по результатам оперативно-технического осмотра объекта специальными рабочими комиссиями.
В день проведения массового мероприятия, за два часа до его начала, руководитель АТК МО прибывает на место проведения и принимает доклады от руководителя рабочей комиссии по обеспечению безопасности проведения массового публичного мероприятия, при возникновении вопросов, требующих оперативного реагирования на месте ставится задача руководителю соответствующего ведомства, задействованного в обслуживании мероприятия.
Антитеррористическая комиссия муниципального образования должна принять решение, запрещающее на время проведения массового публичного мероприятия торговлю:
– алкогольной продукцей;
– товарами, расфасованными в стеклянную, металлическую и иную тару, которую можно использовать в качестве холодного оружия;
– петардами, ракетами, фейерверками и иными пиротехническими изделиями.
Кроме того, запрещается приносить на место проведения массового публичного мероприятия:
– алкогольные напитки;
– любые виды огнестрельного и холодного оружия или предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью граждан;
– петарды, ракеты, фейерверки и иные пиротехнические средства;
– огнеопасные и ядовитые растворы и вещества.
На органы местного самоуправления возложено привлечение к охране общественного порядка при проведении массового мероприятия представителей казачества, ДНД, студенческих и молодежных общественных объединений правоохранительной направленности и др.
Примечание:
Паспорт антитеррористической защищенности объектов возможных террористических посягательств – Приложение Д.
Акт комиссионной проверки состояния антитеррористической защищенности объекта – Приложение Е.
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по организации защиты объектов физической культуры и спорта
на территории Челябинской области от террористических угроз
и иных посягательств экстремистского характера
ВВЕДЕНИЕ
Антитеррористическая защита предприятия, учреждения, организации (далее – объекта) – комплексная задача. Это физическая защита самого объекта, его сотрудников и посетителей, оснащение объекта техническими средствами охраны и связи, взаимодействие его администрации и службы охраны с правоохранительными органами.
Целью данной типовой инструкции является упорядочение в крае деятельности по обеспечению безопасности объектов физической культуры и спорта от возможных террористических посягательств. Типовая инструкция по обеспечению безопасности объектов физической культуры и спорта носит общеотраслевой характер и подготовлена на основе обобщения ведомственных требований, с учетом федерального законодательства, нормативно-правовой базы Челябинской области, специфики деятельности в области физической культуры и спорта, а также накопленного практического опыта.
Типовая инструкция предназначена для использования должностными лицами учреждений и организаций физической культуры и спорта при разработке и внедрении технологий по организации защиты объектов физической культуры и спорта на территории Челябинской области от возможных террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера.
Типовая инструкция устанавливает единые подходы к обеспечению защиты объектов физической культуры и спорта, в т.ч. их инженерно-технической оснащенности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации на объекте.
Положения Типовой инструкции распространяется на объекты физической культуры и спорта на всей территории Челябинской области независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Положения Типовой инструкции не носят нормативно-правового характера, однако, будучи согласованными на межведомственном уровне, они позволят установить на территории области общие подходы к реализации мероприятий по антитеррористической защите объектов физической культуры и спорта, а также единые критерии оценки надежности этих мер, как для хозяйствующих субъектов, так и для контролирующих и надзорных органов.
Типовые инструкции для конкретных категорий объектов физической культуры и спорта подлежат согласованию с территориальными органами МВД Челябинской области, территориальными подразделениями УФСБ по Челябинской области, ГУ МЧС РФ по Челябинской области и утверждению руководителем объекта физической культуры и спорта.
Типовая инструкция по обеспечению безопасности объектов физической культуры и спорта разработана на основе Методических рекомендаций, подготовленных Челябинским юридическим институтом МВД России совместно с аппаратом Антитеррористической комиссии Челябинской области
при содействии:
– ГУВД по Челябинской области;
– УФСБ РФ по Челябинской области;
– ГУ МЧС РФ по Челябинской области;
– прокуратуры Челябинской области;
– рабочих групп Антитеррористической Комиссии по Челябинской области.
Организация пропускного режима
на объектах физической культуры
и спорта Челябинской области
1. На объектах физической культуры и спорта Челябинской области (далее – объекты), где проводятся учебно-тренировочные занятия, спортивно-массовые и зрелищные мероприятия с большим количеством населения, предусматривается пропускной режим, устанавливающий порядок доступа различных категорий граждан на данные территории, объекты и помещения.
2. Пропускной режим на объекты физической культуры и спорта Челябинской области организует руководитель данного объекта. Непосредственная ответственность за обеспечение пропускного режима на объект при повседневной деятельности и в дни организации и проведении спортивно-массовых и зрелищных мероприятий возлагается на должностных лиц, специально назначенных и введенных в штатное расписание учреждения, хозяйствующего субъекта, собственника данного объекта.
3. Организация пропускного режима на территорию объекта, обязанности должностных лиц, участвующих в обеспечении пропускного режима на объекты и охрану этих объектов (начальника охраны, старшего смены, дежурного вахтера, помощника вахтера, контролера, сторожа), их действия при выполнении служебных обязанностей, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, угроз террористических актов или других экстремистских угроз, определяются и прописываются в общей инструкции исходя из характера и специфики спортивной деятельности. Данная инструкция утверждается руководителем объекта и подлежит согласованию с территориальными (муниципальными ) органами МВД, УФСБ, МЧС.
4. Пропускной режим на территории объектов (на объекты) обеспечивается:
– созданием охраняемого периметра и контрольно-пропускного пункта (КПП) или постов на входах (выходах) территории объекта или самого объекта;
– организацией охраны территории объекта и самого объекта;
– оснащением их (территорий и объектов) инженерными и техническими средствами охраны;
– созданием бюро пропусков (назначением ответственного лица) и определением должностных обязанностей его работникам (ответственного лица);
– тщательным подбором персонала (ответственного лица), обеспечивающего работу бюро пропусков;
– организацией четкого разграничения лиц, посещающих объект, и установления порядка их пропуска на территорию объекта в служебное и нерабочее время, а также установление особого порядка пропуска на территорию объекта или объект при организации и проведении спортивно-массовых и зрелищных мероприятий;
– введением системы постоянных, временных, разовых и материальных пропусков (абонементов, билетов, удостоверений и т.д.), разрешающих право входа на территории и объекты. Определением порядка их учета, выдачи, замены, перерегистрации, возврата, уничтожения и их защиты от подделок;
– установлением специальных шифров, вкладышей, магнитных карт и других индификаторов личности, дающих обладателю право прохода на территории и объекты физической культуры и спорта;
– определением перечня должностных лиц объекта, имеющих право давать разрешение на выдачу документов соответствующего вида, дающего право прохода на территории и объекты;
– определением перечня предметов и вещей, разрешенных для вноса ( выноса), ввоза (вывоза) на территории и объекты;
-оборудованием на КПП (вахтах, постах, местах пропуска и т.д.) камер (мест) хранения личных вещей, внесение/вынесение, а также помещений для приема посетителей и мест переговоров посетителей по внутреннему телефону;
– проведением на КПП (вахте, посту, месте пропуска) организационных и технических мероприятий по предотвращению несанкционированного внесение/вынесение предметов, имущества и других средств, не имеющих отношения к проводящим работам и проводимым мероприятиям (досмотр вещей и ручной клади, изъятие предметов, запрещенных для проноса на массовые мероприятия, задержание лиц в нетрезвом или наркотическом состоянии, использование рамок металлоискателей и других технических средств, повышающих антитеррористическую защищенность объекта);
– выделением при необходимости на территории объекта локальных зон с обособленной охраной и ограничением доступа определенной категории лиц в данные зоны (котельные, насосные, лифтовые и другие инженерно-технические сооружения объекта);
– определением порядка въезда (выезда) транспортных средств на территорию объекта, оборудованием мест для стоянок транспортных средств, определением правил и порядка пользования стоянками для транспортных средств сотрудников объекта, посторонних лиц и посетителей;
– тщательной разработкой должностных (функциональных) обязанностей лиц, задействованных в организации и обеспечении пропускного режима на объекты физической культуры и спорта и его охраны;
– разработкой необходимой служебной документации и ее постоянным ведением в интересах персональной ответственности всех должностных лиц, обеспечивающих пропускной режим на объект и его охрану;
– своевременным и тщательным планированием перспективных, годовых, месячных планов по повышению защищенности объектов физической культуры и спорта от различного рода угроз;
– постоянным, действенным и объективным контролем за выполнением всех мероприятий пропускного режима и состоянием охраны объекта.
Требования к системе охраны объектов
Виды, система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 14.04.1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране», от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», руководящим документом МВД России РД 78.36.003-2002 г. «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.
Основными задачами охраны объектов физической культуры и спорта являются:
– защита охраняемых объектов, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений на охраняемых объектах;
– обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
– участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в т.ч. вследствие диверсионно-террористических акций.
Система охраны объекта включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне объекта. Она должна соответствовать технологическим особенностям охраняемого объекта, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО), обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.
Система охраны объекта строится эшелонированно: на подступах к нему (в охранной зоне, определяемой ведомственными регламентирующими документами), по его периметру, на КПП и на наиболее важных производственных (технологических) диверсионно-уязвимых участках, обеспечивающих устойчивое функционирование объекта.
Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны объекта.
Важная роль принадлежит системе профилактических мероприятий, которая, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности объекта, выделенных участков (зон); своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект.
2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА
2.1. Общие положения
2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.
2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану объекта.
2.1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств, в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.1.4. Охрана объектов может осуществляться милицейскими подразделениями вневедомственной охраны, сторожевыми подразделениями ФГУП «Охрана», сотрудниками ведомственной охраны, частными охранными организациями (ЧОО) (далее – наряд охраны) с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.
2.1.5. На объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать подразделение, которое осуществляет охрану собственного имущества.
2.1.6. Для несения службы по охране объектов подбираются сотрудники (работники) вневедомственной охраны, ведомственной охраны, частных охранных организаций, имеющие в случаях, предусмотренных законодательством, документы, подтверждающие их статус, прошедших соответствующую подготовку (переподготовку, повышение квалификации), а также годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.
2.1.7. В целях повышения уровня защищенности охраняемых объектов, а также в соответствии с законом или договором, наряды охраны могут применять огнестрельное оружие и специальные средства, находящиеся на вооружении, использовать технические средства охраны и иные средства, в т.ч. служебных собак.
2.1.8. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ТСО.
2.1.9. Руководитель объекта обязан:
– организовать охрану объекта и провести регулярную проверку организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;
– проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест. Разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО;
– составлять планы обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);
– обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;
– организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;
– обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;
– совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
– проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность), тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий;
– осуществлять внеплановые проверки несения службы сотрудниками охраны, в т.ч. в ночное время и выходные дни.
2.1.10. Обязанности сотрудника охраны объекта определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, разрабатываемых администрацией объекта с учетом Типовой инструкции. В них сотруднику охраны определяется:
– место несения службы;
– задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;
– порядок приема и сдачи поста, его особенности;
– список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками;
– порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта;
– порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта;
– порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений объекта, выведенных на пульт;
– порядок проверки исправности ТСО и связи;
– порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта;
– порядок действий при получении сигнала «Тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала объекта;
– порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел;
– порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы;
– порядок действий при проведении на объекте массовых мероприятий;
– порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима;
– время и место приема пищи.
2.1.11. Наряд охраны объекта непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда), в зависимости от ее вида.
2.1.12. На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь следующую документацию:
– должностную инструкцию (выписку из табеля постам, памятку) сотрудника охраны объекта;
– инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму;
– инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
– правила пользования техническими средствами охраны;
– журнал приема и сдачи дежурства;
– журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах»;
– журнал регистрации посетителей;
– журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта;
– другие необходимые документы по усмотрению руководителя объекта.
В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.
2.2. Организация службы по охране объектов
2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:
– пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией;
– охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (обучаемых, посетителей, участников спортивных мероприятий и т.п.), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;
– реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации;
– пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;
– участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в т.ч. вследствие диверсионно-террористических акций.
2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы, осуществляющей охрану объекта.
Условия и порядок применения огнестрельного оружия и специальных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Сотрудник охраны обязан при несении службы иметь при себе документы, подтверждающие его статус.
2.2.3. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны при территориальных органах внутренних дел, милиции общественной безопасности и криминальной милиции органов внутренних дел. должностные лица территориальных органов внутренних дел.
2.2.4. Контроль за несением нарядом службы по охране объекта осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями объекта в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.
2.2.5. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:
– знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;
– проверять организацию службы охраны объектов и исправность ТСО;
– получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объектов;
– давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений (подразделений) в пределах установленной штатной численности личного состава.
Результаты проверки организации охраны объекта, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом (Приложение № 7).
2.2.6. Органами исполнительной власти области – Постоянно действующей рабочей группой АТК КК по обеспечению антитеррористической защищенности объектов физической культуры и спорта области – в соответствии с планами-заданиями периодически проводится изучение состояния защищенности объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.
2.3. Обязанности сотрудника охраны объекта
2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит:
– проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта;
– проведение в установленном порядке досмотра (осмотра) вещей, задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти-ввезти (вынести-внести) оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, другие средства террора;
– контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на КПП;
– сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану;
– принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей на месте правонарушения с незамедлительной передачей в орган внутренних дел;
– ликвидация пожара, участие в предупреждении угрозы взрыва;
– прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.
2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:
– руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;
– правила внутриобъектового режима;
– структуру предприятия и режим работы его подразделений;
– образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;
– порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях;
– правила осмотра вещей, а также проверок вывозимого (ввозимого) груза;
– характерные признаки и места возможного сокрытия предметов, которые могут быть использованы для совершения террористического акта, в автомобильном транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;
– правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, а также средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;
– порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);
– правила техники безопасности и производственной санитарии;
– расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.
2.3.3. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:
а) при приеме (сдаче) дежурства:
– совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю учреждения (ответственному должностному лицу);
– ознакомиться с имеющимися инструкциями;
– уточнить систему экстренного вызова милиции, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализации, средств связи;
– принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи;
– с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.
б) во время дежурства:
– осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей;
– обеспечивать въезд (выезд) автотранспорта на территорию учреждения на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда;
– контролировать правомерность парковки автотранспорта на охраняемой территории;
– осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории учреждения согласно схеме-маршруту, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя учреждения или ответственное должностное лицо;
– вести журнал учета результатов несения службы и принятых мер, в котором отражать: кто нес службу, вид наряда, время несения службы, результаты осмотра территории учреждения – кому доложено; выявленные в течение суток нарушения или ситуации, вызывающие подозрения, – кому доложено и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности объектов учреждения – кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности – время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы – кто проверял, выявленные недостатки. В данном журнале может делаться отметка о приеме и сдаче дежурства;
– совместно с администрацией учреждения:
– контролировать обстановку в арендуемых в здании учреждения помещениях и на прилегающих к ним территориях;
– инструктировать работников учреждения о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов, мобильных телефонов, сумок, кошельков и т.п.;
– содействовать правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий на территории учреждения.
2.3.4. Сотруднику охраны запрещается:
– оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены;
– принимать от любых лиц какие-либо предметы;
– передавать или предъявлять кому бы то ни было огнестрельное оружие и специальные средства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
– допускать на охраняемый объект лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме;
– самостоятельно сдавать на ПЦО под охрану и снимать из-под охраны помещения объекта;
– сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера;
– разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.
2.3.5. При нападении на объект наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал «тревога» в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи.
После подачи сигнала «тревога» наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к объекту. По прибытии сотрудников милиции оказывает им необходимое содействие.
Персонал объекта по сигналу «тревога» прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:
– положение об организации охраны и защиты объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
– план охраны (по защите и прикрытию) объекта при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ и МЧС);
– инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с руководителем подразделения охраны и доводится всем сотрудникам объекта);
– инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
– должностные инструкции сотрудников подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством подразделения охраны);
– противодиверсионный (антитеррористический) паспорт объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями ОВД, УФСБ);
– схему оповещения сотрудников, задействуемых в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
– план обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
– перспективный план оборудования объекта инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (как правило, составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
– функциональные обязанности должностного лица учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта (подписываются руководителем учреждения).
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
УКРЕПЛЕННОСТИ ОБЪЕКТА
Инженерно-техническая укрепленность объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.
В необходимых случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения. По согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.
Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.
Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.
4.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта
4.1.1. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
4.1.2. На объектах, к которым предъявляются требования о запрете не санкционированного проникновения, должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объектов.
4.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажные здания, следует также устанавливать дополнительное ограждение.
Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.
4.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
4.2. Ворота, калитки
4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорожных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
На отдельных участках периметра и с внешней стороны ворот (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах – противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.
4.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.
Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.
Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
4.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота (запасные или аварийные калитки) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.
Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.
4.3. Контрольно-пропускной пункт
4.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта. Помещения (места) для выполнения служебных обязанностей сотрудниками охраны располагаются и оборудуются таким образом, чтобы обеспечивалось удобство выполнения ими своих обязанностей. В помещениях (местах) для выполнения служебных обязанностей должны находиться:
– технические средства приема сигналов оповещения населения;
– технические средства связи (телефон, тревожная кнопка, селектор);
– стенд с документацией службы охраны;
– резервный источник освещения;
– часы, наружный термометр, медицинская аптечка;
– уборочный инвентарь, урны;
– стол с закрывающимся на замок ящиком, необходимое количество стульев;
– закрываемый ящик для хранения ключей от служебных помещений, сдаваемых в конце рабочего дня ответственными лицами.
Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.
4.3.2. Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП оборудуется системой контроля допуска (турникетами). В случае если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.
4.3.3. Устройства управления механизмами открывания, прохода (проезда), охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.
4.3.4. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.
4.3.5. Места несения службы охранниками оброрудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.
4.3.6. В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:
– помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);
– камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;
– комнату досмотра;
– помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.
4.4. дверные конструкции
4.4.1. Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.
Входные наружные двери по возможности должны открываться наружу.
Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
4.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.
При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.
4.5. Оконные конструкции
4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в необходимых случаях оборудованы ТСО.
4.5.2. При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками, их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами.
Решетки должны иметь открывающуюся конструкцию и обеспечивать, как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.
При установке защитного остекления всех классов решетки, ставни, жалюзи и другие силовые элементы на окна могут не устанавливаться.
4.6. Другие технологические каналы
Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.
5. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
ОХРАННОЙ И ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
5.1. Защита периметра территории и открытых площадок
5.1.1. Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия вдоль периметра дорог, зоны отторжения, ее ширины.
5.1.2. Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной.
В необходимых случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.
5.1.3. Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.
5.1.4. Периметр с входящими в него воротами и калитками следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к ППК малой емкости или к пульту внутренней охраны, установленным на КПП или в специально выделенном помещении охраны объекта. Длина участка определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик аппаратуры, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности, но не более 200 м для удобства технической эксплуатации и оперативности реагирования.
Основные ворота должны выделяться в самостоятельный участок периметра. Запасные ворота, калитки должны входить в тот участок периметра, на котором они находятся.
5.1.5. В качестве пультов внутренней охраны могут использоваться ППК средней и большой емкости (концентраторы), системы передачи извещений (СПИ), автоматизированные системы передачи извещений (АСПИ) и радиосистемы передачи извещений (РСПИ). Пульты внутренней охраны могут работать как при непосредственном круглосуточном дежурстве персонала, так и автономно в режиме «Самоохраны».
5.1.6. На КПП, в помещении охраны следует устанавливать технические устройства графического отображения охраняемого периметра (компьютер, световое табло с мнемосхемой охраняемого периметра и другие устройства).
5.1.7. Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.
5.2. Защита здания, помещений
5.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т.п.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
5.2.2. Технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
5.3. Защита персонала и посетителей объекта
5.3.1. Для оперативной передачи на ПЦО ОВО или в дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры сообщений о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.
Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения».
Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, по возможности не заметных для посетителей.
5.3.2. Устройства ТС на объекте рекомендуется устанавливать:
– на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;
– у центрального входа и запасных выходах в здание;
– на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах);
– в кабинетах руководства организации;
– в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.
6. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ОХРАННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
6.1. Системы охранного телевидения (СОТ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение охранного телевидения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.
6.2. На объекте телевизионными камерами (ТК) следует оборудовать:
– периметр территории;
– КПП;
– главный и служебные входы;
– другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта или по рекомендации подразделения охраны.
6.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности ТК, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора ТК. При использовании СОТ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОТ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории.
При определении технических параметров части телевизионных камер, размещаемых на объекте (например, на входах в здания, проходах на территорию, путях въезда автотранспорта), следует учитывать, что получаемое с них изображение должно фиксировать детали, которые в дальнейшем позволят идентифицировать попавшие в зону наблюдения объекты (гос. номера автотранспортных средств, детали внешнего вида человека и т.п.).
Для записи телевизионных изображений должны применяться видеорегистраторы. Размещение видеорегистраторов на объекте должно осуществляться таким образом, чтобы доступ к ним был возможен только под контролем ответственного за охрану представителя руководства объекта. Время хранения видеоархива на видеорегистраторах определяется с учетом возникающих угроз и специфики охраны объекта, но должно составлять не менее одной недели.
7. ТРЕБОВАНИЯ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ
7.1. Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий.
7.2. Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
– подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
– трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
– включением аварийного освещения;
– передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и других местах);
– включением световых указателей направления и путей эвакуации;
– дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
8. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ОБЪЕКТА СИСТЕМОЙ
ОХРАННОГО ОСВЕЩЕНИЯ
8.1. Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТу 12.1.046-85.
8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, зоны отторжения, тропы наряда (путей обхода).
8.3. В состав охранного освещения должны входить:
– осветительные приборы;
– кабельные и проводные сети;
– аппаратура управления.
8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.
8.5. Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.
9. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВЫХ
СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
страница 1 ... страница 27страница 28страница 29страница 30страница 31 ... страница 34страница 35
скачать
Другие похожие работы: